- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Усовершенствование методики развития специальных двигательных качеств при подготовке юных футболистов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012298 |
Тема: | Усовершенствование методики развития специальных двигательных качеств при подготовке юных футболистов |
Содержание
Введение Специальные исследования показали высокую эффективность занятий футболом для разностороннего развития организма человека. Бег и прыжки активизируют рост тела в длину. Передачи мяча на дальнее расстояние, борьба за мяч развивают силу мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую дети получают на занятиях и соревнованиях, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких [26]. Надо отметить, что возросший уровень как игры в целом, так и игроков, предъявляет все более высокие требования к физической, технической, тактической подготовленности современных футболистов. Мальчики, занимающиеся футболом, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников, они реже болеют, активнее участвуют во всех физкультурных мероприятиях, проводимых в школе, в соревнованиях по разным видам спорта, показывают результаты лучшие, чем у других ребят. Эти преимущества юных футболистов, несомненно, являются результатом влияния самой игры, но все же главное значение приобретает методика проведения занятий. Чтобы хорошо играть в футбол, нужно, прежде всего, быть разносторонним атлетом. Поэтому на начальном этапе обучения все внимание уделяется физической подготовке. К тому же, соревнования школьников носят комплексный характер [45]. Физическая подготовка футболистов является базой для многолетнего спортивного совершенствования. Одним из основных факторов, определяющих возможность достижения высоких спортивных результатов в футболе, является уровень развития специальных физических качеств в частности быстроты, скоростной силы, специальной выносливости [10]. Объект исследования: учебно-тренировочная программа подготовки юных футболистов. Предмет исследования: динамика развития показателей специальной подготовленности у юных футболистов 16-17 лет. Цель работы: усовершенствование методики развития специальных двигательных качеств при подготовке юных футболистов. Задачи: Выявить характерные особенности проявления специальных скоростных и скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности футболиста на различных этапах физической подготовки. Определить наиболее эффективные методы и средства развития специальной физической подготовленности юных футболистов путем усовершенствования стандартной методики. Протестировать эффективность предложенной методики развития скоростно-силовых качеств юных футболистов. Гипотеза исследования: Предполагается, что применение специальных упражнений прыжкового характера в процессе специальной физической подготовки повысит эффективность скоростно-силовой подготовленности футболистов. Теоретическая и практическая значимость заключается в разработке программы специальной физической подготовленности футболистов 16-17 лет. Доказанная эффективность предложенной программы позволяет рекомендовать ее в тренировочном процессе при занятиях футболом. Раздел 1 Особенности тренировки юных футболистов на этапах многолетней подготовки 1.1 Физическая подготовка футболистов на различных этапах подготовки Разнообразие содержания игровой деятельности в футболе требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования всех систем организма занимающегося. А это возможно лишь в процессе разносторонней физической подготовки, когда, наряду с развитием основных физических качеств, уделяется внимание и развитию специальных качеств для футбола [8]. Процесс многолетней подготовки футболистов, условно делится на 3 этапа: - предварительной подготовки; - спортивной специализации; - спортивного совершенствования. Обобщение опыта проведения занятий по футболу с детьми в нашей стране и за рубежом показало, что дальнейшее развитие массового детского футбола и подготовка резервов для команд мастеров требуют более раннего организованного обучения. Дети совершают произвольные движения, но, как правило, сознательного регулирования и управления собой у них еще нет. Для детей 8-10 лет характерна неосознанность, неопределенность интересов и мотивов. В связи с этим одной из важных задач в воспитательной работе является создание у детей стойкого интереса к занятиям футболом. Для этого можно, например, практиковать коллективные посещения футбольных матчей. Следует учесть, что особый интерес у детей вызывают игры их сверстников. Поэтому лучше всего организовывать просмотры соревнований детских и юношеских команд. При этом тренер может комментировать игру. Действенным средством развития интереса к футболу являются спортивные утренники с участием известных футболистов. Следует также широко использовать обсуждение футбольных матчей, наблюдаемых по телевизору. При обсуждении футбольных матчей с участием мастеров необходимо главным образом фиксировать внимание детей на общем ходе игры и ее результатах, подчеркивая при этом все лучшее, что присуще футболу. В процессе подготовки и соревнований у детей хорошо формируются такие качества, как целеустремленность, выдержка и самообладание, коллективизм и дисциплинированность [15]. Особое значение имеет воспитание у детей целеустремленности, которая является необходимой предпосылкой для успешного формирования всех других качеств воли. Для этого необходимо следующее: ставить перед детьми конкретные и перспективные цели; многократно повторять изучаемые приемы техники и тактики игры; широко использовать соревновательный метод для закрепления изучаемых технических приемов. Учитывая возрастные особенности школьников младшего возраста, особое внимание необходимо уделить формированию у детей выдержки. Для этого целесообразно использовать игру в футбол на уменьшенных площадках и игровые упражнения, носящие соревновательный характер, подвижные и спортивные игры (баскетбол, ручной мяч по упрощенным правилам), упражнения по физической подготовке, связанные с преодолением трудностей. В процессе этих игр и занятий физическими упражнениями любые факты несдержанности детей (обида на товарища, допустившего просчет в игре, излишне бурное проявление чувств в случае успеха или неудачи, преднамеренное искажение непонравившегося упражнения, преувеличение трудности при выполнении упражнения и другие) необходимо своевременно подмечать тренеру, проводить беседы, разъяснения и т. п. В то же время тренер должен помнить, что преднамеренные нарушения порядка и правил поведения детьми очень редки, поэтому нет никакой необходимости прибегать к строгим мерам наказания. В таких случаях обычно достаточно замечания, предупреждения [48]. Футбол требует от игроков высокой дисциплины и в то же время предоставляет широкие возможности для воспитания этого волевого качества. Дисциплинированность неразрывно связана с воспитанием всех остальных волевых качеств, поэтому воспитанию дисциплинированности необходимо уделить первостепенное внимание. В этих целях следует требовать сознательного и систематического выполнения детьми футбольных правил во время игры, допускать ребят на занятия по футболу только в установленной форме, приучать юных футболистов к самоконтролю за выполнением установленного режима дня. Необходимо постоянно изучать детей, узнавать их желания, интересы и способности. Во время игры рекомендуется наблюдать, как дети проявляют себя в различных игровых ситуациях, как воспринимают игру. В процессе занятий следует воспитывать у детей бережное отношение к спортивному оборудованию и инвентарю [26]. Физические и духовные возможности подростка создают благоприятные предпосылки для успешного занятия спортом, в том числе и футболом. Однако своеобразное сочетание анатомо-физиологических особенностей и психических новообразований у детей этого возраста требует от тренера особой организации учебно-тренировочного процесса и знаний основных закономерностей развития личности ребенка. Личность человека формируется в основном в процессе социальных и общественных отношений. Поэтому занятия в секции футбола могут оказать большое влияние на становление личности подростка. Доброжелательность, чуткое отношение со стороны взрослых порождает у подростка уверенность в себе, эмоциональную приподнятость. Наоборот, отсутствие этого отрицательно влияет на деятельность и поведение подростка. В процессе занятий футболом подростком основные противоречия могут возникать между повышенной требовательностью к нему и тем уровнем психического развития, которого он достиг, между его желаниями и общественно значимым требованием «должен». Разрешение этих противоречий происходит за счет интенсивного развития нравственных, умственных и физических сил подростка. Заметим, что уровень физического развития во многом определяет успех развития умственных способностей и нравственных качеств. Этому помогает стремление подростка к физическому самоусовершенствованию и самовоспитанию. Футбол обладает большой притягательностью. Особенно это сказывается на детях подросткового возраста. В игре реализуется большая двигательная активность и эмоциональность подростка, его стремление быть в контакте со своими товарищами, забивать голы. Но тренер должен помнить и о других факторах. На поведение подростка существенное влияние оказывает анатомо-физиологическая перестройка организма. Так, диспропорция в сердечно-сосудистой системе (когда объем сердца увеличивается, а просвет сосудов остается прежним) влечет за собой повышение кровяного давления, неравномерное снабжение организма кислородом, так называемое «голодание мозга», и другие отрицательные явления. В связи с этим у подростков наблюдается повышенная утомляемость и как результат этого — несдержанность и другие случаи немотивированного поведения (например, безудержный и беспричинный смех, грубость) [31]. Усиленный рост трубчатых костей при замедленной прибавке веса сказывается не только на фигуре подростка, делая ее долговязой и неуклюжей, но и отражается на его самочувствии. Подросток быстро утомляется, затруднена координация его движений, чаще, чем у взрослого футболиста, у него появляются мышечные боли [12]. Особенно большое влияние на поведение подростка оказывает наступающее в этом возрасте половое созревание. Оно вызывает у него повышенную эмоциональность, большую трату нервной энергии. Интенсивность деятельности желез внутренней секреции также влечет за собой повышение возбудимости и раздражительности. Подросток становится неуравновешенным, у него быстро меняется настроение, вследствие чего он не всегда владеет собой в той мере, в какой это надо на тренировках и соревнованиях. Начало занятий в секции футбола, как правило, проходит в приподнятом настроении, в конце же занятий наблюдается возбужденно-неудовлетворенное состояние, немотивированное поведение, чаще нарушаются правила, допускается грубость и т. д. Поэтому тренеру необходимо правильно дозировать физическую и нервно-психическую нагрузку, брать в расчет психическое состояние подростка и предвидеть его реакцию на те или иные педагогические воздействия. Тренер может разумно использовать новые психические новообразования подростка, такие, как возрастная самостоятельность, стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию и др. Приход в секцию футбола — это результат возросшего самосознания подростка, связанный со стремлением стать хорошим спортсменом, волевым человеком. Возросшая самостоятельность подростка, развитие его критической мысли требуют от тренера иного подхода к нему, чем к детям младшего школьного возраста. И если тренер не перейдет на новый тип отношений, то это может вызвать конфликтную ситуацию между учеником и воспитателем. Стремясь доказать свою взрослость, самостоятельность, независимость, подросток может при этом проявить отрицательные формы поведения. Организующее влияние тренера должно сказываться и на формировании волевой сферы подростка. Это особенно важно, потому что это «деятельная сторона разума и морального чувства» (И. М. Сеченов). Основой формирования волевых качеств является четко осознанная и желанная цель. Она определяет и направляет проявление волевых усилий, вызывает целенаправленное поведение, стимулирует активность личности на преодоление трудностей. Поэтому тренеру необходимо непрерывно и систематически работать над развитием целеустремленности у подростка-футболиста. Но целеустремленности, подкрепленной не эгоистическими мотивами (стремлением к славе, возвыситься над другими и т. п.). Таким образом, тренеру следует более четко продумывать организацию и проведение тренировок в плане целенаправленного формирования и развития волевых качеств и привычек поведения у подростков, быть последовательным в требованиях исполнения важной, но иногда малоинтересной работы на тренировках, вооружать подростков способами волевой саморегуляции действий и поведения в целом. Интенсивное формирование воли существенным образом сказывается на всей психической деятельности подростка. Становится более управляемой познавательная способность подростка, в его поведении преобладает волевая саморегуляция действий и поступков. Более высокий уровень познавательных возможностей может стать основой для развития специализированных восприятий – «чувства» мяча, партнера, поля, необходимых для тактических действий качеств, таких, как гибкость, быстрота, самостоятельность и др. Для подростка характерны уже осознанные мотивы выбора данного вида спорта, поэтому при организации учебно-тренировочной работы особое внимание необходимо уделить формированию и развитию мотивации занятий футболом, работать над тем, чтобы подросток осознал более близкие и отдаленные цели, а также перспективы своих спортивных увлечений. Осознание перспективной цели, а также своего идеала приводит к осознанию различия между тем, что есть, и тем, к чему стремится спортсмен. Осознание этого противоречия порождает у него активность, направленную на развитие нужных для достижения этой цели физических качеств, овладение новыми техническими приемами, на формирование личности. Проявляя высокую степень самосознания, юный спортсмен предпочитает тренировку, например, посещению кино и другим развлечениям. Это становится со временем выработанной способностью и дает возможность спортсмену задерживать, тормозить не соответствующие перспективной цели акты поведения. Указанная способность складывается постепенно, путем преодоления внутренних конфликтов. Причем нравственная сила спортсмена укрепляется преодолением им внутренних и внешних трудностей [29]. Тренер использует различные методы воспитания. Несмотря на важность и значимость метода убеждения, решающее значение имеет метод упражнений, так как критерием проявления ума, воли и моральных качеств человека является его практическая деятельность. Тренеру необходимо постоянно стимулировать усилия подростка. Основным приемом стимуляции усилий личности является поощрение. Оно может быть выражено не только словом, но и мимикой, жестом. Даже незначительный успех должен отмечаться хотя бы одним словом: «молодец!», «так!». Одобрение — это порой улыбка тренера или даже его приветственный жест. Кроме поощрений, приходится применять и принуждение. Принуждение может выражаться в виде приказа, осуждения или наказания. Однако наказание имеет эффект в том случае, если оно применяется с учетом индивидуальных особенностей юного футболиста и причин, породивших тот или иной проступок. Важнейшей стороной учебно-тренировочного процесса является активизация самовоспитания у подростка. Обучение и воспитание — это двусторонний процесс, в котором тренер играет значительную роль. Однако процесс усвоения материала ложится на плечи обучающегося. В связи с этим ученик должен быть подготовлен к приему и осмысливанию информации, получаемой от тренера. Очень важна систематичность применения методов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого подростка. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без всесторонней физической подготовки, на которой строится техническое и тактическое мастерство футболиста. Всесторонняя физическая подготовка способствует совершенствованию как отдельных органов и систем, так и всего организма. Она делится на общую и специальную. Общая физическая подготовка предусматривает прежде всего развитие основных качеств двигательной деятельности юного футболиста (силы, быстроты, ловкости и выносливости), специальная — развитие специальных физических качеств футболиста (координации движений, быстроты двигательной реакции, прыгучести). Задачи общего физического развития юного футболиста решаются также в процессе систематических занятий другими видами спорта. Например, занятия гимнастикой и акробатикой способствуют развитию быстроты двигательной реакции, координации движений, силы и ловкости; занятия легкой атлетикой обеспечивают развитие выносливости, быстроты и прыгучести. Спортивные подвижные игры развивают быстроту, скоростную выносливость, общую выносливость, ориентировку в пространстве. Занятия коньками и лыжами способствуют развитию координации движений, силы мышц ног, спины, закаливают организм. Использование других видов спорта в тренировке футболиста как средств всесторонней физической подготовки правильным будет лишь в том случае, если занимающиеся владеют минимумом технических и тактических приемов этих видов спорта. По мнению некоторых специалистов [6, 12], тренер должен разрешать мальчикам тренироваться в трех секциях, и в первую очередь в легкоатлетической. Подобный подход к тренировочному процессу имеет место во многих видах спорта в США, Югославии и др. Следовательно, высокое мастерство, игроков достигается не только специальными методами тренировки. Однако о6щая физическая подготовка должна отражать особенности спортивной специализации. Задачи специальной физической подготовки решаются только на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности футболистов. Ранняя, форсированная специальная физическая подготовка не только не ускоряет рост спортивных результатов, но может привести к различным травмам и повредить здоровью юного футболиста. Занятия по специальной физической подготовке можно начинать с 11-12-летнего возраста, когда организм уже достаточно подготовлен к высоким и напряженным нагрузкам. Главной опорой тренеру при организации учебно-воспитательной работы с юношами-футболистами должно стать возросшее самосознание его учеников. Оно выражается в повышении чувства ответственности, в стремлении к самосовершенствованию и самостоятельности. Все это говорит о том, что тренеру необходимо применять такие формы воспитания, которые бы способствовали проявлению самостоятельности юношами в широком диапазоне. Тренеру следует помочь юноше беспристрастно разобраться в своих положительных и отрицательных качествах, поведении. В связи с тем, что футболисты этого возраста уже выступают в официальных соревнованиях, тренеру нужно проводить и психологическую подготовку к каждому матчу. Поскольку в своем развитии юноши приближаются к взрослым, то задачи, формы и методы их психологической подготовки почти те же. Одной из важных задач психологической подготовки юношей-футболистов является формирование у них высоких, общественно значимых мотивов спортивной деятельности. В процессе подготовки футболистов к соревнованию очень важно проинформировать их обо всем том, что относится к этому соревнованию. Информация должна быть возможно более полной и содержать анализ недостатков в технике и тактике своей команды, а также сильных и слабых сторон соперника. Цель должна ставиться в категорической форме, но обязательно соответствовать возможностям спортсмена. Главный путь в преодолении препятствий, а значит, и формировании воли, – постепенное усложнение упражнений, требующих доведения технических и тактических приемов до совершенства, проведение занятий при любой погоде, создание необычных условий (слабые игроки выступают против сильных, одна из команд играет в меньшем составе, игры 8X8, 7X7, 6X6 по всему полю и др.). Учитывая большую впечатлительность, силу и глубину чувств юноши, которые в обстановке напряженной игры могут угнетающе действовать на спортсмена, представляется особенно важным научить его регулировать свое внутреннее состояние. Причем если у футболистов младшего и подросткового возраста главным средством регулировки неблагоприятных состояний является воздействие тренера, то в деятельности футболиста-юноши большую роль играет саморегуляция. Это связано с усилением в этом возрасте контролирующего и регулирующего влияния второй сигнальной системы, благодаря чему произнесенное вслух или про себя слово в форме самоубеждения, самоприказа является сильным успокоительным или мобилизующим средством. Благодаря возросшей аналитико-синтетической функции мышления юноша способен самостоятельно найти причины возникновения неблагоприятных состояний и мобилизовать усилия на их преодоление. При этом он в состоянии творчески применять рекомендуемые тренером приемы саморегуляции, дыхательные упражнения, упражнения па расслабление мышц, методы словесного воздействия на себя. Тренеру следует позаботиться о том, чтобы каждый спортсмен знал эти приемы, верил в их эффективность и не стеснялся систематически применять их в своей спортивной деятельности. Задача этого этапа обучения — приближение техники занимающихся к технике игры взрослых. Занятия в основном носят тренировочный характер (то есть повторению уделяется больше времени, чем обучению). Следует помнить, что выполнение технических приемов все время совершенствуется по мере роста сил футболиста. Выполнять технические приемы юноши должны в условиях, максимально приближенных к игре, при активном сопротивлении партнера. Ведь не секрет, что зачастую игра юношей носит «оранжерейный» характер, и, столкнувшись при переходе во взрослый футбол с жесткой (в пределах правил) игрой, с высокой игровой активностью соперника, многие способные юноши долго, а иногда и вовсе не могут найти «своей» игры. Это происходит из-за недооценки тренировки в игровых условиях, при «жесткой» опеке. Не следует переносить в зал или отменять тренировки из-за плохой погоды. Разумеется, динамический стереотип должен сложиться в основном при хороших условиях погоды, а переход в усложненные, меняющиеся условия придаст навыку необходимую приспособляемость. Если в разумных пределах разнообразить условия, средства и методы тренировки, то организм молодого футболиста на мельчайшие изменения условий будет отвечать тончайшим приспособлением. Для приобретения уверенности необходимо проводить двусторонние игры с командами взрослых. На этом этапе обучения задача занимающихся — правильно осмысливать и стремиться выполнить более сложные тактические действия. Необходимо научить игрока умению выбрать из нескольких возможных решений такое, которое обеспечило бы лучший исход поединка или коллективного игрового эпизода, быстро анализировать возникающие игровые ситуации, выделять их существенные элементы. К этому времени футболист должен иметь необходимый уровень теоретической, физической и технической подготовленности. Он должен владеть элементами индивидуальной и групповой тактики. Это необходимо для того, чтобы футболист в двусторонних играх мог не только закреплять достигнутые результаты в обучении и тренировках, но и уметь находить новые, самостоятельные решения в «развитии» игровых заданий. Следует научить футболистов мыслить, самостоятельно решать сложные тактические задачи в плане усиления коллективных действий. Двусторонние учебные, контрольные и календарные игры на этом этапе подготовки являются хорошим средством закрепления знаний и умений в тактике. Именно они развивают правильное тактическое мышление, стабилизируют достигнутое. Следует углублять познания футболистов в тактике игры. Изучение теории должно предшествовать практическим занятиям по тактике. Действенным средством в овладении тактикой являются установки на игру и разборы прошедших игр, которые развивают способность к анализу своей игры и игры партнеров, открывают путь к творческому подходy в решении тактических задач, как общекомандных, так и индивидуальных. Проводимые разборы являются своеобразной школой, где не только разбираются недостатки и достоинства игры, но, главное, намечаются пути, методы и средства к устранению ошибок. Практические занятия, проводимые после разборов, должны быть методическими, ставящими цель — устранение ошибок и недостатков, закрепление положительных действий, внесение нового для дальнейшего развития и совершенствования уже известного. На этом этапе футболисты уже знакомятся с системами игры. Тренеру следует подробно и доходчиво рассказать занимающимся о распределении обязанностей и функциях игроков. Объяснения надо строить на будущих действиях игрока. Это и явится первым шагом к его специализации. Известно, что футболисты, играющие на одном месте, лучше понимают поставленные перед ними задачи и лучше их выполняют. Однако иногда следует переставлять игроков, чтобы, играя на новых местах, они шире понимали игру, знакомились и овладевали бы функциями игроков других мест в команде. Это способствует лучшему пониманию взаимных действий, помогает анализировать игру каждого игрока в команде, вырабатывает умение предвидеть замыслы соперника и принимать более правильные решения в интересах всего коллектива. Как известно, футбольная игра ведется непрерывно. Поэтому следует специально рассмотреть отдельные игровые состояния. Назовем их условно тактическими фазами (фаза атаки и фаза обороны). 1.2 Особенности физической подготовки юных футболистов в зависимости от амплуа Структура физической подготовленности футболистов образована разными физическими качествами. Раньше все эти качества назывались так: сила, быстрота, выносливость, ловкость (или координация) и гибкость. Каждое из названных выше физических качеств имеет сложную структуру. Поэтому стали говорить не сила, а силовые качества, не быстрота, а скоростные качества. На русском языке плохо звучит словосочетание «выносливостные» (гибкостные, ловкостные) качества, и поэтому тренеры продолжали по-прежнему употреблять термины выносливость и гибкость, понимая, что эти качества состоят из множества различных и часто независимых друг от друга проявлений. Но самое важное с практической точки зрения заключается в следующем: было установлено [10], что разные проявления одного и того же качества не взаимосвязаны друг с другом. Например, два основных проявления скоростных качеств: быстрота реакции и быстрота бега не взаимосвязаны и не зависят одно от другого. Были и есть в настоящее время, например, спортсмены с очень быстрой реакцией, но не очень быстрые в беге. И наоборот, быстрые в беге не всегда отличались столь же быстрой реакцией. Такая ситуация означает следующее: если бы быстрота была единым физическим качеством, то можно было бы с помощью небольшого набора скоростных упражнений развивать все его проявления. Но на самом деле это невозможно, и каждое проявление скоростных качеств нужно развивать с помощью специфических средств. Так же обстоит дело и с другими проявлениями двигательных качеств. Организованность в действиях команды, ведущей борьбу с соперником, достигается четким распределением функций между отдельными футболистами. Современное деление игроков по функциям (игровая специализация) основывается на универсальности их подготовки. Это не значит, что все умеют одинаково выполнять всё. Но каждый футболист обязан овладеть всеми техническими приемами игры и грамотно действовать в атаке и обороне. Отдельные же игровые функции игрок должен выполнять особенно хорошо. Футболисты подразделяются по функциям на вратарей, крайних защитников, центральных защитников, игроков средней линии, крайних и центральных нападающих. Физическая подготовка вратаря связана с тем, что современная игра вратаря многообразна и сложна. Отсюда и высокие требования к физической, технической и тактической подготовке вратаря, к устойчивости его психики. Как правило, вратарь – это игрок выше среднего роста (175 см и выше), с отличной атлетической подготовкой, мгновенной реакцией, высокой стартовой скоростью. Он должен быть смелым и решительным, прыгучим, гибким и резким; обладать хорошей координацией движений, ориентацией и расчетливостью; уметь мгновенно определять возможные направления, скорость и траекторию полета мяча, умело руководить обороной, т. е. придать ей стройность и организованность. Вратарь должен отлично владеть всем арсеналом технических приемов игры на месте, в движении и в прыжке. От того, насколько правильно, четко и надежно выполняются эти приемы, зависит классность вратаря. Успешное сочетание игры в воротах с действиями на выходах и умелое взаимодействие с партнерами при обороне своих ворот и организации атак – также показатели высокого класса вратаря. Свои особенности имеет и физическая подготовка игроков средней линии. Так в современном футболе расширились обязанности крайних защитников, которые из прежних «разрушителей» атак соперника стали игроками, сочетающими надежную и умелую игру в обороне с активными подключениями в атакующие действия своей команды. Большое увеличение объема работы и разнообразие действий потребовали повышения уровня атлетической подготовки защитников: развития силы, быстроты, скоростной выносливости, гибкости, прыгучести, высокой стартовой скорости. Игроки должны быть с хорошей координацией движений и умело вести единоборство на земле и в воздухе. Они должны свободно владеть всем техническим набором приемов, умело противодействовать соперникам (как с мячом, так и без него), своевременно и грамотно взаимодействовать при организации обороны и атаки. Основные требования к крайним защитникам в обороне это умелые действия в зоне, при приближении соперника к воротам переход на плотную опеку (с умелыми действиями в единоборствах), ведение борьбы в воздухе (при верхних передачах мяча), осуществление страховки партнеров, а в случае необходимости и вратаря, своевременное противодействие передачам и ударам соперника. Для крайних защитников в атаке это - своевременные и точные передачи мяча партнерам после того, как он отобран у соперников, умелое открывание на фланге, когда мячом овладел вратарь или партнер по команде, неожиданное для противника подключение к атаке. При этом игрок владеет мячом и действует на фланге, а также осуществляет смену мест с крайним нападающим или заменяет его в случаях, когда зона на фланге остается свободной. Футболистов, действующих на центральном участке обороны, по праву называют ключевыми игроками. Ведь они единоборствуют с соперником на наиболее опасном пространстве для взятия ворот. В дополнение к физическим и техническим качествам крайних защитников центральный должен обладать высоким ростом и отменной прыгучестью для успешного ведения единоборств в воздухе. Передний центральный защитник должен умело сочетать персональную игру по заданию с действиями в зоне. Первичным для него является контроль за порученным игроком, а вторичным — действия в зоне. Передний центральный защитник в обороне внимательно контролирует действия центрального нападающего, в случае необходимости взаимозаменяется с задним центральным защитником и страхует своих партнеров по обороне. В атаке, овладев мячом, он быстро продвигается вперед, подключаясь к атакующим действиям, либо выполняет передачу своим партнерам. В отдельных эпизодах поддерживает атаку во втором эшелоне и при возможности использует удар по воротам. Задний центральный защитник обязан тонко понимать тактическую обстановку, уметь «читать» тактические ходы соперника и занимать правильную позицию в обороне для овладения мячом и страховки партнеров. Главным для него является координация всех действий обороняющихся, игра в зоне, взаимодействие с вратарем и партнерами. Больше других отвечает он за правильную организацию искусственного положения «вне-игры». При переходе к нападению задний центральный защитник открывается для получения мяча от вратаря или партнеров, а затем точными и разнообразными передачами продолжает развитие атаки. Эпизодически он сам подключается в нападение, стремясь максимально использовать относительную свободу для создания острых положений, а порой и завершает атаку ударом с дальней или средней дистанции. Функции защитников развиваются в сторону универсализации и сближения их действий с действиями полузащитников и крайних нападающих. Действия игроков средней линии в современном футболе рассматриваются как один из факторов, от которых во многом зависит успех команды. Футболисты этой специализации должны обладать отличной функциональной подготовкой, обеспечивающей высокую работоспособность на протяжении всего матча. Они должны быть активными в атакующих и оборонительных действиях, создавать и поддерживать высокий темп игры. К игрокам средней линии предъявляются повышенные требования по тактической подготовленности, умению быть гибкими, изобретательными в выборе средств и методов ведения командной игры. Они конструируют взаимодействия всех партнеров, как в нападении, так и в защите. Игроки средней линии должны одинаково хороню играть в обороне и атаке, уметь организовать игру всей команды. Их действиям сопутствует прочность и стабильность, которые базируются на высоком уровне исполнительского мастерства. Для них характерно использование большого разнообразия передач, обводок и т. д. Как правило, игроки средней линии высокого класса владеют сильным, отлично поставленным ударом. Основные требования к игрокам средней линии в атаке: а) организация перехода от обороны к нападению и дальнейшее развитие атаки; б) контроль за серединой поля и обеспечение команде длительного владения мячом, а следовательно, и инициативы; в) участие в завершении атак; г) взаимодействие как с ближними, так и с дальними партнерами; д) создание внезапности в развитии атаки с помощью перевода мяча с фланга и скоростного открывания в освободившуюся зону. Основные требования к игрокам средней линии в обороне: а) препятствие быстрому развитию ответной атаки противника правильным расположением по ширине и глубине поля; б) осуществление контроля за ближним соперником в данной зоне или персонально прикрепленным соперником; в) противодействие передачам и ударам по воротам; г) страховка партнеров и взаимодействие с ними. Средняя линия команды часто укомплектовывается футболистами, действующими в различном тактическом плане, и состоит из полунападающего, диспетчера и полузащитника. Полунападающий выполняет в основном обязанности атакующего игрока. Порой он действует даже на острие атаки и активно ее завершает. Диспетчер организует групповые и командные действия в атаке и сочетает их с действиями во втором эшелоне. Полузащитник осуществляет в первую очередь помощь в организации обороны своих ворот и лишь эпизодически вклинивается в атакующие порядки своей команды. При комплектовании средней линии игроки подбираются так, чтобы они, дополняя друг друга, могли полноценно и надежно обеспечить выполнение всех функций, предусмотренных для этой игровой специализации в целом. Однако основна....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: