- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Цветообозначения как зеркало национально-культурного сознания
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014372 |
Тема: | Цветообозначения как зеркало национально-культурного сознания |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Студентки: Джуманиязова Салия Хабибуллаевна Педагогический институт, кафедра ФФ Направление: 44.03.05 педагогическое образование, профиль русский язык и литература Тема выпускной квалификационной работы «Цветообозначения как зеркало национально-культурного сознания (на материале русских и туркменских прилагательных).» Руководитель ВКР___________________________ ___________ (подпись) (ФИО) Студент _____________________________________ __________________________ (подпись) (ФИО) Допустить выпускную квалификационную работу к защите в государственной аттестационной комиссии Заведующий кафедрой __________________________ ________________ (подпись) (ФИО) «______» _______________________ 20 ____ г. АННОТАЦИЯ ВКР содержит 69 страницу, 61 источников литературы. Данная выпускная квалификационная работа посвящена Цветообозначения как зеркало национально-культурного сознания (на материале русских и туркменских прилагательных). В работе иследуется цвета и значение в русском и туркменском языках. ABSTRACT WRC contains 69 pages, 61 sources of literature. This graduation qualification work is devoted to color designation as a mirror of national cultural consciousness (on the material of Russian and Turkmen adjectives). In the work, colors and meanings are studied in Russian and Turkmen languages. Оглавление Введение……………………………………………………………………..……4 Глава 1. Цветобозначения как зеркало национально-культурного сознания ..7 1.1. Цветовая символика в культуре разных народов……………….…...7 1.2. Цвет красного в России………………………………………………19 1.3. Зелёный цвет символ Туркменистана……………………………..25 1.4. Белый цвет в России…………………………………………….……27 1.5. Золотой и пурпурный цвет в России……………….…………….…31 1.6. Чёрный и коричневый цвет в Туркмении..........................................35 Глава 2. Значение цветов на материале русских и туркменских прилагательных…………………………………………………………….……41 2.1.Прилагательные цвета в русском и туркменском языках……………...........................................................................................41 2.2. Оценочность цветообозначений в русском и туркменском языках…………………………………………………………………………….44 2.3. Семантика прилагательных цвета в русском и туркменском языке…………………………………………………………………….……….52 2.4. Прилагательные со значением в современном русском языке…..55 Заключение……………………………………………………………………….57 Список использованной литературы…………………………………...………59 Приложение А …………………………………………….…………….………65 Приложение Б…………………...……………………………………………….66 ВлГУ. 44.03.05. Яг-113.06.3.00ПЗ Изм. Лист № докум. Подпись Дата Разраб. Джуманиязова Цветообозначения как зеркало Лит. Лист Листов Руковод. Пименова М.В. национально-культурного Реценз. сознания (на материале русских и туркменских прилагательных) Н. Контр. Я-113 Утверд. ПименоваМ.В Введение Язык выражает различные картины мира, присущие человеку (научную, наивную, религиозную, эстетическую, пространственную). В настоящее время в лингвистике существует понятие «языковая картина мира», впервые введенное Лео Вайсгербером. Значимой частью наивной картины мира является система цветообозначений в языке. Цвет является важнейшей составляющей всей зрительной информации. Совокупность всех цветов отражает феномен цветового пространства, выражающегося в языке цветовой картиной мира. Актуальность нашего исследования обусловлена высокой частотностью употребления лексики цветообозначения, её явной национально-культурной семантикой и значимостью для конструирования фрагмента языковой картины мира. Человек живет в цветовом мире, поэтому интерес к цвету неслучаен. Всё, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Проблемами цвета в настоящее время занимается целый ряд наук и научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей её стороны. Цвет связан с восприятием окружающего мира. Проблема цвета изучается в искусствоведении, психологии, культурологии и других науках. Лингвистический интерес к проблеме цветообозначений объясняется двумя факторами: во-первых, экстралингвистические позиции цвета, существующие в природе, отражаются и в языковой системе; во-вторых, цветообозначения представляют собой сравнительно компактную и легко выделяемую лексическую группу, в которой отражается объективное разнообразие цветовой гаммы. Цветовая картина мира включена и в культурную картину мира, которая «специфична и различается у разных народов» и может быть определена как «отражение реальной картины через Лист ВлГУ. 44.03.05. Яг-113.06.3.00ПЗ Изм. Лист № докум. Подпись Дата призму понятий, сформированных на основе представлений человека, полученных с помощью органов чувств и прошедших через его сознание, как коллективное, так и индивидуальное» Цель работы – выявления общих и национально культурных особенностей в цветообозначении русского и туркменского языка Данная работа призвана ликвидировать имеющийся пробел. Цель работы — выявление общих и национально-культурных особенностей цветообозначений китайского языка в рамках существования и реализации их формальных и семантических моделей. Задачи исследования: 1. описание современного состояния цветовой лексики в русском языке; 2. изучить цветообозначений в русском языке в сопоставлении с туркменским языком; 3. проследить историю формирования каждого имени цвета; 4. выявление общих и специфичных признаков номинации цвета Методы исследования. Специфика работы, находящейся на стыке ряда филологических наук, определила использование конкретных методов: экспериментального и описательного при первичном отборе и классификации материала, словообразовательного анализа, позволяющего выявить модели, по которым образованы прилагательные цвета, компонентного анализа, семантического анализа, контекстуального анализа, сопоставительного при установлении соответствий и различий в исследуемых языках. Лист ВлГУ. 44.03.05. Яг-113.06.3.00ПЗ Изм. Лист № докум. Подпись Дата Объектом настоящего исследования является системы цветообозначений двух языков - русского и туркменского. Предметом исследования вступает семантические употребление слов-цветообозначений русского и туркменского языка. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведен комплексный анализ особенностей функционирования вербальных средств цветообозначения при характеристике человека, цветообозначения текста образующего рассматривается как сложные информационные структуры реализующейся элемента. Теоретическая значимость Результаты исследования могут способствовать разработке общетеоретических и конкретных вопросов исторической лексикологии, семасиологии, этимологии. Практическая значимость Материалы работы могут быть использованы в практике преподавания курсов современного русского языка. Апробация работы. Основные положения работы обсуждались на заседании кафедры филологии русского языка Владимирского государственного педагогического университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (2015-2017). Результаты исследования были представлены на общее - научной конференции, посвященной к проблемам цветообозначения как зеркало национально-культурного сознания, а также нашли отражение в некоторых публикациях. Структура работы. Квалификационной работы состоит из введение, двух глав, выводов по главам, заключения, список литературы, приложения. Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист № докум.№ Подпись Дата Глава 1. Цветообозначения как зеркало национально-культурного сознания 1.1. Цветовая символика в культуре разных народов Как появляются в языке слова, обозначающие цвет? До появления идей Б.Берлина и П.Кея изложение истории возникновения и развития цвет наименований носило чисто описательный характер и выглядело примерно так. Вначале цвет передается в языке опосредованно, путем указания на цвет соответствующих распространенных предметов или объектов природы: «как молоко», «как снег» (белый), «как сажа» (черный), «как кровь» (красный) и т. д. Затем появляются слова, используемые специально для обозначения цвета (белый, черный, красный). Некоторые из них становятся названиями основных категорий, на которые делится цветовое пространство в данной культурно-языковой общности людей. Если говорить точнее, никаких новых слов не появляется: просто слова, ранее существовавшие в языке, обретают значение цвета. Этот процесс можно считать языковой универсалией. Параллельно с процессом развития основных терминов в языке появляются слова, передающие отдельные оттенки цвета. Число этих слов непосредственно связано с уровнем цивилизованности общества. Некоторые бесписьменные языки современных так называемых примитивных культур до сих пор содержат не более десятка-двух терминов цвета. Источниками появления новых слов могут стать: название окружающей среды и объектов природы с характерной окраской (вместо первоначального «как молоко», «как пепел», «как кровь» появляются обычные речевые формы молочный, пепельный, кровавый). Некоторые слова постепенно утрачивают изначальную этимологическую связь и начинают восприниматься как Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата абстрактные (ср. коричневый, малиновый, сиреневый, болотный). Возникает модель «цвета...» (цвета слоновой кости, цвета мха) и ее эмоционально отмеченные разновидности (особенно в литературе - цвета давленой земляники, цвета мокрого асфальта); • Заимствование. Процесс обогащения языка за счет иноязычных заимствований обычно протекает не хаотично, а «волнами». Так, известно, что французский язык XVII в. «снабдил» многие европейские языки словами культурного слоя, включающими и термины цвета. В русском языке «французская экспансия» проявилась XIX в. под влиянием французской моды: бордо, шамуа, солитеровый и т. д.; • развитие собственного арсенала лексико-морфологических средств (появление двусоставных слов типа фиолетово-красный, небесно-голубой или модификаторов для передачи оттенков – темно -., бледно -.,интенсивно-.); • развитие у терминов цвета новой смысловой функции - рекламной. Последняя появилась в начале XX в., а в конце века становится важнейшей. Все чаще возникает потребность не столько назвать точный цветовой оттенок данного предмета, сколько привлечь к нему внимание. Воплощается это двумя способами. С одной стороны, активно порождаются лексические сочетания типа агрессивный красный, монастырский белый, лиловый шик, сиреневая элегия. С другой стороны, все большее распространение получают сочетания, связанные с собственно цветом лишь чисто ассоциативно. В теории Берлина-Кея все эти разные формы развития лексики игнорируются и к анализу привлекается только десяток так называемых «основных» цвето наименований. Столь резкое сужение объема материала позволило оперировать сопоставимыми данными по колоссальному числу Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата языков и в результате открыть те самые универсальные закономерности, которые и принесли данной теории такую известность. Нас будет, в первую очередь, интересовать именно история слов: процесс их появления, вытеснение одних слов другими - независимо от того, являлись ли эти слова «основными». Как нам представляется, вся жизнь слова, включая его коннотации, сочетаемость с определяемыми предметами и т. д., оказывается теснейшим образом связанной с культурно- историческими традициями соответствующего народа. Показательный пример - русский красный. Это слово в свое время вытеснило из русского языка слова рдяный и чермный (чреватый), которые до этого успешно справлялись с ролью основных. Среди факторов, обуславливающих такое вытеснение, не последнюю роль играет место самого цвета в культурном самосознании сообщества носителей языка. Слово рдяный имеет общеиндоевропейский корень, сохранившийся во многих языках и поныне. Однако сам красный цвет для русских настолько значим, что красный, означавший изначально «красивый» (Красная площадь, красна девица), постепенно, к концу XVIII в., обрел нынешнее цветовое значение. Этимология этого рода уникально для семьи индоевропейских языков. В других славянских языках до сих пор сохраняются как общеиндоевропейские корни, так и славянские. Феномен световосприятия интересовал ученых с давних времен. Ни одно поколение пыталось разгадать загадку глубинного влияния цвета на человека. Древние йоги считали, что человеческий организм состоит из звуков и цветов, динамика которых определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. Согласно их учению аура каждого человека окрашена в определенные цвета, причем расцветка связана с различными Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата психическими состояниями. По мнению В. Драгунского, эти соответствия не случайны. Но многие ученые, уже в наше время разрабатывающие свои концепции, пришли к таким же ассоциациям. Цвето психологами накоплено множество факторов, подтверждающих правильность "цвето энергетической" модели древних. Оккультизмы и йоги утверждали реальность существования единой живой энергии, различные формы которой воспринимаются людьми как отдельные цвета. Современные парапсихологи, медики и физиологи, сами того не подозревая, экспериментально подтвердили эти модели. Так, например, известный биолог - эволюционист Э.С. Школь считал, что по нервным волокнам человеческого организма движется не электрический импульс, а цветовые потоки. Оказывается, нервное волокно является точным аналогом известных современным технологам свет оводов. Выше будут рассмотрены более подробно результаты других экспериментов и точки зрения некоторых ученых. Истории превращения цвета в феномен культурологический или эстетический было посвящено много исследований. Н.В. Серов отмечал, что в них нет строгого подразделения на эмоциональное, мифологическое, символическое и другие виды световосприятия. Но хроматический анализ произведений искусства первобытных культур, архаичных обществ и первоисточников Древней Греции дал возможность построить классификацию возможных знаковых систем, большая часть которых имеет отношение к эстетике цвета. Интересен тот факт, что многие исследователи сходятся в том, что основные цвета воспринимаются всеми народами примерно одинаково. Желтый и красный считается "теплым"; красный при этом кажется особенно привлекательным, хотя иногда вселяют тревогу, так как он неоднозначен. Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата Кроме того, с одной стороны, это цвет многих съедобных плодов, а с другой крови, а также огня. Голубой цвет, напротив, представляется спокойным. Макс Люшер также согласен с этим мнением. Он считает, что каждый из 4-х цветов воздействует на человека, независимо от его возраста и культуры: красный - возбуждающе, стимулирующее; желто-синий передает ощущение спокойствия и расслабленности; зеленый вызывает в каждом ощущение твердости; желтый - ощущение открытости, легкости, радости. В связи с этим М. Люшер сопоставляет красный цвет с выражением жизненной силы; синий - с состоянием удовлетворения, довольства, защищенности (отсюда - голубая накидка богоматери) и самоограничения; зеленый соответствует чувству внутренней стабильности, самоутверждения; желтый обладает освобождающим, раскрепощенным воздействием и соответствует чувству свободы и самовыражения. Однако если принять во внимание ту точку зрения, согласно которой сигнификация основных цветов едина для представителей любой этнической группы и носителей любой культуры и берет свое начало в глубокой древности, то следует рассмотреть влияние религии, отдельных культурных традиций, пришедших в ходе истории, на подобное восприятие. К.Г. Юнг в своей работе "О психологии восточных религий и философий" пишет о значении голубого цвета в сознании народов древнего Востока; что этот цвет - символ бессознательного: " йогин уплотняет воду сначала в лед, затем в лазурит, из коего делает прочное "основание", как он его называет... Сначала он видит только зеркальную голубую поверхность, вроде озера или океана - это и в сновидениях европейцев излюбленный символ бессознательного. Но затем за зеркальной поверхностью вод обнаруживаются неведанные глубины, "темные и таинственные". Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата Таким образом, восточные люди осуществляли процесс медитации, используя для этого "голубой камень", позволяющий пробиться в глубины душевных тайн. Именно голубой цвет способствовал этому. И, как отметил К. Юнг, в сознании европейцев он тоже является символом душевной глубины. Что касается остальных цветов (белый, желтый, красный и зеленый ), то они соотносятся с четырьмя формами мудрости. По К. Юнгу, существовали 4 группы богов, распределенные по четырем сторонам неба и выделяемые типичным мистическим цветом: белый равен световой тропе зеркало подобной мудрости, желтый - световой тропе мудрости тождества, красный - световой тропе разделяющей мудрости, зеленый - световой тропе все формирующей мудрости. Н.В. Серов придерживается подобной токи зрения. По его мнению, символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое - весна, пробуждение, надежда; синее - небо, чистота; желтое - солнце и жизнь; красное - огонь и кровь; черное - темнота, страх, неясность, смерть. Но этот, в своей основе, обыденный опыт дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Так как обычно эстетическое восприятие цвета интерпретируется субъективно, то оно неизбежно наделяется какими-то привнесенными субъектом смыслами, в которые часто включаются иносказательные элементы ассоциаций, символизма, аллегорий и т.д. Н. Серов считает, что попытки интерпретации этой иносказательности восходят к античности. Еще Гомер наделял цветные одежды Олимпийцев символическими значениями. А сохранившиеся документы по предметным цветам и их отображению в произведениях искусства древних обществ Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата позволили сделать выводы о явном наделении цвета различными значениями. Основываясь на "структуре цвета" как его "объективном смысле" и благодаря проведенным соответствиям между явлениями природы, изображаемыми в цвете различными древними культурами, выявлено, что обычно наделяемые символикой предметные цвета геометрических фигур, стихий, первоэлементов и т.п. воспроизводятся при переходе от культуры к культуре достаточно редко. По мнению Н.В. Серова более частое воспроизведение символических значений цвета в разных культурах наблюдается при изображении астрономических, астрологических и географических представлений (планет, знаков Зодиака, времен года, дней недели, стран света и др.). Интересная параллель прослеживается между представлениями о цветах в русской культуре и культуре Древнего Востока. По мнению историка Л.А. Лелекова, первый и самый чтимый цвет в славянских и персидских легендах - красный. Когда наши предки хотели указать на высшее совершенство, они пользовались словом "прекрасный", т.е. "самый красный, максимально красный и потому наилучший". Ту же идею красного цвета как символа совершенства передает имя героя иранского эпоса - Сухраб, буквально "красный блеск, алое сияние". Интересен тот факт, что ближайшие соседи и родственники иранских племен в Индии, наоборот считали красный цветом смерти, траура и ужаса, что противоречит вышеописанной трактовке учения древних йогов. Это можно объяснить тем, что красному цвету приписывались различные магические значения. Одним он казался сиянием счастья, другим - заревом смерти. По данным Л.А. Лелекова, в культурах очень многих народов, в том числе и славян нет Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата упоминания синего цвета. Его обозначения не найти ни в Библии, ни в Коране, ни у Гомера. Овидий и Вергилий называли фиалки "черными". Византийцы пользовались искусственным обозначением "персидский цвет", так как на Востоке любили и знали все голубые оттенки, кроме голубого темно-синего, который считался цветом траура. Это нашло отражение в "Слове о полку Игореве", где в отличие от других произведений древне русской литературы, синий цвет упоминается часто и связан с мрачными, трагическими событиями. Там можно встретить такие эпитеты, как "синие молнии", "синее вино, с горем смешанное", "синяя мгла", а также "синее море" и "синий Дон" - край половцев, что можно растолковать как желание поэта создать образ вражеской половецкой стороны как синей вообще. По данным И.Л. Бусевой-Давыдовой темно-синий цвет в Древней Руси считался траурным, наряду с коричневым и вишневым. Точные причины этого не установлены, но можно предположить, что синий воспринимался как цвет ночи, а значит мрака, темноты. Коричневый и вишневый, как оттенки красного могли быть связаны с цветом крови. Но интересен тот факт, что черный цвет не считался траурным. По данным М. Семеновой, в этом качестве он появился сравнительно недавно, а в XIX веке на Руси основными траурными цветами были белый и красный. Белый с древнейших времен был для всего человечества цветом прошлого, памяти и забвения. Поэтому его, так же как и красный (черный) включали в одеяние невест, желая показать, что девушка, выходящая замуж, умерла для своего рода. М. Семенова также объясняет "траурную символику" красного цвета тем, что он с давних пор связывался с кровью, борьбой, насилием, зачатием, рождением и смертью и считался "тревожным" цветом. Кроме того, у самых разных племен он входил в триаду: белый, красный, черный, которая означала - Прошлое, Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата Настоящее и Будущее. Таким образом, черный ассоциировался с тайной, непроглядным будущем, но никак не с трауром. А слово "красный" употреблялось в значении "красивый", цвет же назывался "червленым" или "багряным". Такое представление о цветах, сложившееся еще в период язычества, сохранилось даже после принятия христианства. Трудно проследить, в какой момент черный стал цветом траура. По мнению Ю.С. Рябцева, этот цвет всегда олицетворял силы зла. В его трактовке зеленый являлся признаком юности и цветения на Руси, а голубой после принятия христианства ассоциировался с небом - местом обитания Бога и ангелов. Однако самым божественным цветом считался золотой. Им заполняли фоны икон и мозаик, окрашивали нимбы святых. Золотые линии пронизывали одежды Христа, Богоматери. Сусальным золотом покрывали купола церквей. Это перекликается с восприятием данного цвета в Древнем Китае, где наивысшим божественным проявлением являлся "золотой цветок". Из вышеописанных примеров видно, что между значениями цветов в восточной и русской культурах много общего. Если рассмотреть западноевропейскую трактовку, то так тоже можно обнаружить схожие элементы. Это говорит о том, что в древнем мире существовал общий цветовой символизм. Однако интересные различия можно выявить в культурах современного мира. Так, например, группой американских ученых были проведены исследования со студентами разных национальностей. Сначала респондентов просили указать слова, которые, по их мнению непременно должны входить в минимальный запас слов, обозначающих цвета. Потом им предъявили набор из 117 цветовых образов, расположенных с тремя основными измерениями: цветовой тон, светлота и насыщенность; в каждом из этих измерений перед от данного образца к соседнему Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата соответствует примерно одинаковому различию в восприятии. На подбор названия давалось до 20 секунд. Обработка результатов первой части теста показала, что носители всех языков считают необходимыми слова, обозначающие красное, зеленое, желтое и синее. Японоговорящие добавляют к ним обозначения белого и черного. Это объясняется тем, что в немецком и английском языках слово "цвет" противопоставимо по своему смыслу черно-бело-серому "бесцветью". При таком понимании черно-белая фотография - не цветная. В японском языке такого противопоставления нет: и черный, и белый считаются подлинными цветами. Поэтому черно-белая фотография для японца "двуцветная", а цветная фотография называется "естественной". Во второй части теста определялись следующие показатели: 1) относительные частоты употребления различных цветовых прилагательных для описания каждого образца и 2) уверенность оценки каждого образца (т.е. отношения общего числа определенных ответов к общему числу респондентов, просмотревших данный образец). И здесь наиболее ярко сказались особенности культуры. У индейцев из племени кечи цветовой словарь крайне скуден: цветовых прилагательных всего пять. Для людей с таким языком цвет - не обособленное явление со своей независимой ценностью, а нечто, всегда связанное с каким-либо материалом. При этом способность индейцев кечи к различению цветовых тонов не уступает способности других народов. Это очевидно из тестов на группировку цветов. Зеленые цветовые образцы они безошибочно отделяют от синих, хотя оба цвета обозначаются у них одним и тем же словом. Внутри каждой нации были опрошены студенты - естественники и студенты - Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата искусствоведы. Выяснилось, что у первых обычно нет личного отношения к цвету. Искусствоведы же, напротив, помимо простого физического ощущения пытаются выразить и свои цветовые впечатления. Их цветовой словарь богаче и разнообразнее. Однако среди студентов-естественников этот тест оказался более трудным для японцев, чем для других наций, им понадобилось больше времени для подбора названий. Ученые считают, что физиологические основы цветового зрения у японцев и европейцев одни и те же, а языковые различия обусловлены особенностями культуры. В одном из исследований пытались выяснить, подвержены ли люди, родным языком которых был японский, западным влияниям, и сказываются ли эти влияния на закономерностях называния цветов. Вышеприведенные результаты исследований относятся к лингвистике. Язык неразрывно связан с культурой, является ее неотъемлемой частью, поэтому, не рассмотрев его особенности, нельзя говорить о культурных традициях той или иной страны. Все рассмотренные примеры показывают, что существует набор основных цветов, общий для разных народов, и имеющий похожую символику в разных культурах. Но особенности языка, религии, психологии той или иной нации вносят свои коррективы. Существует и толкование цветов с позиций государственности. Так, например, символом монархии на флаге Тайланда является синий цвет. Однако на флагах Франции и России этим цветом всегда считался белый. Но в 1996 году в газете "Московские новости" писали, что белый на флаге - цвет борьбы и независимости, синий - цвет Богоматери, а красный - державности, по византийской традиции. Теорией толкования флагов занимается также геральдика, где значения цветов строго постоянны и интернационально кононизированы: Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата красный (цвет рубина) - право, сила, мужество, любовь, храбрость; синий (цвет сапфира) - слава, честь, верность, искренность; зеленый( цвет изумруда) - свобода, ликование, надежда, здоровье; черный (алмаз) - постоянство, скромность, смерть, траур, мир как "покой"; желтый( золото, топаз) - верховенство, величие, уважение, великолепие, богатство; белый (серебро, жемчуг) - чистота, невинность, мудрость, "безмятежное состояние души"; пурпурный (аметист) - высокорожденность, власть, верховенство, достоинство, власть. Число геральдических цветов ограничено средневековыми канонами, хотя на современных флагах оно значительно больше. Кроме того, трактовка частично основана на "классическом" понимании цветов, но при этом отсутствует тот факт, что красный и белый у многих народов считались цветами траура. По мнению Н.В. Серова, истинная трактовка цветов вообще и на флагах в частности заключается в теории об архетипах, о которой будет упоминаться ниже, т.е. символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое - весна, пробуждение, надежда; синее - небо, чистота; желтое - солнце и жизнь; красное - огонь и кровь; черное - темнота, страх, неясность, смерть. Но этот опыт все же дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата 1.2. Цвет красного в России «Цветовое пространство», «цветовой континуум», «цветовой спектр» и т.д. - так принято называть то многообразие цветов, которое воспринимается нашей зрительной системой. По некоторым данным человеческий глаз способен различить до 2 млн. оттенков, но в природе их гораздо больше. Тем не менее, на практике физиологические возможности глаза остаются по существу невостребованными. Восприятие человеком цветового пространства устроено так, что непрерывный континуум цвета делится на категории, объединяющие большое число близких цветовых оттенков, и каждой такой категории соответствует одно или несколько слов, цветонаименований, которые, собственно, и являются предметом настоящей монографии. Цветонаименования - наиболее популярная у исследователей лексическая группа. Лингвисты, в особенности типологи и этимологи, исследовали десятки языков и выявили ряд универсальных черт в развитии систем цветообозначения. Так, Берлин и Кей показали, что все нынешние языки на древних этапах своего развития включали всего два слова, отражающих все многообразие цвета: одним словом обозначались все темные цвета, другим - светлые. Этот был первый этап, или стадия развития (Berlin, Kay 1969). Языки некоторых народов остаются на этой стадии и поныне. На следующей стадии к двум понятиям присоединяется третье - «красный», т.е. появляется слово, выражающие разнообразные оттенки красного цвета. Первые же два термина закрепляются за понятиями «черный » и «белый». Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата На третьей стадии язык обретает слово, которое означает одновременно «синий» и «зеленый», и лишь со временем за ним закрепляется одно из этих двух значений, а для второго находится новое слово. С переходом от стадии к стадии на смену слов, обозначающих самый широкий цветовой спектр, приходили новые термины, которые выражали более тонкие оттенки цвета. Появляются слова, обозначающие синие, зеленые, желтые цвета и т.д. На последней, седьмой стадии набор основных цветонаименований становится полным (последними словами оказываются коричневый, оранжевый, фиолетовый и серый). Красный как синоним красоты. В русском языке красный и красивый - это однокоренные слова. Именно в этом значении слово красный употребляется в словосочетаниях Красная площадь и красная девица. Красный – символ огня, жизни, совершенства. Огонь изображается в виде креста. Огонь олицетворяет солнце и, следовательно, наделен теми же функциями. Это символ здоровья и совершенства. Символ защиты от всего дурного. Красный как символ любви. Красное сердце на открытках заменят слово любовь. Интересно, что экологические организации рисуют сердце зеленым, в лозунгах типа: «Я люблю природу, не загрязняемую свинцом». В Китае «краснолицыми», назвали переутомившихся в супружеской любви мужчин, которым, скорее всего, предстояла ранняя смерть. Красный цвет как символ жизни и живой, проистекающей крови. Здесь красный цвет приобретает некую агрессию, становясь символом чувств, войны, жертвы, силы, страдания, мужества, могущества, справедливости. Интересно, что первобытный человек кропил кровью объекты, которые хотел Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата вернуть к жизни. Неандертальцы посыпали тела захороненных порошком окиси железа, чтобы вернуть им теплый цвет крови и жизни. Как символ крови он часто использовался в военной символике. Так одержав победу, древнеримские полководцы красили лицо красной краской в честь бога войны Марса. А с XVII в Британском военно-морском флоте красный флаг принят как символ «вызова на бой». Существует также пословица - «сегодня в порфире, а завтра в могиле» - где красный выступает как символ жизни. Красный как символ радости и богатства. В Китае красные ворота обозначали дома чиновников первой степени - знатных и богатых людей. Также в странах Дальнего Востока красный цвет преобладает на всех предметах, окружающих жениха и невесту. Удачные места в сочинениях обводят красным контуром. А в Монголии и Корее красные точки нашивают на новогодние одежды как амулеты. Красный как символ власти. Древние египтяне связывали этот цвет с богом зла Сутехом (Сет) и враждебным змеем Апопом (Апофис), имена которых в папирусах писались красными чернилами. А красновато окрашенные животные вызывали чувство отвращения, так как красный ассоциировался с насилием. Положительное значение этот цвет имел только в «красной короне» нижнеегипетской дельты, символизирующей объединение Верхнего и Нижнего Египта. Цветом верховной власти красный считался у древних римлян и в этом же смысле он используется в одеяниях кардиналов. Красный цвет в религии. В средневековом христианском искусстве красный является символом милосердия и Божественно любви. Красное одеяние евангелиста Иоанна символизирует его любовь к действию. Лист ВлГУ. 44.03.05 Яг – 113.06.3.00. ПЗ Изм. Лист докум. Подпись Дата «Пребывающие в божественном жаре» серафимы обычно изображаются красным цветом. Красный - это цвет богослужений во время Страстной недели, Вербного воскресения, Воздвижения Креста Господня. Это также Символ святого Духа, ибо тот явился с небес подобно языкам пламени. Красный - это цвет мучеников, претерпевших гонения за веру (здесь красный выступает как символ пролитой ими крови). Поразительно то, что красный в христианстве одновременно совмещает в себе не....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: