VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Цветообозначения в памятнике древнерусской письменности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002575
Тема: Цветообозначения в памятнике древнерусской письменности
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ф государственное автономное  учреждение
высшего  образования
«Северо-Восточный  университет имени  Аммосова»
Филологический 
Кафедра русского 





Дипломная работа на 
Цветообозначения в памятнике  письменности
(«Слово о у Игореве»)



Выполнила 
6 курса, РО-ТиХК-10(з/о)
 Саргылана

Научный 
Скрябина Н.П.,  доцент


Допустить к 
Зав.каф.
К.ф.н.,  
Подпись ___________________
 работа защищена 
 2016 года
 _____________
Председатель ГАК






 2016

СОДЕРЖАНИЕ

…………………………3

1. КРАТКАЯ  ЯЗЫКА  ИССЛЕДУЕМЫХ  В ПИСЬМЕННОСТИ..…………....6
1.1.  История изучения  в лингвистике……………….……6
1.2.  лексикологии в древнерусских ………….………18

2. ЦВЕТОВЫЕ  И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В ………………………………….……....34
 Языковая характеристика  памятника «Слово о  Игореве»………………………………………………………………………….34
2.2.  обозначения в памятнике  «Слово о полку …………………………………………………………...……………..45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………55
…………..…………..……..58












ВВЕДЕНИЕ

     Общепрно, что язык является  «созидателем» и «новатором» в  обобщения социального  его носителей. Отражение в  языкового пространства  действительности осуществляется  присвоения имени  окружающего мира.  что в основе процесса  лежит выбор  или комплекса признаков  внутренних, актуальных,  и т.п.), характеризующих  номинации. Б.А.  указывал: «Для некоторых  и представлений, связанных со  зрительный образ  является их основным,  или даже единственным  [Ларин 1975:34].  При  определенного объекта  с его формой и габаритами  часто в качестве  указывают цветовой  проявляющийся нередко как  и характеризующий.  цветообозначений в русском  являлась предметом  лингвистических исследований,  описание целостной  колоризмов (слов,  цветовую окраску  пока отсутствует.
      исследования не вызывает  Проблема возникновения  и его обозначения в языке  разрабатывается в последние  многими исследователями в  сферах научного  Цвет и его обозначения  разносторонне, в разных  Особое внимание  проблеме уделяется в  литературоведении, психологии,  философии.
     Цветообозначающие  только недавно  внимание русских  Этому предшествовало  стилистических исследований,  внимания многих  к теме лексики  которые рассматривали  семасиологических полей.
     В  гг. ХХ века в разных  появился ряд лингвистических  посвященных исследованию  цветообозначений в разных  на материале разных  в том числе и славянских.  них ряд работ с исследованием  поля цветообозначений, в  в сопоставительном плане  и материал русских  (например, работы  Московина, Н.Ф.  В.А. Юрика). 
      письменности являются  документом для ученых,  реконструируют язык и  речь того или  исторического периода. 
      источниками изучения  русского языка  письменные памятники,  до нас от древнейших времен.  история русского  включает и такой  жизни восточных  когда они еще не имели  Кроме того,  памятники в силу  специфических особенностей не  быть единственными  которые позволяли бы  очень древние  в языке, особенно в  системе. Поэтому  письменных памятников  как источники исторического  русского языка  в сочетании с: а) данными  русского литерату языка, б) данными но-славянских диалектов, в)  топонимики и гидронимики, г)  иноязычных заимствований в  языке, а также  в другие языки из  д) учетом данных  грамматики славянских 
     Объектом данного  является древнерусский  письменности «Слово о  Игореве».
     Предмет  – группа слов,  цвет. Особенностью  литературы является то, что  цветообозначения потребляются 
     Цель дипломного  – изучение цвето в древнерусском памятнике  «Слово о полку 
     Для достижения намеченной  были поставлены  задачи:
     - проследить  и количество употреблений  в памятнике письменности;
     -  своеобразие цветообозначений,  в памятнике письменности  о полку Игореве»;
     -  стилистические функции  в памятнике письменности  о полку Игореве».
     При  дипломной работы  использованы следующие  и приемы лингвистического 
     - сравнительно-исторический. 
     - описательный  использовался при классификации  цветообозначений.
     - прием  учета. Применяется при  употребляемости цветообозначений.
      ценность работы  в том, что собранные  могут быть  к учебному процессу в  и вузе, при разработке элективных и  курсов по русскому  в старших классах , а также на спецкурсах по  языка художественных 
     Работа состоит из  двух глав,  списка использованной атуры, приложения.
     
     
     
     
     
     
     
     

1. КР ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА ЫХ ПАМЯТНИКОВ ПИСЬМЕННОСТИ
     
       История изучения  в лингвистике
     
     Проблема  и цветообозначения в последние  активно разрабатывается в  сферах научного  Особое внимание  проблеме уделяется в  литературоведении, психологии,  философии. Лингвисты,  изучением слов-цветообозначений,  их в разных аспектах. 
     В  имена цвета  а) с точки зрения их  (работы В. Левенталя, Г.  Н.Г. Нечипуренко, Н.К  б) с точки зрения их  развития (работы  Алимпиевой, О.В.  Н.Ф. Пелевиной); в) в  исторической лексикологии  Е.М. Иссерлина,  Грановской, М.А.  Н.Б. Бахилиной); г) в  сопоставления по различным  русских наименований  с цветообозначениями в других  - родственных и неродственных  Н.Л. Раздоровой, ЛЯ.  О.А. Огурцовой,  Бедоидзе, Р.В.  д) в других, кроме  языках, например,  тюркских (работы  Ясногородской, Н.И.  Т.А. Михайловой,  Молчановой); е) с позиции  семантики (работы А. го). 
     Прежде всего  отметить, что на разных  развития русского  количество слов,  колористическое пространство, не  постоянным. Система  в русском языке  быть представлена  номинативными единицами с  зрения структуры: 
     -  имена прилагательные  синий, зеленый,  ордастый, пегавый,  и под.); 
     - сложные  прилагательные, в структуре  выделяется, как правило, два или три  (большее число  крайне редко),  собой либо  равноправных цветов или  либо название  с уточнением его интенсивности  дымчато-коричневый, буро-желтый;  ярко-фиолетовый, мутно-голубой и  
     - сложные цветообозначения со  «сущ. цвет + имя сущ. в им. п» (цвет хаки,  аметист, цвет , цвет коралл и  
     - сложные цветообозначения со  «сущ. цвет + имя . + имя сущ. в им. п.», либо эта структура  набором тех же частей  но в форме род.  (цвет мокрый  цвет синяя  цвет снежная  цвета морской  цвета старой ).
     Небезынтересным представляется тот  что, судя по  лексикографических источников,  традиционными цветообозначениями  моно- и билексемные  Однако русская  данные профессиональной  (в сфере авто- и  производстве, текстильной  ботанике, зоологии и  наряду с традиционными  цвета широко  и обозначения со сложной  С развитием промышленности,  возможностью создавать  краски путем их  получать новые  потребность в номинации  и его оттенков существенно  В тех случаях, когда  нередко бывает  различителем однородных  его роль очень  При выборе пряжи,  а в последние годы -  обоев, косметических  (теней, помады) и так  существенным становится не  восприятие цветовой  потребителем, покупателем, но и  точно знать  тона, оттенка,  Не менее серьёзна эта  и для продавцов, репрезентирующих  Вероятно этим и  появление таких й, как «цвет наутилус»,  «цвет аметист»,  белая лилия»,  синяя ночь»,  кармен», «цвет  «гвоздичный». В товаре  важным не только  но и рекламное (кричащее,  броское) название.  становится употребление в  цветовых обозначений  собственных (литературных  названий городов,  островов, проливов),  «цвет балтика»,  нарва», «цвет , а также существительных,  животных, растения,  камни, например, «цвет  «цвет игуана»,  опал» и другие.  появляющиеся в последнее  чаще всего вляют собой  апеллирующие к социальному  носителей языка.  опыт, судя по  названиям цвета,  распространяться не только на  цветовой окраски  творений природы, но и на ние литературой, минералогией,  зоологией, чтобы  название, например,  офелия», «цвет  «цвет бизон»,  коррида», «терракотовый»,  и подобные с окраской  - носителя этого  и предмета, приобретающего  окраску. Подобные  цвета были  русскому языку и  в художественной  с конца XIX века.
      цветообозначения со  структурой «сущ. цвет + имя  в им. падеже» в последнее  приобретают все более  профессионализмов, так как выступают в  номинций искусственно  красок или колоров для  автомобилей, ткани,  помады, краски для  обоев… Возможности  промышленности в создании  вероятно, не ограничены:  нескольких цветов в  колор при различном  составляющих его частей  получать оттенки,  которые бывает не  просто. При этом  создаваемый цвет или  может быть  по сходству с любым  реальной действительности,  подобным цветом.  вероятно, что в современном  возможны разработки  колоров по образцу  объекта путем  его и компьютерной обработки и  составляющих его цветовых  Именно поэтому  предположить, что цветообозначения со  «сущ. цвет + имя сущ. в им.  и «сущ. цвет + имя пр + имя сущ. в им.(род.) п.»  регулярно пополняться за  включения в их структуру  существительных, отражающих  предметы реал действительности (цвет сос хвои, цвет  лилия, цвет  роза, цвет  кость, цвет  ива ).
     Особого внимания при  цветообозначений прежде  заслуживают те номинативные  в составе которых  онимы (то есть  собственные). Например:  адриатика» - «серо-голубой»,  гольфстрим» - «серо-синий»,  офелия» - «белый»,  кармен» - «алый,  «цвет пицунда» -  «цвет гоби» -  «цвет валентина» -  Одним из признаков  именами собственными  к классу онимов  их графическое «изображение» в  сфере (в автодокументах, х автомагазинов, объявлениях) - эти  пишутся со строчной  Другим таким  становится неспособность  выполнять отличительную  отдельного единичного  от множества подобных  то есть имя собственное  быть «визитной  объекта», перестает  «его принадлежностью, собственностью»  1987: 7]. Включение в  цветообозначения онимов  во-первых, конкретизацию  цветового оттенка  например, одежде  героя, оттенку  Адриатического или Балтийского ), а во-вторых, рекламное  наименование. Вероятно, это  психологического воздействия на  каждому человеку  стремление иметь  индивидуально изготовленную,  быть, раритетную,  от всех остальных в  ряду не только  цветом, но и названием.  номинативные единицы  кармен», «цвет  и «красный» указывают на  одну окраску  - красную, ярко-красную,  тончайшие оттенки  и разные названия  некоторое разнообразие.  цветообозначений представляет  интерес не только с  зрения их лексич значений, но и этимологии. 
      и то же слово может  в семантике различные  и один и тот же цвет  иметь различные  Например, прилагательное  имеет два цветовых  1. Цвета абрикоса, , с нежным розоватым  (о цвете вообще, о  краске, пряже,  2. Палевый, светло-рыжеватый (о  собак и кошек).  это прилагательное восходит к  аbrikoos. В западноевропейских  как предполагал П. Я. Черных, это  восходит к латин.  ?скороспелый? (< praecox).  же слово из латинского  древнегреческий попало в  язык, где получило  barquq (al-barquq) и  «абрикос» > «слива».  это арабское слово  усвоено испанцами  albaricoque, каталон.  (португ. albricoque). Из  и каталонского это слово попало уже в  языки [Черных  67]. Прилагательное аметистовый - в  «цвета аметиста,  прозрачно-фиолетовый, голубовато-фиолетовый (о  вообще, глазах,  окраске предметов и  представляет собой  из древнегреческого языка. В  русского языка  с 1789 г. как производное от  драгоценного  аметист. Название  камня отражает  ему свойства: в переводе с  ?-µ??????? – «не пьяный,  опьянению (камень  одним из средств против  [Вейсман 1991: 131].  точку зрения на  названия аметист  Г.Г. Леммлейн,  на сравнительно позднее  этого термина в ом языке и считая, что  – «осмысление какого-то зычного старинного . Еще один вариант  выводит термин из  «ахлама» - аметист.  камень имеет и  названия: амефист,  камень архиерейский,  Бахуса, лавендин и   [Куликов 1989: 76]. В  М.Фасмера высказывается  точка зрения:  всего (аметист)  так из-за лилово-фиолетового  напоминающего сильно  красное вино, от  уже нельзя опьянеть»  1996:94]. Цвет  Такое наименование  зафиксировано в сфере  и купли-продажи автомобилей. Это  обозначает серо-голубую  авто. Небезынтересным  тот факт, что оним  включенный в структуру  этимологически восходит к  названию ??????,  Адриатическое море.  называлась колония у  греков. Опираясь на  исторический факт,  предположить, что этимологически это  связано с древнегреч ????????, ион.  - 1) не убегающий, не склонный к  (о рабах); 2) неизбежный  1991: 129]. Вероятно,  колонии, условия  рабов там были  что убежать было  Однако цветообозначение,  на этимологию онима,  не с колонией, а отражает в  цвет воды  моря. Подробное  семантики и этимологии  номинативных единиц,  онимов, требует  исследований, которые  составить не только  часть Энциклопедии  но и продвинуть вперед  по созданию этимологического  собственных имен.  со сложной структурой  не только русскому  Вполне вероятно, что это не  особенность, а профессиональная, так как  в Россию краска из  Германии, Италии,  имеет такие же по  нередко и по семантике,  например, цвет  цвет перламутр,  розовый мрамор,  вишня и под..  давно перестало  замкнутым в географических  а потому заимствования из  языка быстро  в другой. Мобильность  «вынуждает» язык к  действиям. Вероятно,  сходных по структуре  в разных языках  и давнее родство  языков, к числу  относятся и русский, и  и английский. 
     Русский  как и народ, который им  иностранные контакты  воспринимал в качестве  дальнейшего развития.  слово, попадая в  язык, если оно  то сохранялось, в противном  - не воспринималось. «Уважительное» ие к «чужеземцу» проявлялось в  использования его в качестве  синонимического ряда, что в  очередь приводило  к пополнению богатства  Примером этому  могут служить  Например, наряду со  темно-красный, багровый,  - в значении «цвета  темно-красный» в русском  функционирует и прилагательное  или бордо. Как утверждают  словари русского  это слово заимствовано из  употребляется в качестве  только в русском  (в словарях – с 1935г.). Во  слово bordeaux как  сорта красного  - от названия города  на юго-западе Франции. В  западноевропейских языках в  цветового прилагательного  [Черных 1993:  В промышленном производстве,  ботанике нередко  специальные колоризмы-термины,  можно рассматривать в  профиссионализмов.  гуляфный – «красный,  спелых ягод  (о цвете вообще,  цветах). Прилагательное  представляет собой  - термин, употребляющийся в  и ботанической литературе. По  словаря М.Фасмера  – «шиповник, Rosa  гуляфная вода  вода». Первоначальное  «розовая вода» но из новоперсидского [Фасмер :298]. Появление  цветообозначений в сфере  которое отмечается в  годы, вероятно,  предопределено историей  языка и литературы.  и писатели вносили и  свою лепту в  колористических обозначений. , прилагательное гелиотроповый -  гелиотропа, темно-  с пятнами красного или  цвета (о цвете  цвете неба), от в рассказе И. Бунина: « за это мгновение стал уже  млечно-стальной с  налетом», меж тем как небо на  стало гелиотроповым…»  1986: 64]. Данное е лишь дважды  в рассказах И.Бунина, но не  в толковых словарях  языка. Производное от гелиотроп – « с ярко-красными или желтыми  минерала». Этимологию  слова традиционно свя с греческим ???????????  «1) то, что  к солнцу или вместе с  2) солнечные часы». На наш  это слово не греческого, а  происхождения: латин.  Вполне вероятно,  представлять собой и  древнегреческого ??????????? и  слов gelu,  «1) мороз, стужа, 2) пе оцепенение? и tr?paeum» «1)  первоначально: ствол  увешанный взятым в  оружием, впоследствии й знак победы…»  2001:312]. Вполне  что камень мог быть  по ассоциации с зеленым  и развешанным на нем окровавленном  (как застывший,  или «оцепеневший» знак  Таким образом,  цветообозначений русского  представляет собой не  полисемичное пространство, в  отражается цветовая  реального мира, но и  номинативных единиц,  с точки зрения  и этимологии, уточнение  на наш взгляд, в отдельных  необходимо. Количество  единиц не остается  одни слова  или уходят на периферию  употребляюся редко,  можно встретить  в памятниках письменности или  и справочной литературе  обр?щеный,  калтарый), другие -  и могут заменить  слово, используя его  или специально создаются для  нового цвета или  Небезынтересным представляется и тот  что промежутки времени в  некоторых народов  носить цветовое  при этом и в художественной  можно выделить  цветообозначения, характеризующие  направление или время.  для поэтов XIX века  употребительным и  можно считать  лазоревый, лазурный, а для  начала XX века - 
     Таким образом,  цвета в современной  исследуются во многих  но при всем многообразии  и подходов к изучению  цвета, имеется  ряд лакун, которые еще  заполнить. В частности,  исследованы этимология и  цветообозначений. Особенно это  этимологии, тем более что  таких разысканий в  случаев рассредоточены по  статьям в разного  этимологических словарях и не  полного представления о  цветообозначений и о происхождении  ее членов в том или другом 
     По книге Бахилиной  "История цветообозначений в  языке" можно  некоторые направления, по  проводились исследования  в русском языкознании  1975: 30].
     Во-первых, в  предмета изучения  группа слов,  цвет. В основном это  - цветообозначения. В книге  примеры с глаголами,  существительными, содержащими  признак. Например,  глагола рдеть,  сохранил значение  цвета.
     Во-вторых,  группа цветообозначений в  раннего периода  вв.) представлена  количеством цветообозначений, но  цветообозначений в деловых  увеличивается.
     Также  думать, что в древнерусском  раннего периода  достаточно много  которые требовались и  в деловых целях,  в речи. В это время  цветообозначения для названия  животных: бурый, ой, гнедой и другие,  встречаются в древнейших 
     Следует отметить, что  исследование лексики  показывает, что судьба  составляющих группу  очень различна.  из них очень изменились,  почти не изменились.  развивают синонимические  объединяются в какие-то  другие остаются как бы 
     Слова, пережившие  перемены - это изменения в  цветообозначений. В книге  вторичные значения,  у многих слов -  Например, история  белый (чёрный,  зелёный).  значения слова  - "прозрачный", "чистый"  1975: 30].
     Во  лингвистических исследованиях  цветообозначений является  наличия системных  в лексике разных  Некоторые ученые  системность лексики  отражением системы  выражающих цветовые  Группа слов,  цвет, является  лексико-семантической группой, с  компонентов, типичными для  групп, а именно:  группы слов  собой собственно  единицы, продукт  развития того или  языка. Слова,  свои собственные  в рамках одной  группы в то же время  связанными между  отношениями, не безразличными для их  значений. Эти отношения  антонимии, всякого  уточнения, дифференциации и  близких или сопредельных  и т.д." [Филин  56].
     История  цветообозначений рассматривается в  аспектах: происхождение,  употребление.
     Например,  история слова  с его первоначальным значением  возможными переходными  слова, уточняющими  другого цвета, к  цветообозначения.
     В истории  называющих цвет,  наметить какие-то  пути развития.  некоторая общая  некоторый лингвистический  в истории цветообозначений  это стимул создание,  обобщённых или абстрактных  [Бахилина 1975: 
     Абстрактные цветообозначения - это  которые наиболее  называют цвет.  этой способности, они  определенными качествами,  обеспечивают эти возможности. Эти  не связаны с производящей  (не вызывают никаких  имеют неограниченную  стилистически нейтральны.  рода абстрактными  являются уже для раннего  цветообозначения белый,  жёлтый, зелёный.
     В  русских памятниках  белый является  цветообозначением, т.е.  способностью называть  разные оттенки  Вместе с тем слово  теряет свою  как цветообозначение и требует  В поисках цветового  писатели ищут  наиболее выразительно  чистый, яркий, без  белый цвет:  как снег, как сыр, как  и т.д. Позднее  сравнений расширяется:  как мрамор, как вата, как  как чеснок и т.п.  с этим способом  цвет, появляются  прилагательные, подчеркивающие  и содержащие сравнения со  снегобелый, снегоподобный,  снежный, снеговой , 2006:48].
     Какая-то  памятников в смысле  цветообозначений очень  Например, очень  в отношении использования  можно наметить три  памятников.
     1. Памятники  которые в использовании  сохраняют традиции,  в памятниках раннего  периода. В этих  цветообозначения либо не  совсем, либо  мало, набор их  Сюда относятся как  начала XII века,  некоторые повести  времени, так и повестей  половины XVII  Например, сатирическая  
     2. Памятники литературные с  мотивами, где набор  невелик, и они не выходят за  традиционного фольклорного  (например, Повесть о  Повесть об Азовском  сидении, Повесть о 
     3. Памятники литературные, в  появляется более  использование цветообозначений. В  этой группы  в какой-то степени и  язык разных  русского общества века. В них цветообозначения  для создания реальных  окружающих предметов,  в литературных памятниках  путешествий. К этой  группе можно  отнести материалы  памятников.
     Можно  вывод, что история  цвета рассматривается с  сторон: происхождение,  и употребление. Уже в языках  периода существовало  много цветообозначений, и они  в основном для названия  Существовали и абстрактные  которые называли  обобщенно. Слова,  цвет, со временем  объединились, образовали  а некоторые исчезли.  цветообозначений является  системных отношений и  к системно-семантической группе.
     
     
      Изучение лексикологии  памятников
     
     Литература по  лексикологии русского  достаточно богата. В  работах русских и  ученых XIXи XX веков  большое количество  разысканий относительно  слов и целых  лексики; обширна  о заимствованных словах,  работ посвящено   значений слов  языка. Во многих  изучается лексика  памятников письменности.  Срезневский, Ф.И.  Ф. Миклошич, А.А.  А.И. Соболевский  своими работами  историко-лексикологическим исследованиям  состава древнерусского  они явились основателями  исторической лексикологии  языка. Многое   в этом направлении  последующих поколений.
      изучение исторического  лексики русского  имеет неравномерный  Это выражается прежде  в далеко не одинаковой  различных лексических 
     Становление Руси и  русского государства  в постоянной борьбе с  врагами; более  с половиной столетий  народу пришлось  монголо-татарским завоевателям.  в памятниках древнерусской  воинская тема  очень большое  Однако рассказы о  завоевательных походах  князей в чужие  характерны лишь для  воинских летописных  Более поздние  в своем подавляющем  посвящены обороне  земель от внешних 
     Литературный стиль  Руси до нашествия  может быть  как стиль монументального  Этот стиль  стремлением рассматривать  как бы с больших расстояний  временных (исторических),  Этот стиль, в   которого все наиболее  представляется большим,  величественным. Развивается  «панорамное зрение».   стремится вести  о всей Русской  сразу и легко  от событий в одном  к событиям в другом – на  конце Руси.  соединять в своем  различные географические  характерно для сочинений  Мономаха, «Сказания о  и Глебе», «Слове о  Игореве» - произведения  по размерам, но рассказывающего о  в максимальном охвате  Русской земли. Для  стиля этого  характерно также  описание явлений  из ряда вон выходящих  землетрясений, грозы  или во время битвы),  наводнений. Произведения не  статичного пейзажа. То, что  не изменяющимся, не привлекает  писателей.
     Еще одна  особенность, отличающая  монументального историзма:  Литература Древней  не столько изображала  сколько вводила их в  формы. Житие  – это торжественный парад его  воздание ему почестей 
     И еще одна черта  формации монументального  – это ансамблевый характер  Произведения литературы  до XVII в. – это не замкнутые в  и не обособленные мирки.  из произведений тяготеет к  связанным с ним по изображаемым  событиям, и к произведениям  ранее. И это несмотря на  жанров. Каждое  произведение – это как бы дополнение не  по форме, сколько по  и по сюжетам.
     Самое  и известное произведение в  литературе «Слово о  Игореве» - было  в конце XII века. 
     Его  название — «Слово о  Игореве, Игоря,  Святославля, внука  Созданное, как установлено  не ранее 1185—1187 гг. и не  начала XIII  «Слово...» дошло до нас в  сборника XVI века,  библиотеке Спаса-Ярославского  В конце 1780-х —  1790-х годов  памятник был обнаружен  собирателем древнерусских  графом А.И.  в приобретенном им у монахов  рукописей. В 1795-1796 гг.  сделана копия с  «Слова...» для императрицы  II, а в 1800 г. рукопись  переведена, снабжена  статьей и примечаниями и  После гибели  «Слова...», сгоревшего  со всей библиотекой  во время пожара  1812 года,  это издание и царская  стали единственными  сведений об этом  Уже в XVIII веке  сделаны и другие  «Слова...», постепенно  первый, в котором  много ошибок  трудности понимания  текста (сборник был  скорописью, при которой не  слова и строки). В XIX  «Слово...» переводили  Майков, Мей,  черновики подготовительной  к переводу этого  которым занимался  В XX веке продолжалось  и появлялись новые  «Слова...», например,  Новикова, А,К.  особое место  которых занимают  академика Д.С.  Но тем не менее, до сих пор многие  связанные с этим  памятником древнерусской  остаются еще не решенными и  своих исследователей.  выдвигались различные  по поводу авторства  Среди предполагаемых  назывались киевский  Святослав, Кирилл  сподвижник Игоря  Бориславович и даже сам  Игорь. Подвергалась  и подлинность «Слова...».  ответ скептикам  и нынешнего времени дал  «Подлинность самой  доказывается духом  под которого невозможно 
     Темой произведения  неудачный поход на  новгород-северского князя  Святославовича в 1185  и в этом отношении оно  к традиции ранних  повестей. Этот  а также эмоциональность  лирический характер  произведения пронизывающий  его текст, воспоминания об  событиях прошлого  «Слову» характер  автора о судьбах  земли, о пагубности  междоусобиц, вызывают  о прошлом – о славных и  страницах русской 
     Автор «Слова»  не воинскую повесть, а  совершенно особого  Злосчастный поход  Святославовича явился  для глубоких раздумий  о  Русской земли, о  феодальных междоусобиц,  воспоминания о прошлом – о  и о трагических периодах  истории. 
     Плач  в «Слове» благодаря  выраженных в нем чувств  символом женского  и женской верности. Все эти  «Слова», правда, не с  поэтической силой, как в  гениальном памятнике,  полное или частичное  в последующих древнерусских  повестях.
     Закономерностью  героической поэзии  идеализация героев и  их врагов. Воспевание  героев должно  развиваться на фоне их  над многочисленными и опасными  Не редко незначительные  столкновения щедро  поэтами. В таких  открывался широкий  для поэтической фантазии, для  и литературного воплощения  мифологических представлений и 
     Автор «Слова»  переходит в своем  от одного географического  Руси к другому. Он  крайние географические  своими призывами к  обращениями к отдельным  и даже просто  припоминаниями. «Золотое  Святослава Киевского,  им с горы киевской  всю Русскую землю по  – ее самые крайние  Мифическое существо Див  на вершине дерева,  послушать земли   (так  называлась  степь). Девицы  возвращения Игоря из  плена поют  на Дунае, их голоса  через море.  действие воспринимается как бы с  высоты. Благодаря  зрению и сама  Игоря с половцами  всесвестные размеры:  тучи, символизирующие  Руси, движутся от  моря, дождь  стрелами с Дона  ветры несут  моря. Битва как бы  собой всю широкую 
     Стиль монументального  сказывается в «Слове» и в  передать действие как  сил, как передвижение  масс войска.  лица переносятся в  с большой быстротой:  в походе Игорь,  - куряне, в быстрых  переездах Олег  и Всеслав Полоцкий.  обернувшись волком, за  ночь достигает  слышит в Киеве  звон из Полоцка и 
     Церемониальность играет  роль в стиле  историзма, и соответственно  Не случайно в «Слове»  говорится о таких  формах народного  как слава и плач.  поет славу  Ярославу и храброму  он свивает славы  полы сего  и исполняет славу  и на своем музыкальном  Славу Святославу  иноземцы. Говорится о  русских жен, о  славы девицами на  приводится плач  (это тоже  плач – публичный на  городской стены).
     В  сюжета «Слова о  Игореве» лежат  исторические факты. С  г. юговосточные границы  государства начинают  опустошительным набегам  кочевий половцев.  князья в междо войнах сами  «поганых» на Русскую  В начале XII в. Владимир  совершил ряд крупных  против половцев, в  которых враги  отброшены далеко за 
     После смерти  процесс феодального  Киевского государства  и половцы начали  совершать набеги на  и юго-восточные земли  Это заставило южнорусских  принять срочные  по борьбе со степными  В 1170 г. состоялся  князей, на котором  Изяславич говорил:  отнимают Греческий  (по Днепру), Соляной (по  и Залозный (по Дунаю)».
      Всеволодовичу, великому  киевскому, удалось в  г. создать небольшую  южнорусских князей,  приняли участие в  походе против  1184 г. Поход  успешно: половцы  разбиты, хан Кобяк  в плен. Успех  князей, и Святослав  готовиться к летнему  1185 г. В походе  г. должны были  участие новгородсеверские  во главе с Игорем  Однако дружина  не могла поспеть  из-за гололедицы.
      весной 1185 г. в  против степных  новгородсеверский князь  на удачу, мечтая о  собственной  и желая, возможно,  древнего Тмутараканя,  некогда владели  князья, и в частности дед  Олег. Однако  закончился страшным  русских войск.  в истории военных  с половцами русские  были захвачены в  а из всего войска  в живых лишь 16 
     Исторические события,  с походом и поражением  князей - Игоря  его брата Всеволода из  сына Владимира из  и племянника Святослава  из Рыльска,— и легли в  «Слова о полку 
     Начало княжеских  автор «Слова»  с деятельностью Олега  черниговского, деда  Поэтому не случайно в  «Слова» в самый  момент повество о битве русских с  вводится исторический  о крамолах Олега.  дед Игоря начал  крамолу ковать и  по земле сеять».  и выразительно напоминает  «Слова» отдельные  междоусобной борьбы  В этой борьбе  первый прибег к  половцев, наведя их на  землю. Вспоминает  «Слова» и о кровавой  на Нежатиной ниве в  г., когда обе стороны  большие потери, а  Олега юный  Борис Вячеславич пал в  Но главное — это тягостные  крамол Олега для  земли: «Тогда...  и растяшетъ усобицами;  жизнь Даждь  внука; в княжих  веци человекомъ  Тогда по Руской  ретко ратаевекикахутъ, нъ  врани граяхутъ,  себе деляче; а  свою речь  хотятъполетети на уедие».
      Олега наносили  народу — «ратаям», их  труду. Междоусобные  приводили к экономическому  страны (погибла  Даждь божа  — достояние русского  к гибели людей.  автор и назвал  Гориславличем, ибо горестную  в Русской земле  себе этот  князь крамольник.
      летописцам, автор  придерживался родового  на историю. Он считал, что  нарушения феодальных  распрей, союза с  начатая Олегом,  проводиться его внуками —  князьями. Поражение  рассматривается в «Слове» как  той политики, которая  начата родоначальником  гнезда» Ольговичей.
      автор и о другом  феодальных распрей — о  Брячеславиче Полоцком.  о Всеславе связан с ским обращением к  Ярослава и Всеслава —  старую вражду и  из худой дедовской  объединить свои  для борьбы с внешними  Руси. «Вы бо своими  начя стена  поганыя на землю  — говорит автор.
      вражды полоцких  с киевскими летопись  с женитьбой Владимира  на полоцкой княжне  которая, согласно  пыталась убить  ей мужа, мстя ему за  отца и братьев. Ее в полоцкий князь  Брячеславич, как сообщает  был рожден «от волхования»,  чего имел  на главе» и «сего  немилостив» был Всеслав «на  В 1066 г., начав  с Ярославичами, Всеслав  Великий Новгород «с  и с детми, и колоколы  у святыя Софие». Об  факте автор  сообщает весьма  но художественно выразительно:  врата Новуграду,  славу Ярославу».
     В  г. войска Всеслава и  (Изяслава, Святослава и  сошлись на Немиге, где  сеча зла и мнозипадоша», и  вынужден был бежать.  князья примирились и  крест», но, не веря  Изяслав нарушил  целование. Он захватил  и посадил его в Киеве в 
     В 1068 г. половцы  первое в истории  русским князьям  Святославу и Всеволоду.  «створиша вече»,  у Изяслава оружие и  чтобы идти  врагов. Князь  удовлетворить это требование, и  восставшие горожане 15  освободили Всеслава из  поскольку тот пообещал им  В «Слове» весь  эпизод, изложенный в  временных лет»,  так: «Тъй  В. К.) клюками (хитростями)  окони и скочи к  Кыеву и дотчеся  злата стола  Всеслав пробыл  князем несколько  и вынужден был бежать. О чем в  в образно-символической  сказано: «...скочи от них  зверем в плъночи из  обесися сине  (буквально: повиснув на  облаке, т. е. под покровом 
     Автор «Слова»  хронологию: он сначала  о событиях  г., а затем 1066 и  гг. Ему важно показать  последствия междоусобной  Ярославичей с Всеславом,  «Немизекровавы брезе не  бяхуть посеяны,  костьми руских 
     Образ Святослава  в «Слове» в его «мутном» сне и  слове». Здесь  нами мудрый  скорбящий о своих  вассалах «сыновцах»,  сокрушающийся по поводу  что князья-вассалы не помогают  своему сюзерену. «Се ли  моей сребреней » — горестно восклицает он.  слово» Святослава  гражданской скорбью по по розни между  отсутствия между  единства, а главное, по  забвения ими своих  по отношению к «отню  столу», Русской  Это и дает возможность  «Слова» легко  «золотое слово» в  страстный  обращенный к наиболее  князьям Руси  «за землю Рускую, за  Игоревы, буего  Трезво оценивая  обстановку своего  автор «Слова»  к тем князьям, от которых  судьба родины.  прежде всего,  владимиросуздальский Всеволод  Гнездо. Могущественный  он только что совершил  поход против  булгар, дружина его  Волгу «веслы  а Дон шеломы выльяти!».  его великим князем,  как бы напоминает Всеволоду о его  по отношению к Киеву, ко  Русской земле  злата стола  Слова эти,  содержали в себе и  политический намек. В  современников живы  события 1169 г.,  брат Всеволода III  Боголюбской подверг  жестокому разграблению  берегли суздальские  золотой стол!).  бы ты был, то была бы  по ногате, а кощей по  — говорит в своем  к Всеволоду автор  гиперболически подчеркивая, что  бы Всеволод был в Киеве, то  бы стоила одну  т. с. 50 коп. (гривна — 10  содержала 20 ногат, или 50  а раб — 20 коп. (согласно  Правде», стоимость  равнялась 35 руб.).
      же Всеволод и «не мыслит»  в Киев, то у него,  автор, есть  «посуху живыми  рыстреляти, удалыми  Глебовы». Он может  против половцев  вассалов — «живые  — рязанских князей и  свой долг  «отним златым 
     Учитывая заинтересованность в  Киева и южной  князя Рюрика  и его брата Давыда  храбрость их воинов,  «рыкают, аки тури,  саблями калеными на  незнаеме», автор  к этим князьям  с прямым призывом  в поход — вступить «в  стремена за обиду  времени, за землю  за раны Игоревы,  Святъславлича!» Трезво  в «Слове» и могущество  князя Ярослава  «Своими железными  он закрывает путь на  венгерскому королю, его  принимают участие в  походах «стрелявши с  злата стола  за землями». Могуще его простирается далеко на  вплоть до Дуная,  Киев находится в  от галицкого князя,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44