VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Усовершенствование стратегического планирования и прогнозирования развития ООО «Фортуна»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000325
Тема: Усовершенствование стратегического планирования и прогнозирования развития ООО «Фортуна»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
     
     Для того чтобы выжить и адекватно реагировать на изменение рыночных условий, повысить устойчивость и адаптационную способность в удовлетворении потребительского спроса, обеспечить высокое качество предоставляемых услуг, предприятия должны целенаправленно проводить стратегическое планирование развития предприятия, для поддержания и возможности конкурировать с организациями занимаемой ниши рынка. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления в сложившейся системе связей и отношений, а также более тщательно изучаются основные механизмы стратегического планирования развития.1 
     В зависимости от конкретных обстоятельств стратегическое планирование и прогнозирование развития предприятия может быть рентабельным, эффективным, радикальными, а может иметь негативные последствия под влиянием бурного или даже скачкообразного развития рынка в условиях конкуренции, в виде потери денежных средств, убытков, и даже в самых неблагоприятных стечениях обстоятельств даже может привести к банкротству предприятия. 
     Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. 
     Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.2 Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, а конкретнее в городе Североморске, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию между собой. 
     Проблеме стратегического планирования уделено большое внимание в западной литературе, но, к сожалению, в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания данному вопросу. Необходимость появления учебных пособий по планированию, было вызвано трансформацией централизованного планирования в систему государственного регулирования, что потребовало кардинального пересмотра всех элементов системы внутрифирменного планирования. Цель данных пособий – изучение средств, методов и технологий обоснования плановых решений на предприятии, приобретение навыков разработки и совершенствования стратегического планирования и прогнозирования развития предприятия. 
     Актуальность проекта выражена в том, что любое стратегическое планирование развития предприятия заслуживает большого внимания со стороны управленцев, и каждый вид имеет право на существования и более того, имеет свою область применения, где действует наиболее эффективно. А эффективность стратегического планирования развития во многом зависит от эффективности организации стратегического управления в организации в целом. 
     Прежде чем осуществлять изменения функциональной структуры аппарата управления, руководитель любого учреждения  должен иметь ответ на два вопроса: на каком этапе находится предприятие, в каком направлении необходимо двигаться, что для этого нужно сделать и какой в итоге результат мы получим. Если таким образом он сможет сформулировать убедительную идею, подкрепленную рентабельность и экономической выгодой,  то изменения имеют смысл; в противном случае они вряд ли будут удачными. Убедительная идея - это не то же самое, что стратегия, то есть подробный план действий для достижения конкретной цепи. Скорее, это идея, способная объединить сотрудников, увлечь их и стать движущей силой всей организации. Без такой идеи разработка и воплощение стратегического планирования и прогнозирования не преодолеют сопротивления внешних факторов, которые неизбежно вызывают изменения и динамику3.
     Совершенствование стратегического планирования и прогнозирования развития предприятия, как для руководства, так и для работников учреждения непростой процесс, поскольку очень важно заинтересовать всех сотрудников в необходимости запланированных изменений, с целью увеличить их мотивацию к трудовой деятельности, чтобы в итоге получить эффективный результат.  
     Объект исследования – стратегическое планирование и прогнозирования развития предприятия ООО «Фортуна».
     Предмет исследования – особенности и механизмы совершенствования стратегического планирования и прогнозирования ООО «Фортуна».
     Целью дипломного проекта является усовершенствование стратегического планирования и прогнозирования развития ООО «Фортуна»
     Из поставленной  цели  вытекают следующие задачи:
     1. Рассмотреть теоретические аспекты стратегического планирования и прогнозирования  развития предприятия.
     2. Ознакомиться с общей характеристикой ООО «Фортуна». 
     3. Проанализировать стратегическое планирование и прогнозирование развития ООО «Фортуна» за период 2010-2015гг. 
     4. Провести анализ стратегического планирования и прогнозирования развития ООО «Фортуна» на период 2016-2020 года.  
     5. Разработать мероприятия, способные усовершенствовать стратегическое планирование и прогнозирование развития ООО «Фортуна», учитывая недочеты предшествующего периода по основным наиболее рентабельным направлениям.  Произвести экономическую обоснованность предложенных мероприятий.
     Теоретико-методологической основой данного исследования стали разработки, концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов и социологов. В рамках системного подхода в работе использовались методы сравнительного и сопоставительного анализа, обобщения и детализации. Так же в  работе используются следующие методы исследования: аналитический метод для обоснования теоретических направлений работы, математические расчеты рентабельности мероприятий для наглядного представления их экономической эффективности.
     Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
     Результаты проведенного в дипломном проекте исследования  могут быть использованы для совершенствования стратегического планирования и прогнозирования развития ООО «Фортуна» по наиболее рентабельным и экономически обоснованным направлениям, сформулированные выводы могут быть полезными для принятия эффективных решений об изменении механизма стратегического планировании в целом на предприятии. Практическая значимость работы заключается в том, что в ней предпринята попытка совершенствования определенных направлений развития предприятия с целью повышения конкурентоспособности в занимаемой нише рынка города Североморск. 
     Положения, выносимые на защиту: 
     1. Изучение особенностей стратегического планирования развития ООО «Фортуна» за несколько временных периодов способствует разработке специализированной концепции по усовершенствованию предложенных направлений развития. 
     2. Детальный анализ дает возможность внести коррективы и устранить недочеты предшествующего периода в разработанных мероприятиях.
     3. Анализ общей системы стратегического управления на предприятии создает объективные предпосылки для  необходимости изменений организационной структуры предприятия и вовлечение сотрудников в предложенные мероприятия по развитию деятельности в целом. 
     4. Разработанные рекомендации по совершенствованию стратегического планирования развития будут способствовать усилению позиций ООО «Фортуна» в конкурирующей среде, а также позволят более рационально распределить денежные вложения на развитие более эффективной деятельности.  
     Определив цели и задачи исследования, перейдем непосредственно к их рассмотрению.
     
     
     










     ГЛАВА 1.  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
     
     
     1.1. Понятие и сущность стратегического планирования. Основные характеристики. Основные инструменты стратегического планирования

     Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.4
     Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.
     Сущность стратегического планирования развития организации в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью стратегического планирования является получение максимальной прибыли. С помощью стратегического планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
     Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования в практической деятельности по составлению стратегических прогнозов, проектов программ и планов объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования, а также организации его осуществления.
     Объект стратегического планирования — деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика страны с позиций их будущего  состояния в ближней и долгосрочной перспективах.5
     В теории стратегического планирования выделяют три чрезвычайно важных аспекта. Первый из них — социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание закономерностей и присущих им количественных зависимостей является основой, базой для научного обоснования стратегических прогнозов, проектов программ и временных горизонтов.
     Второй — методология стратегического планирования. Она представляет собой инструмент познания социально-экономических процессов и использования полученных в процессе их государственного регулирования, а также планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы все это стало возможным и осуществлялось эффективно, необходимо иметь четкое представление о сущности и закономерностях развития    самого объекта стратегического планирования — национальной экономики в целом, ее отдельных подсистем и коммерческих организаций, — так и непосредственно всех процедур плановой работы, совершенствовать логику, методологические подходы, систему методов решения проблем стратегического планирования, уметь практически использовать всю систему знаний этой науки.
     Третий аспект науки стратегического планирования — организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой ряда задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, с определением функций, выполняемых ими, организацией их работы, а также приданием определенной организационной формы конечным результатам стратегического планирования.6
     Наука стратегического планирования тесно связана с наукой управления и прежде всего с менеджментом, экономической теорией и финансовыми науками. В процессе стратегического планирования экономического и социального развития используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функциональными науками и отраслевыми экономиками, прежде всего такими, как статистика, анализ хозяйственной деятельности и аудит, бухгалтерский учет и т.д. 
     Планирование можно определить как специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из функций управления — приоритетной, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.7
     Поскольку планирование есть элемент управления, причем занимающий в системе управления центральное место, необходимо обратиться к объективным основам возникновения потребности в управлении. Управление — это свойство, внутренне присущее обществу на любой ступени его развития. Труд был и навсегда останется трудом общественным. Для того, чтобы успешно противостоять силам природы, люди с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в коллективы.8 Однако трудовой коллектив немыслим без организованности, порядка, разделения труда, определения места каждого работника в коллективе, его функций. 
     Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.
     Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.
     Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.
     1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования (рисунок 1):































Распределение ресурсов

Адаптация к внешней среде

Внутренняя координация и регулирование

Организационные изменения



Рис. 1 - Функции стратегического планирования


     2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы.
     3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.
     4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. Данная функция проявляется в перераспределении функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создании системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.9
     Стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований, предполагает наличие пяти элементов:
     Первый элемент — умение смоделировать ситуацию. В основе этого процесса лежит целостное представление ситуации, которое включает способность понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с качеством их продукции и потребностей собственной фирмы, т.е. ее способности удовлетворять потребности клиентов. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. Однако сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность и изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического планирования, затрудняют возможность моделирования ситуации.   Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии.  
     Второй элемент — способность выявить необходимость изменений в фирме. Интенсивность изменений на предприятиях и в организациях в условиях рыночной экономики гораздо выше, чем в плановой, что объясняется большим динамизмом внешней рыночной среды.  Определение необходимости изменений требует двоякого рода способностей:
     — Готовности работников аппарата управления реагировать на тенденции, возникающие из действия известных факторов и данной отрасли;
     — Научно-технического потенциала, интеллекта, интуиции, творческих способностей управленцев, позволяющих на основе учета комбинации известных и неизвестных факторов приводить компанию в готовность к действиям в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения ее конкурентоспособности.
     Третий элемент — способность разработать стратегию изменений. Поиск рациональной стратегии — интеллектуальный, творческий процесс поиска приемлемого варианта функционирования предприятия. В его основе лежит способность руководителей и специалистов предвидеть различные ситуации, из отдельных разрозненных факторов воссоздать «мозаичное полотно» будущих событий. Разработчики стратегического плана должны уметь писать различные сценарии, владеть инструментарием прогнозирования.
     Четвертый — способность использовать в ходе изменений надежные методы. Арсенал средств и методов стратегического планирования достаточно велик. 
     Пятый элемент — способность воплощать стратегию в жизнь. Между стратегией как научно-обоснованным планом и практической деятельностью работников предприятия существует двусторонняя связь. С одной стороны, любые действия, не подкрепленные планом, обычно оказываются бесполезными. С другой стороны, процесс мышления, не сопровождающийся практической деятельностью, также бесплоден. Поэтому работники предприятия, занятые реализацией стратегии, должны знать технологию.10


     Стратегическое планирование — это особый вид плановой работы, состоящей в разработке специальных документов: стратегических планов, программ, проектов, бюджетов, которые детализируют разработанные стратегии по целям, задачам, ресурсам и времени. Реализация планов, в конечном счете, должна обеспечивать выполнение принятых стратегий, а в случае их правильного выбора соответственно и процветание организации в долгосрочной перспективе.11
     Анализ опыта плановой деятельности эффективно функционирующих предприятий показывает, что для успешной реализации корпоративной и бизнес-стратегий необходимо создавать систему интегрированного внутрифирменного стратегического планирования, которая должна представлять собой комплекс согласованных мероприятий по разработке стратегических, тактических и оперативных (операционных) планов на всех уровнях управления предприятием. Стратегическое внутрифирменное планирование также должно обеспечить взаимную согласованность между генеральной стратегией фирмы, ее отдельными бизнес-стратегиями, обеспечивающими и функциональными стратегиями, а также соответствующими планами по всем видам деятельности и технологическим цепочкам — маркетингу, производству, финансированию и т. д. (рисунок 2):12

     
     
     
     
     
     


Рис. 2 - Единая интегрированная система планов предприятия

     При этом в зависимости от направленности, масштаба и характера решаемых задач необходимо разделять стратегическое и тактическое (оперативное) планирование. А в зависимости от сроков выделять три вида планирования: перспективное, долгосрочное (горизонт планирования 3-5 лет и более), среднесрочное (горизонт планирования 1-3 года), краткосрочное, текущее (горизонт планирования 1 год и менее, например квартал, месяц).
     Обычно стратегическое планирование для крупных корпоративных предприятий может быть рассчитано на длительный период (3-5 лет и более). Для средних и малых предприятий, а также организаций, действующих в условиях нестабильной среды, более приемлемым в стратегическом плане, очевидно, будет среднесрочное планирование, чаще всего сроком 1-3 года или, в ряде случаев, до одного года.
     Помимо планов в интересах более эффективного процесса планирования могут разрабатываться и другие плановые документы: программы (или план-программы), проекты, бюджеты, «дорожные карты» и т. п.
     Программы обычно определяют развитие одного из наиболее важных аспектов жизни организации и направлены на достижение конкретной стратегической цели. Проекты отличаются от программ тем, что они ориентируются, прежде всего, на определенный новый аспект жизнедеятельности и развития организации.13
     Реализация стратегических планов осуществляется через систему бюджетов. Бюджет — это финансовый план, охватывающий аспекты хозяйственных операций фирмы на определенный период в будущем. Причем, если долгосрочные планы «написаны широкими мазками» и слабо координируют действия, направленные на осуществление той или иной функции, то чем короче планируемый период, тем большей интеграции требуют планы по различным функциям. Таким образом, можно сказать, что бюджет является связующим звеном между перспективным, среднесрочным и текущим планированием.
     «Дорожные карты» — это новая разновидность плановых документов, которые предусматривают поэтапное и многовариантное развитие предприятия (продукта, процесса и т.п.) с возможностью обоснованного выбора альтернативных вариантов и разрешения проблемных ситуаций.14
      После определения основных содержательных элементов процесса стратегического планирования устанавливается наиболее целесообразная последовательность действий всех органов управления и должностных лиц, причастных к этому.15
     В рамках системы внутрифирменного стратегического планирования предприятия целесообразно отдельно выделять подсистему оперативного управления в чрезвычайных ситуациях. Это обусловлено тем, что даже при самом тщательном прогнозировании и планировании во внешней среде могут возникать неожиданные проблемы или изменения, которые провоцируют нестабильность, кризис или «стратегические сюрпризы» для предприятия. Такая подсистема должна обеспечивать быструю реакцию на риски нестабильности и непредвиденные события, которые могут иметь серьезные последствия для организации.
     Подобные меры не предотвратят появление причин нестабильности и кризисных явлений, но позволят существенно снизить опасность крупных рисков. И, кроме того, это позволит руководству предприятия в неблагоприятных условиях оперативно отреагировать на возникшую ситуацию и обеспечить выход из нее с минимально возможными потерями для бизнеса.
     Таким образом, в интересах успешной реализации принимаемых стратегий и четкого, бесперебойного функционирования предприятия в любых условиях обстановки целесообразно создавать единую интегрированную систему внутрифирменного стратегического планирования. Она должна опираться на комплексный характер создаваемой системы планов на всех иерархических уровнях управления. При необходимости применительно к конкретным условиям обстановки она должна также предусматривать разработку и иных плановых документов: программ, проектов, «дорожных карт» и т. п. 
     Все это в конечном итоге позволит предприятию успешно достигать целей избранных стратегий и обеспечит его процветание в долгосрочной перспективе.16

1.2. Прогнозирование, как механизм стратегического планирования

     Стратегическое прогнозирование является достаточно сложным процессом в планировании действий предприятия из-за необходимости соотнесения на избранной основе факторов настоящего периода функционирования с вероятностными, прогнозными, которые в целом представляют собой внешнеэкономическую среду предприятия и подлежат измерению, оценке и анализу.
     В условиях рыночной экономики возрастает роль такой процедуры стратегического планирования, как прогнозирование. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с тем, что рыночное хозяйство отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок, нужно оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведения контрагентов и конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Именно поэтому стратегическое прогнозирование становится необходимым элементом формирования рыночной стратегии и тактики на любом уровне хозяйствования — от индивидуального производителя, коммерческих организаций и их ассоциаций, до субъектов федерации и общества в целом. Во-вторых, в рыночном хозяйстве стратегическое прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании проектов долгосрочных программ и планов. Это связано с тем, что многие процессы, охватываемые программами и планами, выступающие в качестве важнейших факторов воспроизводства (природные процессы и зависящие от них колебания продуктивности сельского хозяйства, изменения численности и структуры населения страны и, прежде всего, его экономически активной части, спрос на товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и т.д.), имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому можно лишь прогнозировать их динамику и воздействие на социально-экономическое развитие.17
     В чем же состоит сущность, содержание и функции стратегического прогнозирования? Прогнозирование — это важнейшая процедура стратегического планирования развития национальной экономики в целом, ее отдельных звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанном либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий (обычно двух-трехкратный) по сравнению с периодом прогноза период в прошлом и экстраполировании этих тенденций (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или целеполагающий подход). Содержанием стратегического прогнозирования является разработка селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.
     Под стратегическим прогнозом понимаются эмпирическое или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.18
     Стратегическое прогнозирование выступает в качестве важнейшего связующего звена между теорией и практикой регулирования всех областей жизни общества, предпринимательских структур. Оно выполняет две важнейшие функции. Первая из них — предсказательная. Иногда ее еще называют описательной. Вторая, непосредственно связанная с первой, — предписательная, или предуказательная, способствующая оформлению прогноза, плана деятельности.
     Предсказательная функция состоит в описании возможных или желательных перспектив, состояний объекта прогнозирования в будущем.
     Процесс и результаты прогностической деятельности могут использоваться в двух важнейших направлениях: теоретико-познавательном и управленческом. Теоретико-познавательное значение стратегического прогнозирования состоит в изучении и совершенствовании методологии и методики работы по составлению прогнозов, выявлении тенденций, проявившихся в развитии национальной экономики и в системе социальных отношений, факторов, способствующих возникновению и их существованию, возможных изменений этих факторов, а соответственно и самих тенденций. Управленческий аспект стратегического прогнозирования — использование прогнозов экономического и социального развития общества для создания необходимых предпосылок, обеспечивающих повышение научного уровня подготавливаемых управленческих решений.19
     По масштабу прогнозирования выделяют: 
     а) макроэкономические (развитие национальной экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;
      б) прогнозы развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного и т.д.); 
     в) прогнозы отраслевые и региональные;
     г) прогнозы деятельности хозяйствующих субъектов и их ассоциаций, а также отдельных производств и продуктов.
     По времени и характеру решаемых проблем прогнозы подразделяются на:
     а) стратегические и тактические; б) оперативные; в) краткосрочные; г) среднесрочные; д) долгосрочные и е) дальнесрочные. 
     Стратегические прогнозы имеют своей целью предвидение важнейших характеристик (параметров) формирования управляемых объектов в среднесрочной и далее перспективах. Оперативные предназначены для выявления возможностей по решению конкретных проблем стратегических прогнозов в текущей деятельности и краткосрочных перспективах.20 
     По  функциональному  признаку  (направлениям  прогнозирования)  прогнозы подразделяются на два типа: поисковые и нормативные. Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлекается от условий (факторов), способных изменить эти тенденции. Нормативный прогноз в отличие от поискового разрабатывается на базе заранее определенных целей.
     Его задача состоит в том, чтобы определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве целей. В то время как поисковый прогноз при определении будущего состоянии объекта прогнозирования отталкивается от его прошлого и настоящего, нормативный прогноз разрабатывается в обратном порядке: от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям и изменениям в свете поставленной цели.21
      Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Исходя их определения главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза - определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.
     При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.
     Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.
     Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов — конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
     Прогноз сбыта является основой для составления плана производства и реализации продукции фирмы.22
     Основная функция прогнозирования — обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз — это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масшта.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.