VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теориотические аспекты правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001540
Тема: Теориотические аспекты правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
         ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      
          1 ТЕОРИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРАВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА  НА ТЕРРИТОРИИ РФ                                                                                                    
     1.1 Понятие и основа  правого положения иностранных граждан                                                                                                        
     1.2 Понятия лица без гражданства
     1.3 Особенности социально-экономических прав и свобод лиц без гражданства в Российской Федерации 
      2 ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ  ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ
2.1    Правила въезда, выезда и пребывания (проживания), статус  
2.2    Выдворение, депортация и реадмиссия с территории Российской Федерации  за нарушение правовых актов при реализации правого положения  
 3ОБ ИМУНИТЕТАХ  ИНОСТРАННЫХ  ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПРИ РЕЗАЛИЦАЦИИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ 
3.1   Право, подлежащее применению к отношениям, осложненным иностранным элементом, по российскому законодательству: материально-правовой и коллизионный аспекты 
3.2   Право на труд иностранных граждан   в РФ 
3.3 Отношение иностранных граждан к избирательному праву 
         ЗАКЛЮЧЕНИЕ
         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

         
  ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема иностранных граждан и лиц безгражданства имеет особое значение прежде всего потому, что лица без гражданства ни в одном государстве не обладают всей полнотой политических и гражданских прав. Таким образом, их общая правоспособность всегда в какой-то степени ограничена.
     В соответствии с международно-правовыми актами государства в своей законодательной и правоприменительной практике должны соблюдать права и свободы граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции данной конкретной страны. 
     Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности согласно нормам международного права (п. 1 ст. 17); закрепляет принцип национального режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62); конкретизирует реализацию приведенных предписаний (ст. 18).
     В советский период понятия лица без гражданства довольно длительный период также не существовало, поскольку в законодательстве лица, не являющиеся советскими гражданами и по разным причинам не могущие доказать своей принадлежности к гражданству другого государства, не отграничивались от советских граждан. Исследование и анализ вопросов правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что оно прямо и непосредственно затрагивает права и законные интересы российских граждан, а также влияет на социальную обстановку в российском государстве или в его отдельном регионе. Это означает, что отсутствие эффективной и современной законодательной основы взаимоотношений между иностранными и российскими гражданами может перерасти в серьезную угрозу правам и свободам всех граждан вне зависимости от их государственной принадлежности.
     Таким образом, исследование и анализ действующего российского законодательства, регламентирующего данный правовой институт, а также разработка основополагающих подходов к изучению процессов совершенствования юрисдикционной защиты интересов личности от любых необоснованных действий со стороны российского государства в лице его органов и их должностных лиц является весьма своевременным.
     Общетеоретической основой исследования послужили работы Э.Б.Атамановой, Г.А. Белова, Н.А. Бердяева, А.В. Малько, М.Н. Марченко, О.Э. Миронова, B.C. Нерсесянца, В.И. Новоселова, Э.А. Памфиловой, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева , В.Н. Хропонюка ,С.И. Некрасова, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедева. Кроме того, широко использовалась научная и учебная литература по международному, гражданскому и налоговому праву, в частности, работы С.А. Горшковой, СП. Пепеляева, Н.А. Ушакова, СВ. Черниченко и Л.М. Энтина.
     Объектом исследования являются правовые и общественные отношения, связанные с пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и применением к данным правоотношениям норм конституционного права.
     Предметом исследования являются понятие и содержание конституционного правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства, вопросы правового регулирования режимов пребывания иностранцев на территории Российской Федерации.
     Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения норм материального права и правоприменительных документов исследовать вопросы, касающиеся конституционного правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, и с учетом анализа и обобщения исходных данных о правовом положении иностранцев в Российской Федерации.
     
     
     Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
     - рассмотреть теоретические аспекты правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории  РФ;
     - определить правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства (апатриды) в России;
     - исследовать гражданские права иностранных граждан и лиц без гражданства. 
        Научная новизна исследования заключается в том, что оно осуществлено с учетом новых положений законодательства, регламентирующих правовое положение иностранных работников.
        При работе над дипломной работой обращено внимание на результаты современных исследований в области гражданского права.
        Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что комплексное изучение и освещение рассматриваемых вопросов позволяет использовать полученные результаты для дальнейшей их научной разработки.               
        Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при совершенствовании трудового и миграционного законодательства, регулирующего труд иностранных граждан.
       Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка источников и литературы.

     




        

  
           1 ТЕОРИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРАВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА  НА ТЕРРИТОРИИ РФ   
                                                                                    
            1.1   Понятие и основа  правого положения иностранных граждан

            Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей [34, С.22].
     Так, Радько Т.Н. рассматривает понятие «гражданин» как правовую характеристику личности – члена государства. При этом его правовой статус закрепляется нормами Конституции и других законов, которые должны соответствовать международно-правовым пактам о правах и свободах гражданина[49, С.52].
 Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" даёт следующие определения понятиям "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства". Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства[16].
     Данные определения не являются единственными и в ряде других нормативно-правовых документов содержаться иные определения, отражающие характер правоотношений и специфику той сферы деятельности, в которой участвуют иностранные граждане.
     По смыслу п.2 ст.2 Федерального закона Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
     Установление содержания понятия "иностранный гражданин" имеет значение для определения правового статуса соответствующих категорий физических лиц, объёмов прав и обязанностей лиц, находящихся на территории иностранного государства и осуществляющих там свою деятельность или же просто проживающих в иностранном государстве без осуществления какой-либо деятельности.
         Правовое положение (правовой статус) [45]  иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) [51] иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них в стране пребывания. В международном частном праве речь идёт о правах и обязанностях, возникающих в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения, осложнённые иностранным элементом.
     Достаточно сложным и неопределенным является понятие «правовой статус». Так в действующем российском законодательстве не дается его определение, однако из контекста некоторых нормативных документов можно сделать вывод о том, что законодатель включает в его содержание права и обязанности гражданина, а также рассматривает его как понятие, равнозначное понятию «правовое положение».
     Некоторые авторы в своих работах проводят разграничение между понятием «правовой статус» и «правовое положение». Так, Витрук Н.В. определяет правовой статус как систему прав, свобод и обязанностей, а правовое положение рассматривает как обобщающую категорию, которая включает «…все элементы закрепленного в праве состояния личности, находящиеся между собой в определенных связях, в социальном плане обусловленные тем местом, какое личность занимает в системе общественных отношений»[33, С.16].
    Следует иметь в виду, что основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены прежде всего в Конституции РФ 1993 г. - ст. 62 и ст. 63. В соответствии с ч. 3 ст. 62 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статья 63 Конституции РФ регулирует вопросы предоставления иностранцам политического убежища в РФ, а также вопросы выдачи иностранцев другим государствам.
Также в России был принят ряд федеральных законов, регулирующих статус отдельных категорий иностранцев. Это Законы РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах"[6], который Федеральным законом от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" был изложен в новой редакции, "О вынужденных переселенцах" 1993 г. [7].  Кроме этого были приняты законы, которые посвящены правовому регулированию отдельных сфер общественных отношений и содержат специальные нормы, закрепляющие особенности правового положения иностранцев, выступающих субъектами данных правоотношений. Это такие законы, как Закон РФ от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации", который с 1 июля 2002 г. фактически утратил силу с вступлением Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" [8] в юридическую силу, а также Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" [9], Семейный кодекс Российской Федерации [3] от 29 декабря 1995 г. и т.д.
    Существенной особенностью нормативно-правового регулирования статуса иностранных граждан является то, что значительную роль в его установлении играют международные договоры и соглашения. К ним относятся прежде всего международные акты о правах человека, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г., акты МОТ, регулирующие труд иностранцев.
    1 ноября 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который разрабатывался целых шесть лет. Необходимость в его принятии определялась многими факторами. В первую очередь, вопросы правового положения иностранных граждан, находящихся на территории РФ, не были должным образом урегулированными. Действовавшее в этой области законодательство не отвечало требованиям, предъявляемым сложившейся политико-экономической ситуацией. Кроме того, часть нормативно-правовых актов явно устарела и не соответствовала положениям Конституции РФ, национальным интересам Российской Федерации. Кроме того, связанное с прозрачностью границ с государствами СНГ увеличение количества нелегально находящихся на территории России иностранцев из бывших союзных республик привело к ухудшению социально-экономической и криминогенной обстановки в стране. Определенное негативное влияние оказала и правовая неподготовленность Российской Федерации к наплыву беженцев из ближнего зарубежья после того, как Россия стала участником Конвенции "О статусе беженцев" 1951 г. Федеральные законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" без всеобъемлющего федерального закона об иностранных гражданах были не в состоянии решить сложные проблемы, возникающие в связи с массовым въездом иностранных граждан в Российскую Федерацию с самыми различными целями.
    Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 2002 г. был принят для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, ввести новую цивилизованную систему учета постоянно находящихся в России иностранных граждан, упорядочить регистрацию, пресечь неконтролируемую миграцию иностранных граждан и решить другие не менее актуальные задачи. В целом он восполнил существовавшие ранее пробелы в законодательстве, регулирующем вопросы пребывания в РФ иностранных граждан, и приблизил регламентацию данных отношений к общепризнанным принципам и нормам международного права, но все равно данный Федеральный закон содержит неточности и пробелы.
    В настоящее время происходит реформирование системы законодательства о гражданстве, о правовом статусе иностранцев в РФ, принимаются и готовятся к принятию многие законы и подзаконные акты. Это позволит усовершенствовать и гармонизировать основы статуса иностранных граждан в РФ с учетом интересов государства, российских граждан и самих иностранцев.
     С давних времен в силу исторических событий одну из значительной части населения того или иного государства составлял иностранный элемент. Такие мировые процессы, как глобализация, интеграция, международная миграция, обязательно сопровождались миграцией населения из одной страны в другую. Основной причиной, вынуждающей людей уезжать из своей родной страны, по словам Е.С. Смирновой, является неравенство доходов и возможностей в разных регионах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами [54, С.442].
     В связи с этим любое государство не может не считаться с пребыванием на его территории иностранцев. Изменения в экономической и политической сферах жизни России последних лет привели к тому, что правовое положение иностранцев из вопроса, затрагивающего сравнительно незначительное количество людей, переросло в существенную проблему для многих органов, организаций и широких слоев населения.
     В ходе исторического развития института правового положения личности в юридическо-правовой науке постепенно сформировалось два основных подхода к формированию данного института: естественно-правовой и позитивистский.
     Естественно-правовой подход рассматривает права личности как некие первоначальные, неотъемлемые свойства человека, которые неизбежно должны признаваться за ним обществом и государством, но существуют и без такого признания. Позитивистский подход основывается на том, что права и свободы индивида признаются государством и им даруются человеку.
     По мнению ряда ученых: С.И. Некрасова, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедева, оба подхода имеют свои сильные и слабые стороны. Однако более правильным, по их мнению, следует считать промежуточный, разработанный на основе их анализа комплексный конкретно-исторический подход к правам и свободам человека, представляющий собой своего рода "золотую середину" между ними. В его рамках права, свободы и обязанности личности рассматриваются как конкретно-историческое явление, содержание которого обусловливается состоянием общества и государства на определенном этапе их исторического развития. Права и свободы человека в правовом государстве, т.е. в государстве, управляемом правом, неизбежно должны быть юридически закреплены, а в их нормативный перечень включаются те из них, которые имеют наиболее важное значение для общества, а также могут быть реально обеспечены и поэтому гарантируются государством. Однако по общему правилу права и свободы, уже признанные государством за его гражданами, не могут быть отменены, а уровень их гарантированности не должен снижаться. Допускаются лишь некоторые ограничения этих прав, но они должны осуществляться на основе закона и в установленном им порядке [40, С.124].
     В целом положение личности в конкретном государстве определяется различными видами социальных норм (правовые, политические, религиозные, моральные и др.), которые опосредуют многообразные связи личности с обществом в целом. В совокупности это представляет собой общественный статус личности, составной частью которого является правовой статус, характеризующий отношения личности не с обществом в целом, а только с государством.
     В целом можно сказать, что правовой статус личности представляет собой единый комплекс прав, свобод и обязанностей индивида, обладающий системно-иерархическими характеристиками и свойствами, во многом обусловленными системой и иерархией источников права, а также особенностями правового регулирования и соотношения источников права в рамках конкретной правовой системы.
     Иными словами, под правовым статусом личности необходимо понимать нормативно закрепленное положение индивидуума в обществе, где законодательством закреплены его права, свободы и обязанности, которые, в свою очередь, в обязательном порядке гарантированы государством.
     Определяя понятие "конституционно-правовой статус личности", ряд ученых вводят более широкое его понятие, понимая под ним "совокупность норм конституционного права, а также теоретических представлений конституционно-правовой науки, предметом которых являются права, свободы и обязанности личности". Одновременно они разделяют такие понятия, как конституционно-правовой и конституционный статусы личности. "Содержание последнего в отличие от конституционно-правового статуса личности в целом ограничивается основными или конституционными в собственном смысле слова правами, свободами и обязанностями человека и гражданина, т.е. теми из них, которые признаются и закрепляются на уровне Основного Закона - Конституции". Разделение данных двух понятий является обоснованным.
     Анализируя конституционные нормы, необходимо отметить, что "личность" в теории права и конституционно-правовой теории рассматривается как некий универсальный термин, подразумевающий под собой любое лицо, как гражданина, так и иностранного гражданина, лицо без гражданства. Таким образом, справедливо будет заметить, что права, свободы и обязанности, установленные в отношении личности, соответственно имеют свое распространение и на иностранных граждан.
     Переходя к понятию правового статуса иностранных граждан, необходимо отметить, что единого для всех государств международного понятия, определяющего правовой статус иностранных граждан, не существует.
     То или иное государство самостоятельно устанавливает конституционно-правовой статус как для своих граждан, так и для граждан иностранных государств и лиц, не имеющих принадлежности к какому-либо государству. То есть определение объема прав, свобод и обязанностей иностранных граждан - дело внутренней компетенции каждого государства. Однако права каждого государства в данной сфере не являются абсолютными, поскольку, определяя конституционно-правовой статус иностранных граждан в своей стране, каждое государство должно учитывать требования соответствующих общепризнанных положений и принципов международного права, а также норм международных договоров, участниками которых они являются, в частности касающихся возможности защиты их прав и интересов государством их национальной принадлежности.
     Определяя содержание конституционно-правового статуса иностранных граждан, необходимо отметить, что он существенно отличается от конституционно-правового статуса собственных граждан, поскольку граждане своего государства обладают правами, относящимися как к правам человека, так и к правам гражданина, в то время как иностранные граждане обладают исключительно правами, относящимися к естественным правам человека, гарантированным соответствующим государством пребывания. Данный порядок исходит из международно-правовой практики, поскольку намерение каждого государства в отдельности наделить своих собственных граждан большим объемом прав и свобод, чем граждан других государств, находящихся на его территории, является обоснованным и оправданным.
Определение статуса иностранных граждан - весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой Россией. Поэтому необходимо выделить положения, которые не могли бы быть поколеблены охлаждением отношений между странами; положения, которые незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейся на территории РФ и считающейся иностранным гражданином [44, С. 23-24].
     Проведя определенные исследования сути понятия конституционно-правового статуса иностранного гражданина в Российской Федерации, можно сделать определенные выводы, касающиеся данного правового института.
     Правовой статус человека - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Иными словами, применительно к правовому статусу иностранного гражданина - это его правовая взаимосвязь как с обществом, так и с государством, на территории которого он находится.
     Конституционно-правовой статус иностранных граждан - это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми наделяются лица, не обладающие российским гражданством. В свою очередь, можно сказать, что по своей структуре правовой статус иностранных граждан не отличается от правового статуса российских граждан.
     Объем прав, свобод и обязанностей правового статуса иностранного гражданина, как, впрочем, и граждан РФ, регулируется почти всеми отраслями права. Поэтому исходя из особенностей общественных отношений, являющихся предметом регулирования каждой из отраслей права, допустимо говорить об отраслевом аспекте правового положения иностранного гражданина, в частности гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном, административном и т.д.
     Объем конституционно-правового статуса иностранного гражданина может меняться в зависимости от его категории (временно пребывающие и постоянно проживающие; имеющие привилегии и иммунитет и лица, которые не имеют таких привилегий; и т.д.).
     Принадлежность лица к своему государству увеличивает объем правоспособности, а, следовательно, и содержания конституционно-правового статуса гражданина по сравнению с ограниченным правовым положением иностранных граждан.
     Правовой статус является статичной, устойчивой, юридической основой интересов личности. Изменение правового статуса производится только законодательным путём, отражая развитие общества. Сама личность не может определить свой статус, она лишь действует, исходя из своего правового положения. Правовой статус есть средство не личности, а государства, которое через определение статуса задаёт ей исходную правовую позицию. Статус является фиксированной моделью интересов личности.
     Правовым статусом личности охватываются все существенные её взаимоотношения с обществом, составляющие основу всего богатства её социальных связей и отношений. Правовой статус указывает на место личности в системе правоотношений, характеризующийся правами и обязанностями. Понятие "правовое положение" отражает функциональную роль и указывает на место личности в системе общественных отношений.
     Cуществуют также нормы, направленные на регулирование особенностей правового статуса иностранных граждан. Такие нормы можно встретить в: Налоговом кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе, Таможенном кодексе, Трудовом кодексе, Земельном кодексе, кодексе внутреннего водного транспорта, Кодексе торгового мореплавания, Воздушном кодексе, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексе, Уголовном кодексе, Семейном кодексе, Гражданском кодексе, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья и иных законодательных актах.
     Как видно даже из представленного списка, институт правового режима иностранных граждан охватывает огромное количество разноотраслевых законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории лиц. Наряду с законами действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Можно выделить ряд подзаконных актов:  постановлений Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 793 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту" [19], постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 532 "Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов" [20], постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года № 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" [21] и другие подзаконные акты.
     Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется также международными договорами Российской Федерации. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства Российской Федерации.
     Можно выделить ряд международных договоров :  Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 года), Всеобщую декларацию прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года), Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк,19 декабря 1966 года), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк,19 декабря 1966 года), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 года), Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года) [42] и ряд других международных договоров.
     Отдельно необходимо выделить двухсторонние международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, и, прежде всего, в рамках СНГ. Это, например: О правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (Москва, 28 апреля 1998 года),  Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 29 августа 1997 года), Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995 года),  Договор между Российской Федерации и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва,20 января 1995 года). 
     Данные двухсторонние соглашения вводят дополнительное определение  как "постоянный житель", означающую гражданина одной стороны, постоянно проживающие на территории другой стороны на основании разрешения, выданного этой другой стороной.
         Иностранные граждане,  находятся как бы в двойном подчинении - под действием законов страны пребывания и законов страны своего гражданства". [35] Это  никак не может относиться к лицам без гражданства, они имеют правовую связь лишь с тем государством, на территории которого в данный момент находятся (проживают). В подобных случаях государство фактически самостоятельно определяет их правовой статус до тех пор, пока граждане не приобретут гражданство какого-либо государства, либо не переедут в другое государство.
     Рассуждая о правовом положении и правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, не следует забывать и о правовом режиме иностранцев. Правовой режим иностранцев - это правовой статус, определяющий объём их прав и обязанностей на территории государства пребывания. [43]
     Характеризуя положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, следует подчеркнуть, что сами понятия "правовое положение", "конституционно-правовой статус" в полном объёме подходят для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Российской Федерации, то есть имеют действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России. [42]
       
       
          1.2    Понятие лиц без гражданства
     
     Лицо без гражданства (апатрид) - лицо, не имеющее доказательств наличия гражданства какого-либо государства.
     Надо сказать, что обладание гражданством (подданством) соответствующего государства является для человека естественным состоянием. Поэтому отсутствие гражданства (подданства) - сравнительно редкое исключение.
В.М. Гессен вообще отрицал возможность безгражданства. Он полагал, что «иностранцем в государстве, с точки зрения международного права, может быть только такое лицо, которое в другом государстве является подданным... Если иностранец везде является иностранцем, господство над ним каждого государства, в пределах которого он пребывает, может быть таким же исключительным, как и господство над подданным... Таким образом, с точки зрения международного права, явления... безподданства должны быть признаны невозможными, по существу. Каждый индивид в международном обороте является подданным определенного государства...» [37].
     В.М. Гессен подчеркивал, что безподданный рассматривается как подданный того государства, с которым он связан совокупностью фактических отношений.
     В советский период понятия лица без гражданства довольно длительный период также не существовало, поскольку в законодательстве лица, не являющиеся советскими гражданами и по разным причинам не могущие доказать своей принадлежности к гражданству другого государства, не отграничивались от советских граждан. Состояние безгражданства считалось, с точки зрения интересов советского государства, меньшим злом, чем, скажем, двойное гражданство. Но и оно могло порождать определенные неудобства, связанные, например, с регулированием выезда и въезда лиц без гражданства, в частности с их высылкой в другие государства и т.п. 24 июня 1981 г. был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР [33], который зафиксировал общие нормы относительно правового положения иностранных граждан в СССР и впервые распространил их на лиц без гражданства, если иное не вытекало из законодательства СССР. Иными словами, если советский закон устанавливал различия в статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, то такие различия сохранялись.
     Проблема безгражданства имеет особое значение прежде всего потому, что лица без гражданства ни в одном государстве не обладают всей полнотой политических и гражданских прав. Таким образом, их общая правоспособность всегда в какой-то степени ограничена. Поэтому, признавая институт безгражданства, Закон о гражданстве 1991 г. содержал ст. 7, посвященную сокращению безгражданства. В ней говорилось: «РСФСР поощряет приобретение гражданства РСФСР лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства».
     Данная норма в полной мере соответствовала Конвенции 1961 г. о сокращении безгражданства, принятой в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1954 г., в которой указывалось на необходимость созыва международной конференции с целью заключения конвенции о сокращении или устранении безгражданства.
     Закон о гражданстве 1991 г. содержал также ряд статей, направленных на дальнейшее сокращение лиц без гражданства. Так, в ст. 15 устанавливалось, что если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. В ч. 2 этой статьи указывалось, что при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства [43].
     Устанавливалось, что ребенок, родившийся на территории Российской Федерации у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства. Ребенок, родившийся на территории Российской Фед.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.