VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Ценностные ориентации современного арт-рынка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009797
Тема: Ценностные ориентации современного арт-рынка
Содержание






Ценностные ориентации современного арт-рынка























Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные черты арт-рынка и его ценностных ориентаций………11
1.1. Арт-рынок как особое социокультурное явление……………………11
1.2. Характеристика объектов и субъектов арт-рынка……………………20
1.3. Роль куратора на современном арт-рынке……………………………30

Глава 2. Исторические и региональные различия арт-рынка и его ценностных ориентаций……………………………………………………………………..37
2.1. История формирования арт-рынка………………………………………37
2.2. Характерные черты и особенности функционирования международного арт-рынка………………………………………………………………………46

Глава 3. Анализ современного арт-рынка и его ценностных ориентаций в России и за рубежом…………………………………………………………..59
3.1. Проблемы и тенденции развития современного отечественного арт-рынка…………………………………………………………………………...59
3.2. Сравнительный анализ западных и российских потребителей произведений искусств………………………………………………………………………..67

Заключение…………………………………………………………………….76
	
Список литературы……………………………………………………………80
Список иллюстраций………………………………………………………….87	

Приложения……………………………………………………………………88


Введение
     Актуальность исследования. Арт-рынок - сложное и многогранное социокультурное явление, оказывающее существенное влияние на художественную жизнь современного общества. Активное потребление художественной продукции, в которое вовлечена масса людей по всему миру, превратило арт-рынок в глобальный институт, приковывающий внимание специалистов в сфере искусства со всего мира, и а так же большую зрительскую аудиторию. Новостные ленты сообщают нам  о свежих ценовых рекордах. Все больше банков открывают направления по инвестированию в произведения искусства. Обязательной составляющей каждого светского журнала, позиционирующего себя в качестве путеводителя для успешных людей (соответственно канонам современного общества, активно потребляющих продукцию класса luxury), являются рубрики о событиях арт-мира. Одна из самых развивающихся отраслей современного туристического бизнеса — является арт-туризм, или «путешествия за искусством», вкоторый включает в себя  посещение знаковых арт-рыночных мероприятий. Активно развиваются и открываются коммерческие галереи и аукционные дома. Эти обстоятельства сделали изучение арт-рынка особенно актуальным.
     Товарное обращение художественных произведений получило значительное распространение и стало объективно существующей практикой, оказывающей значительное влияние, как на развитие художественной сферы, так и на саму личность художника и потребителя. Вновь по-особому возникла проблема материальной оценки того, что относится к продуктам духовной деятельности человека. Творец художественного произведения, с одной стороны, реализует свои уникальные  творческие способности, нередко создавая неповторимое в своем роде произведение. С другой стороны, как производитель некоего продукта, он рассчитывает на определенное материальное вознаграждение. Создается некое взаимодействие между талантливым человеком, создавшим исключительный , не тиражируемый продукт, и теми людьми, которые хотят стать его обладателями. Потребитель готов приобрести особый товар, так как он по своим эстетическим свойствам удовлетворяет его представление о том, что является искусством. Как любой предмет, предназначенный для продажи, произведение искусства нуждается в людях, обеспечивающих отношения обмена между творцом и покупателем. Таким образом, возникло специфическое социокультурное взаимодействие между тремя социальными субъектами, характеризующееся различными представлениями о ценности уникального  продукта духовного производства.
     В каждую историческую эпоху это социокультурное взаимодействие характеризовалось своими способами формирования представлений о духовной и материальной ценности конкретных произведений искусства. Возникала и функционировала специфическая система побуждения художника к созданию новых произведений, значимость которых, в ряде случаев, существенно возрастала. Они становились в буквальном смысле бесценными, в то же время, имея возможность стать предметом продажи. Действуют особые закономерности исторического изменения взаимодействия самого художественного произведения и той массы его ценителей, которые удовлетворяют свои духовные потребности при восприятии подлинника, а не копии, доступной в настоящее время каждому человеку.
     В нашей стране арт-рынок имеет свою особую  становления и развития. Он существовал до революции, и в особой форме - при социализме. Процесс формирования современного арт-рынка осуществляется в условиях разрушения прежних нравственных, эстетических норм, правил, определявших в течение многих веков отношения между творцом и ценителями его творчества.  В настоящее время подвергается пересмотру традиционная система эстетических, художественных ценностей, всегда служившая основой взаимодействия между художником и теми, для кого он создает произведение искусства. 
     Изучение арт-рынка с точки зрения изменения ценностных ориентаций позволяет выявить те глубинные изменения в восприятии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, которые происходят в сознании значительного числа наших современников. Оговоримся, что под ценностными  ориентациями понимается оценочное отношение личности (группы) к совокупности  материальных  и  духовных благ,  которые  рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы). Обнаруживаются в идеалах, целях, интересах1. 
     Арт-рынок демонстрирует противоречивое сочетание экономических, политических, эстетических, нравственных факторов при оценке различных художественных произведений, созданных в прошлом и появляющихся в настоящее время. Также следует учитывать роль моды в формировании у потребителей искусства представлений о культурной ценности отдельных произведений художников. Изучая направленность, содержание ценностей, господствующих на современном отечественном арт-рынке, мы получаем возможность выяснить особенности развития духовного производства в нашей стране, определить сочетание традиционного и новаторского в нем, степень сохранения национального, самобытного в условиях глобализации.
     Цель исследования – исследовать изменение ценностных ориентаций арт-рынка в современных условиях.
     Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Произвести анализ арт-рынка как особого социокультурного явления;
2. Выделить и дать характеристику основных элементов арт-рынка;
3. Охарактеризовать роль куратора на современном художественном рынке;
4. Охарактеризовать этапы исторического развития арт-рынка;
5. Изучить современное состояние и особенности функционирования международного арт-рынка;
6. Обозначить проблемы и тенденции развития современного отечественного арт-рынка;
7. Произвести сравнительный анализ западных и российских покупателей предметов искусств.
     Объект исследования – современный арт-рынок
     Предмет исследования – ценностные ориентации современного арт-рынка.
     Гипотеза исследования: современный арт-рынок характеризуется ориентацией не на удовлетворение развитых эстетических потребностей различных социальных групп, а на стремление к эмоциональной разрядке, получение кратковременного удовольствия, не затрагивающего глубинные ценностные ориентации.
     Степень разработанности проблемы. Арт-рынок, как социокультурное явление, выступает чаще всего объектом исследования либо искусствоведов, либо экономистов. Эта тема менее всего исследована в социологии культуры, духовной жизни.
     Наиболее развернутое и многогранное исследование арт-рынка представлено в коллективной монографии культурологов и философов Санкт-Петербурга «Художественный рынок. Вопросы теории, истории, методологии»2, вышедшей в 2004 г. Феномен арт-рынка впервые рассмотрен в ней в совокупности культурологических, искусствоведческих и организационно-практических аспектов. Кроме того, монография содержит раздел, посвященный социологическому пониманию арт-рынка. На сегодняшний день это единственное издание, содержащее комплексный подход к изучению арт-рынка.
     Социокультурологическим особенностям становления и развития отечественного арт-рынка в современных условиях, противоречиям, возникающим в системе взаимодействия его основных субъектов, посвящены исследования Н.А.Фатеевой3. 
     Экономико-культурологический подход, раскрывающий вопросы соотношения эстетической ценности и экономической стоимости произведений искусства, рассматривался в трудах российских исследователей А. Долгина, Ю.А. Помпеева,  Г. Л. Тульчинского, Е. Л. Шековой4. Проблемам ценообразования в художественной сфере, особенностям выявления экономической и эстетической ценности произведений искусства посвящены исследования С. Заграевского и Б. Гройса5.
     Особенностям художественного рынка как сферы предпринимательства посвящен ряд статей доктора экономических наук Б.А. Денисова, в которых автор рассматривает экономические критерии ценности произведений искусства, дает характеристику и выявляет общие черты арт-рынка6. 
     Исторический аспект в отношении традиций художественного рынка России, формы меценатства и мотивы благотворительности во взаимосвязи крупного капитала и культуры анализируются в работе А. Н. Боханова «Коллекционеры и меценаты в России»7. Из исследований, посвященных современному художественному рынку, можно назвать работу Т.В. Бадиновой8. Эстетические аспекты современного художественного процесса, проблемы социального функционирования художественных ценностей анализируются в монографии  О. Д. Балдиной «Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России»9.
     Социологический анализ современного общества потребления, наполненного «симулякрами», свидетельствующими о дефиците подлинности в культуре постмодерна, представлены в трудах Ж. Бодрийяра, П. Бурдье10. 
     Обзор литературы позволяет сделать выводы, что на данный момент заявленная тема в такой формулировке до конца не изучена. На наш взгляд, необходимо дальнейшее более глубокое изучение арт-рынка как особого социокультурного явления, функционирующего и развивающегося по своим особым законам, изучение которых позволит полнее выявить его роль в становлении и изменении художественных ценностей различных социальных групп современного общества.
     Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды классиков социологической, философской мысли, работы современных социологов, культурологов, посвященных проблемам изменения художественных ценностей в современном мире, особенностей взаимодействия художника и потребителя его творчества. 
     Дипломное исследование базируется на комплексе различных методов: 
      - анализ научной литературы,
      - сравнительный анализ, 
      - систематизация полученных данных,
      - стилистический метод.
     Научная новизна исследования заключается в раскрытии особенностей функционирования международного арт-рынка в современных условиях, а также выявлении особенностей, проблем и тенденций развития отечественного арт-рынка. Определено социокультурное содержание понятия арт-рынка, понимаемое как система социальных взаимодействий между создателями, распространителями, потребителями продуктов художественного творчества, обеспечивающими выявление и удовлетворение потребности в эстетических переживаниях человека через систему товарно-денежных отношений. 
     Практическая значимость исследования материалов. Выводы работы могут быть использованы для изучения проблем функционирования и развития современной культуры и феномена арт-рынка в нашей стране; при изучении характера и направленности изменения эстетических и художественных ценностей в отношении к классическому и современному изобразительному искусству у различных социальных групп.
     Структура дипломного исследования для практической работы организаторов арт-рынка: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения. 
     В первой главе «Основные черты арт-рынка и его ценностных ориентаций» арт-рынок рассматривается как социокультурное явление, выявляются его главные признаки и составляющие, а также связи с культурой и обществом. Дана характеристика объектов арт-рынка – продаваемых произведений искусства и его субъектов – художников, кураторов, галеристов, коллекционеров и др. Показано, как объекты и субъекты арт-рынка участвуют в его организации и формировании его ценностных ориентаций. 
     Во второй главе «Исторические и региональные различия арт-рынка и его ценностных ориентаций» проанализированы особенности арт-рынка  разных исторических эпох, выделены черты классического и современного арт-рынка. Также изучены особенности функционирования современного международного арт-рынка, отмечается значительное расширение его географии. 
     В третьей главе «Характеристика современного арт-рынка и его ценностных ориентаций в России и за рубежом» представлен анализ проблем и перспектив развития отечественного арт-рынка, при этом сравнивается ситуация по решению тех или иных проблем в России и  Западных странах. Ввиду того, что одним из определяющих функционирование современного арт-рынка является поведение потребителей, сравниваются главные его черты, отечественных и западных покупателей предметов искусства. 
     В заключении сделаны основные выводы по проблеме исследования современного арт-рынка и его ценностных ориентаций. 
     
     
















Глава 1.  Основные черты арт-рынка и его ценностных ориентаций
1.1. Арт-рынок как особое социокультурное явление
     Арт-рынок является сложным и специфическим социокультурным явлением, возникшим в связи с переходом художественной сферы к рыночной экономике и формированием новых условий существования искусства. Эти изменения обусловлены взаимодействием значительной части культурных явлений с экономическими процессами: начала формироваться новая модель художественного сознания общества, основанная на совмещении бизнеса и культуры, активизировавшая коммерциализацию искусства. Товарное обращение произведений искусства стало восприниматься как объективная реальность, оказывающая существенное влияние как на развитие современного искусства, так и на личность художника-творца.
     Как отмечает Н.А. Фатеева, история формирования рыночных отношений неотделима от процессов становления художественной сферы и развития самого искусства. Поэтому возникновение арт-рынка связано с потребностями общества в искусстве и основано на формировании специфических механизмов, выработанных обществом для продвижения искусства к потребителю11. Таким образом, система механизмов под названием «арт-рынок» начала самоформирование в условиях новых отношений между государством и художественной средой, обществом и художником.
     Существует несколько аспектов  к понимания арт-рынка как явления: культурологический, экономический, социологический.
     Согласно культурологическому пониманию, арт-рынок существует как «художественно-культурный и социально-экономический опыт поколений в контексте истории искусства и культуры, включая способы и технологии, виды и формы рыночной деятельности в сфере искусства»12. В основе этого подхода заложена констатация того факта, что на определенной ступени исторического развития появились товарно-денежные отношения. Предметы материальной культуры в первую очередь стали обмениваться на другие, исходя из специфики их производства отдельными социальными группами и наличием потребности в них других общностей и индивидов. Возникла потребительская и меновая стоимость, анализ которых был сделан в классической работе К. Маркса «Капитал»13.
     Исходя из теории К. Маркса, потребительная стоимость товара определяется уровнем потребности в нем тех, кто выступает в качестве потенциальных потребителей. Сами потребности, исходя из теории А. Маслоу, возникают как под воздействием природных факторов, так и социокультурных14. Человек как биосоциальное существо имеет совокупность так называемых физиологических потребностей. Они определяют желание приобрести те предметы материального производства, которые обеспечивают существование человеческого организма. Речь идет о предметах питания, одежде, жилище и пр. Различия в потребностях, обеспечивающих жизнь отдельных индивидов, определяются климатическими условиями, наличием в конкретной местности тех растений, животных, которые могут использоваться в пищу, и т.п. Практически в течение многих веков потребительская стоимость этих предметов может не меняться, в то время как меновая подвержена большим колебаниям, так как определяется во многом дефицитом конкретных предметов материальной жизни.
     На определенной стадии исторического развития рынка предметом обмена стали произведения духовного производства, в частности, произведения искусства. Возникла принципиально новая ситуация, связанная с формированием и реализацией потребительской стоимости. Она стала определяться не утилитарными свойствами товара, а теми, которые характеризуют качественно иную ступень в развитии человека как родового существа. Люди стали ценить то, что вызывает восхищение, восторг, создает переживание прекрасного, возвышенного. Возникла и стала утверждаться система ценностей, связанная со значимостью сильных чувственно-эмоциональных переживаний, возникающих не при восприятии явлений природы, а при общении с тем, что создано наделенными особыми способностями людьми.
     Способности к таким эстетическим переживаниям, видимо, возникли у человека еще до появления товарного обмена. Однако именно рынок сформировал у отдельных индивидов и групп потребность иметь в личном пользовании то, что вызывает возвышенные переживания. Они были готовы вступить с создателем произведения искусства в определение меновой стоимости предмета творческой самореализации. При этом важнейшим условием была уникальность, неповторимость приобретаемого произведения и его способность вызывать сильные эмоции и чувства у многих людей. Наличие в личном пользовании такого предмета указывало на статус человека, возвышая его над другими людьми. По заключению Н.А. Фатеевой, тем самым арт-рынок с культурологической точки зрения выработал систему оценки различных произведений искусства, возможность бережного отношения к ним, передачи культурных ценностей прошлого последующим поколениям15.
     Арт-рынок предстает как система мероприятий по организации художественной и экономической культуры общества, опирающихся на эстетические критерии искусства и прагматику рынка. Кроме того, арт-рынок исследуется как пространство, содержащее художественные предметы в качестве знаковых сообщений, наделенных символической ценностью. Подобный подход, интерпретирующий искусство как символы реальных художественных произведений, позволяет рассматривать художественную сферу как «рынок символической продукции»16. Таким образом, культурологическое понимание арт-рынка предполагает его рассмотрение как сложной системы, вырабатывающей этические и эстетические нормы и критерии, позволяющие регулировать и осуществлять художественно-экономическую практику.
     Известный отечественный театровед и арт-продюсер Д.Я.Смелянский утверждает, что цивилизованный арт-рынок у нас отсутствует, а зарождающийся рынок в процессе своего становления вызывает к жизни «новые структуры и новые виды художественной деятельности»17. Его взгляды на проблемы современного художественного процесса в России отражают культурологический подход к этой проблеме.
     Свой взгляд на феномен арт-рынка предложен культурологом и философом В.Бычковым в работе «Лексикон нонклассики»: «арт-рынок представляет систему механизмов воздействия по формированию различных вкусов»18. Автор рассматривает арт-рыночную деятельность как фактор, обеспечивающий влияние создателей и распространителей произведений искусства на потребителя. Подчеркивается одна важная особенность арт-рынка, заключающаяся в том, что он обеспечивает, во-первых, формирование представлений о том, что считать ценным в искусстве у тех людей, которые еще не выработали свои критерии понимания прекрасного. Люди, как известно, имеют индивидуальную специфику восприятия различных явлений природного и социального мира. Поэтому, как утверждает народная мудрость, «на цвет и вкус товарищей нет».
     Однако у человека в процессе его социализации с раннего детства постепенно утверждается какое-то представление o прекрасном, возвышенном. Эти представления в прошлом и в настоящее время часто возникали именно под влиянием того, что считается ценным на арт-рынке.
     Во-вторых, арт-рынок осуществляет особую культурологическую функцию, связанную с унификацией взглядов на художественную ценность конкретных произведений. То, что продается, то и должно восприниматься как прекрасное. Чем выше цена, тем выше будто бы эстетическая и художественная значимость данного произведения. Культурологический подход к трактовке арт-рынка отмечает одну из его функций - эстетическую, что не позволяет сформировать полное понимание этого многогранного социокультурного явления, так как эта функция не является исчерпывающей характеристикой функциональных возможностей данного социокультурного феномена.
     Последние отечественные исследования трактуют арт-рынок как культурологический феномен, основанный на «некой бинарной оппозиции»19 культуре экономике. С одной стороны, в нем есть собственно художественный компонент, характеризующийся невозможностью традиционным экономическим методом сравнения одного товара с другим определить потребительскую и меновую стоимость. С другой стороны, на арт-рынке все-таки выясняется некая потребительская стоимость, а меновая определяется в процессе выявления готовности потенциальных покупателей приобрести конкретное художественное произведение. Эта парадоксальная  природа современного арт-рынка, основанная на синтезе разных сфер человеческой деятельности, до сих пор не получила глубокого и разностороннего осмысления.
     Экономическое понимание арт-рынка позволяет рассматривать это явление как компонент экономической системы общества. Экономическая ориентация художественной сферы предполагает «рыночный» подход к этому виду деятельности: «нет никакого смысла производить искусство, если его не выставлять и не продавать: достаточно тогда внутренней медитации. Искусство ориентировано на создание ценностей и на их сбыт»20. В этом аспекте арт-рынок понимается как система экономических отношений в сфере создания, распространения и потребления художественных ценностей, в результате которых формируется спрос, цена и предложение.
     По аналогии с рынком  товаров и услуг, объектом на арт-рынке выступает художественный товар, арт-продукт. О существенных, по сравнению с результатами материального производства, особенностях художественного продукта пишет В.А.Дозорцев в своем исследовании рынка интеллектуальных продуктов. Объекты этого рынка, считает он, «будучи нематериальными, по своим натуральным свойствам могут быть использованы одновременно неопределенным кругом лиц. Они не подвергаются физической амортизации, а сроки их моральной амортизации непредсказуемы, более того, их ценность может быть утрачена целиком в любой момент»21.
     Исходя из экономического подхода, арт-рынок/художественный рынок/ определяют как «систему культурных и экономических отношений, определяющих сферу предложения и спроса на произведения искусства, денежную стоимость произведении искусства, специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка»22. Экономическая ориентированность этого определения очевидна. Это связано с тем, что современный арт-рынок чаще всего рассматривают как один из сегментов рынка, имеющий в обращении товар художественного «назначения».
     Перед тем как рассмотреть социологический подход к арт-рынку, остановимся на социокультурной трактовке самого возникговения данного явления. Когда рассматривается процесс превращения какого-то продукта творчества отдельных индивидов в ценный для многих людей предмет, важно определить, как некая вещь становится явлением культуры. Создавать новое, в чем-то необычное, может любой человек. Способность к так называемому творчеству проявляется у человека еще в детстве. Однако создавать то, что станет товаром на арт-рынке, могут единицы.  Чем это вызвано?
     А.В. Меренков в работе «Человек: взаимосвязь природного и социокультурного» даёт оригинальную трактовку превращения природных особенностей отдельных индивидов в явление культуры23. Художник обладает особыми, данными ему от природы задатками к созданию уникальных предметов, вызывающих яркие чувственно-эмоциональные переживания. При этом он сам не всегда понимает их ценность и роль при создании чего-то уникального. Ему необязательно специальное образование и обучение у лучших мастеров. Можно назвать множество примеров, когда выдающимися художниками фактически становились самоучки: Леонардо да Винчи, Микельанджело, Пиросмани, Ван Гог и т.д. Они сами, лишь отталкиваясь от неких образцов, раскрывали свой внутренний потенциал, создавая то, что оказывалось оригинальным, восхитительным, прекрасным, хотя не всегда сразу признавалось современниками. 
     Следовательно, на этапе производства само творение художника еще не является предметом культуры. Оно является некой реализацией того, что он лично чувствует, понимает. Стать явлением культуры произведенная вещь может тогда, когда появляется ее ценитель. Это социальный субъект, чье видение мира и его восприятие оказывается общим с имеющимся у художника. Как только появляется ценитель или группа ценителей, так реализация индивидуальной природы художника, во-первых, становится фактором, обогащающим природу других людей. Во-вторых, создается социальная связь, объединяющая тех, кто имеет схожие представления o прекрасном. При этом товаром на арт-рынке становится то, что готовы приобрести ярые ценители творчества конкретного художника, писателя, музыканта24. Следовательно, арт-рынок в первую очередь характеризуется наличием особого единства духовных ценностей создателя произведения искусства и желающих иметь уникальный продукт духовного труда в личном пользовании.
     Социологический подход раскрывает как процесс утверждения эстетических, художественных ценностей, так и систему отношений между субъектами, действующими на арт-рынке. В социологии арт-рынок чаще всего интерпретируется как «система социальных институтов, обеспечивающих движение художественных - ценностей от авторов к покупателю»25. Этот подход выражен, в частности, в исследованиях А.В.Карпова. Он предлагает рассмотреть арт-рынок институционально и  выделяет в нем несколько структурных составляющих: пpoизвoдитeлей художественных ценностей (отдельные художники или их объединения, ассоциации, союзы); потребителей художественных ценностей (аудитория искусства, покупатели); институт посредников (галереи, аукционы, салоны, ярмарки, дилеры, художественная критика); институты, регулирующие законодательно сферу арт-рынка и реализующие государственную культурную политику26. Такой подход правомерен, так как он, с одной стороны, указывает на наличие определенных норм поведения различных субъектов, представленных на арт-рынке. С другой стороны, подчеркивает  сложность и многообразие отношений, которые могут возникать между указанными субъектами социального взаимодействия. В то же время требуется, на наш взгляд, раскрытие самой социокультурной оставляющей отношений, возникающих при производстве, представлении, продаже такого специфического продукта духовного производства, каковым является произведение искусства. 
     Понятие «арт-рынок» происходит от английского «art-market», немецкого «kunstmarket», обозначающих, буквально, рынок искусств. Наряду с термином «арт-рынок» используются такие понятия, как «художественный рынок», «рынок художественной продукции», «арт-бизнес». Они близки по смыслу и нередко употребляются в одном контексте, так как все обозначают некое специфическое (художественно ориентированное)  явление, существование которого обеспечивают рыночные механизмы27.
     В нашем обществе сформирован взгляд на рынок в целом, и арт-рынок, в частности, как на явление, которое еще находится в процессе своего становления. «Арт-рынок в России - явление несколько странное. Сегодня он существует скорее как рынок правил, предписаний, рекомендаций, в конечном счете - идеи, но не в качестве реальных отношении «художник галерея - покупатель»28, справедливо считает М.Карасик.
     Другие, отмечая лишь слабые попытки единичных арт-дилеров, считают арт-рынок нецивилизованным, «диким», работающим стихийно, практически без поддержки и регулирования со стороны государства. «Отечественный арт-рынок находится в процессе становления. То, что есть сейчас, - крайне примитивно, не включает всего многообразия художественной деятельности, имеет характер очень странный, случайный, с элементом везения...»29, считает известный уральский график В.Волович. Еще радикальнее мнение знаменитого оперного режиссера Б.Покровского: «для театра рынок - место неподходящее. Это место, подходящее только для спекуляции. Сегодня из-за этой спекуляции все театры, все искусство находится в затруднительном положении»30.
     Таким образом, следует констатировать наличие различных точек зрения, порой противоречивых, относительно такого сложного, во многом еще не сложившегося явления, как отечественный арт-рынок.  По этой причине наиболее полно и объективно исследовать арт-рынок возможно только в русле междисциплинарного подхода. Арт-рынок выполняет информационные, посреднические, ценообразующие, стимулирующие и регулирующие и художественно-эстетические  функции. Арт-рынок представляет собой оборот художественных ценностей на мировом и национальном уровне. Особенность арт-рынка в его интегрированной природе, возникающей на пересечении духовно-художественной (нематериальной, прагматически незаинтересованной) и материальной (экономически и прагматически значимой) сферой общественной жизни. Следует заключить, что арт-рынок, это не только экономическое, но и культурное, социальное явление. 
     
     1.2. Характеристика объектов и субъектов арт-рынка
     На всяком рынке мы сталкиваемся с фигурами производителя, покупателя,  посредника  и  с  самим  товаром.  Ключевыми субъектами арт-рынка, несомненно, являются художник (производитель товара) или владелец произведения искусства и публика (потребитель). В качестве товара выступает произведение искусства, созданное художником самостоятельно или по заказу, необходимо учитывать, что это  не  просто  товар,  а художественное произведение с его уникальными товарными свойствами.
     Произведение искусства (арт-объект) — товар особого рода, обладающий специфическими свойствами,  в  частности,  особым  проявлением  закона  стоимости31.  Поскольку произведения  искусства  есть  результат конкретной  деятельности,  то  они  обладают стоимостью, величина которой, как известно, измеряется количеством труда, необходимого для производства того или иного  товара  или  продукта.  При  этом стоимость  художественного  произведения  хотя и  зависит  от  количества  труда, затраченного на его создание, но явно не определяется  только  им. Логично, что нельзя оценивать  картины,  скульптуры,  литературные  и  музыкальные  произведения  количеством  потраченных  красок,  холста, бумаги, нот и времени на их создание.  
     Арт-товар также обладает следующими особенностями: 
      - Неутилитарность и отсутствие  конечности потребления;
      - Уникальность;
      - Творческая воспроизводимость (относится к музыкальным и театральным продуктам рынка искусств);
      - Условность (имеется в виду особое проявление закона стоимости: невозможность  оценить стоимость арт-объекта по себестоимости);
      - Перспективность (знание коньюктуры рынка позволяет выгодно перепродать арт-объект)32. 
     В исследовании «Арт-объект как специфическая художественная форма» дается следующая характеристика: арт-объекты, в отличие от других художественных форм, не подчиняются никаким точным правилам. Они имеют целью вызывать различные эмоции зрителя, заставить его задуматься, по-новому оценить обыденные вещи, в других сферах они, как правило, нефункциональны. Арт-объект может условно не иметь смысла, быть не красивым и неэстетичным, странным, одновременно с этим, запоминающимся и креативным33. Особенно это касается арт-объектов современного искусства.
     Выше мы упоминали такой подход к изучению арт-рынка, в рамках  которого арт-рынок трактуется как структура социальных институтов, осуществляющих передачу художественных произведений от авторов к покупателю34. Приведем похожую точку зрения кандидата культурологии Е. Долгановой. Изучая арт-рынок, Е. Долганова пришла к заключению, что современный арт-рынок представляет собой систему, в которой музеи, их попечители, биеннале (некоммерческие организации), галереи (посредники и коммерсанты), художественная критика и коллекционеры связаны друг с другом в одну коммуникационную систему. Отталкиваясь от этого, автор описывает схему прохождения информации между агентами рынка искусства. Е. Доганова считает, что художественные коммуникации включают в себя субъектов и объекты транслирующие информацию. «Художник – художественное произведение – художественная реальность – культурное посредничество («привратники-интрпретаторы и коммерсанты). Публика (коллеги художники, экспертное сообщество, СМИ, ценители, коллекционеры, более широкие слои публики)35. Также в работе сделан вывод о культурном посредничестве. Оно определяются как участие третьих лиц в формировании различных связей и отношений между художниками и публикой. Посредничество может быть: исследовательским (экспертное сообщество), идеологическим (государство), коммерческим (продюсерство). 
     Другой взгляд на функционирование арт-рынка представила Жюдит Бенаму-Юэ в книге «Цена искусства». Вначале она выводит модель идеального арт-рынка, где существуют две категории посредников между продавцом и покупателем: аукционные дома, которые существуют для того, чтобы использовать законы спроса и предложения, продавая с максимальной степенью прозрачности; и частные дилеры и галеристы, которые осуществляют такие операции в более закрытом режиме. Однако затем Жюдит отмечает, что колоссальный оборот денег наделил посредников разнообразными функциями: «они продают, покупают открыто или тайно, финансируют, рекомендуют, не рекомендуют, продвигают, предоставляют гарантии, занимаются художественной критикой»36. 
     Итак, арт-рынок справедливо рассматривать как систему социальных институтов, обеспечивающих движение художественных ценностей от авторов (создателей, производителей художественных продуктов) к потребителям (аудитории искусства). К таким институтам относятся:
     1) создатели арт-продукции (художники);
     2) потребители арт-продукции (зрители, покупатели, коллекционеры);
     3) профессиональные посредники (дилеры, коммерческие галереи, аукционные дома, ярмарки);
     4) художественная критика;
     5)  законодательные  институты,  регулирующие  и  нормирующие  деятельност.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%