VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Великая Отечественная Война в исторической памяти жителей города Бердска

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002021
Тема: Великая Отечественная Война в исторической памяти жителей города Бердска
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

                                                                               ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ 
                                                Зав. кафедрой отечественной и всеобщей истории
                                                                                         _________ О.М. Хлытина 
                                                ______  _________20___г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА БЕРДСКА  XXI В.

Выполнил студент группы: 502 
Светлана Валентиновна Иноземцева  _______   ____________________20____г.
Направление подготовки: 050100.62  Педагогическое образование 
Форма обучения: Заочная 
Руководитель:
д-р ист. наук, проф. Наталия Николаевна Родигина  ______ ________  20__г.
Консультант:
канд. пед. наук, проф. Ольга  Михайловна Хлытина ______  _________ 20__г.



Новосибирск 2017
      
     ОГЛАВЛЕНИЕ

Определения, обозначения и сокращения	3
ВВЕДЕНИЕ	4
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ У ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА БЕРДСКА
1.1.	Теоретические подходы к изучению образов Великой Отечественной Войны в исторической памяти……………………………………………….21
1.2.	Бердский художественно-исторический музей как институт формирования памяти о войне…………………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА БЕРДСКА……………………………………………………………..36
2.1.	Молодежные организации в процессе формирования памяти о Великой Отечественной Войне………………………………………………………….44
2.2.	Интернет ресурсы, как способ формирования трансляции памяти о Великой Отечественной Войне……………………………………………….52
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ……
3.1 Внеклассная деятельность по истории: общая характеристика…………..53
3.2  Методические материалы к внеклассному мероприятию, посвященному 
Великой Отечественной войне………………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	85
Приложения………………………………………………………………………87
     

Определения, обозначения и сокращения


   БХИМ - Бердский художественно-исторический музей - Муниципальное бюджетное учреждение «Бердский историко-художественный музей», Новосибирская область, г. Бердск, ул. Спортивная, 9.
   ВОВ - Великая Отечественная война - война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии, а в 1945 и Японии); решающая часть Второй мировой войны 1. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы. В бешеном ритме современной жизни, приоритеты в которой меняются, чуть ли не каждый день, часто забывается и ускользает что-то важное, прячась за повседневностью. Люди забывают о своих корнях, о великих деяниях и о невиданной силе воли русского народа. 
     Великая Отечественная война – это важнейшая и решающая составляющая Второй мировой войны – судьбоносное, для мира, событие XX столетия. Это не только кровопролитная война за свою Родину для народов Советского Союза. Впоследствии это и освобождение мира от тисков фашистского порабощения и геноцида целых народов. С точки зрения истории, Великая Отечественная война – это отдельная историческая эпоха, которая  вмещает в себя военные, идеологические, политические, психологические, социальные, экономические теории и практики. Историческая народная память о Великой войне  это не просто огромная ценность, это духовный капитал нашей страны. 
     Актуальность изучения исторической памяти определяется, прежде всего, тем, что она является основой национального самосознания, определяющего развитие любого народа и любого  государства. 
     Историческая память совершенно естественно входит в систему политического сознания общества, так как содержит в себе своего рода точку отсчета, в опоре на которую происходит процесс оценки настоящего и будущего. Таким образом,  любые реформы и преобразования, любой тип развития общества обычно определяется, объясняется и оправдывается событиями и явлениями, произошедшими в прошлом. Прошлое всегда присутствует в настоящем и отбрасывает тень на будущее в качестве неких положительных или отрицательных образов, и в связи с этим историческая память является неотъемлемой частью реального исторического процесса.
     Сточки зрения образовательного процесса, историческая память является личным источником знаний подрастающего поколения о событиях далекого прошлого. При правильно построенном образовательном процессе, с участием институтов сохранения и трансляции исторической памяти формируется ценностное отношение учащихся к изучаемому событию и его результатам. 
     Так и в маленьком сибирском городе Бердске, более 20 тыс. человек 2 из которого ушло на фронт, погрузив город в тоску войну. Но с тех пор прошло уже более 70 лет, и для представителей молодежи это война, событие прошлого века. Задача современного поколения бердчан, любым путем сохранить память о тех людях, что уходили на фронт, трудились на заводах, в совхозах и колхозах в годы войны.
     Моя выпускная квалификационная работа интересна еще и с методической точки зрения, т.к. изучение темы Великой Отечественной войны в школе имеет огромный воспитательный потенциал. И для того чтобы память о страшных событиях не угасала учителя говорят о ней не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности а также берут ее за основу  внеклассных мероприятий.
     Для меня тема «Великая Отечественная война в исторической памяти» представляет особый интерес, так как я работаю учителем в вечерней школе и формирование у учеников патриотизма и нравственных ценностей, является темой моего самообразования. Хочу отметить, что при работе с детьми девиантного поведения очень важную роль играет воспитательный характер мероприятий. Поэтому большой приоритет я отдаю проведению внеклассных мероприятий. Не смотря на сложность мотивации к участию, мне все же удавалось заинтересовать ребят. Мной было разработано и апробировано два сценария проведения исторических вечеров в школе, которые были посвящены памяти о Великой Отечественной войне.
     Следует отметить, что с каждым годом  участников Великой Отечественной войны и тех, кто столкнулся с ней « глаза в глаза» становится все меньше и поэтому необходимо память о ней сохранить «живой» для будущего поколения. Тем более  что на современном этапе победу нашего государства стараются занизить, а на телевидении и в СМИ можно встретить ложные, искаженные факты.
     Таким образом, тема моей выпускной квалификационной работы является актуальной  не только с исторической, но и с методической точки зрения. 
      Историографической базой работы являются труды признанных исследователей исторической памяти, таких как Алейда Ассман3, Морис Хальбвакс4, Пьер Нора5, Поль Рикер6. Отсюда был, почерпнут материал по основным принципам формирования исторической памяти в целом, и в частности о войне. Значительную часть списка использованной литературы занимают публикации российских ученых в научных журналах. Данные научные работы позволили сформировать более целостную картину по всем рассматриваемым вопросам, сравнить состояние исторической памяти о Великой Отечественной войне в городе Бердске с общероссийским уровнем.
      Исследование исторической памяти в контексте социальной памяти было основано на монографии известного французского социолога Мориса Хальбвакса «Социальные рамки памяти»7. В своей работе автор рассматривает неизбежный переход от индивидуальной памяти к социальной, а также проблематичность и противоречивость перехода от социальной памяти к коллективной. 
     Одним из первых, написавших рецензию на «Социальные рамки памяти» был историк Марк Блок. По его мнению,  монография богата новизной идей, но в ней недостаточно конкретно показан механизм передачи коллективной памяти  – он рассматривается лишь на уровне целостных групп, между тем во многих случаях он реально представляет собой коммуникацию между индивидами8.
     Так же М. Хальбвакс в работе «Коллективная и историческая память» подробно рассказывает о групповой памяти 9. Автор пишет о том, что в обществе еще не принято говорить о коллективной памяти. Люди привыкли считать память индивидуальной характеристикой. Однако автор подчеркивает, что человеку свойственны два вида памяти: не только индивидуальная, но и коллективная. При этом индивидуальная память может основываться на коллективной памяти, черпать дополнения, отдельные моменты и встраивать в собственную структуру. Отличие коллективной же памяти в том, что она не смешивается с индивидуальной памятью каждого человека, она развивается по - своему пути.
     Однако М. Хальбвакс указывает, что индивидуальная память не изолирована. Она вступает в контакт с коллективной памятью. Человек часто обращается к чужим воспитаниям, чтобы восполнить пробелы  в своей памяти.
     Далее автор обращает внимание на формирование содержания коллективной памяти. Он пишет, что человек о событиях запоминает не только даты и цифры, она формируется вместе с образами и впечатлениями, эмоциями, формируя целостное представление. Если даже сам человек не принимал непосредственного участия в прошедших исторических событиях, которые есть у него в памяти, он может их сформировать посредством некоторых объектов (кинофильмов, литературы, музейных экспонатов) или обратиться к коллективной памяти. 
     М. Хальбвакс говорит о понятии «историческая память» как  не очень удачно сформулированном. Дело в том, что «история» и «память» – это в некотором роде несопоставимые понятия. История опирается лишь на подтвержденные факты, а память – это субъективное представление о прошлом. Также отличие  истории от коллективной памяти в том, что история едина, а коллективная память имеет несколько видов.
      Книга Алейды Ассман «Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика» позволила рассмотреть влияние факторов мемориальной культуры и политики на историческую память народов 10.
     В своем исследовании автор предприняла попытку систематизировать различные точки зрения о формировании социальных представлений о прошлом, о том, как люди воплощают свои способности запоминать события или предавать их забвению. Воспоминания людей становятся отражением их культурного контекста. Практическим материалом, на котором строится изложение книги Алейды Ассман, является историческая эпоха XX века11.
     Анализ самой влиятельной концепции коллективной памяти в Германии (А.Ассман) представлен в статье Т.В. Пушкаревой «Проблематика исторической памяти в современной Германии: научная теория и социальная практика». По мнению автора с работами Алейды Ассман связаны наиболее упорные и развернутые попытки теоретически обосновать применение понятия « коллективная память» в исторических, философских и социологических исследованиях 12.
     Опираясь на социологию памяти Хальбвакса, французский историк Пьер Нора выдвинул, проект изучения «мест памяти» который был реализован в коллективном издании «Франция-память»  П.Нора, М. Озуф и др.13
     В данной работе авторы исследовали проблематику мест памяти. Пьер Нора пишет, что появление мест памяти связано с тем, что памяти социальных групп (автор приводит пример памяти крестьянства) больше не существует. Под местами памяти подразумеваются музеи с культурно-историческими ценностями, документы, памятники архитектуры.
     П. Нора также  отдельно рассматривает память нации и королевскую память. Королевская память сформировалась главным образом на основе личностей королей, и вместе с  памятью национальной – в местах, символизирующих правление монархов. Такими местами автор называет Версаль, Лувр и другие.
     В книге выдающегося французского философа Рикера Поля «Память, история, забвение»14с точки зрения феноменологической герменевтики, которую автор исследовал долгие годы, рассматриваются проблемы истории в контексте человеческой субъективности явлениями памяти и забвения. Данная проблематика вошла во все три части труда Поля Рикёра. В первой части раскрывается феноменологический анализ памяти, во второй - эпистемология истории, в третьей– герменевтика исторического состояния, а также забвение, один из символов отношения человека ко времени.
     П. Рикёр отметил некоторое преувеличение значения социальных рамок памяти над ее индивидуальной составляющей в выводах, сделанных М. Хальбваксом. Рикёр справедливо, на наш взгляд, корректирует вывод Хальбвакса, акцентируя его же выражение, не вынесенное в резюме: «Каждая индивидуальная память является точкой зрения 15 16 17 на память коллективную... эта точка зрения меняется в зависимости от занимаемого мной места. это место само меняется в соответствии с отношениями, которые я поддерживаю с другими социальными кругами»17.
     Возникает вопрос, как же формируется историческая память? По мнению философа В. В. Панкова, «историческая память – это фактор, обеспечивающий идентификацию политических, этнических, национальных, конфессиональных групп, формирующегося у них чувства общности и достоинства»18.
     Л. П. Репина утверждает, что «характерная для социальной (групповой) памяти избирательность (тенденциозность) действует от ситуации настоящего – через идеал “светлого” будущего (в той или иной его версии) или, напротив, из страха перед ним, рождающего ностальгический культ “славного” прошлого, – к образу минувшего, соответствующего заданной исторической траектории»19. Репина продолжает: «При таком “встречном” движении речь может идти как о сознательной манипуляции прошлым со стороны власть предержащих или их оппонентов, так и об эффектах коллективного бессознательного»20.
     Е.И. Красильникова в своей монографии « Помнить нельзя забыть» отмечает, что особенно перспективным является изучение кульминационных точек истории, ее переломных периодов, всегда отмеченных высоким общественным интересом к прошлому, острыми политическими дебатами, конкуренцией социально-политических проектов и «позиционной войной» в историографии 21.
     В статье «Историческая память, история и истина» А.Л. Никифоров22 раскрыл следующие вопросы: Какую роль в сохранении исторической памяти играет наука история? Какова природа исторического знания? Память о прошлом любой социальной группы =«социальная» память; самосознание каждого племени, народа, нации; роль исторической памяти проявляется в периоды резких перемен; сохранение исторической памяти и др.
     В монографии А.В. Святославского «История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов»23представлено комплексное изучение проблем культуры памяти, в том числе проблемы формирования исторических образов и намеренного увековечения. Также описана история отечественной мемориальной культуры. Автор подробно исследовал память как социокультурное явление (т.н. memorystudies) с точек зрения отечественных и зарубежных ученых. 
     В статье Н.А. Кочеляевой «Взаимодействие механизмов памяти и забвения в исторической перспективе»24рассмотрены феномены забвения и памяти в культуре. Автор рассматривает забвение как средство формирования новой культуры, новой идентичности, а также проблемы принудительного забвения. Автор описывает «трудные места» памяти и как оттуда можно получить сведения. Данное исследование основывается на взаимосвязи коллективной памяти и восстановление исторической справедливости.
     В диссертационном исследовании В.В. Нурковой «Культурно-исторический подход к автобиографической памяти»25рассмотрена концепция автобиографической памяти, основой которой послужил культурно-исторический подход.
     Многофакторный анализ точек зрения о прошлом в первый раз в исследовательской практике рассмотрен в монографии "Феномен прошлого"26. Кроме  теоретических статей, представлены исследования образов прошлого, формируемых в рамках истории и других наук.
     Также понятие историческая память было раскрыто благодаря таким авторам как Е.А. Ростовцев (статья «Музеи и историческая память в современной России»)27, В.А. Климов (статья «Историческая память как фактор социализации (генеалогический  аспект)»28, проблема музея в контексте исторической памяти изучена с учетом точек зрения на эту проблему авторов Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук «Музеи и историческая память в современной России»29.
     Политические аспекты исторической памяти также рассмотрены в работе Т.В. Евгеньевой и А.В. Селезневой «Политические представления в контексте исторической памяти: обращение к прошлому в контексте кризиса идентичности»30.
     Тема запечатления исторической памяти в памятниках культуры и музеях получила широкое исследование в работе А.М. Кулемзина «Методика сохранения и использования памятников истории и культуры: учебное пособие»31. В своей работе автор подробно рассматривает вопросы охраны и использования различных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В этом труде А.М. Кулемзин систематизирует все имеющиеся данные по методам и практике сохранения различных видов памятников культурного наследия. Также в пособии приводится информация о международной правовой системе охраны культурного наследия. 
     Особый интерес представляет  электронный журнал «Гефтер»,32 в котором публикуются материалы, посвященные исторической памяти. В разделе «Карта памяти» представлены статьи о воспоминаниях участников различных исторических событий.
     Историческая память молодежи как особенное явление исторической памяти исследована с точки зрения Кулиш В.В. в статье «Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи»33. Также историческая память молодежи рассмотрена в работах Положенцева И.В., Кащенко Т.Л. «Феномен исторической памяти и актуализация личной исторической памяти студентов»34; Силкова К.А., Плешкова И.А.  «Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной молодежи»35.
     Историческая память о войне рассмотрена также на основе статьи  Поршневой О.С. «Феномен исторической памяти о войне»36.
     Историческая память россиян рассмотрена на основе исследований Афанасьевой Л.И. и Меркушина В.И. «Великая отечественная война в исторической памяти россиян»37.
     Редкие эпизоды войны были рассмотрены в статье Катионова О.Н., Родигиной Н. Н., Смагина Р. Ю. «Редкие и малоизвестные эпизоды Великой Отечественной войны в памяти потомков ее участников: к постановке проблемы»38.
     Особо стоит выделить книгу «Бердск воевал. Книга памяти г. Бердска» под ред. А.В. Михальцова»39, отражающая суть исторической памяти города. Эта книга о бердчанах, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны, она также содержит списки погибших, старые фотографии.
     Также исторический аспект города Бердска представлен в книге Сметанина Е.Н. «Бердск: Краткий исторический очерк»40. В данной книге рассматривается история создания города, основных предприятий.
     Литература по методике преподавания истории использовалась следующая: «Методика обучения истории» авторов Барабанов В.В., Лазукова Н.Н., Ванина Э.В.41; «История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие»/ О.Ю. Стрелова, Е.Е.Вяземский 42; Богатикова О.Л  «Внеклассная и внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС»43.
     В данной литературе описаны особенности преподавания истории на внеклассных занятиях в условия принятия ФГОС. Внеклассная деятельность занимает особое место в преподавании истории: она способствует повышению уровня познавательной деятельности учащихся, приобщает их к изучению истории.
      Проблематика изучения памяти представляет научный интерес для многих исследователей. Феномен памяти и забвения рассматривается с точки зрения таких наук как философия, социология, психология, история.  
     В сборник Ю.Петрова «Великая Отечественная – известная и неизвестная: историческая память и современность»44вошли материалы международной научной конференции, которая была посвящена  70-летию Великой Победы. В данном сборнике представлены труды ученых – историков не только из России, но и из Китая, США и других стран. Главные общие идеи публикаций – оценочные факторы экономики в Великой Победе, проблематика исторической памяти о войне, успехи ученых-историков в попытках ее сохранить, освободительная миссия Красной Армии в 1944–1945 гг. в Европе и на Дальневосточном театре войны.
     Работы по исследованию исторической памяти регулярно публикуются в журнале «Историческая экспертиза». К. А. Пахалюк рассматривает в своей статье историческую память японцев о событии в Хиросиме: «Хиросима: от стратегии развития города к глобальной культуре памяти»45.
     С точки зрения анализа исторической памяти о Великой Отечественной войне, представляет интерес статья профессора МГИМО Михаила Юрьевича Мягкова, который представил 15 уроков, которые, по мнению автора, должно вынести мировое сообщество из событий Второй мировой войны46.
     В сборник статей «Гражданская идентичность и внутренний мир российских немцев в годы Великой Отечественной войны и в исторической памяти потомков» вошли статьи, посвященные различным аспектам исторической памяти: В.М. Кириллов «Историческая память и самосознание российских немцев (по материалам источников личного происхождения)»47; Т.Б. Смирнова « Воспоминания российских немцев о войне (по материалам этнографических экспедиций)»48; А.Н. Блинова «Память о трагическом прошлом, ее сохранение и трансформация в поколениях семей этнических немцев Западной Сибири49; О.В.Байкова «Российские немцы в Вятлаге (1942–1947 гг.)», (из воспоминаний очевидцев)50; Г.О. Гамм о некоторых стереотипах, сложившихся в российско-немецкой публицистике по теме «Российские немцы в годы Великой Отечественной войны»51.
     Статьи профессиональных историков вошли в антологию журнала "AbImperio" и "Нового издательства" - сборник «Империя и нация в зеркале исторической памяти»52.
     Издание «Память о блокаде: свидетельства очевидцев и историческое сознание общества»53включают  результаты исследований Центра устной истории Европейского университета в Санкт-Петербурге "Блокада в судьбах и памяти ленинградцев" и "Блокада Ленинграда в коллективной и индивидуальной памяти жителей города" (2001-2003), которые посвящены систематизации образов ленинградской блокады в общественном сознании жителей Ленинграда послевоенного времени. Данные материалы подкрепляет статья с интервью людей, переживших блокаду и их потомков.
     В книге Николая Копосова «Память строгого режима. История и политика в России»54представлена эволюция коллективной памяти об исторической политики России. Фокус внимания нацелен на оценку обществом советского периода. Прослеживается отношение к Сталину  в разные периоды времени у разных поколений, рассмотрено формирование мифов о войне. Затронута тема подъема исторической памяти о Великой Отечественной войне в конце XX - начале XXI века. Наряду с анализом исторической памяти о войне, автор предлагает возможность законодательного закрепления понятия исторической истины.
     Особое направление анализа – исследование новых дискурсивных практик, которые родились благодаря юбилейной кампании. Глобальный комплексный анализ позволяет сформировать репрезентативное представление о том, насколько эффективной как для власти, так и для ее оппозиции стало празднование 70-летия Победы.
     В статьях сборника «Сохранение культурного наследия и проблемы фальсификации истории»55рассматриваются проблемы взаимосвязи культурного наследия и культурной памяти, место культурного наследия в культуре постмодерна, механизмы и способы сохранения культурного наследия. 
     Совокупность статей сборника Марьясис Д.А, Карасовой Т.А. «Палестина и Израиль от Второй мировой войны до наших дней»56представляет собой исследование событий, которые происходили на протяжении долгого периода. В данном сборнике рассматриваются проблемы исторической памяти израильтян, нации, которая потеряла когда-то свои корни, но не потеряла память. Изучение исторической памяти данного народа представляет большой исследовательский интерес.
     В книгу Калашникова М. «Обрывки памяти. Рассказы о войне» вошли истории о людях, кто прошел все войны за последний сто лет – от Первой мировой войны до войны в Южной Осетии. Основное внимание уделено Великой Отечественной войне. Данные материалы являются «живой историей» для исследования исторической памяти57.
     В сборнике «Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне» представлены материалы, посвященные вкладу сибиряков и сибирских воинских формирований в победу в Великой Отечественной войне, социокультурному и экономическому потенциалу Сибири, образам войны в литературе, науке и искусстве и военно-патриотическому воспитанию58.
     Представляет интерес сборник материалов форума в честь 70-летия победы59. В него вошли исследования, описывающие участие сибиряков в Великой Отечественной войне, их воспоминания, а также статьи, посвященные формам и методам мемориальной деятельности в современных школах, практике реализации программ воспитания гражданственности, военно-исторических реконструкций среди детей и молодежи.
     Таким образом, на основе анализа степени изученности проблемы исследования, можно сделать вывод, что общие и частные аспекты исторической памяти исследованы множеством автором с точек зрения различных наук. Однако, рассмотрение исторической памяти в контексте населения малых городов, найдено лишь в единичных упоминаниях. Таким образом, изучение исторической памяти жителей небольших городов Сибири, представляет собой научную новизну исследования.
     Объектом исследования является историческая память молодежи  города Бердска начала XXI века. 
     Предметом исследования является представление о Великой Отечественной войне в исторической памяти жителей города Бердска.
     Территориальные рамки исследования ограничиваются городом Бердском. 
     Временные рамки настоящим, то есть поколением людей проживающих в городе в настоящее время. 
     Внушительную часть источниковой базы составил фактический материал, вокруг которого и строилась работа в целом. Это, прежде всего статьи и заметки в местных средствах массовой информации города Бердска, таких как «Свидетель. Бердск» и «Курьер. Среда. Бердск». Активно использовались тематические Интернет-ресурсы, например сайт БХИМ, отдела культуры г. Бердска, отдела по делам молодежи г. Бердска.  Кроме того представлен материал с различных сайтов по краеведению, в частности  посвященных истории Бердска. Достаточно большой объем информации был почерпнут с краеведческого портала Центральной детской библиотеки г. Бердска, посвященного Великой Отечественной войне.
     Так же, специально для данного исследования автором был проведен социологический опрос на улицах г. Бердска, для определения состояния исторической памяти населения, с разбивкой на возрастные группы. 
     Научная новизна работы заключается в предпринятой попытке исследования малоизученной сферы духовной жизни населения г. Бердска – его  исторической памяти  и в попытке содействия в развитии духовной жизни учащихся с помощью внеклассной деятельности.
     Методические разработанные внеклассные мероприятия, посвященные теме Великой Отечественной войны, будут способствовать формированию исторической памяти учащихся, а также развивать в них патриотизм и культурные ценности. Для проведения внеклассных мероприятий используются фрагменты писем с войны, стихи и песни, посвященные Великой Отечественной войне и другие художественные и педагогические приемы.
     Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы, а также методическая разработка внеклассных занятий могут быть использованы учителями при изучении региональной истории в школе на уроках истории Сибири, при проведении предметной недели по истории.
     Структура работы включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. 
     Во введении поставлены цели и задачи работы, определены объекты и предметы исследований, актуальность. 
     Первая глава посвящена институтам формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне у жителей города Бердска. Здесь рассматриваются как теоретические вопросы изучения исторической памяти, так и такой классический инструмент ее формирования как музей. 
     Вторая глава посвящена вопросам функционирования исторической памяти молодежи. Внимание в этой главе уделено молодежным организациям, таким например как поисковые отряды, а также такому неизменному спутнику современной молодежи как Интернет-ресурсы, рассматривается их роль в формировании исторической памяти о Великой Отечественной войне. 
     Третья глава посвящена внеклассным мероприятиям по истории. В первом параграфе рассмотрены общие вопросы организации внеклассных мероприятий по истории. Во второй главе представлены два сценария внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной Войне: «Во имя жизни на Земле» и«Фронтовые письма из 40-х», апробированные на базе вечерней школы.
     В заключении даются заключительные положения и выводы по работе.
     Список использованных источников включает в себя 40 наименований. В приложении размещен цифровой материал и некоторый фотографический материал, ссылки на который приведены в тексте работы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ	 ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ У ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА БЕРДСКА 
     
1.1. Теоретические подходы к изучению образов Великой Отечественной Войны в исторической памяти
     
     С конца 80-х годов ХХ в. научные метафоры «историческая память» и «культурная память» прочно вошли в понятийный аппарат общественных и гуманитарных наук, что автоматически разрешает говорить о выделении целого направления, связанного и с изучением исторической и культурной памяти – memory studies и даже о «memory boom», охватившем все гуманитарные науки 60.
     Общество, на современном этапе развития, предпочитает  отодвинуть на второй план межрелигиозные, межконфессиональные и социальные конфликты, а на первый план выступают конфликты исторического наследия 61.
     Историческая память это сложное социокультурное явление, можно даже сказать, что феномен. Так как она включает в себя комплекс представлений, воспоминаний и оценок выдающихся событий и личностей 62.
     Начало изучению и пестованию  memory studies положили французские интеллектуалы в 1986 г. в связи с празднованием юбилея Великой Французской революции, под редакцией Пьера Нора начался выпуск многотомного издания «Места памяти» («Lieux de mаmoire») 63.  В 1987 г. Морисом Хальбваксом, была выпущена монография «Социальные рамки памяти», работа была написана для придания нового импульса жизни, оставшимся в живых, после Первой мировой войны, людям 64. Поль Рикёр в своем фундаментальном труде 2000 г. «Память, история, забвение» рассматривал проблему исторической памяти, уделяя особое внимание манипулированию памятью 65.  В 2003 г. эту традицию подхватили в Германии («Deutsche Erinnerungsorte») 66. А. Ассман в настоящее время является наиболее цитируемым исследователем вопроса изучения исторической памяти. Обращаясь  к ее работе «Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика», встречаем в ней следующую идею, вокруг которой и строится исследование. Так Ассман (2014) пишет; «в современных научных исследованиях памяти доминирует проблема прошлого как конструкта, который создается человеком в зависимости от его актуальных возможностей и потребностей. Слово «тень» в заглавии книги подчеркивает, напротив, аспект несвободы последующих поколений от травматического прошлого и невозможности обходиться с ним по своему усмотрению» 67. 
     Данная мысль приводит к пониманию того, что историческая память народа напрямую зависит от культурного, социально-экономического и политического, развития общества и в некоторой степени обусловливает его. Изменение исторической памяти осуществляется в процессе смены исторических эпох, поколений 68. При этом народ не свободен от штампов наложенных временем, так например, в вопросе изучения Великой Отечественной войны все немцы, априори, «плохие», так как они враги и пришли на нашу землю поработить нас, а все советские воины «хорошие». Хотя у истории нет черной и белой стороны, в основном преобладает сторона серая, промежуточная. Существует великое множество историй, как немецкие солдаты спасали голодающих русских детей, естественно такие факты долгое время были «табу», для рассказа их широкой публике. Но было наложено «табу» и на другие факты, о том как, например русские офицеры составами переправляли из Германии предметы роскоши и искусства, для использования их в своих домохозяйствах. Так вот в эпоху СССР этого рассказывать не стоило, а во время гласности, свободы слова и пересмотра многих аспектов истории в РФ, подобные откровения даже приветствуются. 
     Если делить историческую память на составляющие, то согласно Ассман (2014), можно разделить на индивидуальную, социальную, коллективную, политическую и культурную. Индивидуальная и социальная память имеют биологическую  основу, а коллективная политическая и индивидуальная культурная память имеют под собой основу символическую 69. 
     Индивидуальная память – это «память трех поколений», после их смены воспоминания рассеиваются, но они являются решающими для ориентации человека во времени и фактах 70.
     Социальная память «заразительна»,  и носит «межпоколенческий»  характер, поскольку трансляция устного предания осуществляется непосредственно через воспоминания старших членов семьи. В свою очередь, культурная память «инициационна», имеет «транспоколенческий» характер. Коммуникация, при трансляции культурной памяти, опосредована символами, знаками, ритуалами, монументами, памятными датами и прочими событиями и их трактовкой, отмеченными «реперными точками» в пространстве и календарными «вехами» во времени. Политическая память включает в себя память национальную. Культурная память предстает в двух формах – функциональной (кратковременной, «оперативной») и накопительной (долговременной). Передача содержания функциональной памяти происходит за счет символических практик (канонизация артефактов и ритуалы, т. е. «колеи», берущие начало в прошлом и уводящие в будущее), а архивации содержания накопительной памяти способствует консервация материальных носителей «следов прошлого» в музеях, библиотеках, специализированных хранилищах 71.
     Из всех перечисленных видов памяти, лидирующая роль в сохранении исторической памяти принадлежит функциональной культурной па.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44