VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Характеристика и особенности развития основных двигательных качеств детей младшего школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001758
Тема: Характеристика и особенности развития основных двигательных качеств детей младшего школьного возраста
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ  
ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»


Кафедра теории и методики гимнастики


КОНОНОВА АННА ИГОРЕВНА


    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ТРЕТИЙ УРОК

Выпускная квалификационная работа
(квалификационная работа бакалавра)


Направление подготовки 49.03.01 – Физическая культура

Направленность (профиль)  
Физкультурно-оздоровительные технологии



Представляется для защиты 	
Зав. кафедрой__________________                     Научный руководитель:
                                                                                 Г. Р. Айзятуллова, к.п.н., доцент
Защищена на ГИА___(дата)________________	
С оценкой_____________________
Председатель ГЭК______________
	
Санкт-Петербург
 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
     1.1. Возрастные особенности младшего школьного возраста…………..7
1.1.1. Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………..8
1.1.2. Характеристика и особенности развития основных двигательных качеств детей младшего школьного возраста……….11
    1.2. Анализ средств физической культуры, как составляющие третьего урока в школе…………………………………………………………………….13
    1.3. Ритмическая гимнастика………………………………………………18
1.3.1. Характеристика и содержание ритмической гимнастики…..18
1.3.2. Средства ритмической гимнастики и их классификация …..20
1.3.3. Влияния занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся и развитие их двигательных способностей………24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
          2.1. Методы исследования………………………………………..………27
		2.1.1. Анализ научно-методической литературы………………...27
     2.1.2. Анкетирование………………………………………………27
     		2.1.3. Тестирование………………………………………………..28
     2.1.4. Контрольные упражнения………………………………….30
		2.1.5. Педагогический эксперимент ………………………………31
          2.2. Организация исследования…………………………………..………31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
     3.1. Анализ результатов опроса учителей физической культуры……..33
     3.2. Результаты тестирования занимающихся контрольной и экспериментальной групп до педагогического эксперимента……………….36
     3.3. Экспериментальная программа по ритмической гимнастике для учащихся третьих классов  общеобразовательной школы……………………39
     3.4. Результаты тестирования занимающихся контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента……………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….54





















ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность работы. В наше время высоких технологий, когда в приоритете занятий, становится сидячий образ жизни, остается открытым вопрос, связанный с малоподвижным образом жизни, о гиподинамии школьников. Поэтому сейчас занятия физической культурой – это в первую очередь воспитание здорового ребёнка. Ведь двигательная активность определяет рост и развитие детского организма, уровень его работоспособности и функциональных возможностей. В связи с этим шесть лет назад об этом задумалось наше правительство, что повлекло Министерство Образования РФ издать приказ о добавлении третьего урочного часа физической культуры в школе. 
     На фоне этого нововведения перед учителями физической культуры была поставлена задача - сделать учебный процесс более эффективным для развития физических качеств и интересным для занимающихся: путем увеличения часов основной программы или же использовать новые виды физического воспитания для привлечения интереса детей к  урокам физкультуры. Одним из таких видов выступает ритмическая гимнастика. И в ряде школ именно ей отдается предпочтение.
     Ритмическая гимнастика в основе своей связывает движения с музыкой, что развивает пластичность, музыкальный вкус и ритмичность, но при этом способствует развитию всех основных физических качеств и оказывает положительное влияние на уровень работоспособности, устойчивости организма к утомлению. В основе ритмической гимнастики в первую очередь лежат положительные эмоции, следовательно, она включает такой метод, как игровой. Этим и объясняется интерес детей к данному виду гимнастики. Младший школьный возраст - это важное время в развитии человека. В этот период продолжается процесс формирования умственного, физического и нравственного развития ребенка. Потребность младших школьников в двигательной активности больше всего реализуется в игре.
     Ритмическая гимнастика способствует развитию внимания детей, они проявляют сосредоточенность в каждый момент времени на том, что им преподается, делают это непринужденно. Так формируется собранность и способность к устойчивому вниманию, что способствует успешной учебной деятельности.
     Следовательно, ритмическая гимнастика содействует как физическому развитию младших школьников, так и существенно влияет на развитие в целом.
     Объект исследования: процесс физического воспитания младших школьников.
     Предмет исследования: влияние занятий ритмической гимнастики на физическую подготовленность детей 9-10 лет (на примере гибкости, координационных способностей и выносливости).
     Цель исследования: совершенствование системы физического воспитания младших школьников.
     Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании школьников (как третий урок физической культуры)
2. Разработать программу по ритмической гимнастике для школьников 9-10 лет в третьем уроке физической культуры
3. Определить эффективность программы по ритмической гимнастике для школьников 9-10 лет в третьем уроке физической культуры
     Практическая значимость: полученный материал может быть использован на практике в общеобразовательных учреждениях и во внеклассной работе с детьми младшего школьного возраста.
     Гипотеза исследования: предполагается, что использование ритмической гимнастики, как третьего часа физической культуры в школе, позволит повысить уровень физической подготовленности детей 9-10 лет.
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. Возрастные особенности младшего школьного возраста

     Младший школьный возраст называют вершиной детства (Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999. —176с.). Современная периодизация психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
     В этом возрасте меняется стиль и образ жизни: новые требования, новая социальная роль - ученик, совершенно новый вид деятельности — учебная. В школе приобретаются новые умения, знания, определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются ценности, интересы ребенка, весь режим жизни (Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.).
     Со стороны физиологии — период роста, дети тянутся вверх достаточно быстро, отмечается дисбаланс в физическом развитии, которое опережает нервно-психическое развитие ребенка, вследствие чего нервная система становится менее устойчивой. Наблюдается утомляемость, повышенное беспокойство, потребность в движениях.
     Младший школьный возраст ребенка – это время совершенствования всех систем организма. А также сенситивный период для развития практически всех физических качеств, в особенности координационных способностей, в процессе двигательной активности. 
     В этом возрасте равномерно развивается двигательный аппарат. Исследования говорят, что для повышения подвижности в суставах младший школьный возраст является наиболее благоприятным. Мышцы детей этого возраста содержат тонкие волокна, имеют в своем составе лишь небольшое количество жира и белков. Ко всему прочему мелкие мышцы развиты меньше, в сравнении с  крупными мышцами конечностей (Иванов А.В. От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - 44с.)
     В этом возрасте развитие нервной системы завершается, приостанавливается рост нервных клеток и структурная дифференциация. Но преобладающими в нервной системе остаются процессы возбуждения. Нормой для детей младшего школьного возраста является высокая двигательная активность - общее число двигательных действий, которые человек проделывает каждый день (Вультров Б. 3. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Пособие для учителя /Б.З. Вультров, М. М. Потошник. - М.: Просвещение, 1983.- 14 с, 46 с, 152 с.). 
     Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростных и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности) (Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Холодов Ж.К., Кузнецов В.С – М.: Издательский центр «Академия»,2000 г. — 480 с.). 
     
1.1.1 Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста
     
     Педагогам, работающим в начальной школе, следует учитывать анатомо-физиологические особенности, уровень физического развития младшего школьника. Именно в этом возрасте учебная деятельность находится в тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием (Минаева Н.А. Педагогическая характеристика проявления координационных способностей гимнастов // Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. - Вып.1. 66 с.).
     Деятельность сердечно-сосудистой системы младших школьников приспособлена к потребностям растущего организма, ткани получают кровь беспрепятственно, т.к. диаметр кровеносных сосудов достаточно велик. Также скорость кровообращения в этом возрасте быстрее, чем у взрослого. Это объясняется тем, что путь прохождения по сосудам короче, а количества крови больше. Сердечная мышца во время физической нагрузки достаточно быстро утомляется, потому что нервная регуляция сердца несовершенна. Однако, при смене деятельности сердце ребенка успокаивается и восстанавливает  силы. Именно поэтому необходима смена интенсивности деятельности во время физических упражнений с детьми этого возраста. 
     Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы (Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.).
     Функция дыхания в младшем школьном возрасте до сих пор несовершенна, дыхание относительно поверхностное и учащенное из-за слабости дыхательных мышц. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом. Поэтому одной из главных задач поставленной перед педагогом является обучение правильному дыханию во время физической нагрузки (Тихвинский, С.Б. Детская спортивная медицина Руководство для врачей / Тихвинский С.Б., Хрущев С.В.  — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Медицина, 1991 — 560 с.).
     В стадии формирования находится костная система ребенка: хрящевой ткани еще много, окостенение таза, грудной клетки, конечностей, позвоночника не завершено. На это следует обращать внимание и следить за правильной осанкой, позой, походкой учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны (Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с.).
     Под воздействием большого количества движений мышцы в этом возрасте набирают силу и растут в объемах. Мышцы туловища податливы внешним воздействиям, в связи с этим недостаточно фиксируют позвоночник в статических позах. Именно поэтому асимметричное положение тела возникает легко проявляется искривление позвоночника, осанка в этом возрасте должна находиться под пристальным контролем.
     Асимметричность развития у некоторых детей бывает очень резкой, симметричность редко встречается. Это связано с тем, что сила мышц правой стороны туловища и конечностей в младшем школьном возрасте проявляется больше, чем левой. Поэтому на занятиях физической культурой важно  выполнять упражнения и на правую, и на левую сторону, это так же будет влиять на формирование правильной осанки. (Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студ. вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - М.: ИЦ «Академия», 2007 - 432 с.). 
     Память младших школьников имеет в большей мере наглядно-образный характер, чем логический. Дети с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, который основан на многократном повторении или силе впечатления. Поэтому заученный материал дети этого возраста воспроизводится с ошибками и достаточно неточно (Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста. - Омск: ОГИФК, 2006 - 162 с.).
     Ко всему прочему в младшем школьном возрасте пройденный материал быстро забывается, в течение одного-двух месяцев. Следовательно, поговорка «повторение – мать учения» как нельзя лучше характеризует учебный процесс в этом возрасте. 
     Мышление у детей наглядно-образное, неразрывно связано с восприятием конкретных особенностей изучаемых явлений, с деятельностью воображения (Ильин Е.П. Ловкость - миф или реальность? Теория и практика физической культуры. -1992. - № 3, 33 с.).
     Именно поэтому основным в этом возрасте является наглядный метод обучения. Показ движений должен быть простым, с выделением основных элементов, подводящих к правильному выполнению, необходимо подкреплять восприятием речью.
     В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра становится, которая вызывает качественные изменения в психике ребенка. В процессе игровой деятельности развиваются такие качества, как острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, воля (Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008, 35 с.).
     Именно яркие эмоциональные переживания вызывают у детей такой неподдельный интерес к играм. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. 
      
1.1.2 Характеристика и особенности развития основных двигательных качеств детей младшего школьного возраста

     В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста ставятся следующие учебные задачи: освоить специальные знания, развить двигательные качества, воспитать правильную осанку, формировать двигательные навыки и умения. 
     Двигательные навыки и умения формируются достаточно легко, так как нервная система пластична. Многие движения дети используют в повседневной жизни для передвижения, этот факт облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. (Матвеев. Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991 – 543 с.)
     Следует изначально приучать к правильному выполнению физических упражнений, чтобы добиться положительного эффекта в развитии мышц, связок, суставов, костного аппарата. Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы ребенка. Действия выполняются с легкостью, без напряжения, что позволяет экономить нервно-мышечную энергию. Это способствует возможности большему количеству повторений упражнения, следовательно, повышается эффективность влияния на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развитию двигательных качеств.
     Главная задача методики развития двигательных качеств у детей младшего школьного возраста – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха (Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2008. - 421 с.)
     Всестороннее физическое развитие подразумевает в своем понятии развитие двигательных качеств. При помощи подвижных игр дети становятся более выносливыми, ловкими, приобретают уверенность в своих силах, повышается самостоятельность. После достижения определенного уровня развития двигательных качеств, умения концентрировать волевые усилия происходит переход на следующий шаг физического развития. Так постепенно достигается уровень физического совершенствования, необходимый для конкретного возрастного этапа (Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: "ФКиС" – М., 1978- 110с.).
     При развитии двигательных качеств детей младшего школьного возраста чаще всего используются словесный, наглядный методы. И, конечно же, игровой метод, в основе которого лежит комбинирование двигательной активности с игровым сюжетом, отличается достаточной самостоятельностью, свободой и эмоциональностью деятельности, помощью педагога в выстраивании межличностных детских отношений. Соревновательный метод используется в играх с правилами и эстафетах для сравнения сил участников, стремящихся к более высоким качественным и количественным результатам (Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательский центр «Академия», 2006.-368 с.)
     Делая вывод из выше сказанного, в методике развития двигательных качеств младших школьников рекомендуется сочетать средства, методы и приемы обучения движениям, развития двигательных качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Она базируется на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, учета индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности повышения требований (Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с)
     Для занятий с младшими школьниками методы и приемы обучения применяются комплексно, но во главе стоит игровой метод, основываясь на особенностях данного возраста.
     
1.2 Анализ средств физической культуры, как составляющих третьего урока в школе

     В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры (Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов (физическая культура)/ Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. М.: Дрофа, 2007 г.).
     Введение третьего часа предмета физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений обусловлено справедливой необходимостью повышения роли физического развития в воспитании современных детей, укреплении их здоровья, увеличения доли двигательной активности учащихся, привития навыков здорового образа жизни. Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и считается обязательной формой организации учебного процесса, направленного на образование учеников в области физической культуры (Паршиков А.Т. Методические рекомендации «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» – 19  письмо Минобрнауки России, 2011).
     Можно выделить два основных варианта в составлении содержания третьего урока. Первый – увеличение количества часов, отведенное основной программой на двухчасовые уроки физической культуры. Второй – при помощи современных методик и технологий физического воспитания, которые способствуют повышению интереса к занятиям физической культурой, формированию творческой активности и самостоятельности использовать третий дополнительный урок физической культуры для обучения детей оздоровительным навыкам и упражнениям (Галимов Г.Я. Технология организации третьего урока физической культуры в общеобразовательной школе: учеб.-метод. комплекс/ Галимов, Г.Я., Кудрявцев, М.Д., Копылов, Ю.А.  – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. – 216 с.).
     Цель 3-го урока физкультуры – создать условия для реализации физкультурно-оздоровительной активности учащихся независимо от уровня физической подготовки и уровня сформированности специальных умений по отдельным видам спорта. Поэтому содержание 3-го урока физкультуры может быть нацелено не только на реализацию общепринятых разделов (легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и т.д.), но и на внедрение таких вариативных разделов, как хореография, ритмика, фитнес, национальные виды спорта, аэробика, адаптивная физкультура и т.д. (Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы. – М., Просвещение, 2015. – 192 с.).
     Первостепенными задачами физического воспитания в рамках третьего часа физической культуры выступают:
     -  формирования у школьников мотивации к занятиям физической культурой;
     - формирование представления о ценности здоровья и здорового образа жизни;
     - формирование интересов и потребностей учащихся в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями в различных формах физкультурной деятельности;
     - формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями (Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2015. – 192 с.).
     Нормативно-правовыми актами и инструктивно-методическими документами, регламентирующими введение третьего дополнительного урока физической культуры в системе образования, являются:
      1. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 
     2. Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования от 16.07.02 N 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»; 
     3. Письмо Минобразования РФ от 12.08.2002 г. №13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации»; 
     4. Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.09.2003 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 
     5. Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 
     6. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 
     7. Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ (с изменениями от 23 июля, 25 декабря 2008 г., 7 мая, 18 июля 2009 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; 
     8. Распоряжение Правительства РФ от 7.08.2009 г. № 1101-р. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов (физическая культура), 2007 г.).
     На основании данных документов общеобразовательное учреждение разрабатывает свой вариант программы третьего дополнительного часа физической культуры в соответствии со специализацией учителей физкультуры, материально-технической базой школы, уровнем двигательной и специальной подготовленности обучающихся, пожеланий родителей учащихся. 
      Главным условием в организации третьего часа физкультуры является высокая плотность урока в сочетании с разумным уровнем физических нагрузок. 
     Требования к формированию содержания третьего урока физической культуры оздоровительной направленности:
     — личностная ориентация, которая помогает познать особенности развития своего организма и направленное повышение своих физических способностей;
     — адекватность, т.е. соответствие учебного материала физическим и психофизиологическим возможностям учащихся, состоянию их здоровья, возрастно-половым особенностям;
     — креативность, означающая формирование творческого подхода учащихся к выбору содержания для разных форм самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой;
     — культуросообразность, т.е. освоение физической культуры как социального явления в его связи с другими видами и формами культуры как условие и результат развития личности школьника в единстве формирования его физического, интеллектуального и нравственного здоровья.
     Результат будет выше, если будет присутствовать положительный эмоциональный фон. Следовательно, третий час урока физической культуры в школе рекомендуется отдавать предпочтение одному из вариативных вариантов.
     Основными разделами, которыми нужно овладеть детям данного возраста на третьем оздоровительном уроке физической культуры, являются основы дыхательной гимнастики, навыки мышечной релаксации, упражнения на концентрацию внимания, комплексы для профилактики нарушений осанки. Приветствуется использование игр и упражнений для формирования основных двигательных качеств, преподнести ученикам  знания по основам оздоровительной и развивающей физической культуры, а также использовать на уроках упражнения для профилактики простудных заболеваний, закаливающие мероприятия (Галимов Г.Я. Технология организации третьего урока физической культуры в общеобразовательной школе, 2013.).
     Одним и средств решения этих задач может выступить ритмическая гимнастика.
     
     1.3 Ритмическая гимнастика
     
     1.3.1 Характеристика и содержание ритмической гимнастики
     
     Ритмическая гимнастика является одним из видов оздоровительной гимнастики, перед которыми ставятся решения следующих задач: чтобы закалять здоровье, сохранять на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность. Ритмическая гимнастика – самостоятельный вид физической культуры, но ритмические упражнения применяются в разминках, общей или специальной подготовке в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также в других формах физической культуры в учебных заведениях (Казакевич Н.В. Ритмическая гимнастика  методическое пособие/ Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е СпБ.: Познание, 2001. - 104с.). 
     Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, которая была создана Эмилем Жак-Далькрозом  в начале XX века. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, другими словами, развитие взаимосвязи между нервной и мышечной деятельностью человека, это помогает добиться условного рефлекса в самых сложных движениях. Система Далькроза помогает развивать и тренировать внимание и память. Метода ритмического воспитания был разработан в 1900 - 1912 гг.; изначальное название — faire les pas (перевод с французского - «делать шаги»), позже ритмическая гимнастика. С того времени и по сей день ритмическая гимнастика развивается, трансформируется, перерабатывается и не перестает привлекать к своим занятиям внимание многих занимающихся. К тому же некоторый интерес был вызван со стороны науки, что позволило на научно-теоретическом уровне её раскрыть и обосновать. 
     В литературе разного рода приводится много определений, раскрывающих особенности этого вида физкультурной деятельности. О.А.Иванова и Л.А.Ланцберг дают следующее определение, ритмическая гимнастика - это вид гимнастики, комплексы упражнений которой дарят занимающимся бодрость духа, мышечную радость, увеличивают активность нервной системы (Матов В. В., Иванова О. А., Ланцберг Л. А. Ритмическая гимнастика. - М., 1985 - 63 с). Тогда как Е.Г. Попова утверждает, что ритмическая гимнастика является одним из вариантов основной (педагогической) гимнастики, состоящая из различных, несложных по технике выполнения физических упражнений, чаще всего выполняемые поточным способом под эмоциональную ритмическую музыку разного характера (Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.: Терра – Спорт, 2000. – 72 с). По мнению Ю.В. Менхин и А.В. Менхин ритмическая гимнастика – традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, в основе которой лежат двигательные действия, согласованные с ритмом и темпом музыкального материала (Менхин Ю.В. - Оздоровительная гимнастика: теория и методика/ Менхин Ю.В., Менхин А.В. Феникс 2002 - 384 с.). Более ёмкое понятие ритмической гимнастики приводят нам Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева, которые считают её общедоступным, высокоэффективным, эмоциональным видом среди оздоровительных направлений гимнастики. Доступность обуславливается тем, что онасостоит из простых общеразвивающих упражнениях и не требуется специального оборудования для занятий (Казакевич Н.В. Ритмическая гимнастика  методическое пособие/ Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е СпБ.: Познание, 2001. - 104с.). 
     Эффективность ритмической гимнастики заключается в ее универсальном влиянии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека. Эмоциональность занятий можно объяснить и музыкальным сопровождением, и элементами танца, из которых строятся комплексы упражнений ритмической гимнастики, а также образными, сюжетными композициями, так свойственные возрастным особенностям детей 3 - 10 лет, а также желанием согласовать свои движения в коллективе и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения. 
     Задачи, поставленные перед преподавателем, и определяют содержание и направленность занятий ритмической гимнастикой.
     К основным задачам следует отнести: развитие двигательных способностей, таких как гибкость, координация движений, сила, выносливость, быстрота; повышение работоспособности, как общей, так и специальной; формирование правильной осанки и улучшение психического состояния школьников; развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности. И главная задача - приумножить интерес и внимание к урокам физкультуры и приучить к потребности постоянных занятий, вести активный  и здоровый образ жизни. 
     	
1.3.2 Средства ритмической гимнастики и их классификация 
     
     Ритмическая гимнастика многообразна, она имеет несколько названий и направлений. Она вобрала в себя составляющие восточной физической гимнастики, несмотря на то, что базируется на европейских школах гимнастики. 
     По функциональному назначению упражнения ритмической гимнастики можно классифицировать таким образом - оздоровительные, лечебные, прикладные, спортивные. На основании возраста подразделяется на гимнастику для детей, молодежи, людей среднего и пожилого возраста (Казакевич Н.В. Ритмическая гимнастика:  методическое пособие, 2001). Ю.В. Менхин и А.В. Менхин утверждают, что ритмическая гимнастика в свое содержание включает:
      - движения отдельными звеньями тела, например, сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;
      - различные виды ходьбы и бега, прыжков; 
     - элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;
      - элементы хореографии (Менхин Ю.В. - Оздоровительная гимнастика: теория и методика, 2002).
     Многообразие средств ритмической гимнастики и её характерных особенностей оказывают достаточное воздействия на организм и психику человека. 
     Все средства ритмической гимнастики по своей направленности дифференцируют в 4 группы.
     Первая группа средств нацелена на развитие основных физических способностей занимающихся. 
     Вторая группа упражнений прививает танцевальность, пластичность, грациозность. 
     Третья группа развивает музыкальность. 
     Четвертая – занимается нормализацией психического состояния занимающихся (Казакевич Н.В. Ритмическая гимнастика:  методическое пособие, 2001). 
     Исходя из выбора средств, ритмическая гимнастика определятся как танцевальная, атлетическая, психорегулирующая или смешанная.
     Ритмическая гимнастика - сложнокоординационый вид физической деятельности. Она состоит из множества вариантов общеразвивающих упражнений, средств развития физических качеств (рисунок 1), включает в себя как упражнения из художественной гимнастики и хореографии, так и из народных, современных и бальных танцев (Колодницкий Г.А. Ритмические упражнения, хореография и игры: Методическое пособие/ Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С. – М.: Дрофа, 2004.).
     
     Рисунок 1 – Средства ритмической гимнастики
     
     Занятия ритмической гимнастики состоят из ритмико- гимнастических упражнений, которые применяются в начале занятия по причине того, что создают организующий момент. Учащимся предлагают ходьбу, бег, подскоки с хлопками и без, переноску предметов, что укрепляет мышцы шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, формирует осанку, ликвидирует недостатки. Сюда же включают упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации (Вохмянина Л.Л. Программа МОРФ для общеобразовательных школ (КРО). – М., 2001). 
     Упражнения на развитие статической координации включают в заключительную часть урока, по тому, как они содействуют расслаблению организма, помогают научиться управлять своим телом, ориентироваться в пространстве.
     Упражнения художественной гимнастики и элементы хореографии используются, чаще всего, как добавка к общеразвивающим упражнениям и им характерны многократные повторы. В этом разделе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%