VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Урок, как основная форма обучения в школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006221
Тема: Урок, как основная форма обучения в школе
Содержание
Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические и методологические основы современного урока биологии………………………………………………………………5

ФГОС. Системно – деятельностный подход………..………...5

Новые образовательные результаты: предметные, метапредметные, личностные. Характеристика универсальных учебных действий……………………………………………………………………..10

Выводы по 1 главе……………………………………………………19

Глава 2. Урок, как основная форма обучения в школе………….....20

2. 1. Классно – урочная система, как ведущая технология в современной школе………………………………………………………….20

2.2.  Урок в соответствии с ФГОС - типы и виды уроков по ФГОС. Требования к современному уроку…………………………………………25 

Выводы по 2 главе…………………………………………………….38

Заключение……………………………………………………………39

Литература.……………………………………………………………40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………43























Введение.

Как известно, традиционный подход в образовании ориентирует на объём знаний - чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. 

    Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания (с помощью ключевых компетенций информационных, коммуникативных, и др.). Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

   Актуальность  изучения и применения в педагогической практике элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования,  как раз рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода. Применительно к учебному процессу это означает, на каждом этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит  на основе овладения учащимися обобщенными способами деятельности (УУД). Т. е., чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. 

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. 

«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...» 

 Итак, проблема исследования: Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? 

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков, и критерии оценивания урока и критерии результативности в рамках системно-деятельностного подхода.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в теории и методике обучения биологии позволили определить тему исследования – «Теоретические и практические основы современного урока биологии с учетом введения ФГОС».

Объект исследования: образовательный процесс по биологии в основной школе в условиях реализации ФГОС ООО.

Предмет исследования: урок биологии с учетом ФГОС как основная форма обучения.

Цель исследования: исследование особенностей современного урока и требований к нему.

Гипотеза исследования: если разработать уроки в соответствии с требованиями ФГОС с использованием органайзера, то это будет способствовать повышению знаний обучающихся, сформированности универсальных учебных действий.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ литературных источников по данной проблеме.

2. Проанализировать современный урок как целостную систему.

Методы исследования:

Теоретические: анализ и синтез литературы, сравнение подходов, обобщение полученной информации, систематизация полученной информации.

Практические: изучение методической литературы. 

Методологические основы исследования: системный подход в педагогике (Н. В. Кузьмина, В. Н. Садовский, А. М. Саранов, Э. Г. Юдин и др.).

Теоретические основы исследования: 

- теоретические основы компетентностного подхода (А. В. Хуторской);

 - общие учебные компетенции старшеклассников (В. Е. Грибова, А. П. Чернявская, Е. Н. Кочуровская, С. Г. Воровщиков).

Глава 1. Теоретические и методологические основы современного урока биологии.

ФГОС. Системно – деятельностный подход

ФГОС ООО – федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом  Министерства образовании и науки РФ № 1897 от 17.12.2010г. 

ФГОС ООО - система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [16].

		Стандарты первого поколения были ориентированы на решение основной задачи  — сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания. ?ФГОС ООО, как и ФГОС НОО, разрабатывался, как развивающий и прогностический инструмент модернизации всей системы образования. Изменяется структура, содержание, расширяется сфера действия и назначение образовательных стандартов. Впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закреплённый в законодательной базе.

ФГОС ООО, как и ФГОС НОО, базируется на серьёзном социологическом фундаменте. В рамках разработки проектов были проведены социологические исследования по выявлению запросов личности (семьи), общества и государства в общем образовании, согласованию всех потребностей. ?Таким образом, в результате этих исследований ФГОС приобрели смысл общественного договора, нового типа взаимоотношений между личностью, семьёй, обществом и государством. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что, в свою очередь, подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договорённостей).

Ориентиром при построении содержания образования для всех ступеней ФГОС является фундаментальное ядро, содержащее необходимый понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры, а также обобщённые способы познавательной и практической деятельности. ?Наряду с фундаментальным ядром методологическую основу формирования содержания общего образования составляет также концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Обеспечена преемственность по отношению к ФГОС НОО методологических основ системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования. Основными направлениями оценки являются результаты деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ: систем образования на всех уровнях; образовательных учреждений и педагогов; обучающихся. Такое расширение объекта оценки по отношению к традиционному предполагает расширение спектра оценочных процедур: использование как персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных (анонимных) процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования.

	Ведущим документом ФГОС ООО является основная образовательная программа. Требования к структуре основной образовательной программы в ФГОС ООО преемственны аналогичным требованиям ФГОС начального общего образования, но все компоненты сгруппированы в разделы: целевой, содержательный и организационный. ?В основную образовательную программу в соответствии с принципом преемственности введена Программа формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся, но она в развитие Программы УУД для начальной ступени включает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Внесены изменения в Программу воспитания и социализации обучающихся, в неё включены такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры. ?ФГОС ООО включает в основную образовательную программу новый раздел — «Система условий реализации основной образовательной программы» в соответствии с требованиями стандарта.

		Основная образовательная программа содержит внеурочную образовательную деятельность, которая реализуется совместно с социальными партнёрами образовательного учреждения по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, отличных от урочной. Основная образовательная программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. При этом степень вариативности возрастает от ступени к ступени: для начального общего образования это соотношение составляет 80/20%, для основного — 70/30%.

		В требованиях к структуре основной образовательной программы представлен учебный план соответствующей основной ступени общего образования. Он содержит перечень обязательных предметных областей и учебных предметов. Базисный учебный план в качестве рекомендательного документа представлен в примерной основной образовательной программе для основной ступени общего образования [18].

ФГОС включает в себя требования к:м

структуре ООП, в том числе требования кссоотношению частей ООП их объему, аьтакже к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательногоспроцесса;

		условиямбреализации ООП, вмтом числе кадровым, финансовым, материально-техническимьи иным условиям;

	результатамюосвоения ООП.

Ключевые особенностим ФГОСжООО:

раскрытие возможностей подростка, подготовка к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода;

преемственностьмООП начальногоп и основного общего образования;

индивидуализацияпобучения;

новые методологическиепосновы построенияр системы оценки достижений результатовиобразования.

Стандартнустанавливает требованиятк результатам освоения обучающимися основной образовательнойюпрограммы основного общего образования:д

пличностным, включающим готовностьп и способность обучающихсяпк саморазвитиюпи личностному самоопределению, сформированностьпих мотивациипк обучению и пцеленаправленной познавательнойпдеятельности, системыHзначимых социальных и межличностныхпотношений, ценностно-смысловыхпустановок, отражающихпличностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,пправосознание,пспособность ставить цели и строить жизненныеппланы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным,рвключающим освоенные обучающимися межпредметныеппонятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельностьп планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебногопсотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательнойптраектории;

предметным,пвключающим освоенные обучающимися в ходе изученияпучебного предмета умения, специфические для данной предметной области, видыпдеятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованиюпи применению в учебных, учебно-проектныхпипсоциально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,пнаучных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,пвладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [16].

Системно – деятельностный подход.п

Методологической основойпФГОСтООО, так же как и стандартов других ступеней обучения,пявляется системно-деятельностный подход, учитывающий возрастные особенноститподростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, чтоппсихологические способности человекапесть результат преобразованияпвнешней предметной деятельностип во внутреннюю психическуюпдеятельность путём последовательныхппреобразований. В основепусвоения системы научных понятий, определяющих развитиептеоретического мышления и прогресс познавательного развитияпучащихся, лежитпорганизация системы учебных действий. ?Особенностью реализациипдеятельностного подхода при разработке стандартовпобразования являетсяпто, что цели общего образованияппредставляются в виде системы ключевых задач, отражающих направленияпформированияпкачеств личности (такое построение целейппозволяет обосноватьпне только способы действий, которые должны бытьпсформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи).п

		В рамкахпдеятельностной парадигмы результаты общего образования должны бытьппрямо связаны с направлениямипличностного развития иппредставлены в деятельностной форме. ?В новых стандартах меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Под образовательными результатамипв ФГОСп всех ступеней обучения понимаются «приращения»п в личностных ресурсах обучаемых, которые могутпбыть использованы припрешении значимых дляпличности проблем [17].

Новые образовательные результаты: предметные, метапредметные, личностные. Характеристика портрета выпускника основной школы.

Направление на итоги образования — это важная составляющая Федеральных государственных образовательных стандартов.

В документе ФГОС указаны условия результатов освоения основных общеобразовательных программ, которые систематизируются по основным задачам общего образования и содержат в себе: предметные, метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты обучения

Предметные результаты - это результаты, которых добиваются обучающиеся в процессе изучения предмета. 

Требования к данным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В данном документе указаны основные элементы научного знания для каждого предмета.

Обычно, эти результаты показаны во всех методических пособиях по каждой дисциплине. В ЕГЭ и ГИА проверяются именно предметные результаты, и поэтому учителя уделяют им главное внимание. 

До настоящего времени, большая часть учителей и родителей отмечают работу школы именно с положения предметных знаний, и не придают особого значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей. И это не удивительно, родители заинтересованы в будущем для своих детей и последующее их поступление в учебные заведения, и так как в настоящее время учебные заведения совершают набор на основании результатов ЕГЭ делается упор на предметные результаты. Когда изменится форма итоговой аттестации в школе и условия приема в вузы, родители и учителя будут принимать во внимание  метапредметные и личностные результаты.

Личностные результаты

Личностные результаты можно распределить  на три блока: 

		самоопределение - развитие внутренней позиции обучающегося;

			смыслоообразование - поиск и установление собственного смысла, учения обучающимися на основании устойчивой системы учебно-познавательных и социальных побуждений; 

			морально этическая ориентация - понимание основных моральных норм и ориентация;  развитие этических чувств - стыда, вины, совести как координаторов морального поведения.

Сложным вопросом является: как измерить личностные результаты? Как можно оценить то, что измерить невозможно, т.е. личностные результаты, на формирование которых будет работать данная система. Лист самооценки может быть одним из способов  оценивания личностных результатов, он заполняется в конце года или рефлексивный портфолио, в нем показаны все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности, волонтерство, общественно-полезный труд. Формированию личностных результатов так же способствует заполнение портфолио, так как оно имеет рефлексивный характер.

	Так же очень важную роль в этом процессе играет психолого  - педагогическое сопровождение. Психологи и педагоги пишут характеристики школьников и оценивают степень сформированности отдельных личностных результатов, которые могут проявляться в:

	 следовании нормам и правилам поведения, которые приняты в образовательном учреждении;

	участии в общественной жизни школы и ближнего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

	активности и ответственности за итоги обучения, быть способным и готовым к саморазвитию и самообразованию на основании побуждения к обучению и познанию;

	готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной линии, и выбор направления профильного образования, умение разработать индивидуальный учебный план на старшей ступени общего образования;

	ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

	Метапредметные результаты обучения

Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность. 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают в себя:

	1. Навык независимо назначать цели своего обучения, устанавливать и определять для себя новые задачи в познавательной деятельности, расширять причины и увлечения своей когнитивной деятельности;

	2. Обладать способностью самостоятельно планировать траектории достижения целей, так же альтернативные, осознанно выбирать более эффективные способы разрешения учебных и познавательных задач;

	3. Навык сопоставлять свои действия с результатами, которые хочет осуществить, исполнение контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, вносить исправления в свои действия в соответствии с изменяющимися условиями;

	4. Навык оценивать верность выполнения учебной задачи, а так же собственные возможности ее решения;

	5. Обладание основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осмысленного выбора в учебной и познавательной деятельности;

	6. Умение обозначать понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, систематизировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

	7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

	8. Смысловое чтение;

	9. Умение формировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе;

	10. Умение сознательно воспользоваться речевыми средствами в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; обладание устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

	11. Формирование и развитие компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий.

Сегодняшнее образование является все более личностно-ориентированным. Общество осознает, что настоящим результатом образования является познавательное и личностное развитие обучащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Эти способности, умения, установки, структурируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения - УУД.

Универсальные учебные действияп(УУД)

Впболее емком значении термин «универсальныеппучебные действия» определяется как «умение учиться», т. е. как способность п саморазвитию и самосовершенствованиюпчерез сознательное и активное присвоение нового социального опыта;п

 В более узком значениипэтот термин означает комплекс способов действий обучающегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Значит, универсальные учебные действия являютсяпсвязаны с метапредметными результатамипобучения.

Основой дляпразработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я.пГальперина, В. В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмыппроцесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структурапучебной деятельностипучащихся.

УУДпявляются одним из ключевыхппонятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.р

Видыпуниверсальных учебных действий

Выделяется 4 видапуниверсальных учебных действий:

личностные —пличностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные: 

		общеучебные действия — умение поставить учебную задачу,п выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;

		логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания,пустанавливать причиннор-оследственные связи, доказывать свои суждения;п

		постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;п

коммуникативные — умение вступатьп в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

регулятивныеп— целеполагание, планирование, корректировка плана.п

В следующей таблице можно рассмотреть примеры развития УУД на разных стадиях урока.

Этапы
урока

Деятельность
учителя и обучающихся

Универсальные
учебные действия

Сообщение
темы урока

Обучающиеся формулируют сами (учитель подводит
обучающихся к осознанию темы)

Познавательные,
коммуникативные, личностные

Постановка
целей и задач 

Обучающиеся формулируют сами, определив границы
знания и незнания (учитель подводит
обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные,
коммуникативные, личностные

Составление плана

Планирование
обучающимися способов достижения
намеченной цели (учитель помогает,
советует)

Регулятивные

Выполнение практической деятельности обучающимися

Обучающиеся
осуществляют учебные действия по
намеченному плану (применяется
групповой, индивидуальный методы),
(учитель консультирует)

Познавательные,
регулятивные, коммуникативные

Произведение
контроля

Обучающиеся
осуществляют контроль (применяются
формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Личностные,

регулятивные,
коммуникативные

Проведение
коррекции

Обучающиеся
формулируют затруднения и осуществляют
коррекцию самостоятельно, (учитель
консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные,
регулятивные

Оценивание
обучающихся

Обучающиеся
дают оценку деятельности по её
результатам, осмысливают деятельность
(самооценивание, оценивание результатов
деятельности товарищей)

(учитель
консультирует)

Регулятивные,
коммуникативные, личностные

Итог
урока

Проводится
рефлексия

Личностные,
регулятивные, коммуникативные

Домашнее
задание

Обучающиеся
могут выбирать задание из предложенных
учителем с учётом индивидуальных
возможностей

Познавательные,
регулятивные, коммуникативные,
личностные

 Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности является основным моментов при формировании метапредметных результатов, в процессе этой деятельности протекает самообразование обучающегося [5].

При выполнении всех требований Стандарта, каким же будет выпускник основной школы?

«Портрет выпускника основной школы»

ФГОС ООО

Данный стандарт направлен на возникновение личностных характеристик выпускника:

- любящий свою родину, свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; 

- понимающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; 

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и 

экологически целесообразного образа жизни, 

безопасного для человека и окружающей его среды; 

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [10].

		Выводы по главе 1.

		Таким образом становится ясно, что в настоящее время ведется уклон на компетентностный подxод в образовании. Его основой выступает системно – деятельностный подxод.





Глава 2. Урок, как основная форма обучения в школе.

1. Классно – урочная система, как ведущая технология в современной школе

Имеется много различных форм организации познавательной деятельности обучающих, но на данный момент урок занимает главенствующее положение. Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. 

Урок – это форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников ([11], по А. А. Бударному). 

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени [2].

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса [13].

Урок — форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения [14].

Исходя из представленных определений «урока» можно выделить общие признаки урока:

1. Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, так как на уроке могут быть решены все задачи образования по развитию личности.

2. Урок – элементарная структурообразующая единица образовательного процесса. Значит, в уроке присутствуют все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

3. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Задачей урока является реализация этих функций.

Обратимся теперь к определению понятия «современный урок». 

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок– это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. 

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками :

1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5. Организация урока динамична и вариативна.

6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Общая характеристика и особенности современного урока .

Чтобы полностью охарактеризовать современный урок, выделить его основные закономерности поставим перед собой три вопроса и попытаемся ответить на них.

Вопрос первый. Что является общей функцией урока?Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений [1]. 

Можно выделить следующие функции урока: обучающая функция, воспитывающая и развивающая функции. Общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.  Отсюда следует, что основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. 

Вопрос второй. Что представляет собой цель урока?

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Что же такое цель? Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый, заранее (мысленно или вербально) планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Обычно цели ставятся на уроке в соответствии с целями системы более высокого порядка – целями обучения и образования. С позиции системы обучения цель урока (как системы) выступает как функция системы обучения. Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей. 

Триединая цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому триединая цель урока в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающие аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте. Иными словами цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

цели деятельности учителя;

цели деятельности учащихся.

Триединая цель урока носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы.

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения (цели урока) формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

цель должна быть конкретна;

— четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

— цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся [7].

Вопрос третий. Что представляют собой задачи урока?

Что такое задача? В самом общем значении это – данное и искомое, совокупность последовательных действий (операций) над которыми приводит к преобразованию объекта. Задачу можно рассматривать в качестве средства достижения цели, а совокупность действий с задачей – способа достижения цели. Задача (средство) может быть одна и та же, а способы ее решения – разные. В зависимости от этого возможно большее или меньшее совпадение предполагаемой цели и действительного результата. М. И. Махмутов считает, что следует различать дидактическую и учебную задачи. Дидактическая задача является наиболее общей задачей для учителя и учащихся: решение дидактических задач приводит к достижению дидактической цели. Например, дидактическая цель – усвоить понятие «нахождения неизвестного слагаемого», отработать умения и навыки его применения. Эта цель сложная, она достигается путем решения трех основных дидактических задач: а) актуализации прежних знаний, умений и навыков; б) формирования новых понятий и способов действия; в) применение (с целью формирований умений и навыков). Каждая из дидактических задач в свою очередь состоит из ряда учебных (задач для учащихся), имеющих более конкретный характер (решение арифметической задачи, выполнение упражнений и т. д.). Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в целом, в них может содержаться новое знание, но его может и не быть. Итак, дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают, таким образом, основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действий, как учителя, так и учащихся. Можно сделать вывод: сама по себе триединая цель достигнута быть не может. Она достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые распадается. С этой точке зрения любой урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, содержание и последовательность которых отражает логику достижения триединой цели урока, а также логику и закономерности последовательного поэтапного изучения учебного материала [7].

2.2. Урок в соответствии с ФГОС - типы и виды уроков по ФГОС. Требования к современному уроку.

Федеральный государственный образовательный стандарт стал для школы такой же реальностью, как ЕГЭ. А это означает, что пора критики и отстраненности миновала. Наступило время перемен в организации образовательной деятельности. 

Ведущая, системообразующая составляющая новых стандартов – требования к результатам освоения основной образовательной программы. При этом содержательное наполнение понятия «результат» существенно изменилось. Традиционный подход трактует его так: основная задача школы – дать прочные знания. ФГОС констатировал смену образовательной парадигмы: вместо  передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Как же получить новый образовательный результат?  

Так как основная образовательная программа реализуется прежде всего через урочную деятельность, с урока (учебного занятия в концепции ФГОС) мы и решили в свое время начать. «Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдем у них завтра», - писал Джон Дьюи.

В традиционном уроке есть свои плюсы и минусы. 

Положительные стороны:

Систематичность обучения

Упорядоченна.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.