VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012270
Тема: Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия в Российской Федерации
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)

Институт права
Кафедра уголовного права и криминологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

           Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия в       Российской Федерации







                                                               Выполнил студент: Игнатова Кристина Олеговна
                                                               группы ЮМ-201
                                                               очной формы обучения

                                                               направления подготовки (специальности)
                                                               40.04.01. – «Юриспруденция»
                                                                ____________________________________
                                                                                  (подпись)
                                                                       «____» ____________ 20___г.
 




ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ                             Научный руководитель
Заведующий кафедрой                                   Костюк Михаил Федорович

д.ю.н. профессор                                             Должность:профессор
_______________ Кунц.Е.В.                          Ученая степень: д.ю.н.

(подпись)                                                    Ученое звание: доктор  
«__»________20__г.                                 _______________________________________

                                                                            (подпись)
                                                                     «___» _________ 20__ г.


 









                                                                                      Челябинск 2018

                                              ОГЛАВЛЕНИЕ
     
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Историко-правовые  и теоретические аспекты уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота оружия……………………………8
1.1. Исторические этапы развития процесса правового регулирования оборота оружия …………………………………………………………………………………8
1.2. Понятие и виды оружия. Субъекты, имеющие  право на получение оружия………………………………………………………………………………..17
Глава 2. Ответственность за незаконный оборот оружия в рамках уголовного законодательства Российской Федерации………………………………………….32
2.1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия…………………………………………………………………….32
2.2. Проблемы реализации уголовной ответственности  за незаконный оборот оружия………………………………………………………………………………..54
Глава 3. Основные  направления  противодействия   незаконному  обороту оружия; предложения по совершенствованию  уголовного  законодательства  в  РФ …………………………………………………………………………………….59
3.1. Причины и условия, способствующие незаконному обороту оружия………………………………………………………………………………..59
3.2. Анализ динамики количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ………………………………………………………………61
3.3. Основные направления противодействия незаконному обороту оружия….66
3.4. Возможные пути совершенствования норм уголовного законодательства предусматривающих ответственность за незаконный оборот оружия………….76
Заключение……………………………………………………………………………80
Список источников…………………………………………………………………..83
Приложения…………………………………………………………………………..89
                                                           Введение

          На протяжении многих столетий человек пользуется разными видами оружия, благодаря которому удовлетворяет свои разнообразные потребности: добывает себе пищу, защищается от окружающей среды, завоевывает себе подобных и т.д. При создании и использовании огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств достижение этих цепей стало еще легче, поскольку, не прилагая огромных усилий, в борьбе за победу, как это было, раньше без оружия, человек, используя огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, может легко добиться превосходства над жизнью и свободой другого человека, который не обладает подобными предметами вооружения. При глобальных изменениях в политической, экономической и духовной жизни страны, массовом искажении общественного правосознания, в сторону презрения к законам, морали, правом и интересам других людей, многие граждане нашей страны стремятся приобрести предметы вооружения любым путем, как правило, незаконным.
     Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, в России, с каждым годом растет. Кроме того, растет и число преступлений с использованием огнестрельного, газового оружия. Опасность заключается в том, что владельцами оружия становятся граждане, не имеющие опыта обращения с ним и не знающие требований российского законодательства о порядке обращения с оружием. Что можно, а что запрещено – это должен знать каждый, кто имеет оружие.
     Сосредоточение у населения большого количества оружия  является одной из главных причин роста за последнее десятилетие в России насильственных преступлений. Озабоченность и тревогу вызывает возрастание случаев совершения актов терроризма, влекущие многочисленные жертвы и огромный, часто не поддающийся оценке, материальный ущерб. В условиях чрезмерной милитаризации общества в совокупности с политическими и экономическими неурядицами, рост насильственной преступности является логическим результатом, можно даже сказать фатальной неизбежностью. 
     В современной криминальной обстановке в стране находит место просто вал неконтролируемого оружия отечественного и зарубежного производства. Вооружаются  не только преступники, вооружаются  законопослушные граждане. Во владении граждан сейчас находится 270619 нарезных стволов, а всего зарегистрировано  около 6 млн. единиц.  Но гораздо чаще оружие приобретается подпольным путём. Счёт похищенных со складов армии  и с оружейных заводов пистолетов и автоматов идёт уже не на единицы и десятки, а на тысячи и сотни тысяч.
     На сегодняшний день, преступный мир представляет собой реальную силу, угрожающую обществу. Эта сила сурова и беспощадна, ей чужды нормы чести, гуманности и элементарной порядочности. При этом преступный мир не отстаёт от времени, используя в своих интересах последние достижения науки и техники. Техническая оснащённость его растёт и совершенствуется. 
     В сложившейся ситуации, особую актуальность имеют проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия в РФ. Количество  противоправных деяний, в сфере незаконного оборота оружия, не только не уменьшается, несмотря на активно принимаемые органами внутренних дел меры, но и становится все более доходным преступным промыслом, имеющим, в отличие от ряда других посягательств, относительно большую доступность и меньшую степень риска разоблачения. Неконтролируемый оборот оружия приобрел организованный и транснациональный характер и относится в современных условиях к сильнодействующим детерминантам преступности.
     Борьба с незаконным оборотом оружия занимает особое место в деятельности по предупреждению преступлений.
     В современных условиях возникает необходимость принятия экстренных, более жестких мер по борьбе с незаконным оборотом оружия, в первую очередь, связанных с усилением контроля за его легальным оборотом. Разработка этих мер возможна лишь на основе глубокого криминологического исследования всех закономерностей незаконного оборота оружия, так как без фундаментальных научных исследований данного явления деятельность правоохранительных органов по борьбе с ним малоэффективна.
     Необходимо подчеркнуть, что потребность в установлении уголовно-правового запрета за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, является отражением происходящих в обществе процессов, дающих государству достаточные основания для защиты общественных отношений от преступных посягательств.
     Указанные обстоятельства предопределили выбор и актуальность темы дипломной работы.
     Целью магистерского исследования  является исследование ряда уголовно-правовых и криминологических вопросов, относящихся к ответственности за незаконный оборот оружия, а так же изучение криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия; подтверждение актуальности и важности проблемы незаконного оборота оружия на сегодняшний день.
     Задачами магистерского  исследования являются:
     * охарактеризовать исторические этапы развития процесса правового регулирования оборота оружия;
     * определить понятие и виды оружия;
     * обозначить субъектов, имеющих право на получение оружия;
     * дать уголовно-правовую характеристику преступлений, предусматривающих ответственность за незаконный оборот оружия;
     * установить основания уголовно-правовой ответственности за незаконный оборот оружия;
     * выявить причины незаконного оборота оружия;
     * проанализировать основные направления противодействия незаконному обороту оружия;
     *  определить возможные пути совершенствования норм уголовного законодательства предусматривающих ответственность за незаконный оборот оружия
     Объектом магистерского  исследования является реальное состояние общественной безопасности и уголовно-правовые средства ее обеспечения при осуществлении профилактики и борьбы с проявлением одного из наиболее опасных преступных посягательств на общественную безопасность - незаконного оборота оружия.
     Предметом магистерского  исследования являются: действующее уголовное законодательство, систематическая и статистическая отчетность, обзоры судебной практики о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия.
     Теоретическую основу магистерского  исследования составляют труды отечественных авторов по уголовному праву, криминологии, уголовному процессу, криминалистике, таких как: А.В. Белоконь, И. Я. Козаченко, И.И. Карпец, А.И. Марцев, В.Д. Малков, В.И. Антипов, И.Н. Даньшин И.Н. Сурков, А.Е. Меркушев и др.
         Методологическую основу магистерского  исследования составляют принципы и инструменты диалектического познания. Исследование проводилось с использованием исторического, сравнительно-правового, статистического, конкретно-социологического методов.
     Нормативную базу магистерского исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Пленумов Верховного Суда РФ, ведомственные нормативные акты, регулирующие оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на территории Российской Федерации.
          Теоретической базой магистерского исследования   явились научные труды по уголовному праву, криминологии, социальной психологии.
          Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты уголовно-правовой и криминологической характеристики незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств исследованы в трудах многих ученых. Первые глубокие исследования в этой области появились в 60-70-х годах: работы П.Ф. Гришанина, А.Н. Кардавы, А.Н. Лебедева, В.Д. Малкова, А.П. Романова, В.П. Тихого, Э.С. Тенчова, Ю.М. Ткачевского и др. Значительный вклад в разработку вопросов борьбы с незаконным оборотом оружия внесли O.A. Аксенов, В.И. Антипов, Ю.М. Антонян, A.A. Бакаев, М.С. Бекмурзин, В.А. Владимиров, В.П. Власов, В.В. Волченков, М.И. Дубинин, Т.П. Джелали, Л.М. Землянухина, В.А. Казакова, Д.А. Корецкий, С.М. Мальков, В.В. Лунеев, С.Ф. Милюков, С.А. Невский, Т.А. Пособина, И.П. Погребняк, Э.В. Солоницкая.
          Структура магистерского исследования   определяется поставленной целью, и состоит из введения, основной части, разделенной в соответствии с поставленными задачами на три главы, включающих в себя 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
        

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Историко-правовые и теоретические аспекты уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота оружия
     
       1.1 Исторические этапы развития процесса правового регулирования оборота оружия.
           Незаконный оборот оружия, в РФ, имеет глубокие исторические корни, которые в совокупности с неблагоприятными факторами современного этапа развития страны позволяют рассматривать этот оборот в ряду острейших криминологических проблем условного характера, создающих непосредственную угрозу национальной безопасности.
     Исторический опыт показывает, что вопросу правового регулирования оборота оружия со стороны государства всегда уделялось большое внимание, так как одним из наиболее социально опасных явлений, своеобразной почвой для совершения тяжких преступлений является незаконный оборот оружия. С давних времён известно, что правовое регулирование наиболее значимых социальных отношений осуществляется преимущественно с помощью запретов и санкций, целью которых является предупреждение либо пресечение общественно опасных деяний. К началу развития системы правового регулирования оборота оружия, можно отнести появившийся  в 1700 году в Российской империи запрет на ношение остроконечных ножей1.
     В дальнейшем, правовое регулирование оборота оружия в Российской империи, находит своё развитие в детализации субъектов правоотношений. Появившийся позже, Устав Благочиния, подписанный Екатериной II в Петербурге 8 апреля 1782 года, в ст. 213 предписывал «запрещение всем и каждому носить оружие, кому указание то не дозволяет, или предписывает». В 1782 году появляется правовая основа вывоза оружия за пределы Российской империи, в этот год был издан указ, регулирующий вывоз оружия за границу, предусматривающий уплату соответствующих таможенных пошлин. Этот указ давал полную свободу торговли, разрешалось продавать за границу всякого рода оружие, а также пушки, бомбы и прочие снаряды.
     В России послепетровского периода действовали три значительных уголовно-правовых акта: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., Уголовное Уложение 1903 г., а также ряд уголовно-правовых норм, содержащихся в других законах2. 
     Уложение о наказаниях уголовных и исправительных вступило в силу с 1 мая 1846 г.,  оно было создано на основе Свода законов Российской Империи и действовало с изменениями (редакции 1866 и 1885 гг.) до октября 1917 г. 
     Согласно данному Уложению, а именно ст. 1241, была предусмотрена ответственность за изготовление предметов вооружения запрещенного законом оружия; оружия, производство которого осуществляется лишь государством; артиллерийских боеприпасов и пороха без соответствующего разрешения. При этом наказание дифференцировалось в зависимости от количества незаконно изготовленного: «будет приготовленное ни количество орудия, бомб и т.п. не весьма значительно, заключению в тюрьме на время от трех до шести месяцев; а в противном случае, заключению в крепости на время от года до двух лет»3. 3а хранение запрещенного законом оружия, а также пороха, в количестве свыше разрешенного, виновный в соответствии со ст. 1242 подвергался наказанию в виде ареста на срок от трех недель до трех месяцев или же денежному штрафу от десяти до ста рублей, при этом запрещенное оружие и порох изымались.
     Если виновный изготавливал или хранил запрещенное законом или в большом количестве оружие, порох, боеприпасы к артиллерийским орудиям, преследуя при этом цель, угрожавшую государственной безопасности или же спокойствию, то он подвергался наказанию как за бунт против Верховной власти или участие в подготовке к нему, или содействия внешним врагам (ст. 1243). 
     Кроме того незаконный оборот оружия в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. являлся признаком объективной стороны и иных преступлений, в частности, против государства. 
     Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. была установлена ответственность за тайный ввоз оружия в Россию. Так, в соответствии со ст. 825 (в ред. 1866 г. ст. 764) главы 8 «О нарушении Уставов таможенных» огнестрельное оружие, провозимое из Финляндии возчиками, судовщиками небольших судов, крестьянами и другими подобными людьми подлежало конфискации, кроме того, с виновных взыскивался достаточно высокий штраф - по десяти рублей за каждое ружье, пистолет, карабин и т.п.
     В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных редакции 1866 и 1885 гг. ст. 1457 главы «О смертоубийстве» предусматривала уголовную ответственность за приготовительные для совершения убийства меры: «приобретение или приготовление нужных для того оружия, или иных орудий и снарядов...». Данное преступление состояло в приготовлении средств для совершения убийства как самим лицом, которое имело на это умысел, так и иным лицом по соглашению с ним. 
     Ст. 987 рассматриваемого Уложения (в ред. 1885 г.) определяла достаточно жесткое наказание за изготовление, приобретение, хранение, ношение и сбыт без надлежащего разрешения взрывчатых веществ или снарядов (боеприпасов взрывного действия - прим. авт.). В том случае, если виновный не смог доказать отсутствие преступной цели, он подвергался лишению всех прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на время от четырех до пяти дет. 
     В главе Х «Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» ? «О проступках против личной безопасности» ? содержались две статьи (117, 118), предусматривающие ответственность за неправомерное обращение с оружием. В ст. 117 Устава, была предусмотрена ответственность за хранение или ношение запрещенного оружия, за стрельбу из огнестрельного или другого опасного оружия в местах, где это запрещено. За совершение указанных действий виновный подвергался денежному штрафу до 25 рублей. В Уставе о предупреждении и пресечении преступлений 1876 г. были определены признаки запрещенного оружия: запрещалось «носить трости со вделанными в них потаенными кинжалами, клинками и другими орудиями». 
     В рассматриваемый период придавалось большое значение обеспечению безопасности при проведении публичных мероприятий, все чаще сопровождавшихся революционными выступлениями. Так, в Основных государственных законах от 23 апреля 1906 г. регламентировалось право российских подданных устраивать собрания в целях, не противных законным, мирно и без оружия. Высочайшим Указом «О временных правилах о собраниях» от 4 марта 1906 г. устанавливалась ответственность для лиц, явившихся в публичное собрание вооруженными, если им оружие не присвоено законом. Виновные наказывались арестом на срок не свыше трех месяцев или денежным взысканием не свыше трехсот рублей. Правом на ношение оружия обладали лишь строго определенные в законодательстве лица: у которых оружие входило в состав обмундирования; которым оно необходимо в целях самообороны, когда их жизни и здоровью грозит непосредственная опасность; которым ношение оружия обязательно в силу обычая, законом не запрещенного; в целях охоты либо для занятия спортом4. 
     22 марта 1903 г. Николаем II было утверждено Уголовное уложение, явившееся последним по времени принятия фундаментальным законодательным актом Российской империи в области материального уголовного права: «это был отличающийся внутренним единством закон, представляющий собой систему взаимосвязанных норм, построенный на научной основе»5. 
     Необходимость принятия Уголовного уложения 1903 г. была обусловлена опытом «параллельного» использования в судах двух, составленных на совершенно разных основаниях, уголовных кодексов, один из которых, к тому же, безнадежно устарел и заведомо не соответствовал ни общим новым социальным и экономическим условиям российской буржуазной действительности, ни специфике работы судов с присяжными заседателями, который однозначно свидетельствовал о нарастающей нужде в срочной модернизации и унификации российского уголовного права. 
     Основная часть норм, предусматривавших ответственность за незаконный оборот оружия и боеприпасов, содержалась в главе десятой Уголовного уложения «О нарушении постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность». Так, заключением в исправительный дом подлежало наказывать виновного в изготовлении, приобретении, хранении или сбыте взрывчатого вещества или снаряда, если они были предназначены для совершения тяжкого преступления (ст. 222). Отдельная норма Уголовного уложения предусматривала ответственность за незаконное изготовление оружия и боеприпасов, как самодельным способом, так и в заводских условиях (ст. 223). Этой же нормой устанавливалась ответственность за открытие без надлежащего разрешения завода или иного заведения для изготовления взрывчатых веществ, огнестрельных или взрывчатых боеприпасов или их частей. За совершение данных преступлений виновный наказывался заключением в тюрьму на срок не ниже шести месяцев, изготовленные боеприпасы, орудия или их части, а также материалы и оборудование для их производства подлежали конфискации. В Уголовном уложении 1903 г., также как и в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (ред. 1885 г.), отдельно была установлена ответственность торговцев взрывчатыми веществами и боеприпасами, содержателей складов с данными предметами (ст. 225). Помимо заключения виновного суд мог лишить его права торговли огнестрельными или взрывчатыми веществами или иметь склад для их содержания на срок от одного до пяти лет или навсегда. Незаконно, с нарушением правил хранящиеся или приобретенные взрывчатые, огнестрельные вещества или боеприпасы подлежали конфискации. Аналогичному наказанию подлежали содержатели складов взрывчатых веществ и боеприпасов в случае обнаруженного недостатка данных предметов по сравнению с их количеством, значащимся по учетным («шнуровым») книгам.
     Статья 230 Уголовного уложения установила ответственность: за хранение или ношение запрещенного оружия (п.1), хранение или ношение оружия в местах, где это запрещено законодательством (п. 2), стрельбу из огнестрельного или иного опасного оружия в запрещенных местах (п. 3). В качестве наказания предусмотрены арест на срок не свыше двух недель или денежная пеня не свыше пятидесяти рублей. 
     Уголовное уложение также содержало специальную норму об ответственности лиц, приобретающих или принимающих в заклад военное имущество: «Виновный в приобретении иди принятии в заклад от нижнего воинского чина заведомо казенных оружия, платья или амуничной вещи наказывается: заключением в тюрьму на срок не свыше шести месяцев». 
     Уголовное уложение 1903 г. не знало специальной нормы о хищении вооружения: ответственность за совершение данных преступлений наступала по статьям об иных преступлениях. 
     Ст. 582 главы XXII «О воровстве, разбое и вымогательстве» содержит п. 3 о квалифицированном виде кражи «воровстве казеннаго воинского оружия, патронов, пороха или других предметов, принадлежащих к средствам нападения или защиты, по промыслу или хотя и не по промыслу, но из складов или войсковых хранилищ или помещений», которое наказывалось заключением в исправительный дом. Как простое «воровство», расценивалось хищение оружия у частных лиц. 
     Особое значение приобрел контроль за оборотом оружия во время революционных событий 1917 г., ибо обладание им являлось одним из необходимых в тот период условий обеспечения успеха в борьбе за власть. Уголовное законодательство было одним из факторов, пресекающих неконтролируемый оборот оружия. 
     В ходе Февральской революции 1917 г. большое количество оружия оказалось на руках у рабочих Петрограда. Под предлогом его использования в действующей армии на фронтах I Мировой войны Временное правительство своим постановлением о реквизиции оружия у населения Петрограда и его окрестностей от 12 июля 1917 г. предписывало сдать все холодное и огнестрельное оружие казенного образца и боеприпасы в течение определенного срока. Указывалось, что лица, добровольно сдавшие в указанный срок оружие, не подлежат ни переписи, ни опросам. Те же, у которых оружие казенного, образца будет обнаружено после определенного в постановлении срока, подлежали ответственности как виновные в похищении казенного имущества. 
     Что же касается права граждан на охоту, то оно тоже было строго регламентировано законом. Такого права были лишены: лица, состоявшие под надзором полиции; лица, наказанные за повреждение чужих лесов или за нарушение правил охоты. Для охоты на чужой земле помимо охотничьего билета требовалось получение письменного дозволение владельцев, казенного и удельного ведомств либо обер-гофмейстера. 
     В Российской империи существовала хотя и не всеобъемлющая, но довольно стройная законодательная система, регламентирующая оборот оружия под строгим контролем государства. В 1917 году, в связи с разрушением царской России и приходом новой власти, коренным образом изменилась и вся выстроенная на то время система правового регулирования оборота оружия. Были признаны недействительными все выданные полицией разрешения на ношение и хранение оружия, охрана правопорядка новой Советской властью была поручена новым органам, одним из которых являлась рабоче-крестьянская милиция.
     В связи с большим количеством оружия, которое скопилось у населения за годы войны, одной из целей правового регулирования оборота оружия стало разоружение населения, что было закреплено в изданном Совете Народных Комисаров РСФСР 10 февраля 1918 года Декрете «О сдаче оружия», в соответствии с которым граждане обязаны были сдать всё хранящееся у них оружие под угрозой лишения свободы на срок от одного года. Оружие не изымалось, только у членов партии.
     В 1922 году был принят и вступил в силу первый Уголовный кодекс РСФСР, который предусматривал ответственность за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения. Позже, в 1924 уголовная ответственность за незаконное хранение оружия сменилась административной, но уже в 1927 году статья была сформулирована в следующей редакции: «Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) без надлежащего разрешения влечёт принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до одной тысячи рублей, с конфискацией, во всяком случае, названных веществ, снарядов или оружия». В дальнейшем уголовный кодекс был дополнен статьями, предусматривающими ответственность за данное нарушение6.
     Во время Великой Отечественной войны правовое регулирование оборота оружия осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», дела в сфере оборота оружия рассматривались военным трибуналом7. 
     После окончания Великой Отечественной войны жесткость регулирования оборота оружия несколько ослабла, и с 1953 по 1959 годы гладкоствольное оружие находилось в свободной продаже, однако положение изменилось с изданием Постановления Совета Министров СССР от 11 мая 1959 года № 478, отменившим продажу гладкоствольного оружия без соответствующего разрешения.
     В 60-е годы совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая оборот оружия, чётко определяются субъекты и объекты правоотношений в этой сфере.
     В 70-е годах в связи с принятием Советом Министров СССР 23 июля 1975 года Постановления № 646 «Об установлении единого порядка приобретения, учёта и хранения охотничьих ружей» была увеличена штатная численность милиции, что позволило сформировать специальные подразделения, осуществляющие контроль за оборотом оружия8.
     С конца 80-х гг. XX в. в России началось формирование нынешнего нелегального рынка оружия, что в значительной мере связано с усилением позиций организованной и транснациональной преступности, которые его активно эксплуатируют.
     Приказом МВД СССР от 1 декабря 1987 года за № 246 была утверждена Инструкция о порядке приобретения, перевозки, хранения, учёта и использования огнестрельного оружия, боевых припасов к нему, изготовления холодного клинкового оружия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боевыми припасами к нему и охотничьими ножами. Впоследствии данный указ был отменён лишь после издания в 1993 году Федерального закона «Об оружии», на сегодняшний день действует Федеральный закон от 13 ноября 1996 года «Об оружии»9. 
     В настоящее время можно констатировать, что в России стройная многоуровневая система правового регулирования оборота оружия. Первый уровень образуют Конституция РФ, федеральные законы, устанавливающие порядок оборота оружия. К ним, прежде всего, относится Закон РФ «Об оружии», иные законодательные акты.
     Второй уровень составляют постановления Правительства РФ в этой области, например Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ»10. 
     В третий уровень входят нормативно правовые акты федеральных министерств в сфере оборота оружия, среди которых ведущее положение занимают приказы Министерства внутренних дел РФ и ряд других.
     
     1.2 Понятие и виды оружия. Субъекты, имеющие право на получение оружия
         Оружие – это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. 
     Основным нормативным правовым актом РФ, регулирующим правоотношения в области оборота оружия, является Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об оружии». В нем даны понятия предметов оборота («оружие», «боеприпасы», «огнестрельное оружие», «газовое оружие» и пр.); перечислены субъекты, имеющие право приобретать оружие; регламентирован порядок продажи и передачи его государственным военизированным организациям, контроля за оборотом оружия и т.д. В этом Законе содержится и положение о том, что огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Нарушение данного требования является одним из условий, способствующих совершению преступлений против общественной безопасности, связанных с незаконным оборотом оружия.
     Оружие бывает огнестрельное, холодное, в том числе и метательное, пневматическое и газовое.
     Огнестрельное оружие – это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счёт энергии порохового или иного заряда.
     Холодное оружие – оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.
     Метательное оружие – это оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение с помощью мускульной силы человека либо механического устройства.
     Пневматическое оружие – это оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа.
     Газовое оружие – это оружие, предназначенное для временного химического поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.
     Закон устанавливает три вида оружия, оборот которого разрешен на территории РФ. Деление на виды происходит по двум основаниям: по субъектам использования, параметрам и тактико-техническим характеристикам.
     К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной фельдъегерской службы РФ, Федеральной миграционной службы, Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Службы специальных объектов при Президенте РФ, прокуратуры РФ, войск гражданской обороны (далее - государственные военизированные организации), а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством РФ. В РФ действует Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», которое устанавливает правила оборота (производство, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию РФ и вывоз из РФ) боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях11.
     К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
     Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, иметь характеристики по дальности эффективной стрельбы и поражающему действию не менее чем на 20 процентов ниже соответствующих характеристик аналогичных образцов боевого оружия и калибр не более 25 миллиметров.
     Исчерпывающий Перечень служебного оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия, утвержден распоряжением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 1207-р12. 
     Для должностных лиц государственных органов и работников юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия (боеприпасов к нему), перечень служебного оружия определен в постановлениях Правительства РФ (применительно к каждому государственному учреждению, службе). Выдаваемое должностным лицам государственных органов и работникам юридических лиц оружие может применяться только в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
     К гражданскому относится оружие, предназначенное для использования гражданами в целях самозащиты, для охраны и занятий спортом.
     Федеральный закон гражданское оружие подразделяет на оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44