- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Уровень жизни в РФ и его составляющие.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001679 |
Тема: | Уровень жизни в РФ и его составляющие. |
Содержание
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» Саратовский социально-экономический институт (филиал) Кафедра экономической теории Курсовая работа по дисциплине Экономическая теория: Макроэкономика на тему: Уровень жизни в РФ и его составляющие Выполнил: студент ФМБиТ, 1 курс, 44 гр. Дзюба Даниил Вячеславович Проверил: д.э.н., профессор Сытник А.А. Саратов 2016 47. Уровень жизни населения РФ и его составляющие Глава 1. Теоретические аспекты анализа уровня жизни населения 1.1. Понятие уровня жизни населения 1.2. Показатели и индикаторы уровня жизни Глава 2. Особенности уровня жизни населения РФ 2.1. Анализ динамики уровня жизни населения РФ 2.2. Основные направления повышения уровня жизни населения РФ Глава I. Теоретические аспекты анализа уровня жизни населения I.I. Понятие уровня жизни населения Уровень жизни – это показатель, определяемый степенью удовлетворения общества, т.е. социальных, духовный и материальных потребностей населения. Он является важнейшим критерием для оценки эффективности деятельности государственной и региональной власти, выбранной ею социально-экономической стратегии развития страны. Уровень жизни определяет направление и приоритеты социальной и экономической политики государства. При написании различных исследовательских работ и решении практических экономических задач обнаружилось, что термин «уровень жизни» толкуется неоднозначно и разные специалисты понимают его по-своему. Это неудивительно, поскольку понятие уровня жизни довольно сложно для восприятия и требует уточнения в зависимости от задачи, при решении которой оно применяется. Довольно часто понятие «уровень жизни» воспринимается как синонимичные ему «качество жизни», «условия жизни» и даже «образ жизни».Стоит отметить тесную их взаимосвязь, но разница в них имеет принципиальное значение. Далее я раскроюсодержание этих терминов и обозначу их отличия от понятия уровня жизни населения. Концепция качества жизни населения страны охватывает совокупность различных условий, которые определяют социальное, духовное, физическое и умственное благополучие общества. Включаются не только объективные качества, но и субъективное восприятие индивидом своего благополучия, удовлетворенности, удовольствия. Например, удовлетворенность женитьбой, работой, жилищными условиями. Выходит, что концепция качества жизни рассматривает все связи индивида с окружающей его средой, характеризующие степень удовлетворения его потребностей и степень соответствия реальности ожиданиям. Что касается термина «качество жизни», то он подразумевает степень удовлетворенности населения своей жизнью с точки зрения разнообразных потребностей и интересов. Качество жизни охватывает: условия труда, отдыха, социальные гарантии, соблюдение всех прав человека, охрану правопорядка, природные условия, субъективные оценки комфортности жизни и величия государства. Понятие «условия жизни» обобщенно разделяется на условия быта, труда, досуга. Условия быта – это в первую очередь обеспеченность населения жильем, оценка его качества, развития сети бытового и медицинского обслуживания, общественного питания, транспорта и торговли. Условия труда включают санитарные, эстетические, социально-психологические условия. Условия досуга – это всё, что связано со свободным от работы временем населения. Термин «образ жизни» касается отдельных людей и социальных групп. Он показывает, как и для чего живут люди, какие у них интересы. Уровень жизни можно определять, отталкиваясь от различных исходных понятий: от доходов, от потребления, от производства, от стоимости жизни. Так, например, при подходе «от производства» уровень жизни связан с уровнем развития производительных сил, общественного производства. Существует сильная обратная связь между общественным производством и уровнем жизни населения. В советский период особенно явно подчеркивалось, что качественная характеристика трудовых ресурсов, эффективность труда напрямую зависит от уровня жизни. Довольно распространённым подходом к определению уровня жизни считается подход «от доходов населения». Официальные статистические издания относят к уровню жизни все типы доходов, например, пенсии, заработные платы, социальные пособия, трансферты. В учебнике «Основы социальной статистики» В.И. Гурьев пишет: «Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень народного благосостояния, являются реальные доходы населения». Некоторые экономисты используют в своих трудах термин «стоимость жизни», который практически отожествляют понятию «уровень жизни». В их понимании этот термин учитывает совокупное влияние большого количества различных факторов: динамику доходов, сбережений, системы бесплатного обслуживания, изменение ставок налогообложения, структуру потребления населения. Определение уровня жизни «от потребления» широко распространено в отечественных исследованиях. Автор книги «Семья, труд, доходы, потребление» Н.М. Римашевская рассматривает понятия «уровень жизни» и «народное благосостояние» как синонимы, используя именно этот подход. Следует отметить, что в содержании термина «народное благосостояние» отчетливо прослеживается характеристика имущественного положения населения. Таких же взглядов придерживаются авторы работы «Система экономика-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни», которые считают, что «уровень жизни отражает комплекс условий и характер функционирования человека в сфере потребления». Авторы книги «Уровень жизни населения» считают, что,несмотря на то, что существует сильная связь между потреблением и производством, уровень жизни всё же определяется развитием производительных сил общества, конкретно от проявляется в характеристиках потребления и косвенно в уровне доходов. Опираясь на вышеизложенное можно составить следующие определения уровня жизни, в которых четко прослеживаются подходы «от потребления» и «от стоимости жизни»: 1. Уровень жизни – показатель, опирающийся на степень духовной и материальной удовлетворенности людей, которая достигается путем создаваемых экономических и материальных условий и реализуется за счет потребления и определяется соотношением доходов и стоимости жизни в стране. 2. Уровень жизни – это отношение уровня доходов к стоимости жизни с определяемым этим отношением характеристиками потребления. Понятие уровня жизни населения, как правило, имеет три главных аспекта: * Благосостояние населения * Накопление человеческого капитала * Уровень человеческого развития Широко применяемая для сравнения уровня жизни в странах концепция «уровня человеческого развития» учитывает многоаспектность понятия уровня жизни и определяет его не только по среднедушевым доходам и потреблением (т.е. уровню благосостояния), но и по степени социального равенства между полами, поколениями, социальными группами и по возможности людей участвовать в принятии решения, которые затрагивают непосредственно их жизни, т.е. в экономической и социальной политики государства. Благосостояние населения – это уровень удовлетворения потребности населения материальными и духовными благами, абсолютный и относительный по сравнению к принятыми в данном обществе нормами. Существуют следующие качественные уровни благосостояния: * Постоянное во времени удовлетворение первичных потребностей людей в количествах, достаточных для поддержания нормального уровня жизнедеятельности – питание, одежда, жилье,общественная безопасность, охрана здоровья. * Материальный достаток, при котором достигается высокий уровень удовлетворения первичных потребностей людей и появляется возможность перейти к индивидуальному удовлетворению различных потребностей семьи и каждого ее члена. При исследовании благосостояния населения экономистами используются следующие базовые понятия: 1. Уровень душевых доходов, потребления, обеспеченность капитальными благами. 2. Степень дифференциации общества по доходам и потреблению. 3. Прожиточный минимум. В российской практике прожиточный минимум – это уровень доходов, обеспечивающий лишь минимальное потребление. Под прожиточным минимумом понимается стоимость набора продуктов питания, необходимых по медики-физиологическим требованиям для поддержания жизнедеятельности и основных непродовольственных товаров.На западе прожиточный уровень показывает уровень доходов населения, которые обеспечивают «достойный уровень жизни» относительно сложившихся стандартов. 4. Абсолютный и относительный уровень бедности. Абсолютный уровень бедности – это уровень благосостояния, при котором доходы не способны обеспечить социальный минимум потребления, принятого в данном обществе. Относительная бедность определяется на основе отклонения уровня благосостояния социальных групп с наименьшими доходами и потреблением от среднего массового уровня. Обычно относительная бедность задается пятидесятипроцентным уровнем среднего дохода на данное время. 5. Жизненный стандарт. В российских реалиях под «жизненным стандартом» понимается минимальный объем потребительских благ, который государство может гарантировать каждому жителю. В западной же традиции под этим понятием понимается такой объем товаров и услуг, который принимается в качестве ориентира потребления для «среднего» представителя данной социальной группы общества. Накопление человеческого капитала характеризует общее здоровье населения, уровень образования, профессионализма, культурный уровень с экономической точки зрения. Т.е. с позиции способности населения страны к воспроизводству общественного капитала, причем включая воспроизводство самого человека как субъекта экономики. На западе исторически сложились три главных подхода к оценке человеческого капитала. Первый подход рассматривает работника с двух сторон. Во-первых, как носителя профессионального навыка способного трудиться, требующего соответствующих инвестиций, т.е. как «неосязаемый капитал». С другой стороны, человек – это социально-биологическое существо, требующее вложений в него самого (т.н. «осязаемый капитал»). Дж. Кендрик рассматривает осязаемый капитал как «сумму аккумулированных издержек, связанных с содержанием детей до трудоспособного возраста».Альтернативные же оценки определяют его как накопленные за данный период времени (до завершения периода трудоспособности, например) средств, вложенных в охрану здоровья населения. «Неосязаемый капитал» - это общая стоимость вложений в образование и профессиональные навыки человека. Кендрик считает, что уже в конце 60-х годов прошлого века интеллектуальный капитал в США составлял 86% стоимость «неосязаемого капитала», а весь человеческий капитал составлял около половины валового капитала страны. Более распространенный подход оценивает человеческий капитал только лишь как общие инвестиции (с учетом амортизации) в навыки и образование работника, потому что в условиях рыночной экономики человек «продает» свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство не учитываются в капитале. Третий подход наряду с интеллектуальной и социально-биологической компонентами человеческого капитала выделяет еще и социальную компоненту. Социальная компонента отражает моральное состояние общества, прочность социальных связей, социально-психологический «климат» (оптимистичный или депрессивный настрой), и это всё влияет на социальную мотивацию, общую производительность труда, уровень трудовой активности и прочее. Стоимость такого «социального капитала» можно определить путем оценки капитализации дополнительного дохода, сформированного благодаря этому капиталу. Уровень человеческого развития характеризует возможность реализации индивида как личности и как полноценного члена данного общества. Этот аспект уровня жизни включает в себя два основных элемента: * Качество жизни людей * Интеграцию индивидов в общество: дискриминация социальных групп и участие в управлении. Качество жизни отражает продолжительность жизни, уровень смертности от различных заболеваний, экологические условия, уровень образования, культуры. В уровень образования включены уровень грамотности и нормы первичного и двух повторных наймов на работу. Наличие или отсутствие дискриминации социальных групп с точки зрения экономики вырежется в различии доходов, доступности социальных благ для представителей разных социальных групп, например, мужчин и женщин. Участие в управление – это индикатор, отражающий представительство разных социальных и половозрастных групп в органах власти и их способность участвовать в выборах. Систематизируя вышесказанное, мы получаем структуру понятия уровня жизни населения: Рисунок 1. Структура понятия уровня жизни I.IIИндикаторыи показатели измерения уровня жизни Показатели уровня жизни населений и их системы, обыкновенно, отражают степень удовлетворения материальных и нематериальных потребностей домашних хозяйств и в то же время включают характеристики, которые расширяют рамки чисто потребительского подхода к определению уровня жизни.Так, при межстрановых сопоставлениях уровня жизни населения наиболее часто используются следующие индикаторы: * ВВП на душу населения. * Уровень реальных доходов населения. Уровень реальной заработной платы и пенсии. * Распределение населения по уровню среднедушевого дохода. Коэффициент соотношения среднедушевых доходов 10% населения с наименьшими и наибольшими доходами. * Общий уровень потребления материальных благ и услуг. В том числе по отдельным элементам: продукты питания, одежда, алкогольные напитки. * Белково-жиро-калорийная ценность рациона питания. (Потребление калорий, белков, жиров, углеводов в сутки на душу населения) * Обеспеченность жильём и основными предметами длительного пользования одной семьи и одного человека. * Ожидаемая продолжительность жизни населения по полам. Младенческая смертность. * Уровень безработицы. Молодежная безработица. Доля безработных в численности экономически активного населения страны. * Государственные расходы на образование и медицину. Их доля в ВВП страны. * Обеспеченность населения медицинскими услугами. (Число больниц и врачей на 10000 населения) * Общий образовательный уровень населения. (Численность учащихся и студентов на 10000 населения) Вместе с выше представленными одиночными однокомпонентными индикаторами уровень жизни может отображаться с помощью двухкомпонентных относительных показателей (соотношение доходов и расходов, среднего дохода и прожиточного минимума, интегральные и индексные показатели) и целых наборов показателей – отдельных фрагментов или всей системы показателей уровня жизни населения. Двухкомпонентные показатели, отображающие соотношение категорий дохода и стоимости жизни, обладают наибольшей информативностью и могут иметь различные конкретные формы выражения. Например, это часто используемый показатель соотношения доходов и расходов населения, включая обязательные платежи и взносы. Более важным и часто встречающимся среди двухкомпонентных показателей является показатель «отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму в стране». В связи с необходимостью использовать укрупненных интегральных индикаторов уровня жизни, например, для проведения сопоставлений во времени, межстрановых сопоставлений, в начале 1990-х готов для агрегирования показателей уровня жизни стал применяться известный в статистике индексный метод. С тех пор он регулярно применятся в работе международных организаций. Характерен в этом отношении индекс человеческого развития, о котором говорилось выше. Этот индекс был разработан в ООН и широко применяется в межстрановых сравнениях. В нём используется средняя арифметическая величина, состоящая из пяти исходных показателей:Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образования, уровень бедности, безработицы,ВВП страны в пересчете на душу населения. Таким образом, формула для определения индекса человеческого развития имеет следующий вид: Где Iчр – индекс человеческого развития; Ix1 – индекс ожидаемой продолжительности жизни; Ix2– индекс уровня образования населения; Ix3– индекс уровня бедности населения; Ix4– индекс уровня безработицы населения; Ix5– индекс ВВП на душу населения; Индекс человеческого развития – очень важный и интересный индикатор, но он не рассматривает показатели доходно-потребительской группы, поэтому не может считаться базовым для проведения расчетов по оценкам уровня жизни. Для решения стратегических задач развития механизмов управления повышением уровня жизни населения страны, необходимо иметь комплексную информацию о состоянии, динамике, тенденциях уровня жизни. Комплексное исследование уровня жизни населения становится возможным только с помощью системы показателей, который затем будут объединены по различным критериям в зависимости от целей исследования. В.Ф. Майер предлагает подразделять показатели уровня жизни на категории: «…Необходимо четко различать показатели, характеризующие уровень жизни, как таковой, определяющие его высоту и качественное содержание, от факторов его обусловливающих. К первым относятся все показали, отражающие прямо или косвенно процесс личного потребления материальных и духовных благ, ко вторым – уровень развития производственных сил, характер развития производственных отношений, условия труда, природно-климатические условия и т.п». В работе «Статистика уровня жизни населения» И.И. Дмитричев предлагает разделять все основные показатели уровня жизни на следующие группы: Обобщающие показатели, доходы населения, расходы и потребление, имущество и жилище, условия жизнедеятельности населения. Обобщающие показатели по мнению автора включают упомянутые выше однокомпонентные показатели: ВВП, индекс доходов населения, индекс потребительских цен, соотношения индекса доходов и потребительских цен, уровень бедности населения, уровень общей безработицы, среднюю продолжительность жизни, младенческую смертность, уровень образования. А Н.Н. Абакумова и Р.Я. Подовалова в работе «Политика доходов и заработной платы» предлагают использовать для определения уровня жизниследующую систему показателей: Рисунок 2. Основные показатели уровня жизни На мой взгляд, наиболее полную классификацию главных показателей уровня жизни населения предложили В.М. Жеребина и А.Н.Романова в работе «Уровень жизни населения». Рисунок 3. Система интегральных и обобщающих статистических индикаторов уровня жизни населения Однако, я считаю, что не стоит включать в систему индикаторов уровня жизни такие разделы как: демографические параметры, природно-климатические условия жизни, поскольку они расширяют понятие «уровня жизни» до «качества жизни». Исходя из вышеизложенного можно сформулировать еще одно определение уровня жизни населения. Уровень жизни населения страны – это совокупность доходно-потребительских характеристик развития страны, с помощью которой возможно оценить последствия государственной и региональной социально-экономической политики. Глава II. Особенности уровня жизни населения РФ II.I. Анализ динамики уровня жизни населения РФ Эта глава посвящена анализу динамики уровня жизни российского населения в постсоветский период, то есть с начала 1990-х гг. до нашего времени. Экономисты, социологи и политологи в академических журналах и средствах массовой информации уже немало написали об изменениях в уровне жизни российского населения и социальной структуре общества за годы постсоветского развития. Неоднозначность обозначившихся в этот период тенденций динамики ключевых характеристик благосостояния приводит к достаточно противоречивым оценкам общего вектора развития страны с точки зрения теории человеческого капитала и перспектив модернизации. Мало кто оспаривает факт более глубокого, чем ВВП, падения реальных доходов населения в период масштабных социально-экономических и политических реформ (1991–1998 гг.), который сопровождался существенным ростом доходного неравенства. Основная дискуссия разворачивается вокруг оценки результатов восстановительного периода (1999–2007 гг.) и особенностей сложившегося массового потребительского стандарта. Отличительной чертой данного доклада является методологический подход, который предполагает комбинирование мониторинга монетарных и немонетарных показателей благосостояния, что позволяет всестороннеоценить основные изменения в текущем жизненном стандарте российского населения. Как правило, уровень жизни или благосостояния домашних хозяйств или отдельных граждан измеряется денежными доходами, которые используются для определения уровня бедности, неравенства, динамики условий жизни населения. Именно этот показатель принимает во внимание большинство исследователей, когда речь идет о влиянии материального положения респондентов на социальную стратификацию, выбор моделей экономической активности и трудовой мобильности, репродуктивное и электоральное поведение. Исследование тенденций изменения благосостояния домашних хозяйств в рамках данной курсовой работы базируется на двух источниках данных: 1) данные макростатистики и Обследования бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ) Росстата, публикуемые в сборниках и на сайте Росстата www.gks.ru; 2) данные репрезентативных выборочных обследований домашних хозяйств, включая Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), ежегодно проводимое НИУ ВШЭ, и панельное обследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ), проведенное Независимым институтом социальной политики в 2004, 2007 и 2011 гг.Эти обследования позволяют подробно анализировать характеристики и особенности экономического, социального и демографического поведения российских домохозяйств. Там, где это возможно, показатели, полученные на основе официальной статистики и микроданных, сопоставляются. В качестве начальной точки для сравнения используется 1991 г., предшествующий радикальным экономическим преобразованиям. Отмету, что лучше было бы начать анализ с 1990 г. (последнего «полного» советского года),однако это не всегда представляется возможным, поскольку статистические данные по нескольким ключевым показателям недоступны. Некоторые показатели, в принципе, вошли в практику статистического наблюдения еще позже (например, понятие «бедности» появилось в 1992 г.), поэтому в отдельных таблицах и графиках мы будем приводить динамические ряды с более позднего времени. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: