VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретико-правовые основы правоотношений между родителями и детьми в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000382
Тема: Теоретико-правовые основы правоотношений между родителями и детьми в Российской Федерации
Содержание
Введение

      Актуальность магистерской диссертации заключается в том, что в современном обществе существует ряд различных отношений: политические, экономические, юридические, духовные, моральные и др. При этом семейные отношения играют одну из важнейших ролей в жизни каждого гражданина. Именно в семье происходит воспитание и становление уникальной личности.
      В данный момент времени острота имеющихся проблем российских семей вызывает тревогу. Большое влияние на семью оказывают такие факторы как: демографический кризис, сопровождающийся ростом смертности; ухудшение здоровья людей; рост безработицы; алкоголизм, наркомания; неуверенность в завтрашнем дне; продолжающее падение уровня жизни большинства населения России. 
      Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решения многочисленных проблем социально-семейных отношений. Но в первую очередь забота о детях, их воспитание это обязанность и право родителей. Сегодня право детей нередко нарушается родителями, хотя забота о потомстве это естественное, природное желание родителей.
      В связи с этим большое значение для защиты прав детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка. Подписав данную Конвенцию, у России появилась обязанность реализовать положения Конвенции в нормативных актах, регулирующих отношения между взрослыми и детьми. Безусловно, что и в Конституции РФ, и в других федеральных законах, уже нашли свое воплощение многие из прав ребенка, которые были закреплены в Конвенции.
      Также в России был введен новый Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ), принятый 29 декабря 1995 г. Именно он продемонстрировал новое виденье регулирования семейно – правовых отношений.
      Важное место в системе семейного права занимают правоотношения родителей и детей. Взаимоотношение детей и родителей охватывают целый ряд вопросов: это и проблемы установления происхождения детей, и права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей и другие.
      Некоторые из них практически не регламентировались в ранне действовавшем законодательстве. Так, в СК РФ включены нормы, регулирующие искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, суррогатное материнство и др. Законодатель по новому регулирует вопросы связанные с установлением происхождения детей как от лиц состоящих, так и не состоящих в браке. Личные и имущественные права ребенка стали более объемны по содержанию, а так же увеличился их перечень.
      Вместе с тем некоторые положения СК РФ не являются безупречными. По-прежнему проблематичным остается вопрос о правовой природе совместного заявления отца и матери ребенка. Возросла актуальность исследования проблем связанных с установлением отцовства в судебном порядке.
      Обстоятельного изучения требует вопрос о правовой природе и содержании личных и имущественных прав несовершеннолетних детей: права ребенка на имя, право ребенка на совместное проживание с родителями, право ребенка на воспитание своими родителями и т.д. Вопрос об осуществлении ребенком своих имущественных прав до сих пор является актуальным. Большой теоретический и практический интерес представляет анализ обязанностей и прав родителей, особенностей регулирования отношений между родителями по воспитанию ребенка, а так же специфики ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей по воспитанию детей. Отказ родителей от своих детей в родильных домах является весьма сложной и не нашедшей своего законодательного регулирования проблемой.
      Научная новизна исследования заключается в попытке комплексного исследования теоретических и практических проблем, возникающих между родителями и детьми в семейных правоотношениях.
      Объектом исследования выступают семейно-правовые отношения, возникающие между родителями и детьми, как имущественного так и неимущественного характера.
      Предметом исследования является законодательство Российской Федерации, а также иные источники права, регулирующие отношения между родителями и детьми, и иными лицами в сфере воспитания, образования и содержания детей.
      Целью диссертационной работы является комплексное изучение теоретических проблем и анализ законодательства, регулирующего правоотношения родителей и детей в Российской Федерации.
      Реализация указанной цели представляется возможной с помощью решения следующих задач:
      - изучить и проанализировать историю развития института правоотношений родителей и детей;
	   	- рассмотреть понятие и раскрыть содержание правоотношения между родителями и детьми;
      - выявить основания возникновения правоотношений между родителями и детьми;
      - провести анализ охраняемых законом прав несовершеннолетних детей; 
      -  рассмотреть права и обязанности родителей;
      -  выявить и дать характеристику основаниям прекращения и ограничения родительского правоотношения;
      Нормативно-правовую базу составили: Конвенция ООН «Оправах ребенка», Декларация прав ребенка; действующие российские нормативные правовые акты – Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «Об актах гражданского состояния», а так же ряд других законов и подзаконных актов, регулирующих правоотношения между родителями и детьми в России.
      Теоретической основой диссертации составили труды таких российских ученых в сфере гражданского и семейного права, как Лейст О.Э., Алексеев С.С., Генкин Д.М., Халфина Р.О., Кудрявцев В.Н., Малеин Н.С., Мальцева Г.В., Беспалов Ю.Ф., Михеева Л.Ю., Вoрoжейкин Е.M., Мейер Д.И., Антокольская М.В., Геллер М.В., Гончаренко Е.В., Ильина О.Ю, Королев Ю.А., Пчелинцева Л.M., Hечаeвa A.M., Веберс Я.Р., Пергамент А.И. и ряд других авторов. 
      Методологической базой и инструментом получения фактического материала явились традиционные методы материалистической диалектики: исторический, формально-логический, анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, статистический, системный, сравнительно-правовой методы, а также аналогия, абстрагирование и обобщение.
      Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и литературы.
      
      
      

Глава 1. Теоретико-правовые основы правоотношений между родителями и детьми в Российской Федерации

1.1. История развития института правоотношений родителей и детей

      В юридической литературе встречается разная периодизация семейного права. М.В. Антокольская М.В. выделяет пять периодов в истории русского семейного права1: семейное право России до Петра I; семейное право России периода Империи; семейное право России с 1917 по 1926 г.; семейное право России с 1926 по 1969 г.; семейное право России с 1969 по 1995 г. Каждый из этапов развития российского семейного законодательства представляет интерес при изучении правоотношений между родителями и детьми. Любой из них, во-первых, отражает накопленный веками опыт государственно-правового регулирования семейных отношений, во-вторых, служит наглядным примером того, как, в каком направлении менялось правовое воздействие на семью и на ее членов.
      До принятия христианства на Руси семейные отношения регулировались обычным правом. После принятия христианства, ставшего официальной религией после язычества, регулирование семейных отношений на Руси осуществлялось по модели византийского брачно-семейного законодательства Номоканона, который дополнялся постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги. В 1551 г. на Руси был принят Свод канонического права. Брачно-семейными делами, как и в Византии, занималась церковь. Православная церковь ввела церковную форму заключения брака, устранила многоженство, установила пределы свободы расторжения брака.2
      Далее начинается процесс создания светского права, которое постепенно вытесняет византийское законодательство и русское церковное право.
      В этом смысле показательны законы, регулирующие семейные отношения конца XIX - начала XX в., объединенные кн. 1 т. Х Свода Законов Российской Империи (Свод Законов Гражданских)3, именуемой «О правах и обязанностях семейственных» (особенно, если ознакомиться с комментариями по поводу отдельных статей этого Свода известных юристов того времени: Г.Ф. Шершеневича, А.И. Загоровского и др.).
      О правах и обязанностях, возникающих из супружества, говорится достаточно подробно в гл. IV Свода Законов Гражданских. Эти права (и обязанности) делятся на личные, связанные с доставлением содержания и имущественные. Законными признавались все дети, рожденные в законном браке, хотя бы они родились: по естественному порядку слишком рано (прежде ста восьмидесяти дней) от совершения брака, если только отец не отрицал законности их рождения; по прекращении или расторжении брака, если только между днем рождения и днем смерти отца или расторжения брака прошло не более трехсот шести дней (ст. 119 Свода законов гражданских). Причем допускалось оспаривание происхождения ребенка от мужа матери. Лицу, «защищающему законность ребенка», надлежало доказать, что ребенок «прижит» от лица, вступившего в брак с матерью ребенка после его зачатия. В отношении детей, родившихся в браке, признанном недействительным, существовало правило: «Дети от брака, признанного недействительным, сохраняют права детей законных» (ст. 1311 Свода законов гражданских). Основная идея этих правил заключалась в том, чтобы снять по возможности всякую ответственность за грехи родителей с ни в чем неповинных детей. Но в любом случае речь шла о наследовании по закону внебрачных детей и законных их нисходящих только в благоприобретенном имуществе матери на основаниях, установленных для детей законных, с тем, однако, что наследуемое имущество матери, не имеющей законных сыновей, но имеющей лишь законных дочерей, делится между ними и внебрачными детьми по равным между всеми сонаследниками долям.
      К детям узаконенным относились внебрачные дети, чьи родители вступили в брак. Узаконенный ребенок считался законным со дня вступления его родителей в брак и пользовался с этого времени всеми правами законных детей, рожденных от этого брака. Разрешалось усыновлять чужих незаконнорожденных детей, в том числе детей, «прижитых» сыном усыновителя, своих незаконнорожденных детей, ребенка собственного брата, детей иностранного подданного, отчимом - пасынка и т.д.
      После усыновления усыновленный, как правило, сохранял права, принадлежавшие ему до рождения.
      Родительская власть над детьми принадлежала родителю, у которого он был оставлен. При признании брака родителей недействительным, от их соглашения зависело, у кого должны оставаться несовершеннолетние дети. Причем, если один из родителей при вступлении в брак был недобросовестным, другой родитель имел право требовать оставления у себя всех детей. Говоря о других родительских правах, надо подчеркнуть, что, согласно ст. 165 Свода законов гражданских, «родители, для исправления детей строптивых и неповинующихся, имеют право употреблять домашние исправительные меры». В случае же безуспешности этих средств родители властны: несовершеннолетних детей в возрасте от десяти до семнадцати лет отдавать для исправления в воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних по соглашению с учреждениями, заведующими такими заведениями; детей обоего пола, не состоящих в государственной службе, за упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки заключать в тюрьму. К личным обязанностям родителей относились обязанности, связанные с воспитанием детей.
      Свод Законов Гражданских не содержал специального раздела, посвященного правам и обязанностям детей. Тем не менее, эти права и обязанности находили свое выражение в главе, посвященной родительской власти. Состояли они: в оказании родителям чистосердечного почтения, послушания, покорности и любви; в служении им «на самом деле»; в необходимости отзываться о них с почтением; в необходимости сносить родительские увещевания и «исправления» терпеливо и без ропота.4 Мало того, почтение детей к памяти родителей должно было продолжаться и после кончины родителей (ст. 177 Свод Законов Гражданских). Подобного рода обязанности закон возлагал на всех детей - как несовершеннолетних, так и совершеннолетних. Об имущественных правах детей в Своде Законов Гражданских специально не говорилось. Тем не менее, российское законодательство запрещало родителям пользоваться даже незначительной частью доходов «с имущества» своих детей.
      Коренные перемены в экономических, идеологических основах государства, последовавшие после Октября 1917 г., повлекли за собой принятие новых законов, в том числе предназначавшихся для регулирования семейных отношений. Они были тем более необходимы, что церковь была отделена от государства. Поэтому в октябре 1918 г. появился семейный кодекс, именуемый Кодексом законов об Актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.5
      Отцом и матерью ребенка считались лица, записанные родителями в книге записей рождений. При отсутствии записи о родителях, ее неправильности или неполноте можно было доказывать отцовство и материнство в судебном порядке. Родительские права предоставлялись родителям в отношении детей мужского пола до 18 лет, женского пола - до 16 лет. Родительские права надлежало осуществлять родителям совместно. Все мероприятия в отношении детей при согласии родителей предпринимались ими обоими, а при отсутствии согласия - местным судом.
      В числе обязанностей родителей фигурировала забота о личности несовершеннолетних детей, об их воспитании и подготовке их к полезной деятельности. Как родительская обязанность рассматривалась необходимость иметь детей при себе. Отсюда следовало право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании «постановления закона или суда».6 И, наконец, Семейный кодекс возлагал защиту прав детей - как личных, так и имущественных - на родителей, которые являлись представителями детей «на суде и вне суда» без назначения их опекунами или попечителями. Дети не имели права на имущество родителей, равно как и родители не имели права на имущество детей (ст. 160 Кодекс законов об Актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве). Но родители обязаны были доставлять несовершеннолетним, нетрудоспособным и нуждающимся совершеннолетним детям пропитание и содержание. Подобного рода обязанность прекращалась, если дети находились на общественном или государственном иждивении. Размер содержания определялся в зависимости от материального положения родителей.
      Сосредоточив свое внимание на признании брака, зарегистрированного в государственных органах, на равенстве всех детей, семейный кодекс 1918 г. уделял минимум внимания регулированию иных семейных отношений, а то и вовсе их игнорировал. Однако семья продолжала существовать вопреки господствовавшим на этот счет политическим и идеологическим прогнозам. Поэтому ВЦИК своим постановлением от 19 ноября 1926 г. утвердил и ввел в действие с 1 января 1927 г. новый - второй по счету Кодекс законов о браке, семье и опеке».7
      Семейный кодекс 1927 г. сохранял в принципе прежними правила относительно осуществления родительских прав и обязанностей. Но о лишении родительских прав по суду упоминалось как бы вскользь, тогда как отобранию ребенка у родителей (как по суду, так и органами опеки и попечительства) уделялось значительно больше внимания. Видимо, действительность больше нуждалась в менее сложных способах защиты нарушенных прав ребенка. Примечательно также, что этот кодекс оставлял мало места для правил, регулирующих алиментные отношения. Да и те правила, которые существовали, кажутся теперь крайне скупыми. Следующая модернизация семейного законодательства произошла с введением Кодекса о браке и семье РСФСР с 1 ноября 1969 г.8
      Четкое и недвусмысленное положение о том, что «взаимные права и обязанности родителей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке», теперь сочеталось с допустимостью установления отцовства в добровольном - по совместному заявлению женщины-матери предполагаемого отца в органы записи актов гражданского состояния - либо в судебном порядке. Примечательно, что кодекс 1969 г. выделял права и обязанности родителей в специальную главу.
      Изменения общественно-политической и экономической ситуации в России, ее правовой системы обусловили новую кодификацию семейного законодательства. Она была осуществлена в форме Семейного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 1996 г. Восприняв многие проверенные жизнью положения Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г., СК РФ существенно обновил правовое регулирование семейных отношений.
      Важнейшим достижением Семейного кодекса стал учет положений Конвенции ООН о правах ребенка[12], в том числе при регулировании так называемого международного усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Однако усыновление российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства в настоящее время стало предметом острой критики.
      В настоящее продолжается законодательная работа по непосредственному обеспечению прав и интересов семьи, родителей и детей, направленная на поэтапное решение наиболее важных задач жизнеобеспечения этих категорий населения, совершенствование механизмов их обеспечения, выработку и реализацию единых приоритетов социальной политики.
      Итак, изучение исторических аспектов развития правоотношений между родителями и детьми показало, что с учетом сложившейся на сегодняшний день социально-экономической обстановки в России и предшествующего опыта, приоритетными направлениями деятельности законодательной властей были и остаются: обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания детей; развитие образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности семей с детьми; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных
      
      
      1.2. Понятие и содержание правоотношения между родителями и детьми 
      
      Правоотношение между родителями и детьми является сложным по своему содержанию и включает: отношения по материальному содержанию детей; отношения, связанные с воспитанием и образованием детей; а также иные отношения, возникающие при реализации личных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей.
      Специфика правоотношения такого рода проявляется в том, что его субъекты приобретают сразу всю совокупность прав и обязанностей, входящих в это правоотношение. «Возникновение прав и обязанностей не зависит от воли субъектов. Права и обязанности для субъектов родительского правоотношения возникают с момента рождения ребенка. Нельзя «отложить» их наступление, отсрочить, перенести на другое время и т.д. Все эти права и обязанности характеризуются как первоначальные».9
      Отношения, возникающие между родителями и детьми, отличаются рядом особенностей. С одной стороны, они пронизаны нравственными нормами (и их большинство), с другой - родители и дети должны руководствоваться и правилами, закрепленными в правовых нормах.
      Отношения между родителями и детьми «основываются, - пишет Д.И. Мейер, - преимущественно на любви родителей к детям - любви невольной, бессознательной, чуждой всякого расчета, нередко незаслуженной со стороны детей и даже необъяснимой с точки зрения холодного рассудка... Если мать радуется улыбке своего ребенка, то потому, что любит его, а не потому, что улыбка младенца содержала какое-либо объективное основание для счастья: не радует же ее улыбка чужого ребенка... Но так как отношения между родителями и детьми представляют и внешнюю сторону, а все внешние отношения поддаются юридическим определениям, то законодательство считает своей обязанностью регламентировать их, тем более что хотя и редко, но встречаются случаи, когда законы физиологии и законы нравственности не обеспечивают достаточно надлежащие отношения между родителями и детьми».10
      «Родительство, как и супружество, несмотря на то, что подлежит более воздействию законов физиологии, нравственности и обычая, с внешней стороны поддается и юридическим определениям, некоторой правовой формализации».11
      Семейное законодательство содержит значительное число норм, регламентирующих отношения между родителями и детьми, среди них превалируют те, что связаны с воспитанием последних.
      По мнению А.М. Нечаевой, это обусловлено тем, что закон преследует несколько связанных с формированием личности несовершеннолетнего целей.12 К ним могут быть отнесены: упорядочение отношений по воспитанию и направление их в определенное русло; удовлетворение потребностей общества, надлежащее воспитание подрастающего поколения; удовлетворение потребностей родителей в личном общении со своими детьми и потребности ребенка иметь условия для духовного и физического развития; обеспечение принципа равенства мужчины и женщины в семейных отношениях; формирование чувства ответственности за семью и за воспитание ребенка.
      В ст. 61 СК РФ подчеркивается равенство родительских прав, т.е. права и обязанности в отношении детей возложены в равной мере на отца и на мать ребенка. Обсуждая принцип равенства родительских прав, следует обратить внимание на п. 2 ст. 31 СК РФ: «Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов».
      Более того, соответствующая норма является конституционным положением: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» (п. 2 ст. 38 Конституции РФ).
      Содержание принципа равенства супругов и принципа равенства родителей в решении вопросов, связанных с воспитанием детей, имеет различное толкование.
      Супруги не всегда являются родителями воспитываемого ребенка, например женщина, имеющая ребенка, вступает в брак, при этом ребенок не усыновляется ее мужем.
      Вместе с тем родители ребенка могут не состоять в браке между собой. Более того, они могут состоять в разных браках, т.е. не между собой.
      Следует также не забывать о возможности усыновления ребенка одним из супругов. В такой ситуации второй супруг вообще не обладает какими-либо правами в отношении ребенка.
      Специфика родительского правоотношения уже давно обсуждается в науке семейного права.13 Особенность обсуждаемого вида семейных правоотношений, на наш взгляд, заключается в выполнении мужчиной и женщиной разной роли в той или иной ситуации. Супруги могут быть субъектами родительского правоотношения, но в нем они выступают не в качестве супругов, а как родителей.
      Отмеченные выше примеры позволяют говорить о следующих вариантах соотношения брачного и родительского правоотношений: - лица могут быть супругами, но не иметь детей, следовательно, они не будут состоять в родительском правоотношении; - в родительском правоотношении может состоять один из супругов как субъект брачного правоотношения; - лица могут не быть субъектами родительского правоотношения, но в то же время они могут состоять в брачном правоотношении; - лица могут состоять между собой в брачном правоотношении, но одновременно являться субъектами различных родительских правоотношений.14
      Исходя из этого, можно утверждать, что реализация принципа равенства супругов в решении вопросов воспитания и образования детей будет правомерной лишь в том случае, если супруги одновременно являются и родителями ребенка.
      Важно заметить, что наличие или отсутствие зарегистрированного брака родителей не влияет на правовое положение ребенка. Статья 53 СК РФ содержит императивную норму следующего содержания: «При установлении отцовства в порядке, предусмотренном ст. 48 - 50 настоящего Кодекса, дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой». Это еще раз подчеркивает значимость именно удостоверения происхождения детей, а вовсе не регистрацию брака родителей.
      Особую практическую значимость имеет вопрос осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно.
      «Под каким бы углом зрения не рассматривалось осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от своего ребенка, - пишет А.М. Нечаева, - всякий раз приходится иметь дело с защитой прав несовершеннолетнего на общение с родителями, родственниками, что специально предусмотрено ст. 55 СК РФ, которая значительно шире по своему содержанию, так как предусматривает разные варианты «разлучения» детей не только с одним, но и обоими родителями».15
      Как утверждают психологи, без обоих родителей детской личности не существует. «Именно оба родителя - необходимое условие для того, чтобы ребенок стал полноценным человеком во всех смыслах - эмоциональном, сексуальном, социальном».16 Ребенку в любом возрасте необходимо, чтобы его любили и отец, и мать. И для него столь же необходимо, чтобы его любовь была принята каждым - обязательно каждым родителем. Это первые два условия формирования зрелой личности - быть любимым обоими родителями и отдавать свою любовь отцу и матери.
      Однако существует и третье условие, имеющее очень важное значение. У ребенка есть потребность жить в семье с мамой и папой, которые любят друг друга, но взаимодействуют друг с другом не только как муж и жена, но и как представители различных социальных групп, каждая из которых обладает собственными ценностями, традициями, понятиями. Исследования показали, что «только в таком столкновении, взаимодействии, взаимном приспособлении традиций, правил и устоев, которые муж и жена принесли в свою семью, формируется уникальный социальный опыт ребенка, который впоследствии будет определять его жизненный путь, все его успехи и неудачи».
      Не ставя перед собой целью проанализировать все возможные виды родительских правоотношений, считаем возможным обратить внимание лишь на некоторые из них, отражающие специфику взаимоотношений родителей и детей. Эта специфика может быть обусловлена факторами как объективного, так и субъективного характера. Достаточно распространенным явлением стало воспитание ребенка одним из родителей. По данным переписи населения 1989 г., седьмая часть детей и подростков до 17 лет включительно проживала в семьях без одного родителя. Можно полагать, что в настоящее время таких детей еще больше, поскольку по данным переписи населения 2002 г., число разведенных заметно выросло. В формировании неполных семей играют роль и внебрачные рождения, доля которых близка к 30%.17
      Важной гарантией реализации права ребенка на общение с родителем, проживающим отдельно, является норма п. 1 ст. 66 СК РФ, а именно: «Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком... Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию».
      Следующим видом родительского правоотношения, обладающим рядом особенностей, является правоотношение, где родители сами еще являются несовершеннолетними. Определение прав несовершеннолетних родителей явилось одной из новелл Семейного кодекса РФ. Согласно ст. 62 СК РФ такие родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
      Таким образом, правоотношение между детьми и родителями не всегда имеет «стандартную форму», что выражается в совместном проживании папы, мамы и ребенка, сопровождающемся проявлением взаимной любви, заботы и родительской ответственности.
      Как мы выяснили, родители ребенка не всегда состоят в браке между собой и проживают совместно, причиной этому может быть как их желание, так и объективные факторы, например осуждение одного из родителей к лишению свободы. В некоторых случаях специфика правоотношения между родителями и детьми обусловлена возрастными и иными личностными качествами родителей (несовершеннолетие, ограничение дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, признание недееспособным вследствие психического заболевания). В любом случае, если происхождение ребенка от данных лиц установлено и удостоверено в предусмотренном законом порядке, то мужчина и женщина, будучи родителями ребенка, имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
      В отношении несовершеннолетних детей родителям принадлежат разнообразные личные неимущественные права: право дать ребенку имя; право самим воспитывать ребенка, а также передавать его на воспитание другим лицам; право определять, с кем из родителей проживать ребенку и др.
      Специфика родительских прав проявляется в том, что они неразрывно связаны с родительскими обязанностями. Осуществляя родительские права, воспитывая ребенка, родители тем самым выполняют обязанности по его воспитанию. Вместе с тем, выполняя обязанности по его воспитанию, они тем самым осуществляют свои права.
      Так, О.С. Иоффе отмечает, что в правоотношениях между родителями и детьми имеет место классическая корреспонденция прав и обязанностей: правам родителей соответствуют обязанности, а родительским обязанностям - правомочия детей. «Упоминание в кодексе о правах родителей по отношению к детям уже само по себе должно было бы свидетельствовать о возложении на детей обязанностей, соответствующих этим правам».18
      Раскрывая содержание обязанностей родителей по воспитанию детей, А.И. Пергамент отмечала: «Поскольку родителям не только предоставлено право воспитывать своих детей, но и они обязаны осуществлять это право, закон (ст. 52 КоБС РСФСР) устанавливает, как именно родители должны выполнять данную обязанность (осуществлять свое право)». На единство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей обращает внимание и Е.А. Казанцева: «...обязанность родителя по воспитанию ребенка - это мера должного поведения, выражающаяся в личном воздействии родителя на ребенка, соизмерении своих действий с требованиями педагогики, норм нравственности и морали, правил общежития и права с целью воспитания ребенка».19
      В юридической литературе существуют и противоположные взгляды на единство родительских прав и обязанностей. По мнению В.Н. Леженина: «В объективной юридической действительности, как совокупности юридических норм, не существуют единые «правообязанности», как не может существовать, например, единый «пол» в сфере биологических отношений, развития и размножения особей. Вопрос в юриспруденции может стоять только так: «право» или «обязанность», иное уводит исследователя от сущности явления, а на практике приводит к тому, что правовые нормы не используются по назначению и не защищают социальную справедливость по отношению к субъектам правоотношения».20 Не соглашаясь с таким мнением, заметим, что только процесс сочетания, единство родительских прав и обязанностей будут отвечать интересам ребенка.
      Единство родительских прав и обязанностей имеет и легальное закрепление в п. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ: «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)». Тем самым законодатель подтверждает взаимосвязь и взаимозависимость прав и обязанностей родителей, включая их содержание в одно понятие «родительские права». Ввиду органической связи родительских прав с обязанностями по воспитанию детей родительские права представляют собой меру не только возможного, но и меру должного поведения. Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию детей влечет утрату родительского права, ограничение в родительских правах.
      Таким образом, можно сделать вывод: родительские права - это совокупность всех прав, принадлежащих гражданам в силу наличия кровного родства между ними и детьми, удостоверенного в установленном законом порядке. Право на воспитание является одним из основных прав, принадлежащих родителям в отношении детей. Более того, в современных условиях усиления общемировой тенденции повышения требовательности к уровню образования и воспитания на родителей налагается все больше обязанностей и больше ответственности по отношению к детям.21
      Именно от того, какие формы, способы и методы воспитания используют и применяют родители, зависят в значительной степени сама возможность и условия реализации ребенком в семье, пожалуй, всех своих прав.
      Ребенок, его жизнь в семье, сложные ситуации и конфликты, возникающие в процессе воспитания, заставляют родителей действовать, довольствуясь не только опытом бабушек и дедушек, устоявшимися традициями. Воспитание - сложнейший диалектический процесс, нельзя «жить старым багажом», раз и навсегда найденными методами, приемами. Да и сама современная действительность с ее большими достижениями в экономической и духовной сферах требует от родителей гибкости мышления, поиска новых подходов к воспитанию ребенка. Вот почему вопрос о содержании права родителей на воспитание детей интересен не только в научном плане, но и с позиции практики обеспечения родительских прав, а следовательно, и более четкого правового регулирования отношений по воспитанию.
      Одна из основных особенностей воспитания ребенка состоит в том, что реализация родителями своих прав и обязанностей связана с непосредственным постоянным воздействием на личность ребенка. «Если право ребенка воспитываться в семье носит более общий характер, связано с ролью семьи в становлении личности, то при наделении ребенка правом на воспитание своими родителями акцент делается на том, с чьей стороны должна исходить забота о детях. Пункт 1 ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка специально говорит о праве ребенка на заботу со стороны родителей».22
      Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Такое право включает в себя и создание предпосылок для развития творческих начал личности ребенка, его индивидуальных способностей. При этом имеются в виду возможности, предоставляемые ребенку, прежде всего в семье.
      Уважение человеческого достоинства ребенка в семье - неотъемлемая часть его надлежащего воспитания. Провозглашая такое право, Семейный кодекс определяет одно из главных направлений семейного воспитания, формулирует принципиально важный критерий разрешения разного рода споров по воспитанию детей.
      Как полагает М.В. Антокольская, право на воспитание включает ряд правомочий, которые составляют: право родителя на личное общение с ребенком; правомочия по религиозному воспитанию ребенка; правомочия по выбору формы образования и образовательного учреждения для ребенка; право представлять и защищать интересы своих детей; право дачи согласия на усыновление ребенка и некоторые другие права.23
      Осуществление родителями своих прав не в проти.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44