VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы применения произведений изобразительного искусства для нравственно-этического воспитания младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011257
Тема: Теоретические основы применения произведений изобразительного искусства для нравственно-этического воспитания младших школьников
Содержание
ВВЕДЕНИЕ



За последние два десятилетия в научной педагогической среде все чаще поднимается вопрос нравственно-этического воспитания детей. Они нашли свое отражение федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где определено основное содержание духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в том, что предметы – изобразительное искусство и музыка – направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика.

Понимание и принятие нравственных ценностей являются фундаментом общественной жизни. Для ребенка в формировании его нравственного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок наиболее эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу для детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Через эмоционально окрашенный процесс воспитания сегодня необходимо прививать ребенку основные формы нравственного сознания. В нравственной сфере личности архимандрит Платон (Игумнов) выделяет следующие формы нравственного сознания:

«… стыд, совесть, долг, обязанности, ответственность и воздаяние. Из них стыд является самой элементарной формой нравственного сознания, совесть является самой универсальной его формой, а долг, обязанность, ответственность и воздаяние являются высокодифференцированными формами нравственного сознания».

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п.), нужно научиться понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.

А формировать личность и этическую культуру, – отмечают многие педагоги, писатели, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский), – особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей создает в ребенке особое эмоциональное психическое состояние, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Изобразительные и пространственные виды искусств, как музыка, танцы, литература, поэзия отображают внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста. И знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру. Русский художник и педагог Павел Петрович Чистяков писал: «Искусство полное, совершенное искусство не есть мертвая копия с натуры, нет, [искусство] есть продукт души, духа человеческого, искусство суть те стороны человека, которыми он стоит выше всего на земле» [25].

В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для работы с учениками, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира учащихся.

Гуманитарный цикл (литература, кубановедение) направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой часть культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством формирования нравственно-этической отзывчивости на прекрасное  безобразное в жизни искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Талантливое художественное произведение побуждает нас подумать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.

В изобразительном искусстве ребенок всегда близко воспринимает то, что ему нравится, а что нет, тех, кому он сочувствует или кого осуждает. Используя эмоциональные и выразительные возможности изобразительного искусства в процессе обучения и воспитания, мы можем развивать духовный мир, нравственно-этического образа ребенка.

Одним из направлений проблемы нашего исследования является определение места нравственно-этического воспитания в структуре содержания образования, а также использование средств изобразительного искусства в воспитании нравственно-этических качеств школьника в процессе учебной деятельности. Для решения этих проблем учитель должен владеть методикой преподавания предметов начальной школы, умением использовать их потенциал в творческом подходе к деятельности по нравственно-этическому воспитанию. 

Объект исследования: нравственно-этическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: формы и методы нравственно-этического воспитания младших школьников на основе потенциала изобразительного искусства. 

Цель исследования: изучить теоретические основы применения произведений изобразительного искусства для нравственно-этического воспитания младших школьников, апробировать комплекс форм и методов нравственно-этического воспитания средствами изобразительного искусства и проанализировать его результативность.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

– изучить теоретические основы, сущность, содержание нравственного воспитания;

– выявить потенциал изобразительного искусства в нравственно-этическом воспитании младших школьников;

– определить формы и методы нравственно-этического воспитания младших школьников на основе применения потенциала изобразительного искусства;

– в ходе уроков и внеурочной деятельности в третьем классе реализовать комплекс форм и методов нравственно-этического воспитания младших школьников на основе произведений изобразительного искусства, выявить его результативность.

Гипотеза: результативность процесса нравственно-этического воспитания может быть повышена при условии реализации в ходе урочной и внеурочной деятельности специально составленного комплекса форм и методов работы с учащимися на основе использования потенциала произведений изобразительного искусства (интегрированные уроки, виртуальные экскурсии и др.).

В работе использовались следующие методы:

а) теоретические:

– анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, сопоставление.

б) эмпирические:

– анализ научной, педагогической и методической литературы;

– беседа;

– анкетирование;

– наблюдение;

– эксперимент.

в) математический анализ.

Теоретической базой исследования являются труды ученых-педагогов: А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, А. И. Ильина, В. В. Зеньковского, В. А. Сухомлинского, Д. С. Лихачева, В. С. Леднева, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания [22; 39; 34]. Основные теоретические положения, сформулированные в трудах таких ученых, как Л. И. Божович [2], Н. И. Болдырева, А. С. Макаренко [22], И. С. Марьенко. Вопросами художественно-этического воспитания учащихся, а также освещению общеобразовательного значения учащихся, а также освещению общеобразовательного значения уроков изобразительного искусства посвящены работы таких известных ученых, как А. Д. Алехин, Ю. К. Бабанский, Г. В. Беда, И. П. Глинская, В. С. Кузин, Н. П. Костерин. Для выявления уровня сформированости нравственно-этических качеств школьника мы использовали метод « Беседа (автор Фридман Г. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я.) и методику «Закончи предложение» (автор методики Н. Е. Богуславской) [23; 5].

Научная новизна работы заключается в выявлении специфики влияния произведений изобразительного искусства на нравственно-этическое воспитание младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в подборе и обосновании комплекса форм и методов, приемов нравственно-этического воспитания младших школьников на основе произведений изобразительного искусства с учетом их психолого-возрасных особенностей.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении уровня сформированности нравственно-этических качеств младших школьников экспериментального класса и реализации комплекса форм и методов работы по его развитию. 

База исследования МБОУ: лицей № 1 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края. В исследовании приняли участие ученики 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 56 человек. Продолжительность исследования 6 недель: с 12 сентября по 21 октября 2016 года (в период прохождения педагогической практики).

Апробированна научно-исследовательская работа в ходе:

1) участие в конкурсе научных докладов студентов, магистрантов, аспирантов Фестиваля студенческой науки – 2016 г. в филиале КУбГУ г. Славянске-на-Кубани с научно-исследовательской работой по теме «Нравственно-этическое воспитание младших школьников на основе потенциала произведений изобразительного искусства в условиях модернизации образования». 

2) Публикация по теме « Нравственно-этическое воспитание младших школьников на основе потенциала произведений изобразительно искусства в условиях модернизации образования» в научно-методическом электронном журнале «Концепт», 2017. – № S2. – С. 114–118.

3) участие в Фестивале «Дни молодежной науки – 2017» в филиале КУбГу в городе Славянске-на-Кубани в работе секции «Исследование социально-педагогических проблем в условиях модернизации образования», которая проходила 4 апреля 2017 г на факультете педагогики и психологии.

Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. 

1 Нравственно-этическое воспитание посредством изобразительно искусства и его роль в формировании личности ребенка 



1.1 Теоретические основы, сущность, содержание нравственно-этического воспитания учащихся младших школьников



Воспитание является одной из основных категорий педагогики. Изначально сама педагогика выделялась как « наука о воспитании». Воспитание – деятельность, направленная на развитее личности, создании условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [19].

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формировании личности, нужной и полезной обществу [6].

« Мы пологам, – пишет С. П. Баранов, – что «воспитание следует рассматривать как родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающих поколений» [2].

Независимо от направления, содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должны стоять задачи организации нравственных отношений детой. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Воспитание, основа интеллекта, духовно-нравственной ориентации.

Термин «этика» был введен Аристотелем. Это греческое слова «ethos» – обычай, характер, образ мыслей. Предмет этики у Аристотеля являлась учение о добродетелях, добродетельном поведении. Наряду с понятием «этики» со временем завоеваний Александра Македонского используется понятие «мораль». Это слово латинского происхождения «moralize» – и имеет более узкое значение по сравнению с понятием этик. Мораль служила в этом отношении мерилом усвоения общепризнанных черт в поведении собственных предков. Данное различие в происхождении и сущности понятий послужили в дальнейшем тому, что «этика» и «мораль» стали наполняться разным содержанием. Под этикой понимают науку, область знания, предметом которой является мораль (А. А. Гусейной, Р. Г Апресян, И. С. Кот, Ф. Т. Хаматнуров) [23; 43].С понятиями «мораль» и «нравственность» дело обстоит сложнее. Здесь существует два основных подхода. Эти понятия ранее не разделялись в философии (И. С. Кон, В. П. Кобляков). Но современные авторы их разводят. Под моралью понимается специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. «Нравственность» же трактуется как более узкое понятие, область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности, конкретное поведение (Ф. Т. Хаматнуров, А. И. Шемшурина и др.) [43; 47].

Л. А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм [5].

И. С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду» [22].

Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Изучение отечественной и зарубежной научной литературы дает возможность формировать представления о нравственном идеале, о гуманизме и нравственной активности личности.

В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. 

Процесс образования в качестве важнейшей части включает в себя нравственно-этическое воспитание. Нравственно воспитанный человек относится к обществу и общественному мнению как к определяющему фактору его поведения, так как ассоциирует себя с этим обществом и считает себя частью его, что обязывает его к соблюдению общественно принятых норм и правил поведения. Нравственно воспитанным человеком становится лишь тога, когда нормы и правила поведения, диктуемые обществом, становятся его собственными взглядами и убеждениями, а требования, предъявляемые к личности, становятся внутренними потребностями человека «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».

И. С. Марьенко дал следующее определение: «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведения воспитанников с целю формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [19, с. 25].

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков, деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Основные задачи нравственного воспитания:

– формирование нравственного сознания;

– воспитание и развитие нравственных чувств;

– выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализы, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т. е. образцов нравственного поведения, к которому стремиться человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенный системы взглядов и убеждений, в который человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

В младшем школьном возрасте оформляются предпосылки для возникновения нравственных убеждений. Достигается правильность нравственной оценки школьника, возрастает уровень ее аргументированности и соответствия образцу. Увеличивается объем понятий, употребляемых в оценки, углубляется осознанность нравственных мотивов поведения. Эмоционально-нравственное отношения в младшем школьном возрасте еще не достаточно дифференцированы (тот или иной поступок оценивается не однозначно). В тоже время, наряду с проявлением таких важных нравственных чувств, как чуткость, щедрость, готовность помочь и защитить, повышается эмоциональность – необходимое условие эффективности формирования у детей склонности к сочувствию, сопереживанию; воспитания отзывчивости, доброты, милосердия, стремления к справедливости и других свойств, которые становятся основными элементами нравственных убеждений [21, с. 433].

У детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие потребностей: изменяется их направленность, потребности становятся более осознанными и самоуправляемыми. У детей 7-10 лет обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая и неустойчивая (завышенная или заниженная). Существенно, однако, что младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого или в коллективе сверстников [21, с. 435].

Появляется потребность в самовоспитании, определении собственной индивидуальности, в вычленении характерологических качеств, продолжают интенсивно развиваться волевые процессы. В качестве одного из новообразований в формировании личности младшего школьника выступают относительно устойчивые формы поведения и деятельности [21, с. 436].

Появляются сдержанность и самостоятельность. Сдержанность лежит в основе самоконтроля.

В младшем школьном возрасте мотивация становится силой, которая инициирует активность. Важнейшим образованием этого возраста является эмпатия (способность к сопереживанию). Эмпатия влияет как на отдельные поступки ребенка, так и на поведение в целом, становясь звеном нравственно-гуманистического опыта личности.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственной личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. 

Источники моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом, красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

– жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

– выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты. 

Главная функция нравственно-этического воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственнее поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступка, действиях, отношениях чувством общественного долга.

Основные функции нравственно-этического воспитания:

– оно дает представления ценностях жизни человека и культуры;

– оказывает влияние на формирование представлений о нравственности, понятий, суждений, взглядов, оценок и формирует личностные нравственные убеждения;

– способствует обогащению нравственного опыта воспитанников;

– корректирует различные знания в области морали, приобретенные из источников разного характера;

– способствует самовоспитанию нравственности в личности.

Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А. С. Макаренко [22, с. 45].

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание [34, с. 209].

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство из правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуре поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Процесс нравственного воспитания многогранный, длинный и сложный. Он реализуется в различных формах разнообразными методами, приемами и воспитательными средствами. Форма воспитания в педагогике – это способ организации процесса воспитания.

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин различают несколько условий [16; 27; 32].

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенны педагогически задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязи и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. 

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовыми учиться, работать на благо ее и вставать на защиту.

Наиболее остротой проблемой стало нынче и нравственное воспитание школьников, молодых людей на фоне интенсивного развития средств массовой информации. Именно с помощью СМИ человек не только получает сведения о мире, о других странах и народах, об их культуре, но и становится виртуальным участником основных событий, происходящих в той или иной стране. К сожалению, не все СМИ и не всегда представляют человеку лучшие образцы мировой культуры. Значительно чаще мы имеем дело с массовой культурой и ее худшими образцами, особенно этим грешит отечественное телевидение. Именно поэтому воспитывать нравственного человека на таком фоне довольно сложно.

Специфика развития личности младшего школьника обуславливает предрасположенность ребенка к воспитанию гуманности. Присвоение гуманистических форм деятельности и поведения обеспечивает важнейшие психологические новообразования, формирующиеся в этом возрасте: абстрактное мышление, внутренние планы действий, произвольность поступков, самоконтроль и самооценку. Перечисленные особенности младшего школьника создают благоприятные предпосылки для эффективного воспитания гуманистически устойчивой личности [21, с. 436].

Основные направлении работы по нравственному воспитанию : нравственное просвещение; нравственный компонент различных видов деятельности – спорт, творчество, этическое воспитание, поступки.

Наша работа посвящена изучению нравственно-этического воспитания в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства.

Поэтому, рассмотрев основные понятия, задачи, содержание нравственно-этического воспитания и идеи известных ученых о нем, целесообразно рассмотреть как влияет изобразительное искусство на младших школьников. Чему и посвящен следующий параграф нашего исследования.



1.2 Потенциал изобразительного искусства в нравственно-этическом воспитании младших школьников



Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. 

Искусство – явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние. Искусство не только ассимилирует в себе ценности морали, религии, науки, политики, права, переводя их в художественные формы, а затем экстраполируя на общественное сознание, но и специфическим образом воздействует на них, и приводя к некоторой трансформации. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Б. М. Неменский писал, искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественны образах [22]. 

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие стороны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. 

Искусство выполняет ряд общественных функций:

– этическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

– социальная функция представляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

– компенсаторная функция позволяет восстановить душевное развитие, решить психологические проблемы, «убеждать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в повседневной жизни;

– гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

– познавательная функция позволяет познать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

– прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать  будущее;

– воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Особое внимание уделяется изобразительному искусству, оно способно влиять на каждого. 

Психолог Л. С. Выготский писал, что искусство – это социальное в нас, т. е. оно отражает устои общества, традиции, нормы и правила поведения. Но художник, является творческой личностью, имеет свое мироощущение, способен повлиять и на развитие общества в целом.

Искусство – это творческое отражение воспроизведение действительности в художественных образах.

Функции искусства:

– преобразующая, или искусство как деятельность. Искусство преобразует реальность через: идейно-этическое воздействие на людей; включение человека в ценностно-ориентировочную деятельность; обработку разнообразного материала;

– компенсаторная, или искусство как утешение. Искусство помогает восстановить гармонию, заряжать энергией и компенсирует повседневность обыденной жизни;

– позновательно-эвристическая, или искусство как знание и просвещение. Через искусство возможно создание нового, передача системы взглядов и навыков мышления;

– художественно-концептуальная, или искусство как анализировать состояние мира;

– функция предвосхищения, или искусство как предвидение;

– коммуникативная, или искусство как общение;

– информационная, или искусство как передача сведений;

– воспитательная. Искусство формирует чувства и мысли людей, передает нравственные нормы и ценности от одного поколения к другому;

– внушающая. Искусство способно заворожить человека и передать определенный эмоциональный настрой, состояние;

– эстетическая, или искусство как формирование чувства прекрасного. Благодаря искусству формируется художественные вкусы, потребности и способности человека, а также пробуждается его творческий потенциал, желание и умения творить по законам красоты;

– гедонистическая, или искусство как наслаждение.

Искусство, как творческое отражение действительности, возникло и развивается как система многообразных взаимосвязанных между собой видов, соответствующих многогранностью самого отражаемого реального мира. 

Виды искусства – формы творческой деятельности, подразделяют на три группы:

– пластические – изобразительное, декоративно-прикладное, архитектура, фотография;

– динамические виды искусств, музыка, литература;

– синтетические или зрелищные хореография, литература, театр, кино.

Архитектура (от греческого «architecton» – «строитель») – создание зданий для жизнедеятельности человека, отвечающих его утилитарным и духовным потребностям людей [20, с. 10].

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) – раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понимание объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры [20, с. 120].

С появлением фото и видео аппаратуры появляются новые формы мультимедийное искусство.

Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, различают два вида скульптуры: объемная, трехмерная и рельеф (горельеф, барельеф, контррельеф). Может быть монументальной (мемориалы, монументы, памятники), станковой (украшение внутренних помещений), декоративной (украшение быта) [20, с. 128].

Декоративно-прикладное искусство – создание высокохудожественных предметов быта. Материалом может служить дерево, металл, глина, кость, камень. Художественные приемы весьма разнообразны: резьба, роспись, вышивка чеканка и др. 

Литература – художественная, учебная, историческая, научная, справочная. Это вид искусства, материальным носителем образности которого является слово. Основные жанры литературы – лирика, драма, эпос, эпопея, новелла, повесть, рассказ, поэма. 

Музыка (от греческого – искусство муз) – вид искусства, средством воплощения которого служат организованные музыкальные звуки. Различают одноголосную (монодия) и многоголосную (полифония, гомофония) музыку, театральную (опера, оперетта), симфоническую, каменную и др. 

Хореография – позы и движения человеческого тела, осмысленные поэтически и организованные в пространстве. 

Театр – драматическое действие, которое осуществляется творческим коллективом, в основу которого положена драматургия. Различают следующие жанры театральных постановок: драма, трагедия, комедия, мюзикл и т. п.

Фотография – воспроизведение на плоскости контура и формы передаваемого при помощи специальной аппаратуры предмета.

Кино – воспроизведение на экран движущихся изображений, запечатленных на экране, условно подразделяется на художественное и научно-документальное. Определены такие жанры кино как  трагедия, драма, фантастика, комедия и другие.

Изобразительное искусство – графика, живопись, скульптура. Графика (греческое – «пишу, рисую») – рисунок, гравюра, литография. Живопись может быть монументальной – фреска, мозаика или станковой – полотно, созданное на мольберте. Живопись отличается большим разнообразием жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой, иконопись, анимализм (изображение животных). 

Изобразительные искусства классифицируется по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствами и исторически сложившимся концепциям творчества:

– скульптура;

– живопись;

– графика;

– фотоискусство;

– декоративно-прикладное искусство.

Именно живописи в своей работе мы уделили особое внимание и на его основе построили диагностику и экспериментальные части.

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей [19, с. 89].

Как и другие виды искусства, живопись выполняет познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, философскую, социально-воспитательную или документальную функции, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.

Живопись отражает и в свете или иных идеологических концепций оценивает духовное содержание эпохи, ее социальное развитие; в силу этого живопись сама становится сферой общественной борьбы. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображенную художником, живопись служит действенным сред.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44