- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоритические аспекты финансовой структуры предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012054 |
Тема: | Теоритические аспекты финансовой структуры предприятия |
Содержание
Глава 1. Теоритические аспекты финансовой структуры предприятия 1.1. Проектирование и формирование финансовой структуры предприятия Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретном продукте и на конкретном потребителе. Для осуществления контроля, за деятельностью подразделений предприятия необходимо сформировать такую организационную структуру, которая обеспечивала бы подотчетность руководителей различных уровней и их ответственность за результаты работы [65, гл. 3, стр. 185]. Диагностика структуры предприятия начинается с определения целей его функционирования, а также стратегических и тактических задач. Решение задач предприятия, управление его деятельностью осуществляется через установку целевых показателей и экономических результатов деятельности [65, гл. 3, стр. 185]. Постановка целей коммерческого предприятия напрямую связана с финансовыми целями предприятия – в виде прибыли или ее интерпретации в виде каких – либо иных показателей [65, гл. 3, стр. 185]. Выполнив условное деление предприятия на сегменты с предоставлением руководителям этих подразделений полномочий действовать самостоятельно с большей степенью независимости, предприятие устанавливает для них цели, а также критерии оценки достижения этих целей с помощью системы финансовых показателей деятельности [65, гл. 3, стр. 189]. Проектируя финансовую структуру предприятия, следует брать за основу такие целевые показатели деятельности предприятия, как финансовый результат, либо показатели, которые влияют на увеличение стоимости компании. Для этого, осуществляя управление по целям, нужно связать между собой показатели деятельности, действия, направленные на их достижение, и финансовый результат подобной деятельности. В конечном итоге финансовый результат деятельности будет определяющим при осуществлении контроля за результатами [65, гл. 3, стр. 189]. Контроль достижения финансовых целей компании осуществляется с помощью мониторинга тех показателей, которые будут влиять на увеличение ее прибыли. Осуществляют такой контроль и управление на основе финансовой структуры предприятия — набора центров финансовой ответственности, каждый из которых отвечает за соответствующие показатели финансовых результатов деятельности [65, гл. 3, стр. 189]. 1. 2. Понятие финансовой структуры предприятия и ее задачи Финансовая структура предприятия — это набор сфер ответственности подразделений за финансовые показатели их деятельности, такие как доходы и расходы, только за расходы, за сводные финансовые показатели, которые распределены между структурными подразделениями предприятия и являются самостоятельными объектами бюджетирования и учета [65, гл. 3, стр. 189]. Под финансовой структурой (моделью) предприятия понимается точное описание предприятия относительно структуры формирования ее доходов и расходов, а также в разрезе структуры ее источников, с распределением соответствующих полномочий и ответственности [65, гл. 3, стр. 189]. Финансовая структура компании используется в нескольких целях: - при составлении и консолидации бюджетов и их разнесении по центрам финансовой ответственности; - для определения зон финансовой ответственности подразделений компании; - для задания центров учета в управленческом учете [65, гл. 3,стр. 189]. Финансовое структурирование является механизмом делегирования полномочий и распределения ответственности за финансово – экономические показатели деятельности. В соответствии с экономическими показателями деятельности, такими как инвестиции, прибыль, доход, затраты, формируются центры ответственности, которые наделяются соответствующими полномочиями и несут ответственность за данные показатели [65, гл. 3,стр. 190]. Центр инвестиций (ЦИ) наделен полномочиями и ответственностью по инвестициям предприятия, центр прибыли (ЦП) — за показатели прибыли. Исходя из полномочий и ответственности за показатели прибыли, возникают центры прибыли. Если подразделение отвечает за доходы (выручку) предприятия — это центр доходов (ЦД). Если у подразделения есть полномочия только по несению затрат, то оно будет являться центром затрат (ЦЗ). При формировании финансовой структуры предприятия необходимо отличать центры ответственности от мест возникновения затрат (МВЗ). Учитывая то, что центром финансовой ответственности может быть и отдельный сотрудник предприятия, необходимо четко отделять понятие центра ответственности от МВЗ[65, гл. 3,стр. 216]. Связь функциональных обязанностей подразделения с финансовыми результатами осуществляется через финансовую структуру предприятия. Соблюдение показателя финансовой ответственности ЦФО через достижение запланированных показателей деятельности, установленных в бюджете, будет обеспечивать прибыль и другие финансовые результаты предприятия. Финансовую структуру предприятия рассматриваем и понимаем как исполнительный механизм финансового управления. Поэтому ее формирование обусловлено особенностями механизма управления по достижению финансовых целей и на ее основе предприятие осуществляет управление центром финансовой ответственности (ЦФО) [65, гл. 3,стр. 192]. Для формирования финансовой структуры предприятия необходимо провести исследование его структуры по критерию закрепления ответственности каждого из подразделений предприятия за финансовые показатели деятельности, которые подразделение может контролировать и которыми может управлять в процессе своей деятельности [65, гл. 3,стр. 192]. Для понимания принципов формирования финансовой структуры необходимо задать критерии ее формирования. Обычно для выделения ЦФО из существующей структуры предприятия применяются несколько критериев: - организационный (согласно внутренней иерархии подразделений); - региональный — в соответствии с региональной обособленностью; - функциональный — в соответствии с бизнес-процессами предприятия (снабжение, сбыт, складирование и т.д.); - технологический (для производства); - по направлениям бизнеса [65, гл. 3,стр. 193]. Для того, чтобы разработать финансовую структуру предприятия, потребуется выполнить следующее. 1. Описать хозяйственную деятельность предприятия: а) задачи и функции подразделений; б) документооборот в предприятии; в) виды ТМЦ и порядок их движения; г) движение финансовых потоков; д) распределение ответственности за планирование, учет, контроль и анализ финансовых показателей предприятия и подразделений; е) построение системы управленческого учета. 2. Выделить и описать бизнес-процессы и деятельность предприятия. 3.Закрепить права и ответственность за использование ресурсов предприятия. 4. Закрепить права, обязанности, ответственность и взаимоотношения ЦФО [65, гл. 3,стр. 193]. Сама финансовая структура предприятия является иерархичной системой центров финансовой ответственности, для которой определены бюджеты используемых ресурсов предприятия [65, гл. 3,стр. 194]. При формировании финансовой структуры предприятия приходится решать, к какому типу центров финансовой ответственности отнести каждое подразделение. Для этого необходимо осуществить анализ ответственности подразделений предприятия — по видам финансовых показателей. Сформированная финансовая структура предприятия является результатом структурирования подразделений по признаку ответственности подразделения за те или иные финансовые показатели. Соответственно, выделяя финансовую структуру, следует помнить о том, что финансовая структура предприятия — это инструмент управления предприятием, а не инструмент построения аналитического отчета в различных срезах информации [65, гл. 3,стр. 194]. Формирование финансовой структуры предприятия, позволяет четко определить: кто и за какие финансовые показатели деятельности несет ответственность [65, гл. 3,стр. 195]. Рисунок 1.2. Примерная структура финансовой службы предприятия Бухгалтерия — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах. Бухгалтерия является источником полной, документально обоснованной и структурированной экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений в целях обеспечения эффективного хозяйствования [61, гл. 1,стр. 12]. Аналитический отдел — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия, выполнение плановых заданий по прибыли и объемам реализации, его ликвидности и рентабельности. В задачи этой службы входит прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-аналогов и предприятий-контрагентов [61, гл. 1,стр. 12]. Отдел финансового планирования — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта разрабатывает основные плановые документы: баланс доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Информационной основой планирования выступают данные аналитического и оперативного отделов, бухгалтерии, других экономических служб [61, гл. 1,стр. 12]. Отдел ценных бумаг и валют - штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, формирует портфель ценных бумаг и управляет им, поддерживая его оптимальность с позиций доходности и риска. Принимает участие в работе валютных и фондовых бирж в целях удовлетворения текущих нужд предприятия в рублевых или валютных средствах [59]. Планово – экономический отдел - штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, собирает счета, накладные, отслеживает их оплату и в условиях регулирования государством наличного обращения следит, чтобы расчеты наличными деньгами между юридическими лицами не превышали установленного лимита. Контролирует взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных денежных средств. Претензионная группа в составе отдела решает споры, возникающие между предприятиями и его контрагентами (поставщиками, покупателями), государством (налоговой инспекцией, налоговой полицией) и различными внебюджетными и централизованными фондами по поводу уплаты штрафов, неустоек, начисления пеней и других мер экономического воздействия [61, гл. 1,стр. 12]. Основными задачами финансовой службы на предприятии являются: обеспечение финансовыми ресурсами затрат предприятия; осуществление контроля за эффективным использованием основных производственных фондов и капитальных вложений; выполнение финансовых обязательства перед государственным бюджетом, банками, поставщикам, вышестоящей организацией, рабочими и служащими; организация денежных расчетов с поставщиками и покупателями, рабочими и служащими, вышестоящей организацией, госбюджетом, банками; поиск путей увеличения прибыли и повышения рентабельности; контроль за выполнением принятых решений; обеспечение сохранности оборотных средств и ускорение их оборачиваемости; учет стратегических целей и перспектив [64, гл.1,стр. 8]. Рисунок 1.3. Основные задачи и функции финансовой службы. В своей деятельности финансовые службы предприятия руководствуются Положениями об отделе Бухгалтерии, Положениями о финансовом отделе, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, из них являются основными: - "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)[1]. - "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)[2]. - "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)[3]. - "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018)[4]. - "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017)[5]. - "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 14.11.2017)[6]. - "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018)[7]. - "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)[8]. - "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года, (ред. от 05.02.2018))[9] - Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 31.12.2017) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018)[10]. - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) "О защите прав потребителей"[11]. - Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 26.07.2017) "О государственной тайне"[12]. - Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)[13]. - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)[14]. - Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"[15]. - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.04.2018)[16]. - Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018)[17]. - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О несостоятельности (банкротстве)"[18]. - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об электроэнергетике"[19]. - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"[20]. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"[21]. - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018)[22]. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О коммерческой тайне"[23]. - Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О рекламе"[24]. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О защите конкуренции"[25]. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[26]. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О персональных данных"[27]. - Федеральный закон от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах"[28]. - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"[29]. - Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"[30]. - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"[31]. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об аудиторской деятельности"[32]. - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)[33]. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О консолидированной финансовой отчетности"[34]. - Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017)[35]. - Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О национальной платежной системе"[36]. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2018)[37]. - Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О хозяйственных партнерствах"[38]. - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О бухгалтерском учете"[39]. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"[40]. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"[41]. - Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О промышленной политике в Российской Федерации"[42]. - Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)[43]. - Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 12.12.2017) "О Министерстве финансов Российской Федерации"[44]. - Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 23.09.2017)"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"[45] - Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 29.12.2017) "О Федеральном казначействе"[46]. - Постановление Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (ред. от 12.07.2017) "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (вместе с "Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам")[47]. - Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята в 1977 году IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу)) // Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. М., 1998[48]. - Приказ Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ" (вместе с "Методическими рекомендациями по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора)")[49]. - "Позиция Росстандарта по вопросу использования документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, при применении положений Федеральных законов от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Росстандартом 25.01.2017)[50]. - <Письмо> Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности"[51]. - "Положение о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (ред. от 05.07.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 N 24667)[52]. - Приказ Минфина России от 16.11.2015 N 177н (ред. от 25.12.2017) "О порядке ведения реестра государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ)" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2015 N 40117)[53]. - Приказ Роскомнадзора от 25.10.2017 N 217 "Об утверждении порядка взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с лицами, указанными в частях 5 и 6 статьи 15.8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", при предоставлении доступа к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен, порядка доступа к указанной системе и к информации, размещенной в ней, режима обработки и использования такой информации" (вместе с "Порядком взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с лицами, указанными в частях 5 и 6 статьи 15.8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" при предоставлении доступа к федеральной государственной информационной системе, содержащей перечень информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и к информации, размещенной в ней", "Порядком подключения лиц, указанных в частях 5 и 6 статьи 15.8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", к федеральной государственной информационной системе, содержащей перечень информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", доступа к указанной системе и к информации, размещенной в ней") (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2017 N 49243)[54]. - Приказ Минфина России от 25.12.2017 N 250н "О внесении изменений в Порядок ведения реестра государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 177н" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2018 N 50200)[55]. Для эффективной деятельности финансовой службы необходима эффективная финансовая политика. 1.3. Экономические показатели эффективности деятельности финансовой службы на предприятии Управление финансовыми ресурсами - комплекс мероприятий, направленных на эффективное использование финансов предприятия, правильного планирования прибыли, ускорения товарооборота, повышения финансовой устойчивости и т.д. Основными экономическими показателями, эффективной деятельности финансовой структуры являются показатели доходности и платежеспособности. Показатели условно делятся на две группы: показатели финансового состояния предприятия и показатели эффективности инвестиций. Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности предприятия в ходе реализации инвестиционного проекта: прибыльность проекта; рентабельность капитала; показатели финансовой деятельности: ликвидности и финансовой устойчивости, структуры капитала, деловой активности; инвестиционные показатели (прибыль на акцию; дивиденды на акцию; коэффициент покрытия дивидендов; соотношение цены акции и прибыли). Вторая группа показателей характеризует эффективность инвестиций в проект: срок окупаемости (показывает время возврата вложенных средств и. используется в качестве показателя, характеризующего риск проекта); чистая приведенная величина дохода (абсолютная величина, отражающая масштабы проекта и размер дохода от нового производства); внутренняя норма рентабельности (качественный показатель, характеризующий доходность инвестиций); доходность инвестированного капитала; индекс прибыльности (характеризует прибыльность проекта); чистый денежный поток; чистая приведенная стоимость, рисунок 1. 4.[56] Рисунок 1.4. Основные показатели эффективности деятельности финансовых служб предприятия. Важными группами финансовых показателей являются показатели: ликвидности, финансовой устойчивости и платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости (деловой активности). Главная задача оценки ликвидности баланса - определить величину покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата). В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы «А»: А1. Наиболее ликвидные активы – к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). А2. Быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после очередной даты. А3. Медленно реализуемые активы – статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы. А4. Трудно реализуемые активы – статьи раздела I актива баланса – внеоборотные активы[63]. Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты «П»: П1. Наиболее срочные обязательства – к ним относится кредиторская задолженность. П2. Краткосрочные пассивы – это краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы. П3. Долгосрочные пассивы – это статьи баланса, относящиеся к разделам IV и V, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей. П4. Постоянные пассивы или устойчивые – это статьи раздела III баланса «капитал и резервы»[63]. В зависимости от отраслей деятельности, структуры внутри предприятий, их положения на рынке, финансовой политики, предприятия имеют различную финансовую устойчивость. Основные виды устойчивости: абсолютная финансовая устойчивость; нормальная финансовая устойчивость; неустойчивое состояние; кризисное финансовое состояние. Такая классификация объясняется уровнем покрытия собственными средствами заемных, соотношение собственного и заемного капитала для покрытия запасов[57]. Коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия - система показателей, характеризующих структуру используемого капитала предприятия с позиций степени финансовой стабильности его развития в предстоящем периоде[57]. Показатели рентабельности продукции, характеризующие уровень прибыльности (убыточности) ее производства, являются характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Характеризуют относительную доходность предприятия (среды формирования прибыли и дохода предприятия), измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Основными задачами анализа рентабельности являются: определение темпов роста, и структуры формирования балансовой прибыли за ряд лет; выявление влияния факторов, определяющих выполнение плана по общей (балансовой) прибыли, вскрытие причин возникновения и изыскание путей ликвидации убытков; отграничение влияния внешних факторов и определение суммы прибыли, полученной в результате трудовых усилий производственного коллектива и эффективного использования работниками производственных ресурсов; определение факторов, влияющих на динамику и выполнение плана по уровню общей рентабельности. В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельность торгового предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям: товарообороту; издержкам обращения; оборотным средствам; основным средствам; средствам на оплату труда; собственному капиталу; капиталу (совокупному капиталу предприятия, включающему собственные и заемные средства)[57]. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности служат не только для оценки деятельности предприятия, но и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Различают: 1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли[64]. Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов[64]. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления. Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации. Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения. В ходе анализа решаются следующие задачи: 1) изучение и оценка тенденции изменения показателей деловой активности; 2) исследование влияния основных факторов, обусловивших изменение показателей деловой активности и расчет величины их конкретного влияния; 3) обобщение результатов анализа, разработка конкретных мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости. Коэффициенты оценки оборачиваемости капитала - это система показателей финансовой активности предприятия, характеризующая, насколько быстро сформированные активы оборачиваются в процессе его хозяйственной деятельности[59]. Резюмируя вышеизложенное, делаем вывод: финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения дальнейшего эффективного развития. Инвестиционные показатели оценки эффективности инвестиционного проектирования характеризуют эффективность инвестиций в проект. Основными из них являются: период окупаемости, чистая приведённая стоимость, внутренняя норма рентабельности, окупаемость инвестиций, индекс прибыльности, чистый денежный поток, чистая приведенная стоимость и др. Эффективность работы финансовой службы определяется ростом показателей финансовой устойчивости, платежеспособности, рентабельности, деловой активности, инвестиционной привлекательности проектов. От эффективности построения организационной структуры финансовой службы и разработки финансовой политики – зависит успех предприятия. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: