VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Уголовная ответственность за контрабанду предметов культуры и произведений искусства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000176
Тема: Уголовная ответственность за контрабанду предметов культуры и произведений искусства
Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ  ПУТЕЙ   СООБЩЕНИЯ 
(МГУПС (МИИТ))
Институт/факультет «ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра «Таможенное право и организация таможенного дела»



                                                                                                                              Допустить к защите:
                                                                                                                    Зав. кафедрой доцент, к. ю. н.
                                                                                                                                      Коровяковский Д.Г
                                                                                                          «_______»__________________20____г.





ДИПЛОМНАЯ   РАБОТА



на тему:
«Уголовная ответственность за контрабанду предметов культуры и произведений искусства»





Дипломник
Светлова О.О.
ЮТД -519   
Руководитель дипломной работы

Грудцына Л.Ю., профессор, д. ю. н.

Консультант по _______________________________________

(                                 )







Москва   2015  г.


      ОГЛАВЛЕНИЕ
      
      Введение………………………………………………………………….3
      Глава 1. Историко-правовые аспекты возникновения уголовной ответственности за контрабанду  предметов культуры и произведений искусства .………………………………………………………………………...6
      1.1.Понятие контрабанды в уголовном праве………………………...	6
      1.2.Сравнительная характеристика понятий  «предметы культуры»  и «культурные ценности»………………………………………………………….9
      1.3.Источники возникновения уголовного законодательства  по данному направлению…………………………………………………………11
      1.4.Современное законодательство  РФ и международного права о контрабанде предметов культуры……………………………………………..16
      Глава 2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды предметов культуры  и  произведений искусства  в  РФ и зарубежном праве…………………………………………………………………………….21
      2.1.Предмет и признак контрабанды предметов культуры и произведений искусства……………………………………………………….21
      2.2.Объективная и субъективная сторона контрабанды предметов культуры и  произведений искусства в  РФ и зарубежном праве…………24
      2.3.Виды культурных ценностей и произведений искусства по законодательству………………………………………………………………32
      Глава 3. Криминологические аспекты  контрабанды предметов культуры и  произведений искусства………………………………………37
      3.1. Причины и условия контрабанды предметов культуры………37
      3.2. Соотношение и динамика контрабанды предметов культуры….40
      3.3.Криминалогическая проблема предупреждения контрабанды предметов культуры и  произведений искусства……………………………46
      Заключение…………………………………………………………….57
      Список  литературы………………………………………………….62
     ВВЕДЕНИЕ
     
        Стабилизация криминальной обстановки в России, значительно снизила уровень преступности, но даже не смотря на это ситуация остается крайне сложной и неоднозначной. В связи с новыми проблемами в экономической сфере, видоизменились и криминальные деяния.  Открытым остается вопрос об участившихся случаях контрабанды культурных ценностей, не смотря на попытки правоохранительных органов пресекать всякие возможности данного вида контрабанды.
      Одной из задач государства  является обеспечение сохранности   объектов  национальной культуры. Необходимо выделить то, что в Конституции РФ зафиксированы основные положения о доступе граждан к предметам культурных ценностей, кроме того обязанности каждого гражданина заботиться и беспокоиться о сохранности исторического и культурного наследия. Каждый гражданин обязан беречь памятники истории и культуры1.
      Организация  согласованных  мероприятий  по  борьбе  с  контрабандой  культурных  ценностей,  связана,  прежде  всего,  с  вопросами  касающимися  международной  уголовной  юрисдикции  -  это  одно  из  наиболее  сложных  и  проблематичных  понятий,  входящих  в  систему  современного  уголовного  права,  данный  вопрос  крайне  важен  для  становления  реально  действующей  системы  современного  уголовного  права  как  целостной  системы  и  его  отдельных  институтов,  например,  для  международного  сотрудничества  в  борьбе  с  транснациональной  преступностью. 
    Актуальность исследования контрабанды культурных ценностей сегодня существенно возрастает в связи с их увеличением, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Динамика данных преступлений растет, не смотря на попытки решить эту проблему всевозможными мерами. С принятием новых законов в Российской Федерации активизировалась работа по исследованию уголовно-правовых и криминологических проблем контрабанды культурных ценностей. Об актуальности темы свидетельствуют и те факты, что данная проблема является актуальной не только для Российской Федерации, но и для других  развитых стран мира. Контрабанду культурных ценностей можно считать преступлением над человечеством.
    Данная работа поможет систематизировать ранее изученные материалы по данной теме, а также внести дополнительную информацию, которая связанна с изменениями в законодательстве и обстановкой в государстве в целом.
    Цель работы: определить причины увеличения динамики контрабанды предметов культуры, выработать мероприятия, которые будут способствовать снижению уровня контрабанды культурных ценностей, определить роль международных отношений в данном вопросе.
     При написании дипломной работы решены несколько  задач:
* изучены понятия, признаки и причины  контрабанды предметов культуры;
      * проанализированы положения российского и зарубежного законодательства, регулирующего оборот культурных ценностей и обеспечивающего его охрану;
      * изучены научные разработки проблем в криминологии и теории уголовного права;
      * определены динамика и рост контрабанды;
      * выявлены проблемы области  контрабанды культурных ценностей.
Объектом исследования является социальное явление в обществе, связанные с контрабандой культурных ценностей, а также деятельность субъектов  преступления контрабанды культурных ценностей. 
      Предмет исследования составляют отдельные стороны объекта, состояние контрабанды культурных ценностей и ее криминологическая характеристика.
      Их применение позволило исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, выявить определенные тенденции, сделать обобщения.
      Теоретическую основу дипломной работы составили научные труды в области философии, истории, международного права, общей теории права, уголовного, гражданского, административного, таможенного кодекса. В частности, использованы труды Архипова И.В., Богуславского М.М., Вавилова С.П.,Гайдашова А.В., Давлетшина О.В., Коновалова Н.Н.,Коробеева А.И., Корнеева А.В.,Клебанова JI.P., Остапенко В.И.,Рогатых Л.Ф.,Сабитова Т.Р.,Сергеева А.П.,Мартыненко И.Э.,Медведева Е.В.,Выжанова Е.Н., Разгона A.M., Приданова С.А., Федорова А.В.и др.
      Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что, в отличие от указанных выше разработках преимущественно уголовно-правовой направленности,  я в своей работе рассмотрела мероприятия по предупреждению контрабанды культурных ценностей. 
      Теоретические положения исследования, на сколько это возможно, будут способствовать развитию общей теории криминологии, уголовного права, и профилактики контрабанды культурных ценностей. 
     Данная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, перечня использованных литературных источников, нормативных правовых актов.




     ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ  ПРЕДМЕТОВ КУЛЬТУРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
     
1.1 Понятие контрабанды в уголовном праве


      Понятие контрабанды вошло в обиход достаточно давно. В разные времена оно  трактовалось, по – разному, включая ряд особенностей. В наше время существует несколько модификаций этого понятия. Развитие торговых отношений между государствами, привело к возникновению как позитивных, так и негативных направлений  в сфере внешнеэкономической деятельности, в связи с этим и понятие контрабанды и наказание за неё значительно изменились и стали более жесткими и контролируемыми, с целью прозрачности внешнеэкономической деятельности.
       Контрабанда относится к сфере криминальной деятельности лиц либо группы лиц, в их состав могут входить  как работники таможенной службы, так и работники транспортных предприятий, мелкие и крупные торговцы товаром, торговые посредники и т.д.
      Наиболее частой контрабандой ввозимой на территорию Российской Федерации являются наркотики, психотропные и сильнодействующие вещества, транспортные средства, товары народного потребления. В то время как из страны вывозятся в основном: нефтепродукты, уголь, газ, лес, антиквариат, цветные металлы, меха, валюта, а также алкогольные напитки, табачные изделия и продовольствие.
      Контрабанда  (contraband) – нелегально импортированные  или экспортирование товар товары, то есть такие товары, которые были тайно вывезены из страны или ввезены в неё.2
      Контрабанда это преступление в сфере таможенного дела, заключающегося в перемещении в крупном размере  через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершаемым помимо или скрыто от таможенного контроля,  либо с обманным использованием документов, или средств таможенной идентификации или сопряженном с недекларированием, или недостоверным декларированием.
       Следует отметить, что во всех терминах контрабанды, в любом варианте все они подчеркивают, что контрабанда это незаконный ввоз или вывоз товаров через границу.
      Наиболее частыми случаями контрабанды в основном отмечаются на таможенных границах с бывшими республиками Советского Союза. Саму контрабанду можно рассматривать с нескольких сторон. 
      Во–первых, контрабанду можно назвать показателем уровня  экономического и общекультурного развития государства, а так же судить о благосостоянии граждан той или иной странны, то есть, это показатель богатства и уровня жизни граждан.
       Во– вторых, контрабанда  это своего рода потребность удовлетворить спрос на те, или иные товары с приемлемыми для населения ценами, в этом плане, она затрагивает процесс купли-продажи в плане реализации экономических интересов государства.
      Уровень контрабанды в государстве, позволяет оценить и моральные  устои граждан, поскольку данные действия совершаются лицами или группами лиц, поступки которых противоречат нравственным сторонам общества.
      Незаконные перевозки через границу возникают не как стихийные явления, а имеют под собой предпосылки и ряд причин.
      К причинам роста контрабанды можно отнести следующие моменты развития государства:
      1)высокие ставки налогов и пошлин;
      2)низкий уровень жизни населения;
      3)коррумпированность  в правоохранительных и контролирующих органах;
      4)низкий уровень таможенного контроля;
      5)высокие таможенные ставки без учета экономической ситуации в стране.
      Таким образом, контрабанду можно отнести к тем социальным явлениям, которые развиваются под воздействием  накопившихся проблем внутри государства, и эти проблемы растут как снежный ком, а именно экономический кризис приводит к политическому и социальному кризису, с другой стороны политический кризис ведет к проблемам в экономике и как следствие социальному кризису.3
      Основной задачей государства является укрепление всех сфер жизнедеятельности, которая способствует  снижению рисков повышения преступности, в том числе снижает динамику роста контрабанды культурных ценностей.
      Из вышеперечисленного можно считать, что оздоровление  социального, экономического и политического климата внутри государства, способствует сокращению организованной контрабанды как негативного явление в обществе.


      
1.2 Сравнительная характеристика понятий  «предметы культуры»  и «культурные ценности»


      Понятие «предметы культуры» в уголовно-правовой литературе не встречается, однако для криминологического и уголовно-правового анализа контрабанды культурных ценностей, чрезвычайно важным является, прежде всего, вопрос о достаточной степени разработки самого понятия «культурные ценности». 
      Анализ действующего Российского и международного законодательства, литературы свидетельствует об отсутствии единого подхода к пониманию самой сущности понятия «культурные ценности». На сегодняшний день существуют несколько видов определений, различающихся между собой по смыслу и содержанию.4
      Кроме того, наряду с  термином «культурные ценности» в литературе употребляются такие как «культурные блага», «культурные достижения» и «антиквариат», а в законодательстве — «культурное достояние», «культурное наследие» и «памятники истории и культуры», а так же как «предметы культуры».5
       Такое положение не соответствует задаче охраны культурных ценностей, в связи с чем, представляется необходимым выработка универсального понятия «культурные ценности» и использование его во всех нормативных актах, касающихся данной сферы общественных отношений. Однако на данный момент на роль такого универсального определения не претендует ни одно из предложенных в законодательстве, поскольку все они имеют существенные недостатки. Как правило, использующиеся определения в большей степени содержат видовое описание круга предметов и не отражают основополагающих признаков самого понятия.
      Заметим, что термин «культурные ценности» является не только правовым. Его истоки следует искать в таких науках, как культурология, философия, другие науки, специально изучающие данную категорию. В отличие от других наук, с точки зрения права, культурными ценностями могут считаться только материальные ценности культуры. 
      Культурными ценностями с точки зрения права признаются, по сути дела, лишь материальные ценности культуры. Что касается духовных культурных ценностей, то те из них, которые охватываются сферой правового регулирования, получают в праве иной правовой режим, в частности признаются произведениями науки, литературы или искусства, открытиями, изобретениями и т.д.
      В литературе высказана и иная точка зрения. Так, Е. Александров полагал, что культурными ценностями с точки зрения права следует признавать не только материальные предметы (вещи), но и любые произведения духовного творчества, независимо от того, имеют ли они материальный основу. Аналогичной точки зрения придерживается и Е.В. Медведев. «Представляется неправомерным, выводить определение культурных ценностей в праве лишь для части предметов, относящихся к ним, поскольку в данном случае теряется элемент смысла понятия и в определенной степени изменяется его сущность. Более правильно все же включать предметы духовного творчества в юридическое понятие «культурные ценности».6
       Возможно, именно несовершенство в законодательной базе международных организаций и стран по отдельности, способствует тому, что до сих пор нет единого термина, а как следствие любое из употребляемых терминов можно обоснованно считать верным.
      Исходя из этого, можно сделать вывод что понятия «предметы культуры»  и «культурные ценности» являются по сути одним и тем же, с разницей в том, что понятие «культурные ценности» встречается именно в уголовно-правовой литературе.
      
      
1.3 Источники возникновения уголовного законодательства  по данному направлению

      
      Источники зарождения и рaзвития контрабандной деятельности возникли еще в древние времена, с того момента как появились первые налоги и пошлины на импортируемые и экспортируемые товары. 
       Как ранее было отмечено в дипломной работе, наличие и уровень контрабанды зависит от определенных причин, и эти причины были одинаковы для всех времен. Увеличение масштабов контрабанды проходило в соответствии с увеличением  пошлин и налогов, в основном этот процесс протекал в обход самих таможен, либо путем сокрытия перемещаемых товаров. Наибольшего процветания контрабанда приобрела в Средние века, с началом промышленного переворота, расширением торговых связей, связанных  с великими  географическими открытиями, а именно в Нидерландах и Англии, Испании, Португалии. И это также имело свои причины. Были введены протекционистские тарифы с целью, защитить экономику государств, а так же приято ряд других мер7
      Исходя из этoгo, следует отметить, что проблема контрабанды, имеет давние источники и является международным антисоциальным явлением, борьба с которым ведется долгое время.
      Международное  сотрудничество  в  регулировании  вопросов  юрисдикции  уходит  своими  корнями  в  древнюю  историю, и  начало  было  связано  с  необходимостью  защиты  права  собственности  (соглашения  о  возвращении  беглых  рабов)  и  борьбы  с  крайне  ограниченным  кругом  преступлений  (прежде  всего  с  политическими  преступлениями,  преступлениями  против  интересов  казны,  а  также  с  эмиграцией,  которую  считали  преступной). Неразвитость  межгосударственных  связей  исключала  любую  необходимость  расширения  или  углубления  такого  сотрудничества  —  оно  оставалось  в  зачаточном  состоянии  практически  до  конца  второго  тысячелетия  —  первые  межгосударственные  соглашения  появились  в  этой  области  только  в  середине  ХІХ  в.,  в  последствии  такое  сотрудничество  стало  чрезвычайно  широким  и  динамичным.  Столь  запоздалое  развитие  связано  с  тем,  что  лишь  с  появлением  идеи  территориального  верховенства  стало  возможным  возникновение  внутригосударственной  (национальной)  уголовной  юрисдикции,  и  лишь  затем  -  в  конце  ХVІІІ в.,  государства  были готовы к  вступлению  в  международное  сотрудничество  по  борьбе  с  преступностью.  На  границе  ХVІІІ-ХІХ  вв.  задачи  борьбы  с  преступностью  приобретают  международные  свойства  -   именно  в  это  время  появляются  первые  международные  договора  об  экстрадиции.  С  ХІХ  в.  международные  договора  стали  использовать  в  целях  унификации  уголовного  законодательства. 
      Развитие  идеи  международной  уголовной  юрисдикции  получает  новый  мощный  формирующий  толчок  в  своем  развитии  в  период  между  двумя  мировыми  войнами,  в  частности  Версальский  договор,  предусматривавший  осуществление  юрисдикции  особого  международного  суда  для  суда  над  бывшим  немецким  кайзером,  стал  важным  этапом  в  этом  процессе.  Лига  Наций  неоднократно  обсуждала  вопрос  о  создании  специального  суда,  компетентного  отправлять  правосудие  в  связи  с  нарушениями  международного  публичного  порядка,  а  также  преступлениями  против  права  народов.8 
      Несмотря на попытки  контроля за незаконным вывозом, контрабанда набирала широкий размах, особенно, если речь шла о дефицитных товарах. Увеличение контрабанды не удалось избежать ни одному государству, которое избрало за основу таможенную политику протекционизма. 
       Свое начало таможенное дело России берет с момента образование Древней Руси. Именно первые законодательные акты четко зафиксировали наличие пошлин. В «Русской Правде» Ярослава мудрого первые торговые пошлины были  прописаны как «мыта», которые  можно считать предшественницами таможенных пошлин. 
      Борьба с контрабандистами велась различными способами и методами, в ней были задействованы люди, которые пришли в таможенное дело из разных сфер жизнедеятельности, с разным опытом, знаниями и умениями. Во времена И. Грозного широко использовались различные виды пошлинного обложения и контроля за контрабандой.
      Был издан Указ, который регулировал  таможенные отношения и наказание  за совершенное злодеяние. Важность данного указа была в том,  что им было установлено единая рублевая пошлина для всех торговых сделок, за сокрытия товара и его случайного обнаружения данный товар подлежал конфискации. 
      В случае уличения в контрабанде еще раз отдавался приказ на избиение кнутом.Новоторговый Устав, как и ранее принятые акты, был направлен на решение важнейших государственных задач: пополнение казны за счет взимаемых сборов, осуществление государственного контроля за торговой деятельностью.
      Следующим этапом в формировании законодательной базы в сфере таможенного дела, а также продолжение  борьбы с контрабандой культурных ценностей, приходиться на правление Петра I, то есть  на начало XVIII века. Именно при Петре стали активно расширятся торговые связи, увеличиваться объемы продаж, и как следствие учащение случаев контрабанды. Чтобы решить данную  проблему, было решено внести изменения в законодательство. 
      В 1715 году Петром I учреждается Коммерц-коллегия, которая была обязана следить за развитием таможенного дела.  С целью прекращения контрабандной деятельности  на территории государства, был издан новый указ от 1723 года,  согласно которого на польской границе были выстроены так названные форпостные команды, которые представляли собой, военные формирования. Основными задачами этих команд было охрана границы, а также препятствование проникновению контрабанды на территорию России.9
      Учрежденные Указом Петра I (1723 г.) форпостные команды из состава воинских подразделений регулярно высылались в разъезды с задачами воспрепятствовать контрабанде, охраны границ и задержания беглых людей. 
      Не смотря на активную деятельность форпостных команд,  контрабандная деятельность продолжала процветать. В основном это было связано с повышение пошлины на  товар в 1724 году,  зачастую, контрабандой занимались и сами таможенные чиновники. В этом случае прослеживается, закономерность: увеличение пошлинных тарифов приводила к увеличению  роста контрабанды, а также к злоупотреблению служебным положением  чиновников в таможенном деле.  
      Надо отметить, что для 20-х годов XVIII столетия характерен значительный рост контрабанды, чему во многом способствовало принятие протекционистского тарифа 1724 года, в соответствии с которым пошлины на многие ввозимые товары резко возросли. Одновременно с тарифом 1724 года продолжала существовать откупная система, восстановленная в 1712 году.10
      В первой четверти XIX века охрана государственной границы Российской империи осуществлялась двумя линиями обороны. 
      В первую очередь, это были реестровые казаки, которые были надежным щитом в борьбе с контрабандой. В случае, когда первая линия не срабатывала, дело переходило в  руки сотрудников пограничных служб, которые должны были обезвредить  контрабандные группы.
       Это имело как плюсы, так и минусы, поскольку рассредоточение ответственности крайне отрицательно сказывалось на качестве выполняемой работы.
       Таким образам,  мы можем проследить общую тенденцию развитие таможенного дела в России во все времена. В связи с определенными обстоятельствами и отдельными моментами в развитии государства вносились коррективы,  как в само законодательство, так и меняли работу и структуру таможенных служб в целом. 
      То, что истоки борьбы с контрабандой уходят в древние времена, говорит о наличии потенциалов в государстве относительно дальнейшей работы в данном направлении.
      1.4 Современное законодательство  РФ и международного права о контрабанде предметов культуры
      
      
      Основу для борьбы с незаконной контрабандой, безусловно, в наши дни играет законодательная база. Поскольку контрабанда относится к разряду преступлений особой тяжести, то и регулировать этот процесс, призван уголовный кодекс РФ, а так же ряд других законов, созданы специальные органы по контролю таможенного дела.11
      Все развитые страны мира уделяют особое внимание законодательной базе связанной непосредственно с контрабандой, и особенно, если речь идет о контрабанде предметов культуры и культурных ценностей. В первую очередь это тот факт, что данное преступление относится к разряду тяжких и особо тяжких преступлений, следовательно, лица, совершившие данное преступление подвергаются не только административной ответственности, но и рассматривается как совершившие уголовное преступление.
      На сегодняшний день существует большое  количество документов и нормативно правовых актов, которые в полной мере затрагивают основную массу вопросов, касающихся историко-культурных ценностей.
       Данные нормативно-правовые акты принимаются как на национальном уровне, где каждое государство вырабатывает свой подход  к определению понятия историко-культурных ценностей, так и на уровне региональном. На сегодняшний день подписано  множество конвенций и документов международного уровня.
      Борьба с преступлениями международного характера, посягающими на культурные ценности и предметы искусства, ведется на основе различных конвенций. Эти конвенции могут быть как универсальными, так и региональными. К первым, в частности, относится Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности 1970 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 г.12
      Ко вторым можно отнести, например, Решение Межгосударственного совета «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» 2009г., Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" 2012 г., Соглашение стран СНГ "О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей" 1994 г.13
      На национальном уровне, в РФ действуют следующие нормативно-правовые акты:  Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" 1993 г.14, Соглашение "О вывозе и ввозе культурных ценностей" 2001 г.15, Постановление ВС РФ "О возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения" 1992 г., Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая),  Уголовный кодекс Российской Федерации, Приказ Минкультуры РФ "О временном порядке контроля за вывозом (экспортом) культурных ценностей из Российской Федерации".Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420 – ФЗ в очередной раз за последние годы внесены существенные изменения в российское уголовное законодательство.16 Этим законом, в частности, признана утратившая силу ст. 188 УК РФ «Контрабанда».
      В отличие от ст. 188 УК РФ, признававшей контрабандой незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов, ст. 226.1 и 229.1 УК РФ определяют контрабанду как незаконное перемещение перечисленных в них предметов: а) через таможенную границу Таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС либо б) через Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Внесение указанных изменений в УК РФ обусловлено участием нашей страны в Евразийском экономическом сообществе.
      Тем не менее действующее российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за ряд посягательств на культурные ценности, в частности за хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, художественную или культурную ценность (ст. 164 УК РФ), контрабанду культурных ценностей (ст.226.1 УК РФ), невозвращение на территорию РФ культурных ценностей (ст. 190 УК РФ).17
      Нормативное регулирование существования культурных ценностей носит сложный комплексный характер. Комплекс состоит из принципов и норм международного права как публичного, так и частного характера
      При этом необходимо отметить, что культурная ценность – особый объект правового регулирования, к которому нельзя автоматически применять общие нормы о правовом положении движимых вещей. Оборот таких предметов подлежит специальному регулированию, с введением ряда запретов и ограничений. Таким образом, имущественный оборот культурных ценностей отличается от оборота иного движимого имущества.
      Исходя из общепринятого в европейском праве подходу действующее российское законодательство делит культурные ценности на: движимые и недвижимые. Так, в ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» четко определено, что эти объекты культурного наследия представляют собой особый вид недвижимого имущества. В свою очередь, закон  «О вывозе и ввозе культурных ценностей» под культурными ценностями понимает движимые предметы материального мира
      Таким образом, культурные ценности, выступая объектом в обороте, получают в дополнение к своей духовной нагрузке еще и критерий предмета материального мира – движимого или недвижимого. 
      В нормативно–правовом комплексе, регулирующем оборот культурных ценностей, особое место занимает институт контроля за их перемещением. Однако этот институт еще не достиг полной международной стандартизации. Сформировалось лишь требование о контроле. Методы контроля значительно различаются от государства к государству.
      Рассматривая эту точку зрения необходимо выделить главных участников международного оборота культурных ценностей – субъектов правоотношения в данной сфере. К таковым относятся государства и частные лица (физические и юридические лица).
      В первой категории принято различать «страны происхождения культурных ценностей» (это страны, которые являются основными поставщиками предметов культуры на мировой рынок) и «страны – рынки сбыта».
      Ко второй категории участников данного сектора рынка относятся юридические лица – музеи, галереи, и физические лица – коллекционеры, торговцы культурными ценностями, а также специалисты, интересующиеся этой областью, – археологи, историки, этнологи.18
      Названный баланс устанавливается в основном правовом механизме регулирования международной торговли культурными ценностями, который государства чаще всего используют при перемещении культурных ценностей, – в экспортном контроле.
      Экспортный контроль – система организационно-правовых и экономических мер по ограничению, запрету и контролю вывоза тех или иных товаров. 
      Национальное законодательство, касающееся вопросов экспорта предметов искусства, разнообразно и может быть подвержено изменениям в зависимости от политики внутри страны и событий, происходящих в мире. 
      Можно заметить, что в международном обороте культурных ценностей с участием нашей страны вопрос о порядке вывоза и ввоза культурных ценностей стоит наиболее остро. 
      
      
      
      








     ГЛАВА 2. УГОЛОВНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАБАНДЫ ПРЕДМЕТОВ КУЛЬТУРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА В РФ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ
      
      2.1 Предмет и признак контрабанды предметов культуры и произведений искусства 
      
      
      В каждой стране культурными ценностями называются разные предметы и памятники культурного и исторического значения. В соответствии с законом, действующем на территории Российской Федерации, под культурными ценностями рассматриваются предметы разных категорий, среди которых ценности, имеющие связь с историческими событиями, произошедшими в жизни народов, с развитием государства и деятельностью известных общественных политических, научных и государственных личностей.
      В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. культура  названа в числе стратегических приоритетов устойчивого развития страны в период глобализации. В этом документе названы цели обеспечения национальной безопасности в сфере культуры, главные угрозы такой безопасности  (насаждение массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры) и средства её укрепления.
      Одним из направлений культурной политики России, согласно Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является сохранение и популяризация культурного наследия народов России.
      На протяжении всей истории Российского государства, отечественная культура остается величайшей ценностью, формирующая национальное сознание российского народа. Сохранение и увеличение культурного наследия России и всех народов нашей страны является приоритетной государственной задачей.
      Фундаментом всей культуры, всех произведений искусства и ядром культурного наследия будут культурные ценности, чье значение поистине уникально и многогранно. Они играют роль при воспитании патриотизма, позволяют изучить тысячелетнюю историю России,  приобщают людей к пониманию выдающихся достижений мирового и отечественного искусства, содействуют дружескому диалогу культур разных стран и народов мира.
      Сохранение, использование и преумножение культурных богатств нашей страны нельзя представить без надлежащего правового регулирования. Культурные ценности сформировали и продолжают формировать огромную нормативно – правовую базу, куда входят акты различного порядка. Среди угроз культурным ценностям стоит выделить криминальные угрозы, поэтому остро стоит вопрос об их уголовно – правовой охране. 
      Действующее уголовное законодательство Российской Федерации на современном этапе своего развития выделяет следующие виды преступных деяний, посягающих на культурные ценности: хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ), контрабанда культурных ценностей и др. (ст. 226.1 УК РФ), невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ).
      Особенностью вышеназванных преступлений, посягающих на культурные ценности, является отсутствие единообразного понимания предмета таких преступлений. Как справедливо замечают С.А. Приданов и С.П. Щерба «вместо единого и четкого понятия мы получаем множество определений, вводящих в заблуждение».19
      Преступления в отношении культурных ценностей могут квалифицироваться и другими статьями Уголовного кодекса РФ. Это нормы, предусматривающие уголовную ответственность за деяниями, где в качестве предмета выступает культурная ценность, могут выступать присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путем обмана, умышленно или по неосторожности уничтожение или повреждение имущества.
      Кроме того, в УК содержатся и иные нормы, которые в качестве предмета преступления прямо не называют культурные ценности, однако эти преступления могут совершаться и в отношении их тоже.20
      Наиболее ярким примером может выступать статья 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов войны» в части разграбления национального имущества. Данное деяние входит в группу военных преступлений, которые отнесены к преступлениям против мира и безопасности человечества. Речь идет о раз.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44