VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Условия и средства формирования языковой личности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005984
Тема: Условия и средства формирования языковой личности
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................	…..................................................3

			ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

	1.1. Проблема формирования языковой личности младшего школьника..…...….7 

	1.2. Особенности обучения русскому языку и литературному чтению по ФГОС НОО............................................................................................................1010101010

	1.3. Условия и средства формирования языковой личности...................	….....15   

		Выводы по первой главе	21

		ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ    АСПЕКТЫ        ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО   ШКОЛЬНИКА

		2.1. Диагностическое исследование первоначального уровня сформированности коммуникативных  УУД  у младших школьников	23 

		2.2. Сравнительный анализ подходов к формированию  коммуникативных УУД    по программам  «Перспектива» и «Школа России» (2 класс)	34

		2.3. Описание опытно-педагогической работы по теме исследования 	37  

Выводы по второй главе………………………………………………...………46 

			ЗАКЛЮЧЕНИЕ  		48

			ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ……...................51

			ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ……………………………..…………52

		СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  	54

			ПРИЛОЖЕНИЕ 

			

			



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема формирования языковой личности младших школьников является значимой для теории языка и практики образовательного процесса. Существует большое количество попыток интерпретации понятия «языковая личность». 

Г.И. Богина и Ю.Н. Караулова тщательно разработали понятие «языковая личность» и отразили в работах. Подробный анализ языковой личности дает Ю.Н. Караулов в книге «Русский язык и языковая личность». Автор пишет, что «языковая личность» – это «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи, так как  человек, как носитель речи, обладает способностью к использованию языковой системы в целом».

	В рамках начального образования наибольшие возможности для формирования языковой личности имеют дисциплины гуманитарного цикла. Уроки русского языка и литературного чтения, открывают возможности для развития языковых способностей. 

	Таким образом, появились противоречия между – необходимостью использования современных вербальных и невербальных способов воздействия на языковую личность младших школьников и недостаточным пониманием аналитического и практического материала, раскрывающими технологии, формы, методы исследования в аспекте формирования языковой личности, то есть требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и недостаточной разработанностью решения данной проблемы.

Проблема исследования: какие условия и средства можно применить для формирования языковой личности младшего школьника?

Тема исследования: «Языковая личность младшего школьника: условия и средства формирования на уроках русского языка и литературного чтения».

Цель исследования – выявить особенности  формирования  языковой личности младшего школьника и определить условия и средства  формирования их на начальном этапе обучения. 

Объект исследования: языковая личность младших школьников.

Предмет исследования: особенности формирования языковой личности младшего школьника.

Гипотеза: ________________________

В соответствии с целью и гипотезой работы были поставлены следующие задачи:

1. Выявить состояние разработанности проблемы формирования коммуникативных УУД у  младших школьников в психологической, педагогической науках и практике современного образования;

2. Провести эксперимент, выявляющий уровень сформированности   коммуникативных   УУД  у  учащихся начальных классов.

3. Разработать систему методов и приемов для педагогов по эффективному формированию коммуникативных УУД  младших школьников, применяемую на уроках русского языка. 

Методологической основой исследования стали: 

системно-деятельностный подход (В.Д. Шадриков, Н.А. Бернштейн, 

А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин, Д. Б. Эльконин); 

идеи личностно ориентированного образования ( Е.В. Бондаревская,   С. Л. Рубинштейн, В. А. Петровский, В. С. Ильин); 

личностно-развивающий подход (Н.А. Алексеев, Э.Ф. Зеер,                     И.С. Якиманская и др.).

Теоретической основой исследования являются труды отечественных ученых по психолингвистике (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,                   А.А. Залевская и др.), когнитивной лингвистике (Е.С. Кубрякова,              Ю.Н. Караулов, В.И. Карасик), социолингвистике (Н.Б. Мечковская,          Л.П. Красин), лингвокультурологии (Е.Н. Верещагин, В.В. Воробьев,           В.А. Маслова), прагмалингвистике (А.Г. Баранов, Г.П. Немец,                        Е.Н. Никитина). 

Методы исследования: 

Теоретический анализ научной литературы; анализ образовательных программ, учебных пособий по проблеме исследования; обобщение и осмысление научного педагогического опыта отечественных ученых по изучаемой проблеме; моделирование образовательного процесса.

Этапы исследования: 

Подготовительно-поисковый: изучение и теоретический анализ литературы по проблеме формирования языковой личности у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения; разработка диагностического инструментария; обобщение и анализ педагогического опыта по проблеме исследования.

Опытно-экспериментальный: проведение опытно-экспериментальной работы, которая включает в себя констатирующий, формирующий и контрольные эксперименты.

Аналитический: анализ результатов исследования, их обобщение; формулирование основных выводов, методических рекомендаций; литературное оформление результатов.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, анализе и систематизации теоретико-методологического материала по проблеме формирования языковой личности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Практическая значимость работы состоит в том, что представленные материалы и разработки могут быть использованы учителями начальных классов при разработке уроков русского языка и литературного чтения.

База исследования: 

Апробация:

Структура курсовой работы: 







			ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

			

			

			1.1.  Проблема формирования языковой личности младшего школьника

	Языковая личность как «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью»[   ] является актуальным объектом лингвистической и методической науки. При этом признаки языковой личности, выделяемые с учетом возрастных особенностей носителей языка, в науке описаны лишь фрагментарно, хотя, как отмечает К.Ф. Седов «...закономерно выделение обобщенного облика языковой личности ребенка определенного возраста:дошкольника, младшего школьника, подростка и т.п.» так как «каждая из названных групп обладает сходными признаками дискурсивной деятельности и речевого мышления, обслуживающего эту деятельность» [цит. По ….].

Рассматривая структуру языковой личности, ученые ( Ю.Н. Караулов и др.) выделяют ее вербально- семантический уровень (проявляется в умениях, обеспечивающих лексическую и грамматическую точность и правильность текстовой деятельности), тезаурусный уровень (проявляется в умениях, обеспечивающих концептуальную составляющую текстовой деятельности — отражение в ней определенной языковой картины мира) и мотивационно- прагматический уровень (проявляется в умениях, обеспечивающих жанровую составляющую текстовой деятельности). Сопоставление характеристик данных уровней и степень владения ими учеником начальных классов позволяет выявить некоторые особенности языковой личности младшего школьника. Это важно в связи с тем, что формирование языковой личности ребенка является одной из основных задач современной методической науки. Очевидно, что организация данного процесса должна опираться  на описание тех черт речевого поведения, тенденции развития которых могут быть определенным образом усилены в условиях специального обучения. Данные черты в концепции языковой личности связаны с совокупностью продуцируемых и создаваемых тем или иным носителем языка текстов. Особенности текстовой деятельности младшего школьника и позволяет описать ее как одно из проявлений социально-возрастного типа языковой личности.

Известный исследователь языковой личности школьника, Н.В. Аниськина, отмечает, что изучение типичных особенностей готовности учеников к созданию и восприятию ими речевых произведений- то есть к проявлению основных черт коллективной языковой личности- должно осуществляться с учетом того, что «...этой группе ностителей языка присущи общие психологические закономерности, обусловленные возрастными особенностями и общим видом основной деятельности (учеба в школе)» [   ]. наблюдения за речевым поведением младших школьников показывают, что в данный период дети приобретают особый коммуникативный, который отражается в вербально-семантическом, тезаурусном и мотивационно-прагматическом уровнях языковой личности.

Отметим некоторые факторы формирования языковой личности младшего школьника.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизнь, социальное положение в коллективе и семье. Ведущей деятельностью становится учение (Р.С. Немов, В.В. Зеньковский, В.С. Мухина и др.), важнейшей особенностью — приобретение знаний, способов действия, накопление опыта творческой работы в процессе обучения. Ребенок получает новые образцы речевого поведения (в частности, речевого поведения учителя, которое носит ярко выраженный дидактический характер). Подражание им способствует овладению учебно-научной и дидактической лексикой, концептами «знание», «учение», «русский язык» и др., а также жанрами устного ответа, учебной дискуссии.

Учебно- познавательная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира- ощущений и восприятий (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Г.И. Щукина и др.). Младшие школьники отличаются свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью (А.Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов и др.). В связи с преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Дети осваивают корпус новых для них текстов  и включаются в особую- познавательную коммуникацию, в процессе которой получают информацию и передают ее иным участникам коммуникации. Именно поэтому 1) возможна активизация в лексиконе учащихся начальных классов фразеологии, слов с конкретным значением, 2) значительное место в их текстовой деятельности занимает пересказ как особый речевой жанр.

Характерными чертами восприятия младших школьников являются его слабая дифференцировка сходных объектов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.), что делает целесообразным специальное обучения высказываниям сопоставительного характера.

В младшем школьном возрасте под влияниемобучения усиливается роль и удельный вес словесно- логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, О.Г. Хмелева и др.). Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения и выводы, проводить аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия (Г.Ю. Айзенк, Л.Термен, Н.С. Лейтес, М.А. Холодная и др.), дети овладевают первоначальными терминологическими системами и образцами учебно-научных высказываний.

Именно в младшем школьном возрасте наблюдается активное формирование социализирующих качеств личности в процессе построения отношений с взрослыми и сверстниками, включение детей в систему коллективных связей (В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, А.В. Муудрик и др.). У них формируется требовательность друг к другу, потребности во взаимной оценке. В связи с этим становится актуальным обучение детей речевому этикету, оценочным жанрам.

Наблюдения также показывают, что речевое поведение младшего школьника в учебной ситуации характеризуется следующими особенностями, характеризующими вербально - семантический уровень его языковой личности: 

Фонетические особенности. Уделяет артикуляции речи особое внимание, интонации довольно однообразны, темп довольно медленный, громкость речи не меняется в зависимости от ситуации.

Лексические особенности. Характерно стремление использовать терминологию, опуская общенаучную лексику. Использование в пределах одного высказывания дидактической лексики, с одной стороны и разговорной лексики — с другой, является особенностью межличностной учебной коммуникации для младших школьников.

Синтаксические особенности. Копирование синтаксических конструкций определений понятий; преимущественно простые предложения, использование сложносочиненных предложений с придаточными определительными, условия, причины. Слабооформленность сложных предложений. Частность парцелляций.

Названные особенности, характерные для речи младшего школьника, изучающего русский язык как родной, не позволяет говорить о сформированности вербально-семантического уровня языковой личности к моменту окончания ребенком начальной школы. Тот факт, что овладение уровнями языковой личности происходит параллельно, требует поиска таких направлений работы на уроках русского языка в начальной школе, которые обеспечивают интегрированное развитие умений правильности и точности речи ребенка, его концептосферы, его жанровых умений. К подобным направлениям целесообразно отнести работу над пересказом художественного текста, развитие речевой рефлексии, поликультурное коммуникативное сотрудничество.

Пересказ текста — это тот вторичный речевой жанр, который стремится продуцировать ребенок, воспроизводя структурно-смысловые компоненты того или иного речевого произведения. Цель такого жанра — передать содержание исходного текста. Поскольку,  с одной стороны, в пересказ включаются элементы толкования текста, описание коммуникативной ситуации (указание на автора текста, цель создания исходного текста, указание на тему речевого произведения), а с другой — в пересказе отражен ход текущего речевого события, допускаются импровизация, данный жанр целесообразно отнести к стилистически неоднородным, имеющим признаки научного и разговорного стилей, а также признаки стиля исходного текста. Отметим также, что важно учить ребенка пересказу как прозаического текста (того или иного стиля), так и диалогического речевого произведения.

Обучение пересказу









8.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.