- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Цели и ценностные ориентации содержания образования учащихся с интеллектуальными нарушениями
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004712 |
Тема: | Цели и ценностные ориентации содержания образования учащихся с интеллектуальными нарушениями |
Содержание
Глава 1. Характеристика базовых учебных действий 1.1. Цели и ценностные ориентации содержания образования учащихся с интеллектуальными нарушениями на ступени начального общего образования Специальное образование для учащихся с интеллектуальными нарушениями относится к общей системе образования как одно из важнейших его звеньев, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании», лица с недостатками в развитии имеют равные со всеми членами общества образовательные потребности. Образование детей с интеллектуальными нарушениями не имеет статус цензового, осуществляется при использовании других способов организации обучения по сравнению с обучением их здоровых сверстников. В зависимости от тяжести дефекта и возможностей в познавательной сфере, школьники с умственной отсталостью получают тот уровень образовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который соответствует их возможностям. Содержание образования детей с интеллектуальными нарушениями, как и здоровых детей, включает в себя различные виды знаний, вооружает учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей, возможностей и способностей к усвоению программного материла). В учебном процессе усваиваются элементарные понятия и термины, а также факты повседневной действительности. Изучение каждого из учебных предметов предполагает получение знаний основных законов науки, теорий, которые содержат систему научных знаний и предоставляются учащимся в самом элементарном и ограниченном виде. Обучение детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется своей трудностью, которая обусловлена особенностями развития их психики, типологическими и индивидуальными особенностями, имеющимися нарушениями. Недоразвитие познавательной сферы является общим объединяющим данные особенности признаком. Условием эффективности полученных знаний становится овладение опытом их применения на практике. Основным направлением содержания образования детей с умственной отсталостью является формирование таких черт, связанных с сознанием, поведением и трудовой деятельностью, которые будут способствовать полноценному развитию в обществе. Достижение доступного образования для школьника с умственной отсталостью осуществляется через использование специфических средств. Введенный в 2016 году ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [3], представляющий собой совокупность требований, которые обязательны при реализации АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью [29] образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, учитывает особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями. Отражением специфики его образовательных программ, направлений деятельности по реабилитации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, конкретизирующим личностный, социальный и государственный заказ системе специального образования, являются ценностные ориентиры начального общего образования. При разработке Программы формирования БУД был осуществлен анализ основных документов, регламентирующих работу специальных образовательных учреждений, таких, как Федеральный закон «Об образовании в РФ» [1] и ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В данных документах сформулированы основные ценностные ориентиры содержания образования учащихся с интеллектуальными нарушениями на ступени начального образования. Ценностные приоритеты развития специальной (коррекционной) образовательной школы как образовательной организации, предполагают создание определенных условий ее развития и при этом побуждают стремиться к тому, чтобы стать в перспективе эффективно работающим образовательным учреждением. В качестве ведущих ценностей выдвигаются следующие: - ценность получения качественного общего начального образования детьми с различными нарушениями интеллектуального развития; - безусловное сохранение позитивных достижений школы в обеспечении данной категории детей соответствующего их индивидуальным возможностям уровня образования; - результатом образования детей с ОВЗ должны стать не только знания, умения и навыки в рамках реализуемых школой образовательных программ, но и отдельные элементы личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных общеучебных умений и навыков [30]. Ценностными ориентирами выступают задачи образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые определены в ФГОС: формирование общей культуры, которая обеспечивает разностороннее развитие личности обучающихся (физическое, нравственно-эстетическое, интеллектуальное, социально-личностное); защита и укрепление психического и физического здоровья обучающихся, а также их эмоционального и социального благополучия; формирование в соответствии с принятыми в обществе и семье духовно-нравственными и социокультурными ценностями основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование базы учебной деятельности, которая включает в себя умение принимать, сохранять цели, следуя им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролируя ее процесс, и доводить до конца, а также адекватно оценивать результаты; создание для обучающихся специальных условий получения образования, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, а также склонности, что способствует развитию способностей и творческого потенциала каждого обучающегося; обеспечение разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями, учитывая их образовательные потребности, типологические и индивидуальные особенности, а также состояние здоровья; создание образовательной и социокультурной среды, учитывая образовательные потребности разных групп обучающихся с интеллектуальными нарушениями [3]. Таким образом, целью содержания образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями на ступени начального общего образования является обеспечение доступного образования, основанного на усвоении элементарных знаний и умений с учетом их личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных особенностей. При реализации ценностных ориентиров начального общего образования учащихся с интеллектуальными нарушениями высокая эффективность успешного развития и социализации в будущем может быть обеспечена путем соблюдения принципа единства процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся, основанное на формировании БУД. 1.2. Характеристика личностных и коммуникативных базовых учебных действий В настоящее время система образования предполагает, что повышение эффективности обучения детей достигается, когда у школьника формируется положительная учебная мотивация, умение учиться, способность к получению и использованию полученных знаний в процессе жизни и деятельности. Развитие и коррекция мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности играют одну из важнейших ролей в ее формировании в течение всего обучения, так как они являются определяющими в успешности и уровне сформированности обучения школьника. В концепции развития универсальных учебных действий (далее – УУД), разработчиками которой были А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и другие, отмечается, что содержание учебных предметов и образовательных технологий необходимо выстраивать, ориентируясь на формирование системы общеучебных умений, которые обеспечивают успешность обучения школьников [8]. В соответствии с данной концепцией, учебная деятельность рассматривается как целостная система, в которой каждый вид учебного действия формируется через его взаимосвязь с другими видами учебных действий и особенностями психического развития детей. Важным аспектом, выделяемым авторами концепции, в понятии универсальных учебных действий, или общеучебных умений, является необходимость в формировании жизненно важных компетенций, которые ориентированы на успешную социальную адаптацию [7]. Такое понимание способствует реализации целей и задач, которые прописаны в ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [2], которое ориентированно на максимальную адаптацию выпускника в социуме. Очевидно, что выпускник специальных (коррекционных) образовательных учреждений использует не только те знания, умения, жизненные компетенции, полученные в период обучения в образовательной организации, но и те, которые получены в процессе их дальнейшей социализации, приспособления к условиям постоянно изменяющейся среды жизнедеятельности на основе прошлого опыта. Исходя из этого, обеспечение формирования у обучающихся с ОВЗ способностей к дальнейшей социализации и социальной адаптации становится основной целью содержания, технологий и специальных условий их образования. С данной позиции БУД являются условием и предпосылкой формирования различных жизненных компетенций, конкретных способов поведения, которые обеспечивают социальную (в том числе социально-бытовую) ориентировку. Следовательно, отмечается зависимость успешности овладения в дальнейшем новыми видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации компетенциями у выпускника специальной школы от степени сформированности БУД. Необходимо отметить, что обучающиеся с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией (далее –ПМПК) и препятствуют получению образования без создания специальных условий [9]. Важно обратиться к определению понятия «умственная отсталость». Умственная отсталость – состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (то есть познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) [28]. Умственная отсталость выражается в том, что с одной стороны, развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями, является замедленным и происходящим на дефектной основе отклоняется от нормального развития, но с другой стороны, имеет поступательный процесс с качественными изменениями в познавательной деятельности детей и их личностной сфере, что дает основания для оптимистического прогноза. Педагогическая коррекция, совершающаяся своевременно и учитывающая специфические особенности каждого ребенка с умственной отсталостью, «запускает» процесс компенсации, который обеспечивает реализацию их потенциальных возможностей. БУД – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальной недостаточностью. Требования ФГОС указывают на то, что уровень сформированности БУД обучающихся с интеллектуальными нарушениями необходимо определять, когда они завершают обучение в школе. БУД, которые формируются в период обучения в начальном звене, способствуют, во-первых, успешному началу школьного обучения и осознанному отношению к процессу обучения, а во-вторых, на этапе обучения в старших классах они являются основой формирования более сложных действий, обеспечивающих дальнейшее становление ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне [27]. Л. А. Клещева отмечает, что базовыми учебными действиями называют обобщенные способы действий, которые открывают возможности для ориентировки в широком круге предметных областей и учебной деятельности при осознании самими учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [10]. Согласно ФГОС, уровень сформированности учебной деятельности и успешность обучения учащегося с интеллектуальными нарушениями непосредственно зависит от качества целенаправленной работы по формированию БУД, которая проводится в течение всего обучения и где особую роль играют развитие и коррекция мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности. Кроме того, формирование БУД способствует эффективной реализации коррекционно-развивающей работы в образовании учащихся с интеллектуальными нарушениями. Функции БУД заключаются в: - обеспечении успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; - реализации преемственности обучения на всех ступенях образования; - формировании готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; - обеспечении целостности развития личности обучающегося. БУД способствуют: - пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни; - принятию активной позиции, умению успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе; - готовности к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. При формировании БУД необходимо работать в следующих основных направлениях: - признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной; - соблюдение требований современного общества для развития личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которое обеспечивает возможность их успешной социализации и социальной адаптации; - определение путей и способов достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; - ориентация на результаты образования с целью общекультурного и личностного развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат образования; - реализация права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, как и в других вариантах стандарта, которые предназначены для различных категорий обучающихся с ОВЗ выделяются четыре группы БУД: 1. Личностные БУД, которые обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации; 2. Коммуникативные БУД, обеспечивающие способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения; 3. Регулятивные БУД, которые обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения и создают условия для формирования и реализации начальных логических операций; 4. Познавательные БУД, представленные комплексом начальных логических операций, необходимых для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников [25]. Сформированность всех групп БУД выражается в умении использовать их в различных образовательных и социальных ситуациях. Остановимся подробнее на характеристике личностных и коммуникативных БУД. Личностные учебные действия на ступени начального общего образования включают в себя следующие умения: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации [29]. Выявление индивидуальных достижений учащихся с интеллектуальными нарушениями, позволяющее оценить эффективность проводимой в этом направлении работы, происходит путем осуществления мониторинга всех видов БУД в процессе обучения. Таким образом, БУД обеспечивают эффективность обучения детей с интеллектуальными нарушениями на ступени начального общего образования, которое должно учитывать специфические особенности каждого ребенка. Личностные и коммуникативные БУД имеют огромное значение в становлении ученика с интеллектуальными нарушениями, так как к ним относятся основные умения, формирующие у школьников такие личностные и коммуникативные качества, которые имеют значение в обеспечении успешного функционирования в социуме. 1.3. Критерии оценки сформированности личностных и коммуникативных базовых учебных действий у учащихся с интеллектуальными нарушениями Особое внимание в коррекции и управления процессом обучения уделяется оценке, которая осуществляется для достижения учебных целей и выполняет регуляторную функцию в образовательном процессе. При оценке процесса обучения применяются два основных похода: критериальный и нормативно-ориентированный. Нормативно-ориентированный подход заключается в разделении учащихся на ранги по определенному аспекту учебной деятельности, где статистическая норма является отправной точкой для данного ранжирования. Сравниваются результаты выполнения работы учеником и средние результаты, или нормы ее выполнения представительной выборкой учащихся из той совокупности, для которой составлена работа. Затем при сравнительном анализе выявляется место школьника среди его сверстников. Критерии оценки – это основной механизм оценивания и управления процессом обучения, в целом. Главной функцией оценки является установление обратной связи, которое рассматривается как сопоставление результатов, полученных в ходе обучения, с ожидаемыми. Оценивание с помощью критериев имеет огромное значение при отработке навыков, так как позволяет определить, насколько точно выполняется то или иное учебное действие и при необходимости внести поправки в учебный процесс [26]. В психолого-педагогической литературе отмечаются следующие теории, на которых основывается оценка по критериям: теория активной познавательной деятельности и развития личности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд); теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, А. Н. Леонтьев); теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. Г. Петерсон); теория гуманизации и личностно-ориентированного образования (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); теория формирования мотивации к учению (Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, А. М. Гельмонт). Таким образом, критериальное оценивание – это процесс, который основан на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся [11]. Программа формирования личностных и коммуникативных БУД при освоении АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью предполагает оценку сформированности личностных и коммуникативных БУД у учащихся с интеллектуальными нарушениями. Система оценки сформированности личностных и коммуникативных БУД должна включать: перечень личностных и коммуникативных БУД, прописанных в ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, которые выступают как критерии оценки; перечень параметров и индикаторов каждого БУД; способы оценивания личностных и коммуникативных БУД; особенности процедуры проведения промежуточной и итоговой аттестации. В тексте ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью представлен список основных личностных и коммуникативных умений. Эти умения выступают как критерии оценивания, раскрываемые через систему параметров (групп способностей и умений) и индикаторов (конкретизированных результатов, представляющих собой качественные и количественные характеристики развития, которые можно проверить). В таблице 1 указаны основные критерии оценивания личностных БУД, а также их параметры и индикаторы. Аналогичным образом строится разделение на параметры и индикаторы критериев оценки коммуникативных БУД, которое представлено в таблице 2. Таким образом, преимуществом критериального оценивания является возможность сделать вывод о том, достиг или не достиг обучающийся с интеллектуальными нарушениями тех или иных БУД, заданных в требованиях к их сформированности. Кроме того, оценивание по критериям позволяет осуществить распределение обучающихся на различные группы по состоянию их подготовки на основании результатов оценивания. Выводы по главе 1 На основании теоретического изучения характеристики БУД было установлено следующее. Специфика образовательных программ начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями отражается в ценностных ориентирах, прописанных в ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Их основой является необходимость в создании специальных условий в специальных (коррекционных) школах, доступность получения образования для всех детей с интеллектуальными нарушениями с учетом их образовательных потребностей для дальнейшего развития в обществе. БУД являются элементарными и необходимыми умениями, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальной недостаточностью на ступени начального образования и их готовность к дальнейшему становлению в старших классах. Формирование личностных и коммуникативных БУД обеспечивают личностный смысл обучения, социально-ориентированный взгляд на мир и способность к коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Оценка сформированности БУД обладает возможностью проверки эффективности и регулировки образовательного процесса. Критерии оценки БУД являются основой для установления сформированности или несформированности личностных и коммуникативных БУД и сопоставления результатов каждого учащегося с интеллектуальными нарушениями. Можно сделать вывод о том, что в педагогической литературе исследование содержания формирования БУД у учащихся с интеллектуальными нарушениями на ступени начального общего образования находится на начальном этапе. В практической деятельности образовательных организаций наблюдается проблема, связанная с тем, что практически отсутствует механизм внедрения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в систему специального образования, с неготовностью участников образовательного процесса (педагогов, которые не являются специалистами в области психолого-педагогического сопровождения учащихся данной категории, детей и родителей) к разработке и реализации АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью. Следовательно, отмечается потребность общества в обобщении и систематизации информации о характеристике БУД, в частности личностных и коммуникативных. Глава 2. Программа формирования личностных и коммуникативных базовых учебных действий у учащихся с интеллектуальными нарушениями на ступени начального общего образования Программа формирования личностных и коммуникативных БУД конкретизирует требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью к личностным и предметным результатам освоения АООП и, имея междисциплинарный характер, рассматривается как основа для разработки примерных программ учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области, а также является составной частью общей Программы формирования БУД. Цель Программы: создать условия для формирования и регулирования личностных и коммуникативных БУД обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организованный, целостный образовательный процесс, который учитывает их особые образовательные потребности, а также посредством формирования основ учебной деятельности учащихся данной категории, обеспечивающих его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профессионального труда. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выявить связь личностных и коммуникативных БУД с содержанием учебных предметов; выделить критерии оценки для осуществления мониторинга сформированности личностных и коммуникативных БУД у учащихся с интеллектуальными нарушениями; определить типовые задачи формирования личностных и коммуникативных БУД; определить систему оценки сформированности личностных и коммуникативных БУД. Методологической и теоретической основой Программы формирования личностных и коммуникативных БУД у учащихся с интеллектуальными нарушениями служат деятельностный и дифференцированный подходы. Рассмотрим более подробно каждый из них. В рамках деятельностного подхода изучением процесса обучения занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Б. Д. Эльконин. Согласно теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, основанной на культурно-исторической концепции развития психики человека Л.С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева, развитие человека происходит не само по себе, а лишь при использовании деятельностных форм обучения и воспитания. Формирование способностей ребенка происходит именно через его собственные действия. Следовательно, организация условий, которые провоцируют ребенка к действиям является образовательной задачей [6]. При использовании деятельностного подхода раскрываются основные закономерности и структура образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Деятельностный подход в образовании реализуется посредством обучения, которое выступает как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, который обеспечивает овладение ими содержанием образования [4]. При реализации деятельностного подхода в контексте разработки АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечиваются следующие составляющие: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития, основанное на формировании БУД, с помощью которых обеспечивается не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и, в первую очередь, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Методологической основой стандартов для обучающихся с ОВЗ является деятельностный подход, который соответствует ФГОС начального основного образования, веденному в 2010 году, что способствует тому, чтобы образовательное пространство выстраивалось на единых теоретических подходах. Подтверждением этого становится раздел по формированию УУД (для обучающихся с умственной отсталостью – БУД), включенный в структуру АООП. Также в основу Программы положен дифференцированный подход, осуществление которого регламентируется в ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Отечественное специальное образование основывается на основополагающем положении принципа дифференциации, характеризующегося организацией обучения с учетом типологических особенностей каждой категории обучающихся с ОВЗ. Исследования проблемы дифференцированного подхода к обучению детей с интеллектуальными нарушениями, представленные в отечественной науке, имеют ограниченный характер. Дифференцированный подход к построению АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, проявляющихся в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов общеобразовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Отражением дифференцированного подхода в ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью являются разноуровневость и вариативность (варианты 1 и 2) содержания стандарта, который разрабатывается для каждой категории детей с ОВЗ. В большинстве научно-методических исследований в основу дифференциации были положены только те особенности школьников с интеллектуальными нарушениями, которые проявлялись в обучении конкретному предмету: русскому языку и чтению, изобразительной деятельности, математике, трудовой подготовке (А. К. Аксенова, Т. В. Алышева, В. В. Воронкова, И. А. Грошенков, Г. М. Дульнев, С. Л. Мирский, В. М. Мозговой, М. Н. Перова, В. В. Эк и другие). В качестве примера применения дифференцированного подхода стало использование внутриклассной дифференциации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся с легкой умственной отсталостью в соответствии с типологическими группами по уровню освоения образовательной программы, которые выделены В.В. Воронковой. В своих исследованиях автор позволил выявить возможности учащихся в плане усвоения учебного материала в объеме программы специальной (коррекционной) школы, а также специфические затруднения, которые мешают процессу овладения знаниями, умениями и навыками в данной области. Повторим, что согласно требованиям ФГОС, уровень сформированности БУД у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения в начальной школе. Однако очень важно определять уровень сформированности личностных и коммуникативных БУД в конце каждого года обучения для выявления динамики их формирования и корректировки образовательного процесса на основе полученных данных. 2.1. Связь личностных и коммуникативных базовых учебных действий с содержанием учебных предметов Формирование БУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся, детализируется в конкретной образовательной информации. Требования к формированию БУД отражаются в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в контексте развития личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных умений учащихся в начальном звене: «Русский язык», «Чтение», «Устная речь», «Математика», «Окружающий мир», «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Ручной труд». В каждом учебном предмете раскрываются определенные возможности для формирования БУД. Почти все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета. В Программе формирования БУД их связь с содержанием учебных предметов может быть отображена в виде схем, таблиц и так далее. Поскольку содержание и перечень конкретных БУД для разных ступеней образования отличаются, необходимо отразить эти связи по отдельности. Формирование личностных и коммуникативных БУД на уроках того или иного предмета происходит двумя способами: через освоение содержания учебных предметов, то есть знаний, умений и навыков, которые формируются в программах учебных предметов; через организацию урока учителем, включающую в себя различные формы урока (урок-игра, уроки-встреча, групповая работа, проектная деятельность), приемы и средства (постановка цели и задач урока; проблемные ситуации; дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы; диктанты; наглядные материалы, ИКТ; творческие задания; работа над ошибками; самостоятельная оценка учеником собственной работы на уроке и так далее), которые использует учитель в ходе урока. В АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью указан список знаний, умений и навыков, которые формируются в программах учебных предметов. На примере трех основных предметов «Русский язык», «Математика», «Чтение» нами проведен анализ связи личностных и коммуникативных БУД с содержанием данных учебных предметов, который представлен в виде таблиц. При изучении учебного предмета «Русский язык» формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные умения, создаются условия для формирования «языкового чутья», когда ребенок ориентируется в грамматической и синтаксической структуре родного языка, и обеспечивается развитие форм и функций речи, в частности обобщающей и планирующей форм, которые адекватны его возрасту. Обучаясь по предмету «Русский язык», ребенок учится ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, делать выбор адекватных языковых средств при решении коммуникативных задач. На уроках русского языка осуществляется формирование нравственных качеств, понимания таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «природа», «родина», «уважение к старшим». Кроме того, «Русский язык» способствует личностному развитию ученика путем формирования представлений о многообразии языкового и культурного пространства России, воспитание положительного отношения к правильной, богатой речи. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями получают самые элементарные сведения по грамматике для выработки достаточно осмысленного отношения к о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: