- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Уровень сформированности орфоэпической культуры при освоении начального курса русского языка
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013649 |
Тема: | Уровень сформированности орфоэпической культуры при освоении начального курса русского языка |
Содержание
Содержание Введение 2 Глава 1. Теоретические основы формирования орфоэпии в курсе начальной школы 6 1.1 Орфоэпия как раздел науки о языке 6 1.2 Психолого-педагогические особенности изучения орфоэпии в начальной школе 9 1.3 Анализ учебников и программ по изучаемой проблеме 15 Глава 2. Экспериментальное исследование формирования орфоэпической культуры младших школьников на уроках русского языка 23 2.1. Констатирующий этап эксперимента 23 2.2. Формирующий этап эксперимента 29 2.3. Контрольный этап эксперимента 42 Заключение 50 Введение Современный русский язык включает в себя орфоэпические нормы, без которых невозможно представить себе речевую культуру человека. Развитие у обучающихся произношения, способствует улучшению их речевой культуры. В современном мире речь используется практически во всех сферах деятельности человека. Сила слова может оказать сильное влияние на собеседника, поэтому так важно выдвигать высокие требования к правильности речи еще на этапах её формирования. Важней задаче нашего времени является задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка. Актуальность исследования заключается в том, что необходимо изменить подход к современному обучению детей орфоэпическим нормам русского языка. Обучение должно быть направлено не только на приобретение детьми знаний и правил языка, но и на развитие личности ребенка, его языковой интуиции, мышления, уважительного и вдумчивого отношения к слову. Сформировать у обучающихся желание учиться. Не стоит забывать и о том, что грамотное использование орфоэпических норм русского языка отражает уровень интеллектуального развития человека. Современными психологами доказано, что дети в возрасте от 6 до 11 лет обладают наиболее развитой лингвистической чувствительностью, они склонны повторять и подражать окружающим людям, все эти наклонности позволяют наиболее эффективно организовывать работу на уроках по развитию речи и ставить правильное произношение. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, который регулирует процесс обучения детей младшего школьного возраста, на любом уроке должны быть достигнуты три типа результатов: предметные, метапредметные и личностные. В рамках нашего исследования наиболее важным результатом обучения русскому языку является результат предметный, а именно «освоение начальных представлений о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)». Согласно статистике количество обучающихся начального звена с нарушением речи с каждым годом увеличивается. Причиной этого является то, что современная система обучения русскому языку в начальной школе не предусматривает большого объёма учебных часов, направленных на изучение орфоэпических норм и развитие произношения. Проблема исследования обусловлена следующими противоречиями: между отсутствием в методических пособиях эффективных методов обучения правильному произношению слов и звуков, отсутствие в учебниках русского языка единой системы упражнений, направленной на развитие и закрепление правильного произношения звуков и слов, и острой необходимостью формировать у обучающихся орфоэпической культуры речи. Проблема исследования: сформировать орфоэпическую культуру у детей младшего школьного возраста. Объект исследования: процесс формирования орфоэпической культуры. Предмет исследования: формирование орфоэпической культуры младших школьников на уроках русского языка. Объект и предмет исследования определили цель данного исследования. Цель исследования – определить уровень сформированности орфоэпической культуры при освоении начального курса русского языка. В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования: - провести анализ научной и методической литературы по исследуемой теме; - определить содержание понятия: «орфоэпия»; - рассмотреть психолого-педагогические особенности изучения орфоэпических норм в начальной школе; - проанализировать содержание учебников и программ по изучаемой проблеме; - разработать материалы для входного и итогового диагностирования уровня овладения орфоэпическими нормами обучающихся младшего школьного возраста; - определить методику формирования орфоэпической грамотности обучающихся; - провести исследование и сделать выводы по полученным результатам. В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: работа по формированию орфоэпической культуры младших школьников на уроках русского языка будет более эффективной, если: - будут определены психолого-педагогические особенности изучения орфоэпии в начальной школе; - будет разработана система упражнений, направленная на формирование орфоэпической культуры учащихся; - будет проводиться систематическая работа, связанная с овладением акцентологическими и орфоэпическими нормами. Методологическую основу исследования составили труды методистов (Н.Е. Богуславской, А.А. Бондаренко, Л.А. Введенской, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик, А.И. Шпунтова и т.д.), которые сделали акцент на значимость работы по формированию звуковой стороны речи, а именно на социальное значение произносительной культуры, на не менее значимой эстетической ценности звуковой стороны речи, являющейся показателем речевой культуры человека, его общего культурного уровня. Проблема развития орфоэпических норм у младших школьников сформулирована в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, М.Р.Львова, Н.И.Политовой, Д.Б. Эльконина и др. В соответствии с целями и задачами, нами были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, отбор материала, обобщение); опросные (тестирование); экспериментальные (наблюдение, проведение педагогической работы, обобщение полученных результатов). Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы видится в том, что данная работа может быть использована учителями начальной школы учебного курса «Русский язык» для формирования правильных произносительных норм у учащихся. Значимость состоит в том, что в работе исследованы условия формирования орфоэпических норм в рамках деятельности учителя на уроках русского языка в начальной школе. Практическая значимость заключается в том, что материал изложенный в ней, может быть использован учителями начальных классов, как и разработанный нами дидактический материал, и факультативный курс «Орфоэпические нормы русского языка», связанный с овладением орфоэпических норм. База исследования: опытно-экспериментальной базой исследования явились учащиеся 3а и 3б класса МАОУ СОШ №16 в количестве 40 человек (20 учащихся вошли в контрольную группу, и 20 учащихся – экспериментальную группу – соответственно. Положение, выносимое на защиту: разработанный дидактический материал, и факультативный курс «Орфоэпические нормы русского языка», повышает формирование орфоэпических норм учащихся начальной школы. Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа выполнена на 77 страницах. В работе содержится 8 приложений, 5 таблиц, 5 рисунков. Список литературы включает 50 источников. Глава 1. Теоретические основы формирования орфоэпии в курсе начальной школы 1.1 Орфоэпия как раздел науки о языке В процессе обучения младших школьников много времени уделяется увеличению словарного запаса обучающихся, и очень мало времени уходит на то, чтобы научить их правильно произносить изученные слова. Каждый литературный язык существует в двух формах – устной и письменной – и характеризуется наличием обязательных норм – лексических, грамматических и стилистических. В этом случае письменная форма языка подчиняется правилам орфографии и пунктуации (т. е. правилам орфографии), а также нормам устного или орфоэпического произношения. Произносительная норма относится к компетенции орфоэпии. Орфоэпия с греческого языка означает: orthos – правильный, epos – речь. Данное понятие включает в себя не только правила произношения слов и звуков, но и науку, которая эти правила изучает и учит применять на практике. Таким образом, можно сказать, что орфоэпия – это наука о нормах устной речи, включающая в себя правила произношения звуков, слов, а также правила постановки ударения. В науке о русском языке под орфоэпией подразумевается раздел, который посвящен нормам произношения[16, с.19]. Стоит отметить, что конкретного определения понятия «орфоэпия» в современном мире не существует: одна группа лингвистов считают, что орфоэпия представляет собой сумму не только специфических норм устной речи (т.е. норм произношения и ударения), но также и правил образования грамматических форм слова: свечей – свеч [7, с. 63] . Другая группа лингвистов, в которую входят В.В Иванов, А.Н. Гвоздёв, М.В. Панов и др., считает, что орфоэпия включает в себя только правила произношения звуков и слов [5, 13, 29]. Еще одна группа лингвистов (А.А. Реформатский, Р.И. Аванесов и др.) утверждает, что в орфоэпию входят правила ударения и произношения. Р.И. Аванесов трактовал орфоэпию как «совокупность норм устной речи, в которых реализуется и образование форм слов, принято называть орфоэпией» [3, с.18]. А.А. Реформатский писал: «нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов должна заниматься орфоэпия» [44, c.92]. На наш взгляд, последняя точка зрения является наиболее верной, так как произношение и ударение тесно взаимодействуют между собой в устной речи. В основном принято считать, что в орфоэпию включены все произносительные нормы, используемые в литературном языке. Однако, есть еще одна любопытная точка зрения, которую высказали М.В. Панов и А.А.Реформатский. По их мнению, к орфоэпии относятся только меняющиеся нормы произношения, именно этим правилом орфоэпия и отличается от фонетики, которая включается в себя законы, не знающие исключений. Например, законы фонетики включают в себя произношение глухих согласных на месте звонких шумных работ в конце слова: зу?[б]ы – зу[п]; лабиализованных согласных перед [у], [о]: [с°]умм, [с°]ом (но [с]ам)» [24, с. 40]. Между орфоэпией и фонетикой существует тесная взаимосвязь. Нормы произношения орфоэпии полностью охватывают фонетику русского языка, т.е. состав фонем, их качество и изменение в разнообразных фонетических условиях. Предметом орфоэпии является правила произношения звуков и слов. Орфоэпической нормой называется единственный их всех возможных или более предпочтительный вариант, который полностью соответствует системе произношения и основным законам языкового развития. Среди орфоэпических норм различают [18, с.23]: - нормы ударения (акцентологические нормы) – правила постановки ударения; - нормы произношения (произносительные нормы) – правила произношения; - нормы использования интонации (интонационные нормы) – правила интонирования речи. Норма является сводом общих правил произношения, включает в себя правильное использование языковых средств (грамматических, стилистических и др.). Данные правила используются в языковой практике образованных людей и пренебрежение ими приводит к трудностям в восприятие содержания речи и препятствует качественному общению собеседников, а грамотное использование их облегчает данный процесс. Правила орфоэпии выступают в роли фильтров, которые отсеивают возможные ошибки в произношение. Ошибочные варианты, как правило, появляются под влиянием фонетики не литературных языковых систем, например, городские языки, родственные языки, преимущественно украинский, территориальные диалекты. Орфоэпия включает следующие разделы [25, C. 62]: 1. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных. 2. Особенности произношения заимствованных слов. 3. Особенности произношения отдельных грамматических форм. 4. Понятие о стилях произношения и их особенность. Важно понимать, что орфоэпия занимается изучением неустойчивых, разных вариантов норм произношения литературного языка и определяет среди них наиболее приемлемые для использования в речи. После того как вариант выбран, орфоэпия вырабатывает рекомендации и правила использования выбранных вариантов. На отклонение от норм литературного произношения влияет [13, С. 41]: - родной диалект говорящего (трава, но в[о]да – Вологда, Кострома); - написание слова (конечно, что, яичница). Несовершенное владение орфоэпическими нормами приводит к акценту. В данном разделе мы определили, что орфоэпия представляет собой систему норм правил произношения и ударения. Также узнали, что орфоэпия является исторически сложившейся системой, которая помимо того, что приобретает новые черты, во многих моментах сохраняет старые традиции. 1.2 Психолого-педагогические особенности изучения орфоэпии в начальной школе Когда урок в школе проходит в благоприятной и комфортной обстановке, его тема и атмосфера глубоко затрагивают чувства ребенка, то тот в свою очередь стремится выразительно изложить своё отношение к происходящему и выразить точку зрения. Для того, чтобы обучающийся смог точно передать своё внутреннее состояние необходимо проводить с ним педагогическую работу, направленную на развитие речевых навыков и умений. Наиболее продуктивный этап изучения русского языка, на котором можно достигнуть большого успеха приходится на дошкольный и младший школьный возраст. Следовательно, начальная школа играет ключевую роль в процессе формирование навыков правильного произношения. Как правило, в этот период, много времени педагоги уделяют пополнению лексического запаса обучающихся, и практически минимум учебных часов тратится на то, чтобы привить детям орфоэпические нормы [17, С. 84]. Существует орфоэпический минимум, который необходимо донести до младшего школьника. Он представляет собой правила устной речи, которые направлены на формирование у ребенка грамотного произношения. Продолжительное время изучению орфоэпии не уделялось большого внимания в начальной школе. Было принято среди педагогов, что если ребенок поступает в первый класс, то он уже обладает достаточным уровнем развития речевого аппарата и может самостоятельно и грамотно излагать свои мысли. Однако диагностика навыков произношения первоклассников показала, что у большинства обучающихся присутствуют нарушения речевого аппарата: невнятная речь, неправильное использование голоса и дыхательного аппарата при говорении, физиологические нарушения дикции (неверное произношение звуков и слов) [4, с.32]. Младший школьник должен овладеть орфоэпическим минимум, который включает в себя правила литературного произношения и ударения слов и предложений, в противном случае школьник не сможет активно использовать свою речь. Для того, чтобы грамотно и эффективно организовать учебный процесс, направленный на изучение орфоэпических