- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теория и практика использования театрализованных игр развития для коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001128 |
Тема: | Теория и практика использования театрализованных игр развития для коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. |
Содержание
Содержание I. Теория и практика использования театрализованных игр для развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста……...7 1.1. Театрализованная игра как средство воспитания детей младшего школьного возраста ………………………………………………………………7 1.2 Проблема формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..10 1.3. Способы и средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в театрализованной игре……………………..17 Выводы по I главе................................................................................................25 II. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста посредством театрализованной деятельности…………………………………………… 2.1. Описание методики исследования влияния театрализованных игр как средства развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………… 2.2. Результаты исследования влияния театрализованных игр как средства развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………… Выводы по II главе Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Младший школьный возраст считается более ответственным этапом школьного детства. Высочайшая чувствительность этого возрастного периода определяет огромные потенциальные способностимногостороннего развития ребенка. Данный возраст считается более благоприятным периодом для развития творческого потенциала личности. Психологи говорят, что развивать творческое начало в детях следует как можно ранее, в противном случае оно может угаснуть. Значит важна целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Развитие творческой личности не осуществимо в отсутствии такого действующего средства воспитания как художественное творчество, отличительное место в котором занимает театр. Непосредственно в нём более ясно реализуется педагогический принцип: обучать, играя. Театрализованная игра в тех формах, в которых она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает растрачивать свое развивающее значение и начинает равномерно заменяется учением и трудовой деятельностью, сущность заключается в том, что эти виды деятельности в различие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют конкретную цель. И тогда театрализованные игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют театрализованные игры в ходе обучения. Это игры, заставляющие мыслить, предоставляющие возможность ученику проверить и развить собственные возможности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Театральные игры являются наиболее эффективной педагогической технологией развития творческой личности детей младшего школьного возраста. Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество. Театрализованные игры позволяют открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основываются на таких естественных способностях человека как: а) способность к подражанию от рождения до семи лет; б) потребность в общении; в) природная предрасположенность человека к игре; г) реализация воображаемых ситуаций; д) свобода выбора и свобода действий и др. (C. Выготский, Р. Штейнер, М. Монтессори, С. Френе и др.) Роль младших школьников в театральных играх содействует их самоутверждению, развивает напористость,рвение к успеху и различные мотивационные качества. В таких театрализованных игр улучается мышление, включая действия по планированию,моделированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Вопрос о сути театрализованной игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Разные подходы к детской театрализованной игре отображены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Несмотрянато, чтоигроваядеятельностьявляетсяведущейвдошкольномвозрасте, немаловажностьеенеснижаетсяиудетеймладшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в театрализованной игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии театрализованной игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Театрализованная игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. Актуальность трудности вызвана потребностью педагогов-психологов, родителей и опекунов в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Определение проблемы и актуальности темы разрешает сконструировать цельисследования: - выявить эффективность воздействия театрализованной игры на развитие коммуникативных способностей младшего школьника. Объект исследования: - процесс развития творческой активности младшего школьника,1-4 классы МБОУ «Нижнекондратинская СОШ» Предмет исследования: - театральная игра, как средство развития коммуникативных способностей младшего школьника. Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: - развитие коммуникативных способностей младших школьников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии: - систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе; - учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста; - создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности. Гипотеза исследования: - изучение специальной литературы по данной проблеме; -характеристика современного состояния применения театрализованной игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста; -разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся начальных классов; -проанализировать основные ценности и функции дополнительного образования; -подобрать ряд материалов, которые помогли бы развивать творчество младших школьников. В исследовании использовались следующие методы: -теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; -анализ литературы, анализ базовых понятий исследования, методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений. Теоретическая значимость: -изучение значения театрализованной игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста. Практическая значимость: -разработанная программа может быть использована для развития творческой деятельности: педагогами дополнительного образования, студентами СУЗОВ, Институтов. Научная новизна: -расширить абстрактные представления о возможном использовании театрализованной игры для развития коммуникативных способностей младшего школьника. 1.Теория и практика использования театрализованных игр развития для коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. 1.1.Театральная игра как средство воспитания детей младшего школьного возраста. Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Человек сформировывается в деятельности, чем она разнообразнее, тем многообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру. Очень важно, что дети постигают все премудрости театрального искусства в игре. В игре невозможное становится возможным - это дает большой эмоциональный импульс и активность творческому мышлению школьника. Игра - свободное проявление активности. Игровое начало требует отрыва от действительности, постановки себя в условную ситуацию принятия новой роли, переживания, иного мироощущения, иных чувств. Оно вызывает в младшем школьнике творческое начало: поиск, умение перевоплощаться, быстро войти в новый образ: быть другим, оставаясь собой. Игра расширяет горизонты эмоциональной культуры личности. Игра - универсальное средство развития. Отражая и моделируя разнообразные жизненные ситуации, игра расширяет круг интересов и совершенствует способности личности, она учит, творчески относится к себе и окружающему. Игра развивает самодеятельное творчество, которое затем может легко перейти в профессиональное. Игра - путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Поэтому игра - важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости как в игре. Интересной игре он отдается целиком. В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей - это труд, требующий настоящих усилий. Дети в игре иногда преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни. Существует множество различных игр. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь называют - театрализованная игра. Театрализованные игры как разновидность сюжетно - ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей 7-8 лет. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли их относить к разряду творческих игр? Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Значит, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно - образовательной работы. Сами по себе театрализованные творческие игры являются частьювоспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка младшего школьника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках. 1.2.Проблема формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста. Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. Коммуникация - способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя. Общение - важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие - это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте выступает учебная деятельность. В процессе учебной деятельности происходит развитие мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.), а кроме того формируется интеллектуальная сфера ребёнка, его индивидуальные качества. Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка, таких как: внимание, речь, воображение, фантазия, память, мышление и др. Наряду, с вышеперечисленными компонентами, составляющими содержание познавательных действий, особую значимость следует уделить коммуникативным возможностям детей. В психологии и педагогике существует ряд устоявшихся определений понятия «коммуникативные способности». По определению известного психолога Р.С. Немова: «коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность». По А.Н. Леонтьева: «коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности экспансивной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки». В структуру коммуникативных способностей входят умения и навыки, необходимо рассмотреть значение таких навыков в формировании личности младших школьников. Под термином «навыки» подразумевается подсознательные способы выполнения действий. А под коммуникативными умениями понимаются, как правило, навыки общения. Освоение в абсолютной мере коммуникативными навыками предполагает воспитание способности к общению в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, творческой, этической. Такие навыки предполагают формирование, как навыков общения, так и их использования в общественной жизни. Различные упражнения, игры, решение творческих проблем и задач, ориентированных на формирование разных видов деятельности, развитие социокультурных навыков и умений, – всё это в совокупности обеспечивает использование творчества как средства общения. Коммуникативные навыки по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) навыки. Собственному содержанию коммуникативные навыки соединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно - коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы навыков. Группа информационно-коммуникативных навыков состоит из способностей вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение); ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, педагогом; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения); соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости;эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать и снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал). Для младших школьников овладение этой группой навыков очень важно, так как именно они позволяют ребёнку интегрироваться в окружающую среду с наименьшими психологическими потерями. Группа регуляционно-коммуникативных навыков состоит из способностей согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля, обоснование совместно выполняемых заданий операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных заданий); доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать советы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослым, педагогу); применятьсвои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений); оценивать результаты совместного общения (оценивать себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному). Предоставленная группа навыков является наиболее сложной для детей младшего школьного возраста, так как, именно овладев ими, младшие школьники учатся оценивать не только своё место в окружающем обществе, но и роль других людей. Группа аффективно-коммуникативных навыков основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга. Благодаря овладеванию данным видом навыков, младшие школьники учатся прислушиваться друг к другу и окружающему миру. Таким образом, развитие и формирование коммуникативных навыков происходит в результате общения. Особенности и механизмы коммуникации являлись предметом изучения не только педагогов, но и психологов. Однако разные исследователи вкладывают в понятие коммуникация различный смысл. Одни называли общением (коммуникацией) ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; другие говорили об общении человека с природой и самим собой, а третьи считали, что «общение, есть передача информации от человека к человеку в процессе деятельности». Итак, коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла, передаваемой и воспринимаемой информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем». Способность к коммуникации включает в себя: - желание индивида вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»); - умение организовать общение («Я умею»). Задача педагога как раз и состоит в том, чтобы научить детей младшего школьного возраста коммуницировать, взаимодействовать друг с другом, развивать важные навыки общения. Становление самого первого аспекта коммуникативных способностей- «Я хочу общаться» - связано с некоторыми затруднениями, которые возникают почти у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни. Это могут быть медлительность, упрямство, неуравновешенность, агрессивность, неуверенность в себе, страхи, враньё. Причин такого развития личности может быть очень много: неблагополучные отношения в семье, непоследовательность и противоречивость воспитания; тип нервной системы, влияющий на особенности темперамента; психофизиологические нарушения или наследственные заболевания. Немаловажно имеет значение в регуляции поведения ребенка играют этикетные правила. Становление второго аспекта – «Я знаю» – связано правилами этикета и является средством формирования послушания и дисциплинированности, доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми, культуры поведения и общения. В то же время довольно часто имеет место расхождение знаний детей и их реального поведения, что говорит о формальном усвоении правил. Актуален поставленный вопрос о воспитании осознанного отношения к правилам поведения (этикета), которое должно включать в себя три взаимосвязанных компонента: - когнитивный -знание правил современного этикета; - коммуникативный -межличностная коммуникация и межличностное восприятие; -рефлексивный – понимание справедливости правил этикета, осознание нравственной ценности личной значимости для себя и для окружающих; соответствие поступков известным правилам и саморегуляция поведения. Педагог в работе с детьми должен опираться, прежде всего, на разъяснение смысла этикетных правил, их нравственной ценности и необходимости выполнения. Важно в ходе воспитательной работы обращать особое внимание на последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, на отношение младших школьников к сверстнику, поступающему вразрез с правилами, на его переживания, на собственное эмоциональное состояние. Младшим школьникам не всегда легко поступать по правилам, преодолевать свое нежелание действовать согласно моральным нормам. Ребёнок должен уметь организовать общение, поэтому становление третьего компонента – «Я умею» – сопряжено, прежде всего, с развитием его эмоционально-волевой сферы. Благодаря нравственному и интеллектуальному росту у детей младшего школьного возраста возникает способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения. Основные требования к произвольному поведению младших школьников предъявляются в ситуации морального выбора, где происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них. Условиями, влияющими на решения младших школьников, являются присутствие других людей (значимых взрослых или сверстников), их оценка, а также включение в этот процесс «Образа Я», организация практического общения. Для развития волевых усилий учащихся является важным возможность учиться на своих ошибках. Приобретенный таким образом опыт создает возможность предвидения некоторых последствий своих действий, сознательно затормаживает желания ребёнка, мешающие выполнению правил поведения. «В период младшего школьного возраста утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания». Для реализации выше поставленных задач целесообразно использовать метод создания проблемных ситуаций. Решая смысловые задачи, дети младшего школьного возраста не только обнаруживают имеющийся у них опыт, но и развивают его, вставая перед необходимостью осознания собственного личностного смысла, мотивов и установок. Осознанное решение субъектом ситуаций морального, нравственного, личностного выбора позволяет приблизиться к пониманию окружающих людей и мотиваций их поведения. Этот факт существенно упрощает моменты общения с окружающими людьми. В младшем школьном возрасте ребёнок проходит все стороны отношений, прежде всего со сверстниками. В ситуации формального равенства сталкиваются дети с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и различным чувством личности. Столкновения эти могут приобретать выраженные экспрессивные формы. Всё многообразие составляющих общения ложится на каждого младшего школьника с силой истинных реалий социального взаимодействия людей. Начальная школа вводит прежде защищенного семьей, с малым личным опытом общения ребёнка в ситуацию, где в реальных отношениях следует научиться отстаивать свои убеждения, своё мнение, своё право на самостоятельность- своё право быть равноправным в общении с другими людьми. Именно характер общения определит меру независимости и степень свободы ребёнка среди других людей. Период обучения в начальной школе является наиболее значимым в развитии коммуникативных способностей личности и педагогу важно не пускать этот процесс на самотёк, а чётко контролировать его и при необходимости, направлять в нужное русло. В том случае, если учитываются все вышеперечисленные особенности в общении младшего школьника с окружающими людьми, можно сказать что ребёнок коммуникативен, то есть способен к общению в любой момент своего пребывания в коллективе. Удачное прохождение младшим школьником этого сложного переходного периода, становление позитивного характера его взаимодействия с окружающими людьми в значительной мере зависит от того, насколько сформированы и продолжают развиваться его коммуникативные способности. 1.3 Способы и средства развития коммуникативных способов у детей младшего школьного возраста в театрализованной игре. Своеобразный язык театрального искусства привлекает внимание детей. Они способны испытывать наслаждение от сценического искусства и оценить свое отношение к нему. Творческая деятельность эмоциональна по своей природе, поэтому психологическая совместимость педагога и учащегося особенно важна при обучении творческим специальностям. Психологический климат является существенным фактором продуктивного труда, особенно в коллективах, где люди заняты творческой деятельностью. Успех достигается в атмосфере товарищеской заинтересованности в деле обучения. Импровизационный стиль деятельности при обучении театральному искусству, привносит в процесс занятий элементы неожиданности, непосредственности, юмора. Все это приметы творческого стиля общения педагога и учащегося. Знаменитый писатель Виталий Бианки считал, что взрослому человеку надо стараться сохранить детские свойства души: непосредственность, отзывчивость, широко раскрытые на мир глаза, чистоту помыслов, способность мечтать, доверчивость, ощущение окружающего мира как сказки, восхищение первооткрывателя мира. Такие виды деятельности как театрализованная, музыкальная, хореографическая, игровая, познавательная, творческая – осуществляются в определенной системе отношений детей и взрослых. Воспитывая творческую личность, педагог формирует у младших школьников чувство ответственности за воплощение и создание сценического образа. Чем больше душевных сил человек тратит в процессе общения, тем больше получает сам. В процессе педагогического общения формируется умение работать с детьми, понимать их, дружить и любить. Если взглянуть на современную педагогику с позиций нравственных сил, то мы обнаружим, что в процессе занятий в театральной студии творческие способности детей 7-8 лет могут раскрыться более полно и глубоко. Становление самого педагога, внутреннее высвобождение в себе резервов нравственной красоты позволяют и ребенка повести за собой в эту сферу. Непременным условием подлинного педагогического творчества является знак ценностного отношения педагога к детям и любовь к ним. Младший школьник открыт миру, готов к любым движениям вперед, но у него мало опыта - источника творческих идей. Бывает так, что природный дар сам заявляет о себе, его нельзя не заметить. Тогда ребенок просто жить не может без любимого дела. Если незаурядные (музыкальные, танцевальные, художественные) способности проявились у ребенка рано, лет в 5-6, тогда понятно: надо заниматься с хорошим педагогом, тренером или хореографом, трудиться и достигать возможных результатов. Как быть, если способности в младшем школьнике мало заметны, они как бы скрыты. Некоторые дети так и говорят: «Я не люблю петь» или «Я плохо танцую». Но ситуация резко меняется, если такой ребенок приходит в студию и встречает педагога, любящего свое дело. Важно для педагога, чтобы процесс обучения в театральной студии был и репродуктивным и раскрывающим (развивающим) обучением. По мнению А. Гармаева: «Репродуктивное обучение преподает внешние знания, используя методики, схемы, алгоритмы. Раскрывающее обучение возбуждает, открывает и поддерживает скрытые способности в детях, и поэтому оно во многом зависит от педагога – преподает он по своим способностям или по алгоритму». Целью занятий театральным искусством у младших школьников является воспитание театральным творчеством человека высокой культуры путём развития коммуникативных способностей, а также развития других психологических составляющих, связанных с познавательными процессами детей: вниманием, речью, воображением, фантазией, памятью, мышлением. Для разработки процесса развития коммуникативных способностей младших школьников средствами театрального искусства в первую очередь необходимо определить, что же такое театральные средства. Театральные средства - это формы, приёмы и методы театральной педагогики адаптированной к младшему школьному возрасту. В процессе развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста существует ряд педагогических задач, выполнение которых лежит в основе изучаемого процесса: -поддержание у детей живого интереса к театральной игре, желания участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство; -стимулирование эмоционального восприятия младшими школьниками театральных игр; -развитие воображения и фантазии, ассоциативного мышления, внимания; -воспитание партнерских отношений, а также побуждения детей к активному общению; -развитие навыков диалогической и монологической речи; -пополнение словаря лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека; - развитие умения отождествлять себя с театральным персонажем; -приобретение навыка сочетать речь и движения; -поиски средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развитие эмоциональной памяти; - формирование у детей представления об элементарных нравственно-этических нормах. В целом театральной педагогике существуют определённые принципы, осуществление которых может определить успешность использования театрального творчества в воспитании коммуникативной способности младших школьников. Характерными позициями развития коммуникативных способностей младших школьников средствами театрального искусства являются: -создание коммуникативно-информационной среды, которая формирует условия для обмена информацией и представлена специально отобранными сведениями о реальном мире и о роли человека в нём, служит специфическим средством обмена между участниками школьного театрального коллектива; -создание деятельностно - стимулирующей среды, предназначенной для побуждения учащихся не только к исполнению своих обязанностей в учебном процессе, но и к удовлетворению познавательных и иных духовных потребностей средствами театрального искусства. В процессе обучения на уроках театрального искусства педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия. Это требует от педагога гибкого подхода, умения скомбинировать свои собственные педагогические умения и навыки. Для наиболее эффективного применения театральных средств в процессе развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста на уроках театрального искусства существуют определённые условия, соблюдение которых необходимо для продуктивности данного процесса. К таким условиям можно отнести: -развитие чувства коллективного сознания между отдельными учащимися и класса в целом; -проведение практических занятий, с целью поддержания интереса к урокам театрального искусства; - поддержание устойчивого интереса учащихся друг к другу как участников коллектива, стремящихся к единой це....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: