- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Толкование внимания в истории психологической мысли
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007653 |
Тема: | Толкование внимания в истории психологической мысли |
Содержание
Внимание - одна из древнейших проблем психологии, которая всегда вызывала у исследователей повышенный интерес. Это психологическое понятие обозначается словом, которое на протяжении тысячелетий помогает людям сообщать друг другу об определенных состояниях своей психики и произвольно по словесному указанию вызвать подобное состояние у других. Однако от житейского к научному пониманию внимания психологическая наука прошла долгий путь. Современные ученые отмечают, что на сегодняшний день в психологии по проблеме внимания остается много нерешенных вопросов. В истории психологической мысли внимание изучали с позиции интроспективной психологии В. Джемс, В. Вундт, Э. Титченер; гештальтпсихологии - К. Кофка, В. Келер, П. Адамс; феноменологического направления - французский ученый М. Мерло-Понти; когнитивной психологии - американский психолог У. Найсен и другие. Разработке проблемы внимания посвятили свои работы П. Гальперин, М. Добрынин, Н. Ланге, Е. Милерян, С. Рубинштейн, Д. Узнадзе, И. Страхов. В современной психологии изучение внимания осуществляют в общей, возрастной, педагогической и медицинской психологии, психологии труда, нейропсихологии и других отраслях. И сегодня она имеет много невыясненных вопросов методологического и теоретического плана. Н. Чуприкова, Ю. Дормашев, В. Романов критически замечают, что в психологии существуют различные теоретические и методологические подходы к раскрытию проблемы внимания. В частности, четко и однозначно выделены знаков внимания, поскольку нет общепризнанного ее научного толкования. Научные определения внимания, которые дают разные авторы, очень разносторонними и практически не поддаются систематизации. Нет единого мнения о том, существует ли внимание как самостоятельный психический процесс (аналогичный, например, процессам восприятия и мышления), или это особая сторона других психических процессов. Терминологическая пестрота привела к тому, что сегодня свободно трактуется понятие внимания, что может привести к смешиванию и смешения понятий при изучении сути психологических явлений (Таблица 1). Таблица 1 – Толкование внимания в истории психологической мысли (по М. Фаликману) № з / п Авторы определений Определение внимания 1. М. Добрынин Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности. 2. Е. Трейсман Внимание - это механизм объединения отдельных признаков в образе целостного объекта. 3. Д. Бродбент Внимание - это механизм селекции (фильтр) в системе переработки информации, позволяет отвергнуть или ослабить ненужную информацию на основе анализа ее физических параметров. 4. А. Олпорт О. Нойманн Внимание - это механизм установления взаимного соответствия между информацией, которая поступила, и поведенческими актами познающего. 5. В. Вундт Внимание - это процесс апперцепции и его результат - ясность и четкость соответствующих элементов сознания. 6. Е. Титченер Внимание - это сенсорная ясность. 7. Д. Канеман Внимание - это «умственное усилие» или ресурсы системы переработки информации, оснащены механизмом их распределения. 8. Ю. Гипенрейтер Внимание - это феноменальный и продуктивный проявление ведущего уровня организации деятельности. 9. П. Гальперин Внимание - это функция умственного контроля. 10. М. Ланге Внимание - это целесообразная реакция организма, мгновенно улучшая условия восприятия / познания. 11. К. Кофка Внимание - это Эго-объектная сила. 12. Р. Корсини, А. Ауэрбах Внимание - это готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов. 13. Г. Глейтман, А. Фридлунд Внимание - это широко употребляемый термин для обозначения всех процессов, через которые мы совершаем селективное восприятие. 14. Дж. Р. Андерсон Внимание - это распределение когнитивных ресурсов между процессами, протекающими в различных перцептивных, моторных и высших когнитивных системах. 15. Р. Немов Внимание - это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Итак, на современном этапе развития научных знаний концепция внимания не является завершенной. Свидетельством этого является наличие в научной литературе многочисленных теорий внимания, отражающие различные подходы к ее определению и раскрытия физиологических основ. Анализ научных источников позволяет выделить основные теории, в которых представители разных психологических направлений раскрывают природу внимания, опираясь на собственные концептуальные положения (таблица 2). Таблица 2 – Психологические теории внимания Название теории Основные положения теории моторная теория Т. Рибо, Болдуин, М. Ланге Движение является условием возникновения внимания. Если устранить движения, то от внимания ничего не останется. Человек, который не умеет управлять мышцами, не способен сосредоточиться. волюнтаристская теория Сущность внимания заключается в волевой деятельности. Воля господствует над психическими процессами. интроспекция психология В. Вундт, И. Гербарт Внимание - это состояние сознания, которое характеризуется ясностью, четкостью, интенсивностью имеющегося в ней содержания или протекания процессов. Это - фиксационная точка сознания, светлое ее поле, это проявление неизвестной внутренней силы. ассоциативная психология Вайтц Эмоция обусловливает возникновение внимания, но она не представляет сам процесс внимания. теория установки Д. Узнадзе Установка, настроенность (неосознаваемое состояние готовности к деятельности), внутренне обусловливает состояние внимания. теория поэтапного формирования умственных действий П. Гальперина Внимание - один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, это психическое контроль за содержанием образов, мыслей, действий человека. Не каждый контроль является вниманием, однако внимание - это всегда контроль. рефлекторная теория И. Сеченов, И. Павлов А. Ухтомский Предметы и явления внешнего мира, действуя через рецепторы на мозг человека, вызывают у него ориентировочные рефлексы и приспособительные двигательные реакции. Попытку научно обосновать эти механизмы осуществили в русле моторной теории внимания, авторами которой были французский психолог Т. Рибо и российский психолог Н. Ланге. Эта теория оказывает чрезвычайно важное значение внешним проявлениям внимания, рассматривая роль движений не столько как побочное проявление, сколько как условие возникновения внимания. Движение, отмечали они, физиологически поддерживает и усиливает акт внимания, настраивая органы чувств на сосредоточение или предотвращения сознания. Двигательный эффект внимания и умение им управлять раскрывает механизмы произвольного внимания. Произвольно регулируя движения, связанные с чем-то значимым, можно соответственно активизировать и направить внимание. Если, подчеркивали сторонники этой теории, устранить движения, то невозможной станет само внимание. Конечно, роль движений в поддержании внимания бесспорна, поскольку в ее состав входит мышечный, двигательный элемент. Однако нельзя сводить к ним же внимание. Р. Декарт, Г. Фехнер, Е. Мюллер предполагали, что по своей природе внимание является усилением нервного возбуждения. Источник возникновения этой нервной раздражительности каждый из них объяснял своеобразно. Так, у Э. Мюллера - это результат волевого содержания представления, по К. Леманом - следствие рефлекторного притока крови к месту раздражения. Отдельные психологи рассматривали внимание как влияние свободы на понимание, считали ее чисто духовной активностью. Теория апперцепции немецких ученых Г. Лейбница, К. Вольфа, И. Канта, И. Гербарт, В. Вундта и других внесла ряд поправок в теории внимания. Так, И. Гербарт указал на тот факт, что апперцептивного внимание обусловлено возникновением соответствующих воспоминаний. По его мнению, внимание зависит от силы нового представления и от того, как оно соотносится со старыми представлениями. Гамильтон указывал, что когда одно представление интенсивное, то оно вытеснит другие. Оппоненты этой теории подчеркивают неопределенность понятия интенсивного представление. Концепции произвольной внутренней сосредоточенности сознания и эмоционально-волевой активности, проявляющиеся в виду, разрабатывались в рамках интроспективной психологии. Однако они не объясняли механизмы возникновения и развития внимания. Внимание считали результатом эмоций (Дж. Милль, Вайтц). Дж. Милль утверждал, что иметь приятное или неприятное ощущение, идею и быть к ним внимательным - это одно и то же. Не потому представление интенсивное, что оно сосредоточило на себе наше внимание, а потому, что внимание и является выражением интенсивности и интересности представления. Эта теория получила особого развития в английском ассоциативной психологии. Довольно распространенной была теория внимания Д. Узнадзе, связана с понятием установки. Согласно этой теории, внимание - особое состояние настроенности, порожденное влиянием предшествующего опыта на следующие действия субъекта. Например, поясняет автор, если подержать в руках одинаковые по объему, но разные по весу шарика, то потом субъективно по-разному будут оцениваться по весу другие шары. Установка, возникшей вследствие иллюзии, влиять на восприятие веса предмета, что связано с вниманием. Она внутренне обусловливает состояние внимания человека, что в дальнейшем влияет на ориентацию в определенной ситуации. Существует концепция внимания, что строится на принципе взаимодействия сознания и деятельности личности авторов М. Добрынин, И. Матюгин, Ф. Гоноболин, И. Страхов и другие. Ее исходное положение заключается в том, что внимание неразрывно связано с деятельностью, в деятельности оно существует и ею поддерживается. Быть внимательным - обязательно означает быть деятельным относительно тех или иных объектов. Время внимание рассматривается как необходимое условная психической деятельности человека, обеспечивая организацию и регуляцию психической деятельности, ясность и четкость восприятия объективной действительности. Взаимные связи психической деятельности субъекта и объекта, сознания и предмета определяют механизмы возникновения и развития внимания и повышения ее эффективности. Поэтому внимание оказывается в двусторонних отношениях субъекта и объекта. Так, чем больше активность сознательной деятельности субъекта, то отчетливее выступает объект; что отчетливее в сознании выступает объект, то интенсивной является само сознание, проявляющееся в виду. Данная концепция известной мере ассимилирует и обобщает отдельные положения различных теорий и в этом плане является универсальной. Самостоятельной формой психической деятельности считает внимание П. Гальперин. Он придерживается гипотезы, что внимание является деятельностью психического контроля. Основные положения этой гипотезы состоит в том, что внимание является одной из составляющих ориентировочно-исполнительной деятельности, в этой деятельности внимание не имеет собственного продукта, а выполняет функцию контроля, постепенно становясь внутренней сокращенной автоматизированной действием. Итак, ища объяснения природы внимания, ученые пытались идти чисто психологическим путем. Так, гештальтпсихологи утверждали, что направленность и объем внимания целиком определяется законами структурного восприятия, другие придерживались позиций «эмоциональной» теории, а третья группа отстаивала моторную теорию внимания. Однако постепенно ученые пришли к выводу, что чисто психологически объяснить природу внимания нельзя, нужно искать физиологическую основу. Часть из них (Т. Рибо и др.) понимали ее как нервное угнетение. Сущность последнего заключается в том, что физиологические процессы, лежащие в основе одного представления, подавляются физиологическими процессами других. В современной отечественной психологии под физиологическими основами внимания понимают совокупность нервных структур головного мозга, деятельность которых обеспечивает возникновение и функционирование человеческого внимания. На основе анализа физиологических теорий внимания нами установлен разносторонний подход к анализу физиологических механизмов внимания, его моторных и сенсорных компонентов, механизма ориентировочной деятельности, значение ретикулярной формации, исследования закономерностей протекания нервных процессов в коре больших полушарий, системности ВНД, принципов доминанты и обратной связи, значение речевой системы в развитии произвольного внимания. Отечественные психологи и физиологи объясняют физиологические механизмы внимания с точки зрения взаимодействия основных нервных процессов - торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Внимание отличает предмет (объект) среди многих других. Физиологически это означает, возбуждаемых одни нервные процессы и тормозятся другие, т.е. действует установленный И. Павловым закон индукции нервных процессов, по которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках мозга, вызывают процессы торможения в других участках. Ученый связывал внимание с оптимальным центром возбуждения, возникающее под влиянием ранее упомянутых факторов. Прибегая к образному сравнению, он писал, что если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы бы увидели в думающей сознательного человека, как ее большими полушариями передвигается каждый раз другая по форме и величине причудливо неправильных очертаний света пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью. Эта «светлое пятно» соответствует оптимальному ячейки возбуждения коры головного мозга, находится в состоянии движения и перемещения, а «тени» - участкам, которые находятся в состоянии торможения. В участках коры головного мозга, находящихся в состоянии оптимального возбуждения, создаются благоприятные условия для познавательной и творческой деятельности, повышения ее производительности. В педагогической практике учитель, зная, как возникает очаг оптимального возбуждения, сможет организовать условия для его образования. Однако идея организации оптимального возбуждения была слишком обобщенной, чтобы довольствоваться таким объяснением. Значительный вклад в анализ физиологических механизмов внимания сделал известный русский физиолог А. Ухтомский. Разрабатывая принцип доминанты, он доказывал, что возбуждение распределяется в нервной системе неравномерно, и каждая инстинктивная деятельность по условно-рефлекторная, может вызвать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые отличаются от подвижной ячейки оптимального возбуждения повышенной возбудимостью и стойкостью. Эти ячейки ученый назвал доминантами. Под названием «доминанта» А. Ухтомский понимал более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, к тому же возбудители, поступающих в другие ячейки, вызывают усиление возбуждения в доминанте. Торможение, которое обнаруживает доминантный очаг среди всех других возбудителей центральной нервной системы, приводит направленность сознания на определенный объект, вызывает отвлечение от всего остального. Итак, среди многих возбуждений, возникающих одновременно в коре больших полушарий головного мозга, одно является доминирующим. Другие возбуждения из-за этого тормозятся. Заторможены относительно слабые возбуждения (по сравнению с доминирующими) ученый назвал субдоминантным. Доминанта не только тормозит субдоминантное возбуждение, но и усиливается за их счет. Между доминантой и субдоминанты ведется борьба. Доминантное возбуждение остается доминирующим тех пор, пока какая-то субдоминанта не вступит большей интенсивности, чем сила доминанты. Тогда субдоминанта становится доминантой, а доминанта - субдоминантой. На основе этих утверждений А. Ухтомский объяснял, что длительное выполнение одних и тех же действий приводит к усталости и затухания доминанты, ослабление внимания. Поэтому нужна смена деятельности или отдых. В состоянии усталости внимание ослабляется, легко отвлекается. Поэтому внимание может служить показателем усталости человека. Исследования ученых (Е. Хомской, Е. Соколова, Г. Мегуна, Дж. Моруцци и др.) обнаружили механизмы, которые раскрывают нейрофизиологические основы внимания. Установлено, что внимание как выборочное восприятие воздействий возможна только в состоянии бодрости организма, что обусловлено активной деятельностью мозга. В последние годы нейрофизиологи продолжали поиск нейрофизиологических систем, которые лежат в основе выборочной деятельности животных и человека. Исходным для современного исследования механизмом внимания является тот факт, что избирательный характер протекания внимания объясняется общей активацией деятельности мозга, которая обеспечивает переход от пассивного состояния к активному и связана с возбуждением ретикулярной формации. Показателем активации мозга является его электрические потенциалы. Они измеряются электроэнцефалограмме. Примером их могут быть ритмические электрические корковые потенциалы высокой и низкой частоты (дельта-ритмы сна, альфа-ритмы диффузного состояния и т.п.). В переходный период заметна десинхронизация - появление высокочастотных и низкоамплитудных нерегулярных колебаний. Итак, избирательность внимания человека зависит от бодрого состояния коры, для которой характерен оптимальный уровень возбудимости. Механизмы, поддерживающие тонус коры, связанные с различными структурами неспецифической системы (гипоталамическая система, гиппокамп и т.д.). Ретикулярная формация - относительно автономная нервная ткань, находящаяся в стволе мозга и подкорковых участках и является фильтром, который отсеивает малозначительные сигналы. Она связывает кору головного мозга со стволом двусторонними связями и имеет не только общее активационный значение, но и селективное. Различают волокна ретикулярной формации, направленные от ствола к коре, и волокна, которые начинаются почти во всех областях коры (особенно в лобной и височной областях мозга) и идут к стволу головного мозга и двигательных ядер спинного. Восходящая ретикулярная формация доказывает импульсы к коре головного мозга и лежит в основе биологически обусловленных форм активации (связанной с обменом веществ, элементарными влечениями организма). Нисходящая - играет существенную роль в обеспечении избирательного активизирующего влияния на те виды деятельности, которые формируются при участии коры головного мозга. Группы нейронов, находящихся в гиппокампе, реагируют на любые изменения раздражителей различных сенсорных систем и даже на ритм их действия. Учитывая это ученые, в частности канадский нейрофизиолог Г. Джаспер, предлагают называть эти клетки «нейронами новизны» или «клетками внимания», которые модифицируют состояние активности коры и регулируют ее готовность к действию. У человека ведущую роль в регуляции активного состояния играют лобные участки мозга. Так, английский физиолог Г. Уолтер показал, что каждое состояние ожидания вызывает у этих участков особые медленные электрические колебания, которые он назвал «волнами ожидания». Как показали наблюдения нейрофизиологов, раздражение участков мозговой коры вызывают ряд изменений в электрической деятельности ядер ствола и стимулируют ориентировочный рефлекс. Такое общее оживление на выборочные реакции, направленные на ознакомление с указанными выше изменениями, И. Павлов определил, как «ориентировочные рефлексы», или «рефлексы что такое?». Эти рефлексы особые, потому что им присущи такие свойства, как «привыкание» и «пробуждения» и реагирования на действие условного раздражителя. У человека таким сигналом может быть слово, которое вызывает явления готовности и ожидания действия сигнала. Учитывая эти особенности ориентировочный рефлекс, можно сказать, что он связан не только с общей, генерализованной активацией организма, но и с дифференцированным, выборочным характером действия. В комплекс реакций ориентировочный рефлекс входят проявления его в эффекторные, моторной части. Доказательством этого является появление электрических явлений в мышцах той руки, которой субъект должен реагировать и знает об этом. Все это еще раз подтверждает мысль о выборочный характер ориентировочный рефлекс и о наличии в комплексе ориентировочных реакций установки. Ученые предполагают, что непроизвольное внимание связана с общими, генерализованными формами неспецифической активации мозга. Человек имеет возможность сделать состояние активации более устойчивым, превратить его в основу устойчивой и напряженного внимания. Есть основания утверждать, что произвольное внимание связано не только с повышением общего уровня активации мозга, но и с избирательностью активации неспецифических систем мозга. Большое значение для организации внимания имеет выработка динамических стереотипов. Когда субъект, выполняя задачу, не допускает невнимательности, у него относительно легко формируется оптимальный очаг возбуждения. Зато динамический стереотип невнимания трудно изменить. Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволяет обобщить различные подходы ученых по объяснению физиологических основ внимания (Таблица 3) Таблица 3 – Физиологические основы внимания Ученые Основные положения их концепций Нейрофизиологи общая активация деятельности мозга, что проявляется в изменении его электрической активности, осуществляется ретикулярной формацией; фиксируется на электроэнцефалограмме. И. Сеченов внимание имеет рефлекторный характер И. Павлов наличие в коре головного мозга устойчивого очага оптимального возбуждения, отрицательно индуцирует ее смежные участки. Закон индукции нервных процессов: процессы возбуждения, возникающие в одних участках мозга, вызывают процессы торможения в других участках. О. Ухтомский доминанта - господствующий, стойкий очаг оптимального возбуждения; подчиняет себе побочные импульсы, поступающие в другие ячейки, вызывая усиление возбуждения в доминанте. Г. Джаспер Г. Уолтер лимбическая система и лобные доли мозга содержат «нейроны внимания» и клетки ожидания, которые модифицируют состояние активности коры и регулируют ее готовность к действиям. В лобных участках в состоянии ожидания возникают особые медленные электрические колебания - «волны ожидания». Итак, внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. Это психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет важную роль в жизни человека, поскольку благодаря ей осуществляется регуляция деятельности, поведения и интеллектуальной активности. Внимание младшего школьника во многом сохраняет черты, присущие дошкольному возрасту. Объем внимания еще достаточно узкий, первоклассники обычно не в состоянии, например, одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя о ее создателе. Воспринимая трудное для них содержание (например, математические выражения), дети могут быстро выполнить знакомые действия, но тут же забудут, с какими числами они действовали, в результате каких действий правильно решили задачу, так как в каждый момент они могут сосредоточиться только на каком-то одном содержании своей деятельности. Учащиеся первых. вторых классов не умеют еще направить свое внимание на то, что является главным, существенным, например, в рассказе, задаче картине или отдельном предложении. Если, например, в задаче речь идет о желтых и красных яблоках, которые привозили в магазин, ученики легко переходят с оперирования числами на обсуждение яблок, их вкуса, начинают вспоминать, где и когда они их ели или получали от кого-то яблоки и т.п. Внимание к частностям — это результат характерной для дошкольников слитности и ситуативности восприятия сложных для них явлений, отсутствия умения анализировать, находить главное и видеть существенные связи в воспринимаемом целом. Неумение выделять существенное возрастает, если педагог неоднократно подчеркивает и таким образом специально выделяет какой-то элемент целого. Становясь акцентированным компонентом воспринимаемого комплексного раздражителя, такой элемент привлекает к себе повышенное внимание детей. Так, например, изучив букву «ь», дети начинают «слышать» мягкий согласный звук везде. Так появляются «Колья» вместо «Коля», «взьял» вместо «взял» и т.п. Работая с числами при решении математических примеров, дети, начиная решать задачи, прежде всего обращают внимание на числа. Они пытаются сразу производить с ними различные математические действия: складывать, вычитать, не анализируя для чего это нужно. Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у младших школьников в первом-третьем классе, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в словах учителя. Чрезмерно акцентированные компоненты целого, привлекают их внимание, причем таковыми обычно становятся отдельные персонажи, не играющие основной роли в сюжете, отдельные действия персонажей, какие-то черты внешнего облика и пр. По этой же причине дети чаще и лучше запоминают пример, который приводил учитель на уроке, чем правило, для закрепления которого он этот пример применил. Эти черты внимания младших школьников, связанные с возрастными особенностями развития высшей нервной деятельности, усиливаются недостаточной их подготовленностью к учебной деятельности. Узкий объем внимания, неумение распределять его в течение длительного времени между разными делами: смотреть на доску, слушать ответ одноклассника, пояснения учителя и еще следить за своей работой в тетради,— некоторые учителя по-прежнему считают рассеянностью, которая неприемлема в школе. Действительно, учебная деятельность требует навыка сосредоточиваться, но ведь у большинства детей, пришедших в школу, образовавшаяся доминанта крайне слаба. Она с трудом образуется и легко стихает. На смену быстро исчезнувшей одной возникает другая. Внимание ребенка переходит с одного предмета на другой, не задерживаясь надолго ни на одном из них, отвлекается любым, самым незначительным воздействием извне, так как сила его концентрации еще очень мала. Младшие школьники часто рассеянны. Причины этого состояния весьма различны: 1. Рассеянность как результат переутомления ребенка. Если он не соблюдает режим, если перегружен впечатлениями — нервная система ребенка перевозбуждается. Формируется охранительное торможение. Оно мешает созданию доминанты. 2. Рассеянность как следствие кислородного голодания ГМ. 3. Неустойчивость внимания как следствие недостаточной умственной активности. Педагогу следует помнить, что только умственная активность, поддерживаемая практическими действиями, является основой устойчивого внимания. 4. Рассеянность как результат неправильного воспитания детей состоящий в обилии и частой смене впечатлений. Не успевая разобраться в каждом из них, не имея возможности вдуматься в то новое, что ежедневно ему показывает взрослый, ребенок привыкает к легкому, поверхностному знакомству с окружающим. Его внимание становится скользящим. 5. Рассеянность как проявление негибкого внимания, отсутствие переключаемости, т. е. намеренного переноса внимания с одного предмета на другой, когда это оказывается необходимым. Такие проблемы часто наблюдаются у детей с инертным, флегматическим типом темперамента. Внимание представляет собой когнитивный процесс, который обеспечивает структурирование поступающей извне информации по признаку приоритета стоящих перед субъектом задач. Эффективность внимания определяется по следующему ряду показателей: уровень внимания (интенсивность и концентрация), объем внимания (широта и распределение внимания), скорость переключения, устойчивость внимания. Объемом внимания является то количество предметов, которое может восприниматься или то количество действий, которое может совершаться индивидом одновременно. Объем внимания зависит от времени экспозиции, характера стимула и навыков конкретного индивида. Так, например, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0,1 с. средний объем внимания составляет 7±2 предмета. При наличии смыслового обобщения воспринимаемых предметов, объем внимания многократно повышается. Устойчивость внимания — это способность человека сосредотачиваться на каком-либо одном объекте. Однако более точным можно считать понимание под устойчивостью общей направленности внимания в процессе деятельности. Устойчивость внимания определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией. Необходимым условием высокой устойчивости внимания является разнообразие стимулов или выполняемых операций. Концентрация внимания представляет собой возможность сосредоточения человека на каком-либо одном объекте в течение длительного промежутка времени. Концентрация внимания означает, что формируется временный фокус всей психологической активности человека. С уменьшением объектов внимания, или участка воспринимаемой формы, растет концентрация внимания. Переключаемость внимания — это способность человека переводить свое внимание с одного объекта на другой. Выделяют два вида переключения внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач, изменении способа действий и осуществляется при участии волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает спонтанно напряжения волевых усилий. Распределение внимания — это способность рассредоточить внимание на нескольких объектах. Виды внимания: – произвольное внимание определено постановкой сознательной цели; Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего периода деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. – непроизвольное представлено ориентировочным рефлексом, возникающим под воздействием неожиданных и новых раздражителей. Представляет собой сосредоточение сознания на объекте в силу каких-либо особенностей объекта. Характеризуется отсутствием усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение. Развитие основных свойств внимания — важнейшая задача дошкольного воспитания, один из важных показателей психологической готовности ребенка. Я придерживаюсь, положения о том, что развитие внимания и его свойств обеспечит успешное обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять инструкции педагога и контролировать себя в процессе учебной деятельности. Мы знаем, что возраст 6 – 7 лет актуален для социального и психического развития ребенка. Характерной особенностью данного возраста является то, что он является сенситивным как для общего развития ребенка, так и развития познавательно-мыслительных процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. В этот период у ребенка складываются произвольные формы психической активности. В этом возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Значительно возрастает его объем: ребенок способен оперировать несколькими предметами. Увеличивается распределения внимания так как многие действия ребенок начинает выполнять автоматически. Устойчивость внимания проявляется ребенком при выполнении различного рода работ пусть даже неинтересных. В старшем возрасте он начинает понимать, осознавать роль выполняемой работы и не отвлекается, доводит до конца начатую работу, даже при появлении более интересной перспективы. Проявление устойчивости внимания, удержание его на объекте говорит о развитии любознательности, наличии познавательных процессов. На устойчивость и концентрацию внимания оказывает влияние характер действующего раздражителя. В старшем дошкольном возрасте длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость, концентрация внимания. Хочется отметить, в подготовительной к школе группе изменяется организация жизни ребенка, он включается в игровую, трудовую, продуктивную, учебную виды деятельности. Внимание детей начинает изменяться, приобретая определённые качественные характеристики в зависимости от той деятельности, в которой оно задействовано и в зависимости от того, как организуется эта деятельность. Главным условием общего развития и развития свойств внимания детей в дошкольном возрасте может стать детская игра как любимый вид деятельности ребенка. В настоящее время в связи с вступлением в силу ФГОС Дошкольного Образования, которые нацеливают нас на необходимость создание благоприятных условий развития каждого ребенка, открывающих возможности для его позитивного и личностного развития на основе сотрудничества всех участников педагогического процесса и соответствующим возрасту видам деятельности, где ведущим видом деятельности будет выступать игра. О игре как условии успешного развития говорится в исследованиях многих отечественных ученых А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина, Л.В. Артемовой, Н.Я. Михайленко и др. Игра выступая как средство развития личности может использоваться в процессе как способ воспитания и обучения ребенка, самообучения, самореализации, является средством коррекции развития ребёнка, диагностическое средство, в процессе игры — развиваются потенциальные способности каждого ребенка участвующего в ней. Н. Ф. Добрынин отмечал, что на протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность, необходимым условием развития внимания и его свойств является то, что ребенок научается управлять собой и сознательно направляет свое внимание на определенный объект при условии создания интереса к процессу и результату деятельности. Игра может служить одним из видов такой деятельности. Отечественные психологи и педагоги отмечают, что детская сюжетно – ролевая игра обладает уникальными особенностями, она обладает своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов детских игр. Сюжетно – ролевая игра требует проявления умственной и двигательной активности, что требует от ребенка проявления переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Хочется отметить сюжетно-ролевая игра дошкольника способствует появлению главных новообразований этого возраста, формирует личностные смыслы, побуждающие к деятельности. В научных работах исследователей Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина сделан подробный анализ развития сюжетно-ролевой игры, обозначена её структура, описаны основные закономерности развития сюжетной игры на протяжении дошкольного детства. В своих исследованиях они отметили значение игры для формирования основных психических новообразований дошкольного возраста. На практике можно увидеть основное противоречие, которое заключается в необходимости развития свойств внимания как условие психологической готовности дошкольников к школьному обучению и недостаточной разработанностью вопросов, непосредственно связанных с использованием сюжетно — ролевых игр для развития свойств вним....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: