- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Традиции и обычаи ингушского народа в системе воспитания молодежи республики ингушетия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000395 |
Тема: | Традиции и обычаи ингушского народа в системе воспитания молодежи республики ингушетия |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «КубГУ») Кафедра государственной политики и государственного управления ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК Заведующий кафедрой доктор полит. наук, доцент ____________И.В.Мирошниченко (подпись) _______________________2015г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ИНГУШСКОГО НАРОДА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ Работу выполнила ______________________________________Ф.З.Джаниева (подпись, дата) Факультет управления и психологии Направление 040700.62 «Организация работы с молодежью», ОФО Научный руководитель канд. полит.наук, доцент______________________________ А. В. Егупов (подпись, дата) Нормоконтролер канд. полит.наук, преподаватель_______________________________________И.С. Башмаков (подпись, дата) Краснодар 2015 СОДЕРЖАНИЕ 1 Теоретические аспекты исследования традиций и обычаев ингушского народа……………………………………………………………….. 1.1 Понятие и основные характеристики традиций и обычаев в системе воспитания ингушской молодежи………………………………… 1.2 Предпосылки и этапы развития обычаев Республики Ингушетия… 2. Традиции и обычаи народа Ингушетии как система воспитания ингушской молодежи…………………………………………………………….. 2.1 Особенности влияния Адатов и Этики (Эздел) на воспитание ингушской молодежи……….. 2.2 Деятельность органов государственной власти Республики Ингушетия в целях поддержания и формирования обычаев и традиций…. Заключение…………………………………………………………. Список использованных источников……………………………… ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В системе социальных норм и в регулировании общественных отношений все более заметную роль начинают играть традиции и обычаи. Они являются действенными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни жителей республики Ингушетия. Традиции и обычаи теряют в современном мире своё влияние, значимость и ценность. Религия, которая всегда играла роль в воспитании молодёжи, на данное время становится модой. Перестают иметь влияние аксакалы (в ингушском языке боккхий нах – люди разных возрастов, получившие признание в силу их значимости, благодаря мудрости, духовной и светской образованности, нравственной чистоте и достоинству). «У себя» кавказцы, в частности ингуши, соблюдают обычаи, традиции и религиозные предписания, но выезжая за границы родины, перестают строго соблюдать этические и эстетические нормы. Исследование данной темы было обусловлено важностью обращения к проблеме соблюдения традиций и обычаев ингушского народа в современной социокультурной ситуации. При рассмотрении различных вопросов, связанных с народом, необходимо хорошо знать историю, традиции и обычаи. Из широкого спектра материальной и духовной культуры ингушей наиболее этнопоказательными, являются четыре взаимосвязанные сферы: общественный быт, семейный быт, этика и адаты. Но основными из них являются этика и адаты. Необходимо формировать у молодежи уважительное отношение к национальным обычаям, культурным ценностям народа. Семья во все времена являлась источником консолидации этических ценностей. Именно в семье происходит воспитательное воздействие старшего поколения на младшее, знакомство с ценностями, с религией. В семье происходит становление личности человека, формируются идеалы, культура поведения, вырабатываются ценностные установки и жизненные ориентиры, то есть осуществляется воспроизводство этноса в прямом и переносном смысле. Таким образом, актуальной стала задача исследования системы традиций и обычаев в воспитании молодежи Республики. Значение традиций трудно переоценить, однако, как ни странно, есть молодые люди, которые мало знают о существующих традициях своего народа Вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности заявленной проблематики исследования. Степень научной изученности.Традиции и обычаи ингушского народа были предметом изучения различных авторов таких как:Б. Далгата « Материалы по обычному праву ингушей», где рассматривались обычаи и как они появились;М.М. Ковалевского «Закон и обычай на Кавказе», изучал особенности религиозного, общественного и юридического быта; Ф. И. Леонтович «Адаты кавказских горцев»,где рассматриваются адаты горцев Кавказа, а в частности ингушей; Грабовский Н.Ф, Ингуши. (Их жизнь и обычаи); Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей; Яковлев Н. Ингуши. Популярный очерк. Христианович В.П. Горная Ингушия. Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия; Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей. Басилов В.Н., Кобычев В. П. Галгай – страна башен. Блиев М. М. Русско-ингушские отношения и присоединение Ингушетии к России. - ингушские исследователи: З.М. – Т. Дзарахова «Вековые устои ингушской семьи», М.М. Зязиков «Традиционная культура ингушей история и современность», Ахриев Ч. «Этнографический очерк ингушского народа», Харсиева Л.М. – Т. Специфика ингушской культуры, Дахкильгова И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Мифы и легенды вайнахов. Мудрые наставления наших предков, Албогачиева М.С.- Г.Этнография ингушского народа в письменных источниках конца 18 – первой четверти 20 вв. Танкиев А.Х. Эздел – ингушская этика, Харсиев Б.М. – Г. Ингушские адаты как феномен правовой культуры, Ахриева Р. Ингушский этикет, Базоркин И.М. Из тьмы веков, Яндиева М. Ингушетия и ингуши, Акиев Х.М. Этическое и эстетическое в культуре вайнахов, Грабовский Н.Ф, Ингуши. (Их жизнь и обычаи), Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей; Базоркин М. М. История происхождения ингушей. Алироев И. Ю. Язык, история и культура вайнахов, Альтемиров М. Ингуши. Исторический очерк, Арсанукаева М. С. Правовая культура чеченцев и ингушей. Объектом исследования являются совокупность традиций и обычаев как системы влияния на воспитание молодежи. Предметом исследования является механизм влияния традиций и обычаев ингушского народа на воспитания молодежи. Цель написания работы заключается в определении роли системы традиций и обычаев ввоспитании молодежи Ингушетии. Задачиработы : - дать определение понятий традиции и обычаи; - рассмотреть предпосылки и этапы развития обычаев ингушского народа; - выявить особенности влияния адатов и этике на воспитание ингушской молодежи; - проанализировать работу негосударственных общественных организаций, государственных учреждений, способствующих развитию и укреплению традиций в жизни молодежи Ингушетии; Гипотеза исследования состоит в предположении, что традиции являются главной движущей силой в воспитании молодежи Республики Ингушетия. Теоретико-методологические основы исследованиясоставляют: монографии исследователей, таких как, М.М. Зязиков «Традиционная культура ингушей: история и современность», где рассмотрена культура и духовная жизнь ингушского народа, З.М.-Т. Дзарахова «Вековые устои ингушской семьи», где исследована семейно-брачные отношения ингушей, которые выступают показателем культуры этноса. А.Х. Танкиев в этнографических описаниях ценностей морали, обычаев и традиций провел анализ в книге «Эздел – ингушская этика», впервые исследуется национальная этика ингушского народа. Л. Т. Агиева « Некоторые вопросы из обычного права ингушей», Б. Далгат « Материалы по обычному праву ингушей», Харсиев Б.М. – Г. Ингушские адаты как феномен правовой культуры, Ахриева Р. Ингушский этикет Эмпирические основы дипломного проекта. В исследовании в качестве основных методов был использован опрос, экспертное интервью и анализ документов. Достоверность результатов исследования обеспечивалась статистической обработкой полученных данных. Основные понятия эмпирического исследования. Ключевыми понятиями данного исследования, требующими дополнительного уточнения, являются: Традиция –это нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению.1 Обычай –относительно устойчивые, стереотипные, нравственные установления о нормах и правилах поведения людей, обусловленные их жизненными потребностями, и которые передаются из поколения в поколение.2 Адат – слово арабского происхождения, веками сложившееся правила поведения, обычай, передаваемые из поколения в поколение, которые впитали в себя быт, нравственность и потребность народа.3 Воспитание -это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.4 Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной в работе литературы и приложений. 1.Теоретические аспекты исследования традиций и обычаев ингушского народа 1.1 Традиции и обычаи: понятие и основные характеристики традиций и обычаев в системе воспитания ингушской молодежи Традиции – это нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению.5 Обычаи – относительно устойчивые, стереотипные, нравственные установления о нормах и правилах поведения людей, обусловленные их жизненными потребностями, и которые передаются из поколения в поколение.6 Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции и обычаи, разные по уровню и глубине своего идейного содержания в зависимости от исторических судеб народа. К ним люди привыкли, веками почитают их. Традиции и обычаи зародились еще в глубокой древности.В первобытном строе, например, обычай выступал как нравственный закон. Поведение людей и взаимоотношения, поступки, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо регулировались строгими требованиями нравственного закона — обычая, соблюдение его обеспечивалось силой воздействия общественного мнения. Категории «традиция» и «обычай» относятся к духовной стороне жизни людей. Они подвижны и динамичны, как сама общественная жизнь. Они возникают, вызываются жизненными потребностями, развиваются и изменяются с изменением этих же потребностей, определяемых, в конечном счете, изменениями материальных условий жизни общества. В жизни общества ничего не возникает, если в том нет потребности. Традиции и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют определенные социальные функции, а именно функции сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение, функции использования установившихся в предшествующие эпохи обычаев. Изучение традиций и обычаев следует вести в связи с практическими потребностями общества, коими они порождены и поддерживаются у данной нации, данным этническим образованием. Именно практика как критерий истины является определителем того, что служит обществу, что следует сохранить из прошлого культурного наследия.7 В традициях и обычаях прошлого много мудрого ипознавательного. Воспитание у подрастающего поколения правильного отношения к культурному наследию прошлого — одно из важнейших звеньев воспитательной работы, которое содействует развитию у людей чувства любви, уважительного отношения ко всему тому, что доставляет людям радость, веселье, эстетическое наслаждение. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Традиции выполняют информационные функции. Все новое в жизни, положительный опыт данного поколения, ставший традиционным, передается как ценное достояние следующему поколению. Понятие «обычай» как нравственный закон — древнейшая форма общественного сознания, выполнявший на протяжении всей истории человечества регулятивные функции правил поведения людей. Но на разных этапах истории сила действия обычая проявляется по-разному. Одни обычаи уходят в область предания, другие возникают, но диапазон их действия постепенно суживается, сохранились те их стороны, которые не теряли своей жизненной силы для последующих поколений. Обычаи теряют основу для самостоятельного существования и включаются, трансформируются в более емкое понятие — «традиция», которая более полно отражает систему нравственных отношений в обществе, располагает более широкими служебными функциями и воспитательным диапазоном. Обычаи и традиции в любом обществе играют важную роль в содержательной основе его обычного права, в воспроизводстве его духовно-нравственных ценностей, в обеспечении преемственности поколений, в духовной жизни и этносоциальной практике. Поэтому неслучайно значение правовых обычаев и традиций на Северном Кавказе возрастает в период формирования гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Так, например, в социокультурном пространстве региона в настоящее время по-прежнему важное значение имеют обычаи и другие этнокультурные ценности в виде традиций, в том числе почитание старших и институт куначества. Самое важное здесь то, что эти позитивные явления как гуманистические ценности способствуют формированию духовно-нравственной личности и этносоциальной стабилизации на Кавказе в условиях межэтнической конфронтации. В отношении же обычаев существуют различные толкования. В науке традиция понимается так (от лат. tradios) – механизм накопления, сохранения и трансляциинаучного опыта, специфических норм и ценностей науки, образцов постановки и решения проблем. Понятие“традиции” используется в философии науки для интегрального рассмотрения научных направлений иконтекста, в которых они возникают и развиваются, для реконструкции развития науки как историисоциокультурных ценностей.8 В советском энциклопедическом словаре традиция – это Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, группах и классах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают… общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.9 По словарю Ожегова С.И: «Для традиции характерно: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни…», «сложившиеся в обществе традиции, отражая объективные условия его существования, выражают преемственность в общественной жизни и закрепляют в себе наиболее устойчивые моменты»10 Выдающийся историк, крупнейший русский литератор Н.М. Карамзин считал, что Традиция – эстафетная палочка, «завет предков к потомству.11 Традиция – это «распознание за временными и приходящими видимостями субстанции, которая имманентна, и вечного, которое актуально» говорил Гегель.12 Общество без традиций – дерево без корней, человек без души. Общество без традиций – стая. Народ без традиций распадается до атомарного состояния, превращается в население, живущее по инстинкту, законам социального дарвинизма. Традиция – это «торможение» инстинктов говорил русский физиолог И.П. Павлов.13 Эдвард Шилзговорил, что следование традиции, по сути, является реализацией различных вариаций на воспринятую от предыдущих поколений тему... Традиция не является чем-то саморепродуцирующимся и самовырабатывающимся. Только живущее, познающее, обладающее желаниями человеческое существо может воспринять ее и модифицировать. Традиция развивается потому, что тот, кто является ее носителем, стремится создать что-то лучшее, более подходящее. Можно сделать вывод о том, чтов традициях и обычаях сосредоточена мудрость поколений, которые осуществили отбор бытовавших в прошлом и заслуживающих теперь внимания норм, ценностей, идеалов, правил, сохранили созданные ранее объекты. Традиции - это своего рода кладезь идеальных и материальных ресурсов, используемых людьми в своих текущих делах, для возведения будущего на фундаменте прошлого.14 1.2 Предпосылки и этапы развития обычаев Республики Ингушетия В последние годы стал активно ощущаться заметный рост интереса к историческому прошлому больших и малых по численности народов, этнических и этнографических групп, к их культурному наследию. Процесс этот основан на росте престижа народной культуры вообще и возросшей потребностью членов общества в познании исторического прошлого своих предков. Сегодня глубокое изучение морально – эстетических норм своего народа дает возможность следующим поколениям вобрать в себя и развить все лучшее, что было создано историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей. Исследование культуры ингушей до недавнего времени не носило постоянного характера. Это было связано с целым комплексом причин. Во – первых, ингуши долгое время рассматривались только в их связи с другими народами Северного Кавказа, это отражается даже в доминировании обобщенного названия – « горцы», «горские народы». При таком подходе не делалось почти никаких различий между многочисленными этносами Кавказа: всем им приписывались общие характеристики: все они описывались, исходя из достаточной абстрактной модели, так называемого «северокавказского этнофора». Во – вторых, ингуши расценивались как достаточно молодой этнос, обретший письменность только в результате русификации и приятия мусульманства (период с конца 18 по середину 19 вв.). Поэтому глубинно – исторические контексты существования ингушей практически не подвергались изучению. Тем не менее, необходимо заметить, что « кавказоведение» русской академической науки имело огромное значение в области изучения культуры так называемых «иноверцев». Знакомству с этнографией, с религиозными верованиями, народной словесностью горцев Кавказа представители русской академической науки придавали не только научное, сколько государственное значение. Особенно повышенный интерес проявлялся к возникновению обычного права народов, населяющих Кавказ. С этой целью сюда постоянно направляются исследовательские экспедиции, главная цель которых заключается в изучении истории, культуры и обрядовых обычаев, являющихся истоками права. На протяжении своей истории ингуши придерживались различных религиозных взглядов: язычество, христианство и ислам. В Российском религиоведении проблема ингушских традиционных религиозных представлений разработано слабо. По крайней мере, можно с уверенностью утверждать, что среди доминант ингушской культуры ислам занимает все же не первое место. До начало 20 века, а кое – где вплоть до депортации 1944 года в сознании ингушей доминировали автохтонные религиозные представления, которые можно и нужно называть ингушским язычеством. Более того ингушский ислам является как бы «покрывалом», лежащим поверх всех других наслоений ингушской религиозной традиции ( то есть ингушского язычества). В период язычества ингушей сформировались языческие обычаи и обряды. Религиозные представления ингушей а период язычества кодировались знаками и символами (предметами, элементами) фетишей, тотемов, богов природных стихий, обожествлением элементов ландшафта. Создавался нечетко структурированный, но достаточно разветвленный пантеон ингушских языческих богов. Ингуши поклонялись таким богам как: « бог солнца» - малх, «мать воды» - Хи – нана, «мать вьюги» - Дардз – нана, и т.д. И к каждому божеству люди формировали определенные обычаи. К примеру значимым божеством ингушского пантеона являлся Села – громовержец. Мы знаем в древней Греции был подобный бог Зевс – громовержец. Роль Селы и Зевса практически схожи. Села управлял громом, молнией и погодой. В Ингушетии, как и на всем Кавказе, существовал культ молнии – с ней связывались многие народные верования и обычаи. Языческие знаки и символы кодировали не только культурные традиции, но и закладывали для настоящих и будущих поколений ингушей те установки ментальности, на которые впоследствии накладывались коды христианства в период христианизации ингушей, а затем коды религиозной системы ислама. Происходила не просто перекодировка религиозных представлений разных поколений под воздействием времени и конфессиональных перемен, но и определенная синкретизация отдельных элементов различных религиозных взглядов: язычества, христианства, ислама. Это то, что касается конфессиональной жизни общества, которая являла собой лишь часть жизни в целом. Таким образом, кодировались для передачи из поколения в поколение и другие социокультурные обычаи, традиции и сферы жизни. Религиозный комплекс христианских представлений проникает в ингушскую языческую культуру первоначально из соседней христианской Грузии. Причем следует сразу оговориться, что христианское учение не занимало в 12 – 13 веке господствующее позиции в Ингушетии, хотя влияние его на мировоззрение ингушей было достаточно велико. Христианское вероучение распространялось с юга через грузинских миссионеров, что подтверждается сохранившимися до сих пор памятниками материальной культуры – остатками христианских храмов, в которых были найдены книги (Евангелие и др) на грузинском языке. Тот факт, что христианство на Северный Кавказ, а в частности в Ингушетию было занесено именно из Грузии, доказывается не только археологическими раскопками и народными преданиями, но и результаты лингвистического анализа. Так же в некоторых святилищах были найдены письмена, где были основы общественной жизни (обычаи и традиции). Самый главный сохранившийся храм называется « Тхаба – Ерды». На нем тоже имеются различные символы и письмена, которые еще до конца не изучены. Известно одно, что данные символы и письмена относятся к христианской религии. Возможно, в этих символах отображен определенный свод законов и правило поведения людей в христианский период. Исторические обстоятельства способствовали тому, что поверхностное христианство у горцев оказалось вытеснено язычеством, и христианские храмы снова превратились вязыческие святилища, места поклонения древним богам, Вновь под воздействием конфессиональных и политических перемен происходит перекодировка социакультурных традиций. Однако некоторые христианские моменты все же сохранились в ингушском язычестве. ХрамТхаба – Ерды стал центром единения всех ингушских племен и обществ. «Мехка – кхел» - разновидности ингушского парламента(существует по сей день), который заседал именно здесь решались наиболее значимые межобщественные дела, вопросы войны и мира, устанавливались нормы обычного права(обычаи, традиции, нравы и т.д). Христианство, начавшее распространятся в Ингушетии и в Чечне, было остановлено монголо-тюркскими кочевниками, и в этих условиях вайнахское христианство быстро деградировало и забылось. С момента принятия ислама тюркскими кочевниками, господствовавшими на Кавказе, новая религия ислам начинает медленно проникать в горные районы Ингушетии и Чечни, где тогда сосредотачивалось вайнахское населении края. Так, на территории Ингушетии последние христианские могильники были отмечены в 12 веке, а первые мусульманские мавзолее и следы исламской культуры стали обнаруживаться уже в 14 – 15 веках. Ингушский ислам утвердился благодаря политики царских властей, и в 1861г, за три года до окончания Кавказкой войны, официально перешло в ислам последнее языческое селение Гвилети. Депортация 1944 года окончательно повлияла на принятия ислама. Язычество и христианство ушло в прошлое, так как старшее поколение предков, которые были носителями народного фольклора, обычаев и нравов, этикета ингушского народа были уничтожены в период депортации. С приходом ислама появился новый свод законов, который называется адат. Само слово «адат» - арабского происхождения, означает «обычай», как и у всех кавказских горцев. В течении долгих лет традиции и обычаи ингушей, являлись консервативными, и начали меняться примерно с конца 19 века, то есть с периода вхождения ингушей в состав России15. Мы провели интервью с известным историком, этнографом Республики Ингушетия Мерешковым Султаном, чтобыбыть большеинформированнымипо данной теме. Примерный перечень вопросов был таким: Предпосылки и этапы развития традиций и обычаев в Республики Ингушетия? Какие традиции и обычаи изменились и исчезли совсем? Какие факторы влияли на изменение обычаев и культуры в целом? Данное интервьюпомогло в дальнейшем написании моей дипломной работы. Какие традиции и обычаи начались меняться? В первую очередь принцип похоронного обряда и свадебных традиций. После выселения на плоскость, ингуши умерших хоронили, не так как в горах, в каменных сооружениях – склепах, по ингушский. Одним из важнейших традиций всегда являлись, и является обычаи свадебного цикла. До начало 20 годов 20 века существовал обычай исполнение песен-перебранок между девушками свадебного поезда с невестиной стороны, некоторые из этих песен опубликованы в сборниках устного народного творчества ингушей. Этот обычаи существовал до конца 80-х годов 20 века. Ушел и обычай посещения родственника мужа засватанной невесты. Этот обычай исчез по обстоятельствам жизни, другими словами процесс сватовства занимает две или три недели, когда раньше невеста могла сидеть засватанной год или больше. Весь процесс сватовства и свадьбы был проложен обычаями. Все это исчезло из быта ингушей. Еще одна причина, повлиявшая на этнический облик ингушского народа, стала депортация 1944 года и этнической чистки октября – ноября 1992 года. Самобытные черты национального характера, вековые устои, традиции и обычаи, создавший оригинальный облик ингушского народа, были в немалой степени нивелированы. Серьезным испытанием на прочность подверглись морально-этнические, духовно – культурные и материальные ценности народа, которые складывались веками и бережно передавались из поколения в поколение. Из 13-летней ссылки народ вернулся на свою опустошенную родину. Маленький ингушский народ фактически оказался разделенным на пять частей. Часть ингушей, в основном интеллигенция, поселилась в г. Грозном, другая - в Сунженском районе среди русского населения, третья поселилась в Пригородном районе Северной Осетии, четвертая – в Назрановском и Малгобекском районах, и, наконец, пятая часть осталась в Казахстане. Таким образом, живя с различными народами, воспринимая культуру того народа, среди которого он вынужден жить: русских, чеченцев, казахов, постепенно забывая свою национальную культуру(обычаи, традиции, нравы) язык, которым и так в годы ссылки был нанесен непоправимый ущерб. Игнорировались, объявлялись реакционными богатые традиции и обычаи наших предков. Народные обычаи представлялись как религиозные предрассудки, мешающие жить по-новому. Долгое время нашему народу внедряли в сознание, что те герои, которых в народных преданиях, песнях, рассказах ставили в пример молодежи, и через которых передавались традиции и обычаи, вовсе не герои, а носители пережитка прошлого, реакционные фанатики. В брежневскую эпоху даже старики стали отходить от национальных традиций. Они, находясь под постоянным идеологическим прессом, даже свадьбы заменяли религиозными обрядами, изживая прекрасные обычаи. Официальная пропаганда обрабатывала молодежь в антинациональном духе. Поведение стариков можно понять. Начиная с конца 20-х годов, они были, морально придавлены, и в их памяти были свежи жестокие репрессии 30-40-х годов. Таким образом, старики как бы были отстранены от воспитания молодежи. А молодежь пыталась походить на чиновников из партийно-государственной номенклатуры, которые презирали народные обычаи и традиции. Исходя из этого можно сделать вывод, чтов результате всех этих исторических катаклизм произошла культурная деградации определенной части нации. Б. К. Далгат – видный просветитель, ученый в области обычного права, этнографии, антропологии, фольклора народов Кавказа, известный общественный деятель. Деятельность Б.К. Далгата была значительной степени связана с Ингушетией. Он не только изучал имеющуюся литературу об ингушах, но и в 1891 – 1892 гг. предпринял экспедиции в горную Ингушетию, во время которых расширил знания о жизни народа. Он изучал быт и нравы, обычное право ингушей, ходил по аулам, беседовал с горцами, присутствовал на языческих праздниках с обрядами жертвоприношений, молитвами жрецов. Его друзьями и спутниками были большие знатоки обычаев и народной поэзии – ингуши КазбыкКазиевич, которому было за 100 лет и 60 – летний старик – жрец МятцелиГаныжАбиевич. БашируДалгату удалось застать тот период, когда ингушский народ находился в состоянии религиозного синкретизма – древних верований, христианства и ислама, когдадревние верования, подвергавшиеся сильному воздействию мировых религий, постепенно уступали место мусульманской религии. Б. Далгат пишет о традициях и обычаях ингушей, отражавших специфику проживания в горах, требовавших, прежде всего, храбрости и мужества. Б. Далгат еще студентом университета сформировался как кавказовед и имел определенный опыт в собирательской работе в области этнографии. Положительно отличало Б. Далгата от других исследователей горских народов Кавказа то, что он, помимо родного даргинского, знал и другие кавказские языки, в том числе чеченский и ингушский. Особое место в исследовании ингушских адатов занимает его работа « Материалы по обычному праву ингушей». По своей научной состоятельности и общественной значимости она представляет собой исторический документ эпохи из жизни обозреваемого им народа. Так откуда появилось обычное право у ингушей? Что этому способствовало? Дeло в том, что земледельческо-скотоводческое хозяйство оседлого образа жизни ингушей способствовало формированию традиционного национального уклада и порядков, которые приучали к этому последние поколения потомков социоэтнической общности, а также определяли и устанавливали их средства и способы существования. Отсюда и возникло обычное право, саморегулировавшее взаимоотношения в традиционных горских обществах, превращая обыденные, бытовые действия в нормативные установления и затем закрепляясь как национальный обычай. Именно он и является исходным пунктом рождения «обычного права» Обычное право ингушей, развивавшееся на базе натурального хозяйства, сохраняло длительное время патриархально – родовые отношения. Эту сохранность можно объяснить условиями жизни и тем, что обычаи, воспринятые в большинстве случаев от предыдущих формаций, существуют в силу общественной привычки и поддерживаются силой традиции. В советский период проблема обычного права ингушей не стала объектом должного внимания со стороны исследователей, так как официальная идеология считала, что адаты и в целом обычное право несовместимы с социализмом. Этим объясняется то, что изучение истории и теории обычного права в то время практически отсутствовало, а также тем, что еще в 20 – х годах 20 в. началась кампания против бытующих среди народов России, в особенности кавказских и степных, норм адатов. К тому же сплошь и рядом трактовки традиционных отношений искажались по идеологическим причинам. Правовые обычаиу ингушей, называемые «адатами», возникли на базе родоплеменных отношений и натурального хозяйства, действовали на ограниченномпространстве в отношениях между конкретными социальными группами, родами и племенами. Адаты формировались и совершенствовались в процессе заимствования норм шариата и обычного права соседних кавказских народов. Причем воспринимались только те из них, которые не противоречили местным правовым обычаям и традициям. Новые нормы адатного права обсуждались на советах авторитетных членов вайнахскихобществ, получивших признание и уважение в народе благодаря знаниям и опыту. Серьезные данные по обычному праву ингушей не восходят далее 1843 года, когда был составлен сборник адатов плоскостных чеченцев. В сборнике адатов влияние на обычай шариата законов Российской империи констатируется официально со времени учреждения горских словесных судов, т.е. с 1958 года. Например, « Сборник адатов Ингушского общества, составленный в 60 – х годах 19 века окружным начальником. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что традиции и обычаи рождает сама жизнь, они возникают на основе практических потребностей общества, на какой бы стадии своего развития оно ни находилось. Как нам представляется, в этом и состояла основная доминирующая преемственность многих поколений в данной этноправовой области: потомки ушедших в небытие горцев продолжали начатое ими благое дело. Пользовались уже усвоенными навыками, постепенно переходящими в совокупность общепринятых установлений. Земледельческо-скотоводческое хозяйство оседлого образа жизни способствовало формированию традиционного национального уклада и порядков, которые приучали к этому последующие поколения социоэтнической общности, определяли и устанавливали их средства и способы существования. Отсюда и возникло обычное право, саморегулирующее взаимоотношения в традиционных горских обществах, превращая обыденные, бытовые действия в нормативные установления и впоследствии институализируя во всем проявлении и богатстве национальный обычай. Поэтому в современном хозяйственном и семейном быту ингушей до сих пор сохранилось много традиций и обычаев, в своей основе носящих прогрессивный характер. Многие обычаи и традиции освящены религией и представляют общечеловеческую ценность. Нравственные ценности религии могут оказать самое благотворное влияние на воспитание подрастающего поколения. 2. Традиции и обычаи народа Ингушетии как система воспитания ингушской молодежи. 2.1 Особенности влияния Адатов и Этики (Эздел) на воспитание ингушской молодежи. Адат – слово арабского происхождения, веками сложившееся правила поведения, обычай, передаваемые из поколения в поколение, которые впитали в себя быт, нравственность и потребность народа.16 В Ингушетии адат имел троякое значение: обычая, живущего в народном предании, способа разбирательства судебных дел и наконец, закона, действующего определенной местности17. Адат является первым звеном соединения человека и общества. Человек желая оградить себя от насилия, чувствует необходимость в тех условиях создать правила, на которых бы строилась общественная жизнь. В первую очередь эти правила направлены на регулирование общественных отношений в определенной местности для данной этнической или социальной группы населения. Важно заметить, что здесь в роли средств воздействия выступает общественное мнение, являющееся принудительной силой по обеспечению норм обычного права при их нарушении. С принятием мусульманской религии, согласно с народными обычаями и догматами Корана, были составлены законы адата для тех случаев, когда народ по своему праву, по своим обычаям не мог судиться, т.к в Коране сказано: в наследственных делах, духовных завещаниях и опеке определили разбираться по шариату. С тех пор права эти закрепились в народных преданиях и живут постоянно в памяти народной. Таким образом, было создано смешанное законодательство, составленное из двух противоположных элементов – шариата, основанное на общих правилах нравственности и религии, и адата – закона, основывающегося на обычаях предков. Адат как юридическая норма затрагивает вопросы, непосредственно связанные с бытом (уголовный порядок, семейные, наследственные проблемы). Ингушский этикет, подчеркнутое гостеприимство, уважительное отношение к старшим, взаимопомощь, военная доблесть, кровная месть – в большой степени базировались на нормах адата. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: