- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000350 |
Тема: | Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения |
Содержание
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» Институт права и управления Кафедра Судебной Экспертизы и Таможенного Дела Курсовая работа по дисциплине «Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела» Тема: «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения» Выполнил: студент 2-го курса Группа 730432 Нинчак И.Н.___________ Проверил: ассистент кафедры СЭиТД Светличный А.А. _____________ Тула – 2015 г. Содержание Введение…………………………………………………………………...............3 1.Прокурор, его процессуальный статус и задачи в различных стадиях уголовного процесса…………………………………………………………....5 2.Руководитель следственного органа, его полномочия и взаимоотношения со следователем при производстве по делу……………………………………..12 3.Следователь, его процессуальные полномочия и самостоятельность..19 4.Органы дознания (понятия, права и обязанности)……………………......27 Заключение……………………………………………………………………..33 Список использованной литературы…………………………………………35 ? Введение. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что участниками уголовного судопроизводства являются все субъекты, наделенные определенными полномочиями для выполнения назначения уголовного судопроизводства (прокурор, руководитель следственного органа, следователь и др.), субъекты, защищающие в судопроизводстве свои или представляемые права и законные интересы, подозреваемый, обвиняемый, защитник, представитель, а также иные субъекты, помогающие в совершении процессуальных действий или удостоверяющих их (специалист, эксперт, понятой и др.). Участники уголовного судопроизводства реализуют свои полномочия и права не иначе как в правоотношениях. Общее определение участников уголовного судопроизводства недостаточно для характеристики процессуального предназначения полномочий и прав каждого из них. Цель настоящей работы: рассмотреть состав и процессуальный статус участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач: 1. рассмотреть процессуальный статус и задачи в различных стадиях уголовного процесса для прокурора; 2. рассмотреть полномочия руководителя следственного органа, и взаимоотношения со следователем при производстве по делу; 3. рассмотреть процессуальные полномочия следователя и самостоятельность; 4. рассмотреть понятия, права и обязанности органов дознания. Объект исследование – особенности правового статуса лиц, участвующих в уголовном процессе со стороны обвинения. Предмет – функции, состав, права и обязанности участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Практическая значимость исследования обуславливается тем, что сегодня современный государственный обвинитель – это должностное лицо, от деятельности которого зависят как успех завершающего этапа изобличения виновного в совершенном преступлении, и так же реализация результатов многомесячной и кропотливой работы предварительного следствия и органов дознания. Теоретической основой изучения в курсовой работе явились действующие нормативные правовые акты, а также работы отечественных ученых по разбираемой проблематике. ? 1.Прокурор, его процессуальный статус и задачи в различных стадиях уголовного процесса Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно – процессуальным кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.1 1.Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. 2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.2 Прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.3 В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом; 7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; 8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения; 9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; 10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса; 11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; 14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу; 15) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору уголовно-процессуальным кодексом. Правовой статус прокурора можно разделить на три части. Общий статус, права и обязанности на досудебных и на судебных стадиях. К общим правам, присущим прокурору вне зависимости от того, на какой стадии уголовного процесса он участвует, относятся следующие: 1) осуществлять уголовное преследование (ч. ч. 1 и 3 ст. 21 УПК РФ); 2) собирать доказательства (ч. 1 ст. 86 УПК РФ); 3) заявлять отводы (ч. 1 ст. 64 УПК РФ); 4) иные общие полномочия.4 Общие обязанности прокурора: 1) устраниться от участия в производстве по уголовному делу, при наличии оснований для отвода (ч. 1 ст. 62 УПК РФ); 2) оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК РФ); 3) выносить законные, обоснованные и мотивированные постановления; 4) иные общие обязанности. Помимо наименованных обязанностей и прав прокурор наделен широкой областью и иных полномочий. Так, прокурор вправе: 1) продлять срок проверки до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления; 2) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;5 3) отменить указание нижестоящего прокурора (ч. 4 ст. 38 УПК РФ); 4) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Прокуроры не исполняют надзора за деятельностью судов, они поддерживают государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выдвигается в качестве государственного обвинителя. Поэтому при осуществлении уголовного судопроизводства он наделен следующими правами: 1) получить копию постановления судьи: а) о направлении уголовного дела по подсудности, б) о назначении предварительного слушания, в) о назначении судебного заседания; г) о прекращении уголовного дела на стадии подготовки к судебному заседанию (ч. 4 ст. 239 УПК РФ); 6 2) знакомиться с материалами дела (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 3) иметь время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 4) участвовать в судебном разбирательстве (ч. 1 ст. 246 УПК РФ); 5) поддерживать перед судом государственное обвинение (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 6) отказаться в порядке и по основаниям, установленным УПК РФ, от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК РФ), от обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ); 7) изменять обвинение в сторону смягчения в ходе предварительного слушания (ч. 5 ст. 236 УПК РФ), а также во время судебного разбирательства вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 8 ст. 246 УПК РФ); 8) заявлять ходатайства (ст. 230 УПК РФ); 9) в начале судебного следствия по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения изложить предъявленное подсудимому обвинение (ч. 1 ст. 273 УПК РФ); 10) представлять доказательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 11) участвовать в исследовании доказательств (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);. 12) излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 13) участвовать в прениях сторон (ст. 292 УПК РФ); 14) высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 15) знакомится с протоколом судебного заседания (ч. 7 ст. 259 УПК РФ).7 Участие прокурора в рассмотрении дел судами: 1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. 2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. 3. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. 4. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. 5. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 6. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.8 Прокурор имеет и иные права. При рассмотрении судом уголовным дел прокурор обязан: участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения; отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа, если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения; опровергать доводы, представленные стороной защиты, при рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований УПК РФ (ч. 4 ст. 235 УПК РФ); предъявить или поддержать предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов (ч. 6 ст. 246 УПК РФ); выполнять иные предусмотренные законом обязанности. 2.Руководитель следственного органа, его полномочия и взаимоотношения со следователем при производстве по делу Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.9 Руководители следственных подразделений обладают процессуальными полномочиями. Руководителю следственного органа это необходимо для реализации своих функций, поскольку он отнесен к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Независимо от ведомственной подчиненности руководитель следственного органа является организатором следственной работы отдела. Благодаря этому предусмотренных ст.39 УПК, он имеет и административные полномочия. В частности, начальник следственного подразделения в городском, районном, линейном отделе внутренних дел МВД по должности является заместителем начальника органа внутренних дел и несет ответственность за организацию работы следственного подразделения. 1. Руководитель следственного органа уполномочен: 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; 2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования; 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении; 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;10 5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; 6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса; 7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом; 8) продлевать срок предварительного расследования; 9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты; 10) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 11) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом. Процессуальные полномочия руководителя следственного органа, содержащиеся в ст. 39 УПК: - поручать производство предварительного следствия следователю или нескольким следователям, передавать уголовное дело у следователя и изымать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, изменять следственную группу, создавать ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; - испытывать материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; - давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении; - давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении, о избрании, о отмене или изменении меры пресечения либо о производстве другого процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства; - разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; - отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК; - отменять необоснованные или незаконные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК; - продлевать срок предварительного расследования; - утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; - давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 21 УПК, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК; - возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; - осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.11 Участие руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления и в рассмотрении представлений: 1. Председатель Следственного комитета, его заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов. 2. Руководители следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, приравненные к ним руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов. 3. Руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета, а также следователи вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений об устранении обстоятельств, содействовавших совершению преступления, и рассмотрении иной информации следственных органов Следственного комитета. В течение одного месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и о результатах должно быть сообщено в письменной форме руководителю следственного органа Следственного комитета.12 Среди главных его обязанностей можно выделить: - внесение представлений о привлечении следователей к дисциплинарной ответственности, представление их к присвоению специальных званий, перемещению по службе; - заслушивание следователей по вопросам их взаимодействия с работниками других служб в раскрытии и расследовании преступлений, внедрения опыта новых криминалистических средств и методов в работе выполнении планов работы, внедрения опыта новых криминалистических средств и методов в работе, повышения профессионального мастерства; - координацию работы следственных подразделений с органами прокуратуры, юстиции, безопасности, другими государственными учреждениями по вопросам расследования преступлений; - систематический анализ оперативной обстановки, состояния работы по раскрытию и расследованию преступлений, анализ результатов деятельности следственного подразделения и каждого следователя; разработку и осуществление мер по совершенствованию предварительного следствия, внесения соответствующих предложений вышестоящему руководителю; - рассмотрение жалоб, представлений прокуроров, частных определений судов на действия следователей и нарушения ими норм уголовно-процессуального законодательства, принятие мер по устранению. Письменные указания руководителя следственного органа подчиненному ему следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными для исполнения последним. Обжалование полученных указаний вышестоящему руководителю следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются: 1) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю; 2) привлечения лица в качестве обвиняемого; 3) квалификации вменяемого лицу в вину преступления; 4) объема предъявляемого (необходимого для предъявления) обвинения; 5) избрания меры пресечения; 6) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; 7) направления дела в суд или его прекращения. На следователя в этом случае не возлагается обязанности представления уголовного дела вышестоящему руководителю следственного органа с письменным изложением своих возражений по поводу возможности и надобности исполнения указаний руководителя следственного органа, в штате которого он служит. Для приостановления исполнения указаний руководителя следственного органа, достаточно направления следователем вышестоящему руководителю следственного органа письменной жалобы на подобные. Последний, если посчитает это потребным, сам может затребовать из следственного органа и материалы уголовного дела, и объяснения следователя, в производстве которого находится уголовное дело.13 3. Следователь, его процессуальные полномочия и самостоятельность Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь как субъект уголовного процесса - это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) Главного следственного управления Следственного комитета РФ, следственного управления (следственного отдела) Следственного комитета РФ по округу, по субъекту Российской Федерации, по районам, городам, специализированного следственного управления Следственного комитета РФ, специализированного следственного отдела Следственного комитета РФ на правах районного, военного следственного управления Следственного комитета РФ по военному округу, флоту, ракетным войскам стратегического назначения, военного следственного отдела Следственного комитета РФ по объединениям, соединениям, гарнизонам, а также следственного органа Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ или Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, территориального органа одного из указанных ведомств по субъекту Российской Федерации, городу или району.14 Самостоятельность следователя можно назвать составной частью формирования авторитета следственных подразделений в обществе, и связано это в том числе и с тем, что, занимая определенную ступень в системе правоохранительных органов, принимая то или иное процессуальное решение, следователь, зная, что будет нести персональную ответственность, будет стремиться к соблюдению законности на всех стадиях уголовного судопроизводства. Процессуальная самостоятельность следователя - залог беспристрастного расследования преступлений, которое будет осуществляться в условиях, когда следователь согласно своему внутреннему убеждению и материалам уголовного дела, в соответствии с духом закона уполномочен решать важнейшие вопросы следствия. Следователь должен быть инициативен в выборе проведения того или иного следственного действия по уголовному делу, а также предпринимать все меры для производства полного, всестороннего и правильного следствия. Во многом процессуальная самостоятельность следователя определяется положением следственного ведомства в системе правоохранительных органов как отдельного органа, обладающего исключительной функцией расследования преступлений. Возникновение следователя как самостоятельного процессуального лица связано с принятием исторически важных нормативных актов: "Учреждения судебных следователей", "Наказа судебным следователям", "Наказа полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок".15 Создание следственного ведомства как самостоятельного органа, осуществляющего расследование, связано с Петром I, который в ходе проводимых им реформ разделил стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России - "майорские" следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом "майорским" следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти, в частности по фактам взяточничества, казнокрадства, служебных подлогов и мошенничества. Таким образом, органы предварительного следствия были представлены в качестве самостоятельного ведомства и рассматривались в системе органов государственной власти как действующие независимо, специализирующиеся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенные в связи с этим широкими процессуальными полномочиями . После смерти Петра I ситуация резко поменялась и расследование всех видов преступлений до 1860 года в России стало осуществляться городской и земской полицией.16 Сегодня торжествует здравый смысл и историческая справедливость - успешно функционирует Следственный комитет Российской Федерации как самостоятельный орган, осуществляющий предварительное следствие, где следователь имеет процессуальную самостоятельность. Следственный комитет и прокуратура Российской Федерации должны совместно и конструктивно решать возложенные на них государством обязанности по всем вопросам, касающимся прав и свобод человека и гражданина. Как справедливо отметил в своем выступлении в Российской газете Председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин, "следственные органы Следственного комитета правильно реагируют на те нарушения, которые выявляют прокуроры при осуществлении надзора, в том числе при рассмотрении сообщений о преступлении, и принимают меры к их устранению. Это наша принципиальная позиция. Мы и в дальнейшем намерены тесно сотрудничать с органами прокуратуры для исправления имеющихся просчетов. Наша совместная деятельность должна быть направлена в первую очередь на обеспечение конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве". Несомненно, существует ряд проблем на пути становления Следственного комитета России, создания поистине таких условий работы, при которых следователь обладал бы процессуальной самостоятельностью. Представляется, что в данном направлении у Следственного комитета России все еще впереди и во многом рассчитывать на положительное решение проблемных задач позволяет тот факт, что с 2014 г. Следственный комитет будет осуществлять подготовку следователей со школьной скамьи в собственной Академии Следственного комитета Российской Федерации, где работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, осуществляющий научные разработки в направлении совершенствования деятельности следователей, совершенствования уголовно-процессуального законодательства и способный качественно обучить и воспитать молодых следователей, идейно настроенных на работу в следственных органах. Следователь уполномочен: 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом; 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии уголовно-процессуальным кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221уголовно-процессуального кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;17 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом. На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обязан: 1) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение; 2) в каждом случае обнаружения уголовно процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления; 3) выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления; 4) выносить постановление о прекращении уголовного преследования, после получения предварительно на то согласия руководителя следственного органа или, если закон этого не требует, без такового, принимать некоторые иные процессуальные решения при наличии в его распоряжении соответствующих фактических оснований.18 Основной формой расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к данной форме производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор. Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц. Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением ограниченного числа преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК (это преступления небольшой и средней тяжести побои, клевета, оскорбление и др.). Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют и одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса. В соответствии с вышеназванной статьей следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальный кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, как правило, единолично. Но по делам большой сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, выделяемой законодателем в качестве коллективного субъекта расследования. Решение о том, что предварительное следствие поручается следственной группе, принимает прокурор либо начальник следственного отдела (ч. 1 ст. 163 УПК). Оформляется оно мотивированным постановлением об образовании следственной группы либо соответствующей записью в постановлении о возбуждении уголовного дела. При этом должны быть конкретно перечислены все следователи, входящие в следственную группу, а также указан ее руководитель. К работе следственной группы возможно привлечение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (нередко такие группы называют след....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: