VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теория игр и институты

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008727
Тема: Теория игр и институты
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
высшего образования

«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Институт «Торгово-экономический университет»

Кафедра внутренней и внешней торговли





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Институциональная экономика»

На тему:

«Теория игр и институты»

Направление: 38.03.01 «Экономика»




Работу выполнила

Киселева Анна Сергеевна



курс, группа

III, з337331/1801



№ зачетной книжки

№ 22014258




Проверил:                                                             Смирнов Владимир Владимирович	



Санкт-Петербург
2017
Оглавление

Введение	2
1.	Теория игр	3
1.1 Понятие теории игр	3
1.2 Типы игр	5
2.	Институты: понятие и основные теории	7
Заключение	11
Список литературы	13
































Введение

     Теория игр является аналитическим методом, получившим развитие по окончании второй мировой войны и используемым для анализа ситуации, в которой индивидуумы стратегически взаимодействуют. Современная теория игр начиналась с работы Д. Неймана и О. Моргенштерна под названием «Теория игр и экономическое поведение» (1944, русский вариант – 1970). Здесь исследуется взаимодействие индивидуального решения при некотором допущении, касающемся принятия решений в условиях риска, общего состояния окружающей среды, кооперативного или некооперативного поведения другого индивида. Очевидным является тот факт, что рациональному индивиду требуется принять решение при условии неопределенности и взаимодействия. Если выигрыш одного индивида - это проигрыш другого, то данная игра с нулевой суммой. Когда каждый из индивидов может выигрывать от решений одного из них, то здесь стоит говорить об игре с ненулевой суммой. Игра может являться кооперативной, когда возможен сговор, и некооперативной, когда преобладающим является антагонизм. Метод теории игр применяют при выборочном обследовании конечной совокупности, при проверке статистической гипотезы. Теория игр поможет выбирать лучшую стратегию при учёте представления о другом участнике, его ресурсах и их возможном поступке.
     Цель данной контрольной работы: изучить теорию игр и институтов в целом.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1. Теория игр
1.1 Понятие теории игр

     Теория игр является разделом в прикладной математики, точнее - исследования операций. Практически всегда метод теории игр находит применение в экономике, немного реже в другом ряде общественных наук — социология, политология, психология, этика и другие. Начиная с 1970-х годов её взяли на вооружение биологи для того, чтобы исследовать поведение животного и теорию эволюции. Очень важную значимость она имеет для искусственного интеллекта и кибернетики, в особенности с проявлением интереса к интеллектуальному агенту. Математическая модель конфликтной ситуации - это игра, стороны, которые участвуют в конфликтной ситуации, - игроки, а исход конфликта называют выигрышем. Для всех формализованных игр вводят правило, т.е. систему условий, определяющую: 1) вариант действия игрока; 2) объёмы данных всех игроков о поведении партнёра; 3) выигрыш, к которому приводит каждая совокупность действий. Обычно, выигрыши (или проигрыши) могут быть заданы количественно; к примеру, можно оценивать проигрыши нулём, выигрыши – единицей, а ничью - ?.
     Игра является парной, если здесь участвует два игрока, и множественной, если численность игроков более двух.
     Игра является игрой с нулевой суммой, или антагонистической, если выигрыши одного из игроков равны проигрышам другого или  для полного задания игры достаточным является указание величины одного из них. Если обозначать а – выигрыш одного из игроков, b – выигрыши другого, то для игры с нулевой суммой b = -а, таким образом достаточно рассмотреть, к примеру а.
     Выбор и осуществление одного из предусмотренного правилами действия является ходом игрока. Ход может являться личным и случайным. Личный ход представляет собой сознательный выбор игроком одного из возможных действий (к примеру, ход в шахматной игре). Случайный ход представляет собой случайно выбранные действия (к примеру, выбор карт из перетасованной колоды). В дальнейшем будем рассматривать лишь личный ход игрока.
     Стратегия игрока - это сумма правил, которые определяют выбор его действий при каждом личном ходе на основании сложившихся ситуаций. Чаще всего при процессе игры при каждом личном ходе игроки делают выбор на основании конкретных ситуаций. Однако, в принципе,  возможным является тот факт, что каждое решение принято игроком заранее (в ответ на любую сложившуюся ситуацию). Это значит то, что игрок выбрал некоторую стратегию, которая может являться заданной в качестве совокупности правил или программ. (Так можно осуществлять игры при помощи ЭВМ). Игры можно называть конечными, если у каждого игрока будет находиться конечное число стратегий, и бесконечной – в противных случаях.
     Для того чтобы решать игру, или находить решение игр, каждому игроку требуется  выбирать стратегии, которые удовлетворяют условия оптимальности, т.е. одному из игроков требуется получить максимальные выигрыши, когда второй придерживается собственного стратегического плана. В то же время второй игрок должен иметь минимальные проигрыши, если первый придерживается собственного стратегического плана. Вышеназванный ряд стратегии - оптимальный. Оптимальная стратегия должна также удовлетворить условию устойчивости, т. е. любому из игроков должно быть невыгодно отказываться от собственной стратегии в данной игре. Если игра повторится достаточно много раз, то игроков может заинтересовать не выигрыши и проигрыши в каждых конкретных партиях, а средний выигрыш (проигрыш) во всех партиях.
     Цель теории игр - определить оптимальную стратегию для всех игроков. При выборе оптимальных стратегий естественным является предположить, что оба игрока ведут себя разумно с точки зрения собственных интересов. Важное ограничение теории игр – естественность выигрышей в качестве показателя эффективности, в то время как в большей части реальных экономических задач существует больше одного показателя эффективности. Также в экономике, обычно, возникает задача, в которой интерес партнёра не обязательно антагонистический.
1.2 Типы игр

Стоит отметить различный ряд типов игр:
     Кооперативные и некооперативные.
     Игра - кооперативная, или коалиционная, если игроки могут объединиться в группу, беря на себя некоторый ряд обязательств перед другим игроком и координируя собственное действие. Этим она отличается от некооперативной игры, в которой каждый обязан играть за себя. Развлекательная игра редко является кооперативной, но такого рода механизмы являются частыми в повседневной жизни.
     Часто предполагают, что кооперативная игра отличается именно возможностью общения игроков друг с другом. В общем случае это является неверным. Существует игра, где коммуникация разрешается, однако игроки преследуют личную цель, и наоборот.
     Из двух типов игр, некооперативная описывает ситуацию в мелких деталях и выдает более точный результат. Кооперативная рассматривает процесс игр в целом. Попытка объединять два подхода дает большие результаты. Так называемая программа Нэша уже находит решение некоторых кооперативных игр в качестве ситуации равновесия некооперативных игр.
     Гибридная игра включает в себя совокупность элементов кооперативных и некооперативных игр. К примеру, игроки могут образовать группу, однако игра будет вестись в некооперативном стиле. Это означает, что все игроки будут преследовать интересы собственной группы, вместе с тем стараясь достичь личных выгод.
     Параллельные и последовательные
     В параллельных играх игроки ходят одновременным образом, или, по крайней мере, они не осведомляются о выборе другого до тех пор, пока все не сделают собственные ходы. В последовательной, или динамической, играх участник может сделать ход в заранее установленном или случайном порядке, однако при этом он получает некоторые данные о предшествующем действии другого. Эти данные могут быть даже не полными, к примеру, игроки могут узнать, что их противник из десяти своих стратегий точно не выбрал пятую, ничего не узнав о других.
     Различие в представлении параллельных и последовательных игр рассмотрели выше. Первые чаще всего представляются в нормальной форме, а вторые — в экстенсивной.
     С полной или неполной информацией
     Важное подмножество последовательных игр составляет игра с полной информацией. В такой игре участник знает каждый ход, сделанный до текущего момента, равно как и возможную стратегию противника, что позволит ему в некоторой степени предсказывать последующее развитие игр. Полные данные не доступны в параллельных играх, потому что здесь неизвестны текущие ходы противника. Большая часть изучаемых в математике игр — с неполной информацией.  В то же время существует интересный пример игра с полной информацией: шахматы, шашки и др.
     Часто термин полной информации путают с похожим — совершенной информации. Для последнего достаточным является знание каждой доступной противнику стратегии, знание всех его ходов не является обязательным.
     Игры с бесконечным числом шагов
     Игра в реальном мире или изучаемая в экономике игра, обычно, длится конечную численность ходов. Математика не так ограничена, и в частности, в теории множеств рассматривают игры, которые способны длиться бесконечно долго. Пока каждый ход не кончится, победитель и его выигрыши не определят.
     Задача, обычно ставящаяся в данном случае, заключается не в поиске оптимальных решений, а в поиске хотя бы выигрышных стратегий. Используя аксиомы выбора, можно доказывать, что часто даже для игры с полной информацией и двумя исходами — «выиграли» или «проиграли» — ни один из игроков не имеет данной стратегии. Существование выигрышной стратегии для ряда сконструированных игр имеет важнейшую значимость в дескриптивной теории множеств.
     Дискретные и непрерывные игры
     Почти каждая изучаемая игра дискретна: здесь существует конечная численность игроков, ходы, события, исходы и т.п. Но такие составляющие смогут расширяться на множество вещественных чисел. Игра, включающая данный ряд элементов, часто называется дифференциальной. Она связана с какой-то вещественной шкалой, но происходящее здесь событие может являться дискретным по природе. Дифференциальные игры могут рассматривать в теории оптимизации, они находят собственное применение в технике и технологии, физике.
     Метаигры
     Это такие игры, результат которых - набор правила для других игр (называется целеврй или игрой-объектом). Цель метаигр – это увеличение полезности выдаваемых наборов правил. Теорию метаигр связывают с теорией оптимального механизма.

2. Институты: понятие и основные теории

     Институт - это совокупность ролей и статусов, которая предназначается для удовлетворения определенных потребностей. Институт – это публичная система правил, которая определяет должность и положение с соответствующим правом и обязанностью, властью и неприкосновенностью, и др. Вышеназванный ряд правил специфицирует определенную форму действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказываются одни действия и защищаются другие, когда происходит насилие. В качестве примера, или более общей социальной практики,  можно привести игру, ритуал, суд и парламент, рынок и систему собственности.
     В экономической теории впервые термин институт включил в анализ Торстейном Вебленом. Он ввел нижеприведённые идеи: 
     1. Экономика постоянно развивается, эволюционирует; 
     2. Экономическое изменение происходит при влиянии института, который также постоянно меняется. 
     Однако бывает и так, что институциональное изменение отстает, и институт тормозит развитие. Чтобы отлаживать институт, стране Запада требовалось 400-300 лет. Это является сложным, противоречивым процессом. Отсюда можно сделать некоторые выводы: изменяется не сам рыночный механизм, а институт, институциональная среда, обычай, закон; у всех стран собственный ряд специфичных институтов; экономист должен изучить не идеальную схему, а реальную норму, традицию, структуру.
     Поведение индивидуума как потребителя и участника производства является неоднозначным. Его экономический интерес представляет сложнейшую и противоречивую систему, таким образом требуется полнее учесть ряд социальных условий, психологических мотивов.
     Институт — привычный способ по осуществлению процесса общественной жизни. В основании принятого образа жизни находится система взглядов, которых придерживается социальная группа. Формирование института является консервативным. Сложившиеся ранее формы и правила не отвечают современной ситуации и должны меняться на постоянной основе.
     Американским ученым Дуглас Нортм опубликована совокупность работ, которые имеют непосредственное отношение к обоснованию роли и принципа функционирования организации. На основании Норта, рынок является сложным и неоднозначным явлением. Это - структура, охватывающая разные институты: законы, правило игры и, что наиболее важно, определенный кодекс поведения, тип отношений и связей.
     Институт, на основании Норту, - это совокупность правил, процедура соответствий, моральное и этическое поведение индивидуума в интересе максимизации дохода. Институт - это разработанное человеком формальное (закон, конституция) и неформальное (договор и добровольно принятый кодекс поведения) ограничение, а также фактор принуждения, структурирующий взаимодействие людей. Вместе они образуют побудительную структуру общественности и экономики. Институциональное развитие экономики происходит при влиянии взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют "правила игры", а вторые - "игроки". Новый институт, на основании Норту, появляется, когда общество усматривает возможности по получению дохода, который не может быть получен при сложившейся институциональной системе. Иначе говоря, если производственный фактор предоставляет возможность увеличения доходов, а институциональный - этому препятствует, то велик шанс возникновения нового института.
     Норт показывает, что организационный фактор играет более важную роль, чем технический, так как ведет к изменению института, который оказывает существенную значимость на развитие экономики. Техническое изменение и другой считающийся важным фактор в экономическом развитии рассматривается им как недостаточный: являясь составляющей процесса роста, сам по себе они не может его объяснять. Ключ к экономическому росту - это эффективная организация экономики. Крупное институциональное изменение происходит медленно, потому что институт является результатом исторической перемены, формирующей индивидуальное поведение. Чем выше институциональная неуверенность, тем больше становятся затраты по операции. Отсутствие возможностей заключить контракт и вступить в другие обязывающие институциональные отношения - это причина экономической стагнации. 
     Также Нортом сформулированы выводы из теории новой институциональной экономики, которые до сих пор имеют принципиальное значение и сохраняют собственную актуальность. Их главное свойство в том, что чрезвычайно трудно, да и почти недостоверно проанализировать переход от плановой экономики к рыночной без институционального подхода к проблеме и событию. Суть вывода сводят к нижеприведенному:
     1. Если закон может быть изменен в течение короткого времени, то неформальная норма меняется постепенно. Именно такая норма создает легитимную основу для действия закона, а революционное изменение последнего приводит к результату, отличающемуся от ожидаемого. Страна, принимающая закон, пригодный для других экономических условий, для другой неформальной нормы и побудительного фактора, приобретает совсем не то направление в развитии, что имеет государство, откуда этот закон заимствован.
     2. Функционирование экономики в большей степени определено государственным устройством, который формирует экономический закон, создающий и обеспечивающий эффективные права собственности и влияющий на политику развития. Кроме того, есть объективная необходимость по соблюдению  ряда условий: а) для успешного осуществления реформы требуется изменить институциональную систему; б) модификация норм поведения, поддерживающих и легитимизирующих новый закон, - это длительный процесс, и при отсутствии такого побудительного механизма государственное устройство не будет стабильным; и др. 
     3. Эффективная политико-экономическая система формирует гибкие институциональные структуры, которые способны пережить шок и перемены и являющиеся фактором успешного развития. Однако формирование этих систем – это результат длительного процесса, а вот создание  эффективной системы, рассчитанной на краткосрочную перспективу, требует во всех случаях специального исследования и разработок. 
     
     










Заключение

     Институт — это совокупность правил, механизмов, обеспечивающих их выполнение, и нормы поведения,  структурирующих повторяющиеся взаимодействия между индивидами, данное определение - наиболее точное и его родитель Дуглас Норт.
     Основоположник институционализма - это Т. Веблен, именно он выдвинул две основные идеи в это экономическом направлении, т.к. это наука постоянно развивается, эволюционирует. Экономическое изменение происходит под влиянием институтов, которые также постоянно меняются. Однако часто институциональное изменение отстает, и институт тормозит развитие. Рыночный механизм не меняется, а меняется ряд институтов, институциональная среда, обычаи, законы. Об изменении в экономике, так же писал Д. Норт. 
     Необходимость в социальном институте возникает в тех ситуациях, когда существует несколько равновесий (проблема координации), неэффективность равновесия (дилемма заключенных) или несправедливость равновесия (ситуация неравенства) в тех типах взаимодействий индивидов, которые ведут к их возникновению.
     Таким образом, можно обобщить представленный выше анализ, указывая на два позитивных эффекта существования институтов-правил. Координационный эффект заключен в том, что они обеспечивают состыковку планов или создают предпосылку для осуществления правильного выбора в отношении того, что, как, кому и для кого нужно сделать в хозяйственной жизни, где существует эффективное размещение ресурса. На языке теории игр такая состыковка планов может возникнуть, в частности, благодаря обеспечению предсказуемости поведения индивидов друг для друга через формирование эволюционно-стабильной стратегии. Мотивационный эффект состоит в обеспечении ими состыковки стимулов, т. е. институты-правила делают выгодным для индивида осуществление правильного экономического выбора. Разрешение дилеммы заключенных связано со стимулированием сотрудничества между индивидами, тогда как достижение равновесия Нэша с помощью смешанных стратегий значит отсутствие стимула к стратегическому поведению, что выступает в качестве возможных иллюстраций такого эффекта. Поэтому значение этих двух эффектов заключена в том, что благодаря существованию института-правил индивид может и хочет сделать выбор, обеспечивающий эффективное размещение любого ресурса.
     . Теория игр рассматривает взаимодействие индивидов в условиях конфликта интересов, когда интересы группы могут не совпадать с интересами игрока, и игроки не знают о том, как поступят оппоненты в условиях игры. В таких ситуациях, когда возникнет конфликт интересов, требуется создание институтов – правил, которые обеспечивают взаимодействие индивидов.
     Институты создаются индивидами, чтобы поддерживать порядок и уменьшать неопределенность обмена. Они обеспечивают предсказуемость поведения индивидов. Институты позволяют сэкономить наши мыслительные способности, так как, выучив правила, можно приспособиться к внешней среде, не пытаясь ее осмысливать и понимать.
     
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список литературы

1. Колокольцев В.Н. Теория игр для всех. Лань. СПб., 624 с., 2012.
2. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2.
3. Оффе К. Политэкономия: социологические аспекты // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингемана. М., 1999. 667.
4. Ходжсон Д. Экономическая теория и институты. Дело. М., 464 с., 2013.
5. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М., 2003 г
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     












13


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.