VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Участие стороны обвинения и их полномочия судопроизводстве

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009704
Тема: Участие стороны обвинения и их полномочия судопроизводстве
Содержание
      Тема: Участие стороны обвинения и их полномочия судопроизводстве
      

Содержание 
      
Введение	3
Глава 1. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса	7
1.1. Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела	7
1.2. Участие прокурора на стадии предварительного расследования	15
Глава 2. Участие прокурора в судебном процессе	20
2.1. Участие прокурора в суде первой инстанции	20
2.2. Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях	29
2.3. Участие прокурора в надзорной инстанции	36
Глава 3. Совершенствование правового статуса прокурора в уголовном процессе	40
3.1. Совершенствование правового статуса прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса	40
3.2. Совершенствование правового статуса прокурора в судебных стадиях уголовного процесса	48
Заключение	59
Список литературы	63
      

Введение 
      
      Актуальность темы данного дипломного исследования обусловлена следующими факторами. 
      В России определился курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и решительную борьбу с любыми правонарушителями, т. е. всемерное укрепление законности. В связи с этим значительно возрастает роль прокуратуры, призванной осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории российской федерации законов. Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в российской федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в российской федерации, осуществление принципов социальной справедливости. 
      Актуальности данной теме придается еще и то, что прокурорский надзор является одной из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан. 
      Соблюдение законности является предметом прокурорского надзора. Надзор за точным и единообразным исполнением законов служит единственным предназначением органов прокуратуры. Объектом прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве являются общественные отношения между прокурором и другими участниками уголовного процесса во всех стадиях. 
      Прокуратура – единственный государственный орган в стране, который выполняет эти функции. 
      Законность в России нужна для того, чтобы при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутреннее сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние. 
      Существенным отличием прокурорского надзора является и то, что он осуществляется от имени государства, поэтому имеет самые широкие границы, распространяется на все представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления. При этом предметом и объектом надзора может быть и деятельность контролирующих органов. 
      Таким образом, прокуратура ввиду специфики своей деятельности и структуры объединяет усилия контролирующих органов: местных, региональных и центральных, а также деятельность органов исполнительной власти – федеральных и региональных, поскольку прокурор осуществляет надзор за исполнением всех законов, действующих на территории России. Это особенно важно, когда в стране резко увеличилось количество субъектов законотворчества. В этих условиях ни одна иерархическая структура органов исполнительной власти не может оптимально функционировать при наличии только контроля вышестоящих органов за исполнением законов нижестоящими учреждениями. Такой контроль дополняется надзором за соответствием законам издаваемых правовых актов каждого звена данной структуры, осуществляемым соответствующим по уровню органом единой централизованной прокурорской системы. Взаимодействие ведомственного контроля и прокурорского надзора остается надежным средством обеспечения законности в стране. 
      Прокуратуру, в известной мере, можно рассматривать как системообразующее, саморегулируемое ядро государственного контроля. Надзирая в пределах своей компетенции за исполнением законов контролирующими органами, она консолидирует и активизирует их деятельность, способствует преодолению местных и ведомственных влияний на них, воздействия криминальных структур, их очищению (в том числе путем привлечения к уголовной ответственности) от недобросовестных и коррумпированных чиновников. 
      Большинство изменений и дополнений, внесенных в последние годы в уголовно-процессуальный закон, в той или иной мере связаны с уголовно-процессуальной деятельностью прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания и следствия. Повышенный интерес к проблемам досудебного производства, в большей степени можно объяснить спецификой этого вида процессуальной деятельности, в которой можно выделить существующие проблемы прокурорского надзора. 
      До последнего, Прокуратура Российской Федерации оставалась нетронутой в реформируемой системе правоохранительных органов нашей страны, но с сентября 2007 года и ее коснулись достаточно серьезные изменения, относительно выполняемой деятельности. И как часто бывает, проводимые реформы не всегда нейтрализуют имеющиеся проблемные аспекты, что обуславливает актуальность рассматриваемых в дипломной работе вопросов. 
      Объектом исследования является комплекс правоотношений, складывающихся на досудебных и судебных стадиях между прокурором и другими участниками уголовного судопроизводства.
      Предмет исследования составляют конституционные, уголовно-процессуальные нормы, нормы, закрепленные в иных федеральных законах, регламентирующих полномочия прокурора на досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства, ведомственных нормативных актах, теоретические разработки, касающиеся осуществления прокурором своих полномочий.
      Цель данной дипломной работы – исследовать механизм участия прокурора в различных стадиях уголовного судопроизводства по современному российскому уголовно-процессуальному законодательству.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
      1) проанализировать участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела и на стадии предварительного расследования; 
      2) исследовать механизм участия прокурора в суде первой инстанции, а также в апелляционной, кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства; 
      3)- выявить проблемы и дать предложения по совершенствованию правового статуса прокурора в досудебной стадии уголовного процесса.
      4) выявить проблемы и дать предложения по совершенствованию правового статуса прокурора в судебной стадии уголовного процесса. 
      При выполнении дипломной работы были использованы научные труды таких авторов как: Алексеев С. Н., Алексеева Л. Б., Амербеков К., Андрианов М., Бабищев А., Багаутдинов Ф., Басков В. И., Воскресенский В., Гаврилов В. В., Громов Н., Гуценко К. Ф., Ефремова Г., Зеленин С., Исаенко В., Кальницкий В., Ковалев М. А., Кони А. Ф., Копылова О. П., Кудрявцев П. И., Лупинская П. А., Николаева Т. П., Синельщиков Ю., Скуратов Ю. И., Смородинова А., Соловьев В., Тушев А. А., Ульянов В., Худяков С. С., Чугунов А. П., Щемеров С. А., Яровиков К. Ю., и некоторых других исследователей. 
      

Глава 1. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса 
      
1.1. Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела 
      
      Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» изменили правовое положение прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства. Наиболее важным из них является лишение прокурора права возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору, либо принимать его к своему производству. Это отрицательно сказалось на решении всех задач уголовного процесса, в том числе закрепленных в ст. 6, ч. 2 ст. 21, ст. 73 УПК РФ. 
      28 декабря 2010 г. принят Федеральный закон № 404-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия", в соответствии с которым произошло окончательное разделение следственных органов и органов прокуратуры. Был создан Следственный комитет Российской Федерации; определен круг полномочий прокурора в досудебном судопроизводстве.1
      Современная норма, предусматривающая полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства, была введена в УПК РФ ФЗ от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре РФ (п.2, ч.2 ст. 37)». Эта норма по сути, была введена вместо нормы, устанавливающей соответствующее полномочие на возбуждение уголовного дела. 
      К вопросам прокурорского реагирования за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешений сообщений о преступлениях посвящен приказ Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешений сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия». Прокурорам предписана проверка исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки).2
      В соответствии с Федеральным законом № 404-ФЗ п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор получил право истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение. 
      Однако прокурор, осуществляя надзор за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, обнаружив укрытое преступление при наличии достаточных к тому данных, не вправе принять решение о возбуждении уголовного дела.
      Прокурор уполномочен в случае выявления незаконных или необоснованных постановлений руководителей следственных органов, следователей об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменять постановления об отказе в возбуждении уголовных дел путем вынесения мотивированного постановления с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа (п. 5.1 ч. 2 от. 37, ч. 6 от. 148 УПК РФ).3
      Говоря о поводах и основаниях для возбуждения уголовного дела, отметим дополнение п. 4 от. 140 УПК РФ. Из него следует, что постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании теперь является поводом для возбуждения уголовного дела, а решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании п. 2 ч. 2 от. 37 УПК РФ, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа (ч. 1.1 от. 148 УПК РФ). 
      По мнению В.А. Лазаревой, указанные полномочия не могут служить компенсацией права лично возбуждать уголовное дело, которого прокурор был лишен без всяких на то оснований вопреки логике закона и здравого смысла. А необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела требует более эффективного средства прокурорского реагирования, чем бесконечная переписка прокурора с руководителем следственного органа. Поэтому включение постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования в число поводов к возбуждению уголовного дела проблемы никак не решает.4
      Особое значение постановления прокурора в качестве повода для возбуждения уголовного дела выражается в дополнительных гарантиях обоснованности принятия решения при отказе в возбуждении уголовного дела по этому поводу. В соответствии с ч. 1 ст. 148 УПК РФ, введенной ФЗ от № 404-ФЗ4, решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. Следовательно, если по иным поводам при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела самостоятельно, то по этому поводу следователю требуется согласие руководителя следственного органа. 
      Сразу же следует обратить внимание на правовую регламентацию рассматриваемого положения, поскольку указанная норма распространяется только на решение органа предварительного следствия. Орган дознания и дознаватель, как и по другим поводам, принимают при наличии к тому оснований решение о возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора самостоятельно. 
      В связи с возведением законодателем постановления прокурора в ранг самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела представляется необходимым обратить внимание на проблемные вопросы, вызванные несовершенством законодательства в этой сфере.5
      Прокурор, как и прежде, не наделен полномочиями по проверке сообщения о преступлениях и принятию по ним решений. Представляется, что только комплекс процессуальных полномочий прокурора, направленных на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона, при осуществлении прокурорского надзора и уголовного преследования, способен обеспечить законность и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в стадии возбуждения уголовного дела. Лишение прокурора права на возбуждение уголовного дела не позволяет ему своевременно устранять выявленные нарушения. 
      Внесенные изменения ст. 144 УПК РФ не влияют на своевременность реагирования прокурора на выявленные им факты нарушений уголовного законодательства. 
      В ст. 148 УПК РФ, регулирующую отказ в возбуждении уголовного дела, включена ч. 1.1. В ней закреплен запрет отказа следователем в возбуждении уголовного дела без получения на то согласия руководителя следственного органа по результатам проверки выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, о которых последний сообщил путем вынесения постановления о направлении материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании. Здесь следует обратить внимание на то, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела, в соответствии с ч. 1 от. 148 УПК, следователь оформляет своим постановлением. Соответственно, чтобы не согласиться с «мотивированным» постановлением прокурора, в котором содержится решение вопроса о возбуждении уголовного преследования, следователю достаточно получить согласие руководителя следственного органа. А ведь неисполнение постановления прокурора означает фактическую его отмену, на что полномочий у следователя и руководителя следственного органа нет. Пункт 6 ч. 2 от. 37 УПК РФ устанавливает, что в ходе досудебного производства по уголовному делу отменять незаконные и необоснованные постановления прокурора может только вышестоящий прокурор. В этом усматриваются законодательные несоответствия.6
      В соответствии с п. 3 ч. 2 от. 37 УПК РФ прокурор вправе требовать от органов дознания и органов предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства по уголовным делам. Однако полномочия прокурора, которые позволили бы устранять нарушения, допущенные следователями при проверке сообщений о преступлениях, законом конкретно не определены. 
      УПК РФ не предусматривает права прокурора принимать и разрешать сообщения о преступлениях, его правовой статус не согласуется с теми целями и задачами, которые он призван разрешать в уголовном процессе. Так, в соответствии со от. 10 Закона о прокуратуре прокурор обязан принять сообщение о любом преступлении от гражданина либо организации, с которым они обращаются непосредственно к нему. Устранение данной коллизии возможно, по нашему мнению, путем дополнения ч. 1 ст. 144 УПК РФ положением, согласно которому прокурор обязан принять сообщение о любом совершенном либо готовящемся преступлении, после чего незамедлительно передать его по подследственности в соответствии со от. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 от. 20 УПК РФ. 
      В. ч. 4 от. 146 УПК РФ, следует отметить, что прокурор, признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление, копия которого направляется должностному лицу, возбудившему уголовное дела (ч. 6 от. 146 УПК РФ). А если прокурор не отменяет постановление о возбуждении уголовного дела, то он фактически согласен с процессуальным решением следователя (дознавателя). Однако ни от. 37 УПК РФ, регулирующая полномочия прокурора, ни ч. 4 от. 146 УПК РФ не указывает, в какой форме должно отражаться одобрение прокурором решения о возбуждении уголовного дела.7
      В от. 146 УПК РФ не предусмотрено, в какой срок с момента возбуждения уголовного дела следователем (дознавателем) прокурор должен получить постановление о возбуждении уголовного дела. На практике такой срок от одного дня до нескольких недель. 
      Бывают случаи, когда на основании копии постановления о возбуждении уголовного дела, прокурору невозможно полноценно сделать вывод о законности возбуждения уголовного дела. Прокурор уполномочен требовать от следователя (дознавателя) незамедлительного представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения. Данное право прокурора закреплено в от. 6 и ч. 1 от. 22 ФЗ закона «О прокуратуре РФ». Поскольку УПК РФ не установил срок, в течение которого следователь обязан выполнить требования прокурора о предоставлении материалов, обосновывающих законность возбуждения уголовного дела, представляется, что прокурор сам устанавливает такой срок. 
      Согласно п. 6 ч. 2 от. 37 УПК РФ прокурор уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ. Вместе с тем полномочия прокурора по отмене незаконного или необоснованного постановления следователя о возбуждении уголовного дела в п. 6 ч. 2 от. 37 УПК РФ не закреплено.8
      Таким образом, можно сделать вывод о том, что, система полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела, претерпела существенные изменения. Однако некоторые новеллы представляются недостаточно продуманными и последовательными. Упразднение права прокурора возбуждать уголовные дела лишает его возможности осуществлять возложенную на него УПК РФ и Федеральным законом «О прокуратуре РФ» функцию уголовного преследования. 
      Уголовно-процессуальный закон должен предусматривать единый, четкий и эффективный порядок реагирования прокурора на неправомерные решения органов предварительного следствия и дознания. И этот порядок должен включать самостоятельное право прокурора отменить незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела и направить материалы для дополнительной проверки или при наличии повода, возбудить уголовное дело. 
      
1.2. Участие прокурора на стадии предварительного расследования 
      
      После возбуждения уголовного дела орган дознания, следователь имеют право выполнять необходимые следственные действия. Участие прокурора в следственных действиях можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле этого слова под участием прокурора в следственных действиях можно понимать четыре элемента. Первый элемент – это дача прокурором санкции на проведение следственного действия. Например, по УПК РСФСР прокурор давал санкцию на проведение обыска, а также санкционировал меру пресечения – заключение под стражу обвиняемого (по УПК РФ это право принадлежит суду). По новому УПК мера пресечения – залог избирается дознавателем и следователем с согласия прокурора. Второй элемент – непосредственное проведение следственного действия. Здесь подразумевается принятие расследования преступления прокурором к своему производству. Третий элемент – участие прокурора в проведении следственного действия (вместе со следователем). И четвертый элемент – дача прокурором письменного указания. Письменные указания носят произвольную форму, но в каждом из них приводятся адресат и содержание того, что прокурор предписывает сделать по делу (провести те или иные следственные или процессуальные действия, проверить конкретную версию, предъявить обвинение, переквалифицировать действия, инкриминируемые обвиняемому, и т. д.).
      В узком же смысле этого слова понимаются только второй и третий элементы, рассмотренные выше. Что же касается обвинительного акта, то он утверждается начальником органа дознания, а затем направляется вместе с материалами дела прокурору.
      В течение двух суток прокурор рассматривает поступившее с обвинительным актом уголовное дело и принимает одно из следующих решений: 
      1) утверждение обвинительного акта и направление дела в суд; 
      2) в случае несоответствия обвинительного акта требованиям ст. 225 УПК РФ прокурор может возвратить дело для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта, при этом он может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток для производства дополнительного дознания и не более чем на 3 суток для пересоставления обвинительного акта; 
      3) прекращение производства по уголовному делу по основаниям, предусмотренным ст. 24 – 28 УПК РФ; 
      4) направление дела для производства предварительного следствия.
      Прокурор может исключить из обвинительного акта отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать его на менее тяжкое.
      Копию обвинительного акта прокурор вручает обвиняемому и его защитнику (ст. 226 УПК РФ).
      Деятельность следователя завершается составлением обвинительного заключения. В этом процессуальном акте формулируются сущность дела и обвинение, вывод следователя о совершении обвиняемым определенного преступления и о необходимости направления дела в суд (ст. 220 УПК). После подписания следователем обвинительного заключения дело немедленно направляется прокурору.
      Осуществляя надзор за исполнением законов в ходе всего расследования, прокурор обязан по окончании следствия еще раз проверить все материалы и ответить на следующие вопросы: собраны ли в установленном законом порядке доказательства, подтверждающие, что имело место деяние, вменяемое обвиняемому; содержит ли оно состав преступления; нет ли обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу; проведено ли следствие с соблюдением требований всесторонности, полноты и объективности; обосновано ли обвинение собранными по делу доказательствами; предъявлено ли обвинение по всем преступлениям; привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления; правильно ли квалифицировано преступное деяние; правильно ли избрана мера пресечения; приняты ли меры по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества; выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли необходимые меры к их устранению; соблюдены ли в ходе расследования все требования уголовно-процессуального закона; правильно ли составлено само обвинительное заключение.
      В зависимости от ответов на эти вопросы прокурор в течение пяти суток принимает одно из следующих решений.
      1. Признав, что при производстве по делу были соблюдены все предусмотренные законом правила, обвинительное заключение отвечает требованиям ст. 220 УПК РФ, прокурор утверждает своей резолюцией обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
      Прокурор вправе составить новое обвинительное заключение, однако только в том случае, если существенно не изменяется обвинение и не ухудшается положение обвиняемого и его право на защиту.
      2. В том случае, если в отношении отдельных обвиняемых полностью отпали основания для производства по делу или уголовного преследования, прекратить в этой части уголовное дело либо уголовное преследование.
      3. Прокурор принимает решение о возвращении дела следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения при необходимости квалификации действий обвиняемого по закону, предусматривающему более тяжкое преступление, расширения объема обвинения, для устранения нарушенных прав и законных интересов обвиняемого и других.
      Как правило, дело возвращается тому следователю, который проводил предварительное следствие.
      Однако с соблюдением правил о подследственности дело может быть передано другому следователю в том случае, если последний более успешно обеспечит расследование по делу. При этом должен быть установлен срок дополнительного расследования с соблюдением правил ст. 162 УПК РФ.
      4. Дело должно быть направлено вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения по делу, подсудному вышестоящему суду (ст. 221 УПК РФ).
      Прокурор вправе в обвинительном заключении сузить объем обвинения или применить закон о менее тяжком преступлении, отменить или изменить ранее избранную меру пресечения (за исключением таких мер, как заключение под стражу, домашний арест или залог), дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд. Однако право сокращения списка не распространяется на свидетелей со стороны защиты. Прокурор обязан устранить нарушения, связанные с предельными сроками содержания под стражей (ст. 109 УПК РФ), путем отмены или изменения меры пресечения.
      Во всех случаях, кроме утверждения обвинительного заключения, прокурором должно быть вынесено соответствующее постановление.
      По УПК РСФСР копия обвинительного заключения вручалась подсудимому судом за трое суток до начала слушания дела, а теперь законодатель возложил эти действия на прокурора. До направления дела в суд копия обвинительного заключения с приложениями прокурором вручается обвиняемому за семь суток до начала судебного заседания. Это дает подсудимому возможность заблаговременно подготовиться к защите в суде.
      По ходатайству защитника и потерпевшего прокурор им также вручает копии обвинительного заключения для ознакомления.
      О направлении дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей. Этим лицам разъясняется их право заявить ходатайство о проведении предварительного слушания. Поступившее ходатайство должно быть разрешено не позднее трех суток, и о принятом решении доведено до сведения заявителя.
      Таким образом, после выполнения всех этих действий уголовное дело с обвинительным заключением направляется в суд, которому оно подсудно.
      

Глава 2. Участие прокурора в судебном процессе 
      
2.1. Участие прокурора в суде первой инстанции 
      
      При подготовке к участию в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции особое внимание необходимо уделять подбору кандидатур прокуроров, которые будут поддерживать в суде государственное обвинение. 
      В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ по делам с обвинительным заключением, утвержденным Генеральным прокурором РФ и его заместителями, государственных обвинителей должно назначать руководство прокуратуры РФ. 
      По делам, подсудным верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, государственных обвинителей должно назначать руководство соответствующих прокуратур субъектов РФ. 
      Государственных обвинителей следует назначать заблаговременно, для того чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. При этом руководителям соответствующих прокуратур нужно учитывать характер, объем и сложность уголовного дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения в суде. По наиболее сложным делам при необходимости следует создавать группы государственных обвинителей, распределив их обязанности в соответствии с особенностями уголовного дела. 
      Поручения о поддержании государственного обвинения подчиненным прокурорам необходимо давать в письменном виде с передачей в надзорное производство. Следует отметить, что, несмотря на то что уголовно-процессуальный закон содержит норму, позволяющую прокурору давать поручения о поддержании в суде обвинения дознавателю, следователю, Генеральный прокурор РФ указал на необходимость исключить из практики случаи поддержания государственного обвинения в суде должностными лицами органа дознания и следователями до особого распоряжения. 
      Решающее значение для эффективного поддержания государственного обвинения имеет подготовка прокурора к участию в судебном заседании. 
      По сути, она начинается уже в тот период, когда прокурор проверяет поступившее к нему от следователя (дознавателя) уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом. Только в этой части уголовного процесса прокурор имеет возможность в случае обнаружения каких-либо недостатков в доказанности фактической стороны обвинения направить уголовное дело следователю или дознавателю на дополнительное расследование. Из судебных стадий уголовное дело вернуться для дополнительного расследования уже не может. Поэтому возрастает вероятность постановления судом оправдательного приговора. 
      Приступая к подготовке по поддержанию государственного обвинения в суде, прокурор должен внимательно изучить уголовное дело. Исследование материалов дела начинается, как правило, с анализа формальной и содержательной частей обвинительного заключения или обвинительного акта. Затем прокурор приступает к ознакомлению с постановлением о привлечении лица в качестве обвиняемого. Указанные документы должны отвечать требованиям уголовно-процессуального законодательства. Так, формулировка обвинения, содержащаяся в обвинительном заключении, должна по своему объему соответствовать обвинению, сформулированному в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого. Если объем обвинения на стадии предварительного расследования был изменен в сторону смягчения, то по своему содержанию формулировка обвинения в обвинительном заключении может быть уже. Однако в этом случае в материалах уголовного дела должно содержаться постановление о прекращении уголовного преследования согласно части или пункту конкретной статьи УК. 
      Характер и методика дальнейшего изучения материалов уголовного дела должны позволить прокурору в полной мере выяснить степень фактической доказанности обстоятельств по уголовному делу, входящих как в общий предмет доказывания (ст. 73 УПК), так и в специальные, предусмотренные законом предметы доказывания по особым производствам. 
      В первую очередь прокурор должен проанализировать показания обвиняемого. При этом следует помнить, что дача подозреваемым (обвиняемым) показаний в ходе производства по уголовному делу является его правом, а не обязанностью. Если обвиняемый давал на предварительном расследовании показания, то прокурор в первую очередь должен обратить внимание на те доводы, которые обвиняемый приводит в свою защиту. Необходимо проанализировать, насколько органы, осуществлявшие уголовное преследование на досудебном этапе производства, смогли проверить их, не противоречат ли собранные по делу доказательства аргументам обвиняемого. Если собранные доказательства находятся в противоречии с доводами обвиняемого, то следует выяснить причину этого противоречия. В некоторых случаях можно пригласить следователя (дознавателя), чтобы он помог разобраться в этом вопросе и восстановить доказательственный пробел. 
      Далее прокурором должны быть изучены иные материалы, содержащиеся в уголовном деле, отсылка к которым указывается в обвинительном заключении. Именно на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств и строит свою позицию сторона обвинения. 
      Прокурором рассматривается вопрос о наличии заявленных стороной защиты в ходе предварительного расследования ходатайств и жалоб. Они могут содержать в себе просьбы о проведении каких-либо следственных действий с целью обнаружения новых доказательств, устанавливающих непричастность обвиняемого к совершению преступления. Ходатайства могут быть заявлены стороной защиты в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 88 УПК, в отношении признания тех или иных доказательств недопустимыми по основаниям, указанным в ст. 75 УПК. Здесь прокурору необходимо обратить внимание на необоснованные отказы следователя в удовлетворении указанных ходатайств. Если последние будут заявлены в суде и он сочтет нужным их удовлетворить, то система доказательств стороны обвинения может быть разрушена. И суд вынесет оправдательный приговор. 
      В обязательном порядке должна быть проверена обоснованность и законность производства следственных и иных процессуальных действий. 
      Прокурорам необходимо помнить о новых положениях уголовно-процессуального законодательства, исключающих возможность возвращения уголовного дела прокурору для дополнительного расследования, в силу чего существенные нарушения УПК, допущенные в досудебном производстве, могут привести к постановлению оправдательного приговора. Генеральный прокурор расценивает как нарушение служебного долга направление такого уголовного дела в суд, равно как и требование о вынесении обвинительного приговора при отсутствии доказательств виновности подсудимого либо необоснованный отказ государственного обвинителя от обвинения. 
      Прокурорам, поддерживающим государственное обвинение при судебном разбирательстве уголовного дела, следует выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и предлагать суду при наличии оснований вынести частное определение. Подобная работа должна начаться прокурором уже на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению. Тем более что обстоятельства, способст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44