- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Ценности физической культуры и спорта, их потенциал
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002224 |
Тема: | Ценности физической культуры и спорта, их потенциал |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» Научно-педагогический факультет Кафедра педагогики и психологии Хлопова Наталья Андреевна ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОПАГАНДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Выпускная квалификационная работа: магистерская диссертация по направлению 49.04.03. «Спорт» профиль «Психологическое обеспечение спорта» __________________ «Допущен к защите» Зав. кафедрой _____________ Чусовитина О.М. Протокол № __ «_______» 2017 г. Научный руководитель: д.психол.н., профессор ____________________ Смоленцева В.Н. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОПАГАНДИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА…………………………………………5 1.1 История изучения формирования сознания общества 5 1.2 Психологические техники и приемы воздействия пропаганды на сознание общества 9 1.3 Психологические механизмы эффективности в пропаганде .14 1.4 Ценности физической культуры и спорта, их потенциал 20 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……..25 2.1 Задачи исследования…………………………………...………………….…..25 2.2 Методы исследования………………………………………………………...25 2.3 Организация исследования………………………………………….………..27 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……….28 3.1Исследование мнений население о значимости и факторах психологического влияния пропаганды физической культуры и спорта…………………………28 3.2 Исследование знаний тренеров о значении и факторах психологического влияния пропаганды физической культуры и спорта……………………………39 ВЫВОДЫ .46 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….57 ВВЕДЕНИЕ Физическая культура и спорт являются важнейшими составляющими жизни человека, они обеспечивают физическое и нравственное здоровье населения, значительно влияют на воспитание молодежи. Актуальность затронутой проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день, в разрез оптимистической статистики, растет уровень заболеваемости среди не только лиц пожилого возраста, но и среди школьников, молодежи, что усиливает тревожность за будущее нашей страны. Главными причинами такой тенденции, по мнению ряда специалистов, являются два основных фактора, первый из которых, малоподвижный образ жизни, вызванный тем, что каждый второй ребенок сегодня является зависимым от компьютера, планшета, телефона, сети интернет. Второй фактор, алкогольная и наркотическая зависимости, получившие широкое распространение среди школьников и молодежи в последнее десятилетие [1,3]. Особую тревогу сегодня вызывает сам характер заболеваний, вызванный этими факторами, изменяющийся в сторону хронических: сердечно-сосудистых, аллергических, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и ожирения [2]. Именно поэтому, сегодня ощущается острая необходимость внедрения культуры здорового образа жизни в массы. Поскольку спорт играет важную роль в жизни страны, пропаганда спорта способствуют проведению крупных спортивных соревнований на территории страны, и способствует развитию инфраструктуры. При рациональной организации массовых физкультурно-массовых мероприятий осуществляется воспитание участников, болельщиков. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, а также привычка к ведению здорового образа жизни и в дальнейшем, воспитание собственных детей в правильном направлении [4,5]. Объект исследования: Пропагандирование физической культуры и спорта. Предмет исследования: Влияние психологических факторов на эффективность пропаганды физической культуры и спорта. Цель исследования: Выявление значимости пропаганды физической культуры и спорта и факторов психологического и эмоционального воздействия ее на население. Гипотеза исследования: предполагается, что средства пропаганды оказывают психологическое влияние на характер ее восприятия, что в свою очередь обусловливает значимость пропагандирования в сфере физической культуры и спорта. Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: А.Н. Солодовниковой, Г.А. Копнина, Л.Г. Золоторевой, К.А. Липского, А.Р. Деревянко, С.А. Шомовой, В.В. Гуляева, Г.В. Шаповалова, М.А. Тертычной, Т.Б. Колышкиной, Е.В. Марковой, М. Шнайдера, В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в сфере физической культуры и спорта при разработке материалов пропаганды, в зависимости от целевого назначения. ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОПАГАНДИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 1.1 История изучения формирования сознания общества Зарождение сознания общества берет свое начало в тот период времени, когда общество еще находилось на стадии перехода от традиционного типа хозяйственной деятельности к индустриальному. В своей работе А. С. Иваненкова такой процесс охарактеризовала как «массовизация основных форм жизнедеятельности». По ее мнению, это связано с тем, что массовизация зарождает «одинаковые или подобные устремления, потребности, интересы, навыки, склонности» [20, с.14]. В конечном итоге, такой процесс объединил и задействовал огромное количество людей в однотипные производственно-потребительские и информационные отношения, с абсолютно одинаковыми нормами и ценностями. Если характеризовать сущность сознания общества в целом, то можно сказать, что оно является не просто одним из видов сознания, а наиболее реальной его формой существования и воплощения. Как отмечает в своей работе С. А. Власова, история изучения сознания общества достаточно сложна и противоречива [10, с. 44]. Впервые проблема существования реального «сознания общества» и его субъекта, особого «массового человека» возникла в науке на рубеже 18-19 веков. Как утверждает Д. В. Ольшанский в своей работе «Психология масс», это, безусловно, связано с укреплением и развитием средневековых городов, увеличение плотности населения и плотности контактов между людьми. В конечном итоге, это привело к формированию нового образа жизни и новой культуры, что, безусловно, не могло, не отразится на уровне сознания общества [38, c.496]. В литературе, по мнению О.Е. Радченко, словосочетание «сознания общества» начинает встречаться в середине 19 века. Это неразрывно связано с появлением классических трудов Г. Тарда, Ш. Сигеле, Г. Лебона, в которых акцент был сделан на понятие «толпа». Главная особенность, которой, по их мнению, заключалась в том, что решения людей, принимаемые в массе, кардинально отличаются от тех, которые они принимали бы находясь по отдельности. На основании этого они утверждали, что «толпа» – это что-то вроде «коллективной души», которая состоит из бессознательных компонентов, одинаковых для психики разных индивидов [10, с.44]. Но, несмотря на то, что заинтересованность данной проблемой на тот период времени была весьма существенной, самого употребления «сознания общества» как научного термина не было вплоть до начала 20 века. Как утверждает Х. Ортега-и-Гассет (1930), это, несомненно, связано с тем, что на тот период времени, общество не было психологически готово к переходу на новые стандарты жизни. По причине этого, в обществе возникла кризисная ситуация, которую в последующем многие ученые охарактеризовали как «восстание масс». В дальнейших исследованиях понятия «сознания общества» наступил продолжительный период, который можно охарактеризовать как «стагнация». Эта ситуация возникла по причине того, что обществу на тот момент необходимо было время для того, чтобы структурироваться [61, с.65]. Т. П. Малькова, в последующем, в своей работе скажет, что в этот непростой период, в обществе сложился так называемый культ «свободного индивида», который подразумевает доминирование индивидуальности. Именно по этой причине, проблеме сознания общества не будет уделяться должного внимания и интереса со стороны ученых вплоть до второй половины 60-х гг. 20 века. Это так же связано с тем, что общество, на тот момент своего развития, переходило от индустриальной к постиндустриальной эпохе [32, с.57]. Постиндустриальное общество характеризуется тем, что главные приоритеты в нем отдаются теоретическому знанию, информационным технологиям и информации, которая преобразовывается в цифровую форму, что в результате делает её глобальной и независимой от языковых и культурных особенностей [36, с. 99]. На сегодняшний день должного внимания сознания общества не уделяется. Это связано, по мнению Д. Ольшанского, во-первых, с тем, что природа и свойства сознания общества практически не поддаются фиксации и описанию, с точки зрения строгих операционных определений. А во-вторых, это связано с тем, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе нет серьезных работ, которые рассматривали бы психологию сознания общества. Причина этого кроется в том, что сознания общества проявляется особо ярко лишь в те периоды, когда общество находится на стадии активного развития. В такие периоды, как правило, у людей нет интереса к научным исследованиям. А когда наступает обычный, стабильный период развития, сознания общества функционирует на практически незаметном, обыденном уровне [38, с.496]. Но, тем не менее, в науке на сегодняшний день выделяются два варианта трактовок «сознания общества», которые наиболее полно отражают его сущность. Первый вариант был предложен Д. Майерсоном. По его словам, «сознание общества - это сознание, которое проявляется в обществе в те периоды, когда у людей отсутствует какая-либо заинтересованность к научным исследованиям». Второй вариант предложил Д.В.Ольшанский. По его мнению, «сознание общества – это сознание определенного социального носителя, которое постоянно существует в обществе наряду с существованием классических групп и возникает как отражение обстоятельств, входящих в различные социальные группы, которые оказываются в сходных условиях и уравниваются во всех аспектах» [38, с.496]. Если говорить в целом, то можно утверждать о том, что проявление сознания общества носит достаточно случайный характер стихийного варианта развития. Оно возникает как отражение, переживание и осознание обстоятельств в рамках серьезных социальных проблем, в отношении друг к другу разных социальных групп, которые оказываются в одинаковых жизненных условиях, и уравниваются в том или ином плане. Согласно данной теории, сознание общества является глубинным образованием, которое отражает действительность «первичного порядка», и обретает необходимые психологические признаки социальной определенности [29, с.284]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что история изучения сознания общества сложна и весьма противоречива. Эта проблема занимает умы многих ученых на протяжении довольно-таки долгого периода времени, но никто из них не берется судить о понятии «сознание общества», как об окончательно сформировавшемся явлении. Это связано с тем, что сознание общества целиком зависит от своего носителя, т.е. от общества, которое определяет совершенно стихийный характер развития. На сегодняшний день важное место в мире занимают информационные технологии, которые на первый взгляд должны были не только облегчить труды ученных в данной области, но и значительно расширить их возможности. Но, к сожалению, все оказалось гораздо сложнее, так как природа и свойства сознания общества практически не поддаются фиксации и описанию, с точки зрения строгих операционных систем. 1.2 Психологические техники и приемы воздействия пропаганды на сознание общества По словам К.К. Мустафиной, физическая культура и спорт являются одним из самых эффективных средств самопознания, самовыражения, самореализации и самоутверждения человека. С помощью популяризации и пропаганды занятий спортом и физической культуры можно решить многие современные проблемы, решающиеся на государственном уровне: вопросы физического и морального здоровья нации, патриотизма, активной жизненной позиции общества, в частности молодого поколения. Как утверждает К.С. Бакенов в своей работе «Пропаганда спорта и физической культуры среди молодежи», пропаганда в целом подразумевает под собой различные формы распространения идей, взглядов, пониманий, теорий, воздействующих на массовое сознание и настроение общества. Она может быть совершенно разного формата, и иметь устный, печатный или наглядный вид. Пропаганда физической культуры, спорта подразумевает под собой целенаправленную деятельность, связанную с распространением знаний в данной области. Как правило, главным заинтересованным лицом в популяризации данных занятий является государство, его политика, представленная на территории Российской федерации в лице Министерства спорта. По мнению некоторых ученых, пропаганда на сегодняшний день является одной из составляющих такого феномена, как реклама. Но не стоит эти два определения сливать воедино, поскольку в них есть существенные различия. В отличие от рекламы, направленной на отдельные социальные группы, различающиеся возрастом, интересами и материальным положением, пропаганда направлена на каждого человека как гражданина, с одной стороны, и на общество в целом – с другой. При этом способы воздействия на адресата у пропаганды могут быть как общими с рекламой, так и собственными, специфическими [58, с.6]. Что касается форм размещения пропаганды и рекламы, можно сказать, что они полностью пересекаются: баннеры, плакаты, аудио и видеоролики, сувенирная продукция [14, с.18]. Прежде чем говорить о техниках и приемах воздействия пропаганды, необходимо помнить, что многие исследователи сознания общества различают два понятия – «воздействие» и «манипуляция» – и отмечают, что положительное восприятие объекта пропаганды достигается помимо воли самого адресата. С одной стороны, речь идет о манипуляции. Г.А. Копнина, рассматривая манипулятивное воздействие пропаганды, выделяет манипулятивные речевые приемы, сосуществующие в одной системе с речевыми стратегиями и тактиками. В своих работах она опирается на исследования психолога Е.Л.Доценко и С.Кара-Мурзы [23,с.18]. С другой стороны, пропаганда рассматривается как «речевое воздействие», которое включает в себя методы убеждения и аргументации, необходимые для того, чтобы побудить адресата принять нужное решение (табл. 1). Таблица 1 «Психологические приемы манипулирования» № Прием воздействия Описание приема Результат воздействия 1 «Рефлексивное управление» Навязывание определенной стратегии поведения индивиду, осуществляется легким принуждением, путем передачи испытуемому оснований, которые помогают ему вывести решение заранее предопределенное другой стороной Человек принимает нужное манипулятору решение, и выдает навязанные ему мысли и убеждение, за свои 2 «Провокация подозрения» Манипулятор, с помощью таких типов вопросов как «Вы думаете, я буду вас уговаривать?..» ставит человека в критические условия, после которых предполагается услышать от него, так называемый, обратный эффект Человек, начинает отвечать на поставленный вопрос и тем самым убеждать манипулятора в обратном. При этом проговаривает несколько раз заданную манипулятором установку, неосознанно склоняясь к мнению о честности убеждавшего его человека 3 «Ложная выгода противника» Манипулятор, с помощью определенных слов, говорит испытуемому о том, что его аргументы несерьезны, и что в действительности, для испытуемого, существуют более выгодные условия Тем самым, манипулятор снимает с себя любые подозрения, а испытуемый, сам того не осознавая, открывает полный доступ к своей психики 4 «Агрессивная манера ведения разговора» Манипулятор задает резкий, агрессивный темп речи, тем самым вызывает шок у оппонента и убивает желание вести с ним диалог Испытуемый, не может психологически выдержать агрессивный напор манипулятора, и поэтому не в состоянии обработать весь поток получаемой информации. В результате, он бессознательно соглашается с манипулятором, для того, чтобы быстрее прекратить диалог 5 «Мнимое непонимание» Манипулятор делает вид, что он проверяет для себя правильность полученной информации от испытуемого, поэтому повторяет сказанные им слова, якобы переспрашивая, но конечный смысл искажает путем ввода нужной для него информации Испытуемый начинает повторно объяснять и доносить свою информацию манипулятору, но неосознанно внося в нее часть того, что им до уточнения не было сказано 6 «Специфическая терминология» Манипулятор, в ходе разговора, принижает статус испытуемого, развивает у него чувство дискомфорта и неуверенности, что в результате помогает ему вести беседу в нужном для него ключе, и находясь в выигрышном положении добиться нужного исхода Испытуемый погружается и начинает верить, во внушаемые ему манипулятором псевдо качества, и тем самым сея в себе неуверенность, скованность и боязнь переспросить, уточнить непонятные для него термины. Все это дает возможность манипулятору управлять ситуацией и в случае чего ссылаться на то, что ранее от вас получал одобрение в этом вопросе 7 «Ссылка на «великих»» Манипулятор, якобы неосознанно, принижает статус испытуемого, используя цитаты и афоризмы известных людей. Опираясь на них, манипулятор намекает на то, кто они, и кто испытуемый для общества Испытуемый, как правило, не идет против принятых устоев и принципов в обществе, поэтому легко соглашается с навязываемой ему манипулятором ассоциативной цепочкой, в результате которой стирается «исключительная избранность» испытуемого 8 «Навязывание мыслей» Манипулятор, с определенной периодичностью, повторяет одни и те же фразы, с помощью которых приучает испытуемого к той информации, которую собирается до него донести Испытуемый, бессознательно формирует в своем сознании положительный образ того, о чем он слышал ранее и поэтому в будущем его выбор и его поступки будут абсолютно идентифицированы с информацией манипулятора 9 «Принижение иронии» Манипулятор, с помощью принижения собственного статуса, вызывает жалось у испытуемого, с помощью чего входит в его доверие. Добившись доверия, его манипулятивные действия остаются без внимания и с легкостью добиваются необходимого результата Испытуемый начинает поддерживать манипулятора, возвышать его. В результате, сам того не осознавая, начинает разделять и защищать ту информацию, которую ему навязал манипулятор 10 «Неожиданное откровение, или внезапная честность» Манипулятор, после непродолжительного разговора с испытуемым, заявляет, что хочет поделится с ним информацией, которая является уникальной и никому неизвестной ранее, так как испытуемый вызывает у него впечатление человека, которому можно доверится. Тем самым манипулятор ликвидирует так называемые психологически-защитные механизмы испытуемого и спокойно проникает в его подсознание Испытуемый, бессознательно, начинает доверять манипулятору и верить в свою избранность. Тем самым становится распространителем тех ложных идей и мнений, которые ему навязал манипулятор 11 «Навешивание ярлыков» Манипулятор, занимается распространением в массы негативных и оскорбительных названий, эпитетов и метафор (т.е. «ярлыков»), которыми он обозначает организацию, человека или социальный процесс, явление У испытуемых, на бессознательном уровне, складываются негативные ассоциации и впечатления, от полученной информации и, в результате, весь этот негатив накладывается отпечатком на том объекте, о котором вещал манипулятор 12 «Сияющие обобщения» Манипулятор заменяет названия отдельных процессов, идей и явлений принадлежащих к какой-то определенной группе или человеку, на более простой вариант, несущий в себе положительный эмоциональный посыл и вызывающий доброжелательное отношение окружающих к себе. Примером таких подмен могут стать такие слова, как «любовь», «счастье», «свобода» Испытуемые, не в состоянии противостоять позитивному психоэмоциональному воздействию. Именно поэтому люди очень часто идентифицируют общие понятия, которые им навязал манипулятор, с частными, то есть с теми, которые являются реальным отражением действительности Рассмотрев приемы «речевого воздействия» используемые в пропаганде, необходимо отметить, что поставленной цели, манипулятор достигает только в том случае, если его «жертва» совершенно ничего не знает и не подозревает об оказываемом воздействии (табл. 1). Как только человек, начинает разбираться во всех скрытых манипуляциях, их сила воздействия становится совершенно неэффективной. Кроме приемов «речевого воздействия» указанных в таблице 1 существует еще ряд способов оказать скрытое психологическое воздействие на аудиторию, о которых мы поговорим в пункте «Психологические механизмы эффективности в пропаганде» своей работы. Итак, мы можем сказать, что пропаганда является уникальной по своему содержанию, поскольку главная ее задача состоит в решении одной из острейших и злободневных проблем общества: сохранение и поддержание физического и морального здоровья нации, патриотизма, утверждения и повышения жизненной позиции молодежи. Кроме того, рассмотрев приемы манипулирования сознанием общества, существующие в пропаганде, их сущность и какой эффект они оставляют после себя, можно сделать вывод, что, для достижения положительного результата восприятия, сознание людей подвергается постоянному воздействию со стороны пропаганды, которая управляет эмоциями и поведением общества на бессознательном уровне. 1.3 Психологические механизмы эффективности пропаганды В современной массовой коммуникации особое место занимает не только реклама, но и пропаганда, которая рассматривается как информация, представляющая общественные или государственные интересы и направленная на достижение благотворительных целей [54, с.92]. Пропаганда оказывает направленное воздействие, как на сознание общества, так и на индивидуальное сознание для того, чтобы вызвать определенную реакцию и создать новые социальные ценности у заданной аудитории [57, с.33]. Изменение поведенческой модели общества можно оценивать, как главное условие эффективности подобной пропаганды. По мнению А.Р. Деревянко, пропаганда имеет свои постоянные темы, о которых мы уже говорили ранее (здоровый образ жизни, патриотизм, активная жизненная позиция и т.п.) [15. с.11]. На сегодняшний день, среди специалистов, работающих в данной области, распространена точка зрения о том, что пропаганда должна «бить по нервам». Под этим понимается: «шок, хотя и не самоцель в подобных сообщениях, но прием хорошо отработанный и самое главное – действующий», «шоковая терапия – единственный способ пробить обывательское восприятие действительности» [26, с.448]. Но, несмотря на это, далеко не все согласны со столь категоричными суждениями, и относят шоковые приемы к самым спорным технологиям воздействия на аудиторию. Действенность пропаганды так же не сводится только к шоку. Необходимое отношение аудитории формируют остроумные параллели, тонкий юмор, метафоры и другие психологические механизмы воздействия [53, с.2]. Кроме того, специалисты, работающие в области пропаганды, знают о существовании такого феномена как «реактивное сопротивление выбору». Суть его заключается в том, что как только реципиент осознает угрозу свободному принятию решения в виде навязывания определенной точки зрения или в виде категорического запрета чего-либо, он принимает обратное решение. Поэтому пропаганда, которая усиленно создает страх или актуализирует чувство долга реципиента, будет отвергаться именно по причине проявления «реактивного сопротивления». Создателем пропаганды необходимо учитывать определенные реакции на создаваемый ими материал. Для того, чтобы избежать подобного «сопротивления выбора», специалист активно применяют в содержании своих материалах пропаганды различного рода психологические инструменты и методы воздействия на сознание социума. Самыми распространенными, по мнению Д. В. Арустамяна и Е. Д. Байкова, являются следующие психологические методы воздействия: 1. Информационный метод – суть его заключается в информации, которая подается в качестве обращения или совета, выступает мотивационным толчком для людей при их выборе. 2. Эмоциональный метод – это обращение к внутреннему миру человека и к тому, что дорого каждому: воспоминания, друзья, семья, дети, любимое животное. 3. Патриотический метод – это обращения к чувству национальной гордости, к чувству долга перед своей страной. 4. Метод пробуждения страха – это эмоциональное обращение к аудитории, заключающееся в создании воображаемой угрозы или страха, сопровождающееся рекомендациями по избежанию данной ситуации или выхода из нее. 5. Метод «Авторитет» – это обращения лица или организации, чьё мнение очень важно для выбранной целевой аудитории [2, с.732]. При этом, необходимо сказать, что методы Д. В. Арустамяна и Е. Д. Байковой, не являются в современном мире единственными. Так, к примеру, А. Оранж в своей работе «Пропаганда и техника спора» выделяет еще ряд психологических методов воздействия пропаганды, представленных в таблице 2. Таблица 2 «Психологические методы пропаганды» № Название метода пропаганды Описание 1 «Манипуляция статистикой» Суть данного метода заключается в том, что манипулятор озвучивает те или иные статистические данные, умалчивая о не которой части информации. В результате аудитория получает не полную картину и верит так называемой «полуправде». 2 «Бесконечное повторение лжи» Такая пропаганда заключается в многократном повторении лжи, не оглядываясь на правдивые доводы и факты. Как показывает опыт прошлого, ложь многократно повторенная достигает своего результата. 3 «Выдача мнений за факты» Пропагандист, в процессе сообщения, высказывает свое мнение и в ходе речи уже выдает его за факт. 4 «Простые лозунги» Человеку сложнее воспринимать обширную информацию, и зачастую вовсе не хочется вникать «что, да как», для него удобно и легко воспринять призыв лозунга и пойти за ним. 5 «Помпезность, церемония и ритуал» Сущность и основа данного метода заключается в психологии человека, которая впитывала, и подстраивалось под внешние воздействия за всю историю существования человека. Для того, чтобы спектр психологических методов был максимально эффективен, необходимо при создании пропагандируемого материала использовать все возможные инструменты психологического воздействия. К таким психологическим инструментам, по мнению Е. Н. Голубковой и Ю. А. Мартынцевой, относятся освещение, цвет в дизайне, шрифт текста и форма расположения пропагандируемого сообщения. По словам Е. Н. Голубковой, не стоит размещать материалы в местах с «холодным освещением» или в местах, с затемнение поверхности сообщения, поскольку это снижает восприятие и степень воздействия на аудиторию. Лучшим вариантом будет размещения освещения таким образом, чтобы оно выделяло и подчеркивало самые необходимые элементы, важные и желаемые для потенциального клиента [34, с.47]. Следующим, немало важным, психологическим инструментом воздействия на подсознание является цвет, который, по мнению швейцарский психолога Макса Люшера, обращен к чувствам людей, нежели к логике. Так, автор в своей работе «Цветовой тест Люшера», изучив значение цвета для человека, пришел к следующим выводам: 1. Красный – является теплым цветом и в то же время раздражающим, он активизирует мозг к деятельности; является символом опасности и создает ощущение напряженности. 2. Оранжевый (желтый) – приятный и дружеский цвет, является символом жизни и радости, создает чувство благополучия и говорит о реализме. 3. Зеленый – успокаивающий цвет, является отражением свежести и естественности. Как правило, данный цвет выбирают уравновешенные и спокойные люди. 4. Синий цвет – является выбором людей меланхоличных, но при это отражает силу и внутреннюю гармонию мира. 5. Фиолетовый – является цветом, который положительно действует на сердце, кровеносные сосуды, за счет расслабления. Как правило, данный цвет является выбор людей, в периоды жизненной нестабильности. 6. Белый – символ чистоты, с характерным «самоустранением» его собственной силы. 7. Коричневый – символизирует стабильность и реалистичность настроения, люди выбирающие его, как правило, являются «консерваторами». 8. Черный - цвет, символизирующий изящество и превосходство. Данные выводы, безусловно, являются ценной информацией для специалистов, занимающихся разработкой материалов пропаганды, и требуют должного к себе внимания и учета. Кроме выше указанных инструментов, Е. Н. Голубкова и Ю. А. Мартынцева, выделяют значимость психологического воздействия шрифта в тексте, поскольку он обеспечивает коммуникацию с целевой аудиторией. Как правило, рекомендуется использование заглавных и строчных букв, а не использование всех заглавных; расположение букв - слева направо, а не вверх и вниз; рекомендуется придерживаться расположения горизонтального текста, нежели вертикального; использование равного расстояния между буквами и словами. Еще одним психологическим инструментом является использование форм расположения текста, которые также влияют на эмоциональное состояние людей. Самыми распространенными формами являются квадратная, овальная, прямоугольная и треугольная формы. Это связано с тем, что они являются самыми простыми и легко запоминающимися для аудитории. По мнению Е. Н. Голубковой и Ю. А. Мартынцевой, самыми эффективными считаются формы с наличием углов, поскольку с помощью них можно сакцентировать внимание людей, и отвлечь от второстепенной информации [34, с.47]. Все выше указанные методы и инструменты применяются в зависимости от того, какой эффект ожидается получить, в целом и являются одним общим механизмом психологического воздействия. Пропаганда – это так называемый механизм, занимающийся постановкой и решением актуальных проблем современной действительности. Его успех показывает эффективность использования пропаганды [18, с.143]. Как считает в своей работе Л.Г. Золоторева, причины такой ситуации в следующем: 1. Чтобы пропаганда оказала нужное влияние на сознание общества и смогла изменить его стереотипы, нормы, необходимо немало времени, потому что такого рода процессы проходят крайне медленно, и не дают никакой возможности делать однозначные выводы о качестве проведенной кампании; 2. Невозможно абсолютно точно сказать, что социальные изменения произошли именно под воздействием, которое оказала пропаганда. Это связано с тем, что решением общественно значимых задач занимаются так же и другие силы социального управления, применяя меры административного, правового, финансового воздействия. 3. Так как не существует однозначных критериев эффективности пропаганды, то и невозможно говорить с абсолютной уверенностью об эффективности ее воздействия на общество или какую-то ее часть. Исходя из этого, Л.Г. Золоторева в своей работе утверждает, что эффективность пропаганды можно определить по конечным целям и по ожидаемым эффектам. Среди таких эффектов ученый выделяет следующие: * стабилизирующий эффект: снижение напряженности в обществе; * социализирующий эффект: усвоение обществом определенных мировоззренческих, идеологических ориентиров и ценностей, которые актуальны для данного периода развития социума; * интегрирующий эффект: позиционирования страны как сильного цивилизованного государства на основе социального согласия; * мобилизационный эффект: стимулирование социальной активности по средствам образов, которые существуют в информационном пространстве [18, с.143]. 1.4 Ценности физической культуры и спорта, их потенциал Жизнь современного человека невозможно представить абстрагировано от физической культуры и спорта. Связано это с тем, что спорт и физическая культура – это один из носителей духовных и материальных ценностей общества, на протяжении всего его существования [39, стр.77]. По мнению доктора педагогических наук Л.И. Лубышевой, в последнее время, физическая культура стала не только отдельным социальным феноменом, но и успела сформироваться как одно из качеств личности. Более того, несмотря на то, что изучение такого качества уходит вглубь человеческой истории, проблемы культуры духа и тела до сих пор являются актуальными [29, с.72]. Так, по словам В.К. Бальсевича, физическая культура – это, своего рода, уникальный элемент общей культуры, связывающий социальное и биологическое развитие человека [3, c.44]. Подтверждением этого являются доказательства Н.Н. Визитейя о том, что она является основным видом культуры, который формируется в человеке и существенно влияет на общее состояние организма человека, его психики [10, с.15]. Если заглянуть в исток корней физической культуры, то можно обнаружить, что посылом для ее формирования была потребность человека к труду, которая с течением определенного времени, сформировалась как система образования и воспитания двигательных умений и навыков. За счет этого физическая культур вышла на новый уровень своего развития и стала одним из средств интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания человека. По мнению Л.И. Лубышевой, физическая культура и спорт оказывают серьезное влияние не только на биологическую составляющую человека (на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры), но и на развитие его духовности, ценностей [29, с.13]. Как утверждает Т. Парсонс в своей работе «Человек в современном мире», ценность – это значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. По его мнению, ценности – это приобретенные элементы структуры личности, которые выступают как фиксированные, сформировавшиеся представления о желаемом [38, с.235]. На основании работы Т. Парсонса, Л.И. Лубышева и В.К. Бальсевич определили ценностный потенциал спорта, выделив общественный и личностный уровень ценностей [4, c.12]. К общественным ценностям Л.И. Лубышева и В.К. Бальсевич относят все то, что было создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. Сюда включены сформировавшиеся за всю историю существования человечества знания о спорте, спортивн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: