- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Учебно – воспитательный процесс в колледже
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001782 |
Тема: | Учебно – воспитательный процесс в колледже |
Содержание
Введение Поиск новых форм и приемов изучения игровых технологий в профессиональном образовании в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и само реализующейся. Подготовка студентов к будущей профессии заключается не только в плане «готовности работать», но и в освоении жизненно необходимых навыков, в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Социально-экономические изменения в обществе, а также Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 01.09.2013 г. востребуют опережающего профессионального образования, в котором акцент переносится с узкопрофильного подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности студента. Знаний стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными и даже изощренными, что знания в полном объеме стало невозможно передать и соответственно качества на необходимом уровне стало невозможно сформировать традиционными средствами. В современное время подходы к теории и практике образования, и воспитания заметно изменяются под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети интернет, медиа средств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения. Все это ведет к использованию инновационных образовательных технологий. Философские и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром, нашли отражение уже в трудах древних философов (Аристотель, Платон), в работах классиков педагогики (Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо Л.С. Выготского, и др.) Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковую деятельность. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приемы тактического учения. Эффективность экономического образования определяется во многом теми педагогическими технологиями, которые используются в профессиональном образовательном учреждении. Отсутствие целевых педагогических исследований в области игровой технологии экономического образования обучающихся тормозит ее широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс профессионального учебного заведения. Данное противоречие показывает актуальность темы исследования: «Реализация игровых технологий в преподавании дисциплины «Экономика» в СПО» Цель исследования: разработать и внедрить серию учебных занятий с использованием игровых технологий в процессе обучения студентов экономического профиля и доказать их эффективность. Объект исследования – учебно – воспитательный процесс в колледже. Предмет исследования – реализация игровых технологий в процессе изучения экономики в профессиональной образовательной организации. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить опыт работы преподавателей системы СПО по реализации игровых технологий в преподавании дисциплины «Экономика». 3. Провести анализ использования игровых технологий обучения в образовательной организации ГБПОУ «МиМК». 4. Разработать и внедрить серию учебных занятий по дисциплине экономика с использованием игровых технологий и доказать их эффективность в образовательной организации ГБПОУ «МиМК». Гипотеза исследования: Если в учебном процессе активно использовать игровые технологии, то это поможет формировать такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Методы исследования: * Наблюдение за реализацией педагогического процесса; * Изучение и обобщение передового педагогического опыта; * Мониторинг результатов усвоения тем по дисциплине «Экономика»; * Анкетирование; * Построение таблиц и диаграмм; * Математические и статистические методы обобщения результатов исследования. Практическая значимость исследования: 1. В разработке новых дидактических игр и методик их применения; 2.В возможности использования ее материалов для оптимизации процесса обучения на уроках экономики в профессиональном образовании База исследования: государственное бюджетное образовательное учреждение «Миасский машиностроительный колледж», сокращенное наименование «МиМК». Студенты группы № 109 «Автоматические системы управления». Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы реализации игровых технологий в профессиональном образовании 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме реализации игровых технологий в профессиональном образовании Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина, главными структурными единицами игры можно считать: - роли, которые берут на себя играющие; - сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими; - правила игры, которым играющие подчиняются. Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр: - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»); - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»); - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»); - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [1]. Многие исследователи игры (Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн, Д.Э. Эльконин и др.) выделяют такое ее главное свойство, как амбивалентность, т.е. игра предполагает реализацию одновременно реального и условного поведения, но при этом отмечается, что воображаемы только условия, в которые «человек играющий» себя мысленно ставит, чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - это подлинные чувства. Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений [11, с. 144] . По мнению Д.Н. Узнадзе игра является формой психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. Игру как пространство «внутренней социализации» и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С. Выготский [18]. На наш взгляд, наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно формирует способности учиться и развивает познавательную активность. Педагоги и психологи различных научных школ выделили ряд общих положений [22]: 1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. 2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. 3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся. 4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют. 5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. 6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры - все большая связь ее с обучением. Задача преподавателя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состояния, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полу ребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности [14, c.144]. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Идеи внедрения элементов игры в процесс подготовки специалистов, предназначение которых - работа и деятельность в особых условиях, творческая деятельность, нашли свое отражение в научных трудах известных ученых педагогов и психологов А.Н. Джуринский, М.В. Буланова-Топоркова, Е.Э. Коваленко, Марковой, В.А. Скакун и др. [18, 15,26, 32, 44]. Анализ практики использования игр в учебном процессе профессиональной образовательной организации образования позволил выделить характерные тенденции и особенности их применения: * использование элементов игр в структуре различных видов занятий в интересах активизации обучаемых; * проведение игры в течение одного-двух занятий по определенной теме в соответствии с определенными ранее дидактическими целями; * проведение продолжительной по времени игры в интересах реализации задач развития и обучения участников на базе специально оборудованных игр центров [45, с. 24]. Учеными осуществляются попытки обоснования с научных позиций эффективности деловых игр, которые рассматриваются в рамках инновационных аспектов подготовки и повышения квалификации кадров. Появляются работы, характеризующие потенциальные возможности функционального игрового процесса, его возможную инфраструктуру [43, с. 26]. Практика показывает, что методика профессиональной подготовки в различных звеньях, должна быть, прежде всего, проблемно-деятельной, учитывающей индивидуальные особенности каждого. Проблемной, как с точки зрения отбора учебного материала, так и его изучения. Деятельный характер подготовки предполагает не просто вооружение специалиста профессионально-важными знаниями, навыками и умениями, а подготовку его к конкретным видам деятельности. Современная педагогика серьезно «заболела» игрой практикой. Появились сторонники и противники внедрения игровых технологий в учебный процесс. Причиной такого разделения является абсолютизация игровых технологий, неподготовленность профессиональной школы к использованию их «в чистом виде», т. е. в том виде, в каком они применяются в условиях модульного обучения (продолжительные деловые игры). Появились научные исследования, в которых авторы подчеркивают необходимость дальнейшего изучения и активно-игрового обучения для преодоления трудностей его внедрения в учебный процесс с учетом особенностей деятельности выпускников [42, с. 156]. Действительно, слушатели образовательных организаций профессионального образования все чаще выражают неудовлетворенность количеством и содержанием деятельной, прикладной подготовки кадров при растущем спросе на неё. Такая неудовлетворенность проявляется во всех без исключения звеньях обучения и приводит к переориентации людей желающих совершенствоваться в профессии на образовательные организации, где существует технологичная, личностно-ориентированная, тесно связанная с актуальной практикой, деятельная образовательная среда. Вывод очевиден: необходим новый подход в отборе и построении учебного материала, необходимо новое педагогическое мышление, необходимы более эффективные педагогические технологии. Допустим, что значительная часть профессорско-преподавательского состава все же заинтересована в этой работе. Однако, не имея таких ориентиров как положения теории игр, не владея дидактикой игровой деятельности, при отсутствии разработанных подходов к конструированию игр относительно предмета и включения их в учебный процесс, трудно создавать рациональные варианты подготовки и проведения занятий [34, с. 17]. Проблема еще и в том, что на должности руководителей и преподавательские должности в профессиональные образовательные организации приходят люди, зачастую не имеющие серьезной психолого-педагогической подготовки (специалисты «от практики»). Их подготовка к преподаванию, в лучшем случае, осуществляется на различных курсах при самих учебных заведениях, или непосредственно на кафедрах. Такая система формирования и повышения педагогической квалификации справедливо подвергается критике. Она не обеспечивает достаточной психолого-педагогической подготовки организаторов и субъектов образовательного процесса - преподавателей. Отсюда их низкая активность, боязнь включаться в творческую деятельность, выжидательная позиция, молчаливое неисполнение внедрения инновационных технологий и нежелание сходить с наезженной колеи традиционных методов преподавания. Если при этом препятствием является и преклонный возраст, а типологических предпосылок к изменениям и профессиональных игротехнических навыков нет, то проблема становится непреодолимой. Игра, несмотря на результативную творческую деятельность некоторых педагогов-новаторов, продолжает оставаться в учебном процессе применительно к преподаванию гуманитарных дисциплин, достаточно редким явлением [36, с. 102]. В большинстве образовательных организациях игра - это удачно найденный прием педагогического воздействия, использующийся от случая к случаю, не понятый до конца сложный инструмент педагогической деятельности и воздействия на обучающихся. Анализ научных работ преподавателей-игротехников, позволяют сделать вывод, что, несмотря на безусловный интерес и очевидную эффективность, накопленный опыт деятельности преподавателей-игротехников, активно-деятельные, игровые технологии распространяются в образовательных организациях профессионального образования крайне медленно, хотя и находят одобрение среди прогрессивных педагогов. Результаты анкетных опросов преподавателей и слушателей различных образовательных организаций профессионального образования позволили выявить наиболее характерные причины медленного внедрения таких технологий в практику подготовки кадров [29, с. 101]: - отсутствие разработанной теории и методики использования игровых технологий в учебном процессе; - неподготовленность значительной части преподавателей к использованию в педагогической практике инновационных методов обучения; - недостаточная мотивация преподавателей к использованию в учебном процессе профессионально-ориентированных игр и тренингов, обусловленная отсутствием в образовательных организациях стимулирования творческого педагогического труда, связанного с возрастающими временными затратами на подготовку к занятиям, построенным с использованием игр, при сохранении прежних подходов к учебной нагрузке; - традиционная ориентация программы подготовки слушателей на объяснительно-иллюстративный тип обучения; - недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса; - недостаточный взаимообмен (взаимообогащение) опытом, накопленным образовательными, научно-исследовательскими центрами России по внедрению и использованию игровых технологий в интересах подготовки кадров; - жесткая регламентация в методике проведения занятий по предметам [21, с. 125]. В то же время, преподаватели - сторонники инновационных технологий предупреждают и подчеркивают, что результаты и динамика научно-технического прогресса способны в короткие сроки коренным образом повлиять на уровень образования в стране. Нам объективно нужен дерзкий рывок мысли в будущее. И сделать это должна, прежде всего, сфера образования. Опираясь на материалы проведенных авторами исследований, можно сделать некоторые обобщенные выводы, относительно особенностей учебного процесса в системе профессиональной образовательной организации и особенностей использования в нем игровых технологий [18]: 1. На современном этапе сложилась противоречивая и сложная ситуация, относительно построения учебного процесса в системе профессиональной образовательной организации, как механизма подготовки квалифицированных кадров. Такая ситуация обусловлена рядом внешних (макро средовых) и внутренних социально-средовых факторов. 2. Требуют логического разрешения противоречия между объективным велением времени сделать преподавателя центральной фигурой перестройки профессиональной школы и уровнем его профессиональной педагогической подготовки; между необходимостью прикладной направленности образования кадров и неподготовленностью ряда преподавателей к решению этой важной задачи. 3. Учебный процесс институтов (курсов) профессиональной переподготовки и повышения квалификации имеет специфические особенности, сравнительно с учебным процессом других образовательных учреждений высшего профессионального образования. Эти особенности касаются временных условий его реализации, контингента обучаемых, содержания их подготовки и целей. 4. В системе гуманитарной подготовки накоплен некоторый положительный опыт использования игровых технологий. Проявляются определенные тенденции их внедрения в образовательную среду и распространения в образовательных учреждениях. 1.2 Реализация игровых технологий в преподавании дисциплины «Экономика» в СПО Система образования в настоящее время претерпевает кардинальные изменения в соответствии с Государственной Программой развития образования РФ на 2011- 2020 годы. Образование является тем фундаментом, на котором строится и держится сильное и здоровое государство. Государственная политика образования ориентирована на стратегическую цель: воспитание будущего специалиста с инновационным, творческим типом мышления, стремлением личности к проявлению творчества в профессиональной деятельности [2]. Невозможно представить успешную, результативную учебную деятельность без должной активности. Учебная активность – желание и стремление студентов приобрести как можно больше знаний, это их настойчивость и высокая работоспособность. Поэтому преподавателям необходимо подыскивать такие формы и методы, способствующие побуждению студентов к активной познавательной деятельности. Формирование профессиональных компетенций - одна из основных задач профессионального образования. Для решения этой главной задачи на своих уроках экономики используют игровые технологии. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такой самоотверженности, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре [15]. Проблема повышения эффективности обучения тесно взаимосвязана с познавательной активностью, характерной для всех детей. Однако, по наблюдениям учителей и родителей, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. Особенно это характерно для подростков. Нередко у них снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам [12, с. 55]. I курс для студентов колледжа является переходным этапом: из школы, - в мир новых друзей, новых преподавателей, новой обстановки. Задача педагога - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала повышению интереса к обучению. Одним из средств, стимулирующим процесс обучения, является дидактическая игра. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная учебная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету, повышают познавательную активность обучающихся. В игре ярко проявляются особенности их мышления и воображения, эмоциональность, потребность в общении. Нередко, преподаватели колледжа наблюдают, как студенты играют на переменах в «Мафию» или «Ассоциации», им явно не хватает игровых элементов на занятиях. Вот поэтому, использование игровых технологий на учебных занятиях экономики, у студентов I курса, особенно актуально [7, с. 9]. В последнее время во многих публикациях в научно-педагогических журналах, и среди учителей приобрело распространение понятие «игровые педагогические технологии» [41]. Оно включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Содержание игровых технологий, используемых в учебном процессе, должно быть не случайным, а соответствовать изучаемому материалу. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих обучающихся. Она требует порождение новых целей и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности, обучающихся в целом. Обучающие игры выполняют 3 основные функции: Инструментальная - формирование определенных навыков и умений; Гностическая- формирование знаний и развитие мышления обучающихся; Социально-психологическая- развитие коммуникативных навыков. Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая - в дидактических, социально- психологическая – в ролевых играх [5, с. ,32]. Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям: * Игра должна соответствовать целям обучения; * Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию; * Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры; * Возможность использования творческих элементов в игре. Преподаватель должен выступать не только в роли руководителя, но и как консультант и корректор в процессе игры. Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов: 1) Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников; 2) Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них; 3) Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача; 4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры, как самими участниками, так и экспертами (педагогом) [5, с. 33]. Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, исследование межличностных отношений, «мозгового штурма» и др. Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некоторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения [16]. Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности: * имитационные игры используются в обучении при формировании определенных производственных навыков. * сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет (играет) определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры. * инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающее – развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий [9, с. 9]. Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип выделения последних – это цель, назначение игры, состоящая в формировании определенных навыков управления конкретной ситуацией. * Организационно - деятельные. В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы [4]. Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена. Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга – например, может быть ролевая деловая игра, инновационно - имитационная и т.д. Здесь от кандидатов требовалось не просто показать свои знания, но сделать это наилучшим образом, т.е. проявить компетентность и оригинальность при решении управленческих задач. Деловые игры в образовательном процессе часто используются при изучении экономических дисциплин. В целом в процессе деловой игры, у ее участников формируется и закрепляется механизм поиска решения проблемы. Кроме того, она оказывает корректирующее влияние на психологию обучающихся, т.к. лишена психологической напряженности, присущей традиционным формам обучения, и ориентирует участников на более полное восприятие учебного процесса [15]. Психологические игры позволяют выявить у них специфические качества и навыки, необходимые для делового общения, создания и поддержания «духа компании». Во время психологических тренингов игры могут носить и раскрепощающий характер. Так, например, игра «Знакомство деловых партнеров» направлена на создание благоприятной атмосферы в группе. «Эффективная коммуникация»- пример психологического тренинга. Основная цель тренинга состоит в обучении участников навыкам эффективного общения, т.е. такого, от которого сам человек и его слушатели получали бы удовлетворение [9, с. 11]. В процессе тренинга участники усваивают основные принципы вербального и невербального (жесты) общения, получая не только коммуникативные навыки, но и навыки «обратной связи» (умение слушать), учатся элементам переговорного процесса и поведению в конфликтной ситуации общения. Особое место отводится формированию личностной позиции («Я - концепция»), усвоению психологических моделей (например, модель «Айсберг», отражающая механизм и аксиомы коммуникации). Использование игровых технологий способствует органичному сочетанию теории и практики и делает сам тренинг динамичным. Таким образом, деловые игры учат: * сопоставлять свое мнение с мнением других; * оценивать свои успехи и возможности, уровень авторитета и степень доверия со стороны коллектива; * находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностном общении; * осознавать свои поведенческие и психологические установки; * выполнять различные функциональные роли и др. [14, с. 43]. Роль игровых технологий в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности обучающихся. По характеру игровой методики выделяют следующие типы игры: предметная, сюжетная, ролевая, деловая, имитационная, театрализованная. Различают виды дидактической игры. 1. Игра-упражнение - способствует закреплению учебного материала, развивает умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2. Игра-путешествие - способствует осмыслению и закреплению учебного материала. Активность обучающихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игра-соревнование. Обучающиеся, соревнуются разделившись на команды. Таким образом, игра рассматривается как важное средство повышения интереса обучающихся к предмету, получения навыков работы в малых группах, а также как один из способов формирования чувства ответственности за свои поступки. Активность обучающихся при такой подаче материала проявляется ярко, носит длительный характер и «заставляет их быть активными». 1.3.Из опыта работы преподавателей экономики по использованию игровых технологий в процессе обучения В методической системе профессионального обучения сегодня происходят значительные изменения, связанные с реализацией новых образовательных стандартов на всех уровнях профессиональной подготовки. Их реализация предполагает использование, наряду с традиционными, новых педагогических технологий [12, с. 16]. В последнее время большое внимание уделяется технологиям игрового обучения. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между преподавателями и обучающимися. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения воспитания; в игре создаются условия для формирования качеств, связанных с управлением своим эмоциональным состоянием. Игра позволяет заинтересовать обучающихся, изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме. Опыт преподавания экономики в профессиональном образовании показал, что обучающиеся, поступающие на факультет экономики, недостаточно мотивированы к восприятию учебного материала; студенты приходят с низким сформированным уровнем общих умений и навыков. Поэтому теоретический материал в виде лекций усваивается, обучающимися слабо. Один из эффективных способов решения этой проблемы - введение в учебный процесс игровых элементов – с первых уроков, постепенно усложняя игровые приемы и методы обучения. Цель использования игровых технологий в учебном процессе – через повышение заинтересованности обучающихся к экономическим знаниям добиться лучшего усвоения учебного материала, развития мыслительной деятельности, аналитических способностей обучающихся и, как результат, – повышения качественной успеваемости [23, с. 223]. В образовательной практике организаций профессионального образования возникают противоречия: 1. Между необходимостью и потребностью использования дидактических игр в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработкой этого вопроса в образовательных организациях; 2. Между ролью экономических знаний на современном этапе и уровнем профессиональной подготовки преподавателей, способных грамотно поставить процесс обучения экономике [13, с. 562]. Сегодня большинство материалов по игровым технологиям обучения предназначено для школьного образования, а систематизированных материалов, раскрывающих возможности, методику и особенности использования игровых технологий в профессиональном образовании – немного, еще меньше их – по методике использования игровых форм обучения на уроках экономики. А ведь именно учреждения системы СПО чаще других сталкиваются с проблемой низкой мотивации обучающихся, у которых не хватает теоретической и практической грамотности. Чтобы устранить этот пробел, разработаны методические рекомендации, в которых предпринята попытка обобщить имеющиеся теоретические наработки и практические материалы по использованию игр на уроках экономики. При составлении рекомендаций Л.И. Фадеева использовала собственный опыт применения игр и игровых приемов на своих уроках. Игровые формы обучения чаще всего предполагают работу в малых группах (командах), использование метода «мозгового штурма», что требует развития навыков коллективного выражений мыслей, а также навыков коммуникативно-диалоговой, дискуссионной деятельности и делового общения. Тем более что в ходе игры генерация идей, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор аргументов и их предъявление идут не только на меж командном, но и на внутригрупповом уровне. Таким образом, закладываются навыки работы в команде единомышленников, прививаются элементы корпоративной культуры. Это важно и с точки зрения развития интеллектуальных умений обучающихся, формирования сбалансированного критического мышления и связанной с ним способности принимать обдуманные, взвешенные решения. В ходе игры, обучающиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать самые разнообразные задачи. Из раскрытия понятия игры можно выделить ряд положений [31, с. 14]: * Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности обучающихся; * Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. * В игре решаются проблемы межличностных отношений, приобрета....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: