VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Уровень и качество жизни населения как макроэкономические категории

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007419
Тема: Уровень и качество жизни населения как макроэкономические категории
Содержание
ГЛАВА 1. Уровень и качество жизни населения как макроэкономические категории



1.1. Экономическая сущность уровня и качества жизни населения



Качество жизни населения представляет собой обобщающую социально-экономическую категорию, включающую в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологического климата, душевный комфорт.

Качество жизни определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психологическому (духовному) и социальному явлению.

Концепция уровня и качества жизни формулирует совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей. Причем речь идет не только об объективных факторах, определяющих качество жизни (питание, жилище, занятость, обслуживание, образование и т.п.), но и в неменьшей степени о субъективном восприятии человека уровня своего благополучия и таких жизненных состояний, как счастье, удовлетворенность, удовольствие. 

Необходимым компонентом жизненной удовлетворенности является удовлетворенность состоянием здоровья, женитьбой, семейными отношениями, работой, домашними условиями, финансовым положением, возможностями получения образования, самооценкой, способностью к созиданию и т.п. Таким образом, концепция качества жизни включает все аспекты взаимосвязи человека и окружающей среды, т.е. аспекты, характеризующие степень удовлетворения потребностей и степень соответствия между ожиданиями и осознанием реальности. 

Прослеживая историю развития концепции качества жизни, мы, прежде всего, обращаемся к концепции уровня жизни, отражающей экономические параметры жизнедеятельности человека. 

Непосредственная связь между концепцией качества жизни и концепцией уровня жизни видна из табл. 1, где приведены понятия и показатели уровня жизни по определению ООН, данному в 1961 г., и шведской модели уровня жизни, которая была предложена в начале 1970-х гг. шведским исследователем Юхансоном. Шведская версия концепции получила достаточно широкое распространение.

Таблица 1

Понятие и показатели уровня жизни ООН и шведской модели

ООН

Шведская модель

Здоровье

Потребление продуктов питания

Образование

Занятость и условия труда

Жилищные условия

Социальное обеспечение

Одежда

Отдых и свободное время

Права человека

Труд и условия труда

Экономические возможности

Политические возможности

Школьное обучение

Здоровье и использование медицинской помощи

Социальные возможности (формирование семьи и семейные отношения)

Жилище

Питание

Свободное время и его проведение



Из табл. 1 видны общность и различия приведенных двух моделей, ранжирование отдельных компонентов. Принципиальные отличия заключаются в том, что, согласно концепции ООН, нет ничего дороже жизни человека. Поэтому здесь первостепенное значение имеют здоровье людей (продолжительность жизни, уровень смертности, длительность и тяжесть болезней, физические и умственные возможности людей, их самочувствие) и питание (его состав, ценность, вкусовые качества, чистота продуктов, регулярность питания и т.п.). Шведская модель имеет трудовую установку. Здесь качество жизни прежде всего связывается с трудом, экономическими и политическими возможностями.

В обеих моделях почти все компоненты уровня жизни совпадают, но первостепенность их различна. Обе модели предполагают широкое использование статистических показателей, а в некоторых случаях (например, для оценки удовлетворенности) - результаты социологических обследований. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, уровень благосостояния семьи, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон. Именно ограниченность одних количественных оценок условий жизнедеятельности человека привела к появлению категории «качество жизни». 

Считается, что впервые термин «качество жизни» упоминается в работе Дж. Гэлбрейта «Общество изобилия». Расширяя рамки количественных оценок жизненного уровня, автор писал о возможности потребления благ и услуг, которую может предоставить развитое индустриальное общество. В обществе, в котором люди голодают, плохо одеты, страдают от болезней, важнейшей задачей экономической системы становится повышение доходов. Именно получаемый человеком доход определяет возможность располагать благами и думать о досуге. Умножение доходов и увеличение материального благополучия в обществе не являются самоцелью, они желанны не сами по себе.

Экономический аспект качества формирования благосостояния населения американский футуролог О. Тоффлер дополнил развитием жизненных стандартов и переходом от удовлетворения основных материальных нужд потребителя к удовлетворению утонченных, видоизмененных личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях. Он отмечал, что люди при потреблении товаров и услуг делают акцент не столько на их функциональном назначении, сколько на психологическом характере удовлетворения ими. 

Не ограничиваясь только экономическим содержанием качества жизни, часть исследователей раскрывают его еще и в экологическом ключе - как восстановление нормальной физической жизненной среды человека. Экологический подход в трактовке качества жизни был вызван тем, что ряд ученых обратили внимание на противоречия между экономическим ростом как признанным всеми средством максимально полного удовлетворения растущих потребностей общества и интересами самого человека, во имя которого этот рост должен осуществляться. Они полагали, что неограниченный рост экономики сопровождается ухудшением качества жизни. 

Качественный рост благосостояния населения будет возможен тогда, когда будет господствовать философия жизни, основанная на новых моральных ценностях, дающая возможность человеку жить в гармонии с самим собой и с природой. Только таким путем человек получит возможность вновь обрести утерянное счастье, причем больше через духовные и культурные, чем материальные ценности. 

Оценка представленных выше аспектов качества формирования благосостояния населения представляется важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, так как позволяет устанавливать ориентиры политики государства на перспективу, осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны и проводить межрегиональные сопоставления.



1.2. Основные подходы к оценке уровня и качества жизни населения



В науке и практике накоплен значительный опыт оценки качества и уровня жизни, но даже самые надёжные системы показателей устаревают с течением времени. Получение обобщающих показателей и индикаторов объективно, надёжно и достоверно отражающих уровень и качество жизни населения всегда остаётся актуальной проблемой. Поэтому так важно выяснить, каким потенциалом обладают различные способы оценки уровня и качества жизни населения, и выработать основные методологические требования к содержанию методик оценки уровня и качества жизни населения. 

С узкой точки зрения оценки качества и уровня жизни показывают, насколько успешно государство распределяет ограниченные ресурсы. 

В более широких рамках понимания эти оценки должны отражать меру эффективности политики государства по управлению и развитию общества в целом. 

В настоящее время существует значительное число способов оценки уровня и качества жизни населения. Так, например, принято разделять два базовых подхода к процедуре оценки качества жизни: субъективный и объективный. В первом случае имеет место субъективная оценка сами- ми индивидами степени своей собственной удовлетворённости жизнью. Построение индекса качества жизни на основе субъективной самооценки человека в теории и практике оценки качества жизни считается, как правило, более перспективным и более адекватным реальности. 

Предполагается, что определение самим индивидом степени удовлетворённости своих потребностей, своего жизненного положения даёт наиболее достоверную картину. При этом очевидно, что в этом случае индекс качества жизни выводится по результатам значительного количества массовых опросов в анализируемых странах и регионах, что предполагает, соответственно, крупные финансовые затраты на проведение исследования. 

Разработка процедур объективной оценки качества жизни в западной науке – итог неизбежного признания невозможности рассчитывать индекс на основе субъективных оценок в силу трудностей финансового обеспечения сбора этих субъективных оценок с населения. Здесь итоговый рейтинг выводится на основе статистической обработки довольно широкого набора отдельных показателей, в той или иной степени отражающих социальное развитие общества. В объяснительном плане объективный индекс считается менее достоверным (хотя и гораздо более распространённым), т.к. при всей многомерности понимания качества жизни даже очень объёмные по числу показателей индексы, рассчитанные на базе официальной государственной статистики, не могут отразить феномен в целом. Конкретный набор величин, привлекаемых для расчёта индекса, безусловно, различается в разных методиках составления рейтинга качества жизни, что зависит от методологических установок разработчиков, а также, не в последнюю очередь, и в весьма значительной степени, от специфики конкретной страны/региона, которую изучают, дабы определённый набор показателей более достоверно показывал качество жизни именно на этой территории. Соответственно, при составлении рейтинга учёт странов?й специфики представляет собой важный момент. 

В программах ООН, ЮНЕСКО, совместных программах Всемирного банка и Всемирного института ресурсов применяются различные показатели. Наиболее полная оценка качества жизни характерна для двух научно-практических направлений. Одно направление выступает за дезагрегированные индикаторы развития человека, в то время как другое направление ратует за агрегированные, синтетические показатели.

Пока ещё не найден рациональный способ объединения показателей уровня и качества жизни населения для получения всеобъемлюще- го обобщающего показателя. 

Однако попытки предложить обобщающий показатель уровня жизни населения всегда были, и они продолжаются. Рабочая группа по социальной статистике ООН предлагала в качестве таких показателей национальный доход на душу населения, долю рас- ходов на питание в общих расходах домохозяйства, относительный коэффициент смертности, определяемый как отношение числа смертей лиц в возрасте 50 лет и старше к общему количеству смертей, среднюю продолжительность жизни населения. Применение в этих целях агрегированных экономических показателей основано на предположении о том, что страны, наиболее развитые в экономическом отношении, имеют более высокий уровень социального развития. 

Часто за основу межстранового сравнения применяется валовой внутренний продукт или национальный доход на душу населения, выраженный в валюте одной из стран, либо в долларах США, либо в паритетах покупательной способности валют. Два следующих предлагаемых показателя – доля расходов на питание и относительный коэффициент смертности, безусловно, характеризуют разницу в уровнях жизни, но вряд ли они являются интегральными. Скорее всего, они представляют собой частные показатели и их место в соответствующих группах. 

Наконец, средняя продолжительность жизни не всегда однозначно оценивает общее улучшение уровня жизни. В развивающихся странах повышение этого показателя может быть связано с улучшением санитарных условий, применением современных лекарств и т. д., что может не сопровождаться улучшением питания, жилищного обслуживания и др. 

В статистике нашей страны также нередко какой-либо из показателей выдаётся за обобщающую оценку уровня жизни населения, на- пример тот же показатель национального дохода на душу населения или показатель общего фонда потребления населением материальных благ и услуг, в том числе и на душу населения. Но эти показатели не отражают многих составляющих уровня жизни и, прежде всего, условий жизни. 

Подобного недостатка лишён показатель свободного времени, выдвигавшийся недавно в качестве возможной общей оценки уровня жизни, но, к сожалению, современная статистика не обеспечивает постоянного наблюдения за этим показателем. В научной литературе обсуждаются разные предложения по конструированию обобщающего показателя уровня жизни на основе частных показателей. 

Высказано было предложение о расчёте обобщающего показателя в виде средней взвешенной величины из частных показателей уровня жизни (групп показателей). Весами служат экспертные оценки их долевой значимости (весомости), т. е. сумма весов равна 1. При этом важно предварительно привести все частные показатели уровня жизни к единой размерности (единой шкале), и эта задача решается с использованием относительных величин их динамики. Примером такого показателя может служить «индикатор напряжённости», где значение равное «0» соответствует состоянию социальной стабильности, а «2» – состоянию массовых социальных взрывов. Его составляющими являются: степень обеспеченности потребительскими товарами; уровень преступности; степень недовольства населения комплексом не решённых социально-политических, экономических и экологических проблем. 

Поскольку частных показателей уровня и качества жизни много, и они имеют разную размерность, построение интегрального показателя предполагает переход к неким единообразным характеристикам. В качестве таковых могут быть использованы ранги стран по каждому показателю.

Всё большее признание получает оценка достигнутого уровня жизни населения путём сопоставления фактических его показателей с нормативными, т. е. по степени удовлетворения потребностей населения в жизненных благах и разнообразных услугах. При таком подходе к об- щей оценке уровня жизни устраняются многие трудности и недостатки, присущие другим оценкам.

Специалисты Программы развития ООН для общей оценки уровня жизни разработали индекс развития человеческого потенциала (часто в литературе встречается аббревиатура данного понятия – ИРЧП). Этот индекс рассчитывается как простая средняя арифметическая величина из индексов трёх других показателей: ожидаемая средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, реальный объём ВВП на душу населения по формуле (1): 

IРЧП = (I1 + I2 + I3) / 3,				(1) 

где I1 – индекс ожидаемой продолжительности жизни, 

I2 – индекс достигнутого уровня образования, 

I3 – индекс реального объёма ВВП на душу населения. 

Отдельного внимания заслуживает метод предельно критических (пороговых) значений показателей состояния общества, разработанный С. Ю. Глазьевым и В. В. Локосовым. Под предельно критическим подразумевается такое значение показателя, выход, за границы которого свидетельствует о возникновении угрозы функционированию экономики и жизнедеятельности общества вследствие нарушения нормального течения отражаемых этим показателем процессов. 

В соответствии с этим выделяется два пороговых значения, первое характеризует максимально допустимое значение, второе - минимальное, обозначающие границы интервала допустимых для нормального функционирования и развития системы значений. Таким образом, авторами подчеркивается необходимость проводить систематические измерения показателей социально-экономического состояния и, определяя на основе анализа их отношение к предельно критическим значениям, с целью управления социально-экономическим развитием.

При выборе способов оценки уровня и качества жизни необходимо следовать следующим методологическим принципам: 

необходимо оценивать уровень и качество жизни с допустимой точностью и осторожностью; 

полученные оценки должны носить комплексный характер; 

необходима ориентация на получение объективных оценок, что означает сознательный отказ от субъективных оценок качества жизни как гражданами, так и экспертами; 

способы оценки должны быть прозрачными и общедоступными (в том числе и в финансовом отношении), что означает ориентацию на исключительное использование официальных статистических данных.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: уровень и качество жизни населения, невозможно измерить статистически при помощи какого-либо одного обобщающего показателя; необходимо использовать систему взаимосвязанных показателей, каждый из которых отражает определённый аспект жизненного уровня. 

ГЛАВА 2. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ



2.1. Анализ показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения РФ в 2011-2015 гг.



Социально-экономическая политика современного государства опирается на поддержание постоянного баланса между её социальным и экономическим блоками. Социальный блок направлен на поддержание достаточного уровня и качества жизни населения и нормальный процесс его жизнедеятельности. В настоящее время именно качество жизни выходит на первый план в системе факторов, определяющих международную конкурентоспособность национальной экономики страны. Задача переноса акцента на социальную сферу в настоящее время стала весьма актуальной и для России. Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство должно поддерживать благоприятные условия для длительной, безопасной и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. В России с ростом социальной напряженности в обществе, мониторинг уровня жизни должен стать постоянной составляющей экономической политики на всех уровнях управления. На сегодняшний день для поддержания развития экономики России, следует обратить внимание на проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику и тенденции развития. От их решения во многом зависит темпы дальнейших преобразований в стране и их направленность и, в конечном итоге, благополучная политическая и экономическая среда в обществе. 

Одним из важнейших показателей уровня жизни является среднедушевой доход населения. В данном случае был проведен анализ среднедушевых доходов населения с 2006 по 2015 год. На рис. 1 - результаты аналитического выравнивания данного показателя по данным, представленным Росстатом. 



Рис. 1. Линия тренда среднедушевых доходов   



Расчёт тренда и анализ приведенного графика (рис. 1) позволяет сделать вывод о том, что в период с 2006 по 2015 год наблюдается тенденция роста среднедушевых доходов населения. При этом с каждым годом число среднедушевых доходов в среднем увеличивалось на 2136 рублей. Средние доходы в период с 2006 по 2015 год составили 17919 рублей 53 копейки. Прирост среднедушевых доходов в рассматриваемом периоде по сравнению с базисным 2006 годом постоянно увеличивался. Причем наибольший прирост был зафиксирован в 2015 году и составил 27765 рублей 70 копеек или 43 % по сравнению с базисным периодом. Наименьший прирост наблюдался в 2006 году и составил 10154 рублей 80 копеек или 26 % по сравнению с базисным периодом. 

Далее было проанализировано распределение населения по величине среднедушевых доходов (табл. 1).   

Таблица 1 

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в месяц, рублей за 2015 год 

Группа населения по величине среднедушевых денежных доходов в месяц

Доля в общей численности, %

Группа населения по величине среднедушевых денежных доходов в месяц

Доля в общей численности, %

До 5000

3,3

От 25000 до 30000

8,8

От 5000 до 7000

4,8

От 30000 до 35000

6,7

От 7000 до 9000

6,1

От 35000 до 40000

5,1

От 9000 до 12000

10,0

От 40000 до 50000

7,0

От 12000 до 15000

9,9

От 50000 до 60000

4,

От 15000 до 20000

14,4

Свыше 60000

8,3

От 20000 до 25000

11,4

Всё население

100,0



Среднедушевой доход по России составил 25744 рублей 50 копеек. Модальный доход составил 15742 рублей 57 копеек и означает, что этот уровень среднедушевого дохода наиболее часто встречался в 2015 году. Медианный доход равнялся 20657 рублей 89 копеек - значит одна часть населения имела доход выше этого уровня, а вторая часть - ниже. 

Для определения уровня неравномерности доходов в обществе был проведен расчет коэффициента Джини и децильный коэффициент дифференциации. Коэффициент Джини позволяет проанализировать степень концентрации доходов у различных групп населения и количественно оценить неравномерность их распределения. 

Коэффициент Джини рассчитывается по данным о накопленных частостях численности и денежного дохода населения и изменяется от 0 до 1. Итоговые результаты представлены в табл. 2.  

Децильный коэффициент показывает, что минимальный доход 10 % наиболее обеспеченного населения Российской Федерации в 16 раз превышает максимальный доход 10 % наименее обеспеченного населения. Коэффициент Джини равен 0,416. Следовательно, наблюдается средний уровень неравномерности распределения доходов в обществе. 

 Таблица 2 

Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения 

Денежные доходы, всего

В том числе с 20%-ными группами населения, в %

Децильный коэффициент дифференциации, в разах

Коэффициент Джини



1я (с наименьшими доходами)

2я

3я

4я

5я (с наибольшими доходами)





100

5,

9,9

14,9

22,6

47,4

16,0

0,416



Занятость населения - необходимый аспект для его сохранения и воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни населения, издержки общества на подбор, подготовку и переподготовку кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость удовлетворяет один из аспектов социального развития индивида, а именно обеспечивает удовлетворение его потребностей в сфере труда

Численность экономически активного населения в возрасте 15–72 лет занятые + безработные) в 2015 году составила 75,9 миллионов человек, или 52 % от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,8 миллионов человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,2 миллионов человек - как безработные.   

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в 2015 году составил 5,5 %. Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в 2015 году составил 64,8 %. По сравнению c  2014 годом численность занятого населения в 2015 году уменьшилась на 655 тысяч человек или на 0,9 %, численность безработных - увеличилась на 120 тысяч человек, или на 3 %. По сравнению с 2014 годом численность занятого населения увеличилась на 326 тысяч человек, или на 0,5 %, численность безработных - уменьшилась на 86 тысяч человек, или на 2,1 %. 

На потребительском рынке товаров и услуг цены на протяжение всего 2015 года имели тенденцию к росту. Индекс потребительских цен изображён на графике (рис. 2), индексы потребительских цен на товары и услуги - на рис. 3. 



Рис. 2. Индекс потребительских цен, к декабрю 2014 года в %   



Рис. 3. Индексы потребительских цен на товары и услуги, к декабрю 2014 года в %   



В связи с представленными изменениями уровня цен стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России возросла. Также это свидетельствует о росте инфляции. 

Для современного этапа социально-экономического прогресса характерно немалое количество накопившихся проблем в социальной сфере, определенных разногласий, связанных с уровнем социального развития человека и повышением качества его жизни. Своевременное обнаружение и устранение этих проблем позволит повысить и урегулировать уровень жизни населения. А также организовать переход на новую ступень социального развития. Таким образом, исходя из статистического анализа уровня и качества жизни населения, можно сказать, что в целом наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения Российской Федерации. Государство все больше внимания уделяет проблеме социальной напряжённости. С каждым годом показатели меняются в положительном направлении. 

После принятия конкретных мер в социальной сфере наметились ощутимые сдвиги в лучшую сторону. Главной целью является поддержание достойного уровня жизни граждан РФ и стремление к его улучшению и стабилизации.



2.2. Основные направления повышения уровня и качества жизни населения РФ 



В сложившихся условиях повышение качества жизни населения является приоритетным направлением национального развития на долгосрочную перспективу. Основными методами решения вопросов качества жизни являются повышение общего уровня социально-экономического развития страны и региона, а также разработка и реализация соответствующих программ.

В Конституции РФ – основном документе страны, и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (на период с 2008 по 2020 гг.), имеющей статус государственной программы, в качестве одной из приоритетных целей выступает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Качество жизни населения является важнейшим критерием оценки эффективности реализации обозначенной цели. Сегодня, несмотря на некоторое улучшение ситуации в социальной сфере на уровне государства, актуальной и острой остается проблема территориальной неравномерности социально-экономического развития. Поэтому не случайно в России удовлетворение материальных, духовных, культурных и социальных потребностей отдельно взятого человека (или семьи) во многом зависит от территории проживания.

Задача повышения качества жизни населения – это общегосударственная задача, решаемая только совместными усилиями всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального). Приоритет деятельности органов власти заключается в последовательном повышении качества жизни населения, сокращении бедности, обеспечении достойных условий для жизни людей и развития социального государства.

В настоящее время на федеральном уровне отсутствует утвержденная федеральная программа или концепция повышения качества жизни с четкой постановкой задач и критериями оценки эффективности реализации. На уровне субъектов РФ предпринимаются отдельные попытки и уже имеется опыт разработки и реализации региональных программ и концепций улучшения (повышения) качества жизни населения. Во многих субъектах РФ принимаются целевые программы по повышению качества жизни граждан пожилого возраста (например, Санкт-Петербург, Астраханская, Волгоградская, Новосибирская, Ростовская, Челябинская области, Республика Адыгея, Удмуртская Республика и др.), а также создаются специальные структуры, призванные следить за качеством жизни населения региона и предпринимать оперативные действия по его повышению. 

Качество жизни населения является показателем эффективности государственного управления. Стремление к повышению эффективности государственного управления является одной из стратегических задач современного общества, связанной с проводимыми в последние годы в России государственными реформами, направленными на улучшение качества и уровня жизни населения.

В России в настоящее время повышение качества жизни населения является одной из основных стратегических целей государства, определенных Президентом РФ. Повышение уровня жизни граждан России должно достигаться за счет увеличения эффективности и качества работы государственного аппарата. Среди основных направлений данного совершенствования, интересных авторам в контексте данной статьи, выделим следующие:

совершенствование процесса предоставления государственных и муниципальных услуг;

функционирование системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения;

создание условий для эффективного заинтересованного диалога и взаимодействия между властью и общественностью (в т.ч. по вопросам улучшения качества жизни граждан, эффективности текущей политики и перспективам социально-экономического развития страны) через функционирование концепции «Российской общественной инициативы»;

обеспечение доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти РФ;

совершенствование и развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов;

разработка и внедрение механизма общественного мониторинга, оценки и оказания реального влияния граждан на действия властей в интересах соблюдения положений Конституции через установление критериев и порядка оценки гражданами эффективности деятельности руководителей: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений; органов местного самоуправления. Результаты данной оценки могут применяться в качестве основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей;

разработка новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти РФ

Для повышения качества жизни населения субъектов РФ необходимо:

изучить и обобщить – зарубежный опыт в области разработки социальных стандартов качества и уровня жизни и социальной защиты населения, государственной социальной стандартизации;  отечественный опыт регионов, обладающих наилучшими достижениями по определенным направлениям повышения качества жизни населения, использовать полученные результаты при решении проблем в социально-экономическом развитии субъекта РФ;

разработать комплексную, научно обоснованную долгосрочную федеральную концепцию устойчивого повышения качества жизни граждан РФ.

утвердить единую систему индексов – параметров, по которым должна осуществляться оценка и планирование качества жизни населения.

организовать общественно-научный экспертный совет по вопросам качества жизни населения России (состоящий из специалистов в области управления качеством жизни) для осуществления постоянного мониторинга качества жизни граждан РФ и предоставления на основе его результатов предложений и рекомендаций органам системы публичной власти для принятия оперативных решений; оценки эффективности и результативности деятельности органов системы публичной власти всех уровней на основе анализа динамики показателей качества жизни на конкретных территориях; проведения информационной работы (форумов, выставок, научно-практических конференций, круглых столов) по актуальным проблемам качества жизни населения, имеющей своей целью обмен опытом и разработку конкретных мер и механизмов их решения; разработки основной федеральной концепции повышения качества жизни на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

усилить работу органов государственного регулирования по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, поощрению работодателей к выполнению социальных обязательств перед нанимаемыми работниками;

постоянно повышать качество подготовки специалистов, осуществляющих процесс предоставления госуслуг населению;

организовать горячие линии по возникающим у населения вопросам (образование, здравоохранение, ЖКХ и т.д.), действительно функционирующих, а не тех, на которые невозможно дозвониться или абонент не может быть вызван или никто не берет трубку.

Итак, сегодня государственный менеджмент имеет несколько приоритетных направлений, основной из которых – повышение качества жизни населения. Существенное повышение качества жизни является наиважнейшей социально-экономической задачей, стоящей в повестке дня. Для ее достижения осуществляется совершенствование системы государственного управления, приоритетно направленное на улучшение информационной транспарентности деятельности органов системы публичной власти, расширение масштабов их взаимодействия с населением в рамках партисипативных отношений, повышению эффективности и результативности государственного управления.









2.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.