- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Модель вырабатывания коммуникативных навыков у детей от 4 до 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008473 |
Тема: | Модель вырабатывания коммуникативных навыков у детей от 4 до 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения |
Содержание
На этапе формируемого эксперимента была поставлена цель выработать и с помощью эксперимента испытать педагогическую модель вырабатывания коммуникативных навыков у детей от 4 до 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. Осуществление данной цели потребовало решения следующих задач: 1. Выработать педагогическую модель вырабатывания коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет. 2. Выработать комплекс игровых тренингов, которые будут направлены на осуществление поэтапного вырабатывания коммуникативных навыков детей 4 - 5 лет. 3. Одобрить педагогическую модель воспитания коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет в экспериментальных группах. Рассматривая указанные особенности психического образования детей 4 - 5 лет (п. 1.1), а также эпизодов воспитания личности у детей, особенностей вырабатывания коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (п. 1.2) был определен ряд принципов формирования коммуникативных навыков детей от 4 до 5 лет: - коллективный принцип; - принцип гуманистического направления; - принцип активного поведения; - принцип приоритета личности; - принцип добровольности; - принцип доступности. Принципы вырабатывания коммуникативных навыков детей 4-5 лет отыскали отражение в цели, определили предпочтение форм и методов вырабатывания коммуникативных навыков детей. В соответствии с поставленной целью – вырабатывания коммуникативных навыков детей от 4 до 5 лет в дошкольном учреждении – была составлена педагогическая работа с детсадовцами. Вырабатывание коммуникативных навыков совершается в несколько стадий. Учитывая сущность коммуникативных навыков дошкольников, стадии вырабатывания навыков у дошкольников, были установлены стадии вырабатывания коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет: вырабатывание мотивационно-ценностного отношения к коммуникативной деятельности, а так же вырабатывание коммуникативных представлений; изучение главных приёмов поведения и доведение их применения до автоматизма; перенос навыков от одной ситуации в иную; формирование импровизационности в их применении. Опираясь на принципы коллективности и активности, важнейшими моделями содержания работы с детьми были определены коллективные, групповые и индивидуальные занятия. Наряду с организующей и воспитательной ролью коллектива по отношению к отдельной личности, данный выбор был обусловлен особенностями коммуникативной деятельности, которая невообразима по отдельности с совместной деятельностью членов группы. Только лишь при включении детей в практико- ориентированную коммуникативную деятельность вероятно обогащение опыта общения и формирование коммуникативных навыков. Также целесообразно применять групповые и индивидуальные занятий. Она наиболее благоприятна для организации дидактических игр. Кроме того, чередование различных форм общения детей способствует вырабатыванию навыков и форм общения в разнообразных ситуациях. В основу работы по вырабатыванию коммуникативных навыков у детей 4-5 лет был предложен комплекс методов: игровой тренинг, анализ игровых проблемных ситуаций, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, психогимнастика, чтение, обсуждение и драматизация литературных произведений. Употребление вышеуказанных методов оказывает содействие вырабатыванию у детей трех компонентов коммуникативных навыков: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные навыки. Благодаря этому происходит превращение цели – формирование коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет – в результат. Все компоненты структуры навыков взаимосвязаны и взаимообусловлены, они составляют основу готовности детей к коммуникативно деятельности. На основе теоретического анализа проблемы коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении был определен критерий сформированности навыков: умение ориентироваться в общении, применение вербальных и невербальных средств общения, умение сформировать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению. Учитывая психофизиологические особенности детей 4 - 5 лет и особенности коммуникативной деятельности была разработана педагогическая модель вырабатывания коммуникативных навыков в условиях дошкольного образовательного учреждения (схема 1), так же было допущено предположение эффективности реализации модели при соблюдении ряда условий: основание подходящего психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения; реализация комплекса игровых тренингов, которые обеспечивают вырабатывание коммуникативных навыков; субъектная точка зрения педагога в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение цельности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности у ребенка в процессе их общей игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Руководствуясь дальнейшей логикой исследования, следует переход к разработке ряда игровых тренингов, направленных на реализацию поэтапного вырабатывания коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет. Анализ исследований (Н.П. Аникеева, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская и др.) позволил выявить характерные грани игрового тренинга: 1. Проблемность. В центре внимания участников игры совершается фокусирование на какой-либо проблеме, представленной как разрешение межличностных или внутриличностных конфликтов. 2 Рефлексивный характер игры. Главное – анализ игровой процедуры. 3. Неопределенность, которая выражена в том, что игра имеет непредвиденный результат. Участники, втянувшись в логику игры, становятся в ситуацию выбора стратегии поведения в импровизации игровых действий. Как подмечают Н.И. Богомолова, Л.А. Петровская [22], при избрании и разработке обстоятельств для целей социально-психологического тренинга, необходимо соблюдать два условия: - содержание обстоятельства и характер поставленных в нем проблем должны быть адекватны реальной действительности; - обстоятельства должны быть значимыми для участников. Соблюдение первого обстоятельства, т.е. соответствие обстоятельства тренинга реальной действительности, обязательно, по мнению данных авторов, потому что тренинг обращен на обучение эффективным способам общения в обстоятельствах реальной жизни. В противоположном случае тренинг может вызвать у его участников ложные иллюзии, что вместо пользы даст противоположные результаты. Соблюдение второго обстоятельства необходимо для мотивации участников и активизации их познавательной и эмоциональной деятельности при выполнении заданий, предусмотренных тренингом. На основании вышеописанных особенностей и условий организации игрового тренинга с детьми, а так же с учетом поэтапного формирования коммуникативных навыков был разработан комплекс игровых тренингов «Ступени общения» (приложение 8). Данный комплекс включает в себя три блока: 1. Мотивационно-информативный – вырабатывание мотивационно- ценностного взаимоотношения к общению и развитие коммуникативных представлений. Цель – вырабатывание мотивационно-ценностного взаимоотношения к общению (развитие коммуникативных мотивов, развитие потребности в общении со сверстниками и взрослыми) и развитие коммуникативных представлений. 2. Процессуальный – усвоение основных приемов поведения, доведение до автоматизма приемов поведения. Цель – усвоение основных приемов поведения, доведение применения различных приемов поведения до автоматизма. 3. Обобщающий – перенос навыков из одной ситуации в другую. Цель – доведение применения коммуникативных навыков групп, перенос навыков из одной ситуации в другую до автоматизма . Комплекс игровых тренингов рассчитан на 50 занятий, периодичностью которых 2 раза в неделю. Апробация модели формирования коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет проводилась в течение одного года. Занятия с детьми проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. К концу реализации программы комплекса игровых тренингов, дети умели ориентироваться в различных ситуациях, задаваемых взрослым, а так же сами стремились ставить разнообразные коммуникативные задачи себе и сверстникам в совместной деятельности. Чтобы обосновать результативность модели педагогического сопровождения вырабатывания коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет и охарактеризовать обстоятельства, обеспечившие ее эффективность, в педагогическом эксперименте необходим контрольный этап. 2.3. Проверка эффективности модели педагогического сопровождения формирования коммуникативных умений у детей 4 — 5 лет. По завершении формирующего этапа опытно-экспериментальной работы проводилось контрольное диагностическое обследование. Целью данного этапа была проверка эффективности условий формирования коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: оценить уровень сформированности коммуникативных навыков в контрольной и экспериментальной группах испытуемых; сравнить полученные результаты. Оценка уровня сформированности коммуникативных умений производилась на основании критериев и показателей, описываемыми в параграфе 2.1 настоящей главы. Контрольное диагностическое обследование проводилось при помощи комплекса диагностических методик, характеристика которых также приведена в параграфе 2.1. Для оценки критерия навыков ориентирования в ситуации общения был применен метод наблюдения поведения детей в различных коммуникативных ситуациях, а также проективная методика «Картинки». Результат наблюдения и данные проективной методики «Картинки» позволили раскрыть уровень развития навыков ориентирования в ситуации общения у детей обследуемых групп. Сводные данные, полученные с помощью этих двух методов, представлены в таблице 9. Таблица 9. Сравнительные данные оценки уровня развития умения ориентироваться в ситуации общения обследованных детей (Здесь таблица не исправлять 114) Так же, в данной таблице можно отследить изменения в уровне развития навыков ориентирования в ситуации общения испытуемых детей. В первую очередь следует сделать вывод о положительной динамике в развитии навыков проверяемых детей ориентироваться в ситуации общения, и в экспериментальных, и в контрольных группах. Тем не менее, по соотнесению с констатирующим обследованием, в экспериментальных группах существенно увеличился процент детей с высоким и средним уровнем, тогда как в контрольных группах процент прироста меньше и отмечается он за счет увеличения количества детей со средним уровнем развития умения ориентироваться в ситуации общения. Кроме того, из сводной таблицы видно, что основной процент детей имеют средний уровень развития навыков ориентирования в ситуации общения. По результатам контрольной проверки, в экспериментальных группах существенное число детей имеют высокий уровень развития навыков ориентирования в общении (CI-Э - 55,6% , CII-Э - 33,3%, CIII-Э - 23,1%) при отсутствии детей с низким уровнем. В контрольных группах процент детей с высоким уровнем развития ориентировки в ситуации общения невелик (от 7,1% в группе CIII-К до 20%) в группе CI-K, где процент детей с высоким и низким уровнем развития ориентировки в ситуации общения совпадает). Совместные результаты эксперимента по развитию у детей навыков ориентирования в ситуации общения представлены в таблице 10. В экспериментальной группе (ЭГ) общее количество детей, которые вышли на высокий и средний уровень, составило 97,1%, а в контрольной группе (КГ) - 75,7%о. Из этого следует, что в плане развития у детей навыков ориентирования в ситуации общения авторская модель и представленная система работы оказалась на 21,4 % эффективнее, чем традиционная. Критерий сформированности коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет, как было отмечено в параграфе 2.1, - употребление вербальных и невербальных средств общения. Данный критерий оценивался при наблюдении за сюжетно-ролевой игрой детей в утренние часы и во второй половине дня. В протоколе фиксировалось, применяет ли ребенок слова и знаки любезности, жесты, мимику, которые отражают его чувства и волнение, вербальное выражение информации (Приложение 13). Применение различных средств общения является показателем высокого уровня развития по данному критерию. Сводные данные по результатам констатирующего и контрольного обследований представлены в таблице 12. В таблице 12 можно увидеть положительную динамику в развитии навыков применения средств общения в зависимости от коммуникативной ситуации во всех подгруппах по сравнению с констатирующим этапом, но в контрольных группах процент прироста незначителен, так, например, по данному критерию достаточно большое количество детей остались на низком уровне. Тем не менее, в целом, большинство испытуемых в трех группах (СI, СII, CIII) используют преимущественно речевые способы и несколько однообразных жестов, т.е. имеют средний уровень употребления средств общения. При сравнении результатов в экспериментальных и контрольных группах, можно увидеть как в экспериментальных группах в примерно одна треть детей показали при обследовании высокий уровень применения речевых средств, а низкий уровень по данному параметру отсутствует. В контрольных группах большая часть детей показали средний и низкий уровень, а несколько человек выявлены с высоким уровнем употребления средств общения. Общие результаты обследования по критерию употребление вербальных и невербальных средств общения представлены в таблице 13. Переходя к третьему критерию, по которому оценивался уровень сформированности коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет, - умение организовать процесс общения – следует отметить то, что он является наиболее значимым, потому что выявляет навыки по организации совместной деятельности. Критерий включает следующие показатели: умение координировать свои действия, взгляды, установки с потребностями партнеров; умение приходить на помощь партнеру и самому принимать помощь. Эти показатели оценивались с помощью проективной методики «Картинки» (Приложения 11,12). На основании полученных эмпирических данных по данному показателю, составлена сводная таблиц по трем экспериментальным и трем контрольным группам испытуемых. В таблице отражена степень развития умения организовать процесс общения (таблица15). Из таблицы 15 видно следующее: в большинстве подгрупп динамика стабильная, за исключением группы К I-K. Дети в экспериментальных и контрольных группах имеют в большинстве своем средний уровень развития умений по организации общения. Следует отметить, что в экспериментальных группах наблюдается значительный прирост детей с высоким уровнем по данному параметру, тогда как в контрольных – стабильная динамика. Незначителен процент детей с низким уровнем в экспериментальных группах. Подобный уровень развития умений организации общения выявлен только в одной группе CIII-Э – 23,1%, но этот процент ниже по сравнению с констатирующим обследованием. При определении исходного уровня сформированности данного критерия процент низкого уровня составил 46,2%. В контрольных группах, напротив, процент детей с низким уровнем на момент контрольного обследования остался высоким. Так же изменились качественные характеристики: дети стали более внимательны друг к другу. Соответственно дети стали и учитывать в совместной деятельности не только свои потребности, но и мнения, установки партнеров. Общие результаты эксперимента по развитию у детей умения организовывать свой процесс общения представлены в таблице 16. Следующий критерий оценки развития коммуникативных умений – преодоление конфликтов. Опираясь на комплекс диагностики, представленный в параграфе 2.1, данный критерий оценивался с помощью проективной методики «Картинки». Анализируя конфликтную обстановку на картинке, дети демонстрировали умение принимать решение по конфликтам адекватными способами. Ответы детей заносились в протокол и оценивались по пятибалльной шкале (Приложения 11, 12), исходя из этого определялся уровень развития по данному критерию. Данные, полученные в ходе обследования детей (Приложения 11, 12), позволили проанализировать их умение решать конфликты и составить сравнительную таблицу по результатам констатирующего и контрольного обследований (таблица 18). Из таблицы видно, что обследуемые дети при исходной диагностике показали довольно высокую способность решать конфликты. Большинство детей проявили высокий и средний уровни развития умения решать конфликтные ситуации. Контрольное обследование выявило положительную динамику данного критерия. Заметно уменьшился процент детей с низким уровнем, а детей с высоким уровнем стало, больше на 13,8%. Однако, в экспериментальных группах, детей с высоким уровнем значительно больше, чем в контрольных; низкий уровень не выявлен или процент его невелик (CIII-Э-15,4%). При обращении к качественному анализу предлагаемых детьми решений поставленных задач, то можно увидеть следующую картину. При контрольном обследовании дети чаще предлагали самостоятельные конструктивные решения конфликтных ситуаций, а ответ «Не знаю» и уход от конфликтной ситуации практически отсутствовал. По сравнению с констатирующим этапом, агрессивных решений (стукнуть, наказать и т.п.) и обращения к третьим лицам, меньше(Приложение 11, 12). Общие результаты эксперимента по формированию у детей умения преодолевать конфликты представлены в таблице 19. Общее количество детей в экспериментальной группе (ЭГ), вышедших на высокий и средний уровень, составило 94,1%, а в контрольной группе (КГ) – 75,7%о. Следовательно, в плане развития у детей умения преодолевать конфликты авторская модель и система работы оказалась на 18,4 % эффективнее, чем традиционная. Относительно критерия эмоционального восприятия партнера по общению была использована методика «Картинки». Данная методика помогла оценить критерий по трем показателям: умение наблюдать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение показывать чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам. Проанализировав полученные данные (Приложения 11, 12) по этому критерию, составлена сводная таблица по всем группам испытуемых, в которой отражена степень эмоционального восприятия детьми партнеров по общению (табл. 21) Из таблицы видна положительная динамика в изменении количества детей с высоким и низким уровнем. Почти не изменились значения среднего уровня. Общие результаты изучения по критерию эмоциональное восприятие партнера показаны в таблице 22. Анализируя контрольные и экспериментальные группы, можно увидеть, что число детей с высоким уровнем существенно больше в экспериментальных группах. В группе CIII эти данные примерно равны. И в этой же группе самый значительный процент детей с низким уровнем эмоционального восприятия партнера, хотя, по сравнению с констатирующим этапом, в подгруппе CIII-Э процент детей с низким уровнем стал меньше более чем в два раза. При поддержке различных методов на контрольном этапе экспериментального исследования был обследован 71 ребенок 4-5 лет с целью определения уровня сформированности у них коммуникативных навыков. Для этого были изучены коммуникативные навыки дошкольников сравнительно вышеописанных критериев: применения вербальных и невербальных средств общения; умения сформировать процесс общения; преодоления конфликтов; эмоционального восприятия партнера. Для того, чтобы получить представление об общем уровне сформированности коммуникативных навыков определен средний балл, исходя из полученных количественных оценок по всем критериям, результат которых представленных в таблице 24. Исходя из данных таблицы, можно сделать следующий вывод, динамика трех групп положительная, как в экспериментальных, так и в контрольных подгруппах. По окончании опытно- экспериментальной работы у большей части детей коммуникативные умения сформированы на среднем уровне. Данный факт означает, что дети свободно ориентируются в коммуникативной ситуации, чаще стремятся к контактам с близкими взрослыми и сверстниками. Дети употребляют всевозможные средства вербального и невербального общения, используя слова и знаки вежливости исходя из ситуации; в процессе общения дети стремятся согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров, способны оказать помощь, но чаще по просьбе партнера, а не по собственной инициативе. Дети со средним уровнем сформированности коммуникативных навыков также владеют адекватными способами преодоления незначительных конфликтов, они способны поделиться своими чувствами, интересами, настроениями с партнерами по общению, а так же проявляют сопереживание к партнерам ситуативно, стремятся почувствовать состояние другого человека, но ошибаются в классификации эмоций. Обязательным уровнем сформированности коммуникативных навыков детей данного возраста является средний уровень. Общие результаты эксперимента по развитию у детей коммуникативных умений представлены в таблице 25. В целом в экспериментальной группе (ЭГ) общее количество детей, вышедших на высокий и средний уровень, составило 94,1%, а в контрольной группе (КГ) – 70,3%. Следовательно, в плане развития у детей коммуникативных умений авторская модель и система работы оказалась на 23,8 % эффективнее традиционной. Все же, представленные данные будут не полными, если не охарактеризовать психологический климат и степень эмоционального благополучия детей в группе детского сада. В параграфе 1.2 отмечалось, что данный показатель является одним из условий формирования коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет. Определение типа психологического климата осуществлялось с помощью социометрической методики «Два домика». Она позволяет выявить социометрический статус каждого ребенка в группе, что отражает отношение к нему сверстников и влияет на удовлетворенность существующими взаимоотношениями. Так же, социометрия оценивает степень участия ребенка в совместной деятельности, что отражается во взаимности выборов детей. Процедура социометрического обследования подробно описана в параграфе 2.1. При проведении социометрического исследования группы детей не делились на контрольные и экспериментальные, так как цель социометрии – определение типа психологического климата в группе и степень эмоционального благополучия ребенка. Детям предоставлялась возможность выбирать из всей группы детей. Результаты социометрии представлены по подгруппам. По результатам социометрического обследования (Приложение 14) получено представление о статусных характеристиках детей, и составлена социограмма взаимных выборов в каждой группе (прил. 15), по которой можно судить о психологическом климате в группе. В ходе социометрического обследования группы детей 4 - 5 лет на контрольном этапе эксперимента был произведен анализ данных, который позволил выявить положительную динамику в взаимоотношении создания благополучного психологического климата и обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в коллективе сверстников. Можно сказать, что этому способствовала организация педагогического процесса в рамках опытно-экспериментальной работы на основе принципов коллективности, гуманистической направленности, активности, приоритета личности, добровольности и доступности деятельности. При обобщении эмпирических данных следует считать предложенную модель формирования коммуникативных навыков у детей 4-5 лет эффективной. Обобщив вышеуказанную систему работы, можно сделать вывод, что ее эффективность была обеспечена педагогическими условиями: 1. Создание благоприятного психологического климата в группе на основе уважения личности каждого члена группы и включения их в совместную деятельность; 2. Реализация игровых тренингов, обеспечивающих поэтапное вырабатывание коммуникативных навыков; 3. Субъектная позиция педагога в процессе взаимодействия с воспитанниками; 4. Снабжение целостности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности у ребенка в процессе коллективной игровой деятельности. 5. Вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Вышеизложенные положения можно объеденить в кратких выводах: 1. Результаты контрольного обследования детей экспериментальных и контрольных групп показали наличие значительной положительной динамики сформированности коммуникативных умений в экспериментальных подгруппах. 2. Полученные результаты позволяют говорить о том, что предложенная система работы на основе игровых тренингов обеспечила эффективность формирования коммуникативных навыков детей 4-5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. 3. Экспериментально аргументированы педагогические обстоятельства, обеспечившие эффективность модели формирования коммуникативных умений детей 4 - 5 лет. Заключение. Надобность в общении – это одна из самых ранних потребностей человека. На протяжении всей жизни она развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Эта ситуация устанавливает потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Опыт общения в коллективной и индивидуальной деятельности содействует развитию психических процессов и становлению личности. Общение включается в практическое взаимодействие людей, которое снабжает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Именно поэтому важнейшим условием возникновения и формирования общения является совместная деятельность. Являясь сложной и многогранной деятельностью, коммуникативная деятельность требует специфических познаний и навыков, которые человек постигает в процессе изучения социального опыта, скопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности подвергается рассмотрению психологами как условие удачной адаптации к окружающей социальной среде, что обусловливает практическую значимость вырабатывания коммуникативных навыков с самого раннего возраста. При вырабатывании коммуникативных навыков, наблюдается отсутствие педагогических начал организации этого процесса с детьми 4 - 5 лет. Для вырабатывания коммуникативных навыков данных возраст является сензитивным, т.к. у младших дошкольников главными потребностями являются потребность в принятии и общении, что реализуется в коллективных играх. Имеющееся противоречие определило направление данного исследования, целью которого было теоретическое обоснование и экспериментальное испытание модели педагогического сопровождения вырабатывания коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении и условий ее эффективности. В ходе исследования, была уточнена структура и содержание коммуникативных навыков детей 4 - 5 лет. В структуру коммуникативных навыков детей 4 - 5 лет входят информационно-коммуникативные навыки, такие как: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь интерес собеседника; умение сориентироваться ситуациях общения; умение применять средства вербального и невербального общения, применять слова и знаки вежливости; регуляционно - коммуникативные умения; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение разрешать конфликты адекватными способами; аффективно-коммуникативные умения; умение показывать чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам; умение примечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера). В соответствии с целью и задачами изучения были раскрыты критерии и уровни сформированности коммуникативных умений для данной возрастной группы. Критериями сформированности коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет являются ориентировка в обстоятельствах общения, употребление разнообразных средств общения, самостоятельная организации процесса общения, преодоление конфликтов адекватными способами, эмоциональное восприятие партнеров по общению. Для вырабатывания коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет была разработана модель педагогического сопровождения вырабатывания коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет, включающая в себя: цель, принципы, этапы работы по вырабатыванию коммуникативных навыков, формы и методы, компоненты коммуникативных навыков, критерии сформированности, педагогические обстоятельства, обеспечивающие успешность вырабатывания коммуникативных навыков. Начало данной работы по вырабатыванию коммуникативных навыков составил комплекс игровых тренингов, включающий разнообразные виды игр и игровых упражнений, который разрешил параллельно развивать коммуникативные навыки у детей 4 - 5 лет. Выбор игровых методов работы был определен тем, что игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра для детей дошкольного возраста является своеобразной формой общественной жизни, она оказать содействие изучению опыта человеческой деятельности, в процессе игры вырабатывается и проявляется потребность ребенка взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Исходя из этого, вырабатывание коммуникативных навыков у детей 4-5 лет осуществлялось с опорой на игровую деятельность. В ходе опытно-экспериментальной работы были получены сравнительные эмпирические данные по итогам исследования экспериментальных и контрольных групп, на основании которых был сделан вывод об эффективности проделанной работы. Эффективность модели педагогического сопровождения вырабатывания коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает исполнение следующих условий: основание подходящего психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения; осуществление комплекса игровых тренингов, снабжающего поэтапное вырабатывание коммуникативных навыков; субъектный взгляд педагога в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение неделимости когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе коллективной игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Диссертационное проведение исследования ограничилось кругом вопросов, связанных с вырабатыванием коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении. Наряду с этим, не менее значительным и острым представляется проведение исследования проблемы преемственности детского сада и семьи в вопросах вырабатывания коммуникативных навыков младших и старших дошкольников, что раскрывает перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального поиска........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
- Особенности формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
- Психологическая коррекция коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня