- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006863 |
Тема: | Уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ |
Содержание
2 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ» Конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу среди курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Номинация: ________________________________________________________________________________________________________________________________ Кафедра ________________________ Научно-исследовательская работа на тему «Уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» Научный руководитель: Фамилия: Имя: Отчество: Должность: Ученая степень: Ученое звание: Специальное звание: Контактный телефон: Автор: Фамилия: Имя: Отчество: Должность: Учебный взвод: Курс: Факультет (институт): Специальное звание: Контактный телефон: Москва – 2017 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 1. Криминализация незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ. 5 2. Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ: понятие и сущность. 12 3. Актуальные вопросы уголовной ответственности за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ 14 3.1 Проблемы борьбы с новыми потенциально опасными психоактивными веществами 15 3.2 Ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ. 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Распространение на территории Российской Федерации новых потенциально опасных психоактивных веществ, выдаваемых за товары народного потребления, достигло катастрофических масштабов. По оценкам экспертов, в настоящее время новые потенциально опасные психоактивные вещества в общей массе изымаемых запрещенных веществ составляют более 60%. Актуальность исследования обусловлена новизной исследуемой уголовно-правовой нормы, недочетами регламентации ответственности в данной сфере, отсутствием теоретических разработок относительно признаков состава данного преступления, а также необходимостью его изучения и предупреждения уголовно-правовыми средствами, базирующимися на научно-обоснованных рекомендациях. Борьба с данной формой организованной преступной деятельности требует взаимосвязанной и обоснованной системы государственных мер, заключающихся в создании и обеспечении специализированных государственных органов в данной сфере, а также их эффективном взаимодействии с остальными субъектами антинаркотической деятельности. Все они должны содействовать определению причин и условий наркотизации граждан, а также криминального поведения, обусловленного воздействием наркотических средств и психотропных веществ. Важную роль играет также поэтапная работа по раскрытию и расследованию противоправных деяний, рассмотрению в судах уголовных дел, уголовно-исполнительного воздействия на лиц, совершивших подобные преступления и правонарушения. Принципиальным моментом здесь будет и легитимный характер перечисленных мер. Поэтому важнейшей проблемой борьбы с противозаконным оборотом наркотических средств является правовое обеспечение антинаркотической деятельности. Особый интерес в последнее время вызывает проблема формы, в которой могут быть представлены разнообразные меры контроля, связанные с наркотическими средствами, борьбой с наркопреступностью, а также обусловленными ей другими проявлениями социальной патологии. 1. Криминализация незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ. Наркомания - общее название болезней, проявляющихся влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема; приводит к глубоким изменениям личности и другим расстройствам психики, а также к нарушениям функций внутренних органов. Среди причин возникновения и развития наркомании чаще всего называют особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов. Нередки также случаи возникновения наркомании среди больных, вынужденных длительное время принимать наркотические вещества в медицинских целях. Многие лекарственные средства, применяемые в официальной медицине (в основном снотворные, успокаивающие и обезболивающие), могут вызывать тяжёлые формы наркотической зависимости, что является серьёзной проблемой при их применении. В наше время проблема наркомании приобрела характер социального бедствия. Наркомания это бич нашего времени, современная «мода на наркотики» с каждым годом делает зависимыми тысячи людей. Наркотические вещества становятся все более доступные в цене, а их объемы на «черных» рынках стремительно растут. Широкая распространенность так называемых «легких наркотиков» привлекает многих людей, которые недооценивают вред наркомании, кроме того, искренне верят, что могут контролировать ситуацию и прекратить употребление наркотиков в любой момент. Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под угрозу здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность российского общества в уже ближайшей перспективе. За последние 10 лет число больных наркоманией в России выросло в 12 раз. При этом наркомания имеет тенденцию к омоложению. За последние годы сотни тысяч молодых людей в России стали жертвами так называемых «спайсов» - опасных для жизни и здоровья человека курительных смесей, являющихся по своей сути синтетическими наркотиками. За сравнительно небольшой период времени эти вещества заняли лидирующие позиции по уровню распространенности. Эта тенденция подтверждает вывод ряда исследователей проблем борьбы с наркотизмом о наблюдающемся выраженном процессе реструктуризации российского наркорынка. В первую очередь это проявляется в активном замещении «традиционных наркотиков» аналогичными по действию, но отличными по химическому составу веществами - потенциально опасными психоактивными веществами, завуалированными под так называемые «безобидные» смеси и соли для ванн, курительные смеси. Сложившаяся ситуация потребовала адекватной реакции. В целях своевременного законодательного реагирования на рост в стране незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ синтетического или естественного происхождения (так называемых спайсов или курительных смесей), вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасного для его жизни, Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 234.1 "Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ". Итак, что понимается под термином «новые потенциально опасные психоактивные вещества»? В статье 1 федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» закреплено, что это «вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен». В отличие от утвержденного постановлением Правительства РФ перечня наркотических средств и психотропных веществ, список новых психоактивных веществ, как было отмечено ранее, формируется в виде реестра. 18 февраля 2015 г. приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) № 69 был утвержден порядок формирования Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. В соответствии с приказом «при получении от уполномоченных должностных лиц сведений о потреблении веществ, вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ направляют указанные сведения в оперативно-разыскной департамент ФСКН России». Последнему совместно с экспертно-криминалистическим управлением надлежит организовать работу по установлению химической структуры нового потенциально опасного психоактивного вещества. Если будет установлено, что в отношении этого вещества отсутствуют санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за его оборотом, оперативно-разыскной департамент ФСКН России должен подготовить проект распоряжения о включении нового потенциально опасного психоактивного вещества в реестр. Однако, как известно, в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФСКН РФ была упразднена. Согласно названному указу и положениям Федерального закона от 03.06.2016 г. № 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» все функции и полномочия ФСКН были переданы МВД РФ с образованием при этом в его структуре Главного управления по контролю за оборотом наркотиков (ГУНК МВД РФ). Таким образом, обязанность формирования Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ лежит ныне на вновь образованном ведомстве. Однако соответствующего реестра до сих пор не существует. Крайне важный для правоприменительной деятельности документ, который должен был быть опубликован на сайте ведомства или в сети Интернет, так и не появился. Появился только проект Приказа МВД России "О Порядке формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен" (подготовлен МВД России 22.03.2017) Кроме того, следует подчеркнуть, что на сегодняшний день не функционируют механизм и порядок формирования данного реестра, поскольку государственные структуры, уполномоченные в соответствии с названным ранее приказом на осуществление соответствующей деятельности, в структуру ГУНК МВД России не входят. Возникает серьезный вопрос относительно предмета преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ, поскольку в соответствии с законом в качестве него рассматриваются «потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых запрещен». В этой части диспозиция названной нормы является бланкетной. Однако, как указано ранее, перечень НПОПВ в виде соответствующего реестра отсутствует. Сложившаяся ситуация обусловливает возникновение множества проблем и противоречий на практике, поскольку правоприменителю нечем руководствоваться при установлении конструктивного признака состава преступления. Одни правоприменители пытаются вменить схожее деяние, предусмотренное иной статьей УК РФ, наталкиваясь при этом на ряд сложностей, связанных с предметом посягательства и «скатываясь», по сути, к аналогии закона. Иные, вменяя ст. 234.1 УК РФ, руководствуются внутренними убеждениями, которые ни фактически, ни юридически не обоснованы. Данная ситуация противоречит принципу законности, исключает обоснованность уголовной ответственности, а применение названной статьи становится практически невозможным вследствие отсутствия соответствующего нормативного документа. На отмеченные нами и иные сложности при установлении предмета названного преступления уже указывалось современными исследователями проблемы. Вместе с тем, на наш взгляд, возникает вопрос вообще о целесообразности и обоснованности осуществления «персональной» криминализации незаконных действий с новыми потенциально опасными психоактивными веществами. По своей химической структуре и воздействию на организм они, по сути, являются синтетическими наркотическими средствами и психотропными веществами. О «родстве» этих средств и веществ свидетельствует и тот факт, что вопросы, связанные с регулированием их обращения, решаются единым федеральным законом. НПОПВ можно классифицировать на несколько основных классов в зависимости от того, действие каких наркотиков или психотропных веществ они воспроизводят. Во-первых, это синтетические кан-набиноиды (например, «спайсы»). Во-вторых, стимуляторы, которые воспроизводят действие кокаина, амфетаминов, например мефедрон и т. п. (так называемые «соли», продаваемые ранее под видом солей для ванн). В-третьих, галлюциногены (диссоциативы) - это синтетические препараты, воспроизводящие эффект известных галлюциногенов. С точки зрения реализации уголовной ответственности возникает проблема, связанная с санкциями за преступление, предусмотренное ст. 234.1, и за деяния, названные ст. 228 и 228.1 УК РФ. Их сопоставление показывает, что уголовная ответственность за действия, образующие незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, в целом значительно мягче. Насколько такое положение дел справедливо и обоснованно? Кроме того, лица, совершающие действия с объективно психоактивными веществами, не признанными официально наркотиками, и аналогами, которые невозможно отнести к НПОПВ из-за отсутствия вышеупомянутого реестра, вообще избегают уголовной ответственности. В связи с этим полагаем, что соответствующие нормы закона (ст. 234.1 УК РФ) не способны реализовать возлагавшихся на них надежд. Они создают «лазейку» для наркоторговцев, поскольку формируют возможность избежать сурового (а в настоящее время вообще любого) наказания. Как справедливо отмечает член Адвокатской палаты города Москвы К.А. Кудряшов, «мы можем столкнуться с ситуацией, когда распространители и потребители наркотиков будут продавать и употреблять вещества из списка потенциально опасных психоактивных веществ и при задержании показывать документы (сертификаты) о том, что это именно такое вещество, а не наркотик». В результате за производство, изготовление, ввоз на территорию РФ и сбыт по сути того же наркотика, но признанного новым потенциально опасным психоактивным веществом, независимо от его веса, им будет грозить штраф в размере до 30 тыс. р. либо ограничение свободы на срок до двух лет. Таким образом, соответствующая норма (при условии ее сохранения в УК РФ) требует значительного числа изменений и дополнений. Главная задача сейчас состоит как минимум в введении реестра НПОПВ, поскольку в его отсутствие применение ст. 234.1 УК РФ фактически невозможно. При его создании необходимо определить систему критериев, опираясь на которые соответствующий орган будет компетентно решать вопрос о включении соответствующего вещества в реестр. Формируя уголовно-правовые нормы, направленные на противодействие наркотизму, следует крайне взвешенно и скрупулезно подходить не только к вопросам криминализации тех или иных деяний, но и к созданию «бланкетного» законодательства, отсутствие которого не просто осложняет процесс реализации уголовной ответственности, но парализует возможность реализации уголовно-правовой репрессии тогда, когда это необходимо. 2. Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ: понятие и сущность. Под психоактивными веществами традиционно принято понимать весьма широкий круг веществ естественного или искусственного происхождения, употребление которых оказывает влияние на функционирование центральной нервной системы человека. Новым потенциально опасным психоактивным веществом может быть признано только вещество, относящееся к числу психоактивных, т.е. обладающее психоактивностью (способностью оказывать психоактивное действие). Как отмечается в специальных исследованиях, психоактивное действие (психоактивность) веществ с медицинских позиций выражается в способности «изменять чувства, мысли и поведение людей»[33], «стимулировать, вызывать эйфорию, возбуждать, вызывать галлюцинации или, наоборот, оказывать снотворный эффект, успокаивать и т.п.» Помимо психоактивности, рассматриваемые вещества, должны обладать способностью вызывать у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения. Для отнесения вещества к категории новых потенциально опасных психоактивных веществ необходимо, чтобы вызываемое им токсическое опьянение было опасно для жизни и здоровья человека. При этом, опьянение может быть признано опасным для жизни и здоровья человека, если оно повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потребителя, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Большая часть психоактивных веществ (в т.ч. наркотические средства и психотропные вещества, обычно именуемые обобщенно как наркотики) в случае немедицинского употребления формирует болезненное пристрастие к ним, ведет к поражению мозга и такой психической и физической зависимости, при которой жизнедеятельность организма поддерживается только при условии постоянного (как правило, все увеличивающегося) приема этих веществ и, как следствие, к разрушающим организм и личность человека заболеваниям. Учитывая, что процедура внесения в нормативно- правовые акты изменений, связанных с включением в них новых веществ, весьма продолжительна по времени, на нелегальном рынке стало появляться большое количество неподконтрольных психоактивных веществ (не включенных в вышеуказанные перечни и списки). Широкое распространение неконтролируемого оборота новых психоактивных веществ, обусловленное сложностью и длительностью по времени решения вопроса о включении их в число контролируемых[22], требует принятия незамедлительных мер, рассмотрению которых посвящен ряд научных исследований. Предметом преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ, являются новые потенциально опасные психоактивные вещества. Согласно положениям Федерального закона от 9 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в редакции от 03.02.2015) ими признаются вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. 3. Актуальные вопросы уголовной ответственности за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ Актуальность исследования обусловлена новизной исследуемой уголовно-правовой нормы, недочетами регламентации ответственности в данной сфере, отсутствием теоретических разработок относительно признаков состава данного преступления, а также необходимостью его изучения и предупреждения уголовно-правовыми средствами, базирующимися на научно-обоснованных рекомендациях. Борьба с данной формой организованной преступной деятельности требует взаимосвязанной и обоснованной системы государственных мер, заключающихся в создании и обеспечении специализированных государственных органов в данной сфере, а также их эффективном взаимодействии с остальными субъектами антинаркотической деятельности. Все они должны содействовать определению причин и условий наркотизации граждан, а также криминального поведения, обусловленного воздействием наркотических средств и психотропных веществ. Важную роль играет также поэтапная работа по раскрытию и расследованию противоправных деяний, рассмотрению в судах уголовных дел, уголовно-исполнительного воздействия на лиц, совершивших подобные преступления и правонарушения. Указанная небрежность в заполнении Реестра, несомненно, должна быть устранена Министерством внутренних дел РФ, которому, согласно Указу Президента РФ, переданы функции и полномочия ФСКН. Это необходимо, прежде всего, для определения действия закона во времени при привлечении лиц к ответственности за совершение преступлений или правонарушений, связанных с оборотом НПОПВ. Реестр, ведения которого так настойчиво добивалась ФСКН, в том виде, в котором он размещен на официальном сайте этого органа, представляется непригодным для практического применения в деятельности правоохранительных органов и судов. 3.1 Проблемы борьбы с новыми потенциально опасными психоактивными веществами Для борьбы с психоактивными веществами необходимо иметь действенную нормативную правовую базу, позволяющую правоохранительным органам адекватно реагировать на складывающуюся криминогенную обстановку. Поспешность, с которой был принят новый закон, не удивляет, поскольку законодательная инициатива исходила от Президента РФ в связи с прокатившейся по стране волной смертей молодых людей от новомодных курительных смесей, так называемых спайсов. Любые меры, в том числе уголовно-правового характера, направленные на борьбу с распространением наркотического дурмана, следует только приветствовать, ибо наркоситуация в России тревожная, если не сказать — катастрофическая (поданным ВОЗ при ООН, в России на считывается свыше 5 млннаркоманов, вместе с потребителями курительных смесей и токсикоманами — свыше 10 млн). Хотя сказать точно, сколько в стране потребителей всякого рода дурмана, не может никто. Однако, как нередко у нас бывает, скорость реагирования законодателей на ситуацию, к сожалению, не всегда адекватна качеству закона. Статья 234.1 УК РФ порождает множество вопросов чисто практического характера, высок, на наш взгляд, и уровень ее коррупциогенности. Из-за поспешности принятия нового закона в нем очень много недочетов и проблем в применении. Не существует универсального метода решения проблемы наркомании в России, нужно применить комплекс мер по сокращению распространения этой социальной проблемы в нашей стране: Во-первых, необходимо жесткое государственное регулирование данной проблемы. В СССР существовало принудительное лечение наркоманов, которое постепенно ушло в историю. Однако это был довольно эффективный ход. Необходимо ввести жесткую борьбу с наркоторговлей. Необходимо проверить всех школьников и студентов на пристрастия к наркотикам, потому что именно в этом возрасте появляется склонность к употреблению. Во-вторых, необходимо вести просветительскую деятельность, касающуюся вреда наркотиков. На телевидения не должно быть фильмов и передач, которые снисходительно отзывались о наркотиках и наркотической зависимости. И уж тем более не должно высказываться одобрения тем странам, которые легализовали употребление наркотиков. В семье должны объяснить ребенку, что наркомания - это серьезная проблема, которая может стать фатальной ошибкой в жизни. За каждым подростком необходимо присматривать как родителям, так и учителям, потому что многие дети начинают употреблять наркотики, думая, что никому не нужны. В-третьих, необходимо подключить социальную рекламу, которая сможет донести до общества, что наркомания - это действительно бич всего человечества, что она касается всех. Однако реклама должна мотивировать, а не пугать и вызывать отвращение. Профилактическая работа по предупреждению наркозависимости в молодежной среде должна учитывать факторы формирования девиантного поведения человека, а именно: биологический, социальный, педагогический и психологический. Учет этих факторов позволяет разрабатывать программы профилактики наркомании на различных возрастных уровнях становления личности человека. В настоящее время моделями профилактической работы являются следующие: образовательная, включающая программу формирования устойчивого стереотипа здорового образа жизни; психосоциальная, направленная на развитие психологических навыков противостояния социальному давлению, решение конфликтных ситуаций, выбор правильного стиля поведения в сложной ситуации; медицинская, ориентированная на медико-социальные последствия приобщения к наркотикам, влияния их на физическое, психическое и духовное здоровье. Обращает внимание, что ст. 234.1 УК РФ УК РФ в настоящее время не может применяться, т.к. отсутствует соответствующий Реестр, точнее, в Реестр еще не включено ни одно вещество, признанное новым потенциально опасным психоактивным веществом. Порядок включения веществ в Реестр определяется приказом ФСКН России от 18 февраля 2015 г. № 69 «Об утверждении Порядка формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен», зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2015 г. за № 36347. В то же время указанным ведомственным нормативным правовым актом, на наш взгляд, недостаточно полно урегулированы вопросы включения новых потенциально опасных психоактивных веществ в Реестр. Из утвержденного рассматриваемым приказом Порядка формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, следует, что внесение вещества в Реестр возможно только путем издания распоряжения ФСКР России о включении нового потенциально опасного психоактивного вещества в Реестр, подписываемого директором ФСКН России или лицом, исполняющим его обязанности. Вещество считается включенным в Реестр с даты вступления в законную силу соответствующего распоряжения ФСКН России. Из содержания приказа нельзя сделать однозначный вывод о том, рассматривается ли такое распоряжение ФСКН России как нормативный правовой акт. Если нет, то соответствующее распоряжение не будет проходить необходимые процедуры, связанные с принятием ведомственного нормативного правового акта и его регистрацию в Минюсте России, что вызывает сомнения. На наш взгляд, если исходить из правовых последствий включения вещества в Реестр, распоряжение об этом, безусловно, является нормативным правовым актом. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, к каковым относится ФСКН России, издаются на основе и во исполнение, как это имеет место в данном случае, федеральных законов. Такие ведомственные акты и акты, вносящие в них изменения, должны проходить регистрацию в Минюсте России. Кроме того, прежде чем подготовить акт, отражающий решение о включении вещества в Реестр, ФСКН России в соответствии с установленным порядком проект такого нормативного правового акта должна направить в Министерство экономического развития Российской Федерации для оценки регулирующего воздействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информация о подготовке проекта такого нормативного правового акта и сам проект также должны размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для их общественного обсуждения. Срок общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта определяется разработчиком и не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте уведомления или проекта нормативного правового акта, Таким образом, принятие решения о включении в Реестр новых психоактивных веществ сопряжено с соблюдением продолжительных по времени процедур, и на данный момент сложно определить, насколько оперативно будут вноситься указанные изменения в Реестр. Во всяком случае, до настоящего времени ни одно вещество в Реестр не включено и информации о прохождении процедур о включении веществ в Реестр путем издания соответствующего нормативного правового акта на сайте ведомства еще нет. Если предположить, что распоряжение о включении вещества в Реестр не рассматривается правоприменителем как нормативный правовой акт и может быть издано без прохождения вышеуказанных процедур, то признание ведомственным распоряжением, не являющимся нормативным правовым актом, конкретного вещества контролируемым — новым потенциально опасным психоактивным веществом, за деяния с которым установлена уголовная ответственность, может быть оспорено в судебном порядке. Как будут развиваться события, покажет время. 3.2 Ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ. Согласно фабуле ст.234.1: « Незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, наказываются штрафом в размере до тридцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо ограничением свободы на срок до двух лет. ч. 2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет. Как указано в ч. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет» Инициатива хорошая, законодатель идет в верном направлении, но к сожалению на практике вышеуказанная статья пока что не применяется. Для того чтобы статья применялась на практике законодателю необходимо детально подойти к недоработкам в области незаконного оборота потенциально опасных психоактивных веществ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В работе проанализирована одна из основных криминологических тенденций в сфере незаконного оборота синтетических наркотиков, которая определяется, с одной стороны, сложностью выявления, раскрытия, расследования деяний, направленных на незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, а с другой стороны, увеличением количества наркопотребителей, участившимися случаями интоксикации с летальным исходом и несовершенством национальной системы мониторинга новых видов наркотиков и наркомании. Так как, алгоритм отнесения вновь выявленных психоактивных веществ к аналогам и производным наркотических средств и психотропных веществ достаточно сложен и продолжителен по времени, необходимо упростить этот порядок. Законодательные органы сделали огромный шаг в регулировании новых потенциально опасных психоактивных веществ, но в данный момент законодательство в этой области остается несовершенным, существует множество проблем применения статья 234.1 УК РФ. Необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства об ответственности за деяния с новыми потенциально опасными психоактивными веществами т.к. ежедневно от наркотиков умирают тысячи людей. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно - правовые акты: 1. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) //www.consultant.ru; 2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" // 3. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // www.consultant.ru; 4. Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 (ред. от 21.12.2016) "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" // // www.consultant.ru; 5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681"Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от:6 февраля, 17 ноября 2004 г., 8 июля 2006 г., 4 июля 2007 г., 22 июня, 21, 31 декабря 2009 г., 21 апреля, 3, 30 июня, 29 июля, 30 октября, 27 ноября, 8 декабря 2010 г., 25 февраля, 11 марта, 7 июля, 6 октября, 8 декабря 2011 г., 22 февраля, 3 марта, 23 апреля, 18 мая, 4 сентября, 1 октября, 19, 23 ноября 2012 г., 4, 26 февраля, 13 июня, 10 июля, 9 сентября, 7 ноября, 16 декабря 2013 г., 22 марта, 31 мая, 23 июня, 25 октября, 9 декабря 2014 г., 27 февраля, 9 апреля, 8 мая, 2 июля, 12 октября 2015 г., 1 апреля 2016 г., 18 января, 21 февраля, 25 мая, 12, 29 июля 2017 г. // www.consultant.ru; 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"С изменениями и дополнениями от:23 декабря 2010 г., 30 июня 2015 г., 16 мая 2017 г.; 7. Приказ ФСКН России от 18.02.2015 N 69 "Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2015 N 36347) // http://www.garant.ru; Литература: 8. Апель А.Л., Бобянская Н.С. Классификация психоактивных веществ, наркотиков в системе ПАВ // Антинаркотическая безопасность. 2013. № 1. С. 25-29; 9. Батыршин И.И., Корчагин О.Н., Чирков Д.К., Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ как элемент национальной системы раннего выявления и предупреждения новых видов наркотиков и наркомании С. 16-21 // URL: http://lawinfo.ru/catalog/contents-2015/narkokontrol/2/8495; 10. Зиновьев В.В. О необходимости совершенствования уголовного законодательства в связи с принятием статьи 234 1, Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ" // Наркоконтроль. - М.: Юрист, 2015, № 2 (39). - С. 21-25; 11. Иванцова Н. Криминализация незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ // Законность. - М., 2015, № 10. - С. 39-42; 12. Ишимова А. Е. Проблема наркомании в России // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 48-52.; 13. Каклюгин Н.В. Современные виды наркотических средств и психотропных препаратов и психосоциальные последствия их потребления // Психическое здоровье. 2014. Т. 12, № 2 (93). С. 83-91; 14. Лихолетов А.А., Решняк О.А., Противодействие новым потенциально опасным психоактивным веществам: проблемы правоприменения // Наркоконтроль №2-2015. С. 26-30; 15. Мурашов Н.Ф. О проблемных положениях новой редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 // Наркоконтроль. - М.: Юрист, 2016, № 1 (42). - С. 11-21; 16. Судакова Т.М. Социальная обусловленность и некоторые правовые проблемы противодействия преступному обороту новых видов наркотиков // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. Т....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: