VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовая основа трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004474
Тема: Правовая основа трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	3

	1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	7

	1.1. Понятие и правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства	7

	1.2. Трудовая правосубъектность иностранных  граждан и лиц без гражданства	10

	1.3. Правовая основа трудовой и предпринимательской  деятельности иностранных  граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации	14

	2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	19

	2.1. Особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора с иностранными гражданами и лицами без гражданства	19

	2.2. Особенности осуществления предпринимательской деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства	24

	3. ПРОБЛЕМЫ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	32

	3.1. Характеристика правонарушений, связанных с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в России	32

	3.2. Ответственность за нарушение законодательства, регламентирующего порядок осуществления трудовой и предпринимательской деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства	44

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	57

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	61



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы. Россия на сегодняшний день остается крупнейшим центром миграции в Восточном полушарии и уступает по величине миграционных потоков только США. Иностранная рабочая сила прибывает более чем из 100 государств, но главными ее экспортерами всегда были страны бывшего СССР, прежде всего Таджикистан, Украина, Молдова. 

Война на юго-востоке Украины, вызвавшая усиление миграции граждан этой страны, непременно отразилась на рынке труда Российской Федерации. Вынужденная миграция всегда связана с затратами государства, которое принимает беженцев . 

Безусловно, усиление миграционного потока с Украины создало значительную напряженность на российском рынке труда. Россия сама близка к кризису, экономика замедляется, инвестиции резко упали, выпуск промышленной продукции затормаживается. Иммиграция создает избыточное предложение на рынке труда, позволяя работодателям постоянно снижать уровень оплаты и социальных гарантий, ухудшать условия труда. Иммигранты тем самым не позволяют коренному населению противостоять работодателям в вопросе защиты прав работающих. Увеличение числа потенциальных работников на рынке труда приводит к тому, что даже востребованные специалисты высокой квалификации, не найдя предложений в своей нише, переходят на более низкий квалификационный уровень.

Одной из приоритетных задач российского государства является защита и охрана конституционных прав граждан, их законных интересов во всех областях деятельности, включая и трудовое право.

Трудовое право - одна из тех немногих отраслей права России, которые очень тесно связаны с микро- и макроэкономическими процессами, которые оказывают непосредственное влияние на социальный климат и уровень благосостояния в обществе.

Принятие Трудового кодекса РФ[4], действующего с 1 февраля 2002 г. в условиях рыночной экономики стало важной вехой в развитии российского законодательства. После того, как был принят этот кодифицированный акт трудового законодательства, началось формирование практики применения его норм работодателями, органами государственной власти. Трудовой кодекс РФ стал предметом для научного изучения и толкования.

Между тем, на основании практики применения Трудового кодекса РФ можно сделать вывод, что многие его положения, отдельные статьи не состыковываются соответствующим образом, многие определения до сих пор вызывают дискуссии, положения многих статей становятся предметом неоднозначных толкований. Это в полной мере касается и института правового регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, проблема  правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении ими трудовой и предпринимательской деятельности в современных условиях России по своей теоретической и практической значимости является весьма актуальной.

Степень разработанности темы исследования. Проблемными вопросами толкования и применения норм о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении ими трудовой и предпринимательской деятельности занимались такие ученые, как: как Анисимов А.Л., Воробьев В.В., Соловьева С.В., Соловьева Е.В., Гогоненко В. Ф., Сафонова В. А., Хохлова Е. Б. и др.

Однако, несмотря на обилие научной литературы по данной проблематике в ней существует немало слабо разработанных или совсем незатронутых вопросов и аспектов. Это объясняется сложностью и многогранностью темы.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении ими трудовой и предпринимательской деятельности.

Предметом исследования являются нормы положения трудового законодательства России, регламентирующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении ими трудовой и предпринимательской деятельности;  существующие доктринальные подходы в данной сфере.

Цель данной работы - комплексный анализ и систематизация информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении ими трудовой и предпринимательской деятельности.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

раскрыть понятие и правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства;

изучить трудовую  правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства;

проанализировать правовую основу трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

изучить особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора с иностранными гражданами и лицами без гражданства;

рассмотреть особенности осуществления предпринимательской деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства;

выявить проблемы нелегальной трудовой миграции в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы исследования. К общенаучным методам, использованным в процессе исследования, относятся: диалектический метод, дедукция и индукция, анализ и синтез, системный метод исследования. К частно-научным методам, использованным при написании работы, относятся: сравнительно-правовой и формально-юридический методы исследования.

Теоретическая основа исследования составили научные труды и публикации по теме исследования. 

Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации[2], Трудового кодекса Российской Федерации, соответствующих законов и подзаконных нормативных актов. 

Эмпирическая база исследования - материалы практики применения судами трудового законодательства.

Структура работы отвечает цели и задачам исследования, структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.













































1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



1.1. Понятие и правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства



Изучая правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства, представляется необходимым рассмотреть непосредственно понятие «статус», предложенное М.Ю. Тихомировым. Статус (от лат. sta-tus –  состояние, положение) – правовое положение гражданина, юридического лица, государства, отдельной территории, характеризующееся совокупностью предусмотренных законодательством прав и обязанностей, а также льгот и преимуществ[45,176]. 

Есть и другие точки зрения. Исследование показало, что большинство учёных понимают под правовым статусом юридически закреплённое положение субъекта в обществе, некоторые включают в него объём закреплённых за субъектом прав и обязанностей, а также гарантии их реализации в сфере государственного управления.

Д.Н. Бахрах рассматривает статус как комплексное правовое образование, состоящее из норм административного и иных отраслей права[22, 78]. 

А.Б.Агапов , как и Д.Н. Бахрах, выделяет в структуре правового статуса такие важнейшие элементы, как права (социальные, публичные, на проведение служебных проверок, информационные, естественные) и обязанности (квалификационные, субординационные, дисциплинарные, статутные ), а также запреты и ограничения .  

А.Б. Агапов также считает, что элементом статуса является и ответственность за ненадлежащее исполнение прав и обязанностей[12, 89]. 

Л.Л.  Попов выделяет аналогичные элементы[13, 165]. 

О.В. Смирнов считает, что к перечисленным элементам статуса служащих необходимо относить и правосубъектность[14, 202].  

Таким образом, под статусом иностранных  граждан и лиц без гражданства необходимо понимать их юридически закреплённое положение в обществе, а также объём закреплённых за ними прав и обязанностей, а также гарантий их реализации.

Становление правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства во многом связано с понятием «иностранец». По словарю русского языка «иностранцем» является «гражданин, подданный другой страны».  Доктринальное определение понятия «иностранец» начало разрабатываться в 19 в. Так, исследователи, официально признавая термин «иностранец», определяли его как подданный. Таким образом, понятие «иностранец» формировалось вместе с понятием «подданный» что позволяло государству ограничивать их в правах, соблюдая собственный интерес, который априори считался отличным от интересов подданного другого государства. 

В современной правовой науке термин «иностранец» также не имел единого толкования. Так, одни исследователи, под иностранцем понимают физическое лицо, находящееся в юридических отношениях с государством пребывания, но не являющееся его гражданином.  Другие считают, что термин «иностранец» не только активно применялся в праве российского государства, но и раскрывал свое содержание «как всех подданных других держав, не вступивших в установленном порядке в подданство России»[42, 203]. 

В действующих федеральных законах также существует несколько определений понятия «иностранный гражданин». Так, из федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»[8] следует, что иностранные граждане это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица без гражданства это лица, не обладающие российским гражданством и не имеющие подтверждения факта гражданства иностранного государства. 

В федеральном законе «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»[9] «иностранный гражданин включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан». 

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[7] устанавливает, что: «иностранный гражданин, это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющий доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства». 

Законодатель в определениях терминов «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» включает составляющие понятия «физическое лицо».

Следовательно, как участник гражданского оборота, по Гражданскому Кодексу, физическое лицо, является понятием родовым и применяется к обозначению всех граждан и лиц без гражданства. 

 По поводу понятия «апатрид» можно сказать следующее: данный термин, используемый в Конвенции «О статусе апатридов», в российском законодательстве не применяется. Под апатридом следует понимать «лицо без гражданства», которое основывается на том, что у соответствующих лиц нет подтверждения иностранного гражданства, и они не имеет российского гражданства. 

Как пишет Л.В. Андриченко, в Российской Федерации отсутствует какой-либо законодательно установленный порядок признания лица апатридом… в тоже время вопросами наличия или отсутствия у лиц гражданства занимаются органы Федеральной миграционной службы, при предоставлении им убежища[20, 32].

 Определения, данные лицу без гражданства в ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ и в ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации» являются различными, но не принципиальными, так как отражают разные подходы к одному и тому же понятию. Приведенные определения «лица без гражданства» позволяют установить, что между категориями «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» существует реальное различие, которое объясняется тем, что правовой статус лица без гражданства определяется государством пребывания. Иностранные же граждане подчиняются не только юрисдикции страны пребывания, но и сохраняют свои права и обязанности по отношению к своему государству. Тем более, отдельные государства в защиту своих граждан вправе предоставить им разного рода преимущества. Лицам без гражданства такие преимущества не предоставляются, если только государство пребывания в одностороннем порядке их не предоставит. 

Таким образом, под статусом иностранных  граждан и лиц без гражданства необходимо понимать их юридически закреплённое положение в обществе, а также объём закреплённых за ними прав и обязанностей, а также гарантий их реализации

Структуру правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно определить как: 

– юридически закрепленные общие принципы статуса человека и гражданина; 

– правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулирования отношений по поводу гражданства; 

– основные конституционные права, свободы и обязанности.



1.2. Трудовая правосубъектность иностранных  граждан и лиц без гражданства



Исследование содержания правосубъектности вообще и гражданской правосубъектности иностранцев в частности представляет собой одну из непростых задач, решаемых современной юридической наукой и доктриной трудового права.

Определение понятию трудовой правосубъектности давали многие исследователи в области трудового права.

Б. К. Бегичев определил трудовую правосубъектность как правовое понятие, выражающее способность граждан иметь трудовые права и обязанности, а также обладание конкретными трудовыми правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из закона (то есть статутными)[21, 46]. 

Сходное определение предложил и Ю. П. Орловский[35, 138]. По его мнению, трудовая правосубъектность представляет собой правовую категорию, выражающую наличие прав и обязанностей, непосредственно вытекающих из закона, способность граждан быть субъектами трудовых правоотношений, приобретая своими действиями права и создавая для себя обязанности, связанные с вступлением в эти правоотношения. 

Несколько иначе раскрыла содержание этого понятия Н. П. Черноморченко. Трудовая правосубъектность, считает она, – это признаваемая государством способность иметь и лично осуществлять трудовые права и обязанности, а также способность нести самостоятельную юридическую ответственность за нарушение или невыполнение своих трудовых обязанностей[21, 48]. 

Анализ высказанных позиций показывает, что одни авторы вкладывают в понятие трудовой правосубъектности и способность к правообладанию еще неработающего лица, и само правообладание работающего лица (по общему правилу ограничивая его статутными субъективными правами), в то время как другие отождествляют правосубъектность только со способностью лица к правообладанию. 

Обе точки зрения имеют право на существование. Конечно, способность к правообладанию нетождественна самому правообладанию. Однако необходимо помнить о целевом назначении категории правосубъектности. Сам перечень компонентов трудовой правосубъектности работника предполагает его правовую характеристику и в статике, и в динамике: от признания физического лица потенциальным работником до правовых последствий реализации конкретным работником принадлежащих ему трудовых прав и обязанностей, а также правовых форм и методов защиты субъектом своих правомочий.

 Своеобразие юридической связи иностранного работника с принимающим государством находит отражение при разработке законодательных принципов (исходных начал), на основе которых строится правовое положение любого иностранного гражданина, в том числе в статусе трудового мигранта. Определение государством принципов построения правового статуса необходимо. В них отражается не только специфика положения названного субъекта правоотношений в целом (например, по сравнению с собственными гражданами), но и своеобразие тех исходных прав, свобод и обязанностей, которые предоставляются различным группам иностранцев. Принцип, обозначающий объем прав и обязанностей субъекта, именуют режимом.

Правовые режимы пребывания иностранных работников на территории принимающего государства находят свое закрепление в национальном законодательстве каждого государства и в международных соглашениях. 

Различают правовые режимы: 

– национальный, уравнивающий иностранцев и собственных граждан в правах и обязанностях; 

– специальный, наделяющий иностранцев особыми правами и обязанностями по сравнению с собственными гражданами. Объем этих прав может содержать либо определенные ограничения, либо преимущества (как правило, в отношении граждан отдельных государств); 

– наибольшего благоприятствования, предоставляющий равные права и обязанности всем иностранным гражданам всех государств (как правило, в какой-либо области). 

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ провозглашает национальный режим осуществления иностранными гражданами своих прав, в том числе в сфере труда: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». 

Следует обратить внимание на то, что нормы ст. 62 Конституции РФ допускают возможность существования определенных ограничений в использовании иностранцами принципа национального режима в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором. Это положение получило отражение в действующем законодательстве, однако в несколько измененном (усеченном) виде. 

Так, содержание ст. 4 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что изъятия из национального режима устанавливаются лишь федеральным законом. Анализ указанного закона приводит к выводу о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию при наличии разрешения на работу. То есть иных ограничений федеральный закон не устанавливает. 

Трудовая правоспособность имеет специфическое содержание, которое включает не сами права и обязанности, а возможность их иметь. Этим понятием обозначается неотъемлемое свойство любого субъекта трудовых правоотношений независимо от его возраста, физического и психического здоровья, умственных и творческих способностей и т. п. По господствующей в теории права точке зрения, общая правоспособность (как и отдельные ее виды) является предпосылкой возникновения и реализации конкретных субъективных прав и обязанностей работника. 

Анализ правосубъектности иностранных гражданин и лиц без гражданства позволяет определить круг их прав и обязанностей, особенности его правового положения по сравнению с собственными гражданами государства.

Круг прав и обязанностей иностранных работников в общем и целом совпадает с аналогичными правомочиями собственных граждан страны пребывания. Вместе с тем, особенность найма и трудоустройства иностранных граждан очерчивает специфику осуществления ими трудовой деятельности в виде предоставления определенных льгот (права на оплату проезда к месту трудового найма и др.) или дополнительных обременений. Так, например, для заключения трудового договора им необходимо представить работодателю разрешение на работу, полученное от компетентных органов принимающего государства, а при устройстве на работу к физическому лицу – патент[25, 65]. 

Известно, что мало декларировать те или иные права и свободы, главное - материализовать их, претворить в жизнь. В международных стандартах твердо зафиксировано положение о том, что уважение и защита прав и свобод человека - одна из главных задач и обязанностей всех государств и народов. Поэтому каждое государство не только провозглашает, но и создает систему гарантий установленного им порядка осуществления прав иностранными гражданами в сфере труда.

Наличие закрепленных в законодательстве гарантий правового статуса иностранных граждан позволяет судить о том, какое значение придает государство правам и обязанностям этой категории лиц, какие меры оно намерено предпринять для обеспечения их реализации. Каждый иностранный работник имеет возможность рассчитывать на применение мер ответственности к нарушителю его законных прав и интересов. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить такому субъекту право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.

Таким образом, можно сделать вывод, что  трудовая правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства складывается из дополнительных обязанностей, требований и ограничений, возлагаемых и предъявляемых к ним государством.



1.3. Правовая основа трудовой и предпринимательской  деятельности иностранных  граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации



Современные стандарты трудовой и предпринимательской деятельности иностранных лиц определяют общепризнанные принципы и нормы международного права.  В соответствии со ст. 6 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.)[1] любое лицо по месту своего нахождения «имеет право на признание его правосубъектности». В ст. 13 закреплено право иностранного лица «свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства». Данные нормы определяют общие направления обеспечения прав и свобод и имплементируются на региональном или внутригосударственном уровне.

В ст. 37 Конституции РФ установлено, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации и ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ. В силу  части 3 ст. 62 Конституции РФ и  ст. 4 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно  ст. 23 Гражданского Кодекса РФ[3] гражданин (физическое лицо) вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом ( ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

Трудовой кодекс РФ закрепляет, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 11).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2[48]  указывает, что при разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 11 ТК РФ его нормы распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовой формы.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие права и обязанности иностранных субъектов в области трудовой деятельности, – это те акты, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо с выездом из Российской Федерации; отношения, возникающие при осуществлении иностранным работником трудовой и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, порядок осуществления такой деятельности. Для исследования установленного порядка осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ необходимо разобраться в вопросе – что является трудовой деятельностью иностранного гражданина.

В ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ трудовая деятельность иностранного гражданина определяется как работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). По своей сути трудовая деятельность иностранного гражданина отличается от трудовой деятельности наличием в качестве одной из сторон трудовых правоотношений иностранного субъекта. Однако понятие самой трудовой деятельности не раскрыто на федеральном уровне. 

Считаем необходимым изложить понятие трудовой деятельности в следующем порядке: трудовая деятельность – это выполнение физическим лицом работы по определенному виду деятельности в соответствии с законодательством РФ за определенную плату. 

Таким образом, трудовая деятельность иностранного гражданина – это вид деятельности иностранного гражданина по определенной специальности и за определенную плату, выполняемый на территории России в рамках договора и в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ. Данное определение предлагается внести в абз. 14 ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ. 

В заключение стоит отметить, что законодательство о трудовой миграции формируется в условиях активного притока мигрантов в Российскую Федерацию. Глава ФМС России К. Ромодановский на встрече с бизнес-объединением «Ассоциация менеджеров России» отметил избыточный для России характер притока мигрантов: «На сегодняшний день ситуация непростая, мы фиксируем чрезмерный въезд представителей стран СНГ в РФ. Рост мы фиксируем удивительный – за три года – 37%»[29]. 

По статистике, на территории Российской Федерации в настоящий момент пребывают 11 млн иностранных граждан, среди которых одну треть составляют нелегальные мигранты. Больше всего в Россию приезжают из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Киргизии и Китая[37]. 

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с незаконной миграцией, с несовершенством процедуры получения разрешений на работу и патентов, с уклонением от уплаты налогов и штрафов иностранными гражданами. Безусловно, некоторые идеи для разрешения названных проблем представлены в Концепции миграционной политики, но на их реализацию отведено слишком много времени. Несмотря на довольно активную позицию государства по совершенствованию законодательства о трудовой деятельности иностранных лиц и лиц без гражданства, в России по-прежнему несовершенен режим пребывания трудовых мигрантов, что приводит к «дисбалансу в социальной сфере, провоцирует национальные конфликты, обостряет криминогенную обстановку», о чем было упомянуто в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2013 г[36]. 

Подводя итоги рассмотрения правового регулирования трудовой миграции в РФ, стоит отметить, что иностранный гражданин, прибывая на территорию России и вступая в трудовые отношения, работает в рамках трудового законодательства России, как и граждане РФ. При этом существует целый ряд нормативных правовых актов, которые определяют правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, закрепляют основные понятия в данной сфере и устанавливают порядок оформления легального пребывания и осуществления трудовой деятельности на соответствующей территории. 

Перечисленные в настоящем параграфе законы образуют общий массив миграционного законодательства как такового. Эффективной мерой для решения данной проблемы и детального регулирования трудовых отношений иностранных работников, по нашему мнению, явилось бы включение специальной главы в ТК РФ, в том числе и регулирующей труд иностранных высококвалифицированных специалистов.

Также уточнить понятие трудовой деятельности иностранного гражданина, изложенное в абз. 14 ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ следующим образом: «трудовая деятельность иностранного гражданина – это вид деятельности иностранного гражданина по определенной специальности и за определенную плату, выполняемый на территории России в рамках договора и в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ.»













































2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



2.1. Особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора с иностранными гражданами и лицами без гражданства



Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ  иностранный гражданин может быть отнесен к одной из следующих категорий: временно пребывающий, временно проживающий, постоянно проживающий. В зависимости от категории иностранного гражданина различаются и особенности заключения, изменения и прекращения с ним трудового договора. 

Для вступления в трудовое отношение иностранный гражданин должен обладать трудовой правосубъектностью (право-дееспособностью), т.е. трудовой правоспособностью и трудовой дееспособностью, которые возникают неразрывно и одновременно с достижением определенного возраста – для иностранных граждан установлен возраст 18 лет. 

До введения в ТК РФ новой гл. 50.1 с иностранцами заключался срочный трудовой договор. Это объяснялось временным пребыванием иностранного гражданина на территории страны и соответственно временным характером выполнения работы. В настоящее время ст. 327.1 ТК РФ предусматривает заключение с иностранным гражданином трудового договора на неопределенный срок по общему правилу. Относительно иностранных граждан, постоянно проживающих в России, следует отметить, что они пользуются теми же правами и несут те же обязанности в трудовых отношениях, что и граждане Российской Федерации. Поэтому законодательство регламентирует деятельность временно пребывающих и временно проживающих в России иностранцев.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ  дается легальное понятие работодателя, который имеет право привлекать иностранного работника. При возникновении трудовых правоотношений – это физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. При гражданско-правовых правоотношениях используется понятие «заказчик работ (услуг)» – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Интересно, что в качестве работодателя и заказчика работ (услуг) могут выступать, в том числе, иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.

С 2012 г. введено положение о том, что для осуществления трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания иностранный гражданин должен владеть русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком, а с 2015 г. подтверждение владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации необходимо всем осуществляющим трудовую деятельность иностранным гражданам при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента. 

Документы, которые подтверждают знания иностранных работников: 

1) сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации (срок действия сертификата пять лет с даты выдачи);

 2) документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.; 

3) документ об образовании и (или) о квалификации, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 г. 

У работодателя или заказчика работ (услуг), пригласивших иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, имеется ряд обязанностей. В их закрытый перечень входят такие обязанности, как: 

иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников; 

обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; 

представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации; 

содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг); 

оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением требований законодательства; 

направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания[31, 43]. 

Иностранный гражданин, поступая на работу, наряду с документами, предусмотренными ТК РФ в общем порядке, должен предоставить работодателю разрешение на работу или патент и договор (полис) добровольного медицинского страхования (если работодатель не заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику), разрешение на временное проживание в России либо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44