VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теория элективных курсов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002552
Тема: Теория элективных курсов
Содержание
Содержание

Введение
Глава I. Теория элективных курсов
1.1  Элективный курс. Его цели, виды и задачи. 
1.2 Методические требования, предъявляемые к содержанию и оформлению элективного курса
1.3  Анализ тематики элективных курсов
Глава II. Элективный курс по физике «Физика и музыка»
2.1 Анализ методической литературы и учебников, на предмет содержания в ней материала, раскрывающего связь физики с музыкой 
2.2 Элективный курс «Физика в музыке» 
Заключение
Список литературы
Приложения


Введение
     Главная цель любого обучения — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащегося, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
     В течение многих столетий физика является неотъемлемым элементом системы общего образования. В современном обучении физика занимает весьма значительное место.
     Изучение основ физики в современных условиях становится все более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения. 
     Содержание школьного курса физики и методика его преподавания – извечный предмет незатихающих и подчас бурных споров. Чему и как учить в школе, по-видимому, всегда будет принадлежать к числу вечных проблем, которые постоянно возникают даже после того, как им дано решение, лучшее по сравнению с предыдущим. И это неизбежно, поскольку непрерывно пополняются наши научные знания и подходы к объяснению окружающих нас явлений. Несомненно, что содержание школьного преподавания должно изменяться с процессом науки, несколько отставая от него и давая возможность новым научным идеям и концепциям принять приемлемые в психологическом и методическом отношении формы. Периодическое обновление содержания школьного курса физики – необходимый элемент развития общего образования.[…]
     В рамках обучения момент обновления содержания возможен посредством элективных курсов, которые позволяют не изменять целиком школьной программы, а пополнять ее новым содержанием.
     Учащиеся, стоящие на этапе становления своей профессиональной жизни должны иметь право выбора тех или иных знаний. Наука, действительно полезная в настоящее время, - это физика. Она имеет наибольший шанс быть созвучной умственным запросам современных детей. Поэтому учителями разрабатывается  программы элективных курсов на различные темы. […]
     Одной из таких тем может быть тема, связи физики с музыкой. С музыкой каждый человек знаком с раннего детства и встречается с ней постоянно в повседневной жизни. Многие дети изучают музыкальную грамоту в той или иной степени, придерживаются различных музыкальных течений. Т.е. музыка в любом случае является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Следовательно, этим можно воспользоваться при изучении физики в средней школе
     При осуществлении связи физики и музыки происходит гуманизация и гуманитаризация физики. Гуманитаризация проявляется в том, что элективный курс «Физика в музыке» учитывает интересы учащихся, т.е. их увлечённость музыкой. Построение уроков вследствие этого исходит от ученика. Гуманизация же проявляется в том, что ……….!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
     Цель выпускной квалификационной работы: разработка элективного курса по физике «Физика в музыке».
     Для реализации поставленной цели, нами было поставлено ряд конкретных задач:
     1. Проанализировать научно-методическую литературу по разработке элективных курсов;
     2. Провести анализ учебной литературы по наличию в ней материала по связи физики и музыки.
     3. Рассмотреть строение музыкальных инструментов с точки зрения физики.
     4. Разработать элективный курс по теме: «Физика в музыке».
     В связи с этим объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс при обучении физике в школе.
     Предметом данного исследования профильная подготовка учащихся по физике.
     Методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной теме; отбор учебного материала для использования на элективных занятиях.
     Гипотеза исследование заключается в том, что элективный курс «Физика в музыке» возможен.
     Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
	В первой главе мы узнаем, что такое элективные курсы, для чего они нужны в программе обучения учащихся в школе, также мы анализируем  элективные курсы по физике. Рассматриваем основные требования, предъявляемые для разработки и оформлению элективных курсов.
	Во второй главе мы проанализируем методическую и учебную литературу и составим программу элективного курса по физике «физика в музыке» 
     В приложении будет присутствовать материал, который можно будет использовать на занятиях элективного курса.


Глава I. Теория элективных курсов
     1.1 Элективный курс. Его цели и виды и задачи
     Элективные курсы призваны удовлетворить образовательные запросы (интересы, склонности) ученика (его семьи). В информационном письме Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. №14-51-277/13 говорится о том, что «они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов» [Профильное обучение: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2006 с. 75].
     Прилагательное «элективный» (electus) в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный», поэтому любой курс, названный в учебном плане элективным должен выбираться. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г.) дано следующее определение: «Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы»[ Профильное обучение: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с. 16]. 
     Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, нужд и предрасположенностей каждого школьника, направленных на формирование компетенций [Щербо И. Реализация профильного обучения в школе //Директор школы, 2005. - №4., с.49].
     К функциям элективного курса, которые реализуются за счет школьного компонента, можно отнести:
1. Развитие содержания одного из базовых курсов,
2. Дополнение содержания профильного курса,
3. Удовлетворение разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля.
     По мнению Ермакова Д.С элективные курсы должны выполнять следующие функции:
1) ознакомление с особенностями будущей профессией;
2) возмещение недостатков обучения  по профильным предметам;
3) изучение основных проблем современности;
4) ориентация на улучшение навыков организационной и познавательной деятельности;
5) углубление и дополнение базового предметного образования.
. [Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения //Педагогика, 2005. - №2, c 38]
     Элективные курсы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться.
     Целями элективных курсов являются:
* углубление и расширение знаний учащихся;
* выработка особых навыков и умений учащихся;
* формирование творческого воображения;
* знакомство с новыми разделами науки в рамках выбранного профиля;
* развитие любознательности как основы познавательной активности;
* развитие интересов, склонностей и способностей ученика;
* компенсация ограниченных возможностей базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей. [Баранников А.В. Элективные курсы в профильном обучении. “Первое сентября”, 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.]
     Таким образом, если школьник самостоятельно выбирает элективные курсы, то они должны соответствовать его целям, потребностям и мотивам.
     Ермаков Д.С., выделяет следующий вариант задач, стоящих перед элективным курсом:
1) расширить знания по изучаемым предметам; 
2) обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков; 
3) способствовать активному самоопределению, в том числе и профессиональному; 
4) формировать и развивать познавательный интерес к предметам. 
     Исходя из выше перечисленного, содержание и тематика элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь социальную и личностную значимость, актуальность, как с точки зрения подготовки профессиональных кадров, так и личностного развития учащихся; 
2) способствовать социализации и адаптации, предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения; 
3) поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной социализации обучения;
4) обладать значительным развивающим потенциалом;
5) вносить вклад в формирование целостной картины мира; способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков, ключевых компетенций [Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения //Педагогика, 2005. - №2,с.38-39].
     Обсуждая вопрос о месте элективных курсов в старшей школе, Каспржак А.Г.  выделяет их виды, содержание и способы работы, образовательные задачи, решаемые курсами по выбору, которые приводятся в Таблице 1 [Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004, с. 16-21].
     Таблица 1
     Задачи, виды и содержание элективных курсов
№
Образовательные задачи
Вид элективного курса

Содержание и способы работы
1
Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определённым видом профессиональной деятельности

«пробный»
Знакомство с видами деятельности, характерными для человека, работающего в той или иной образовательной области
2
Помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, с ней связанных

«ориентационный»
Коллективное выполнение проекта, которое интегрирует, во-первых, несколько видов деятельности, а во-вторых – содержание нескольких наук
3
Удовлетворение естественного любопытства молодого человека к какой-то области знаний, которая отсутствует в традиционном учебном плане

«общекультурный»
Восполнение «общекультурного вакуума»

4
Углубление, расширение знания учебного предмета

«углубляющий»
Прохождение дополнительных разделов учебного предмета

     Каспржак А.Г. отмечает, что включение в базисный учебный план элективных курсов позволит: 
* политическим деятелям – подтолкнуть к продуктивному диалогу семью и школу, для того чтобы выяснить зачем и на каком уровне нужно учить современного школьника; 
* учёным – выработать материал, на основании которого будет продолжена разработка образовательного стандарта, отвечающего запросам современного общества; 
* учителям – начать пробовать нетрадиционное преподавание, искать и пробовать что-то новое, не бояться быть битым методистом; 
* ученикам – поучиться не для аттестата [Каспржак А.Г. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства //Директор школы, 2006. - №1, с. 9].
    Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса. Предлагается не выставлять традиционные отметки на занятиях курса, а можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников.
    Например:
* «Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса»,
* «Успешно освоил курс»,
* «Прослушал курс»,
* «Посещал занятия курса».
    Критерии каждой оценки должны быть заранее оговорены и известны учащимся. Выработка единой системы оценок для всех элективных курсов в школе позволит объективно оценить успешность каждого ученика. При формировании профильных классов с помощью такой системы оценок будет проще определить степень подготовленности.
    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что вопрос об элективных курсах, его целях, задачах давно исследован и изучен. 

1.2  Методические требования, предъявляемые к содержанию и оформлению элективного курса
   Идея элективных курсов в системе профильного обучения ,у одних из первых, нашла отражение в работах А.Г. Каспржака [Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с.; Каспржак А.Г. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства //Директор школы, 2006. - №1. – с.3-9.; Каспржак А.Г. Элективные курсы: типология и задачи //Директор школы, 2006. - №3. – с.53-57], Н.А. Гужавиной [Гужавина Н.А. Положение о программе элективных курсов //Управление современной школой. Завуч, 2008. - №3. – с.53-56.], Д.С. Ермакова [Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения //Народное образование, 2004. - №2. – с.114-119.; Ермаков Д.С. Профильное обучение: проблемы и перспективы//Народное образование, 2004. - №7. С.101-107. ; Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения //Педагогика, 2005. - №2. – с.36-41.;  Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения//Школьные технологии, 2003. - №6. – с.23-29.;  Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения //Профильная школа, 2004. - №3. – с.6-11], Д.А. Ершова [Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности для учащихся 10 – 11-х классов гуманитарного профиля обучения: учеб.-метод. пособие /Д.А. Ершов; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус,2007. – 153 с.], М.С. Цветковой [Цветкова М.С. Элективный учебный проект как новая форма профильного обучения школьников //Профильная школа, 2008. - №5. – с.31-37.], Т.В. Черниковой [Черникова Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов//Профильная школа, 2005. - №5. – с.11-16] и др.
    Авторы данных работ рассматривают содержание организационно-методических основ разработки авторских элективных курсов, раскрывают содержательные и технологические проблемы, связанные с появлением в учебном плане школы элективов.
   Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов содержат алгоритм написания пояснительной записки, примеры составления тематического плана курса, указания на содержание занятий, критерии оценки деятельности учащихся. 
   Гужавиной Н.А. [Гужавина Н.А. Положение о программе элективных курсов //Управление современной школой. Завуч, 2008. - №3 ] дается положение программ элективных курсов. В нем рассматриваются: общие положения, цели программы, структура программы, порядок рассмотрения и утверждения программ курсов по выбору, учебно-тематический план образовательной программы, содержание изучаемого курса, информационное обеспечение образовательной программы.
   Рассмотрим некоторые методические рекомендации к содержанию элективного курса.
   Как считает А.Г. Каспржак, содержание программ курсов должно соблюдать следующие условия: 
1) курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы;
2)  содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; 
3) отбирая содержание, учитель должен постараться сам себе ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?»;
4)  элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации; 
5) в связи с этим возможна ситуация, когда не весь объём содержания элективного курса является строго обязательным. 
6) курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими; 
7) курсы должны опираться на какое-либо пособие;
8)  содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения;
9)  программа курса должна состоять из ряда законченных модулей;
10) если автор относит свой курс к ориентационным, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности. 
  Содержание курса может представлять собой: 
1) расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового курса; 
2) введение в одну из «сопутствующих» данному предмету наук, профессий;
3)  совокупность отдельных фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения или освоение определённого вида деятельности [Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004]. 
     Д.А. Ершов [Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности для учащихся 10 – 11-х классов гуманитарного профиля обучения: учеб.-метод. пособие /Д.А. Ершов; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус,2007] предлагает делить процесс разработки элективных курсов на три последовательных этапа: 
     1) анализ социального заказа и формулирование замысла,
      2)составление предварительного проекта программы, 
     3) окончательное оформление рукописи в соответствии с требованием ГОСТа, обсуждение и рецензирование программы.
     Т.В. Черникова утверждает, что элективные курсы профильного обучения будут привлекательными для старшеклассников в том случае, если:
     1) фактический материал будет узнаваемым и связанным с реальностью;
     2)  полученные знания будут носить прагматическую направленность, их можно будет применить в повседневной жизни;
     3) проблемный материал, выбранный для изучения, будет иметь неоднозначную трактовку среди ученых и носить характер научной интриги; 
     4) ранее недоступный для изучения материал станет открытым для обсуждения;
     5) образовательная ориентация на вузовское обучение будет просматриваться не только в сложности материала, но и формах работы (семинар, коллоквиум, реферат, зачет, проект); 
     6) предметом изучения на занятиях станет собственная жизнь учащихся, ее будущие перспективы и варианты осуществления образовательной, профессиональной, гражданской деятельности; 
     7) повышение общей культуры и навыков делового общения органично войдет в содержание курсов; 
     8) конкретность работы, выполняемой учащимися на занятиях, будет представлена в вариативных по уровню сложности заданиях;
     9)  освоение приемов подготовки к сдаче экзаменов в школе, колледже, вузе будет происходить не только параллельно основному содержанию, но и в ходе специальных курсов по психологии и профессиональной ориентации;
     10)  методика личностного саморазвития, способы усиления внешней привлекательности и приемы благоустройства жилища и быта станут содержанием проектных заданий;
     11) автор-составитель элективного курса будет иметь репутацию интересного человека [Черникова Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов//Профильная школа, 2005. - №5]. 
     Д.Ермаков и Г. Петрова выдвигают основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:
     1)  подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; 
     2) приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного «академизма»;
     3) возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда; 
     4)  любопытство;
     5)  поддержка изучения базовых курсов; 
     6) профессиональная ориентация;
     7) интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира [Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения //Народное образование, 2004 .с. 116].
      Цветкова М.С. [Цветкова М.С. Элективный учебный проект как новая форма профильного обучения школьников //Профильная школа, 2008. - №5] предлагает активно включать в обучение ИКТ-ресурсов (информационно-коммуникационные технологии), расширенных межпредметными практикумами, комплексными долгосрочными проектами школьников. ИКТ-ресурсы: аудиовизуальные (радио, кино, телевидение), компьютерные, мультимедиа (проектор, интерактивная доска), сетевые (локальная сеть, Интернет), дополнительные цифровые ресурсы (фото и др.).
     Говоря о требованиях к содержанию элективных курсов, нужно отметить то, что существует еще и общепринятая структура оформления программ элективных курсов.
     Программа элективного курса содержит следующие структурные элементы:
1. Титульный лист,
2. Пояснительную записку,
3. Тематический план,
4. Содержание изучаемого курса,
5. Методические рекомендации,
6. Списки рекомендуемой литературы и других пособий. [www.koipkro.kostroma.ru]
     В Таблице 2 приведено описание того, что должно быть в каждом структурном элементе.
Таблица 2
(Название таблицы)
Структурный элемент
Должно быть
Примечание
Титульный лист
•название образовательного учреждения, где разработана программа;
• сведения о том, кем, где и когда программа была утверждена;
•  название элективного курса;
•  на какой класс рассчитана программа;
•  ФИО и должность автора (авторов) программы;
• название города, населенного пункта;
•  год разработки программы.

Пояснительная записка
•  обоснование необходимости введения данного курса в школе (актуальность курса);
•  указание на место и роль курса в профильном обучении. 
цель и задачи курса (цель: для чего он изучается, какие потребности учащихся и учителей он удовлетворяет; задачи курса: что необходимо для достижения названных целей);
•  сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
• основные принципы отбора и структурирования материала;
•  методы и формы обучения, режим занятий;
•  ожидаемый результат, т.е. ответ на вопрос: «Какие знания, умения и виды деятельности, необходимые для будущей успешной профессиональной карьеры, будут освоены?»;
• инструментарий для оценивания результатов
Важно показать, как курс соотносится с общеобразовательным и с базовыми профильными учебными предметами, какие межпредметные связи реализуются при его изучении, какие общеучебные и профильные умения он развивает, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, как он влияет на профессиональное самоопределение;

Учебно-тематический план
•  перечни разделов и тем;
•  указание на число часов, выделяемых на изучение каждой темы;
•  перечень видов занятий. 







Содержание изучаемого курса

Краткое описание содержания всех тем

Методические рекомендации
• советы по преподаванию каждого раздела и темы;
• описание приемов работы и используемых средств обучения;
•  дидактические материалы. 


Списка рекомендуемой литературы и других пособий
содержит перечень книг и статей, а также других видов учебно-методических материалов, необходимых для изучения курса. Желательно разделить его на 2 части: для учителя, для учащихся



     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Образец оформления титульного листа учебной программы элективного курса:
     
     Таким образом, существуют общепринятые методические требования к содержанию элективных курсов и оформлению программ, которым должны следовать учителя, при разработке элективных курсов.
1.3 Анализ тематики существующих элективных курсов по физике.
 (Дополнить!!!!)
    Существуют различные типы классификаций элективных курсов, из которых можно выделить классификацию Орлова В. А. ( канд. пед. наук, зав. лабораторией физики и астрономии ИОСО РАО. В работе, «Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения », Орлов дает классификацию, представленную на Рис. 1 [Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003.]

     Рис. 1 Классификация элективных курсов
    Предметные элективные курсы - это курсы, задача которых углубить и расширить знания по предметам, входящих в базисный учебный школы
    Межпредметные элективные курсы – это курсы, направленные на интеграцию знаний о природе и обществе.
    Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план - это курсы, которые посвящены психологическим, социальным, искусствоведческим проблемам.
    
    
    
    
    Предметные элективные курсы  в свою очередь можно разделить на несколько групп (Рис. 2)
     Рис. 2 Предметные элективные курсы
    Из всех элективных курсов для нас наибольший интерес представляют прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
    Для того, что бы понять, какие прикладные элективные курсы существуют, был проделан анализ тем элективных курсов. Для анализа был выбран интернет ресурс «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  [http://festival.1september.ru/]
     
     
     
     По результатам анализа были найдены темы прикладных элективных курсов (Рис. 3)
     
      Рис. 3 Темы прикладных элективных курсов
     Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что разрабатываемый нами элективный курс «Физика в музыке» не повторяется ни с одним из рассмотренных нами элективных курсов.

    
    
    


Глава II. Элективный курс по физике «Физика и музыка»

2.1 Анализ методической литературы и учебников по физике, на наличие в ней материала, раскрывающего связь физики с музыкой
	На данный момент выпущено много методической и учебной литературы для учителей, в помощь к подготовке к урокам. Все больше выпускается полезных и познавательных статей в журналах. На сегодняшний день, для того что бы получить практически любую информацию достаточно воспользоваться Интернетом. 
     Для выяснения наличия материала по связи физики с музыкой в научной и методической литературе, нами был проделан анализ журнала «Физика», М. –Первое сентября, с 2000 по 2016 гг. Результаты анализа представлены в Таблице 3
     Таблица 3

Журнал «Физика», М. –Первое сентября

№ п/п
№ журнала

Год
 
Автор статьи

Название статьи

Содержание
1
2
2006
Абышева Н. А. учителя физики МОУ СОШ № 3, г. Усмань, Липецкая обл.
Программа элективного курса «Физика и искусство» для предпрофильной подготовки 9 класса
В разделе «Физика и музыка» рассматриваются основные характеристики музыки, музыка и электричество, музыка и ЭВМ

2
9
2006
Н. Д. Козлова
«Почему же, почему…?»
Задается вопрос  о вокалистах (Приложение 1)

3
9
2007
Б. Н. Белюстов, учитель физики МОУ БЦО, г. Борисоглебска, Воронежской обл.

Акустика
В статье дается кроссворд по теме акустика (Приложение 2)
4
9
2008
Н. Д. Козлова
«Как это устроено?..»
В статье описывается ультразвуковой прожектор (Приложение 3)

5
11
2008
Е. И. Сивченко, учитель физики
МОУ СОШ № 5, г. Светлый, Калининградская обл.
Методическая разработка урока «Звуковые волны»
В статье представлена разработка электронной приставки для измерения частоты и периода колебаний (Приложение 4)

6
17
2007
К. Ю. Богдановой
«Как это устроено?..»
Описывается устройство органа (Приложение 5)


     !!!! Вывод: за 16 лет в журнале «Физика», приведено только 6 статей, показывающих связь физики с музыкой, две из которых переведены из иностранных журналов. Также присутствуют статьи, в которых представлен элективный курс «Физика и искусство», 
     Еще нами был проанализирован научно- методический журнал «Физика в школе», М. –Школа-Пресс с 2006 по 2015 гг. Результаты анализа представлены в таблице
     

Научно-методический журнал «Физика в школе», М. –Школа-Пресс

№ п/п
№ журнала

Год
 
Автор статьи
Название статьи
Содержание
7
2
2010
Т. И. Долгая, учитель физики ГОУ СОШ №110 с углубленным изучением испанского языка
Звуковые волны (урок изучения нового материала в 9 классе с использованием интерактивной доски)
В данной статье рассматривается урок по изучению звуковых волн, звука, звук в различных средах, лабораторные работы, связанные со звуком.



8
4
2010
Н. М. Ростовцев, доцент кафедры физики ТГУ, г. Орел
Механический вибратор переменной частоты и его применение
Описывается прибор для демонстрации стоячих волн при помощи динамика

     
     Результат анализа журнала «Физика в школе», показал, что за 10 лет в журнале представлено только 2 статьи по связи физики с музыкой. 
     
   Также нами была проанализированы некоторые книги, в которых мы также нашли материал, который раскрывает связь физики с музыкой, результаты представлены в Таблице 4
   Таблица 4
   (Название таблицы)
№ п/п
Автор
Название
Год
Материал
1
Асламазов Л. Г.
«Удивительная физика», М. -Добросвет
2002 г
В части 2 «Простая физика сложных явлений» в главе 8 «Почему звучит скрипка» на стр. 59, рассказывается об устройстве скрипки, почему  и как она издает звук. Так же в данной главе приводится тема «Поющие и безмолвные бокалы» на стр. 66. В данной теме описывается, как и почему звучат бокалы. 

2
Тульчинский М. Е.
«Качественные задачи по физике в средней школе», М. -Просвещение
1972 г.
«Колебания и волны. Звук» Рассматривается ряд задач на тему:
«Источник звука», стр. 129-130, №1305-1321
«Распространение звуковых волн», стр. 130-132, №1322-1354
«Запись звука. Инфра- и ультразвук», стр. 132, №1355-1359

3
Володин А. А.
«Электронные музыкальные инструменты», М. -Энергия
1970 г.
В главе 1 «Музыкальный звук и музыкальные инструменты», дается понятие о музыкальном звуке, о его характеристиках и о музыкальных инструментах.

4
Борисов А. В.
«Математические и физические аспекты теории музыки», М. –Институт компьютерных исследований
2013 г.
Стр. 137, приводятся статьи Х. Рёдерера «Введение в физику и психофизику музыки». В которых рассматриваются такие темы как «Наука о музыке и музыка науки», «Звуковые колебания, чистые тона и восприятие высоты звука», «Звуковые волны, акустическая энергия и восприятие громкости», «Генерация музыкальных звуков и сложных тонов. Восприятие тембра». Также рассматриваются количественные аспекты механизма действия смычка.

5
Анфилов Г.
«Физика и музыка», М. –Детская литература
1962 г.
В книге приводятся занимательные и интересные факты, связанные с физикой и музыкой. Занимательные опыты.

6
Клюкин Л.
«Удивительный мир звуков»,Л. -Судостроение
1962 г.
История акустики. О том, является резонатор поглотителем или усилителем. Что сулит светомузыка человеку. И еще много всего  интересного.
7
Лэмб Г.
«Динамическая теория акустики», М. –Физико-математическая литература

1960 г.
В книге рассмотрены основные задачи классической акустики
8
Лепендин Л. Ф.
«Акустика», М. – Высшая школа
1978 г.
В учебном пособии изложены основные вопросы курса акустики, включенные в программу для студентов высших технических учебных заведений.

9
Майер В. В.
«Простые опыты со струями и звуком», М. -Наука
1985 г.
Дается описания учебных опытов по воздействию звука на струи жидкости и газа. Приведены краткие исторические сведения. Дана элементарная теория. Обсуждены вопросы практического применения рассмотренных явлений. Подробно описаны самодельные физические приборы и экспериментальные установки. 

10
Шилов Г. Е.
«Простая гамма (устройство музыкальной шкалы)», М. -Физматгиз
1963 г.
Описывается основные свойства музыки. Какие именно тоны должна содержать музыкальная шкала.

11
Перельман Я. И.
«Занимательная физика» М. -
1970 г.
В 10 главе «Звук. Волнообразные движения» приводятся темы: звук и радиоволны, барабанный телеграф, звуковые облака и эхо, беззвучные звуки,  
   
   Анализ методической литературы показал, что материал по связи физики с музыкой:
1.  есть в достаточном количестве;
2. размещен в различных источниках.
Поэтому целесообразно объединить данный материал, например, в элективном курсе.

   Также был проведен анализ школьных учебников по физики с 7 по 11 класс:
1. Пва(список учебников)
2. 
   , на наличие в них материала по связи физики с музыкой. Результаты анализа представлены в Таблице 5.
   Таблица 5
   (Название таблицы)
№ п/п
Автор
Учебник
Класс
Тема
Материал
1
Белага В. В.
Физика, М. -Просвещение, 2011 г.
9
Звук
Звуковые колебания. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость, высота, тембр звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс в акустике.
 
2
Кабардин О. Ф.
Физика, М. –Просвещение, 2014 г.
7
Механические колебания
Задача 23.1, Определение амплитуды, частоты и периода колебаний гитарной струны, стр. 103





Механические волны
Продольные волны на примере гитары. Громкость звука. Высота тона. Резонанс. Корпус музыкальных инструментов. Характеристики звука и слуха человека. Акустика. Голос человека. Механическая запись звука.

3
Перышкин А. В.
Физика, М. –Дрофа, 2009 г.
9
Механические колебания и волны. Звук.
Источник звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука. Задача о колоколе №5 стр. 131-132.


4
Касьянов В. А.
Физика, М. –Дрофа, 2000 г.
10
Механические и звуковые волны
Моды колебаний (задача 5 стр. 339). Звуковые волны. Высота, тембр и громкость звука (задачи №1,2,3 стр. 347)

5
Тихомирова С. А.
Физика, М. –Мнемозина, 2012 г.
11
Механические и электромагнитные волны
Звук. Высота, громкость и тембр звука. Колебания, волны, звук и здоровье человека.





6
Генденштейн Л. Э.
Физика, часть 1 учебник, М. –Мнемозина, 2012 г.
9
Звук
Источник звука. Распространение и отражение звука. Громкость, высота и тембр звука. Неслышимые звуки.

   
   Исходя из анализа школьных учебников по физике, можно сделать вывод о том, что связь физики с музыкой практически не раскрывается в содержании. Но, надо заметить, что материал прослеживается во всех классах, начиная с 7 и заканчивая 11, кроме 8 класса, в таких темах, как «Механические колебания» и «Звук».
   Проанализировав научную и методическую литературу, на наличие в ней материала по связи физики с музыкой, можно сделать вывод о том, что желательно составить элективный курс по физике, где будет собран весь материал воедино. 
     (Можно дополнить!!!!!)











2.2 Элективный курс по физике «Физика и музыка»
 Пояснительная записка
     Элективный курс «Физика в музыке» рассчитан для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и музыке и желающих познакомиться с устройством музыкальных инструментов, а так же изучить  музыку с точки зрения физики. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики  в общем курсе.
     Данный курс ориентирован на профильную подготовку учащихся по физике. Он расширяет базовый курс и дает возможность учащимся познакомиться с интересным материалом, связанным с музыкой. Изучение данного курса поможет установить связь физики с музыкой, проверить и развить свои способности по физике, изучить музыкальные инструменты с точки зрения физики. Углубленно изучить звук и его свойства. Приобрести представление о музыке, как о физическом процессе. Узнать о влиянии различной музыки на организм человека........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44