VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Ценностные ориентации личности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015471
Тема: Ценностные ориентации личности
Содержание

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии и педагогики




КУРСОВАЯРАБОТА
на тему
«Ценностные ориентации личности»









Выполнил:
студент 1го курса Никульшин Кирилл Сергеевич (511з)
Научный руководитель: кандидат
доктор психологических наукКулешова Людмила Николаевна









Москва - 2018


План


1.Введение_________________________________________________3стр
2.Структура ценностных ориентаций и их роль в развитии личности___________________________________________________3стр2.1. Ценностные ориентации в структуре личности________________5стр
2.2  Ценностные ориентации как составляющая жизненной перспективы личности___________________________________________________ 8стр
3. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в психологии__13стр
4. Смысл как интегративная основа формирования личности___ 15стр
4.1 Личностные ценности в структуре смысловой регуляции________18стр
4.2 Ценностно-смысловые образования__________________________27стр
5. Основные методы изучения ценностно смысловой сферы личности___________________________________________________33стр
6. Ценностные ориентации личности в изменяющемся Российском общетве____________________________________________________52стр
6.1 Методика изучения ценностных ориентаций личности в Российском обществе____________________________________________________54стр
6.2 Динамика ценностных ориентаций личности в изменяющихся социально-экономических условиях_______________________________________56стр
6.3 Выводы изучения ценностных ориентаций в Российском обществе-63стр
7. Заключение________________________________________________64стр
Список литературы___________________________________________65стр









1. Введение
Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных
образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные
психологические характеристики.
Ценностные ориентации человека являются важнейшей
характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и
особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и
регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные
ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и
целью жизнедеятельности.
Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных
ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и
содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее
направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или
иным явлениям действительности.
Так же единодушно мнение, что ценностные ориентации играют
главную роль в регуляции социального поведения человека, включая
диспозицию личности, ее установки, мотивы, интересы и даже «смысл
жизни».
Поскольку ценностные ориентации обычно определяются как
направленность личности на цели и средства деятельности и, таким образом,
выражают ее отношения к миру, т.е. являются элементом мировоззрения.
Естественно предположить, что их формирование как целостной
психологической структуры начинается в период между старшим
подростковым и началом юношеского возрастов. О том, что именно здесь (а
не в более раннем возрасте) формируются ценностные ориентации,
свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличия главного
условия их формирования - достаточно высокий уровень рефлексии,
осознанного жизненного опыта и произвольного поведения.
2. Структура ценностных ориентаций и их роль в развитии личности
В структуре ценностных ориентаций личности обычно выделяют три
интегративых компонента: познавательный, эмоциональный и
поведенческий. Каждый из них участвует в формирование особенностей
ценностной ориентации и при этом может иметь самостоятельное значение,
как по содержанию, так и по степени проявления, что весьма затрудняет их
эмпирическую верификацию.
Кроме того, общественные явления, отражающиеся в сознании
индивида, на основе которых формируются ценностные ориентации
личности, чрезвычайно сложны и многообразны по содержанию, а наше
восприятие избирательно и стремиться схватить, прежде всего, характерные
и существенно ценные для нас свойства отражаемого объекта.
Поэтому изучение психологических особенностей формирования
ценностных ориентаций целесообразно вести с позиций системного
ценностного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое
образование, как результат освоения человеком явлений окружающей
действительности с точки зрения их ценности.
Система ценностных ориентаций обладает сложной структурой,
компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных
отношений: «... ценностные ориентации, как и любую психологическую
систему можно представить как многомерное динамическое пространство,
каждое измерение которого соответствует определенному виду
общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса».
Принцип иерархии системы ценностных ориентаций, важнейшей
характеристикой, которой является - многоуровневость, проявляющаяся в ее
иерархическом строение ценностей. Ценность - принятое в широком круге
наук понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое
значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных
явлений действительности.
Ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории,благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы.
Возможно, два принципиально различных подхода к изучению
многоуровневого строения системы ценностей. Первый - нормативный,
описывает модель системы, в соответствии с какой—либо психологической
теорией. Второй — дескриптивный, позволяет определить
иерархическое строение системы ценностей конкретного человека. В
целях построения теоретической модели построения структуры ценностных
ориентаций выделяются уровни иерархии и определяют основания для
выявления каждой из них.



2.1 Ценностные ориентации в структуре личности

Формирование ценностных ориентаций в структуре личности происходит
поэтапно и включает в себя несколько компонентов.
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в
нем человека, на отношения человека к окружающей его действительности и
самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные
позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности,
ценностные ориентации. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система
представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия
человека, сумма и итог всех знаний. Мировоззрение непросто логическая
система знаний, а система убеждений, выражающих отношение человека к
миру, его главные ценностные ориентации. Своеобразный фокус
мировоззренческих поисков подростка - это проблема смысла жизни. Он
ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного
существования, и перспективы развития всего человечества. Психологи
рассматривают потребность смысла жизни как характерную для взрослого
человека. Тот факт, что в возрасте 14-18 лет эта потребность начинает
проявляться у школьников служит свидетельством об их взросления. Но
направленность этой потребности, выражаемой в социальных ориентациях,
заставляет задуматься о ценностях, которое присваивают молодые люди, и
той позиции, которую они занимают.
Свидетельством формирования ценностных ориентаций является
наличие «достаточно высокого уровня рефлексии».
Рефлексия - критическая переоценка ценностей, наиболее общим
выражением, которой является вопрос о смысле жизни, психологически, как
правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в
отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути
своей практическая, удовлетворенный ответ на нее может дать только
деятельность.
На деятельность существенное влияние оказывают ценностные
ориентации, являясь одним из центральных личностных образований,
выражают сознательное отношения человека к социальной
действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию
его поведения. Поэтому ценностные ориентации являются важнейшей
психической характеристикой зрелой личности.
Ценностные ориентации личности можно изучить с точки зрения
выявления их психологической сущности, причин возникновения,
механизмов формирования и рассматривать как определенный результат
личностного развития как итог взаимодействия субъективных и объективных
детерминант этого развития.
В - первом случае основным предметом исследования становятся
психические процессы, обуславливающие возникновения у человека той или
иной системы ценностей и ценностных ориентаций личности, во - втором
содержание этой системы и иерархическая структура, регуляторная функция
в социальном поведении.
Оба подхода в равной мере могут быть использованы при изучение
возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности.
Именно последнее в наибольшей степени можетхарактеризовать готовность личности к нахождению места для себя, длясвоей системы ценностей в системе ценностных координат общества.
Смысл термина «ориентация», которым оперирует и целый ряд
других наук, происходит от многозначного его содержания в языке и имеет,
по крайней мере, два аспекта, означающих процесс и результат.
Ориентация как результат определяется свободным владением
широким кругом знаний в определенной области и подразумевает
одновременно то, что приобретенный человеком уровень - это своеобразный,
необходимый фундамент для постоянного поиска, развития,
совершенствования и углубление имеющихся представлений. Ориентация в
этом случае предлагает наличия эмоционального состояния уверенности в
правильности избранного направления мысли, поступка.
Ориентация - это процесс личностного развития, в котором
формирование, изменение, интеграция ее компонентов ведет к более
высокой цельности поэтапно. Накопление компонентов развития, их
сохранение и реорганизация, расчленение их функций, иерархия и
интеграция обеспечивают возникновение новых структурных образований и
новых функций ценностного образа мира, образа «Я», образа будущего.
Процесс ориентации может быть рассмотрен с разных точек зрения.
Его можно характеризовать как действие, состоящие из элементов: объекта
(ориентира), на который направлено действие; объективной стороны, т.е.
способа (метода) совершения действия; субъективной стороны, т.е.
отношения субъекта к действию и его результату, и самого субъекта,
совершающего действие. Процесс ориентации сложный, противоречивый и в
то же время закономерный, развивающейся «по спирали». Это такой
процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего
развития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения.
Многолетние наблюдения и анализ собственного опыта
исследователей, учителей, психологов позволили предположить, что процесс
ориентации представляет собой ряд фаз:
первая фаза - присвоение ценностей общества личностью. Она
обеспечивает создание ценностного образа мира. На этой основе происходит
формирование ценностного отношения к явлениям окружающий
действительности, происходит становление и развитие ценностных
ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Теоретическим
обоснованием вычленения этой фазы процесса ориентации служат
исследования по проблеме формирования убеждений;
вторая фаза - преобразование личности на основе присвоения
ценностей. Это такой период в развитие процесса ориентации, когда
личность сосредотачивает внимание на себе, происходит
самопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии процесса
развития ценностного отношения к миру вплетается самосознание, процесс
приобретает качественно новые характеристики: переоценка ценностей, их
большая дифференциация, стабилизация. Теоретическим основанием для
выдвижения и обоснования этой фазы ориентации служит психологическая
теория «Я-концепции»;
третья фаза - прогноз, целеполагание, проектирование, что
обеспечивает формирование образа будущего. На этой стадии развития
процесса ориентации происходит согласование, систематизация и
выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных
ориентаций личности. Углубление ценностного отношения к окружающей
действительности и процесс ориентации приобретает новые характеристики -
пространственно-временную трехмерность, ценностные ориентации и
самосознание устремляются в будущее - формируется жизненная
перспектива.
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное
структурное сложное, личностное образование, характеризующееся
определенными закономерностями взаимодействия всех его психических
компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь
самостоятельное значение в процессе формирования ценностных
ориентаций. Как устойчивое, самостоятельное структурное психологическое
образование могут формировать ценностные ориентации лишь на довольно
позднем этапе возрастного развития - в переходный период от подросткового
к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует
об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего,
появления таких психологических структур, которые в значительной степени
способствуют становлению его мировоззрения.

2.2 Ценностные ориентации как составляющая жизненной перспективы личности

Проблема исследования ценностных ориентаций личности достаточно
глубоко представлена в работах отечественных и зарубежных социологов и
психологов. Однако, понятие «ценности» не имеет однозначного толкования
в науке. «Ценность» в психологической трактовке эквивалентно некоторому
комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически
обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы. Н.Ф.
Добрынин называет их «значимостью» для личности; А.И. Божович
«жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным
смыслом»; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями». По мнению Г.
Оллпорта, ценность - это некий личностный смысл. Человек осознает
ценность тогда, когда смысл имеет для него принципиальную важность, т.е.
когда ценность выступает в категории «значимости», а не в категории
«знания». Ценности, будучи личной «категорией значимости», всегда имеют
принципиальное значение и включены в структуру «Я» и поэтому больше
всего прочего привлекают внимание.
Изучение ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время
представляет собой важную область исследования. Ценности носят
двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно
обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный
опыт конкретного субъекта. Ценности конкретной личности формируются
под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в
которые она входит.
С.Л. Рубинштейн замечал, что ценность – это значимость для человека
чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять
важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения.
Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности
сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и
поступках.
М. Рокич определяет ценности, как очень влиятельные позиции
личности. По мнению ученого, ценность представляют собой устойчивые
убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель
существования предпочтительнее, с личной или социальной точек зрения. В
свою очередь, противоположный или обратный способ поведения, либо
конечная цель существования, приведут к неудовлетворяющим личность
результатам. Значит, ценности открывают человеку возможности сделать не
только осознанный выбор средств, способов самовыражения, но и получить
удовлетворение от полученного результата. Согласуясь с внутренним миром
личности и с общественными нормативами, ценностные ориентации очень
тонко и неповторимо формируют весь набор жизненных ориентиров, а
следовательно и перспектив личности.
  Число ценностей, с точки зрения Рокича, которыми человек
руководствуется в своей деятельности, невелико. Учёный приводит свою,
очень известную типологию ценностей:
 • Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения
человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит
того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для
человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно
и значимо.
 • Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения
человека в том, что определенный образ действий или свойство личности
являются предпочтительными в любой ситуации. Инструментальные
ценности подразделяются на группы:
 • этические, ценности общения, ценности дела;
 • индивидуалистические, конформистские, альтруистические;
 • самоутверждения, принятия других людей и т. д.
  Мнение А. Ю. Огородникова согласуется с идеей дифференцирования
ценностей. Вся совокупность ценностей разделена автором на три категории:
ценности-идеалы (социальные, нравственные, эстетические), … ценности-
цели (наслаждение, общение, когнитивные ценности, соблюдение традиций,
творчество, власть), … ценности-средства достижения целей
(интеракционные, культурные, материальные). В культуре самовыражения
ценности-идеалы определяют общее направление самопрезентации и
содержание самораскрытия. Ценности-цели демонстрируют то, чего субъект
ждет от самовыражения, что хочет получить в результате. Ценности-средства
характеризуют выбор личностью способов, средств, применяемых для
самовыражения.
  Набор ценностей у каждого человека свой. Он формируется, исходя из
имеющегося у субъекта опыта. По мнению Т. С. Мексичевой,
индивидуальный набор ценностей является в достаточной степени
упорядоченным и представляет собой индивидуальную матрицу ценностей.
  Матрица – это ранжированный ряд ценностей, который является крайне
подвижным и может меняться под воздействием ситуации. Следовательно,
будут изменчивыми и характеристики культуры самовыражения личности.
Эта матрица индивидуальна, «но ее отдельные части могут быть схожи у
индивидов, принадлежащих к одной социальной группе. Ценности в ней, как
утверждает автор, упорядочены от высоких до относящихся к среднему
уровню и затем до преходящих. Ценность меняет свое место в матрице при
возникновении актуализации определенной потребности и возвращается на
прежнюю позицию после того, как потребность удовлетворена. Этим
создается основа для разнообразия характеристик самовыражения и
культуры самовыражения человека.
Ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции: с
одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве
высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности
человека, с другой - в качестве внутреннего источника жизненных целей
человека, выражает то, что является для него важным и обладает личностным
смыслом.
Продолжая теоретический анализ проблемы роли ценностных
ориентаций, следует обратиться к взглядам выдающегося отечественного
психолога Д. А. Леонтьева, который так же выделил три формы
существования ценностей: общественные идеалы, предметные ценности и
личностные ценности.
По словам В. Алексеевой, ценностные ориентации могут использоваться
в качестве главных критериев построения типологии личности. Одной из них
является классификационная модель Э. Шпрангера, который выделяет
шесть типов личности: теоретический человек (цель - поиск истины),
экономический человек (важность практичных ценностей), эстетический
человек (наивысшая ценность-гармония), социальный человек (любовь ко
всему человечеству), политический человек (личная власть, влияние),
религиозный человек (поиск смысла жизни, высшей духовной силы).
Типология социальных характеров социолога Д. Рисмена построена на
преобладании внутреннего или внешнего источника ценностных ориентаций
личности. В качестве основных типов он описывает " ориентированного на
себя" - такая личность является более целеустремленной, динамичной, и
"ориентированного на другого" - личность определяется не собственными
принципами, а ценностями окружающих.
А.И. Донцов указывает, что ценности направляют и корректируют
процесс целеполагания человека, т.е. ценностные ориентации существуют в
качестве ориентиров для постановки целей самопрезентации, для
определения степени самораскрытия и, как следствие, для возможности
задавать цели самовыражения субъекта.
Н. Ф. Наумова также, объясняя возможность ценностных ориентаций
выступать механизмом целеполагания, пишет: «Ценности ориентируют
человека среди объектов природного и социального мира, создавая
упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину
мира». Этот же автор отмечает наличие в ценностных ориентациях
оснований для выбора человеком из имеющихся альтернатив целей и
средств, для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив,
определяя «границы действия», т. е. ценности не только регулируют, но и
направляют эти действия.
В работах Е. А. Климова, В. Ф. Сержантова, В. Д. Шадрикова и др.
ценностные ориентации также выступают в качестве важного механизма
регуляции деятельности. С их точки зрения, ценности в процессе
социализации интериоризируются индивидом и становятся «внутренними»
регуляторами его поведения, в то же время, детерминация поведения
«внешними» социальными регуляторами, в свою очередь, сама
определяется «внутренними», психологическими особенностями человека,
например, его потребностями, мотивами, склонностями и уже усвоенными
ценностями.
А. Г. Здравомыслов полагает, что благодаря контрольным функциям
ценностных ориентаций «действие потребностей любого рода может
ограничиваться, задерживаться, преобразовываться», позволяя складываться
тем или иным особенностям самовыражения человека, т. к. самовыражение
является одной из потребностей, к удовлетворению которых стремится
личность и которая должна быть обязательно удовлетворена.
По мнению М. С. Яницкого, регулятивная функция ценностных
ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей
активности человека, что касается и его самоорганизуемой деятельности,
являющейся основой культуры самовыражения.
Я. Гудечек выделил ценности в смысле объективно существующих
предметов, событий, идей. и т.д., которые существуют независимо от
субъективных оценок людей, и ценности в смысле субъективной значимости.
В.Ф. Сержантов, исходя из того, что предметами потребностей человека
могут быть как вещи, так и идеи, сводит все ценности в две категории -
материальные и духовные.
В исследовании, проведенном под руководством Ю. А. Токаревой,
установлена положительная связь между имеющимися у человека
ценностями и стратегией жизненного пути. Ученым доказано, что
ценностные ориентации личности напрямую обусловливают жизненные
ориентиры и достижения.
  В психологии проблема ценностей всегда занимала особое место. Уже В. Дильтей считал, что содержанием душевной жизни являются эмоции, чувства, представляющие собой личностное выражение ценности: «для нас имеет ценность лишь пережитое в чувствах... ценность неотделима от чувства» [6, с.108]. Однако, по мнению Э. Шпрангера, душа человека отражает и объективные ценности - «эти ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой» [17, с.355-356]. Ценностная сфера личности в
понимающей психологии, таким образом, включает как субъективные оценки, так и существующие в общественном
сознании нормы и воззрения. Если так называемые «биологизаторские» психологические теории (бихевиоризм,психоанализ) фактически полностью исключают ценности из сферы научного изучения, то в гуманистической и
экзистенциальной психологии ценностные ориентации личности имеют фундаментальное значение. Основная категориятеории личности К. Роджерса - «самость», которая представляет собой концептуальную модель восприятия характеристик и взаимоотношений «Я» и вместе с тем «систему ценностей, применяемых к этому понятию» [13, с.46]. При этом он
различает как ценности «непосредственно переживаемые организмом», так и заимствованные, «интроецируемые» ценности, которые понимаются индивидом как свои. И внутренние и внешние ценности, полагает Роджерс, формируются или принимаются, если «физиологический аппарат» воспринимает их как способствующие сохранению и укреплению
организма. Однако основой ценностных представлений, убежден американский психолог, является необходимость осознания возникающих переживаний. А. Маслоу делает акцент на проблеме выбора, ибо «выбранные ценности и есть ценности» [9, с.209], при этом действительно правильный выбор - это тот, который ведет к самоактуализации. Выбор
индивидом высших ценностей «инстинктивен», то есть предопределен самой его природой. Маслоу безгранично верит в человека, считая, что при наличии свободного выбора он «инстинктивно выбирает истину, а не ложь, добро, а не зло». [там же, с.272]. Ценность, в понимании Г. Оллпорта, - это некий личностный смысл. С его точки зрения, источником большинства ценностей является мораль, при этом этические правила и ценности, усваиваясь и поддерживаясь посредством внешнего подкрепления, являются средствами достижения внутренних ценностей, которые и представляют
собой цели личности. Превращение внешних ценностей во внутренние или преобразование средств в цели есть, как считает Оллпорт, проявление «функциональной автономии» личности, которая представляет процесс трансформации «категорий знания» в «категории значимости». 
     Интериоризация внешних ценностей, то есть возникновение «категорий значимости» возможно лишь при осознании личностью смысла полученных извне «категорий знания» [11]. В гуманистической психологии В. Франкла под ценностями личности понимаются «универсалии смысла» - объективные смыслы, присущие всему человечеству на протяжении его исторического развития [16, c.288]. Универсальный характер ценностям придает их осмысленность личностью, а значимость ценности, по мнению Франкла, определяется принятием ответственности за ее реализацию.

3. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в психологии

Проблема ценностей в отечественной психологии рассматривается в различных аспектах изучения свойств личности, системообразующей характеристикой которой выступает направленность. В работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович и других исследуются многообразные аспекты направленности, но общим
является вывод о том, что в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Исходя из понимания ценностей как объекта направленности личности, В.П. Тугаринов применяет понятие «ценностные ориентации», которые определяются им как направленность личности на те или иные ценности [15]. 
  С точки зрения В.Н. Мясищева содержанием личности является совокупность отношений к предметному содержанию опыта человека и связанная с этим система ценностей [10]. Личность есть поэтому не что иное как иерархическая динамическая система субъективных отношений, формирующаяся в процессе развития, воспитания и самовоспитания. Решение личностью вопроса о смысле собственной жизни, по В.Н. Мясищеву, составляет «доминирующее отношение» или собственно направленность личности. К.К. Платонов, касаясь проблемы психологической природы ценностей, выделял в структуре личности особую подструктуру - «направленность и отношения личности», в которую включил убеждения, мировоззрение, интересы, идеалы, моральные качества и потребности [12, с.126]. Направленность личности, занимая наиболее высокое положение в личностной иерархии, носит социально обусловленный характер и формируется в процессе воспитания. Особенностью отечественной психологии является анализ социальной опосредованности ценностей и ценностных ориентаций личности, которая не может
рассматриваться в отрыве от общества, «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский). Лишь через опосредованное процессом общения освоение индивидом ценностей культуры, утверждал Л.С. Выготский, осуществляется развитие личности: ценности, значения и смыслы, зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, затем посредством интериоризации «вращиваются» в сознание человека [5]. Б.Г. Ананьев считал, что системы социальных
ролей и ценностных ориентаций личности формируются на основе ее социального статуса и статуса общности, в которой складывалась и развивалась данная личность. С его точки зрения, статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, определяя особенности структуры и мотивации поведения и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека [2, с.210]. Особое значение в изучении роли социальных отношений в
формировании ценностных ориентаций личности имеют исследования Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, В.С. Мухиной, А.А. Бодалева, Г.Г. Дилигенского, В.Г. Алексеевой. Так, Л.И. Анцыферова подчеркивает, что именно общество предъявляет определенную систему ценностей, которые человек «чутко улавливает» в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально- личностных эквивалентов [3]. А по определению В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации есть форма включения
общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта [1, с.64]. 
Несомненным достижением отечественной психологии является попытка исследовать проблему ценностей и ценностных ориентаций через поиски единства личности и общества. В этом смысле особую методологическую
значимость приобретает понятие «деятельность». Согласно А.Н. Леонтьеву, становление личности представляет собой закономерную перестройку системы отношений и иерархии смыслообразующих мотивов в процессе общения и деятельности, образуя «связную систему личностных смыслов» [7]. 
Исходя из деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов приходит к заключению, что любая ценность имеет две стороны - значение и личностный смысл.
Значение ценности есть совокупность социально значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком [14]. Роль смысловых образований в формировании ценностей личности раскрывается в работах Б.С. Братуся, Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмолова, В.Э. Чудновского, В.И. Слободчикова, Д.А. Леонтьева. Так, Б.С. Братусь, обращая внимание на осознанность, «отрефлексированность» наиболее общих смысловых образований, использует для их обозначения понятие «личностные
ценности» [4, с.89-90]. В целом можно отметить, что в отечественных исследованиях личностные ценности понимаются как сложная иерархическая система, которая регулирует активность человека, находясь на границе мотивационно- потребностной и смысловой сферы личности. Личностные ценности, относящиеся к миру в целом и переживаемые как идеальные сущности, воссоздают, как считает Д.А. Леонтьев, коллективный опыт социальной общности и обладают устойчивостью по отношению к внешним обстоятельствам. Потребности же являются выражением реальных актуальных отношений индивида с миром, переживаясь как нужды, желания или соблазны. Д.А. Леонтьев считает, что развитие смысловой сферы личности определяет соотношение ценностей и потребностей как источников мотиво- и смыслообразования: в ходе социализации индивид усваивает ценности общества и референтных групп, вследствие этого в
структуре личности повышается значимость ценностей, производя смещение смысловой регуляции поведения в сторону ценностной регуляции [8]. Итак, концептуально различные исследования проблемы ценностей в зарубежной и отечественной психологии сходятся в понимании ценностных образований как важнейшего функционального компонента структуры личности, как высшего уровня в иерархии побуждений, потребностей, интересов человека. При этом, основным механизмом становления личностных ценностей как регулятора индивидуального поведения является интериоризация социальных ценностей. Необходимым условием для трансформации ценностей общества в личностные выступает включение индивида в социальную деятельность с целью реализации соответствующей ценности.

4. Смысл как интегративная основа ценностных образований личности

Представление о смысле как о жизненной задаче подробно разработано в теории личности и психотерапии Виктора Франкла. В своем учении Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.
  Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Это «наиболее человеческий феномен, так как животное никогда не бывает озабочено смыслом своего существования» (Франкл , 1997, с. 14). Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. «Даже самоубийца верит в смысл – если не жизни, то смерти» (Frankl,  1979, S. 236), в противном случае он не смог бы шевельнуть и пальцем для того, чтобы реализовать свой замысел.
 Учение о смысле жизни учит, что смысл «в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды, а также религиозности и вероисповедания» (Frankl,  1985, р. 274). Однако нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него – не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации. В психологической же структуре личности Франки выделяет особое «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы. Это измерение, как явствует из построенной Франклом чрезвычайно наглядной «димензиональной онтологии» (Франкл , 1990, с. 49–53), несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека; соответственно, смысловая реальность не поддается объяснению через психологические и, тем более, биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами. Смысл жизни может быть невыразим словесно или даже вообще невыразим (Frankl,  1973, р. 27).Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать также содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Для этого он вводит представление о ценностях – смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: «Вопервых, с помощью того, что мы даем жизни  (в смысле нашей творческой работы); вовторых, с помощью того, что мы берем  от мира (в смысле переживания ценностей) и, втретьих, посредством позиции, которую мы занимаем  по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.