- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Традиционные африканские институты социализации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001556 |
Тема: | Традиционные африканские институты социализации |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Традиционные африканские институты социализации БАКАЛАВРСКОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030400 – ИСТОРИЯ Научный руководитель – Рецензент – Ростов-на-Дону 2016 г. Оглавление Введение 3 I часть. Доминирующие традиционные африканские институты социализации 16 II часть. Традиционные африканские религии и представления, воспитание и мораль 23 Глава 2. Традиционные семейно-брачные институты Африки 48 Заключение 83 Список информантов 86 Список использованных источников и литературы 87 Источники: 87 Литература: 88 Интернет-источники 93 Приложение №1 94 Введение Постановка проблемы. Из всех континентов Старого света Африка до сих пор является наименее изученной. Затрудняет изучение этого региона то, что Африка южнее Сахары – это сложный по структуре, этническому и географическому, климатическому и политическому составу регион, у которого очень низкая перспектива стать отдельной цивилизацией. Государства-нации не сложились на протяжении многих веков, а в динамике современного развития политической сферы неизвестно, сложатся ли в регионе государства-нации вообще. До сих пор наряду с современной цивилизацией, которая в основном затронула лишь немногочисленные крупные города, в Южной и Тропической Африке существуют природные сообщества, которые живут в рамках природного цикла, в гармонии с природой. Многие народы существуют вне исторического времени, у них нет понятий прошлого и будущего, для них реально только текущее время. Смысл своего существования эти общества видят в сохранении сложившихся традиций, обычаев, приемов труда, не нарушающих единства с природой. Неизменность установленных порядков поддерживается системой многочисленных табу. Отрадно, что, несмотря на то, что ранняя история и предыстория Африки изучены гораздо меньше, чем история Европы и Передней Азии, все же некоторые закономерности развития их уже проясняются. Географические границы исследования. Существуют различные способы деления Африки на субрегионы, чаще всего в Африке выделяют пять субрегионов: Северная, Центральная, Западная, Восточная и Южная Африка. Каждый из них уникален, если рассматривать географические ресурсы, особенности населения и развитие экономики. Если Страны северной Африки (особенно Египет и Карфаген) сравнительно давно уже изучаются и в какой-то мере известны любому образованному человеку, то о столь же интересных древних цивилизациях как Мероэ, Гарамы, предаксумской Эфиопии и других менее развитых известно непропорционально мало. А между тем, исторические процессы и свойства национальной консолидации и развития государственности в Африке проходили с большим своеобразием, что во многом определялось, с одной стороны, исключительной сложностью этнического состава населяющих ее народов и прочностью племенных структур, а с другой стороны, обособленным географическим положением: с севера регион граничит с арабо-исламскими странами, которые были основаны еще в эру арабских завоеваний, но продвижение на юг арабы сочли нецелесообразным и неоправданным, поэтому и в настоящее время геополитическая экспансия на юг у таких стран как Тунис, Египет, Алжир и Марокко практически отсутствует, а границы с южными соседями весьма условны. Кроме того, между странами арабо-исламского региона и африканского региона лежит пустыня Сахара, являющаяся естественным препятствием для взаимодействия и дипломатии. Вот именно эти факторы очертили географический ареал данного исследования: Центральная, Западная, Восточная и Южная части Африки, то есть, так называемая, Черная Африка или Африка южнее Сахары, то есть территории от Сахели1 июжнее. Потому что изучать отдельно взятые африканские страны не имеет смысла, такой подход к изучению истории и традиций Африки является мало подходящим и с точки зрения наличия материала, и исходя из деления на этнические группы: ведь общеизвестно, что если еще можно говорить о традициях какого-нибудь народа, например йоруба2, то уж никак нельзя разделять традиции Ганы и Того хотя бы потому, что на территории обоих государств, помимо многих других народов, расселены представители одного и того же народа – эве3. Вместе с тем, говоря о культуре Кении, мы должны представлять себе, что речь идет о совершенно самостоятельных культурных традициях народов, населяющих страну: банту4 провинции Ньянза – балухья5, багишу, басамиа, банту Центральной провинции – кикуйю6 и акамба, восточных банту – суахили7, ваньика8, вапокомо9, а также нилотских народов10 – джолуо, нанди, сук, масаи и т. д. Объект и предмет исследования. В данной работе объектом исследования являются традиционные формы организации совместной жизнедеятельности народов Южной и Тропической Африки, а предметом - традиционные социальные институты: обеспечивающие безопасность и порядок (государство), потребность в добывании средств существования (производство), потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования), потребности в решении духовных проблем (институт религии), а так же регулирующие воспроизводство рода (институт семьи). Духовная и социальная стороны жизни народа дают наиболее полную оценку уровню развития того или иного исторического общества, помогают выявить особенности и сделать определенные выводы. Духовная жизнь народов Тропической Африки, как одних из представителей народов, близких к, так называемым, первобытным, представляет для нас особый интерес, потому что мы можем в ней обнаружить хорошо сохранившийся традиционный уклад жизни и многому у них научиться, так как в современном обществе, которое окружает нас, утрачены многие истинные ценности. Проанализировав исследования многих авторов, можно сделать вывод, что человечество создало три философских системы, три основных миросозерцания: анимистическое, религиозное и научное. Из них первым явилось анимистическое, может быть самое последовательное и исчерпывающее, полностью и без остатка объясняющее сущность мира (с точки зрения традиционного народа). Актуальность темы обусловлена тем, что в Африке, где сохраняются родоплеменные уклады, общий кризис индустриализации, государственного и национального строительства усугубляется специфическими сложностями: большой этнической разнородностью, обособленностью отдельных этнических групп, отсутствием общего языка, религии, мировоззрения и других факторов консолидации. Общими здесь являются экономическая отсталость и стремление к модернизации, так же как связанное с ними ожидание улучшения жизненных условий – увеличения жизненных благ. Общим является быстрый рост национального самосознания и правосознания, нередко подогреваемый демагогией, и опережающий рост обыкновенной грамотности и реальных экономических возможностей, что в конечном счете ведет ко все более распространенным явлениям декультурации – пессимистическому отношению к своей национальной культуре. В XX столетии произошли огромные изменения в жизненном укладе африканских народов, повлекшие за собой значительные перемены во всех сферах жизнедеятельности. Многие африканские народы прошли за это столетие путь от родового общества до современной государственности. Они были почти изолированы от внешнего мира и лишь последние сто лет втянули их в широкие международные связи. Актуальность темы связана с возрастающей ролью африканских народов в мировой истории и культуре, их вкладом в формирование мировых культурных ценностей. Объективное, свободное от идеологизации и политизации, изучение африканских цивилизаций обусловлено необходимостью критического отношения как к европоцентристскому подходу к осмыслению всемирно-исторического процесса, так и афроцентризму, представляющему не меньшую опасность в проведении научных исследований в этой области. Исходя из цели данной работы, хронологическое ограничение в работе мы старались не делать. Однако, большинство источников имеющихся в нашем распоряжении датируются второй половиной XX – началом XXI вв. Поэтому сведения о более ранних пластах музыкального фольклора изучаемой области мы освещаем сквозь призму исследований авторитетных африканистов прошлого и настоящего. Источники.В распоряжении авторов, кроме опубликованных материалов, имелись также различные аудио, видео и фотоматериалы, предоставленные как самими носителями культуры, так и людьми, побывавшими в непосредственном культурном окружении. Нами были опрошены 85 студентов-иностранцев, приехавших из стран Кении, Танзании, Чада, Гвинеи-Биссау, Гвинейской республики, Нигерии, Нигера, Демократической республики Конго, Республики Конго, Анголы, Замбии, Мозамбика, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Кот-д’Ивуара, Экваториальной Гвинеи, Бурунди, Бенина, Камеруна, Мали. Наши соотечественники, интервьюированные нами, предоставили сведения и материалы из Демократической республики Конго, Уганды, Руанды, Южного Судана, Кении. Разумеется, что данные источники в основном касаются современных африканских народов, которые в той или иной степени сохраняют традиционную культуру, в том числе и традиционную музыку. Остается сожалеть, что на данном этапе исследовательской работы музыкально-фольклорного материала авторами работы накоплено крайне мало. И вообще, следует отметить, что получить доступ к музыкально-этнографическому материалу весьма сложно, так как музыкально-фольклорных экспедиций российскими специалистами проводится недостаточно. Между тем, даже по имеющемуся у нас весьма разнородному и неравноценному по информативности и достоверности материалу можно многое сказать об историческом развитии народов этого континента. Видео записей сделанных в непосредственной обстановке мало. В основном это постановки, специально подготовленные для записи на видео или для сценического воплощения. Наиболее интересные видеозаписи предоставлены нам студентами из Гвинеи и Бенина. В обоих случаях мы наблюдаем инсценировку религиозно-магических обрядов. Этот тип источников удобен тем, что мы можем наблюдать традицию в синкретизме, оценить, насколько связаны слово, музыка, танец с совершаемыми действиями. Интересно, на наш взгляд, как реагируют носители культуры, просматривая материал. Например, бенинцы искренне убеждены, что вуду на записи «это не человек, а тот, кто давно умер, он злой и все его боятся, это вуду, а нам просто кажется что это человек, потому что мы ничего не понимаем про их культуру»11. Удивительно, что они на самом деле в это верят, хотя нам очевидно, что этот костюм изготовлен из современных тканей, и когда полы его разлетаются, видны ноги реального человека и т. д. Аудиоматериалы в нашем распоряжении имеются из всех стран, из которых приехали респонденты. Однако как источники они также неравноценны. Большинство из них адаптировано для европейского слушателя (темперированный строй), многие фольклорные песни поют профессиональные музыканты, а из-за этого страдает народная манера исполнения (звукоизвлечение, форма, импровизационность, художественные приемы выразительности и т. п.). Однако, такие записи удобны для исследования, так как они более качественны, чем записанные в реальном быту: наиболее характерные мелодические обороты записаны выпукло, что облегчает их расшифровку, музыкальное сопровождение четко прослушивается. Фотоматериалы тоже весьма полезны и информативны. Они удобны для использования, так как некоторые детали легче проанализировать в застывшем, зафиксированном образе. Например, очень удобно сравнить фотографии народных целительниц из отдаленной от центра провинции Катангав юго-восточном регионе ДР Конго. Особыми отличительными знаками у них являются татуировки на щеках и шрамы от лба до кончика носа, также элементы традиционной одежды и т. д. Удобно рассмотреть традиционные жилища, предметы обихода и т. д. Но особенно интересны для настоящей курсовой работы фотографии музыкальных инструментов, как самих по себе, так и в процессе использования и особенно в процессе изготовления. Несомненно, многое могут нам рассказать снимки, сделанные во время непосредственных обрядовых действий. Весьма информативными для данного исследования оказались рассказы респондентов. Не смотря на то, что в них преобладает субъективная оценка, они помогают лучше понять процессы, происходящие в настоящее время в изучаемых нами регионах Африки. Цель исследования: выявить особенности духовной культуры стран Африки, и, прежде всего, выявить доминирующие традиционные африканские институты социализации, показать их трансформацию в современном мире. Выявить особенности традиции, сыгравшей важную роль в культурной модернизации, образовании и сохранении культурного достояния народа. Задачи исследования: 1. Прежде всего, для достижения поставленной цели необходимо четко определить, что же именно мы имеем в виду под понятием «Традиционные социальные институты Африки» и выявить доминирующие среди них. С точки зрения социологии, «общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы12». 2. Также необходимо рассмотреть традиционные институты, связанные с духовной стороной африканских этносов. А в традиционные частности: религиозные представления и культы, традиционное образование, воспитание и мораль. 3. И, конечно же, особое внимание уделить изучению наиболее нетронутого европейской экспансией института семьи и брака. В том числе изучить вопросы отцовства и материнства. Сравнить семейно-брачные традиции Африки с некоторыми русскими и европейскими традициями. Структура бакалаврского сочинения. Согласно поставленным задачам работа состоит из введения, заключения, трех основных частей, списка информантов, списка источников и литературы, списка интернет-источников. I часть бакалаврского сочинения «Доминирующие традиционные африканские институты социализации» во многом опирается на фундаментальный аналитический материал изложенный в учебном пособии «Общая социология» Под общей редакцией профессора А. Г. Эфендиева13. В этом издании большое внимание уделено пониманию исходных элементов социальной реальности, принципам и формам социальных взаимодействий, социальным институтам, общностям и группам, социальной стратификации, социологическому анализу культуры, личности, организации, экономики, политики. Узловые вопросы рассматриваются сквозь призму исторического развитии. Кроме того, фундаментальность анализа сочетается с доступностью изложения. IIчасть настоящего исследования «Традиционные африканские религии и представление, воспитание и мораль» посвящена обзору духовной сферы социализации. III часть «Традиционные семейно-брачные институты Африки» анализирует проблемы связанные с человеком и семьей в Южной и Тропической Африке. При написании данного раздела настоящего бакалаврского сочинения мы во многом основывались на собственные экспедиционные исследования в данной области, а также опирались на труд В. Е. Синициной «Человек и семья с Африке». Данная монография освещается нормами обычного права регламентация отношений человек - семья - общество у большинства народов Тропической и Южной Африки. Исследуются статус, правоспособность личности, семейные и имущественные отношения, права наследования; рассматривается правовая политика государств в отношении обычного права, проблемы взаимосвязи нового и традиционного в современной Африке. Авторами настоящего исследования проводится сравнительный анализ традиционной африканской семьи, традиций бракосочетания, особенностей материнства и отцовства. Объем работы 107 страниц. Методологические основы исследования и его источники. Так как авторы настоящей курсовой работы не имели возможности «в полевых условиях» собирать материал, они воспользовались методом сопоставления источников, предоставленных самими носителями культуры, с источниками, полученными от тех, кто находился в непосредственном быту интересующего нас географического района – туристы, врачи из Международной медицинской гуманитарной организации M?decinsSansFronti?res (Врачи без границ) и др. Опытно-экспериментальный метод исследования применяемый нами вусловиях оторванности от реальной обстановки применялся нами весьма условно и с оговорками. В процессе исследования трансформации традиционных африканских институтов социализации авторам данной работы пришлось показать динамику развития представлений об африканской культуре в их хронологической последовательности - от самых общих поверхностных суждений до современного конкретного анализа своеобразия этой культуры. Сравнительно-исторический подход позволил конкретно рассмотреть региональные формы, определившие своеобразие культурного развития различных африканских этносов с их различными языками, традициями, уровнем культуры. Проблемно-логический метод позволил выяснить основные понятия, необходимые для анализа разнообразного эмпирического материала, определения внутренней логики развития культуры Тропической Африки в зависимости от влияния разнообразных факторов. Весьма полезным и информативным для данного сочинения явилось четырехтомное исследование Фрезера Д.-Д. «Тотемизм и экзогамия», написанное в 1910 г. В этой работе известного английского этнографа и историка религии на огромном этнографическом и фольклорном материале выявляется генетическая связь христианства с первобытными верованиями людей, что наносит удар по утверждению христианских теологов о богоданности Библии и ставит ее в один ряд с другими памятниками древней литературы. На эту тему имеется много теорий, которые помогают глубже исследовать эту тему, в частности второй том «Мифы и религия» «Психологии народов» В. Вундта, найденному авторами данной работы только на немецком и английском языках (дело в том, что на русский «Психология народов» В. Вундта была переведена лишь единожды в 1906 г. и только один том). Из названия книги явствует, что предмет труда - законы развития речи, мифа и обычаев; к указанным в заглавии темам прибавились еще искусство, религия, право, а также общество, история и культура в обзорном рассмотрении. В. Вундт (1832-1920), физиолог, психолог, философ в одном лице. «Отец экспериментальной психологии» написал больше, чем Гегель, Дарвин и Маркс вместе. Это был ум, неутомимый в сборе и соединении разнородных фактов. По Вундту высшие процессы мышления, воображения, воли изучает психология народов, которая является теорией исторических наук. В конце XIX века В. Вундт, уже увенчанный титулом отца экспериментальной психологии, пытается объединить свою науку с историей. Предпосылки, из которых он исходит, следующие: психология – теоретический фундамент для всех знаний о человеке и обществе, история располагает эмпирическим материалом для анализа. В книге «Первобытная культура» Тайлора Э.-Б., написанной в 1903 г., рассматривается анимизм, который прежде применялся к философской системе. Тайлор дал свое определение анимизму как представлению о душе в узком смысле и в широком смысле как о духовных существах вообще. Особенное внимание хочу уделить Фрейду З. и его работе «Тотем и табу» 1913 г., благодаря которой я смогла уделить внимание психологической стороне тотемизма и табу. А точнее проанализировать эти два явления с точки зрения традиционных народов и попробовала проследить их происхождение и дальнейшее развитие. Овузу Х. и ее книга «Символы Африки» также очень помогла в моем исследовании. В этой книге описаны более 300 символов, распространенных у различных африканских народностей и племен. Символизм в Африке сохранился до сегодняшнего дня; он проявляется в культе предков, в искусстве, а также в повседневной жизни. Широкая палитра символов существует в культовых предметах и масках, в письменности народов ашанти, в национальных украшениях, обрядовом искусстве. Символы отражают статус и общественное положение. Культурой Африки также занимались и русские историки, антропологи и культурологи, среди которых можно отметить: Абрамову С. Ю. («Африка: взаимодействие культур»); Востокову Е. («Неизвестная Африка. От древности до наших дней»); Ерасова В. С. («Тропическая Африка. Идеология и проблемы культуры»); Калиновскую К. П. («Народы и культуры африканского континента. Этнология»); Львову Э. С. («Культура народов тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития», «Этнография Африки»). В качестве основных источников данной работы были рассмотрены, прежде всего: работы французской школы М. Гриоля, собравшего ценные материалы по мировоззрению народов Западной Африки; исследования американских этнологов, например М. Херсковица и Дж. Гринберга, в области аккультурации и культурного развития народов континента; капитальные этнографические и лингвистические труды немецкой (К. Майнхоф, Э. Дамман, Д. Вестерман и др.), английской (А. Такер, Д. Форд, М. Фортес, М. Гатри и др.), бельгийской (А. Мейсен, Г. ванБюльк) школ. После 2-й мировой войны в США создано около 150 крупных центров изучения Африки, при которых ежегодно издаются десятки монографий по африканской тематике. Главными изданиями по проблемам Африки являются "AfricaReport" (Wash., с 1956), "AfricaToday" (N.Y., с 1954) и др. В ФРГ проблемами Африки занимается более 65 организаций, создана Ассоциация африканистов, которая координирует и направляет научные исследования по проблемам Африки. Основные центры изучения Африки: Гамбургский институт мировой экономики, Германо-Африканское общество, Институт Фробениуса при Франкфуртском университете, Институт этнографии при Мюнхенском университете, про них издается журнал: "lnternationalesAfrikaForum", "Afrikaheute" (Bonn, с 1957) и др. Таким образом, можно сделать вывод, что тема моего исследования хоть и косвенно, но была отражена в работах и документов, перечисленных выше. Научно-практическая значимость работы.Основные выводы данного бакалаврского сочинения могут представлять интерес для студентов и учащихся, которых волнуют проблемы культурной политики в странах Тропической и Южной Африки. Кроме того, содержание работы может быть полезно в университетском образовательном процессе, связанном с изучением истории стран Южной и Тропической Африки; а также для использования студентами материалов к подготовке к занятиям по курсу: «Традиционная культура народов Африки». Iчасть. Доминирующие традиционные африканские институты социализации В эпоху быстрого распространения более или менее единообразной общемировой культуры этническое своеобразие народов в материально-бытовой сфере все более стирается. Происходит все большая унификация. Это относится, прежде всего, к городскому населению, но и в сельских районах под влиянием различных факторов (разрушение традиционных устоев, социальное расслоение, воздействие средств массовой информации и многое другое) происходят значительные изменения. Подобные процессы, хотя и в меньшей степени, затронули и Африку, но можно думать, что с усилением процессов глобализации тенденция к универсализации культуры и выработке этнически нейтральных форм будет нарастать. Поэтому так важно для специалистов изучение еще сохраняющихся этнических культур. Сохранение традиционной культуры (и новая тенденция ее усиления) объясняется рядом сложных, но закономерных и социально обусловленных факторов. В каждой стране есть своя специфика. Так, во франкоязычных или португалоязычных странах Африки иногда можно наблюдать обостренное, нередко эмоционально окрашенное отношение к собственным культурным ценностям, что объясняется долгими годами колониального господства и унижения. Поэтому в годы после достижения независимости наблюдается психологическая потребность в специальном этническом самоутверждении. Наиболее яркий пример –бельгийское Конго при Мобуту и проводимая политика аутентичности, когда возврат к прошлому и отрицание всего европейского приобрели гипертрофированные формы. Все имена, названия городов были заменены на африканские. Если в колониальный период в ряде стран африканские женщины в городах, принадлежавшие к высшим слоям общества, старались сделать все, чтобы выпрямить курчавые волосы, то после независимости стало модным подчеркивать африканскую специфику, в том числе и в прическах. На смену престижному, элитарному европейскому костюму вновь приходит традиционный костюм, и даже на дипломатических приемах многие послы облачаются в этнически специфическую одежду. В новых социально-экономических условиях национальному костюму отдается приоритет. Если говорить о тенденции, то в современных городах наиболее «вестернизирован» быт средних слоев населения, высшие же слои возвращаются к этническим формам культуры (что, впрочем, не мешает им иметь последние марки автомобилей или телевизоров). Что же касается сельских жителей, то в своей массе они сохранили приверженность к традиционной культуре, и их ценностные ориентации слабо затронуты влиянием стандартов общеевропейской культуры. В современных условиях, несомненно, имеются отличия в образе жизни, например, университетской элиты и жителей сельских районов. В первом случае меняется форма жилища, мебель, утварь и т.д., иными словами, происходит все большее восприятие отдельных частей материальной и духовной общемировой культуры, во втором случае господствует традиционная культура, хотя в быту и появляются металлическая посуда, приобретенная в магазине, радиоприемники и другие предметы современной культуры. Однако в системе ценностей, взглядов, ориентации, форм поведения, этнических стереотипов сохраняется этническая специфика. Именно это обусловливает сохранение этнического самосознания. Более того, как показывают исследования, например в Нигерии, в последние десятилетия наблюдается тенденция к приобретению университетской элитой традиционных титулов и рангов. Вопрос о роли традиционных структур и институтов в общественно-политической и культурной жизни современных африканских государств не сходит с повестки дня уже много десятилетий, что, в свою очередь, говорит о том, что традиционные институты, хотя и претерпели серьезные изменения, тем не менее не стали анахронизмом и являются и в настоящее время составной частью образа жизни и политической культуры практически всей Тропической Африки. Более того, они продолжают оказывать непосредственное влияние на современную политическую жизнь африканских государств и часто являются ключом к пониманию таких характерных для современных африканских обществ явлений, как непотизм и клиентелизм, с их господством связей по родству и возрастной стратификацией. Традиционные институты также во многом объясняют причины довольно длительного существования военных авторитарных режимов наряду с современной парламентской моделью. Под термином «традиционные структуры и институты» обычно понимаются автохтонные социально-политические и культурные институты, существующие на территории данного государства (как правило, в измененном или трансформированном виде) с доколониального времени. Наиболее значимым элементом традиционных структур является институт традиционных правителей – социальной группы, занимающей высшее руководящее положение в данной общине. Основой легитимности такого положения является сама традиция, которая держится на целом ряде наследуемых культурных норм и обычаев, образе жизни и всей истории народа, моральных и социальных ценностях, традиционных религиозных воззрениях и т.д. Традиционные власти (короли, вожди разных рангов, старейшины и др.) продолжают играть значительную роль и оказывают влияние на общественно-политическую жизнь, что особенно заметно в сельских районах. Они зачастую воздействуют на претворение в жизнь социально-экономических и культурных программ правительств, определяют поведение электората на выборах в органы власти и т.д. Попытки некоторых правительств в первые годы после завоевания независимости покончить с институтом традиционных правителей не увенчались успехом. Не случайно, поэтому их роль ныне признана конституциями многих стран, а в парламентах ряда государств существуют палаты вождей. Традиционные институты претерпевают большие изменения. Происходит все большая политизация вождей. Эти институты вовлекаются в борьбу за власть, поддерживают те или иные кланы и т.д. Иными словами, меняется их сущность, что привело к появлению в литературе нового термина «неотрадиционализм». При сохранении прежней формы традиционные институты и структуры наполняются новым содержанием. Всю Африку к югу от Сахары населяют народы, в антропологическом отношении относимые к негроидной расе, поэтому иногда культуру этих народов называют «культурой негров», или «негритянской культурой»14, что дает основание для ложного понимания взаимоотношений культуры и расы. Ведь мы не говорим о культуре народов Дальнего Востока как о народах, которые относятся к монголоидной расе, как о и монгольской культуре - это культура Китая, Кореи, Японии или Индонезии. Лишь недостаточное знакомство с культурой народов Африки позволяет говорить о нем как о чем-то слитном. В действительности специалисты по африканской культуре знают, что эта культура очень разнообразна. Так, культура народов Нигерии отличается от художественного творчества народов Конго, произведения бенинских мастеров отличаются от культуры народов луба и т. д. Можно выделить различные стили африканского искусства, каждый из которых имеет свои особые, присущие только ему черты. К VIII в. на территории Тропической Африки уже сложились несколько очагов ранних цивилизаций, которые стали основой последующего развития африканских культур. Современная социология, продолжая терминологическую традицию, заложенную М. Вебером и Т. Парсонсом, выделяет два основных типа социальных институтов: традиционные (образующие традиционное общество) и модерные (образующие современное индустриальное общество). Если опираться на данную классификацию, то в современной Африке мы можем наблюдать и ранние традиционныесоциальные институты, и поздние, и зарождение государственности.Из ранних традиционных институтов мы наблюдаем практически во всех странах Южной и Тропической Африки достаточно совершенную систему церемониальных служб и более совершенную систему родственных различий, чем это характерно для европейского общества. Если обозреть в общих чертах существующие в настоящие время социальные институты, то складывается следующая картина15: Группирование по признаку родства является преобладающим и всеобъемлющим. Имеются, конечно, и определенные «естественные» группирования, в особенности возрастные и половые имеется лишь очень незначительная специализация производственной деятельности и обмена.Даже те права, которые для нас являются интимными, принадлежащими кровному братству: предоставление жен гостям племени, могут рассматриваться как допуск к племенной «свободе» дескать «гость вступает в обладание всеми правами членов племени.Освященная традицией вседозволенность на первобытных свадебных торжествах, существование среди некоторых африканских племен института «невестиной хижины», где невеста была доступна для всем мужчин племени, добрачная проституция, ставшая вавилонским храмовым обрядом, могут истолковываться как пережитки сексуального коммунизма или, по крайней мере, как утверждение перед их отчуждением браком — тех прав, которые считались исконной принадлежностью всего племени. К доминирующим социальным институтам«черной» Африки прежде всего мы относим институт кровного родства, сначала с целью привязки ребенка к родителям, для обучения накопленному опыту, а затем к семье, в рамках которой осуществляется воспроизводство рода, хозяйственно-экономическая деятельность (охота, бортничество, собирательство, позже земледелие, скотоводство), управленчески-политическая деятельность, распределение власти. В семье существуют нормы, статусно-ролевые кровно-родственныепредуказания, адекватные для выполнения основных функции семьи (деторождение, опека и воспитание детей) Поэтому используются матрицы «родитель-ребенок», «брат—брат», «родственник—родственник» и т. д. Во многих этнических группах Африки организация политической власти приобретает во многом собственную логику, происходит некоторая рационализация нормативной регуляции данного социального института. Проявлением непосредственной семейно-родственной аскриптивности является, например, престолонаследие, формирование родовой знати (элиты) по семейно-родственным критериям и т. д. Что же касается хозяйственной жизни, тоздесь наблюдается специализированное хозяйство скотоводов, земледельцев и «ресурсодержателей»16.В современном африканском обществе мы наблюдаем дифференциациюнаселения по виду хозяйственной деятельности (ремесло, строительство, разделение умственного и физического труда и т.д.), которой они занимаются. Отличительной чертой возникновения городов в Африке является то, что как принципиально новый вид поселений и организации социальной жизни они в основном привнесены европейскими странами-колонизаторами. Хотя, и до появления европейцев в Африке существовал обмен между родами, племенами, работниками умственного и физического труда. Уже до появления в Африке колонизаторов и работорговцев существовала торговля как специализированная система хозяйственной деятельности, подчиняющаяся уже не семейным, а собственным (в основном рационально-рыночным) нормам, и, соответственно, люди, работающие на торговлю, рынок, ремесла.Однако доминирует натуральное внутрисемейное хозяйство; роль специализированных экономических институтов еще невелика. Если рассматривать институт образования, то традиционное образование в Африкепредполагало подготовку детей к африканским реалиям и жизни в африканском обществе. Обучение в доколониальной Африке включало игры, танцы, пение, рисование, церемонии и ритуалы. Обучением занимались старшие; каждый член общества вносил свой вклад в образование ребёнка. Девочки и мальчики обучались отдельно, чтобы усвоить систему надлежащего полоролевого поведения. Апогеем обучения были ритуалы перехода, символизирующие окончание детской жизни и начало взрослой. Даже в современных жителях Африки чувствуется разница в образовании мальчиков и девочек. С европейской точки зрения мальчики в Африке более образованы, чем девочки. Даже не смотря на то, что с началом колониального периода система образования претерпела изменения в сторону европейского, с тем, чтобы африканцы имели возможность конкурировать с Европой и Америкой. Африка пыталась наладить подготовку собственных специалистов. Сейчас в Африке половина детей школьного возраста не получают школьного образования европейского типа. Две трети из них— девочки. II часть. Традиционные африканские религии и представления, воспитание и мораль В решении духовных вопросов и вопросов религии и культуры специфика современной Африкизаключается в широком их разнообразии, это отражается на уникальных обрядах и традициях, которые поражают своим колоритом и самобытностью. Традиц....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: