- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие формы государства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002689 |
Тема: | Понятие формы государства |
Содержание
Введение К изучению развития форм государства устройства нужен комплексный подход, в этом и заключается актуальность проблемы. Научное исследование различных аспектов формы государства обладает важным теоретическим и практическим значением, так как оно способствует установлению закономерностей и случайностей в развитии государства, обобщению и использованию опыта государственного строительства. Каждая сфера общественной жизни человека подразумевает ту или иную форму объединения, создание сообщества, имеющего логически связи или строгую субординацию. Государство не является исключением - это сообщество созданное человеком, имеющее свою форму, суверенитет и т.д. В настоящее время в мире насчитывается более двух сотен государств. Содержательными характеристиками, которые отражают то, что присуще всем государствам, являются население, территория и власть. Все государства довольно существенно отличаются друг от друга, имеют свои особенности внутренней организации, но все они отражаются в «форме государства», которая позволяет ответить на такие вопросы как: кому в государстве принадлежит государственная власть? Какими способами она осуществляется? Как она организована территориально? В недавнем прошлом данную категорию весьма недооценивали. В работах авторов советского периода подчёркивается значение «содержания» государства и упор делался на «классовую» сторону. Но не всегда обращали внимание на то, что содержание «сформировано», что форма как раз и есть способ выражения и существования содержания, что содержательна именно форма, а не что-либо другое. От того, как организована и осуществляется государственная власть, какие методы она использует для достижения своих целей и управления обществом, полностью зависят эффективность государственного руководства и правопорядка в стране. В этом заключается ответ на вопрос: почему форма государства имеет важное практическое и теоретическое значение. Объектом работы являются закономерности развития и становления форм государства и его элементов. Предметом исследования научные доктрины, посвященные закономерностям развития и становления форм государства, изложенные в научной литературе. Цель работы – исследовать многообразие форм государства; закономерности развития и функционирования формы государства и диалектическую взаимосвязь ее элементов. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Дать понятие формы государства и раскрыть его особенности; 2. Проанализировать взаимосвязь элементов форм государства с помощью сравнительно-правового метода; 3. Выявить проблему классификации форм государств; 4. Раскрыть подробно элементы форм государства. Теоретической основой нашей научно-исследовательской работы послужили труды известных теоретиков права, таких как Авакьян С.А., Григорьева И.В., Деревнин А.А., Комаров С.А., Малько А.В., Лазарев В.В., Липень С.В., Марченко М.Н., Радько Т.Н., Хропанюк В.Н., Черданцев А. Ф. и д.р. При написании данной работы были использованы следующие научные методы: системный анализ действующего законодательства, структурно-функциональный метод изучения действующего законодательства, сравнительно-правовой метод, исторический метод. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Понятие и элементы формы государства 1.1. Понятие формы государства Приступая к изучению формы государства, в первую очередь стоит уделить внимание многозначности понятия «форма государства» в теории государства. О форме государства говорится как форме политического режима государства, об устройстве как территориальной организации, об устройстве как форме правления. Это не случайно. Несомненно, во всех случаях мы говорим именно о форме государства, но в разных аспектах. Необходимость построить территориальную организацию государства определенным образом возникает из-за того, что любое государство занимает ограниченную территорию, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Чтобы выполнить своё социальное назначение – организацию экономической жизни, защиту граждан, создание страховых запасов, государство ведет разнообразную деятельность. Например финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы), информационную (сбор и распространение информации и т.д.). Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится невозможно. Возникает необходимость разделить территорию на субъекты и распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Более того, население в государстве может быть многонациональным, у каждого народа свои потребности, своя культура. Это необходимо учитывать при форме государства. Наконец, субъективные и даже случайные факторы – заимствования, политико-правовые подражания, колониальные воздействия, политические интересы и многое другое влияют на территориальную организацию государства. Как и форма правления, территориальное устройство уходит своими корнями в древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления. Основываясь на этой информации можно вывести определение формы государства. Каждый учёный, который изучал эти формы государства давал ей своё определение, мне больше заинтересовало такое: форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.1 Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов. Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга. От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии, в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства. Элементами формы государства являются: 1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские; 2) форма государственного (территориального) устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные; 3) Государственно-политический режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы. Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих. Следует заметить, что термин «форма государства» включает в себя всю форму государства на конкретном этапе развития, в конкретной стране. На самом деле, речь идёт о том, как организовано государство как власть на данной территории. Форма государства делает возможным рассмотрение структуры государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти, формой правления, формой политического режима. По структуре различают простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные) государства. Форма государства самостоятельна, и во многом определяется традициями, историческими особенностями государства. Таким образом, высказываются совершенно различные точки зрения касательно данного вопроса и предлагаются различные подходы к определению понятия и содержания форм государства. Так, например, традиционным в 60-70е годы 20 века является представление о форме государства как определенном институте, который складывается из формы правления и формы государственного устройства. А уже позже, по настоящее время, утверждается мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственно-политического режима. Сама форма государства проявляется через непосредственную связь с государственной властью, что отмечали еще дореволюционные российские авторы, указывая, что в современную эпоху любое государство является определенной организацией государственной власти, выступающей в различных формах и проявлениях. Но, важно отметить, что государственная власть здесь понимается не в общепринятом ее восприятии как определенная воля государства, но как наиболее известное отношение одной воли к другой и господство первой над второй, или наоборот. Таким образом, если бы воля государства была властью, то, по мнению Ф. Кистяковского, государственная воля оставалась бы властью и при вступлении государства в частноправовые сделки2. Но в современном мире все немного иначе. Так, в частноправовых сделках воля государства не будет являться властью, а будет стоять наравне с волей самих частных лиц. Именно поэтому определение власти как воли здесь будет несостоятельным. Но, если же мы будет говорить о прямой связи формы государства с государственной властью, то важным здесь будет являться тот факт, что власть в равной степени рассматриваться будет не как совокупность общих, подовых признаком и черт, а как конкретное социально-классовое явление и его проявления в современном мире. Однако, означать это будет, что при определении понятия форм, например, модель организации власти применять будет относительно того или иного класса. Аналогичным образом будут обстоять дела и с процессом определения форм и выявления особенностей различных типов государства. Сами попытки игнорирования данных закономерностей не будут приводить ни к чему позитивному, именно поэтому требуют особого внимания. Подводя итог вышесказанному нужно сделать вывод о том, что форма государства состоит из 3 взаимосвязанных элементов: формы территориального устройства, формы правления и формы политического режима. Например, в соответствии с п. 1 ст.1 Конституцией РФ, Российская федерация- Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.3 Конституция России закрепляет все 3 элемента: форма правление- республика, форма государственного устройства- федерация, форма государственно-политического режима- демократический. При характеристики формы государства следует учитывать то, что элементы формы государства не всегда совпадают между собой, т.е. форма правления может противоречить политическому режиму. Примером может служить КНДР: политический режим- авторитарный (хотя из названия государства, Корея – демократическая страна), а форма правления республика. Нужно разграничивать юридическую и фактическую форму конкретного государства. 1.2. Структура формы государсства Форма государства состоит из 3 элементов: формы государственного устройства, формы правления, формы государственно-политического режима. Форма устройства государства устанавливает принципы национально-территориальной организации государства и правоотношений центральных органов с региональными органами власти. Принято выделять три базовые формы устройства государства – федерация, унитарное государство и конфедерация. Унитарное государство является самой распространенной формой в современном мире, определяется единством конституции и системы высших органов власти государства, высоким уровнем централизации управления всех структурных административно-территориальных единиц (областей, департаментов, районов и др.) при отсутствии у них политической независимости. Примерами унитарных государств являются Франция, Финляндия, Япония. До 1918 года Российская империя также была унитарным государством. На данный период времени в нескольких унитарных странах – Испании, Великобритании, Италии, Финляндии, Дании – существует административная независимость для определенных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченную автономию имеют Северная Ирландия и Шотландия. Федерация – это форма устройства государства, когда несколько образований на государственной основе, юридически имеющие некоторую политическую независимость, составляют одно союзное государство. Конфедерацией признается временный правовой союз независимых государств, образованный с целью обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют собственные суверенные права, как во внешних, так и внутренних делах). Примерами конфедераций: ЕС, СНГ. Форма правления- это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Различаются две формы правления: - монархия (древневосточная, римская централизованная, средневековая раннефеодальная, сословно- представительная, абсолютная, современная конституционная); - республика (афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековые города-республики, современные парламентские, президентская, социалистическая). Форма политического режима- это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические (демократия) и недемократические (авторитарный и тоталитарный режимы).4 Примерами тоталитарных режимов можно отнести Италию, Германию в 20 веке. СССР при Сталине являлся тоталитарным государством, а после него - авторитарным. Примерами авторитарного режима можно назвать Китай, КНДР, Кубу. Период 15-17 веков вошел в историю под наименованием периода централизованного государства, называемого еще Русским (Московским) государством, Московской Русью. По форме устройства государства Россия того периода времени является типичным централизованным государством на унитарной основе. Только в 1654 году в структуре России формируется первая национальная политическая автономия – это Украина. Однако это уже был период заката Московского государства, преддверие принципиально новой стадии в российской истории – Российской империи. Следовательно, с позиции формы правления Московская Русь была монархией, а по форме устройства государства являлась централизованным государством на унитарной основе. Период Московского государства является крупным этапом в развитии механизма Российского государства. Следующей большой стадией в истории российского государства является период империи, либо петербургский период. Россия официально была провозглашена империей в 1721 году. Однако в действительности данный этап начинается несколько раньше – с самого начала значительных петровских реформ, с начала 18 века. В период империи, вплоть до начала 1917 года, Россия по форме собственного правления остается монархией с постепенным переходом от абсолютной монархии к ограниченной. По форме устройства государства Российская империя на всем протяжении собственной истории являлась унитарным государством на децентрализованной основе с такими независимыми образованиями, как Польша, Тува, Финляндия, Хивинский и Бухарский эмираты. Следовательно, по форме правления и еще в большей мере по форме устройства государства Россия периода империи существенно отличается от Московского государства. Это два принципиально новых стадии формирования и развития государственной системы РФ. Юридически Советский Союз был симметричной, договорной федерацией, которая была основана по национальному принципу. По факту СССР был жестко централизованным государством на унитарной основе. Проведенный анализ функционирования и организации структуры советского государства отчетливо показывает, каким образом нельзя строить отношения между органами власти государства, как нельзя строить федеративные отношения, как невозможно, в конечном итоге, перейти к истинно правовому государству. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. 1.3. Проблемы классификации форм государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слажено действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. Проблема формы государства связана с определением его территориального построения, созданием высших органов государства, взаимодействием их между собой и населением, методами осуществления государственной власти. Она является одной из важнейших в характеристике такого общественного явления, как государство. В научно-правовой мысли советского периода подчеркивалось значение в основном "содержания" государства, особенно его "классовой" стороны. При этом не всегда обращалось внимание на то, что содержание "формировано", что форма есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна. В силу указанных обстоятельств существует настоятельная потребность в дальнейшей углубленной разработке этой проблемы, показе структуры формы государства и на основе практики государственного строительства, проведении классификации государственных форм и их анализе. Актуальность исследования обусловлена также тем, что в последние годы благодаря трудам ученых-правоведов накоплен значительный фактический материал по проблемам определения форм государства, порой противоречивый, который требует систематизации и обобщения. Существует множество причин, почему существует столь много форм государства. Форма государства зависит от того, в какой исторический период оно возникло и развивалось, решающим оказывается влияние сущности, исторического типа государства. Так буржуазному государству в основном присуща республика, а феодальному государству – монархия. Также, форма государства значительно зависит, особенно в момент возникновения, от соотношения политических сил в стране. В ранних буржуазных революциях (Англия) был достигнут компромисс между буржуазией и феодалами, что породило конституционную монархию. Другая причина – соотношение социальных, классовых сил. При превалировании демократических сил устанавливается республика. Примером является Италия, где победа на референдуме после второй мировой войны привела к исчезновению монархии и установлению республики. В двадцатом веке военные перевороты часто приводили к установлению военно-диктаторских режимов. Более того, такие условия как поражения в войнах, тоже влияют на форму правления. Например, после поражения Японии во второй мировой войне она была оккупирована войсками США и там под давлением были установлены ограниченная монархия и либеральный демократический режим5. Национальный состав оказывает важное влияние на федеративное устройство страны. Федерация чаще всего встречается в многонациональных странах с компактным проживанием (каждая нация живёт на своей территории). Многонациональное общество же тяготеет к унитарному государству. Рассуждая о влиянии различных условий на формы государства нельзя забывать о традиции. Благодаря им была сохранена монархия в Англии и Японии. Также, на формах правления сказывается идеология. Например, исламская религиозная идеология создала такую форму правления, при которой светский руководитель и духовный лидер – одно и тоже лицо. Например, в Иране при наличии парламента и президента высшим должностным лицом выступает аятолла (религиозный глава). О многообразии форм государства говорил Аристотель, он рассматривал форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства он считал «правильными», так как в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из «правильных» форм могла превращаться в «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями только в личных целях. Цицерон выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, а также народную власть – демократию) и смешанную форму. В трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления6. В настоящее время в юридической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация), форме государственного (политического) режима (тоталитарные, демократические или авторитарные методы государственного правления). Сегодня конституция каждой страны закрепляет и регламентирует структуру, способы формирования и правовое положение высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правительства), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Таким образом, подводя общий итог, следует отметить, что история существования государства на протяжении всей истории носило дифференцированный характер, т.е. разные государства отличались друг о друга внутренним строением, в частности способом территориального деления, формой правления, формой государственно-политического режима, а также степенью централизации государственной власти. Этот феномен получил название форма государства, который в современном толковании понимается как организация и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства. При этом, многообразие форм государственного устройства сводится к двум основным – это унитарное и федеративное государственное устройство. А вот третьей формой государственного устройства будет являться конфедерация, встречаемая реже, нежели две другие.7 Глава 2. Теоретико-правовая характеристика формы государства 2.1. Формы территориального устройства 2.1.1. Федерация Термин федерация происходит от латинского слова foedus означающим «союз» - это союз между несколькими государственными образованиями, этот союз основан на договоре. Но в теории выделяют также автономную федерацию. Основой федерации является территориальный или национально – территориальный принцип, что помогает решению национального вопроса. В первом случае субъектами федерации являются государственные образования, созданные на основе территориального признака, во втором – федерация создаётся из самостоятельных государств на договорной основе. Субъектами федерации называются территориальные единицы, которые обладают некоторыми признаками государства, например конституцией. Поэтому в настоящее время под понятием федерация обозначается государство, в состав которого входят территориальные образования – субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие некоторым суверенитетом, т. е. некой самостоятельностью в осуществлении власти на своей территории. Соответственно, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. В федеративном государстве власть разделена между органами власти в субъектах федерации, которые занимаются проблемами своего региона, и между центральными органами государственной власти8. Все субъекты федерации равноправны. В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой обязательны для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган обычно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Вместе с общими федеральными высшими органами государственной власти, аналогичные органы власти существуют в каждом субъекте федерации. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации и их компетенция, определяются по договору. В таких государствах законодательство состоит из законодательств федерации и законодательств субъектов федерации. В федерации существуют две системы органов государственной власти: высшие федеральные органы власти в целом и высшие органы субъектов федерации (своё правительство, суд), две системы законодательства: федеральное и законодательство субъектов. Могут существовать двойное гражданство, две судебные системы (общефедеральные суды и суды субъектов федерации), так, например, в США. Обычно федеральными являются вопросы внешней политики, обороны, финансов. Но субъекты федерации могут быть и субъектами внешнеэкономических отношений. Как любая форма государственного устройства, федерация обладает своими характерными признаками, это: 1. Двойное гражданство (гражданство субъекта и гражданство всей страны); 2. Единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы; 3. Внешнеполитическая деятельность осуществляется федеральными органами; 4. У субъектов федерации могут быть собственные войсковые формирования9(но не во всех государствах). Право выхода из федерации за субъектами не признаётся в современных конституциях, это обеспечивает федеративное единство и целостность государства. Ранее это право признавалось в договоре об образовании СССР, республиканскими и союзными конституциями, но ни разу не было использовано. В юридической литературе выделяют несколько видов федераций: 1. Дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности; 2. Национально-территориальные федерации; 3. Договорно-конституционные федерации; 4. Симметричные федерации (члены федерации обладают одним статусом); 5. Асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации; 6. Территориальные федерации10. Главной проблемой федераций является разграничение предметов ведения и полномочий между центром и субъектами федерации. От решения данного вопроса зависит правовой статус субъектов федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства. Примеры федераций: Россия, США, Германия, Индия, Швейцария. После того, как была дана общая характеристика термина «Федерация» хотелось бы рассмотреть каждый её вид по отдельности. Начать стоит с территориальной федерации. Такая федерация характеризуется весьма значительным ограничением государственного суверенитета своих субъектов: верховенство центральной власти по отношению к высшим государственным органам субъектов федерации. В конституционных нормах установлен перечень вопросов, нормативно-правовые акты, по которым может издавать только союз, оставшиеся же вопросы подлежат ведению законотворческих органов субъектов федерации. Перейдём к рассмотрению национальной федерации. Она описывается более сложным устройством из-за многонационального населения. Как любой вид федерации обладает некоторыми признаками: • субъекты федерации ? национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой; • национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, независимо от размера территории и численности населения; • все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры; • высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обслуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их; • в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности11. Следующий вид федерации – территориально-национальная федерация. В этой федерации сочетаются признаки как территориальной, так и национальной федерации. Специфика данного государства заключается в том, что нужно не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех субъектов. Симметричные и асимметричные федерации. Данное различие имеет в виду правовое положение различных частей федерации (не только субъектов), юридические, а не экономические аспекты (экономическая роль и политическое влияние разных субъектов всегда неодинаковы). В симметричных федерациях у всех их частей одинаковое конституционно-правовое положение (Австралия, Германия), но и в таких случаях могут быть неравенства. В ассиметричных же федерациях объём полномочий разных субъектов не является одинаковым, а если субъекты и равноправны, то в состав федерации могут входить другие части – федеральные владения, федеральные территории, которые имеют другое правовое положение по сравнению с субъектами федерации. Не субъекты федераций управляются федеральными властями12. 2.1.2. Конфедерация В настоящее время конфедераций как таковых не существует, но существуют союзы, обладающие признаками конфедерации (Европейский Союз) 13. В юридической литературе выделяют и содружество как форму объединения государств (например, СНГ). Оно так же, как и конфедерация создается для достижения определенных целей. Но содружество — это не государство, а только своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества могут лежать такие юридические акты как межгосударственный договор, устав или декларация. Цели создания содружества могут быть самыми разными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства. В содружестве могут появиться надгосударственные органы для координации действий. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств, другие уполномоченные на это органы (устав содружества). Содружество имеет переходный характер, оно может перейти как в конфедерацию, так и в федерацию, либо окончательно распасться. Рассмотрев все виды федераций, как форм государственного устройства сделаем вывод. В федеративном государстве существуют высшие органы государственной власти и управления, как у целого государства, так и у его субъектов14. 2.1.3. Унитарное государство Термин унитарное государство происходит от латинского слова «unitas», означающего «единство». Это государство едино и не имеет в своём составе других государственных образований в статусе его субъектов. Оно может делиться только на административно-территориальные единицы без суверенитета. Отдельные части этого государства могут обладать автономией, такие автономии могут складываться исторически, выделяться по национальному признаку, как страна басков и Каталония в Испании, так и выделяться по территориальному признаку. Органы власти в административно-территориальных образованиях подчиняются общим для всей страны высшим органам государственной власти. Законодательство, гражданство, денежная система едины, а административно-территориальное управление происходит из единого центра15. Характерной является общая система права, которую обеспечивает единая конституция, её нормы применяются на всей территории страны без ограничений. Более того, в таких государствах работает единая судебная система, она осуществляет правосудие на территории всей страны на основании общих для всех государственных образований норм материального и процессуального права. Все судебные и правоохранительные органы – звенья одной цепи. В унитарном государстве система налогов одноканальная. Так, налоги сначала поступают в центр, а потом распределяются по регионам. Весь государственный аппарат в унитарном государстве централизован и осуществляется некоторый контроль над местными органами. Централизация, которая присуща всем унитарным государствам проявляется в различной степени и в разных формах. В некоторых странах отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. Примеры унитарных государств: Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Китай (с автономными Тибетом и Гонконгом). Большинство существовавших и существующих сейчас государств унитарные. Это объяснимо, ведь унитарным государством легче управлять, а такая форма государственного устройства гарантирует государственное единство. Состав населения может быть однонациональным и многонациональным16. 2.2. Формы правления 2.2.1. Монархия. Существуют два подхода к пониманию формы правления. При узком подходе под фо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: