- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Тип и формы государства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011390 |
Тема: | Тип и формы государства |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ КАФЕДРА теории и истории права и государства КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: теория государства и права на тему: «Тип и формы государства». Выполнил: Студент группы 415 Очной формы обучения Юрченко Артем Александрович Научный руководитель: Ростов-на-Дону 2018 год Содержание Введение………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1: Типология государства………………………………..5 1.1 Формационный подход………………………………………….7 1.1.1 Рабовладельческий тип………………………………….....9 1.1.2 Феодальный тип………………………………………………..10 1.1.3 Буржуазный тип………………………………………………..11 1.1.4 Социалистический тип………………………………………12 1.2 Цивилизованный подход……………………………………14 ГЛАВА 2: Формы государства…………………………………..18 2.1 Форма государственного правления………………….20 2.2 Форма государственного устройства………………….25 2.3 Политический режим………………………………………….29 Заключение………………………………………………………….. Список литературы……………………………………………….32 Введение. На данный момент, нет более спорного вопроса в политической науке, как вопрос государства. Интересен сам процесс распознавания, познания и понятия того, как устроено государство, каким образом оно дошло до такой стадии, в которой оно находится сейчас. Прежде всего, процесс становления государства прошел через многовековую историю и имел различные исторические по себе типы. В свете этого, в истории государство имело множество различных типов государство, которые сменяли друг друга раз за разом, поэтому для цели познания государства в целом, необходимо изучить его исторические типы, их смену и углубиться в их внутреннее состояние. Прежде всего государство это социальная организация, созданная обществом для управления жизнью самого общества. И управление этой жизнью бывает довольно таки разное, что отражается в типах и формах государства. Поэтому для осмысления государства, как общественной организации, нужно вникнуть в его типы и формы, которые отображают всю сущность данной общественной организации. Без развития типологии, государство было бы, наверное, безликим или вообще не достигло бы того уровня, на котором находятся нынешние современные государства. Целью данной курсовой работы является изучение основной типологии государства, а также подробное изучение форм государства. Углубление в разные типы государства, которые брали свое начало задолго до нашего времени. Отдельная глава посвящена типам государства, если быть точнее формационному подходу к типологии государства и цивилизованному подходу к типологии государства. Также отдельная глава посвящена формам государства. Если быть точнее форме государственного правления, форме государственного устройства и политическому режиму. Целью является углубленное изучение типов и форм государства. ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ Типология или же классификация государства является одним из важнейших процессов познания государственного устройства. Это связано с тем, что познание сущности самого государства происходит в совокупности с его развитием и изменением. Для того чтобы оно развивалось, нужно чтобы оно менялось. Типология – наиболее трудный вид классификации. Главная задача типологии государства состоит в изучении его исторических типов. Без изучения исторически сложившихся типов невозможно определить закономерности развития, роль, сущность государства. Тип государства – модель, или идеальный, выраженный в понятии образ государства, в котором объединяются общие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений и которому соответствует определенный класс конкретных государств. 1 Тип государства определяется: * Классом или социальной группой которая пребывает у власти * Системой форм собственности, на которых эта власть базируется * Уровнем культурно-духовного развития общества этого государства Типология государства – учение о типах государства, которое включает в себя деление государств на типы и характеристику этих типов. Типология производит деление государства на различные стадии или же этапы, которое оно преодолевает в пути своего развития. «В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации.»2 Существует два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизованный. 1.1 Формационный подход Формационный подход основан на марксистском учении о изменениях в экономическом строе общества, а также о изменении классовой структуры общества. Прежде всего формация (лат. Formation) – это образование. То есть, образование чего-то нового, в случае с формационным подходом в типологии государств, образовании нового типа общества в государстве, где происходит формация. При формационном подходе государство обретает классовую раздробленность общества, основываясь на экономическом принципе, что выглядит как диктатура экономически господствующего класса над другим классом. Основными представителями формационного подхода являлись К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Они выдвигали марксистско-ленинскую теорию происхождению государства. «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»3 Эта теория была единственной раскрывшей классовую сущность государства. В формационном типе государств во-первых существовала специальная группа людей, которая является управлением общественными делами. Они попадали в разряд отдельной социальной категории общества, что уже отделяло их от остального населения. Во-вторых, присутствовал разряд людей, который назывался «аппаратом управления» или «механизмом государственной власти». Данный механизм состоял из органов, где каждый занимает определенное место в системе государственной организации. В-третьих, в любом государстве характерно наличие органа, при помощи которого производится подчинение одних людей над другими, это аппарат принуждения. Такими органами являлись вооруженные отряды. (армия, полиция). В-четвертых, лица осуществляющие управление органами высшей политической власти классового общества не принимают участие в производстве материальных благ, поэтому им нужны материальные средства для их же содержания. Эти средства взимаются с населения в виде налогов. Таким образом лица государственной власти обладают особенным положением в виде классового превосходства, как с точки зрения «выразителя господствующей власти», так и с точки зрения «материальных положения». Они являются «иждивенцами»4 общества. Плюсы формационного подхода: * Идея делить государство на основе социально-экономические факторов достаточно эффективна, в связи с тем, что данные факторы действительно значительно влияют на общество. * Данный подход показывает четкие этапы развития, естественный и исторический процесс развития государства. Минусы формационного подхода: * Недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные), которые в значительной мере могли бы влиять на природу государства. В соответствии с формационным подходом выделяют четыре типа государств: * Рабовладельческое. * Феодальное. * Буржуазное. * Социалистическое. 1.1.1 Рабовладельческий тип. Рабовладельческий тип государства – первый по хронологической последовательности своего возникновения тип эксплуататорского государства. Рабовладельческое государство – одна из важнейших частей надстройки в рабовладельческом обществе, служебная роль которой состояла в том, чтобы активно содействовать оформлению и укреплению базиса этого общества. Организация классового господства рабовладельцев над угнетённым классом рабов.5 Тип государства сложившийся в результате разложения первобытно-общинного строя, он представлял организацию, в которой господствовал экономически-господствующий класс рабовладельцев. Данные типы государств появились в результате появления и развития такого понятия как «частная собственность», а также в результате расслоения общества на классы. В пример, где действительно по настоящему присутствовал рабовладельческий тип государства, можно привести Древний Рим, расцвет данного типа там происходил в в VI веке до нашей эры. Рабы не являлись гражданами государства, их положение сравнивали с вещью. То есть рабы не считались субъектами права, а являлись объектами. Рабовладельческое государство считалось классовым, где присутствовала диктатура рабовладельцев. Данная классовая сущность выражалась в функциях государства. Основной функцией данного государства являлась защита собственности рабовладельца на средства производства, то есть и на рабов. 1.1.2 Феодальное государство. Феодальное государство – один из исторических типов эксплуататорского государства; организация политического господства экономически господствующего класса землевладельцев-крепостников для подавления и эксплуатации крепостных крестьян.6 «Для удержания своего господства, для сохранения своей власти помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинении ему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам – и все эти законы сводились в основном к одному – удержать власть помещика над крепостным крестьянином. Это и было крепостническое государство…»7 Если судить по формам правления, то феодальное государство выступало в роли феодального княжества, королевства или же как феодальная городская республика. По политическому режиму феодализм выражался в форме представительной организации господствующих феодальных сословий, либо в форме абсолютизма. Также присуще была и форма непосредственной демократии (городские республики). Церковь в данном типе государств обладала политической власти, в связи с этим политический режим различался также на фоне этого фактора. По форме государственного устройства, феодальное государство были либо централизованным, либо децентрализованным. Особенными формами государственного устройства при феодализме были союзы государств (королевские унии, торговые лиги). В основе политических форм феодального типа государств лежал принцип зависимости политической власти от феодальной собственности на землю. Феодальное государство судя по позиции марксистского феодального подхода, есть ничто иное, как орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, важнейшее средство охраны и орган диктатуры феодалов. «Современные представления о феодальном государстве являются значительно более глубокими. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора защищать своих вассалов, обязанность вассалов содержать своих сеньоров».8 1.1.3 Буржуазный тип Буржуазное государство – тип эксплуататорского государства. Оно входит в надстройку над капиталистическим базисом. Эксплуататорским классом является – буржуазия, а эксплуатируемым – пролетариат.9 Буржуазное государство не нуждается в замене старого феодального государственного аппарата, она приспособляет его к новым формам эксплуатации и ограничивается заменой одной эксплуататорской группы другой эксплуататорской группой, то есть буржуазия заменяет феодалов. В буржуазном государстве, как и в прошлых эксплуататорских государствах главным орудием в механизме государственной власти является армия и полиция. Данный тип государства динамично защищает интересы эксплуататоров против трудящихся. Буржуазному государству свойственны те же функции, что и прошлым типам в связи с тем, что в интересах капиталистов происходит подавление пролетариата и других эксплуатируемых масс, также как и в прошлых типах государств. Но эти функции стали намного прогрессировать, хоть и были похожи по типу. В частности буржуазный тип производства, в сравнении с феодальным представлял огромный прогресс, создавший условия более широкого и интенсивного развития производительных сил. «Буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые условия угнетения и новые формы эксплуатации на место старых. Но буржуазия упростила классовые противоречия, так как общество раскололось на два большие стоящие друг против друга – буржуазия и пролетариат.» 10 В сравнении с феодальным государством, буржуазное сделало огромный шаг вперед. Развитие буржуазного государства делится на три основных этапов: * Утверждение капитализма (XVI в.) * Переход капитализма в империализм (1871-1917 гг.) * Общий кризис капитализма. 1.1.4 Социалистический тип Социалистический тип – государство нового, высшего типа, возникающее в результате победы социалистической революции слома эксплуататорского государственного аппарата. Социалистическое государство является по своей сущности диктатурой пролетариата и имеет своим назначением уничтожение эксплуатации человека человеком и построение коммунистического общества. 11 Социалистический тип государства представляет собой высокий тип государственной организации в сравнении с эксплуататорским государством, высшую степень развития государственности, выражающую более высокий тип развития человеческой цивилизации. Социалистическое государство опирается на такие принципы социального, экономического и духовного регулирования, которые представляют собой наивысшую в современных условиях стадию общественного прогресса Представители формационного подхода считают, что социалистическое государство является государством высшего типа, но является отмирающим государством, которое базируется средствах производства и общественной собственности. Прошлые типы считаются «эксплуататорским типом государства», социалистическое же наоборот, социалистическое же наоборот, является антонимом по отношению к этому понятию. Данный тип антиэксплуататорский. Главная сущность состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим. «Богатые и жулики, это – две стороны одной медали, это – два главные разряда паразитов, вскормленных капитализмом, это – главные враги социализма, этих врагов надо взять под особый надзор всего населения, с ними надо расправляться, при малейшем нарушении ими правил и законов социалистического общества, беспощадно.»12 По мнению К.Маркса, этот исторически последний тип государства формационного подхода постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив главную задачу – построение бесклассового коммунистического общества. 1.2 Цивилизованный подход Цивилизованная типология государства устанавливает тип государства через духовно-культурные факторы, тем самым отрекаясь от абсолютизации экономических факторов. Данный подход основывается на понятии «цивилизация». Цивилизация (лат. Civilis – гражданский, государственный) Цивилизация – система общества обладающая рядом религиозных, нравственных, культурных, географических характеристик. Первым, кто сформировал данный подход является русский мыслитель Н.Я. Данилевский, дальнейшее развитие он получил от О.Шпенглера и А.Тойнби. Отличие цивилизованного подхода от формационного состоит в том, что данный подход объясняет развитие государстве непосредственно в связке с культурно-духовными факторами, таких как религия, нормы морали, менталитет. По мнению А.Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от этих признаков выделяют следующие виды цивилизации: 1. Восточные, западные, смешанные 2. Древние, средневековые, современные 3. Крестьянские, промышленные, научно-технические 4. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные А.Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. То есть, изменения происходящие в соответствии с этой теории происходят не в рамках мирового общественно процесса, а внутри отдельной цивилизации. Сам Тойнби посвятил книгу теме цивилизованного и нецивилизованного общества, где рассуждал о становлении цивилизации в обществе. «Ведь так называемое цивилизованное государство есть не более чем оснащенный высокой техникой вариант примитивного племени. И хотя война между государствами цивилизованными значительно более разрушительна, чем борьба между племенами примитивного общества, в обоих случаях процесс этот одинаково самоубийственен.»13 Цивилизованной типологии присуще два основных момента, которые отличительно выделяют ее среди других. В первом случае, здесь не выделяется то главное, что характеризует государство – принадлежность политической власти. Во втором случае, это недостаточная разработанность данной типологии. Плюсы цивилизованной типологии: * Определенны духовные факторы. * Внимание к культуре, проявление которой рассматриваются в качестве важных факторов государства. Минусы цивилизованной типологии: * Недостаточная оценка социально-экономических факторов. * Существование множества несовпадающих критериев и классификаций. В цивилизованном типе государств существуют два отдельных подхода этой теории: стадиально-цивилизованный и локально-цивилизованный. Стадиально-цивилизованная модель была разработана Э.Тоффлером и У.Ростоу. Модель Тоффлера: Тоффлер выделил три основных этапа развития цивилизованного общества: 1. Аграрное общество (основывалось на сельском хозяйстве). 2. Индустриальное общество (основывалось на преимуществе промышленности). 3. Постиндустриальное общество (основывалось на преобладании знаний и информации). Модель Ростоу: Ростоу выделил в свою очередь пять этапов развития цивилизованного общества, два из которых являются интервальными: 1. Традиционное общество (преимущество сельского хозяйства в экономике). 2. Переходное общество (рост сельского хозяйства, появление предпринимательства). 3. Стадия подъема (появление социально-экономических и политических преобразований, в связи с происхождением промышленных революций). 4. Стадия зрелости (рост численности городского населения, распространение новых технологий). 5. Общество высокого массового потребления (рост производства товаров потребления, сферы услуг). Локально-цивилизованная модель была разработана А.Тойнби, Н.Я.Данилевский. Модель Тойнби: 1. Рождение цивилизаций. 2. Рост цивилизаций. 3. Разложение и гибель цивилизаций. Тойнби считал, что упадок цивилизации происходит в тот момент, когда «творческое меньшинство» превращается в закрытую самовоспроизводящую касту. Модель Данилевского: 1. Первичные цивилизации (не имеют ведущего начала). 2. Одноосновные цивилизации (имеют выраженное начало). 3. Двухосновные цивилизации (имеют два различных начала). 4. Объединительная цивилизация (развитие политических, религиозных, культурных начал). Стадиально-цивилизованная модель предполагает собой концепцию движения общества от одной стадии к другой. Если быть точнее, то данных стадий три: дикость, варварство, цивилизация. Локально-цивилизованная модель предполагает же понимание цивилизации как локального масштабного общества с яркой социокультурной спецификой. ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. «Если категория “сущность государства” отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория “форма государства”, означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на одной территории и как осуществляется политическая власть» ( учебник тгп Н.И. Матузов, А.В. Малько, Юристъ 2004) Форма государства – это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность и исторический тип государства. Также форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, в особенности в период его возникновения. В особенной степени, от формы государства, зависит политическая жизнь в обществе. В форме государства выражается его строение, на которое влияют не только социально-экономические факторы, но и природные, религиозные особенности, культурный уровень развития общества. В свою очередь форма государства включает в себя элементы, которые играют важную роль в разграничении. Данных формы три: * Форма государственного правления. * Форма государственного устройства. * Политический режим. Форма государственного правления описывает порядок организации и образования высших органов государственной власти, их взаимоотношение с населением и друг другом. Формы правления подразделяются на монархические и республиканские. Форма государственного устройства выражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его территориальными единицами. По форме устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Политический режим подразумевает собой методы, способы и средства осуществления государственной власти. Режимы в свою очередь подразделяют на демократический и антидемократический. 2.1 Форма государственного правления. Форма государственного правления – это обособленный элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок возникновения ее органов и их взаимоотношение с населением. Аристотель, вслед за Платоном попытался разработать классификацию государств по критерию кто и как правит в этих государствах. Он предложил несколько форм государственного правления: монархия, республика, деспотия. В наше же время остались только две первые. Форма правления подразделяется на монархии и республики, которые тоже в свою очередь делятся на составные части. МОНАРХИЯ. Монархия – «власть одного, единовластие», форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Свое начало монархическая форма правления взяла на рубеже IV-III в. до нашей эры в достаточно простой организации общества, социально не расчлененных. Это были общества ранних земледельческих культур, где власть основывалась на жестко централизованной основе. Монарх признавался посредником между предками и народом, он выступал в религиозной роли, считался носителем священных традиций и опыта. Он был непосредственным участником религиозных ритуалов и обрядов, также он считался посредником народом и верховным божеством. Монархия обеспечивала классовые и общесоциальные функции государственного правления: создание страховых запасов, организацию совместных работ, обеспечивала защиту от нападения, вела войны, занималась взиманием налогов. Как уже говорилось, монарх не несет никакой ответственности за результаты своего правления, будь она юридическая или политическая. За всего его ошибки или провинности отвечают другие чиновники или же советники, но это не означает, что монарх является правителем, который не заботится о своем народе и человеком, который “пустил все на самотек”. К признакам монархии относят: * Передачу власти по наследству * Осуществление ее бессрочно * Не зависит от волеизъявления народа Монархия подразделяется на 2 типа: абсолютная и конституционная. При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляется законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства. В настоящий момент, к абсолютным монархиям относятся некоторые страны Среднего Востока, например Саудовская Аравия. Абсолютная монархия также выражается в бесправии народа, в отсутствии представительных учреждений, вся власть собрана в одних руках – руках монарха. Абсолютная монархия характерна господством определенного класса, жестокой эксплуатацией народа. Расцвет данного подвида монархии приходится в основном на средневековье. При ограниченной монархии (конституционной), высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом. К конституционным в свою очередь относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть правителя ограничена конституцией, правительством, парламентом и независимым судом. Конституционной монархии свойственно ограничение власти монарха в законодательных и юридических вопросах. Правительство, которое в свою очередь назначает сам монарх, несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все акты, который исходят от монарха, приобретают юридическую силу только после одобрения этих актов парламентом. В конституционном виде монархии, монарх играет представительную роль, он царствует, но не правит. Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий Ряд современных стран приняли с монархической формой правления приняли конституцию и сформировали парламенты, но все равно остаются по существу абсолютными монархиями, это связано с тем, что конституции этих стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламент имеет вторичное место управления. РЕСПУБЛИКА. Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.14 Республика придерживается демократического вида появления верховных органов государства. Высшие органы власти имеют связь с избирателями и ответственны перед ними, эти взаимоотношения строятся по принципу разделения властей. Говоря проще, республиканская форма правления – это форма коллективного правления. Если углубиться в историю, то уже в месопотамских государствах (IV-III в. до нашей эры) проявлялись признаки республики. Власть там имела сложную структуру, верховенство оставалось за демократическим органом власти, собранием и советом. При всем этом, в собрании участвовали все полноправные горожане и все граждане государства, они принимали главные решения, избирали совет для ведения государственных дел. Республиканская форма взяла свои корни в рабовладельческих государствах. Например ярко выраженное ее применение можно увидеть в демократической Афинской республике, здесь также все органы, в том числе и высшие избирались полноправными гражданами. Современные республики делятся на три вида, это: * Президентская республика. Она представляет собой соотношение полномочий президента, парламента и правительства. То есть главы государства, органа законодательной власти и органа исполнительной власти. То есть государство строится по принципу жесткого разделения властей. Парламент принимает законы, президент управляет. Высшие государственные органы обладают самостоятельностью. Также президент лишен полномочия роспуска парламента, даже наоборот, парламент может начать процесс отстранения от власти президента – «импичмент». Данная процедура может произойти тогда, когда президент злоупотребляет своими полномочиями, нарушает в грубой форме конституцию, совершает преступления. В пример президентских республик можно привести такие государства, как США, Бразилия, Мексика. * Парламентская республика. В данной республике правительство формируется законодательным органом и несет ответственность перед ним. Парламент может выразить свое доверие либо недоверие деятельности правительства, это понятие называется «вотум». Главой государства является президент, который избирается или прямым голосованием народа, или парламентов, или коллегией выборщиков. Но в данном типе республики президент в системе государственной власти играет малую роль, основное управление государством берет на себя глава правительства. В пример парламентских республик можно привести такие государства, как Израиль, Италия, Индия, Австрия. * Смешанная республика. Данные республики часто называют «полупрезидентские» или «президенстко-парламентские». В таком типе республик присутствует двойная ответственность правительства, и перед президентом, и перед парламентом. То есть в этом типе республик смешиваются элементы президентской республики с элементами парламентской республики. Власть президент здесь получает прямиком от народа, то есть путем проведения прямых выборов. Парламент и президент вместе формируют правительство. В пример стран со смешанной формой республики в настоящее время можно привести такие государства, как Российская Федерация, Франция, Португалия, Польша. 2.2 Форма государственного устройства. Форма государственного устройства – такой же основной элемент формы государства, как и форма государственного правления, который объясняет внутреннюю структуру государства, способы его территориального и политического деления, обусловливающий взаимоотношения всех государственных органов с органами его составных частей. Понятие «устройство государства» понимается как строение государства, и это действительно так. Устройство государства как форма государства, как форма правления, как форма территориальной организации рассматривается с разных сторон: с политической, структурной и территориальной. О территориальном устройстве говорится в связи административно-территориальной организацией государства и национально-государственной организацией государства. Любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане данного государства, из этого вытекает необходимость построить территориальную организацию государства. Государство ведет разную деятельность для выполнения своего социального назначения: защиты граждан, организации экономической жизни, создания страховых запасов. В пример такой деятельности можно привести: финансовую, военную, экономическую, информационную. Но ведение всей этой деятельности из одного места при большой численности населения вызывает затруднение. Территория разделяется на округа, штаты, края, области, земли и т.д, а также на данных территориальных образованиях создаются местные органы власти. Данный процесс можно рассмотреть на примере США. При освоении Запада в XVIII веке стали действовать следующие правила: когда численность населения на землях Запада достигала определенных размеров (5 тысяч мужского дееспособного населения) территория должна была созвать «генеральную ассамблею», для помощи назначенному губернатору в управлении делами; когда население достигало 60 тысяч населения, Конгресс должен был принять данную территорию в качестве нового штата на равных правах с другими штатами. Также население государства может быть многонациональным, что тоже важный фактор. Каждая нация, народность имеет свои традиции, культурный, духовные и языковые потребности. Форма государственного устройства подразделяется на три типа: унитарное государство, федерации, конфедерации. Унитарное государство в свою очередь делится на централизованные и децентрализованные. Федерации делятся на территориальные и национально-территориальные. * Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.15 Данная форма государственного устройства существует во многих современных странах. Она объясняется единой формой государственного аппарата на всей территории страны. Глава государства, парламент, правительство направляют свою юрисдикцию на территорию страны. Их полномочия не ограничиваются никакими местными органами. Но также компетенция может быть распределена между центром и местами, происходит на конституционной основе. Административно-территориальные единицы имеют одинаковые юридический статус и одинаковое положение по отношению к центральному органу. Все административно-территориальные единицы имеют единое гражданство. Также для унитарного государства характерна единая конституция, то есть единая система права. Характерна единая судебная система, осуществляющая правосудие на территории всего государства. В пример стран с этой формой устройства можно привести: Великобританию, Япония, Франция. * Федеративное государство – сложно союзное государство, части которого (республики, штаты, земли и т.д) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.16 В отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном понятии не представляет собой единого целого. Оно состоит из субъектов и является союзным государством. В федерации присутствует два вида разного уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский. Федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, верхняя палата которого отражает интересы субъектов федерации. Один из признаков федеративного устройства это наличие двойного гражданства. То есть, каждый гражданин считается гражданином государства и соответствующего государственного образования, данный признак закрепляется конституцией государства. Это подразумевает то, что объем свобод и прав у каждого гражданина одинаковый, в независимости от того на какой территории государства он проживает. В основу административно-территориальной федерации положены экономические, географические, территориальные и транспортные факторы. Огромную роль играет исторические, языковые и культурные традиции. В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации единства, но субъекты могут создавать и свою правовую систему. Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. К данному типу государственного устройства, относятся такие страны, как Российская Федерация, Германия, Швейцария и т.д * Конфедерация – То союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).17 Данные цели могут нести собой как временный, так и постоянный характер. Для достижения этих целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства для ведения общих дел устанавливаются по соглашению и являются добровольными. Принцип вступление в конфедерацию и выход из нее определяется входящими в нее государствами, основан на согласии всех ее членов и добровольном соглашении государства желающего вступить в конфедерацию. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение суверенитета проявляется только в той стороне деятельности, которая стала предметом их добровольного объединения. В пример конфедераций можно привести (Швейцария 1291-1848, Республика Соединенных Провинций 1581-1795, Конфедеративные Штаты Америки 1861-1865 и т.д). 2.3 Политический режим. Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизм....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: