- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Уровень жизни проблемы и пути решения в России и в развитых странах
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000700 |
Тема: | Уровень жизни проблемы и пути решения в России и в развитых странах |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО» Инженерно-экономический институт Международная высшая школа управления Работа допущена к защите Директор МВШУ ____________ Счисляева Е.Р. «____»______________2015 г. ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА Уровень жизни: проблемы и пути решения в России и в развитых странах. Направление: 38.03.02 – Менеджмент Выполнила студентка гр. № в43715/2 Грандилевская П.С. Руководитель,к.э.н, доц. Финько А.В. Санкт-Петербург 2015 Содержание Введение……………………………………… 3 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ………………………......... 1.1 Уровень и качество жизни населения…….. 1.1.1 Индикаторы уровня жизни…………….. 1.1.2 Индикаторы качества жизни……………. 1.2 Основные показатели уровня и качества жизни населения развитых зарубежных стран…………………………………………….. 1.3 Индекс развития человеческого потенциала, как метод оценки уровня и качества жизни населения……………………………………… 2. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РФ. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ…………………..... 2.1 Проблема бедности населения…………… 2.2 Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России……………………………… 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И РАЗВИТЫХ СТРАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ …………………………. 3.1 Анализ уровня и качества жизни населения России и развитых стран на современном этапе............................................................................. 3.1.1 Денежные доходы, заработная плата, безработица…………………………………… 3.1.2 Пенсионное обеспечение, медицинское обеспечение, обеспечение жильем………….. 3.1.3 Система образования………………….. 3.2 Проблемы уровня и качества жизни населения в России и в развитых странах………………………………………... 3.3 Пути повышения уровня жизни Российского населения и возможность применения положительного опыта…………………………………………… Заключение Список используемых источников………….. Приложение 1.……………………………….. Приложение 2………………………………... Введение Повышение уровня и качества жизни населения, является стратегическим направлением развития России в XXI в. Большинство населения РФ надеется, что Россия XXI в. будет представлять собою сильное социальное государство, со справедливым обществом, обеспеченными семьями, здоровым обществом, свободными гражданами. На сегодняшний день Россия “выздоравливает ” от кризисов и стрессов, произошедших в 90-е год, но проблемы все-таки существуют. По оценкам специалистов 70% населения России находятся в состоянии затяжного социального и эмоционального стресса. Смертность почти вдвое превышает рождаемость. Происходит резкое старение населения. Количество неработающих приближается к количеству работников. Продолжительность жизни мужчин самая низкая в Европе. Крайне неудовлетворительные показатели имеет и такой важнейший показатель уровня жизни, как доходы населения. На сегодняшний день социальная политика России способна привести страну у политической катастрофе. В условиях, когда “терпение” жителей Российской Федерации находится фактически на грани социального взрыва, чрезвычайно значимым фактором является планомерное проведение продуманной государственной социальной и экономической политики, направленной на улучшение уровня и качества жизни населения России. Государственное регулирование уровня и качества жизни жителей Российской Федерации реализуется, во-первых, через систему социальной политики государства, во-вторых, посредством проведения государственной экономической политики. Без преодоления общесистемного экономического кризиса, Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В тоже время, общество, большинство граждан, которые живут на грани бедности рискуют приобрести такие “спутники” нищеты, как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей. Поэтому выбранная тема квалификационной дипломной работы весьма актуальна на данный момент для современной России и органов государственной власти. Объект исследования является повседневная жизнь граждан Российской Федерации. Предмет исследования – регулирование уровня жизни российского населения со стороны государства, выявление проблем и поиск путей их решения. Целью дипломной работы является разработка предложений и рекомендаций по повышению уровня и качества жизни населения России. Основными задачами дипломной работы является: -рассмотреть текущий уровень жизни РФ; -проследить динамику за последнее десятилетие уровня жизни российского населения; -сравнить российские показатели с уровнем жизни развитых стран; -предложить пути повышения уровня и качества жизни населения России; Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и современных специалистов, а именно Андросова Г.А., Вечканов Г.С., Румянцева Е.Е., Никитина А.Ф. и многих других, нормативные акты, материалы периодической печати, информация и статистические издания Комитета Государственной статистики РФ. В первой части дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты данной темы, в частности понятие уровня и качества жизни представлены различные системы показателей и подходы к измерению уровня жизни населения. Во второй части приведен анализ уровня жизни населения, включающий в себя динамику уровня жизни населения в России за последнее десятилетие, а также международные сравнения по ИРЧП. В 3 части рассмотрены основные пути и направления повышения уровня и качества жизни населения. 1. Теоретические основы уровня и качества жизни населения. 1.1 Уровень и качество жизни населения. История изучения проблемы качества и уровня жизни начинается с XVIII в. Этой проблемой занимались, такие известные ученые, философы и экономисты, как А.Смит, К. Маркс, Д. Рикардо и др. 1 В работах А.Смита выявлена относительная природа бедности, через связь бедности и социального стыда, т.е. разрыва между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. В XIX в. было предложено определять границу бедности на основе семейных бюджетов и ввести критерий абсолютной бедности, объединить критерии установления бедности с уровнем прибыли и удовлетворением основных нужд индивида, связанных с поддержанием конкретного уровня его трудоспособности и самочувствия. Значительный вклад в изучение проблем уровня жизни внесли, как экономисты, так и социологи, большинством, которых была признана закономерность существования разного уровня жизни людей в обществе. Первоначальные исследования уровня жизни различных социальных групп населения в России были проведены в 1909 г. Стопани А.М. По этому исследованию, самые низкодоходные группы тратили на физиологические потребности более трех четвертей всех доходов, в то время, как самые высокодоходные, чуть больше половины. В 1918 году был составлен первый минимальный бюджет. В 1927 году были обследованы бюджеты городских рабочих и служащих. В дальнейшем данные обследования были запрещены, т.к. результаты резко отличались от тех описаний уровня жизни, которые давались официально. Самый “неприличный” факт, с точки зрения властей, - быстрый рост потребления алкоголя в ущерб жизни, расходам семьи. В послевоенное время в СССР была опубликована единственная работа сотрудников Института труда Г.С. Саркисяна и Н.П. Кузнецовой, касавшаяся проблем бедности, но при употреблении только термина малообеспеченности, который продолжал употребляться до 1990 года.2 Рассмотрев историю изучения проблемы качества и уровня жизни раскрывает следующее определение: Уровень жизни- это комплексная социально- экономическая категория, которая отражает уровень развития духовных, социальных и физических потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей. Уровень жизни- многогранное явление, которое зависит от многих разнообразных факторов, начиная от территории, где проживает население (географических факторов) и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни может влиять демографическая ситуация, производственные и жилищно-бытовые условия, качество и объем потребительских товаров. Все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы: 3 * Политические факторы; * Экономические факторы; * Социальные факторы; * Научно-технический прогресс; Определение уровня жизни – сложный и неоднозначный процесс. Так как с одной стороны, он зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой стороны, ограничивается возможностями по их удовлетворению, исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, социальное, политическое положение в стране. Сюда причисляют культурно-образовательным уровнем населения, состояние научно-технического прогресса, эффективность производства и сферы услуг и др. Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: стоимостные и натуральные; общие и частные; объективные и субъективные; количественные и качественные; статистические показатели; экономические и социально-демографические; показатели пропорций и структуры потребления и другие. К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества. К частным показателям можно отнести уровень социально-культурного обслуживания, условия труда, обеспеченность жильем и благоустройства быта и др. Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда же можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояния населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.). Социально демографические показатели характеризуют профессиональный состав населения, физиологическое воспроизводство рабочей силы.4 Деление показателей на субъективные и объективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки. К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг.5 Для характеристики уровня жизни большое значение имеют качественные и количественные показатели. Качественные определяют качественную сторону благосостояния населения, а количественные объем потребления конкретных материальных услуг и благ. Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, потребления и расходов, накопленного имущества, показатели доходов, жилища населения, денежных сбережений и др. Понятие уровня жизни неразделимо связано с понятием качества жизни. Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов социальной и экономической политики государства. Основным определением качества жизни является: Качество жизни- это совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления, а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ. 6 Наиболее полным определением качества жизни населения, является определение данное директором Государственного учреждения “Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики” Министерства образования и науки Российской Федерации Владимиром Кулайкиным: “Качество жизни населения определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп. Отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социальным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни, как биологическому, психическому и социальному явлению.”7 Высокое качество жизни отдельного человека – это, когда у него: * Удовлетворены базовые психологические и физиологические потребности; * Имеется высокий жизненный потенциал (наличие способностей, крепкое здоровье, хорошее образование, стремление к активной осмысленной жизни); * Сформирована система личностно значимых, при том, социально позитивных смысло- жизненных ориентаций, ценностей, целей, стилей поведения и интересов; * Осуществляется осмысленная жизнедеятельность с этапными и конечными достижениями, преобладают положительные эмоции и чувства; * Приоритетными являются вторичные потребности- личностного роста и созидательной деятельности и имеются условия для их реализации. Высокое качество жизни общества – это когда: * Абсолютное большинство населения удовлетворены своей страной и тем, что в ней происходит; * Удовлетворены базовые потребности всех членов общества на уровне не ниже минимального социального стандарта, то есть, отсутствует нищета; * Осуществляется культурная, хозяйственная, политическая, предпринимательская, общественная, научная деятельность по всем направлениям социально-экономического развития с этапными достижениями, дающими вклад в качество жизни всего населения; * Имеется высокий жизненный потенциал общества. Качество жизни предполагает: * Чистую окружающую среду; * Личную и национальную безопасность; * Политические и экономические свободы. Качество жизни рассматривается, как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Улучшение качества жизни – это увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья. Во многих зарубежных странах под качеством жизни, понимается ответственность перед будущими поколениями, финансовая безопасность сообщества, единство с природой и другие. К основным сферам качества жизни относятся: * Трудовая жизнь; * Досуг: * Жизнь в экстремальных экономических ситуациях; * Сфера развития способностей людей; * Быт и поддержание здоровья; * Окружающая среда; * Семейная жизнь. Характеризуя сущность качества жизни, как социально-экономической категории, необходимо подчеркнуть ее основную особенность: Качество жизни – это социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество. Качество жизни имеет две стороны: субъективную и объективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и соответственно, в их личных мнениях и оценках. 8 Качество жизни показывает степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса интересов и потребностей людей, проявляющихся, как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении, и так же как и уровень жизни, включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих достижение максимально высокого качества жизни населения является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост качества жизни граждан. Количественную характеристику уровня и качества жизни определяет система индикаторов, которые позволяют проводить анализ реального качества и уровня жизни, рассчитывать их показатели по социально-демографическим группам населения, по регионам, определять тенденции показателей и осуществлять международные сопоставления. Уровень и качество жизни определяются системой индикаторов, причем для каждого определения используется собственная система индикаторов. Система индикаторов включает частные и интегральные, стоимостные и натуральные. Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном выражении включает все расходы на приобретение товаров и услуг, денежную оценку потребленных благ собственного производства, например продукции личного подсобного хозяйства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей. 1.1.1 Индикаторы уровня жизни. Показатели уровня жизни могут быть объединены в следующие разделы: 9 * Показатели материальной обеспеченности населении; * Показатели образование; * Показатели культуры, туризма и отдыха; * Интегральные индикаторы уровня жизни; * Жилищные условия населения; * Показатели здравоохранения; * Индикаторы общественного порядка. Интегральные индикаторы уровня жизни включают: * Макроэкономические; * Показатели экономической активности; * Демографические; * Показатели пенсионного обеспечения. В качестве макроэкономических показателей используются следующие: * Фактическое конечное потребление домашних хозяйств; * Оплата труда наемных работников, в том числе скрытая; * Номинальная и реальная среднемесячная заработная плата; * Расходы на конечное потребление домашних хозяйств; * Темпы роста реальных располагаемых доходов домашних хозяйств; * Фонд заработной платы. Демографические показатели оценки уровня жизни играют важную роль, поскольку население является, с одной стороны. Объектом наблюдения при исследовании уровня жизни, а с другой- отражает своими характеристиками уровень экономического и социального развития страны. В качестве демографических характеристик уровня и качества жизни в систему показателей включены: * Ожидаемая продолжительность жизни при рождении; * Уровень детской смертности; * Темпы роста численности постоянного населения; * Уровень младенческой смертности; * Уровень материнской смертности. Показатели экономической активности включают:10 * Уровень занятости; * Уровень безработицы; * Уровень экономической активности; * Соотношение численности занятых в экономике к численности населения. Одной из важнейших характеристик уровня жизни, является экономическое положение пенсионеров, поскольку с учетом демографического старения населения, доля пенсионеров в стране увеличивается. В связи с этим в систему показателей включены следующие показатели пенсионного обеспечения: * Суммы назначенных месячных пенсий, в том числе по возрасту; * Темпы роста среднего реального размера назначенных пенсий; * Численность пенсионеров; * Средний номинальный размер месячных пенсий; * Минимальный размер пенсий. Показатели материальной обеспеченности населения могут быть разделены на две группы: > Неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения; > Доходы домашних хозяйств. Показатели этого раздела определяются на основе выборочного обследования домашних хозяйств. В группу показателей доходов домашних хозяйств включены показатели совокупных и денежных номинальных и реальных доходов домашних хозяйств, а также показатели, характеризующие реальные возможности населения: * Покупательная способность среднедушевых денежных доходов; * Среднемесячная заработная плата; * Дефицит дохода и индекс потребительский цен; Неравенство в распределении доходов оценивается с использованием характеристик населения по 20%-ным группам в зависимости от объема денежных расходов, децильного коэффициента дифференциации доходов населения, коэффициента концентрации доходов – индекса Джини. 11 Показатели личного потребления и питания населения включают следующие показатели: * Стоимость минимальной потребительской корзины; * величина прожиточного минимума; * структура и динамика потребительских доходов домашних хозяйств в текущих и сопоставимых ценах; * доля затрат на питание в располагаемых ресурсах и потребительских расходах домашних хозяйств; * среднедушевое потребление основных продуктов питания; * энергетическая ценность пищевого рациона; * содержание в продуктах питания животных белков на душу населения. Оценка жилищных условий населения проводится с использованием таких показателей, как: * обеспеченность населения жильем (общая и жилая площадь в расчете на одного человека); * доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения; * число семей, состоящих на учете на получение жилья. * Раздел показателей образования включает: * число государственных дневных образовательных учреждений и численность учащихся в них; * число государственных высших учебных заведений; * численность студентов государственных высших учебных заведений на 10000 населения; * число государственных средних специальных учебных заведений и численность студентов в них в расчете на 10000 населения. * Показатели культуры, туризма и отдыха включают показатели, характеризующие: * число посещений театров и музеев на 1000 человек населения; * количество изданных книг, брошюр и журналов на душу населения; * численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха; * численность российских граждан, выезжавших за границу в туристические поездки. В качестве индикаторов общественного порядка используются три группы показателей: * число зарегистрированных преступлений; * раскрываемость преступлений; * коэффициенты смертности от убийств, в том числе по полу и в группировке на городское и сельское население. Приведенная система показателей имеет структуру, позволяющую согласовать ее с общей системой социально-экономических показателей. Данный набор показателей может быть использован для более детальной оценки уровня жизни отдельных групп населения страны, а также для международных сопоставлений уровня жизни. 12 Интерес также представляет систем показателей уровня жизни, разработанная Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН. Она отличается от рассмотренной системы показателей: * представлен более подробный перечень показателей доходов и расходов населения; * присутствует раздел, характеризующий деятельность отраслей социальной сферы. Отрасли социальной сферы рассматриваются в 3 аспектах: по стоимости предоставленных населению услуг, по обеспечению населения социальными услугами, по характеристике отраслей социальной сферы как экономических объектов; * представлен такой важный раздел, как природно-климатические условия жизни. Экологические характеристики уровня жизни в настоящее время приобретают все большее значение в связи с беспрецедентными темпами роста мирового потребления и, как следствие, усилением давления на окружающую среду, истощением ресурсов. Работы ООН по формированию и внедрению в различных странах системы показателей адекватной оценки уровня жизни направлены на обеспечение информацией о развитии человеческого потенциала. В настоящее время уровень жизни стал настолько широким понятием, что по своему содержанию вполне интегрируется с оценками человеческого развития. Многие показатели, используемые для оценки уровня жизни, применяются для расчета обобщающих показателей человеческого развития, оценки региональных различий в качестве жизни и анализа динамики развития человеческого потенциала отдельных стран, регионов. Вышеперечисленные показатели позволяют лишь оценить уже сложившуюся ситуацию, выявить тенденции прошлого, перенести их на будущее, но они не позволят точно спрогнозировать динамику уровня жизни. Сделать это можно только при детальном анализе факторов, которые влияют и даже определяют возможные изменения в уровне жизни населения страны. Как уже упоминалось выше, эти факторы принято подразделять на группы. Наиболее существенными факторами, которые могут координально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране. Уровень жизни по своему содержанию является гораздо более широким понятием, чем просто материальные условия жизни населения. Общепризнано, что уровень доходов не является единственным и определяющим условием человеческого развития. Для обеспечения достойной жизни человеку требуется достаточно широкий набор благ, посредством использования которых и достигается необходимый уровень существования. Кроме того, уровень жизни оценивается не только через потребление этих благ, но и через возможности их получения. 13 Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо «мешать» друг другу. Это можно проследить на примере не так давно легально появившегося в российской экономической действительности предпринимательства, которое в своем развитии прошло несколько этапов. На каждом из них предпринимательский слой численно рос и обновлялся, в него вливались представители новых социальных и возрастных групп, обладающие различной социально-политической культурой. Об уровне жизни в стране можно судить и по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения. В мировой практике различают две основные формы бедности: абсолютная - при отсутствии дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и относительная - когда доход не превышает 40-60% среднего дохода по стране. Межстрановое сопоставление бедности носит условный характер в силу неодинаковой базы (минимального прожиточного уровня), положенной в основу для расчета порога бедности. ( см. приложение 1). 1.1.2 Индикаторы качества жизни. Качество жизни –категория, отражающая объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида. Объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные. Субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и эмоциональные. Показатели уровня жизни можно сгруппировать по ряду признаков:14 1. В зависимости от иерархического уровня: – макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.; – микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи. 2. В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»: * прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.; * косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели. 3. В зависимости от характера расчета: – уровневые (абсолютные значения); – структурные (составляющие уровневых показателей); – динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей). 4. В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей: * физические потребности; * духовные (интеллектуальные) потребности; * социальные потребности. Соответственно для оценки степени удовлетворения основных человеческих потребностей используются различные группы показателей и их индикаторов (табл.1). Таблица 1. Показатели и индикаторы качества жизни населения.15 Показатели уровня жизни Индикаторы I.Удовлетворение основных физических потребностей 1.Здоровье 1.1 Общая смертность на 1 или 100 тыс. населения 1.2 Число детей умерший в возрасте до 1 года на 1000 родившихся 1.3 Ожидаемая продолжительность жизни 1.4 Заболеваемость с утратой трудоспособности Другие 2.Питание 2.1 Потребление основных продуктов питания Другие 3.Жилище 3.1Ввод в действие общей площади жилых домов 3.2Общая площадь жилищ 3.3Благоустройство жилищного фонда 3.4Средний размер квартир Другое 4.Домашнее имущество 4.1 Обеспеченность населения предметами культурно –бытового и хозяйственного назначения 4.2 Продажа населению предметов культурно-бытового назначения 5.Платные услуги 5.1 Объем платных услуг населении 5.2 Структура платных услуг населению 5.3 Объем бытовых услуг Другие II.Удовлетворение духовных потребностей 6.Культурный уровень населения 6.1 Уровень образования населения 6.2 Объем издаваемых книг и брошюр 6.3 Объем издаваемых журналов и других периодических изданий 6.4Обеспеченность населения телевизорами Другие III.Удовлетворение социальных потребностей 7. Условия труда 7.1 Потери рабочего времени в промышленности (в среднем на одного рабочего, дней) 7.2 Изменение условий труда работников 7.3 Травматизм на производстве (число пострадавших при несчастных случаях с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, и со смертельным исходом на 1000 работающих) Другие 8. Условия отдыха 8.1 Численность детей отдохнувших в летних оздоровительных лагерях Другие 9. Социальное обеспечение 9.1 Соотношение средних и минимальных размеров пенсий и оплаты труда 9.2 Соотношение средних размеров пособий на детей и их прожиточного минимума 9.3 Соотношение размеров пенсий и прожиточного минимума Другие 10. Социально-бытовая обстановка 10.1 Общая численность безработных 10.2 Смертность от несчастных случаев, отравлений, травм, убийств и др. 10.3 Забастовки (число человеко-дней потерь рабочего времени, число участников) 10.4 Число зарегистрированных преступлений 10.5 Объем сброса загрязненных сточных вод 10.6 Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ Другие 11. Доходы и расходы 11.1 Денежные доходы населения, в т.ч. по видам 11.2 Денежные расходы населения, в т.ч. по видам 11.3 Среднемесячная зарплата работающих в экономике, в т.ч. по отраслям , регионам и профессиям 11.4 прирост сбережений населения во вкладах Другие Важнейшими составляющими качества жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время. Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество , развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.16 Возможны три аспекта изучения качества жизни: применительно ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной величиной дохода. Статистические показатели «качества жизни» Комплексное исследование качества жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей. Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей: I.Обобщающие показатели • Валовый национальный продукт, в расчете на душу населения; • Критерий уровня жизни; • Индекс стоимости жизни. II. Доходы населения * Реальные располагаемые доходы населения; * Личные доходы населения; * Денежные доходы населения; * Средний размер реальной заработной платы; * Реальные общие доходы населения; * Совокупные доходы населения; * Личные располагаемые доходы населения; * Средний доход и средняя заработная плата работников; * Средний размер пенсии, пособия, стипендии. III. Потребления и расходы населения. * Денежные расходы населения; * Потребление населением основных продуктов питания; * Покупательская способность средней пенсии; * Общий объем потребления населением материальных благ и услуг; * Потребительские расходы населения; * Покупательная способность средней з/п. IV. Денежные сбережения населения. * Сумма денежных сбережений населения. V. Накопленное имущество и жилище. * Жилищные условия населения. * Стоимость накопленного личного имущества. * Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения. VI. Социальная дифференциация населения. * Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода. * Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода. * Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода. * Динамика стоимости фактической и нормативной потребительских корзин различных слоев населения. * Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини). * Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения. * Соотношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей. * Доля децильных групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества. VII. Малообеспеченные слои населения. * Прожиточный минимум (порог бедности). * Коэффициент бедности. * Минимальный потребительский бюджет. * Минимальный размер пенсии. * Социальный портрет бедности. * Покупательная способность минимальной заработной платы. * Покупательная способность минимальной пенсии. * Минимальный раз....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: