VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Цели, задачи и суть пенсионной реформы в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002810
Тема: Цели, задачи и суть пенсионной реформы в Российской Федерации
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	2
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ	5
1.1 Современная пенсионная система в Российской Федерации	5
1.2. Организация пенсионного страхования и принципы его функционирования	12
ГЛАВА 2. РЕФОРМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ.	25
2.1. Цели, задачи и суть пенсионной реформы в Российской Федерации	25
2.2. Оценка реформы населением России	42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	58

     
     


     ВВЕДЕНИЕ
     
     Пенсионная система России – многокомпонентная, динамически меняющаяся экономическая система. Ее эффективное функционирование зависит от многих факторов (демографических, макроэкономических, трудовых). Теоретико-методологические аспекты указанной проблематики  рассмотрена следующими авторами: Г.В. Сулейманова [1], М.А. Овакимян [2], Н.В. Токмачева [3], Х.У. Магомадов [4] и др. 
     Демографический кризис в России прогнозировали еще в конце ХХ века, затем во втором десятилетии ХХI века, и последнее прогнозирование относится к середине ХХI века. Чтобы нейтрализовать негативные демографические последствия для финансовой стабильности пенсионной системы рекомендуется применить индивидуальные накопительные способы пенсионного страхования, вместо базового принципа. Такие способы призваны нивелировать влияние сокращение численности молодого поколения на финансовую обеспеченность лиц, пенсионного возраста. Для того чтобы понять насколько это предположение верно, необходимо рассмотреть параметры, которые используются при прогнозировании развития пенсионной системы. Во-первых – это продолжительность жизни человека в пенсионном возрасте. В 2016 году этот показатель будет составлять 22,1 года, а к 2030 году он составит 22,5 лет, т. е это то время, в течение которого пенсионер будет получать пенсию. Во-вторых – это численность наемных рабочих. С 46,3 млн. человек она снизится к 2030 году до 40,8 млн. и останется на неизменном уровне до 2040-х годов. Вследствие этого до 2030 года нагрузка на работающих по найму людей будет возрастать, а к 2030 году численность пенсионеров сравняется с численностью основных плательщиков, т. е. наемных рабочих. Это достаточно критично для стабильной пенсионной системы.
     «Получателями пенсий в России являются свыше 40 миллионов человек, трудовые пенсии получают почти 37 миллионов российских пенсионеров (т.е. более 92%), при этом в нашей стране всего три вида пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца» [4, С. 106].
     В современной ситуации соотношение численности пенсионеров и работающего населения не столь критично: на 100 пенсионеров около 120 работников, но уже сейчас каждый 6-й субъект РФ имеет соотношение пенсионеров и работников 1:1. Почему это происходит? Ответ прост: платят не все занятые. По данным Росстата доля трудоспособного население в численности постоянного населения составляет 62,6 %, а доля лиц старше трудоспособного возраста 21,4 %, т. е. на 100 человек пенсионного возраста приходится 292 человека трудоспособного возраста. [2] Но, как уже говорилось ранее, не все занятые уплачивают взносы в Пенсионный фонд, а индивидуальные предприниматели, количество которых постоянно растет, формируют свои отчисления на льготных основаниях – согласно минимальному размеру оплаты труда, вследствие чего страховые взносы этой категории граждан более чем в 3 раза меньше взносов среднестатистического работника. В результате основная нагрузка по обеспечению пенсионной системы финансами падает на граждан, работающих по найму.
     Цель исследования: на основе раскрытия сущности и эволюции развития пенсионной системы выявить актуальные аспекты ее модернизации в России.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - раскрыть суть понятия и значение пенсионной системы Российской Федерации;
     - описать историю развития пенсионной системы в Российской Федерации;
     - проанализировать эволюцию пенсионной системы в отдельных зарубежных странах;
     - определить ключевые проблемы формирования пенсионной системы;
     - описать основные цели и направления пенсионной реформы;
     - рассмотреть стратегию развития пенсионной системы до 2030 года;
     - дать характеристику лиц, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
     - провести анализ уровня пенсионного обеспечения.
     Объект исследования – пенсионная система Российской Федерации;
     Предметом исследования: особенности и результат ее модернизации.
     Теоретическую базу исследования составляют нормативные правовые акты РФ, в частности Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях», Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», а также труды таких авторов, как Василенок В.Л. и Мельников К.С., Власов А.В., Завгородний А.Ф., Лебедева Л.Ф., Попова Л.Н. Попова Л.Н., Роик В.Д., Соловьев А.К., Шаталов С.Н., Яковлев А.А. и др.
     В качестве методов исследования использовались описание, сравнение, анализ и синтез.
     
     


     ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
     
     1.1 Современная пенсионная система в Российской Федерации
     
     Пенсионные правоотношения являются одним из самых сложных теоретических и практических вопросов современного права социального обеспечения. Научное исследование данной проблематики началось с момента выделения отрасли права социального обеспечения из трудового права.
     Научный интерес к обозначенной проблеме вызван значимостью права социального обеспечения для поступательного развития общества и государства, а также перманентным реформированием социальной сферы, влияющей как на макроэкономические, так и микроэкономические показатели государства. Особенностью реформирования социальной сферы является то обстоятельство, что оно не может ограничиться одноразовыми изменениями, это длительный процесс и социальные реформы могут длиться и, как правило, длятся не один год.
     По словам Н.М. Яшиной, пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет 25-30 % населения любой страны. Для России данный вопрос является очень актуальным, поскольку в нашей стране сегодня проживает свыше 41 миллиона престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца [47, с. 135].
     В разные исторические периоды, многими учеными-юристами и экономистами предлагались различные дефиниции понятия «пенсия». Учитывая опыт предыдущих исследований, приводим определение, данное М.М. Шумило:
     «Пенсия денежная выплата, которая совершается, как правило, один раз в месяц, из специально созданных фондов, лицам, принимавшим участие в системе пенсионного страхования и потерявшим частично либо полностью трудоспособность для реализации своих прав и свобод в полном объеме» [45, с. 207].
     Институты пенсионного обеспечения одновременно проецируются на экономическую, социальную и правовую плоскости общественной жизни [44, с. 88-89]:
     Экономическая основа пенсионной системы проявляется в органической связи ее институтов с заработной платой и доходами в целом. Уровень доходов населения определяют потенциал институтов пенсионной системы и особенно обязательного социального и добровольного социального страхования. Очевидно, например, то, что относительно высокий уровнь заработной платы позитивно отражается на развитии социального и личного пенсионного страхования. Невысокий размер заработной платы обусловливает потребность в институтах профессионального, корпоративного пенсионного страхования в дополнение к институту обязательного социального пенсионного страхования.
     Социальный характер институтов пенсионной системы обусловлен их связью с такими основными функциями пенсионного обеспечения, как защита от бедности, восполнение утраченных доходов, социальная защита престарелых и инвалидов. При этом происходит перераспределение создаваемого в обществе продукта как во временном аспекте (вертикальная солидарность), так и между различными группами населения (горизонтальная солидарность). В результате более состоятельные группы населения оказывают солидарную поддержку относительно мало оплачиваемым гражданам, механизмами чего являются фискальная политика государства и система социального страхования.
     Правовую плоскость институтов пенсионной системы образует трудовое и социальное законодательство, которое регламентирует социальные роли и правовой статус субъектов пенсионной системы (работодатель и работник, страхователь и страховщик, органы пенсионного обеспечения и пенсионеры, общественные организации в форме профсоюзов, объединений работодателей, инвалидов и т. д.), а также механизмы гарантированного и страхового пенсионного обеспечения и систему контроля и надзора за реализацией пенсионных прав граждан.
     Таким образом, пенсионное обеспечение в рамках сложившейся пенсионной системы представляет собой сложное образование, объединяющее экономические, социальные и правовые институты, призванные в совокупности реализовывать и согласовывать интересы различных групп населения, проживающего на определенной территории в рамках определенных административных границ.
     Развитие принципов социальной государственности проявляется в реформировании всех сфер жизни общества, поэтому в рамках развития социальной функции на уровне государства существенную трансформацию испытывает пенсионная система страны, являющаяся инструментом государственной политики по формированию и закреплению принципов социальной справедливости в сфере пенсионного обеспечения [19, с. 27]. 
     Общая схема пенсионной системы РФ представлена на рисунке 1.1.

     Рисунок 1.1 – Пенсионная система РФ
     
     Закрепляя право на социальное обеспечение, которое включает в себя право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах, Конституция РФ, вместе с тем, не предусматривает условия и порядок предоставления пенсий и других видов обеспечения.
     Пережив несколько реформ, институциональная структура пенсионной системы России продолжает модернизироваться до сих пор, о чем пойдет речь далее. Сейчас отметим только, что первым сигналом к значительным переменам стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации в 1990 г., который выступил в качестве инструмента аккумулирования, хранения и размещения страховых взносов, направляемых на выплату пенсий. 
     До 2002 г. в РФ функционировала распределительная система пенсионного обеспечения, в рамках которой пенсии выплачивались только за счет страховых взносов работающих граждан, а все собранные деньги распределялись на выплату текущих пенсий. Существующая на сегодняшний день распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 1 января 2002 г. После проведения реформы трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой, а по результатам реформ 2010 г. из двух частей:
     страховой (16% от фонда оплаты труда, не превышающего 568 тыс. руб.);
     накопительной (6% от фонда оплаты труда).
     Итак, пенсионное обеспечение представляет собой сложнейшиймеханизм, функционирование которого отражается на социальной, политической и экономической обстановке в стране, поскольку в пенсионных фондах аккумулированы огромные средства. Поэтому для обеспечения эффективности пенсионной реформы каждая законодательная норма и весь комплекс реформаторских мер должны быть адаптированы и согласованы с конкретными макроэкономическими параметрами. Особенно актуально сказанное в связи с тем, что постоянно реформируемое пенсионное законодательство РФ до сих пор не гарантирует населению самого главного такого уровня пенсий, который бы обеспечил достойную жизнь пенсионеру в настоящее время и в обозримом будущем, чтобы выход на пенсию перестал ассоциироваться с бедностью и социальной неустойчивостью.
     Разработка эффективной модели пенсионной системы является приоритетной задачей государства, стремящегося выполнять свои обязательства перед населением. Кроме того, деятельность пенсионной системы и перспективы ее развития затрагивают социальную, экономическую и политическую сферы жизни общества. 
     На протяжении последнего десятилетия пенсионная система России претерпевала серьезные изменения, что было обусловлено макроэкономическими вызовами и тенденциями демографического развития. 
     Известно, что до 2002 года пенсионная система в нашей стране начислялась и выплачивалась по распределительной схеме, так называемому принципу «солидарности поколений», при котором лица, находящиеся на пенсии, получали деньги за счет уплачиваемых работающими гражданами налогов. С 2002 года в Российской Федерации начала функционировать распределительно-накопительная система. В соответствии с которой размер пенсии повышается за счет инвестирования определенной части пенсионных отчислений в ценные бумаги или финансовые активы [6], а трудовая пенсия граждан, как основной элемент пенсионной системы стала состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии по сути это личные накопления трудящихся граждан, находящиеся на их индивидуальных счетах. 
     С 1 января 2010 года трудовая пенсия включает в себя страховую и накопительную части. При этом страховая пенсия зависит от размера поступивших перечислений работодателей, длительности страхового стажа пенсионера. Помимо этого, страховая пенсия по старости включает фиксированную выплату, зависящую от вида страховой пенсии. Страховые пенсии бываю следующих видов: 
     по старости (имеют право получать лица: мужчины, достигшие возраста - 60 лет, женщины - 55 лет, имеющие необходимый страховой стаж и минимальную сумму пенсионных баллов); 
     по инвалидности (назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа); 
     по случаю потери кормильца (назначается членам семьи умершего кормильца, а именно лицам, находящимся на его иждивении). 
     С учетом новых поправок, граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, имеют право отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6% страховых взносов на формирование только страховой пенсии.[6] Величина же основного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22%. 
     Следует отметить, что в соответствии с российским законодательством работник может осуществлять дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии, за счет собственных средств, либо самостоятельно в порядке установленном в Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», либо работодатель может удерживать их на основании поданного заявления, с указанием конкретной денежной суммы или в процентах. 
     Следует отметить, что пенсионные накопления не индексируются, величина накопительной пенсии зависит от результата их инвестирования, который может быть не всегда положительным. Страховая же часть пенсии напротив, постоянно корректируется государственными органами на коэффициент роста цен, т.е. индексируется. 
     На рис. 1 представлена динамика ежегодной индексации пенсий в связи с ростом цен в Российской Федерации. 
     По состоянию на 2013 год, средний размер трудовой пенсии по старости составил 10 741 рубль, к концу 2014 года - 11 587 рублей, а в 2015 году - 12 830 рублей. 
     Так, с учетом индексации, по состоянию на 1 февраля 2016 года средний размер страховой пенсии составил: 
     по старости около 13 100 рублей; 
     по инвалидности около 8 200 рублей; 
     по случаю потери кормильца около 8 300 рублей. 
      

     Рисунок 1 - Индексация страховой пенсии в РФ с 2010 по 2016 г.[6] 

     Следует отметить, что реформирование пенсионной системы является актуальной задачей и в настоящее время. 
     Итак, с 1 января 2016 в пенсионной системе России начали действовать нововведения, в отношении работающих пенсионеров. В соответствии с новыми изменениями в пенсионном законодательстве, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней в отношении пенсионеров продолжающих трудовую деятельность не будут индексироваться. Данные нововведения не касаются пенсионеров, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению и социальные пенсии. 
     Исходя из выше изложенного, следует, что в настоящее время продолжается реформирование пенсионной системы России. Так, в утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012г. №2524-р «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» обозначены социальные приоритеты и ориентиры на период до 2030 года, нашли отражение проблемы, выявленные в существующей пенсионной системе. Среди которых, недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов, отсутствие эффективных механизмов, обеспечивающих гарантированную сохранность и возвратность пенсионных накоплений и др. Кроме того, в Стратегии обозначены и мероприятия стимулирующего характера в отношении граждан перешагнувших верхнюю границу трудоспособного возраста, но продолжающих свою трудовую деятельность. 
     При этом важно отметить, что, осуществляя пенсионную реформу в отношении работающих пенсионеров необходимо учитывать тот факт, что большая часть из них, в качестве единственного источника повышения своего личного благосостояния видят возможность одновременного получения гарантированной и заслуженной пенсии (по старости) и возможность продолжения трудовой деятельности. 
     Таким образом, дальнейшее реформирование пенсионной системы должно идти с учетом государственных интересов, а именно экономических, политических, социальных, направленных на экономическое развитие РФ и интересов населения, способствующих повышению благосостояния общества в целом. 
     
     1.2. Организация пенсионного страхования и принципы его функционирования
     
     Построение высокоэффективной системы обязательного пенсионного страхования возможно при сбалансированном сочетании вышеуказанных принципов, применении их в регулировании экономических и социальных отношений в организациях, на региональном и федеральном уровнях. Определение оптимальных параметров, учитывающих экономические и иные интересы социальных партнеров, позволяет поддерживать эффективную и социально приемлемую пенсионную систему. При этом не имеет принципиального значения, решаются эти задачи в рамках одной пенсионной программы либо за счет реализации нескольких обособленных.
     Например, сочетание принципов экономической, финансовой приемлемости и эффективности имеет целью, с одной стороны, достичь оптимального и справедливого распределения финансовой нагрузки между плательщиками страховых взносов (экономическая и финансовая приемлемость), а с другой — обеспечить на основе законодательно закрепленной финансовой нагрузки приемлемую по размеру пенсию (социальная и экономическая эффективность).
     Кроме того, экономическое содержание данных принципов подразумевает установление оптимального объема при перераспределении финансовых ресурсов между застрахованными работниками и пенсионерами, который не был бы чрезмерно обременительным ни для работающего населения, ни для работодателей, но одновременно обеспечивал достаточность финансовых средств для покрытия как текущих, так и будущих обязательств по выплате пенсий.
     Иными словами, размер страхового тарифа должен устанавливаться на уровне, достаточном для покрытия финансовых обязательств пенсионной системы, но при этом не быть чрезмерно высоким и не препятствовать экономическому росту и увеличению производительности труда, не снижать конкурентоспособность национальной экономики.
     Социальная и экономическая эффективность предполагает замещение пенсиями утрачиваемой заработной платы в сопоставимых с ней размерах, а при непродолжительных периодах страхового стажа позволяет решать задачу по предотвращению бедности.
     Социальная эффективность пенсионной системы выражается в обеспечении конституционных прав граждан на достойную жизнь: пенсии должны не только гарантировать доходы на уровне не меньше прожиточного минимума, но и стремиться к замещению утрачиваемого заработка в сопоставимом с ним размере. Для достижения социальной эффективности необходимо обеспечить определенный уровень нестрахового перераспределения внутри системы как между поколениями, так и между группами с различными уровнями заработной платы, отраслями, регионами и т.д. В идеале объем такого перераспределения должен быть достаточным, но не чрезмерным и не нивелирующим страховые принципы.
     Стремление к воплощению принципа справедливости на индивидуальном уровне отличает пенсионное страхование от социальной помощи, поскольку подразумевает достаточно тесную связь между индивидуальным вкладом работника в финансирование пенсионной системы и объемом его пенсионных прав.
     Соблюдение эквивалентности обязательств по взносам и выплатам является основным принципом, обеспечивающим страховой характер систем пенсионной защиты работающего населения, действенным мотивационным механизмом, стимулирующим работников к участию в финансировании пенсионных систем.
     При этом следует отметить, что только накопительные и условно-накопительные системы, основанные на использовании индивидуальных счетов, могут обеспечить высокую степень эквивалентности вклада в финансирование системы выплатам из нее. Во всех остальных случаях правильнее говорить о стремлении к усилению связи между объемом взносов и размером пенсий, которое находит выражение в принципе коллективной финансовой эквивалентности.
     Данный принцип подразумевает, что в любой момент общая современная стоимость всех будущих расходов в пенсионном страховании равна современной стоимости ее будущих доходов (включая необходимый резерв, обеспечивающий бесперебойную работу).
     Например, в обязательном социальном пенсионном страховании, отличающемся наиболее длительными периодами аккумуляции и расходования ресурсов, соблюдение такого принципа подразумевает долгосрочное финансовое равновесие системы и выполнение обязательств перед всеми застрахованными, что равноценно принципу индивидуальной эквивалентности в частном страховании. Иными словами, в любой момент, в том числе в средне и долгосрочной перспективе, доходы системы должны покрывать расходы.
     При этом на индивидуальном уровне принцип коллективной эквивалентности взносов выплатам реализуется в рамках так называемого принципа ограниченной эквивалентности, который хотя и предусматривает достаточно тесную привязку размеров взносов к выплатам, в значительной степени дополняется принципом социальной солидарности застрахованных. Поэтому чем больше пенсионное страхование опирается на принцип эквивалентности, тем ближе оно к частному страхованию. Если же приоритет получает социальная солидарность, то пенсионное страхование больше напоминает государственное социальное обеспечение, организованное по принципу социальной помощи. В развитии пенсионных систем, основанных на принципах социального страхования, можно отметить общую тенденцию к большей эквивалентности, то есть более тесной зависимости выплат от взносов, что обеспечивается комплексом мер, принимаемых правительствами при проведении параметрических или системных пенсионных реформ.
     Прежде всего это достигается за счет широкого применения условнонакопительных счетов, что придает пенсионным системам характер индивидуального накопления средств, перераспределить которые можно будет только в случае существенного отклонения от среднего периода жизни после выхода на пенсию.
     Принцип солидарного перераспределения финансовых ресурсов означает своего рода страхование последствий различных социальных рисков с помощью таких среднестатистических показателей, как вероятность и тяжесть страховых случаев. На практике реализуется с помощью такого порядка взимания страховых взносов, при котором они начисляются независимо от индивидуального уровня социального риска или личных обстоятельств.
     Например, пенсионное страхование утраты трудоспособности вследствие наступления старости или инвалидности не учитывает состояние здоровья и трудоспособность отдельных работников, основываясь лишь на установленном законом возрасте выхода на пенсию.
     В системах обязательного социального пенсионного страхования принцип солидарного перераспределения финансовых ресурсов реализуется через одинаковые размеры тарифа для всех застрахованных наемных работников, взимаемого как фиксированный процент со страхуемых заработков, что позволяет обеспечить финансовую сбалансированность бюджетов фондов.
     Принцип солидарности в пенсионном страховании должен реализовываться с известными ограничениями. В противном случае оно превращается в социальное обеспечение, которому зачастую присущи элементы иждивенчества. Например, в пенсионном страховании солидарное перераспределение ресурсов допустимо только в отношении пенсий по инвалидности и потере кормильца, поскольку эти риски могут наступить в молодом возрасте, когда работники еще не приобрели необходимый объем страховых прав.
     Что касается других видов пенсионного страхования, например досрочного выхода на пенсию за работу во вредных условиях или в районах Крайнего Севера, то для них масштабы солидарного перераспределения средств должны быть ограничены. В этом случае целесообразно создавать специализированные источники средств, взносы по которым должны оплачивать либо работодатели, либо государство. Важно, чтобы данные расходы не покрывались за счет уменьшения пенсий по старости, как это происходит сейчас в России.
     Другой пример необоснованного расширения доли солидарного перераспределения страховых ресурсов в России — пониженные размеры платежей для работодателей различных отраслей (например, в сельском хозяйстве), самозанятых работников и индивидуальных предпринимателей, которые не покрывают и половину от требуемых ресурсов пенсионного страхования. Для решения этой проблемы следует организовать самостоятельный вид страхования, что практикуется в ряде стран, либо государство должно компенсировать Пенсионному фонду Российской Федерации выпадающие доходы.
     Сложный характер развития экономики и систем жизнедеятельности населения постоянно вносит коррективы в функционирование институтов социального страхования. Поэтому вышеуказанные принципы их организации с неизбежностью дополняются другими принципами и способами регулирования систем социальной защиты. Например, для финансового обеспечения пенсионных систем, охватывающих частично занятых работников, трудно в полной мере использовать принцип коллективной эквивалентности. Поэтому в данном случае часто применяется принцип субсидиарности (поддержки), что на практике означает дотирование пенсионных систем из государственного или местных бюджетов.
     Важным принципом организации финансирования социального страхования является также принцип автономности финансовых средств фондов социального страхования, что означает требование их автономии (отделенности) от бюджетов всех уровней и особый порядок управления с помощью процедуры принятия бюджетных проектов, аналогичной процедуре утверждения федерального бюджета в форме федерального закона.
     Влияние, которое оказывает на правовое регулирование экономическое состояние субъектов общественных отношений, взаимодействующих в рамках сложных страховых механизмов реализации социально-обеспечительных прав граждан, достаточно очевидно. Не случайно, большинство определений права социального обеспечения в качестве предмета этой отрасли рассматривают общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта [1, с. 71-77], подчеркивая тем самым тесную связь экономики и права в этой области. 
     Важнейшим институтом права социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основной частью которого в свою очередь является система обязательного пенсионного страхования. Строго говоря, применительно к юридической сфере речь идет непосредственно о правовой подсистеме указанной системы, включающей в себя помимо этого иные элементы. Закон определяет эту систему как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения [2]. 
     Право выполняет в социально-обеспечительных отношениях функции по закреплению социального стандарта регулируемой сферы, а также механизма формирования и реализации социальных прав, установлению прав и обязанностей участников этих отношений. Обязательное пенсионное страхование как сложная социально-экономическая структура помимо права социального обеспечения юридически опосредуется различными отраслями права: конституционным, финансовым, административным и другими. 
     Если нормы специальных отраслей права формируются под воздействием реально действующих социально-экономических закономерностей развития общества, то конституционные нормы выступают доминирующим ориентиром для правотворческой и правоприменительной деятельности в рамках существующей действительности. При этом актуальным остается вопрос о том, соответствуют ли закладываемые в основу российской пенсионной системы принципы и механизмы их реализации провозглашенным конституционным принципам в области социального (в том числе пенсионного) обеспечения. 
     С другой стороны, диалектика экономики и права (при общетеоретическом признании первенства экономики) сложна и признает значительное влияние права на формирование социальноэкономических институтов, наиболее отвечающих (по мнению законодателя) задачам формирования пенсионной системы будущего. В этом смысле право может выступать как в качестве катализатора положительных изменений, так тормозом объективно происходящих процессов. 
     Полагаем, что именно в сфере пенсионного страхования жестко действует логика: от экономики к праву (а не наоборот). Нормы права, регулирующие столь сложный социально-экономический институт, должны быть максимально экономически обоснованы и не следовать слепо за политической или сиюминутной экономической конъюктурой. 
     Полагаем, что право в пенсионной сфере должно сохранять относительную устойчивость (при одновременной гибкости, возможности «настраивания»), реализуя принципы, заложенные в фундамент пенсионной системы. 
     Этапы осуществления пенсионной реформы, каждый из которых реализовывался посредством издания специальных нормативных актов, соответствуют определенным периодам развития «пенсионной экономики», которые, в свою очередь, характеризуются устойчивыми трендами в сфере макроэкономики (в частности, рынка труда), а также демографии. Формирующаяся в последнее время экономическая реальность характеризуется новыми трендами развития, которые могут стать определяющими на длительную перспективу, задавая, в том числе, рамки параметров правового регулирования пенсионной системы. 
     На примере региональной пенсионной системы Ивановской области можно выделить некоторые тенденции, складывающиеся в последнее десятилетие. 
     Так, в демографической сфере четко фиксируется опережающий рост доли лиц старше трудоспособного возраста, что, несомненно, увеличивает нагрузку пенсионной системы на экономику. На 100 застрахованных лиц трудоспособного возраста в регионе сейчас приходится 46 человек в возрасте старше трудоспособного, в то время как в период 2006-2008 гг. этот показатель составлял 42 [3]. Налицо – тенденция старения населения региона, которая проявляется в целом в России (в среднем 38-40 человек), хотя в Ивановской области она наиболее выражена. 
     На этом фоне специалисты фиксируют другую тенденцию - снижение уровня (с 27% до 41%) легальной занятости населения, то есть занятости, которая приводит через систему страховых взносов к формированию пенсионных прав в страховой пенсионной системе. Так, за десятилетие с 2002 по 2011 годы в регионе фиксировалась высокая доля лиц трудоспособного возраста, официально нигде не работавших (т.е. вообще не формировавших страховые пенсионные права) - 12,1%. Помимо текущего негативного экономического эффекта (непоступление страховых платежей на обязательное пенсионное страхование) это обстоятельство приводит к росту численности лиц с более коротким периодом формирования пенсионных прав, размер будущей пенсии которых сложится меньше возможного. В долгосрочной перспективе это приведет к росту числа лиц, которые смогут претендовать только на социальную пенсию или на низкую страховую пенсию. 
     Одновременно отмечается, в некотором смысле, противоположный тренд - за тот же период численность занятых лиц пенсионного возраста выросла на 55%. При этом численность пенсионеров радикально не изменилась. Таким образом, потребность и возможность трудиться возникает у все большего числа пенсионеров: с одной стороны, они пытаются сохранить уровень доходов «предпенсионного» периода, с другой стороны, у них остаются силы (трудоспособность) на это. Данные актуарных расчетов показывают, что средний период, в течение которого застрахованные лица продолжают работать после достижения общеустановленного пенсионного возраста (и могут таким образом при наличии соответствующих стимулов отложить получение страховой пенсии по старости), составляет 5,1 года у женщин и 4,3 года у мужчин. 
     Нельзя не отметить и достаточно характерный для рассматриваемого десятилетия гендерный аспект: ярко выражена тенденция уменьшения доли мужчин в числе лиц, формирующих пенсионные права в обязательной страховой системе. Особенно заметна она в наиболее работоспособных и потенциально более активных возрастных группах: в группе 30-34-летних снижение составляет 22,8%, 35-39-летних - 20%, 40-44-летних - 17,7%, в 45-49-летних - 17%. Специалисты отмечают, что лидерство мужчин по уровню незанятости в силу более высокого уровня оплаты их труда усугубляет ситуацию с поступлением страховых взносов в бюджет ПФР. Накопленные потери потенциальных доходов бюджета ПФР в регионе от незанятости к 2011 году оцениваются экспертами на уровне 2,9 млрд. руб. (1/4 всей доходной части). 
     Постоянно фиксируемой тенденцией является рост задолженности страхователей по уплате обязательных страховых взносов в ПФР. Так, по состоянию на 01.07.2015 недоимка по страховым взносам в Ивановской области составила более чем 20% запланированных годовых доходов, причем на долю безнадежной задолженности приходилось почти 62%. Надо понимать, что недоимка в контексте существующего правового регулирования означает накопление финансово необеспеченных страховых пенсионных прав, которые придется покрывать за счет трансфертов из федерального бюджета и за счет страховых поступлений будущих периодов. На этом примере наглядно демонстрируется тесная зависимость пенсионной системы от макр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%