VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Увеличение действенности бюджетных расходов.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001556
Тема: Увеличение действенности бюджетных расходов.
Содержание
   Введение


   Увеличение действенности бюджетных расходов является одной из важнейших задач, заслуживающих внимание органов государственной власти и местного самоуправления. Её роль неоднократно возрастает при надобности снабжения прозрачности бюджетного цикла и подотчетности деятельности органов исполнительной власти перед обществом за осуществление государственной политики в той сфере ведения, за которую они ответственны.
   С задачей построения целостной системы оценки результативности расходов бюджета встречаются правительства стран по всему миру. Нередко это связано в результате периода финансовой нестабильности, наметившейся тенденцией увеличения расходных обязательств государства при уменьшении доходов бюджета. В подобной ситуации использование указанной оценки разрешает выявить наименее результативные курсы государственных расходов, а также вероятный потенциал по увеличению их результативности.
   Организация экономического роста является одной из главных функций государства, эффективное выполнение которой во многом зависит от успешного решения проблем, касающихся формирования и использования бюджета государства, оптимизации расходов бюджета – как главного средства проведения фискальной политики, которое оказывает влияние путем спроса и предложения на институты государства всех степеней. Следовательно, исследования, направленные на группирование подходов к оцениванию качества выбора ориентаций прогресса в соответствии с бюджетом, обозначения приоритетов государств, а затем и формирования, планирования расходов бюджета на периоды, а также последующей оценки действенности их исполнения – являются важными.
   Цель настоящего дипломного проекта - анализ путей результативного и целесообразного израсходования средств бюджета и совершенствование его затрат.
   Для достижения результата были установлены следующие задачи:
   1.Провести мониторинг расходной части республиканского бюджета республики Казахстан за 2012-2014 годы
   2.Провести анализ действенности государственных затрат и их воздействие на экономику Республики Казахстан
   3.Выявить трудности и перспективы, связанные с формированием и расходованием республиканского бюджета республики Казахстан 
   Объект анализа – Республиканский бюджет Республики Казахстан за 2012-2014 годы.
   Предмет анализа – эффективность расходов республиканского бюджета. 
   Теоретической и методологической основой послужили научные труды Казахстанских ученых - экономистов, внесших существенный вклад в решение теоретических и прикладных проблем формирования инвестиционного процесса в Казахстане, а также систематизированные материалы по публикациям периодической печати, таких как Мельников В.Д., Кучукова Н.К., Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Ильясов К.К., Утибаев Б.С., Жунусова P.M., Жусупова А.К.
   Данная курсовая работа состоит из введения, литературного обзора по данной теме, методологии исследования, непосредственно анализа, интерпретации результатов, предложений по повышению эффективности расходов республиканского бюджета Республики Казахстан,  заключения, списка использованной литературы и приложений.


   1.Обзор литературы  
   
   
   Значительное место отводится изучению проблемы эффективности расходов республиканского бюджета в литературе. В многочисленных работах существует множество мнений ученых, которые, обобщая свой опыт, пытаются ответить на вопросы о результативности расходования бюджетных средств и повышении их эффективности.
   Данная проблема особенно актуальна на современном этапе развития мировой экономики, т.к. глобальный экономический кризис коснулся и Казахстана. 
   В многочисленных исследованиях подчеркивается, что результативность затрат бюджета имеет как экономическую, так и социальную составляющую. Социальный эффект имеет назначающее значение при создании государственной бюджетной политики, но справедливо замерить его почти невыполнимо. 
   Переходя к вопросу об эффективности расходов республиканского бюджета в Казахстане, необходимо отметить, что увеличение результативности затрат бюджета есть одна из важнейших задач, стоящих перед государственными и местными органами в целях преодоления кризиса и поддержания экономического благосостояния. 
   Гульжана Карагусова, Председатель комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента, в своем выступлении на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте Казахстана, сказала, что несмотря на множество различных бюджетных поправок, в правительственных отчетах сумма в от 30 до 40 миллиардов тенге в любом случае не осваиваются, что свидетельствует о низкой дисциплине бюджета, о том, что бюджетные заявки не проработаны. В первую очередь, это регламент. 
   Казахстанский экономист, директор Центра макроэкономических исследований, Олжас Худайбергенов, обобщая свой опыт, придерживается мнения, что много затрат государства нацелены на долгосрочный эффект. Во-первых, это затраты, направленные на человека (здравоохранение, образование, искусство и культура), которые представляют собой вклад в будущее. 
   Более того, Айдар Алибаев, председатель Финпотребсоюза, придерживается мнения, что расходы государства  несут огромное количество  последствий. Эти последствия непосредственно являются частью результативности расходов, не требующих учета. Однако, в силу многочисленности и сложности они трудно поддаются прогнозированию.
   Генеральный директор компании ТОО «Almagest», Айдархан Кусаинов, член российской и казахстанской ассоциаций независимых директоров, считает,   для снабжения результативности расходов бюджета необходимо соблюдать ряд положений, таких как: 
   -максимальная абстракция расходов;
   -прозрачная конкурсная основа при отборе программ;
   -отсутствие устойчивого характера расходов;
   -открытость и доступность для общественного мониторинга программ расходов открытыми.
   По нашему мнению, эффективность распределения бюджетных средств во многом определяет общее благосостояние страны и экономики. 
   То есть, мы согласны с мнениями различных ученых, экономистов и аналитиков, приведенных выше, что эффективность расходов государственного бюджета помогает стране поддержать производство и экономику в целом с наименьшими издержками.
   Таким образом, исходя из проведенного обзора литературы, мы можем заключить, что проблема результативности траты средств из бюджета  широко распространена для множества государств в мире, как и для Казахстана, учитывая нестабильность цен на нефть и мировым кризисом. Более того, наблюдается рост проблем, связанных  с управлением рациональности применения средств бюджета и резервов государства в целях поддержки национальной валюты и макроэкономики. 
   Это обуславливает необходимость усиленного контроля эффективного расходования бюджета государства. 
   
   
   
2.Методология исследования
   
   
     Теоретической и методологической основой при исследовании и составлении отчета о производственной практике являлись исследовательские работы ученых Казахстана - экономистов, внесших значительный вклад в разрешение различного рода вопросов создания инвестиционного процесса в Казахстане, а также систематизированные материалы по публикациям периодической печати, таких как Мельников В.Д., Кучукова Н.К., Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Ильясов К.К., Утибаев Б.С., Жунусова P.M., Жусупова А.К.
     Необходимо подчеркнуть, что в нынешнем опыте финансовых органов используется анализ исполнения бюджетных показателей. Соответственно, чтобы проанализировать  бюджет были использован конкретный инструментарий.
      Во-первых, был применен метод группировки для составления таблиц при использовании цифровых данных из годовых отчетностей об исполнении республиканского бюджета за 2012-2014 годы, отраженные на официальном сайте Министерства финансов Республики Казахстан. Далее на их основе автором были созданы таблицы, использованные в работе для проведения аналитических расчетов, обнаружения направлений развития различных явлений и их взаимосвязи.
      Более того, в ходе исследования эффективности республиканского бюджета преимущественно использовался сравнительный метод анализа, а именно:
      -горизонтальный (сопоставление показателей республиканского бюджета за отчетный и предыдущие годы)
      -вертикальный (определение бюджетной структуры, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты)
      -трендовый анализ (выявление направлении	 изменения показателей бюджета, сопоставление плановых и фактических параметров). 
      Для изучения организационных документов, структуры и специфики деятельности Комитета казначейства Республики Казахстан были использованы:
      -Положение о Комитете казначейства Министерства финансов Республики Казахстан
      -Правила ведения бюджетного учета
      -закон о республиканском бюджете
      -Послание Президента Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года
      -стратегия «Казахстан 2050 Путь молодого поколения» 
      -годовой отчет об исполнении республиканского бюджета за 2012-2014 годы.
      Анализ исполнения бюджета включает:
      -анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
      -анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;
      -анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства.
      Использование комплексного бюджетного анализа дает возможность получить требующиеся данные представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в привлечении бюджетных ресурсов, увеличения действенности при их использовании, усиления контроля за их освоением.



     3 Анализ  исполнения республиканского бюджета РК  за 2012-2014 годы 

   3.1 Анализ расходной части республиканского бюджета за 2012-2014 годы

   Деятельность бюджета, связанная с развитием и применением централизованного фонда денежных средств государства, случается посредством особенных экономических форм – зачислений и расходов бюджета. Они формулируют некоторые этапы стоимостного распределения. Обе категории непредвзяты, как и сам бюджет, и имеют характерное общественное предназначение: доходы снабжают государство нужными денежными средствами, расходы разделяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными надобностями.  
   Расходы бюджета – затраты, выражающие экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средства государства по различным направлениям для выполнения государством своих задач. Следовательно, прогнозы расходов республиканского бюджета предусматриваются в соответствии с приоритетными направлениями развития государства. 
   Согласно стратегии «Казахстан-2050 Путь молодого поколения», важнейшие ориентиры формирования социальной сферы до 2050 года обозначены в определенных индикативных цифрах: «Наша главная цель - социальная безопасность и благополучие наших граждан. Это лучшая гарантия стабильности в обществе». Казахстан будет страной с доминирующей долей среднего класса. Следовательно, преобладающей функциональной группой затрат на среднесрочный период являлась группа «Социальная помощь и социальное обеспечение», на долю которой в среднем приходится 22% всех затрат. 
   Ключевым звеном работы государства является создание максимально благоприятных условий для развития казахстанского бизнеса, главным образом, малого и среднего, поэтому наряду с условно финансируемыми расходами, в составе прочих расходов преобладают целевые трансферты областным бюджетам на развитие инженерной инфраструктуры в рамках Государственной программы «Развитие регионов» на сумму почти 13 млрд. тенге и целевые текущие трансферты на поддержку частного предпринимательства в регионах в рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» на сумму 13 602,2 млн.тенге. 
   Затраты на общественный порядок ,образование и здравоохранение составляют 8-9%,, т.к. эти направления очень  значимы и во многом определяют уровень жизни жителей. Согласно стратегии «Казахстан-2050» третьим приоритетным направлением развития для вхождения в 30-ку самых развитых государства стала наукоёмкая экономика. Создание такой экономики основывается на повышении потенциала отечественной науки. По данному направлению следует  совершенствовать законодательство по венчурному финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок.  
   Транспорт и коммуникации(6-7%) и оборона(6%) занимают четвертое место по затратам, т.к. к 2050 году города и населенные пункты  должны связывать качественные дороги и скоростные маршруты всех видов транспорта. 

   Таблица 1 – Состав и структура затрат исполненного республиканского бюджета, тыс. тенге

Показатели
2012
2013
2014

сумма,
млрд.
тг
уд.
вес,
%
сумма,
млрд.
тг
уд.
вес,
%
сумма,
млрд.
тг
уд.
вес,
%
II Затраты
5 259,4
100
5 700,8
100
6 471,1
100
Государственные услуги общего характера
245,0
4,66
285,7
5,01
391,6
6,05
Оборона
324 7
6,17
388,1
6,81
413,0
6,38
Общественный порядок
461,9
8,78
508,7
8,92
477,6
7,38
Образование
438,9
8,35
453,2
7,95
464,5
7,18
Здравоохранение
453, 0
8,61
499,3
8,76
641,6
9,92
Социальная помощь и социальное обеспечение
1 144,2
21,75
1 260,9
22,12
1 441,7
22,28
Жилищно-коммунальное хозяйство
217,9
4,14
244,4
4,29
283,3
4,38
Культура, спорт, туризм и информационное пространство
93,6
1,78
93,8
1,65
106,2
1,64
Топливно-энергетический комплекс и недропользование
111,7
2,12
102,8
1,80
94,8
1,47
Сельское хозяйство
224,1
4,26
183,9
3,23
161,0
2,49
Промышленность
12, 3
0,23
15,2
0,27
22,3
0,34
Транспорт и коммуникации
368, 9
7,01
384,0
6,74
474,4
7,33
Прочие
152,5
2,90
237,2
4,16
288,6
4,46
Обслуживание долга
129,7
2,47
177,2
3,11
231,9
3,58
Трансферты
880,6
16,74
865,8
15,19
978,0
15,11
Составлена автором на основе  Отчетов об исполнении республиканского бюджета за 2012-2014 годы

















     Основным внешним фактором, оказывающим влияние на экономику Казахстана, является динамика цен на нефть и металлы на мировом рынке, которая имела разноплановую тенденцию в 2013 году. По данным Всемирного банка мировая цена на нефть сорта Brent в среднем в 2013 году составила 110 долл. США за баррель. Мировая цена на медь в 2013 года составила 7539,6 долларов США, алюминий – 1918,3 долл., цинк – 193,6 долл., железо – 137 долл. В 2014 году отмечается снижение цен на металлы, несмотря на некоторый их рост в начале года. В январе-июне 2014 года мировая цена на медь составила 6 912,7 долл. США или снизилась на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, на алюминий – 1 754,7 долл. США (снизилась  на 8,5%), на железо – 111,5 долл. США (снизилась  на 18,6%). Цена на цинк увеличилась на 5,8% и составила 2 048,7 долл. США.
     Более того, в 2014 году в целях поддержки социально-уязвимых слоев населения проектом республиканского бюджета предусмотрено увеличение ежемесячной надбавки в размере 10%  к должностному окладу гражданских служащих в сумме 63,5 млрд. тенге, размеров пенсионных и государственных социальных выплат  в сумме  53,4 млрд. тенге, размера стипендий студентам, обучающимся в рамках государственного образовательного заказа, на 10% на общую сумму 4,7 млрд. тенге. Также, в 2014 году были предусмотрены средства на реализацию поручений Главы государства, требующих финансирования: на реализацию государственных программ «Доступное жилье – 2020» и «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства» дополнительно были предусмотрены расходы на сумму 28,8 млрд. тенге, на реализацию Программы «Агробизнес-2020» увеличены расходы на сумму 17,7 млрд. тенге, на капитализацию  АО НУХ «КазАгро» было предусмотрено 20 млрд. тенге, на выполнение международных обязательств – 21,8 млрд. тенге, на проведение Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 дополнительно было поддержано 10 млрд. тенге, на развитие  транспортной инфраструктуры  дополнительно были выделены 15 млрд. тенге, на поддержку и развитие городов Астаны и Алматы, в рамках проведения ЭКСПО-2017, Зимней Универсиады 2017  планировалось направить целевые трансферты по 15 млрд. тенге соответственно.
     Для своевременного реагирования на непредвиденные ситуации, в  том числе, вызванные изменениями в экономике, был увеличен резерв Правительства на сумму 45 млрд. тенге.
В 2015 году (по данным REUTERS), мировая цена на нефть сорта Brent снизилась на 46,8% и составила 58 долл. США за баррель против 108,9 долл. США в аналогичном периоде 2014 года. По данным Комитета по статистике  внешнеторговый оборот Казахстана в 2015 году составил 32,6 млрд. долларов США и по сравнению с 2014 годом  уменьшился на 36,2%, в том числе экспорт – 19,8 млрд. долларов США (на 44,4% меньше) и импорт – 12,8 млрд. долларов США (на 17,1% меньше). В связи с этим, расходы в 2015 году по отношению к 2014 году увеличились на 494,2 млрд. тенге. Снижение финансирования сельского хозяйства со 183,9 млрд. тенге до 170,6 млрд. тенге, а также транспорта и коммуникаций со 384,0 млрд.тенге до 201,1 млрд.тенге объясняется значительным увеличением прочих затрат государства с 237,2 млрд. тенге до 1 236,5 млрд. тенге.
	В результате общий объем расходов определен в объеме 5,7 трлн. Тенге в 2013 году, почти 6,5 трлн. тенге в 2014 году и почти 7 трлн. тенге в 2015 году. Эти средства позволили сформировать дефицит бюджета в сторону его снижения с 2,1% до 1,5% к ВВП в целях поддержки государственного долга на умеренном уровне, соответствующем международным стандартам. 
   Таблица 2 - Состояние бюджетного кредитования за 2012-2014 годы
Бюджетное кредитование
2012
2013
2014

сумма,
млн.
тг
уд.
вес,
%
сумма,
млн.
тг
уд.
вес,
%
сумма,
млн.
тг
уд.
вес,
%

Всего выдано кредитов, в том числе:
174 515,9
100
122 125,0
100
118 495,1 
100
Социальная помощь и социальное обеспечение
12 368,3
7,09
23 939,4
19,60
20 634,2
17,41
Жилищно-коммунальное хозяйство
42 089,4
24,12
29 408,3
24,08
28 179, 9
23,78
Сельское хозяйство
86 780,7
49,73
66 732,7
54,64
48 540, 8
40,96
Прочие
33 277,5
19,07
2 044,5
1,67
21 140,0
17,84
Погашение бюджетных кредитов
125 491,7
-
83 895,9
-
79 043,0
-
Чистое бюджетное кредитование 
49 024,2
-
38229,1
-
39452,1
-
Процент погашения бюджетных кредитов
71,91
-
68,70
-
66,71
-
Составлена автором на основе Отчетов об исполнении республиканского бюджета за 2012-2014 годы
   
   
   Из таблицы 2 видно, что половину средств бюджетного кредитования выделяются на сельское хозяйство, что, возможно, может быть обусловлено недостаточной развитостью данной отрасли в нашей стране. В послании Президента республики Казахстан 30 ноября 2015 года сельское хозяйство было определено одним из направлений, нуждающихся в дополнительном развитии и, соответственно, финансировании. Будущее - за образование сети новейших перерабатывающих организаций в аграрном секторе, основным образом, в форме среднего и малого бизнеса. Здесь государство должно поддержать бизнес кредитами. 
   Актуальным вопросом является образование результативной системы страхования и гарантирования займов сельских производителей. 
   24% занимают средства на жилищно-коммунальное хозяйство, представляющее под собой комплекс отраслей, снабжающий работу инженерной инфраструктуры различных зданий в населённых пунктах, основывающий удобства и комфорт проживания и пребывания в них людей путём предоставления им широкого выбора услуг. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для сервиса жителей, чем определяет свою важность. 
   Кроме того, за период с 2012 по 2014 годы выдача бюджетных кредитов на социальную помощь и социальное обеспечение увеличивается более, чем в 2 раза с 7% в 2012 году до 17% в 2014 году. 
   Более того, погашение бюджетных кредитов составляет всего 66-70%, что означает, что выданные кредиты не возвращаются в бюджет полностью.
   Следующим разделом республиканского бюджета по структуре являются операции с финансовыми активами государства, приобретение которых также включается в состав его расходов (таблица 3). 
   
     
   
   
   
   Таблица 3 – Данные по операциям с финансовыми активами, тыс.тенге
Виды затрат
2012
2013
2014
IV.Сальдо по операциям с финансовыми активами 
361 395 979,1
158 470 081,7
479 453 376,0
Приобретение финансовых активов
361 745 876,1
167 531 629,0
480 017 123,5
Поступления от продажи финансовых активов
349 897,0
9 061 547,3
563 747,5
Составлена автором на основе Отчетов об исполнении республиканского бюджета за 2012-2014 годы
   
   
   Анализируя данные таблицы 3 мы видим, что в 2013 году по отношению к 2012 году сальдо по операциям с финансовыми активами уменьшается на 202 925 897,40 тыс.тенге или на 56%, а в 2014 по отношению к 2013 году увеличивается на 320 983 294,30 тыс.тенге, а именно в 3 раза, таким образом, мы можем сделать вывод, что при увеличении финансовых активов, планируется получить дополнительный доход, тем не менее, поступления от продажи собственных финансовых активов очень сильно сократились.
   
   Таблица 4 – Направления затрат, связанных с приобретением финансовых активов 
Виды затрат
2012
2013
2014

сумма,
тыс.
тг
уд.
вес,
%
сумма,
тыс.
тг
уд.
вес,
%
сумма,
тыс.
тг
уд.
вес,
%

Затраты, всего
361 746 077,0
100
167 531 629,0
100
480 017 123,5в
100
Приобретение акций международных финансовых организаций
2 439 237,0
0,67
2 313 096,0
1,38
1 198 943,2
0,25
Увеличение уставного капитала АО «Холдинг «К?сіп?ор»
-
-
1 500 000,0
0,90
1 813 195,0
0,38
Увеличение уставного капитала  АО «Национальный научно-технологический холдинг «Парасат»
-
-
1 455 894,0
0,87
-
-
Увеличение уставных капиталов акционерных обществ Министерства здравоохранения Республики Казахстан
389 541,0
0,11
2 034 381,0
1,21
3 606 908,5
0,75
Увеличение уставного капитала АО Национальный управляющий холдинг «КазАгро» для реализации государственной политики по стимулированию развития агропромышленного комплекса
7 759 234,0
2,14
13 793 820,0
8,23
22 035 742
1,48
Увеличение уставного капитала АО «Казаэросервис» для модернизации и технического переоснащения авиационных метеорологических станций
685 100,0
0,19
1 573 800,0
0,94
2 200 000,0
0,46
Увеличение уставного капитала АО «Казавтожол» на обеспечение обслуживания автомобильных дорог общего пользования республиканского значения
-
-
200 000,0
0,12
19 133 772,8
3,99
Увеличение уставных капиталов юридических лиц, осуществляющих деятельность в области транспорта и коммуникаций
2 439 418,0
0,67
12 902 272,0
7,70
-
-
Увеличение уставного капитала АО «Национальная компания «?аза?стан ?арыш Сапары» на создание целевых космических систем, технологий и их использование, а также строительство Сборочно-испытательного комплекса
22 597 437,0
6,25
18 443 245,0
11,01
16350000,5
3,41
Увеличение уставного капитала АО «Республиканский центр космической связи» на создание целевых космических систем, технологий и их использование
10 500 000,0
2,90
8 000 000,0
4,78
2783772,3
0,58
Увеличение уставного капитала АО «Ипотечная организация Казахстанская ипотечная компания»
-
-
15 000 000,0
8,95
-
-
Увеличение уставного капитала АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики
12 000 000,0
3,32
39 319 901,0
23,47
9 375 000,0
1,95
Увеличение уставного капитала АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017»
-
-
20 000 000,0
11,94
-
-
Увеличение уставного капитала АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики
-
-
30 400 000,0
18,15
-
-
Увеличение уставных капиталов  юридических лиц, осуществляющих деятельность в области информации
1 404 648,0
0,39
-

-
-
Приобретение государством доли участия в Окончательном соглашении о разделе продукции подрядного участка Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения
298 509 562,0
82,52
-

414639897
86,38
Увеличение уставных капиталов юридических лиц на развитие индустриально-инновационной инфраструктуры
1 021 900,0
0,28
-

756 534,0
0,16
Увеличение уставного капитала НАО «Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан»
1 999 800,0
0,55
-

1 057 131,0
0,22


   Видно, что в 2013 году объем операций с финансовыми активами уменьшился более, чем в 2 раза. Так, если в 2012 году их величина была 361 746 077,0 тыс.тенге, то в 2013 году - 167 531 629,0 тыс.тенге. Это положительно характеризует состояние и структуру республиканского бюджета, поскольку такие затраты, как показывает практика, в основном направляются только на финансовую поддержку различных государственных институтов с целью увеличения их уставных капиталов. 
   В 2012 и 2014 годах 82,5% и 86,38% соответственно всех выделенных государством средств было потрачено на приобретение государством доли участия в Окончательном соглашении о разделе продукции подрядного участка Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, что подчеркивает важность развития нефтегазовой отрасли в Казахстане.  то в 2013 году, больше всего средств выделялось на Увеличение уставного капитала АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики (23,5%) и Увеличение уставного капитала АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики (18,5%). 
   Ежегодно значительные суммы финансирования в бюджете на 2012-2014 годы были предусмотрены на увеличение уставных капиталов АО «Национальная компания «?аза?стан ?арыш Сапары», юридических лиц, осуществляющих деятельность в области транспорта, в системе образования и здравоохранения. Видно, что начиная с 2013 года прекращается финансирование средств, направляемых на увеличение уставного капитала юридических лиц, осуществляющих деятельность в области информации. Более того, в 2014 году было прекращено финансирование АО «Национальный научно-технологический холдинг «Парасат», юридических лиц, осуществляющих деятельность в области транспорта и коммуникаций, 
АО «Ипотечная организация Казахстанская ипотечная компания», АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017», АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики. 
   Следовательно, состав и структура затрат по приобретению финансовых активов за 2014 год в отличие от бюджета на 2012-2013 годы, является более эффективным и рациональным и за счет значительного их сокращения, что способствует снижению дефицита республиканского бюджета.
   
   
   Таблица 5-Дефицит республиканского бюджета за 2012-2014 годы, тыс.тенге 
       Наименование
2012
2013
2014
V. Дефицит бюджета
-906 459 206,8
-718 045 347,4
-1 081 239 736,4
VI.Финансирование дефицита бюджета  
906 459 206,8
718 045 347,4
1 081 239 736,4
Составлена автором на основе Отчетов об исполнении республиканского бюджета за 2012-2014 годы
   
   Из данных таблицы 5 видно, что дефицит бюджета в 2013 году уменьшается на 188413859,40 тыс. тенге, а именно на 21%. Однако, в 2014 году он увеличивается на 363194389,00 тыс. тенге или 51%. Это означает, что для республиканского бюджета республики Казахстан в рассматриваемый период с 2012-2014 годы характерно превышение расходов бюджета над его доходами. 
   Таким образом мы видим, что ситуация в политике государства в течении исследуемого периода, в 2012-2014 гг. немного изменилась, изменились приоритетные направления развития государства, изменились статьи расходов бюджета, например, доходы приходят в виде налоговых поступлений, в то же время неналоговые поступления уменьшаются, как и поступления от продажи основного капитала, немного возросли поступления трансфертов. 
   Расходы бюджета распределились по статьям расходов, в списке приоритетных социальное обеспечение, здравоохранение и оборона, т.е. те для которых имеются специальные государственные программы, и в которых намечены определённые цели. В целом же особых изменений в структуре поступлений и расходов бюджета нет.
   
   3.2 Оценка эффективности государственных затрат и их влияние на экономику Республики Казахстан
    
    
   Оценка результативности расходов бюджета является значительным и неотделимым инструментом нынешней бюджетной политики государства. Ее роль неоднократно усиливается при нужде снабжения прозрачности бюджетного цикла и подотчетности деятельности органов исполнительной власти за реализацию государственной политики в той сфере ведения, за которую они ответственны. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан принцип эффективности и действенности применения бюджетных средств обозначает, что при составлении и осуществлении бюджетов участники бюджетного цикла в рамках определенных им бюджетных полномочий должны исходить из нужды достижения определённых итогов с применением установленного бюджетного объема средств.
   Эффективность, в свою очередь, может быть изображена как уровень достижения намеченных итогов, коэффициент непосредственных последствий управленческого труда. Оценка результативности расходов бюджета — значительный и неотъемлемый инструмент нынешней бюджетной политики государства. Ее роль неоднократно усиливается при нужде снабжения прозрачности бюджетного цикла и подотчетности деятельности органов исполнительной власти перед обществом за осуществление государственной политики в той сфере ведения, за которую они отвечают.
   
   
   Таблица 6-Исполнение затрат республиканского бюджета за 2012-2014 годы, тыс.тенге
Наименование
2012
2013
2014

Факт
%
Факт
%
Факт
%
II. Затраты
5 259,4
99,2
5 700,8
99,3
6 471,1
99,6
Государственные услуги общего характера
245,0
99,5
285,7
98,7
391,6
99,0
Оборона
324 7
98,6
388,1
99,9
413,0
99,9
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность
461,9
99,5
508,7
99,0
477,6
99,9
Образование
438,9
99,8
453,2
99,3
464,5
100,0
Здравоохранение
453, 0
99,5
499,3
99,3
641,6
99,1
Социальная помощь и социальное обеспечение
1 144,2
100,0
1 260,9
100,0
1 441,7
100,0
Жилищно-коммунальное хозяйство
217,9
99,9
244,4
99,7
283,3
99,7
Культура, спорт, туризм и информационное пространство
93,6
99,4
93,8
99,8
106,2
98,2
Топливно-энергетический комплекс и недропользование
111,7
99,7
102,8
100,0
94,8
99,8
Сельское хозяйство
224,1
98,3
183,9
96,9
161,0
99,2
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность
12, 3
100,0
15,2
100,0
22,3
97,0
Транспорт и коммуникации
368, 9
99,9
384,0
99,8
474,4
99,4
Прочие
152,5
89,0
237,2
92,8
288,6
97,2
Обслуживание долга
129,7
95,8
177,2
99,4
231,9
100,0
Трансферты
880,6
100,0
865,8
100,0
978,0
100,0
Составлена автором на основе Отчетов об исполнении республиканского бюджета за 2012-2014 годы
   
      
   Из данных таблицы 6 можно сделать вывод, что исполнение затрат почти по всем отраслям за рассматриваемый период не превышает 100%. Это является положительным фактором, т.к. фактические затраты не превысили запланированные, а, значит, государству не потребовалось дополнительное финансирование. Более того, по всем отраслям, за исключением социальной помощи и социального обеспечения, промышленности, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и трансфертов, фактические затраты были меньше тех, что запланировали.  Исполнение затрат на социальную помощь и трансферты с 2012-2014 годы составляет 100%. Самые низкие значения характерны для прочих затрат, а именно 95-97%. 
   
   Таблица 7 - Исполнение чистого бюджетного кредитования республиканского бюджета за 2012-2014 годы, млн.тенге
Наименование
2012
2013
2014

Факт
%
Факт
%
Факт
%
III. Чистое бюджетное кредитование
49 024,2
-
38 229,1
-
39 452,1
-
Бюджетные кредиты
174 515,9
100,0
122 125,0
100,0
118 495,1 
100,0
Социальная помощь и социальное обеспечение
12 368,3
100,0
23 939,4
100,0
20 634,2
100,0
Жилищно-коммунальное хозяйство
42 089,4
100,0
29 408,3
100,0
28 179, 9
100,0
Сельское хозяйство
86 780,7
100,0
66 732,7
100,0
48 540, 8
100,0
Прочие
33 277,5
100,0
2 044,5
100,0
21 140,0
100,0
Погашение бюджетных кредитов
125 491,7
102,5
83 895,9
103,2
79 043,1
109,5
Составлена автором на основе Отчетов об исполнении республиканского бюджета за 2012-2014 годы
    
    
   Анализируя данные таблицы 7 можно  отметить, что исполнение бюджетных кредитов по всем периодам анализа составляют 100%, что значит, что запланированные значения равняются фактическим. Более того, в 2012,2013 и 2014 годы погашение бюджетных кредитов составило 102,5%, 103% и 109 % соответственно по годам. Следовательно, фактически погашено бюджетных кредитов было больше, чем ожидалось (на 2,5% больше в 2012 году, на 3,2% в 2013 году, на 9,5% в 2014 году).
   
   Таблица 8 - Исполнение сальдо по операциям с финансовыми активами республиканского бюджета за 2012-2014 годы, тыс.тенге
Наименование
2012
2013
2014

Факт
%
Факт
%
Факт
%
IV. Сальдо по операциям с финансовыми активами
361 395 979,1
100
158 470 081,7
100
479 453 376,0
100
Приобретение финансовых активов
361 745 876,1
100,0
167 531 629,0
100,0
480 017 123,5
97,3
Государственные услуги общего характера
2 439 237,0
100,0
2 313 096,0
100,0
1 198 943,2
100,0
Здравоохранение
389 541,0
100,0
2 034 381,0
100,0
3 606 908,5
100,0
Сельское хозяйство
8 444 334,0
100,0
15 367 620,0
100,0
24 235 742,0
100,0
Транспорт и коммуникации
35 536 855,0
100,0
39 545 517,0
100,0
19 133 772,8
65,1
Прочие
313 531 261,1
100,0
105 315 121,0
100,0
414 639 897,0
100,0
Поступления от продажи финансовых активов государства
349 897,0
68,6
9 061 547,3
102,9
563 747,5
45,1
Составлена автором на основе Отчетов об исполнении республиканского бюджета за 2012-2014 годы
   
   
   Из данных таблицы 9 можно сделать вывод, что исполнение сальдо по операциям с финансовыми активами по всему рассматриваемому периоду составило 100%, а именно 361 395 979,1 тыс. тенге в 2012 году, 158 470 081,7 тыс. тенге в 2013 году,  479 453 376,0 тыс. тенге в 2014 году. Приобретение финансовых активов за 2012-2013 годы составило 100%, а в 2014 году 97,3%. Однако для поступлений от продажи финансовых активов государства характерна нестабильность. В 2012 году поступления составили 68,6% от запланированных, а именно 349 897,0 тыс.  тенге. В 2012 году фактические показатели превысили ожидаемые на 2,9%  и составили 9 061 547,3 тыс. тенге. В 2014 году фактические поступления составили всего 45,1%, что в 2 раза меньше запланированного, а именно 563 747,5 тыс. тенге. 
   Таким образом, исполнение бюджета — самый ответственный этап бюджетного цикла. На этом этапе снабжается сбор запланированных доходов и реализовываются расходы в соответствии с сформированной экономической и социальной политикой. Поэтому реализация бюджета состоит из двух параллельных процессов - сбора доходов и осуществления расходов.
   
   


   4. Интерпретация полученных результатов  
   
   
   Проанализировав исполнение республиканского бюджета Республики Казахстан за 2012-2014 годы, можно выявить ряд проблем, связанных с эффективностью расходования средств. Рассмотрим первую проблему, которую мы выявили: для республиканского бюджета нашего государства характерен дефицит, т.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.