- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Туркменистан в системе международного сотрудничества
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012173 |
Тема: | Туркменистан в системе международного сотрудничества |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Туркменистан в системе международного сотрудничества 1 Оглавление Введение………………………………………………………………………… Глава 1. Провозглашение независимости и формирование внешнеполитического курса Туркменистана 1.1. Становления внешнеполитического курса и экономического базиса независимого Туркменистана в 1990-е годы 1.2. Основные внешнеполитические принципы и их реализация в деятельности Туркменистана на международной арене 1.3. Нейтралитет Туркменистана как фактор стабильности в центрально-азиатском регионе Глава 2. Основные направления сотрудничества Туркменистана на международной арене 2.1. Формирование региональной системы безопасности в Центральной Азии и позиция Туркменистана 2.2. Торгово-экономическое сотрудничество Туркменистана с Российской Федерацией 2.3 Экономическое сотрудничество Туркменистана с КНР 2.4. Энергетическая политика Туркменистана в отношении правового статуса Каспия и возобновления проекта ТАПИ Заключение Список использованный источников и литературы 2 Введение Актуальность темы исследования обусловлена существенной и возрастающей ролью Туркменистана на международной арене. Он является важным элементом в региональной подсистеме международных отношений, активным участником переформатирования евразийского пространства, в частности, создания новой схемы транспортных и трубопроводных коммуникаций. Вместе с тем, с провозглашением нейтрального статуса, Туркменистан выделяется среди других стран центрально-азиатского региона своеобразием своего внешнеполитического курса, сочетающего стремление стать равноправным и ответственным субъектом современного миропорядка с проявлениями сдержанности и даже изоляционизма в своей внешнеполитической деятельности, что определяет несомненную практическую и научно-теоретическую значимость данной темы. Следует отметить, что Туркменистан после провозглашения независимости начал активно расширять свои внешнеполитические связи и развивает отношения со многими государствами и международными организациями. Туркменистан также начал сотрудничать с иностранными компаниями и экспортировать свои природные богатства за границу. Туркменистан установил дипломатические отношения более чем со 125 странами мира, стал членом более 40 международных организаций. На мировом уровне Туркменистан, используя политику позитивного нейтралитета, смог выстроить партнерские отношения с ведущими странами мира – Россией, Китаем, со странами Запада и мусульманского мира. На региональном уровне Туркменистан установил дипломатические отношения со всеми странами Центральной Азии, Ираном, Турцией, Афганистаном, Пакистаном, Индией. Вместе с тем, Туркменистан стремится не втягиваться в конфликтные ситуации на региональном и глобальном уровнях, последовательно отстаивая при этом свои национальные интересы. 3 Степень научной разработанности. В современной научной литературе институт нейтралитета Туркменистана и его внешняя политика практический не изучены. Вместе с тем внешнеполитический опыт туркменского государства привлекает все большее внимание широкого круга как российских, так и зарубежных исследователей. Можно выделить несколько работ туркменских авторов. Прежде всего, следует отметить публикации Н. Аманмурадова1, И. Джумаева2, которые затрагивали проблему взаимоотношений Туркменистана с региональными государствами и провозглашение нейтрального статуса. Значительный интерес представляет работа первого президента Туркменистана С.А. Ниязова. В своей книге «Рухнама»3 С.А. Ниязов затрагивает тему провозглашения независимости Туркменистана, освещает трудности, которые пришлось пережить туркменскому народу в 1990-е годы. Ко второй группе можно отнести исследования, посвященные международным отношениям и экономическому развитию Туркменистана. Среди них особое внимание привлекает статьи А. Назарова4 и М. Сарыева5, С. Дурдыева6. Третью группу использованной литературы составляют работы российских авторов Ю.Н. Цыпяпкиной, И. Филькевича, А.Д. Богатурова, Е.В. Савковича, Г. Джамиева, Р.М. Мукимиджанова, А.И. Лисункова7. 1Аманмурадов Н. Основные направления внешней политики Туркменистана. 2012. URL: http://www.ipiend.gov.ua/uploads/nz/nz_63/amanmuradov_osnovnye.pdf 2Джумаев И. Внешняя торговля Туркменистана: тенденции, проблемы, перспективы. Институт государственного управления и политики. 2012 г. Доклад №11. URL: http://www.ucentralasia.org/Content/downloads/UCA-IPPA-WP11-Turkmenistan-Rus.pdf 3 Ниязов С.А. Рухнама. Ашхабад., 2002. 416 с 4Назаров А. Нейтралитет Туркменистана помогает продвигать политику мира и стабильности в международном масштабе. 2015 г. URL: http://infoabad.com/ 5Сарыева М. Нейтралитет – фактор безопасности и стабильности в регионе. 2015. URL:http://gundogar-news.com/index.php?category_id=4&news_id=6737 6Дурдыев С. Афганистан: вопросы и ответы. 2018. URL: http://www.turkmenistaninfo.ru/?page_id=6&type=article&elem_id=page_6/magazine_232/1907&lang_i d=ru 7Цыряпкина Ю.Н. Центральная Азия в 1990-2010 годы: основные тенденции внутренней и внешней политики: учеб, пособие. Барнаул, Изд-во АлтГПУ, 2008; Филькевич И. Туркменистан – страна контрастов. Современные тенденции развития. М., 2011. –37 с; Богатуров А.Д., Аверков В.В. Системная история международных отношений. События и документы. Т. 3. М., 2011; 4 Были использованы также работы западных авторов: L. Anceschi, N. Muradova, M. Haghayeghi1. Короткий обзор использованной литературы говорит о том, что изучению внешней политики Туркменистана и его статуса как нейтрального государства в литературе уделено недостаточное внимание. Таким образом, история становления и развития туркменского государства и его внешней политики до настоящего времени остается малоизученной. Цель данной работы – выявить особенности внешнеполитического курса и роль Республики Туркменистан в системе международного сотрудничества. Для достижения данной цели были определены следующие задачи: 1. Рассмотреть динамику внешней политики нейтрального Туркменистана, изучив основные факторы внешнеполитических и экономических отношений, сложившихся в ходе становления независимого государства. 2. Изучить основные направление внешней политики Туркменистана в сфере международного сотрудничества. 3. Охарактеризовать внешнеполитическую стратегию Туркменистана в отношении государств Центральной Азии. 4. Рассмотреть роль Туркменистана в системе регионального сотрудничества. Савкович Е.В. Экономическая политика Китая в постсоветской Центральной Азии (1992–2012 гг.). 2012; Джамиева Г. Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начале XXI века. 2012. ¬47 с. URL: https://ridero.ru/books/vneshnyaya_politika_turkmenistana_vkonce_xx_nachale_xxi_vekov/read/; Мукимджанова Р.М. Страны Центральной Азии. М., 2005. 125 с.; Лисунков А.И. Анализ развития торговых отношений между Российской Федерацией и Туркменистаном. 2015. 61 с. URL: http://site.u.pereslavl.ru/O_nas/Struktura/Biblioteka/Diplomnye_raboty/Sami_raboty/Lisunkov_diplom.p df 1 Anceschi L. Turkmenistan’s Export Crisis: Is TAPI the Answer? 2015. URL: http://centralasiaprogram.org/wp-content/uploads/2015/11/Turkmenistan.pdf; Muradova N. An Ideal Investor to Come: Diversification of the Energy Exports of Turkmenistan. 2015. URL: http://centralasiaprogram.org/wp-content/uploads/2015/11/Turkmenistan.pdf; Haghayeghi M. The Coming of Conflict to the Caspian Sea. 2003. 11 с. URL: https://www.mtholyoke.edu/courses/sfjones/242s/restricted/conflict_caspian.pdf. 5 5. Проанализировать взаимоотношения Туркменистана с ООН и ведущими государствами в обеспечении региональной безопасности на постсоветском пространстве. 6. Выявить основные тенденции экономических отношений Туркменистана с Россией, Китаем и государствами региона. Объектом исследования диссертационной работы являются международные отношения в Центральной Азии и на евразийском пространстве. Предметом исследования является формирование внешнеполитического курса Республики Туркменистан, динамика взаимоотношений Туркменистана с ведущими государствами мира и региона, его роль в региональной системе международного сотрудничества. Хронологические рамки исследования охватывают период с 27 октября 1991 года, когда была провозглашена Декларация независимости Республики Туркменистана, до настоящего времени, что позволяет выявить основные тенденции и результаты внешнеполитической деятельности Туркменистана на протяжении четверти века. Территориальные рамки исследования включают в себя территорию, Центральной Азии, России, Китая, Ирана, Турции, Афганистана, Прикаспийского региона. Методологическую основу исследования составили принципы объективности и системности, которые позволяют всесторонне и взвешенно рассмотреть изучаемые явления и процессы. Аналитический подход дал возможность выявить концептуальные установки формирования внешней политики Туркменистана. Также при помощи сравнительно-исторического метода создано комплексное исследование общих и особенных черт внешней политики Туркменистана. История внешней политики Туркменистана изучалась во взаимосвязи с политическими процессами, происходившими как в самой стране, так и вокруг нее. 6 Источниковедческая база диссертации разнообразна и подразделяется на следующие группы: В первую группу источников включены труды и официальные заявления Президентов Туркменистана С. Ниязова и Г. Бердимухаммедова1, в которых содержится общая характеристика задач, основных принципов и перспектив внешней политики Туркменистана, с акцентом на его нейтральный статус. Во вторую группу источников вошли политико-правовые документы, межгосударственные соглашения, международные договоры, сборники документов по международному праву, тексты конституции. Третью группу источников составили информационные материалы Министерства иностранных дел Туркменистана и посольства Республики Туркменистан в РФ, Четвертая группа источников – это сведения крупнейших туркменских, российских и зарубежных информационных агентств, материалы туркменских и российских средств массовой информации. Структура работы определена логикой исследования, его целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, теоретико-методологическая база работы, степень научной разработанности проблемы и использованные источники. Сформулированы цели, задачи, определена научная новизна. Отмечены также хронологические и территориальные рамки работы. Первая глава диссертационной работы посвящена становлению внешнеполитического курса Туркменистана после распада Советского Союза. В главе также рассказывается о том, что кризис 1990-х годов негативно отразился на нефтегазовом комплексе республики. Также в главе 1Бердимахаммедов Г.М. Внешняя политика и дипломатия Туркменистана. URL: https://www.google.ru/webhp?client=opera&sourceid=opera#newwindow=1&q=+http:%2F%2F ukraine.tmembassy.gov.tm%2Fru%2Fturkmenistan%2Fforeign-policy; 7 анализируются основные цели и задачи внешней политики Туркменистана в современном мире. Вторая глава посвящена экономическому сотрудничеству Туркменистана со странами центрально-азиатского региона, а также с Россией, Китаем, Ираном и Турцией. Показано, как в ходе разносторонних отношений Туркменистана с другими странами накапливался опыт сотрудничества в дипломатическом и экономическом сфере, что открывает новые возможности для активного взаимодействия в различных отраслях. Подводя итоги, можно сказать, что Туркменистан, руководствуясь принципом позитивного нейтралитета и проводя равноудаленную политику от всех государств, становится все более важным региональным актором и энергетическим партнером ведущих стран на евразийском континенте. Результаты исследования показали, что Туркменистан особое внимание уделяет отношениям с региональными государствами, с которыми его связывают политические, исторические, культурные и экономические связи. Туркменистан налаживает добрососедские отношение с ведущими странами мира, чтобы сохранить свой нейтральный статус ради успешного достижения своих внешнеполитических целей. Туркменистан сумел выстроить внешнюю политику и дипломатию в позитивной ноте. В двухстороннем формате сотрудничество при возникновении проблем Туркменистан умело решает вопросы. Интересы некоторых Центрально Азиатских стран сталкивается в этом регионе, но Туркменистан не втягивается на возникавшие разногласие. В экономической сфере при правильном использовании природных ресурсов, республика может использовать свою позитивный нейтралитет и активно наращивать международное сотрудничества с ведущими станами мира. 8 Глава 1. Провозглашение независимости и формирование внешнеполитического курса Туркменистана 1.1. Становления внешнеполитического курса и экономического базиса независимого Туркменистана в 1990-е годы Современное туркменское государство возникло в результате крупнейших за всю новейшую историю геополитических изменений. Туркменистан является уникальным государством в регионе, которое определило собственный путь развития в эпоху постсоветского транзита, что заставляет рассуждать о Туркменистане как о центрально-азиатском феномене. Туркменистан - самая южная республика в составе СССР, была своеобразным буфером Советского Союза, прикрывающим границы с Ираном и Афганистаном. Экономический кризис после распада СССР коснулся и Туркменистана. Современных промышленных предприятий республика имела мало, вся ее экономика была ориентирована преимущественно на производство двух основных продуктов – добычу природного газа и выращивание хлопка. Причем и тот, и другой продукт по большей части предназначались для вывоза за пределы республики через союзные структуры1. После распада СССР С.А. Ниязов (Президент Туркменистана 1991-2006 гг.) заявил о необходимости создание рыночной экономики смешанного типа при сильном государственном макроэкономическом регулировании. Принцип эволюции стал определяющей чертой собственной «туркменской модели» хозяйственного развития, которая опирается на значительные национальные сырьевые и природные ресурсы. Туркменистан по своим энергетическим запасам входит в пятерку мировых энергетических держав мира. Туркменская экономика основана на добыче и экспорте на мировом и 1 Цыряпкина Ю.Н. Центральная Азия в 1990-2010 – годы: основные тенденции внутренней и внешней политики: учеб. –Барнаул, 2015. С. 258. 9 региональном рынке энергоносителей (в основном, природного газа). Несмотря на тот факт, что большую часть территории страны занимают пустыни и горы, Туркменистан располагает крупнейшими в регионе запасами газа (4-е место в мире), хотя вопрос о доказанных запасах туркменского газа является дискуссионным. В 2012 году британская нефтегазовая компания BP (British Petroleum) в годовом обзоре признала доказанные запасы Туркменистана на конец 2011 года в размере 24,3 трлн кубометров. По оценке BP, теперь Ашхабад контролирует 11,7% общемировых запасов газа против 21,4% (44,6 трлн кубометров) у России. К тому же в 1990 - 2000-е годы одним из основных покупателей туркменского газа была Россия1. Нефтяной сегмент Туркменистана не играл существенной роли в советской экономике и имел значение, главным образом, для самой республики. Так, в 1990 год в республике добывалось всего лишь около 7 млн т нефти (чуть больше 1% от общесоюзной добычи), что в основном потреблялось внутри самого Туркменистана. Кризис 1990-х годов негативно отразился на нефтегазовом комплексе республики. С начала 1990-го года до 1998-го года добычу туркменского газа вынужденно сокращали. Основным выходом из создавшейся ситуации, связанной с добычей энергоресурсов, стало сотрудничество республики с иностранными партнерами. Туркменская нефть, в основном, сосредоточена в прикаспийском Балканском велаяте и на шельфе Каспийского моря. Соответственно, запасы энергоресурсов легко экспортировались. Лидер независимого Туркменистана С.А. Ниязов в программе «10 лет стабильности», разработанной в 1993 году, обозначил приоритетное развитие нефтегазового комплекса и экспортную специализацию страны2. 1 ВР подтвердила гигантские запасы газа в Туркмении «Взгляд» 2012 [Электронный ресурс] // [сайт].-URL: https://vz.ru/news/2012/6/14/583698.html 2 Цыряпкина Ю.Н. Центральная Азия в 1990-2010 – годы: основные тенденции внутренней и внешней политики: учеб, пособие. Барнаул 2010. С. 228. 10 К 2013 году добыча нефти увеличилась по сравнению с 1990 годом примерно на 40% и сегодня ее объемы находится в переделах 10 млн т в год, из которых экспортируется около 6,5 млн т1. В итоге Туркменистан продает газ, нефть, хлопок, закупает преимущественно машины, оборудование и продовольствие. Главными партнерами являются Украина, Турция, Иран, Россия, Италия, Швейцария, Арабские эмираты, Франция и др. По плану приоритетных направлений экономического развития с привлечением иностранных инвестиций планировалось построить за 2000-е года газопроводы и нефтепроводы, газо-химические комплексы, линии электропередачи, металлургические предприятия, алюминиевый комплекс, линии связи и т. д. Введение национальной валюты позволило республике несколько дистанцироваться от негативных процессов, происходящих на постсоветском пространстве. Но тем не менее общая социально-экономическая ситуация выравнивалась слабо. Страна также располагает крупнейшими в мире запасами калийных солей в заливе Кара-Богаз-Гол. Основой энергетики являются тепловые электростанции, в частности, Марыйская ГРЭС. До 1990-х годов сельское хозяйство являлось основой экономики республики, хотя для земледелия пригодны лишь 3% территории страны. В сельском хозяйстве также развиваются овцеводство, коневодство, виноградарство и шелководство. В Туркменистане сохранилось государственное регулирование экономики, страна отказалась от проведения радикальных рыночных реформ. В то же время республика – самая закрытая страна в Центральной Азии, соответственно, данным туркменской статистики нет альтернативы, сложно оценить реальный рост ВВП страны. В 2010 году торговыми партнерами Туркменистана являлись 108 стран мира, в основном, страны Азии и Европы. Наибольшую долю во 1 Джумаев И. Внешняя торговля Туркменистана: тенденции, проблемы, перспективы Институт государственного управления и политики. 2012. С.35. 11 внешнеторговом обороте страны занимают Иран (21,7%), Россия (18%), Турция (16,4%) и Китай (10,8%). В 2010 году доля стран Азии в экспорте Туркменистана составила 64%, а стран Европы – 33,5%. В страны Азии было экспортировано 54,9% всего объема природного газа, 99,7% сжиженного газа, 82,2% нефтепродуктов, 74,2% нефти, 58,3% полипропилена, 100% электроэнергии, 80,8% йода, 47,3% хлопкового волокна, 48,8% текстильной продукции. В страны Европы было экспортировано 45,1% природного газа, 17,7% нефтепродуктов, 25,8% нефти, 58,3% полипропилена, 16,1% йода, 52,3% хлопкового волокна, 32,7% текстильной продукции. В 2010 году в импорте Туркменистана, а именно доля стран Азии, было импортировано 55,2% технологического оборудования, 57,6 % продовольственных товаров, 78,6% изделий из черных металлов, 53,6% средств наземного транспорта, 50,3% фармацевтической продукции. В 2012 году примерно 40% газа экспортируется в КНР и по 30% в Иран и Россию1. Туркменистан экспортировал нефть и нефтепродукты почти по всем направлениям. В западном направлении поставки осуществлялись через Махачкалу, Новороссийск и Баку – Батуми в страны Черноморско-Средиземноморского бассейна. В юго-восточном направлении поставки осуществлялись в Иран, Афганистан, Таджикистан и Кыргызстан. Северное направление экспорта через Астрахань – Керчь в Северо -Западную Европу, а южное – через порт Нека (Иран) в Персидский залив и далее в ряд стран Юго-Восточной Азии2. Одним из направлений политики руководства Туркменистана являлась модернизация мощностей по переработке углеводородов. В течение ряда лет крупнейшей стройкой Туркменистана была полномасштабная реконструкция нефтеперерабатывающего завода в городе Туркменбаши (бывший 1Джумаев И. Внешняя торговля Туркменистана: тенденции, проблемы, перспективы Институт государственного управления и политики. 2012.С. 35. 2 Филькевич И. Туркменистан – страна контрастов. Современные тенденции развития // Перспективы развития экономического потенциала Содружество Независимых Государств. М. 2011. С. 243. 12 Красноводск). Туркменбашинский НПЗ появился в 1942 году во время войны, когда в Красноводск было эвакуировано оборудование Туапсинского НПЗ. Новый созданный НПЗ стал поставлять топливо фронту уже во время Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге. С началом процессов суверенизации Красноводский НПЗ быстро стал ключевым предприятием, поскольку располагался рядом с крупным портом и железной дорогой, что делало возможным экспорт продукции и получение валютных доходов. В 1998 году началась реконструкция завода с целью модернизировать переработку нефти и производство различных нефтепродуктов и полимеров. В реконструкции завода участвовали крупные фирмы и компании из Германии, Ирана, Израиля, США, Турции, Франции, Японии. Другой еще один крупный комплекс – Сейдинский нефтеперерабатывающий завод1. Можно отметить, что экономика Туркменистана в постсоветский период укрепилась. Была сделана ставка не на экспорт сырой нефти и природного газа, а на их переработку внутри страны, чтобы затем уже гораздо большей выгодой торговать полученными вторичными продуктами переработки. Туркменское руководство вложило огромные средства в модернизацию двух своих нефтеперерабатывающих заводов, после чего они превратились в современные комплексы, способные выпускать широкий спектр продукции с высокой степенью добавочной стоимости. В конце 1990- х годов в Туркменистане происходили серьезные сбои в реализации сельскохозяйственных программ и насыщении рынка продовольствием и товарами первой необходимости. Жизненный уровень резко упал по сравнению с советским временем. В республике было множество проблем в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении2. В стране после провозглашения Нейтралитета были выработаны своеобразные меры «заботы» о населении в сложных переходных условиях. 1 Общество и экономика. 2006. URL: http://infoabad.com/obschestvo-i-yekonomika 2 Цыряпкина Ю.Н. Центральная Азия в 1990-2010 годы: основные тенденции внутренней и внешней политики: учеб, пособие. Барнаул, Изд-во АлтГПУ. 2010. 13 Республика является единственным государством среди стран СНГ, в котором в рамках реализации социальной программы предусмотрено бесплатное предоставление населению страны газа, электричества и воды, очень низка стоимость коммунальных услуг, сохраняется низкая стоимость услуг телефонии, в том числе и мобильной связи. При этом в общей сумме денежных расходов домашних хозяйств в Туркменистане расходы на жилищно-коммунальные услуги составляют лишь 0,1% и являются минимальными в мире1. Среди стран СНГ Туркменистан является единственной страной, которая не имеет внешнего долга. Туркменистан – самая закрытая страна в регионе, что предопределяет дефицит источников и аналитической литературы о происходящих в республике внутренних процессах. Политическую жизнь постсоветского Туркменистана до конца 2006 года определял президент С.А. Ниязов. Он являлся выходцем из простой семьи, рано остался сиротой, так как отец погиб в годы Великой Отечественной войны, а мать – во время разрушительного землетрясения 1948 года в городе Ашхабад. Данный факт положительно оценивался в ЦК КПСС при продвижении С.А. Ниязов по партийной карьерной лестнице. Образование будущий президент Туркменистана получил в Ленинградском политехническом институте. 13 января 1990 года Ниязов был избран председателем Верховного Совета Туркменской ССР. Через полгода Верховный Совет принял Декларацию «О государственной независимости Туркменской Советской Социалистической Республики». 21 июня 1992 году единственный кандидат – Сапармурат Ниязов – был избран президентом республики. В период президентства С.А. Ниязова легальной была признана одна партия – Демократическая партия. В 1999 году Народный Совет 1Филькевич И. Туркменистан – страна контрастов. Современные тенденции развития. М., 2011. –244 с. 14 Туркменистана принял решение о пожизненным президентстве Сапармурата Ниязова. После провозглашения независимости во внешней политике руководство страны взяло курс на концепцию «постоянного нейтралитета», признанного в 1995 году Генеральной Ассамблеей ООН. Выбор такой позиции определился целым рядом факторов, в том числе: ? опасностью фундаменталистического режима Ирана, который с помощью центрально-азиатских соседей надеялся прорвать свою международную изоляцию; ? близостью опасных очагов напряженности в Афганистане и Таджикистане, нежеланием быть втянутым в межнациональные, этнические и религиозные конфликты; ? настороженным отношением Ашхабада к Турции в связи с экспансионистскими поползновениями последней, призывами турецких политиков к объединению тюрок под лозунгом пантюркизма в «Великий Туран» и претензиями Анкары на роль старшего брата в новом тюркоязычном пространстве1. После распада СССР туркменское руководство приняло решение вступить в СНГ. Однако С.А. Ниязов быстро понял, что его интересам отвечает не сохранение системы особых отношений с Россией, а лавирование между наиболее влиятельными странами в непосредственном региональном окружении и мире в целом. Поэтому в 1992 году Туркменистан, вместе с Украиной и Молдавией, уклонился от подписания Ташкентского договора, давая понять, что не стремится сохранять военно-политические связи с Россией. В 1995 году правительство С.А. Ниязова заявило о переходе Туркменистана на позицию нейтралитета. Большинство государств не желало осложнять отношения с С.А. Ниязовым, учитывая значительную 1 Цыряпкина Ю.Н. Центральная Азия в 1990-2010 годы: основные тенденции внутренней и внешней политики: учеб, пособие. Барнаул, Изд-во АлтГПУ. 2010. 15 роль, которую республика играла в мировой энергетике. ООН и ведущие мировые державы признали нейтральный статус Туркменистана. Основная задача внешней политики Ашхабада – обеспечение экспорта природного газа на мировой рынок. Основные газопроводы, по которым экспортируется туркменский газ, система Средняя Азия – Центр и Бухара – Урал, замкнуты на российскую трубопроводную систему. Развитие туркменского нефтегазового комплекса в значительной степени сдерживается неразвитостью системы трубопроводного транспорта. Страна фактически отрезана от внешнего потребителя и во многом привязана к российскому транзиту, что значительно влияет на объёмы добываемого сырья и интересы крупных иностранных инвесторов. При этом российским компаниям выгодно скупать туркменский газ не только для внутреннего потребления в России, но и для реэкспорта в третьи страны. Поскольку себестоимость добычи туркменского газа ниже цен на это топливо на рынках зарубежной Европы, российские корпорации получили от экспорта туркменского газа большие прибыли. К тому же туркменский газ транспортируется через территорию Узбекистана и Казахстана в ограниченной степени, поскольку Узбекистан был заинтересован в наращивании собственного газового экспорта. Руководство Туркменистана ориентировалось на достижения независимости в вопросах экспорта энергоносителей. Попытки Туркменистана найти маршруты экспорта в южном направлении – к побережью Индийского океана через Иран, Афганистан и Пакистан в 2000-х годах дали ограниченные результаты. Более успешным был проект строительства трубопровода из Туркменистана в Китай. Несмотря на то что в 1990-е годы Туркменистан был в тяжелом состоянии, ему удалось сохранить свой статус в Центральной Азии. Для современного Туркменистана важной задачей остается укрепление экономических, военных, политических связей с другими государствами со всего мира. 16 1.2. Основные внешнеполитические принципы и их реализация в деятельности Туркменистана на международной арене Формирование государственности Туркменистана, включая такой ее важнейший аспект, как самостоятельная внешняя политика, проходит одновременно с продолжением процессов национального и культурного самоопределения народов страны. При этом именно политическая и научная элита в идеале должны стремиться к тому, чтобы сделать эти процессы естественными и стабильными, что, в свою очередь, невозможно в условиях принудительного утверждения какой-либо одной, господствующей точек зрения на происходящее. После распада СССР Туркменистан вышел на мировую арену впервые как отдельное независимое, нейтральное государство. Название «Туркменская ССР» официально было заменено на «Туркменистан». Выход Туркменистана на мировую арену сопровождался формированием основных направлении во внешней политики страны и реализацией новых политических идей. Туркменистан занимает важное геополитическое и экономическое положение в мире, всё это благодаря своим природным ресурсам, Каспийскому морю, торговым путям. После того, как Туркменистан получил независимость, он активно начал развивать свою внешнюю политику, развивать международное сотрудничество, не только со странами СНГ, но и другими странами мира, и международными организациями. Целью новообразовавшегося государства было обеспечить свою экономическую стабильность, сотрудничество и партнёрство с мировыми экономическими компаниями и брендами, экспорт своих природных богатств, установление дипломатических отношений в мире1. 1 Джамиева Г. Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начала XXI веков. 2012. URL: https://ridero.ru/books/vneshnyaya_politika_turkmenistana_vkonce_xx_nachale_xxi_vekov/read/ 17 Становление внешней политики Туркмении имеет некоторые особенности и характеристики. При провозглашении независимости первой целью суверенного государства было провозглашение нейтрального статуса, для этого все дипломатические силы были направлены на поддержку положительного нейтралитета. Добившись своей первой цели, Туркменистан мог дальше активно расширять свои экономические и политические связи, имея, благодаря нейтралитету, как положительные, так и немного отрицательные аспекты. Развивая свои дипломатические отношения, Туркменистан решительно пошёл по пути быстрого входа в систему многосторонней дипломатии. И уже в первой половине 1992 года государство стало участником множества международных организаций, например таких как СБСЕ, ООН, ОЭС, МФВ и другие. В настоящее время Туркменистан установил дружелюбные дипломатические отношения с более чем 125-ю государствами мира и стал членом более 40-ка международных организаций. Дипломатические представительства и консульские учреждения Туркменистана открыты в 26-ти странах мира. В свою очередь, в Туркменистане открыто более 30 дипломатических представительств зарубежных стран и миссий международных организаций. Несравненно спецификой Туркменистана оказался его нейтралитет и в тоже время открытость для партнёрских переговоров и готовность к сотрудничеству. Благодаря этим факторам, государству удалось выстроить партнёрские отношения с основными мировыми державами, такими как США, КНР, Российская Федерация, Европейский союз. Можно сказать, что заявление С.А. Ниязова несколько лет назад, о том что Туркменистан, станет приближенным к мировым державам, стало реальностью. Таким образом, Туркменистану удалось закрепиться на глобальном уровне, как стране, которая одинаково готова к сотрудничеству со всеми государствами. На региональном уровне Туркменистан установил добрососедские и равноправные отношения с сопредельными странами, крупными 18 региональными державами, такими, как Иран и Турция, Пакистан и Индия. Несмотря на неоднозначность взаимоотношений между ними, на геополитической площадке Туркменистана интересы этих государств никогда не входили в противоречия. Внешняя политика, как и во всех цивилизованных государствах в мире, осуществляется на основе Конституции страны, Конституционного закона о постоянном нейтралитете Туркменистана, Концепции внешней политики Туркменистана как нейтрального государства и множества других законодательных актов. Политика Туркменистана определяется международно-правовым статусом постоянного нейтралитета, признанным Организацией Объединенных Наций. Основными задачами внешней политики Туркменистана являются: ? сохранение и укрепление государственного суверенитета Туркменистана, возрастание его роли и значения в системе международных отношений; ? создание максимально благоприятных внешнеполитических условий для внутреннего развития государства; ? отстаивание и реализация национальных интересов Туркменистана всеми формами сложившихся в международной практике дипломатических контактов; ? обеспечение безопасности Туркменистана политическими и дипломатическими средствами; ? развитие конструктивного взаимовыгодного сотрудничества со всеми зарубежными партнерами на основах равноправия и взаимоуважения; ? обеспечение полного соответствия внешнеполитических действий Туркменистана международному праву и Уставу ООН1. 1 Внешняя политика Туркменистана. Сайт-Посольство Туркменистана в Украине.2018. URL: https://ukraine.tmembassy.gov.tm/ru/turkmenistan/foreign-policy 19 Ещё одной частью развития государства было сочетание национальной самобытности и достижений современной цивилизации. И Туркменистан доказывает, что выбранный путь является верным и истинным, так как без национальных традиций и обычаев, страна потеряет своё истинное «лицо», а без достижений современности не станет развиваться. Туркменистан умело сочетает в себе эти два чуть-ли не противоположных аспекта, умудряясь сплетать и аккумулировать их так, что они дополняют друг друга. Всё это проявляется во внешнем облике государства, в народе, в отношениях страны на мировой арене. Туркменистан смог предложить миру новую концепцию мирного и стабильного государства. Мир увидел качественно новую модель построения международных отношений. Всё это дало Туркмении пути к большому развитию и становлению в таком сложном и неоднозначном регионе как Центральная Азия. Оставаясь верным провозглашенному вн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: