VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Условия формирования готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011612
Тема: Условия формирования готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
      
Введение………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы формирования готовности педагога-психолога к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения……………………………………………………………...8
1.1 Понятие готовности педагога-психолога к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения как психолого-педагогическая проблема………….....................................................................................8
1.2 Отличительные черты разрешения детских конфликтов в образовательном процессе ОУ…………………………………………..16
1.3 Педагогические условия формирования готовности педагога-психолога к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения…………………………………………………………..…..27
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности педагога-психолога к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения………………………………………..34
2.1 Диагностика уровня готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения………………………………………………………………34
2.2 Реализация педагогических условий формирования готовности педагога-психолога к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения……………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованных источников…………………………………………...60
Приложение А Вычисление теоретической готовности педагога-психолога. Тестирование….65
Приложение Б Вычисление психологической готовности. Способность педагога-психолога к эмпатии……68
Приложение В Вычисление практической готовности педагога-психолога. Наблюдение……………………75

ВВЕДЕНИЕ
     
     Конфликты появляются в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют ровно столько, сколько существует сам человек. Общие интересы могут стать и основанием для стабильной дружбы, и также привести к возникновению противоречий и конфликтов.
     Конфликты проявляются в функционировании всех социальных институтов, групп, во взаимоотношениях между людьми. Как и для любого социального института, для образовательного учреждения характерны разнообразные конфликты.
     Стороны педагогических конфликтов были рассмотрены в работах А. Я. Анцупова, А. С. Белкина, Н. В. Гришиной, В .И Журавлева, М. М. Рыбаковой и других ученых. Несмотря на это вопрос готовности педагога-психолога к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения продолжает требовать поиска новых вариаций формирования практической готовности.
     У педагогов-психологов должны быть сформированы профессионально значимые личностные черты, теоретические и практические знания, умения и навыки, которые будут определять его готовность как профессионального психолога к общению, основанному на индивидуальном подходе к каждому участнику конфликтной ситуации.
     Практика показывает, что, в наше время ужесточаются требования к педагогу - психологу, однако продолжает существовать низкий уровень профессиональной готовности психологов к общению с детьми. Для психолога-профессионала необходимым умением должно являться практическое умение слышать и слушать, понимать, разрешать конфликты детей.
     Актуальность вопроса формирования готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения обусловлена современной социальной ситуацией. Дети и педагоги все чаще подвержены стрессу. В конфликт вступают обе стороны: и дети, и взрослые, однако, одни из них быстро мирятся друг с другом, другие наиболее конфликтны. Конфликты и стрессы, в свою очередь, наносят вред психике. Этим объясняется важность профессиональной готовности школьных психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения.
     Различные стороны проблемы вышеописанных конфликтных ситуаций рассматриваются в работах многих психологов и педагогов-психологов.
     А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов разрабатывали теорию общей конфликтологии; А. С. Белкин рассмотрел саму сущность педагогического конфликта, а также причины, по которой он возникает; также М. Рыбакова рассмотрела педагогический конфликт, его виды и первопричины таких конфликтов. Помимо этого изучались сами средства формирования готовности педагогов-психологов к педагогической деятельности, информационные и диалоговые технологии обучения (М. В. Гуланова, Б. В. Куприянов, В. С. Свиридова; и др.).
     Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения.
     Объектом исследования является процесс формирования готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения.
     Предметом исследования являются условия формирования готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения.
     В связи с этим, нами сформулированы нижеперечисленные задачи исследования:
     1. Рассмотреть состояние проблемы исследования в теории и педагогической практике, конкретизировать само понятие «готовность педагога-психолога к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения».
     2. Определить основополагающие компоненты готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения.
     3. Выявить и реализовать на практике условия, способствующие формированию готовности педагогов- психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения.
     Методы исследования, применяемые в работе: анализ литературы по данной теме; наблюдение за педагогами-психологами в ходе проводимого эксперимента в образовательном учреждении; беседа, анкетирование, тестирование; методы статистической обработки данных, количественный и качественный анализ результатов.
     База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова (ст. Каневская Краснодарского края). Всего исследованием охвачено 24 педагога-психолога.
     Разработанная нами программа и ее реализация значительно повышает уровень готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения; данные материалы нашего исследования могут быть качественно использованы для улучшения процесса подготовки педагогов-психологов в системе повышения квалификации педагогов-психологов образовательных учреждений.
     Апробация результатов данного исследования осуществлялась на методических объединениях муниципального уровня для педагогов-психологов образовательных учреждений ст. Каневской Краснодарского края.
     Структура данной курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1 Теоретические основы формирования готовности педагога-психолога к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения

1.1 Понятие готовности педагога-психолога к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения как психолого-педагогическая проблема

     Проблему готовности педагога-психолога к разрешению конфликтов в образовательном процессе рассматривали российские исследователи Л.И.Березовская, А.С.Белкин, В.И.Журавлев, М.М.Рыбакова и др. Несмотря на это, данные ученые не дают самого определения и не раскрывают суть этого понятия. Готовность педагога-психолога грамотно строить отношения с учениками, знать типы личности, умение педагога предупреждать деструктивные конфликты и разрешать конфликты гуманными способами являются одним из главных показателей его профессионализма. 
     Само состояние психологической готовности педагога к различным видам деятельности – целостная система, которая включает в себя различные личностные характеристики, главными из них являются:
     - мотивационные – это потребность человека удачно выполнить задачу, а также его интерес к определенной деятельности, его стремление добиваться признания;
     - познавательные – это понимание своих обязанностей, своей трудовой задачи, оценка человеком ее значимости для достижения определенных результатов этой деятельности, а также для себя лично – это представление возможных изменений настоящей обстановки;
     - эмоциональные – это чувство профессиональной, а также социальной ответственности человека, его уверенность в своем успехе;
     - волевые – это управление самим собой, мобилизация собственных сил, сосредоточение на поставленные задачи, отвлечение себя от мешающих воздействий, преодоление страха, сомнений.
     В психолого-педагогических работах и исследованиях выделяется два схожих подхода к определению смысла формирования психологической готовности педагога-психолога. В первом подходе А.Г.Ковалев, П.Д.Левитов рассматривают психологическую готовность педагога как особое психологическое состояние, пограничное между психологическими процессами и определенными свойствами личности. В процессе любой педагогической деятельности такое состояние переходит в свойства, потом в качества личности педагога-психолога.
     Во втором подходе 3.А. Крутецкий, А.И. Щербаков и другие исследователи рассматривают готовность педагога как устойчивую черту личности, определенное психическое состояние, которое потом превращается в устойчивое качество данной личности в процессе определенной деятельности.
     Большинство психологов рассматривают данную психологическую готовность как качественную предпосылку удачной деятельности, как необходимую часть профессиональной готовности. Структура такой психологической готовности педагога-психолога к руководству любым педагогическим процессом является совокупностью вышеперечисленных мотивационного, волевого и эмоционального компонентов.
     Критериями готовности педагогов к разрешению различных конфликтов являются: свойства данной личности, качество усвоенной ею знаний, умения и навыки решения различных педагогических задач, связанных с конфликтами в учебном и воспитательном процессах.
     Характерными для регулирования педагогами общения с детьми в этом смысле профессиональной готовности будут нижеперечисленные умения:
     - грамотно рассмотреть ситуацию общения в группе (тип самого взаимодействия, тип педагогического регулирования общения);
     - изложить главную педагогическую проблему в ситуации общения детей и способы наилучшего решения данного вопроса;
     - вычислить ситуации различного взаимодействия детей;
     - прогнозировать результаты различных педагогических регулирований общения детей;
     - проектировать суть, методы и средства обогащения взаимодействия учащихся;
     - исследовать соответствие методов, средств определенного педагогического регулирования общения школьников различным возрастным и личностным особенностям учащихся и др.
     В наши дни педагогика профобразования дает понятие профессиональной компетентности. Данное понятие отображает единство теоретической, психологической и практической готовности к осуществлению определенной педагогической деятельности и показывает его профессионализм.
     Под теоретической готовностью педагога-психолога ранее понимали систему психолого-педагогических знаний. В понимании рефлексивно-творческого подхода к готовности педагогов- психологов вырабатывание знаний - это не самоцель. В связи с этим становится необходимым обращение к различным формам проявления вышеупомянутой теоретической готовности, которая может проистекать из умения профессионально педагогически мыслить.
     В анализировании конфликтологической готовности педагога-психолога необходимо обратиться к таким определениям, как «конфликтологическая компетентность», а также «конфликтная компетенция» и «конфликтологическая грамотность».
     Л.Г. Петровская рассматривает конфликтологическую компетентность в качестве вида социально-психологической компетентности. Данная компетентность состоит из следующих характеристик:
     - осознание причины противоречий между различными людьми;
     - вырабатывание продуктивного отношения к конфликтам;
     - наличие навыков сговорчивого общения в тяжелых ситуациях;
     - навык развития продуктивного начала возникающих конфликтов;
     - умение прогнозировать вариации последствий конфликтов;
     - наличие навыка продуктивно управлять противоречиями;
     - умение ликвидировать отрицательные последствия конфликтов.
     Безусловно, конфликтологическая некомпетентность педагога-психолога отрицательно сказывается на становление педагога. Затрагивается также его уровень квалификационного развития, это влечет за собой деструктивные последствия при формировании психики ребенка, в случае, если конфликт происходит с участием учащегося.
     Необходимо заметить, что конфликтологическая готовность понимается как готовность педагога к решению конфликтологических задач. При этом, когда суть готовности исследователи отображают соизмеряемо как способность психолога реализовать профессиональную задачу, в понятии практической части мы видим расхождения.
     Например, Г.М. Болтунова видит в формировании готовности педагога-психолога следующие знания:
     - восприятие и осознание конфликта;
     - навык предвидеть результат конфликта;
     - обладание методами диагностики, профилактики и разрешения конфликта.
     Изучение исследований этого вопроса позволило определить системные составляющие готовности педагога-психолога к разрешению конфликтов: научно-теоретическая готовность, психологическая и практическая.
     В своём исследовании мы придерживаемся концепции Г.М. Болтуновой, которая, опираясь на исследования В.А. Сластенина, рассматривает готовность педагогов-психологов к разрешению конфликтов в педагогическом процессе, как единство теоретической, психологической и практической готовности.
     Изучим подробнее данные составляющие.
     Научно-теоретическая готовность предполагает наличие определенных знаний, таких как знания методологии, а также теории разрешения конфликтной ситуации, методов разрешения противоречий. Сюда можно отнести и знание основ управления конфликтом, стадиями его развития; осознавание видов, типов, а также причин возникновения противоречий, различных условий процесса конфликта.
     В свою очередь, психологическая готовность педагога-психолога состоит из совокупностей мотивационного и эмоционально-волевого компонентов, таких как:
     - заинтересованность в вопросе столкновений в работе;
     - эмоционально-волевое ощущение в конфликте как вероятность приобретения определенных новых знаний;
     - уверенность педагога-психолога в необходимости разрешения конфликта;
     - довольство итогами разрешения конфликтной ситуации.
     Смысл компетентной готовности педагога-психолога заключается в концепции навыков и положительном опыте разрешения противоречий. Педагог-психолог становится готов к решению конфликта в том случае, если навыки и умения данного педагога выше уровня, который мы называем «средний».
     Можно подытожить, что конфликт рассматривался с различных сторон с точек зрения таких наук как психология, педагогика, философия и социология.
     
      
1.2 Отличительные черты разрешения конфликтов в образовательном процессе ОУ
     
     Конфли?кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый метод решения определенных противоречий в интересах, целях, взглядах, которые возникают в течении процесса социального взаимодействия, общения. Заключается в противодействии участников данного процесса, сопровождается негативными эмоциями.
     Конфликтные ситуации в педагогическом процессе — это ситуация, позволяющая ребенку показать его позиции, проявить положительные черты личности, показать независимость; в свою очередь, педагогу-психологу данная ситуация помогает регулировать духовное развитие ребенка, влить на приобретение им определенного этического опыта.
     К сожалению, с такими ситуациями психологи сталкиваются достаточно рано в образовательном учреждении.
     По мнению такого исследователя, как А.А. Рояк, открытый конфликт между учащимся и окружающей его средой возникает в том случае, если у школьника не получается согласовать свои желания, поступки с общественными социальными требованиями. Также это возможно в случае, если ребенок не желает выполнить эти требования. Такое может происходить из-за сложившегося отрицательного отношения ребенка к этим пожеланиям общества.
     Необходимо заметить, что вышеописанные открытые конфликты довольно редкое явление.
     Чаще встречаются конфликты, проявляющиеся в различных видах взаимодействия детей и взрослых. 
     Самыми распространенными среди школьников являются конфликты лидерства. В них находит отображение борьба нескольких лидеров в классе, где объектом желаний становится само лидерство, первенство. Может иметь место конфликт нескольких, от двух до пяти подростков со всем классом. Часто встречается конфликт, когда один ученик противостоит всему классу.
     По наблюдениям многих психологов, дорога к лидерству, обусловлен желанием демонстрировать свое превосходство, жесткость, граничащую с жесткостью, цинизм, силу, безжалостность. Самое известное явление и пугающее явление - детская жестокость. Примечательно и парадоксально то, что дети намного больше взрослых подвержены жестокости, травли.
     На ранних этапах такой социализации данная агрессия появляется нередко случайно, однако вполне может появиться желание снова использовать ее для решения определенных задач. 
     При этом, противостояние подростка в общении с одноклассниками объясняются пубертатным кризисом и развитием морально-этических мер оценивания одноклассников, в связи с этим появляются определенные требования к их поведению. Необходимо отметить, что педагогическая конфликтология определила главные факторы, которые влияют на характерные черты протекания конфликтов у учащихся:
     Первое, что необходимо заметить, это специфичность противостояний у детей диктуется возрастной психологией. Возраст детей существенно влияет и на первопричины появления конфликтов, и на черты развития противостояния, методы его ликвидирования.
     Возраст ребенка - определенная, специфичная, существенно лимитированная во времени ступень развития индивида.
     Конфликты в среде детей школьных лет , безусловно, существенно различаются с конфликтами взрослых.
     В течении совместной работы учащиеся оказывают друг другу различные услуги личного плана, такие как помощь в работе над срочным заданием и т.д. В случае нарушения баланса таких взаимных услуг возникает риск появления конфликтов и ссор. Помимо этого, возникает риск появления и баланса ущерба. Это объясняется следующим механизмом: ребенок понес ущерб, у него появляется желание причинить такой же ответный ущерб стороне, по чьей вине он стал пострадавшим. В быту это называется чувство мести. Это чувство, в свою очередь, так же может служить катализатором для возникновения конфликтной ситуации. 
     Отечественный исследователь А.Я. Анцупов считает, что завершение противоборства может иметь разные исходы. Несмотря на это, в любых случаях смысл в том, что активные конфликтные действия прекращаются. Ситуация переходит к поиску решения острого вопроса и ликвидации конфликта.
     Завершение конфликта всегда может иметь такие формы:
     - разрешение – коллективная работа участников конфликта, которая направлена на завершения противодействия и разрешение вопроса, который и привел к такому столкновению;
     - урегулирование - ликвидация противоречий незаинтересованной третьей стороной;
     - затухание - краткосрочное прекращение конфликта, при этом признаки конфликтной ситуации сохраняются;
     - устранение – такое воздействие на конфликтную ситуацию, при котором ликвидируются основные структурные элементы конфликта;
     - переход в последующий конфликт – во взаимоотношении сторон возникает новое, более существенное противоречие, появляется смена объекта конфликта.
     Остановимся на такой форме завершения конфликта как разрешение конфликтной ситуации.
     Критерием грамотного, или конструктивного разрешения конфликтной ситуации является то, в какой степени противоречие разрешено.
     Очень важно, чтобы при данном разрешении конфликта обязательно было найдено конструктивное решение проблемы, которая послужила рождением конфликта. Чем удовлетворительнее для сторон разрешено противоречие, тем вероятнее нормализуются взаимоотношения между сторонами. И тем меньше возможность перехода данного конфликта в другой конфликт. Главным условие для такого выхода из конфликтной ситуации является выбор стратегии поведения: сотрудничество, компромисс, приспособление, уход от решения проблемы, соперничество.
     Н.В. Гришина видит в разрешении конфликта ликвидацию и минимизирование проблем, которые и послужили основой конфликту, а также необходимо достичь безусловного согласия между сторонами конфликта.
     Для того, чтобы сделать грамотный выбор способа разрешения конфликтной ситуации, немаловажно иметь знания педагога-психолога. Таким же значительным компонентом, помимо знаний, являются психологический настрой педагога, его практическая готовность к поиску наиболее практичных способов, которые помогут использовать исход конфликта в воспитательных целях. 
     Исключительной чертой педагогических конфликтов, а в особенности конфликтов у учащихся, заключается в том, что эти конфликты протекают непостоянно, они могут как усиливаться, так и ослабевать.
     Большинство психологов склонны считать, что понятие «разрешить» конфликт подразумевает выбрать конструктивную стратегию поведения. В само определение «разрешить конфликт» зачастую включают и прекращение противостояния, и само разрешение вопроса, также немаловажным компонентом является достижение согласия всеми участниками. 
     Наиболее существенны фактором, на наш взгляд, является профилактика конфликтов.
     Данная профилактика конфликтогенности педагога-психолога должна создаваться путем выполнения администрацией образовательного учреждения режима труда работников данной организации, эффективном отдыхе, а также в комфортном психологическом климате в педагогическом коллективе, отсутствии психологического давления на работников образовательной сферы.
     В качестве профилактики конфликтов можно понимать и сохранение равновесия между самооценкой и оценкой со стороны среды. В процессе общения в образовательном учреждении учащиеся регулярно оценивают друг друга. Примечательно, что при неудовлетворительной оценке сверстниками может завязаться конфликт. Существенную роль в ликвидировании конфликта играет также и нравственное воспитание ребенка, его духовные представления, эмоциональная палитра, чувства, нормы. Это регулирует поведение ребенка, его поступки ко всем окружающим, как к ровесникам, так и к старшим школьникам.
     В нашем исследовании мы придерживались мнения А.Я Анцупова, что преодоление противоречие подразумевает его разрешение при помощи  совместной работы сторон в ходе поиска и осуществления конструктивного решения проблемы, путем ориентирования сторон на взгляды, мнения, интересы и потребности друг друга.
     Преодоление определенного конфликта – это новый этап в улучшении системы отношений и личностного роста детей. Только единение стратегии и тактики даст качественный выбор метода регулирования педагогическими конфликтами.
     Признание наличия конфликта - означает осознание наличия противостоящих целей, взглядов, мнений, средств достижения целей, а также правил поведения участников столкновения. Немаловажно точно определить, кто является сторонами конфликта. Стороны, участники могут быть как открытые, так и скрытые.
     Находя характерные черты протекания и разрешения конфликтов у учащихся, мы поддерживаем взгляды психологов, которые обоззначают существенным действия педагога-психолога, которые обязательно будут направлены на регуляцию продуктивного взаимоотношения и снижения конфликтных факторов учащихся. 
     Помимо этого, немаловажным фактором является создание взаимоотношений между школьниками в условиях конфликта и его разрешения. К характерным чертам выхода из конфликтов у учащихся следует отнести:
     - сознательное влияние педагога-психолога на ликвидирование причин конфликта;
     - исправление поведения сторон конфликта, которая будет создавать благоприятное общение;
     - реконструкция климата позитивного внимания к мнениям сторон конфликта;
     - профессиональная ответственность педагога-психолога за корректное разрешение самого конфликта. Это объясняется тем, что учебное заведение, такое как школа, для ученика любого возраста является своеобразной моделью социума, где ребенок усваивает различные нормы взаимоотношений людей. 

1.3 Условия формирования готовности педагога-психолога к разрешению конфликтов у детей в условиях образовательного учреждения
     
     Как было отмечено ранее, готовность педагога-психолога к разрешению конфликтов выражается в целостности теоретической, психологической и практической готовности.
     Необходимо отметить, что очень важно, чтобы у педагога-психолога, кроме умений и навыков, приобретенных в высшем учебном заведении, были выстроены определенные знания по теории конфликтов педагогического процесса. Наиболее ценными являются знания о стратегиях и тактиках, которые могут использоваться в конфликте, характерные черты общения с конфликтными личностями, знания возрастных личностных особенностей в конфликте.
     Мы рассмотрели взгляды ученых на эту проблему.
     И. Ф. Слепцова придерживается мнения, что действенной ступенью в обучении психологов будет программа семинаров, которая должна включать в себя:
     - введение в науку конфликтологию, а также формирование самих конфликтологических идей;
     - общетеоретические основы педагогической конфликтологии (категории, строение, развитие, виды педагогических конфликтов);
     - причины зарождения педагогических конфликтов, включая виды конфликтогенов, объективность и субъективность.
     Такие исследователи, как Н. Ф. Вишнякова, В. А. Трайнев и др. уделяют внимание актуальности применения деловой игры в качестве завершающей стадии использования теоретических знаний, а также применения их на практике. Таким образом показывается качество и уровень, показывая тем самым уровень профессионального умения.
     Преподавателем разрабатывается определенная конфликтная ситуация, а также соответствующий план действий в ней. Педагогу предлагается продумать все возможные пути решения этого вопроса, а также найти самостоятельно наименее травматичный и наиболее конструктивный выход.
     Широкие возможности в вырабатывании конфликтологической готовности многие ученые-психологи видят в проведении деловых игр. В игре педагоги моделируют конфликтные ситуации и ищут возможные пути их разрешения. По характеру представляемых в игре ситуаций, такие игры бывают трех видов: игра с соперником; игра с природой; игра-тренировка. По характеру самого игрового процесса такие занятия делятся на: игра-противоборство между сторонами; игра-взаимодействие между сторонами; игра-состязание; и программированные игры.
     От других форм таких занятий данные деловые игры отличаются значительными признаками:
     -наличием одной важной проблемы, которая потребует моделирования определенной профессиональной деятельности данного коллектива для дальнейшего своего разрешения;
     -наличием одной общей цели для данного игрового коллектива, помимо которой у каждого участника появляется возможность проявить собственные качества.
     Существенный признак такой педагогической деловой игры – это чётко поставленная цель данного обучения, а также четкий, соответствующий цели педагогический результат. Такая деловая игра формирует у педагога-психолога ответственность за принятие решений, создаёт эмоциональную включённость в педагогическую ситуацию, а также чувство долга. В игре обязательно сочетаются два признака обучения: принцип моделирования определенной деятельности и принцип проблемности. 
     В процессе деловой игры решаются следующие задачи: 
     - усвоение нового материала; 
     - закрепление старого материала;
     - развитие различных творческих способностей;
     - обязательное формирование общечеловеческих умений.
     Процесс такой деловой игры строится следующих этапах. 
     Первый этап, этап подготовки, начинается с разработки сценария – схематичного отображения проблемной ситуации и объекта. В сценарий включены: цель обучения, сами занятия, описание изучаемой в игре проблемы, объяснения выдвиженных задач, план данной игры, содержание критической ситуации и характеристик основных действующих лиц.
     Второй этап - процесс игры. После начала игры никто из посторонних не имеет права изменять ход игры и вмешиваться в процесс. Ведущий вправе регулировать и исправлять действия участников в том случае, если они уходят от цели данной игры. 
     Третий этап - этап обсуждения и анализирования результатов игры. Участники и слушатели обмениваются взглядами, мнениями, а руководитель игры подводит итог и отмечает ошибки участников.
     На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что среди всех педагогических условий, которые могут способствовать эффективному воспитанию готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения, необходимо выделить:
     -разработку и внедрение конфликтологической обучающей программы семинаров-практикумов, которая обязательно будет включать теоретическую, психологическую и практическую подготовку педагогов-психологов.
     -поиск и внедрение методик деловой игры, которые будут направлены на воспитание и закрепление различных конфликтологических умений.
     
      

2 Реализация педагогических условий формирования готовности будущего педагога-психолога к разрешению конфликтов в педагогическом процессе ОУ

2.1 Диагностика уровня готовности будущих педагогов-психологов к разрешению конфликтных ситуаций
     
     Цель данной опытно - экспериментальной работы напрямую вытекает из общей цели данного исследования. Цель практической работы состоит в том, чтобы определить перечисленные в предыдущей главе теоретические, психологические и практические уровни формирования готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтов в условиях образовательного учреждения.
     Задачами экспериментальной работы являются:
     - определить уровень теоретических знаний педагогов-психологов о педагогических конфликтах.
     - выявить психологические установки, а также уровень конфликтности педагогов-психологов.
     - определить практическую готовность педагогов-психологов к выбору стратегии поведения и тактики разрешения конфликтов у учащихся.
     Исследования проводились на базе МБОУ лицей ст. Каневской, Краснодарский край. В исследовании принимали участие 24 педагога-психолога.
     Для определения уровней готовности педагогов-психологов к разрешению конфликтных ситуаций в условиях образовательного учреждения нами было проведено 3 методики: методика на выявление теоретической готовности; методика на выявление психологической готовности; методика на выявление практической готовности к разрешению конфликтов. Перечисленные методики имели следующие наименования:
     -на определение теоретической готовности. [Приложение А]
     Методика №1. Тестирование.
     -на определение психологической готовности.[Приложение Б]
     Методика №1. Тест: «Способность педагога-психолога к эмпатии»;
     -на определение практической готовности: [Приложение В]
     Методика №1. Систематическое наблюдение за отношениями педагога-психолога с детьми.
     Критерии для оценивания были взяты из работ Э.И.Киршбаума, однако данные критерии нами были адаптированы для данного следования.
     Научно-теоретическая готовность педагогов-психологов дифференцировалась на различные уровни.
     Низкий уровень готовности предполагает отсутствие знаний методологической основы решения конфликтов, отсутствие знаний конструктивных способов решения конфликтов.
     Допустимый уровень готовности педагогов-психологов предусматривает слабо выраженную методологическую подготовку к разрешению конфликтных ситуаций, а также отсутствие знаний в сфере методов разрешения конфликтов, а также основ педагогического руководства конфликтом.
     Высокий уровень готовности предполагает достаточно выраженную методологическая готовность к разрешению конфликтов.
     Психологическую готовность педагогов-психологов к разрешению конфликтов также можно разделить на 3 уровня:
     Низкий уровень готовности предусматривает слабую выраженность интереса к противоречиям и конфликтам, помимо этого отсутствует ориентация на положительное начало в поведении учащихся.
     Допустимый уровень готовности предполагает наличие интереса к проблеме противоречий, но отсутствует удовлетворенность результатами разрешения конфликта.
     Высокий уровень готовности предусматривает наличие интереса к проблеме конфликтов, удовлетворенности результатами конфликтов, а также присутствие творческой инициативы.
     Практическая готовность педагога-психолога к разрешению конфликтов также подразделяется на уровни.
     Низкий уровень практической готовности отображает полное отсутствие умений видеть конфликт, а также его причины и условия. 
     Допустимый уровень практической готовности предполагает слабо выраженное видение конфликтной ситуации.
     Высокий уровень отражает умение увидеть конфликтную ситуацию, а также умение использовать конфликтную ситуацию в воспитательных целях. Помимо этого, присутствует творческая установка на применение различных методов эффективного разрешения конфликтов.
     В нашем исследовании мы планировали применение таких методов, как наблюдение, тестирование, упражнения по анализу и разрешению конфликтных ситуаций.
     Педагоги принявшие участие в исследовании: Офлиди Ольга Васильевна, Булыга Юлия Николаевна, Удод Элина Викторовна, Овчеренко Татьяна Владимировна, Вологодская Татьяна Владимировна, Фесенко Любовь Васильевна, Машир Зинаида Константиновна, Цуркан Валентина Олеговна, Кузнецова Нина Павловна, Кайнова Наталья Анатольевна, Ильяева Анна Николаевна, Сабинина Надежда Петровна, Дягилева Наталья Николаевна, Дикая Екатерина Николаевна, Бабенчик Инна Юрьевна, Уцалова Оксана Витальевна, Юркова Алена Григорьевна, Волкова Ольга Викторовна, Романчева Ирина Викторовна, Байбакова Ирина Николаевна, Кирий Анна Сергеевна, Мишарина Светлана Петровна, Колонистова Галина Юрьевна, Грабарук Есения Михайловна, Юрченко Ольга Савельевна, Сергун Наталья Николаевна, Краснощек Ольга Андреевна, Селевко Марина Михайловна, Гречаная Алена Григорьевна, Минасян Мариета Генриевна.
     В начале исследования была определена теоретическая готовность педагогов-психологов. Была применена методика №1 «Тестирование». [Приложение А]
     Инструкция: «Перед вами 10 вопросов и варианты ответов, необходимо выбрать ответ, который близок вам».
     Как показали результаты данной методики, у 21% педагогов-психологов наблюдается достаточно высокий процент знаний в сфере теоретической подготовленности, 35% педагогов-психологов показали удовлетворительный, средний уровень знаний, 44% педагога показали низкий уровень готовности.
     Анализ ответов показал, что отсут.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%