норм необходимо определить уровень произношения младшего школьника. Также при обучении необходимо учитывать следующие показатели [10, c.74]: - развитие орфоэпической зоркости; - развитие речевого (фонематического) слуха; - понимание языковых значений; - умения выбрать способ выполнения орфоэпического действия и составить алгоритм его выполнения; - систематическая работа над ошибками. - овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфоэпический навык; - выполнение достаточного количества практических упражнений; В первую очередь необходимо грамотно организовать работу над техникой речи, которая включает в себя: -научить ребенка управлять мышцами, который используются при говорение; -научить младшего школьника правильно использовать дыхательный аппарат; -поставить ребенку чёткую дикцию. Необходимо сконцентрировать внимание на физическом развитии органов речи. С помощью описания иллюстраций вырабатывать чёткую дикцию и ставить звуки. В процессе работы обучающегося с иллюстрациями педагог должен отслеживать, как ребенок чётко произносит названия предметов, изображенных на рисунках. Параллельно улучшая фонематическое восприятие. Речевой материал должен способствовать не только улучшению произношения обучающегося, но научить ребенка различать определенные пары звуков, например свист и шипение, твердые и мягкие согласные и др. пары звуков. При работе с рисунками младшему школьнику предлагается определить в предложенных названиях те, в которых есть определенные звуки, например, перечислить те предметы, в название которых есть звук ш [1, с. 6]. Также в процессе обучения необходимо научить обучающегося орфоэпическим нормам литературного языка. Очень часто, дети, правильно используют принятые орфоэпические нормы русского языка в обычной речи, но при этом нарушают их при чтении. Это связано с тем, что буквенная форма слова путает детей и существенно сказывается на их произношении. К наиболее популярным фонетическим ошибкам, совершаемым при чтении, относят [12, С. 82]: -нередуцированное произношение безударных гласных – [м’а]чи вместо [м’иэ]чи, [в’эс’э]лятся вместо [в’ис’иэ]лятся; - произношение парных звонких согласных в конце слова и перед шумными глухими вместо глухих – эта [ж] вместо эта [ш], ска [з]ка вместо ска [с]ка; - чтение сочетания стн, здн со средней согласным звуком – сви[стн]ули вместо сви [сн] ули и др. Данный вид ошибки зависит от темпа чтения обучающегося, а именно, чем медленнее читает ребенок, тем чаще проявляются отклонения от фонетического произношения, и напротив, обучающиеся, которые читают быстро и бегло практически не совершают подобных ошибок. Причем, стоит отметить тот факт, что орфографическое произношение, которое наблюдается при чтении, не передаётся на процесс говорения (в обычной речи младшего школьника не встречаются фонетические ошибки, исключение, диалектические особенности речи). Орфоэпические ошибки заключаются в несоответствие буквенного и звукового состава слова. Одной из главных особенностей данного типа ошибки является их распространение не только на устную и письменную речь, но и на обычную речь ребенка, не связанную с литературным языком. Как правило, обучающийся под влиянием окружающей речевой среды, в основном из общения с родителями, запоминает не правильное употребление слов и принимает это за норму. К наиболее часто встречающимся ошибкам в речи относят: - употребления существительных в именительном падеже (щавель, творог и др.); - употребление существительных в родительном падеже (кекс, волк и др.); - употребление глаголов в прошедшем времени (брала, дала и дрю); - правильное употребление в речи предлогов (бабушки, из школы и т. д); - постановка ударения в прилагательных сравнительной более красивым [4, с. 9-10]. Очень часто, перечисленные выше орфоэпические ошибки не удостаиваются большим вниманием со стороны учителей начальных классов, и не принимаются за серьезные нарушения русского языка. Основу орфоэпического минимума составляют правила произношения сочетания «чт» в местоимении что и его производных: сочетание «чн» в некоторых словах (конечно, нарочно и т.д.); комбинации «щн» в существительном «помощник», окончания – ого, -его (зимнего) и слова сегодня; слова иностранного происхождения, таких как почтальон, район; комбинации «гк», «гч» в словах «легкий», «мягкий»; твердых и мягких согласных перед e в заимствованных словах [18, с.63]. Данный минимум включается в себя правила грамотного произношения слов и правильной постановки ударений в них[14, с.51]. Как правило больше всего допускают ошибки: 1.Слова со сложным ударением: алфавит, библиотека, водопровод, гусеница и др. 2.Заимствованные слова: (произносится твердо) антенна, бутерброд, компьютер, свитер, тире, термос, шоссе; (произносится мягко) музей, паштет, рельс, фанера, пальто. 3.Слова с трудным звуком комбинаций: асфальт, балерина, акции, велосипедов и т.п. Очень важно обучить младших школьников правильной постановки ударения, так как это показывает уровень образованности и грамотности человека. В своей практической деятельности педагог должен решит две взаимосвязанные между собой задачи: - как преподнести знания, чтобы их лучше понимали обучающиеся; - повышение уровня развития речи обучающихся. Составленный орфоэпический минимум долго усваивается и развивается в определенную систему произношения под влиянием двух взаимодействующих факторов [47, С. 133]: - речевая среда, в которой ребенок находится в ситуации обучения и вне школы; - специально организованное овладение нормами речи. Роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи – от аудирования, от умения слушать – и до потребности пользования словарями и справочниками. Нужен мощный фактор, постоянно поддерживающий в детях желание и стремление развивать свою речь. Такое желание можно вызвать лишь условиями, способными удовлетворить актуальные потребности детей. Учитель на всех уроках, излагая новый материал, должен включать в него те новые слова, которые являются понятиями, раскрывающими их смысл, должны основываться на уже устоявшейся лексике, чтобы ранее выученные слова не забывались, а вновь усваивались – лучше понимались и сохранялись в памяти. Учитель должен быть осведомлен о различных понятиях, понимать суть, преимущества и недостатки тех, на которых основан школьный курс русского языка. Формирование культуры речи, познание родного языка невозможно осуществить только на уроках русского языка и литературного чтения. Необходимо систематически, планомерно осуществлять это на уроках природоведения, рисования, истории, риторики и т.д. Так, для создания проблемных ситуаций, как на уроках русского языка, так и природоведения, можно проводить этимологическую, словообразовательную работу. Если на уроках русского языка словообразовательная работа с учащимися является общепринятой, то на уроках природоведения учитель обращается к ней неоправданно редко. Проблема обучения младших школьников правилам произношения требует дальнейшего развития. Необходимо рассмотреть такие вопросы, как [29, c.66-67]: - корректировку лексико-орфоэпического минимума; - оптимальное соотношение орфоэпии и дикции в процессе формирования речевой культуры; - введение в действующую русскоязычную программу начальной школы по разделу «Орфоэпия» и разработка соответствующих дидактических подкреплений; - решение вопроса преемственности в обучении культуре произношения в старших классах. В связи с вышеизложенным, мы считаем, что с первых дней обучения ребенка в школе, необходимо следить за правильной расстановкой ударения в словах, неправильно произносимых как детьми, так и их родителями, проводить разъяснительную работу на родительских собраниях. Необходимо с первых дней пребывания ребенка в школе обращать внимание на работу с артикуляционным аппаратом, используя логопедический материал. Нужно помнить о примере живой речи. И, конечно же, учитель должен знать инновационные методы и видеть перспективы развития школьного обучения русскому языку. Только правильно построенная работа на уроках русского языка, использование различных методов и приемов, придерживание определенным методическим условиям формируют орфоэпический навык младших школьников. 1.3 Анализ учебников и программ по изучаемой проблеме Соблюдение орфоэпических норм в речи является показателем уровня владения родным языком. Современные учебные программы обучения дают возможность учителям постоянно искать и находить новые методы и материалы для работы со школьникаит. Это можно увидеть, анализируя учебники и программы на русском языке разных авторов. Мы сосредоточимся на анализе таких учебников и программ, как УМК «Гармония» (М.С. Соловейчик), «Школа 2100» (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев), Системы развивающего обучения Л.В. Занкова (Н.В. Нечаева), «Русский язык» Т.Г. Рамзаева (учебники в 2-х частях для 1-4 классов четырехлетней начальной школы). Начнём с программы и учебника «Школа 2100» (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев) [15]. Анализируя учебник русского языка по программе «Школа 2100», можно отметить, что здесь ведется минимум работы над нормами произношения, особенно над нормами ударения. В учебных пособиях для 3 и 4-го классов основные орфоэпические понятия представлены в рубриках «Запомни, как пишутся эти слова» и «Произноси правильно». Здесь представлены такие слова, как скворечник [шн], скучный [шн], теннис [тэ], дельфин [д’], чтобы [шт], конечно [шн], не был, не была, сколько, из скольких и др. В основном материале учебника орфоэпические понятия, в частности ударение, представлены сносками внизу учебника слов с правильным ударением, например, звонит, звонишь, звонят. В учебнике для второго класса интерпретация основных орфоэпических разделов не представлена в основном материале учебника, а лишь вынесена в приложения. Литературный материал позволяет работать в таком духе, в том числе и в работе над упражнением, которое состоит из дополнительных заданий по правильной постановке ударений. Так, в первой части учебника предлагается упражнение на проверку знания (ударение ставится на слова: порошок – пудра; молодой – молодняк - молодец). Также в учебник включены упражнения, содержащие материал для изучения акцентологических норм. Например, Сторожа давали свеклу / Двум задумчивым слонам [15]. Очень интересно представлена работа с постановкой ударения в заданиях, где надо прочитать и осмыслить пословицы. Необходимо списать предложения и поставить ударение, подчеркнуть гласные безударные звуки, а также разделить слова на слоги. Данными упражнениями исчерпываются задания, предложенные авторами для закрепления правильных орфоэпических норм в ударении. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в учебниках образовательной системы «Школа 2100» основные орфоэпические понятия представлены в основном в учебнике первого класса в разделе «Повторяем слоги и ударение» и в приложениях к учебникам второго, третьего и четвёртого классов «Произноси правильно» и «Запомни, как пишутся эти слова». Анализируя учебник по русскому языку по программе «Гармония» М.С.Соловейчика, можно увидеть, что работа над правильным ударением в словах носит эпизодический характер. Учащимся предлагается рифмовать, благодаря чему можно легко запомнить правильный вариант ударения: как будильник зазвонит / мама свет у нас включит. При использовании такого поэтического текста, дети легко запоминают произношение слов [44]. Целенаправленно на овладение орфоэпическими нормами в области ударения дается одно из упражнений, предлагающее найти слова в словаре и поставить в них ударение, разделив слова по месту ударения. Это упражнение не только фокусирует внимание детей на сложных словах для произношения, но и учит их пользоваться словарем. Преимуществом учебника является наличие в конце учебника словарика «Как правильно говорить», в котором размещены встречающиеся на страницах трудные с точки зрения постановки ударения слова. Литературный материал на страницах учебника разнообразен, есть слова, трудные для ребят с точки зрения правильной постановки ударения, но конкретно работа по усвоению орфоэпических норм не предлагается, то есть система работы с акцентологическими нормами в отдельном виде работы не выделяется. В учебнике М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» обучающиеся знакомятся с такими разделами, как: «Как правильно говорить? Словарь. Правильно ставь ударение! (что сделала: брал А, дал А, клАла. Что? бАнты — чего? бАнтов, бАнта)», которые помогают младшим школьникам не допускать ошибок в произношении сложных слов [44]. Анализируя учебник М.С.Соловейчик, обратим внимание, что первая часть посвящена изучению орфограмм. На наш взгляд, это самая благодатная почва для работы над орфоэпическими нормами в целом и над акцентологическими нормами в том числе. Но авторы учебника также не предлагают заданий для закрепления норм произношения в речи учащихся. Продолжается работа с орфоэпическим словарем в конце учебника. Рассмотрим учебник по русскому языку УМК Система развивающего обучения Л.В. Занкова [39]. Так, основные орфоэпические понятия начинают рассматриваться со 2 класса. В учебнике представлены интересные задания и на постановку ударения. Так, например, в упражнении представлены слова: опушка, летала, тюлень, играла, избушка, олень. Ученикам предлагается найти и записать рифмующиеся пары и поставить ударение. После чего задаётся вопрос, какое значение для рифмы имеет ударение. Таким образом, ученики не только учатся правильно ставить ударение и произносить слова, но и в интересной форме узнавать, что такое рифма, какую роль играет ударение в образовании рифмы. Также в учебнике присутствует рубрика «Говори правильно», где представлены трудные и малознакомые слова. Так, например, слово лестница [с’н’] с непроизносимой согласной. В словах, которые пришли из других языков, буква е не всегда является показателем мягкости согласного звука. Поэтому ученикам предлагается запомнить такие слова: сви[т]ер, [т]ембр, фо[н]етика, [т]ест и др. Автор просит учеников помогать друг другу освоить правильное произношение этих и других слов, а в спорных случаях обращаться к Орфоэпическому словарю. Также в рубрике «Говори правильно» ученикам объясняются такие распространённые ошибки, как употребление слова время в различных падежах, например, есть форма времени, нет формы времени, сколько времени, а не сколько время. В данном учебнике присутствуют задания и на интонацию. Так, представлено следующее упражнение на интонацию. Ученикам предлагается прочитать докучную сказку: Жили-были два павлина,/ Вот и сказки половина / Жили-были два гуся, / Вот и сказка вся. Ученикам задаётся вопрос, какую интонацию ты выберешь? Таким образом, на уроке дети изучают на примерах поэтических произведений основные понятия интонации, такие, как темп, ритм, мелодика. Кроме того, в учебнике есть упражнения, формирующие у учеников правильное произношение слов. Ученикам предлагается исследовать, при любом ли сочетании согласных один из них не произносится в следующих словах: свистнул, сестра, прелестный, яростный, скрепка, сердце, повествование, наездник. Представлены задания и в парах, в группах. Рис. 1. УМК Система развивающего обучения Л.В. Занкова, рубрика «Говори правильно» Учащиеся должны понимать, что не во всех словах есть непроизносимая согласная, также должны знать, как правильно произносить слова. Т.е. дети должны выписать слова с непроизносимой согласной и написать к ним проверочное слово. Благодаря таким упражнениям ученик не только тренируется в правильном произношении слов, но также обогащает личностные качества путём исследования и анализа. В конце учебника представлен справочник правописания и произношения, в котором в алфавитном порядке представлены слова, поставлено ударения и выделено правильное произношение слова. Таким образом, если ученик забудет, как пишется слово или не знает его, то он может обратиться за помощью к учебнику. Также в учебнике есть рубрика «Произноси и пиши правильно», в которой ученикам объясняется, как правильно писать предлоги с именами собственными: В Москве, В Омске, Под Москвой, Под Омском, Через Москву, Через Омск и т.д. Таким образом, мы можем сказать, что в учебнике Л.В. Занкова основные орфоэпические понятия представлены в основном в рубриках «Говори правильно» и в справочных материалах, представленных в конце каждого учебного пособия, что, несомненно, помогает ученикам правильно говорить и писать, не тратя время на поиски в словарях [39]. Нами также были проанализированы с точки зрения формирования основ орфоэпии УМК для начальной школы: М.С. Соловейчик. Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» (учебники в 2-х, учреждений); Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (учебники в 2-х частях для 1-4 классов четырехлетней начальной школы). Все указанные учебники рекомендованы Министерством образования Российской Федерации и входят в определенные программы обучения. В данных пособиях дастся много нового интересного материала, который способствует развитию ребенка как языковой личности [43]. Можно отметить, что в современном образовательном процессе большое внимание уделяется правильному произношению слов и постановке ударения в них. Так, в учебнике Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» даются правила и задания, связанные с орфоэпическими нормами. В первом классе обучающиеся знакомятся со словами, которые нужно запомнить: мЕсяц. учЕбник. рисУнок и т. д. Также учащиеся выполняют упражнения на постановку ударения: Рис.2. Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для 3 класса Учебники Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» за третий и четвертый классы продолжают знакомить обучающихся с нормами произношения слов. Эти учебные пособия также включают в себя вышеназванные разделы и дополняются новым разделом: «Словарь для справок» (автОбус, библиотЕка. землянИка и другие), который помогает учащимся познакомиться с новыми орфоэпическими нормами и обогатить свой словарный запас [43]. Таким образом, мы можем заметить, что в учебнике «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой уделяется большое внимание вопросу орфоэпических норм. По мнению автора, русский язык учащиеся должны изучать не только для получения предметных знаний, умений и навыков, но и для формирования метапредметных универсальных учебных действий. Учебник по русскому языку Т.Г. Рамзаевой помогает обучающимся усвоить основные нормы произношения русского языка, как на теоретическом уровне, так и на практическом. Проанализировав и сравнив учебники по русскому языку для начальной школы, можно сделать вывод, что учащиеся знакомятся с орфоэпическими нормами на протяжении всей начальной школы. Данная работа ведется благодаря приложениям, которые присутствуют в конце учебников. Такие дополнения есть в таких образовательных системах, как УМК «Гармония» (М.С. Соловейчик), «Школа 2100» (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев), Системы развивающего обучения Л.В. Занкова (Н.В. Нечаева). Но, несмотря на многообразие форм работы по усвоению правильности произношения слов, авторами предлагаются задания или достаточно однотипные задания или не предлагаются вовсе, хотя этот материал дает большие возможности для развития речи ребенка, для формирования красивой грамотной речи. Общим для учебников является работа на постановку ударения и правильного произношения слов. В обоих комплексах виден творческий подход, интересные упражнения, работа с пословицами и поговорками. Также в данных УМК есть рубрики «Говори правильно», «Произноси и пиши правильно», «Произноси правильно» и ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: