- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Комплексный анализ перспективы развития таможенного регулирования в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012739 |
Тема: | Комплексный анализ перспективы развития таможенного регулирования в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Теоретические основы формирования таможенных тарифов 6 1.1. Понятие, признаки и элементы таможенного тарифа 6 1.2. Виды и функции таможенных тарифов 8 1.3. Принципы построения таможенного тарифа 9 2. Формирование единого таможенного тарифа на Единых рынках ЕАЭС 11 2.1. Единый таможенный тариф в рамках ЕАЭС 11 2.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности 20 2.3. Основные направления деятельности и факторы формирования таможенно - тарифной политики 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определяется тем, что доминантой современного периода развития мировой экономики является активизация региональных интеграционных процессов, основанная на углубленном развитии финансово-экономического и инвестиционного сотрудничества, научно-производственной кооперации, современных информационных технологиях. Мировой опыт показывает, что реализация эффективной интеграционной политики позволяет участникам интеграционного процесса успешнее отстаивать общие интересы на мировых рынка, способствует росту взаимной торговли и объемов регионального рынка. К настоящему моменту сформирована договорно-правовая база, необходимая для функционирования Единой таможенной территории, а также действующий Таможенный кодекс Таможенного союз. В результате для государств-членов ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Российской Федерации, Кыргызстана и Армении была создана единая система таможенного регулирования, регулирования внешней торговли, а также санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Тем самым обеспечены необходимые условия формирования общего рынка товаров. В рамках формирования Таможенного союза ЕАЭС и Единого экономического пространства с 1 июля 2012 года Евразийской экономической комиссией уже исполняются делегированные ей полномочия в сфере тарифного и нетарифного регулирования, используются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Основной задачей становится глубокий анализ и детальная проработка вопросов совершения таможенного регулирования в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Объектом исследования является современная система таможенного регулирования как важнейший инструмент развития мирового хозяйства. Предметом являются теоретические аспекты таможенного регулирования в условиях развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и Единого экономического пространства. Целью данного исследования является комплексный анализ перспективы развития таможенного регулирования в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи: таможенный правовой регулирование союз - изучить общие положения таможенного регулирования в рамках ЕАЭС и Единого экономического пространства; - этапы формирования Единой таможенной территории; - изучить нормативно-правовую базу ЕАЭС; - определить основные цели Единого экономического пространства; - изучить систему таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в рамках ЕАЭС; - раскрыть проблемные вопросы таможенного законодательства и предложенные пути решения; - сформулировать перспективы таможенного регулирования в условиях формирования Единого экономического пространств; - определить основные направления развития в рамках Единого экономического пространства. Методы исследования: - обработка и анализ научных источников и материалов; - изучение и сравнение зарубежной практики; - системный анализ и выявление результатов. Теоретической и информационной базой исследования послужили международные конвенции, законопроекты Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза и положения Федеральной таможенной службы, работы российских академиков наук: А.Я. Капустин, Д.В. Волков, аналитиков: А.Н. Козырин, И.Б. Новокшонов, С.В. Халипов, С.А. Хапилин и другие, авторов книг и статей, посвященные данной теме, аналитические материалы, материалы журналов по данной теме, «Российский экономический журнал», «Журнал российского права», «Журнал Таможня». Наиболее полно отражающие сегодняшнее и дальнейшее состояние таможенного законодательства и таможенного регулирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Информационную базу работы также составили официальные документы: вложения действующей нормативно-правовой базы ЕАЭС, а также международное законодательство в области внешнеторгового и таможенного регулирования, документы и аналитические материалы, обширный периодический материал и Интернет-сайты. Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. 1. Теоретические основы формирования таможенных тарифов 1.1. Понятие, признаки и элементы таможенного тарифа Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации - это установление процедур и правил таможенного регулирования в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации является набор инструментов и методов для обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию Российской Федерации и вывоза товаров из Российской Федерации. В Российской Федерации, мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, затрагивающих внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные в международных договорах, которые составляют правовую базу Таможенного союза, и принятые в соответствии с актами соглашений Таможенного союза. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Таможенники являются гражданами Российской Федерации, замещающие в соответствии с законодательством Российской Федерации, служащих и гражданских служащих федеральных таможенных органов Российской Федерации. Таможенные органы: * федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; * региональные таможенные управления; * таможни; * таможенные посты. Деятельность таможенных органов основана на принципах: * законности; * равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод; * единства системы таможенных органов и централизованного руководства; * профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов; * ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле; * единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций; * недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела; Таким образом, таможенный тариф устанавливает отношения между товарной номенклатуры и ставок таможенных пошлин. Основной вектор развития таможенном тарифе - создание наиболее приоритетных в структуре российской экономики. Это должно быть принято во внимание в качестве сбалансированных интересов государства и общества в соответствии со своими проблемами, условиях, целей и возможностей, имеющихся в стране. Использование таможенный тариф, содержащий оптимальные ставки таможенных пошлин, имеет ряд преимуществ. Таким образом, если страна может влиять на мировую цену, оптимальный уровень таможенной пошлины может принести существенную пользу него. Известный экономист PH Линдерт отмечает, что таможенный тариф "всегда выгодно для производителей товаров, конкурирующих с импортом, даже если общее благосостояние нации в то же время снижается." В любом случае, введение тарифа - всегда лучший вариант по сравнению с экономически неактивными. 1.2. Виды и функции таможенных тарифов Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами России на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с территории и непременным условием вступления или выхода (N 5, ст. . 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная пошлина в природе косвенного налога. Назначение таможенной пошлины двумя способами, во-первых, таможенные пошлины могут быть рассмотрены в качестве источника пополнения государственного бюджета, потому что в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относится к федеральным налогам и, во-вторых, как способ контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза за ее пределами ( для защиты российских производителей товаров и предоставление внутреннего рынка необходимой продукцией). Функции современного таможенного тарифа может быть нормативной и налоговой. Регулирующая функция таможенных пошлин выполняет широкий спектр экономических мер по протекционистской отечественного производителя по либерализации внешнеэкономических связей в целях насыщения внутреннего рынка товаров, которые пользуются спросом. Регулирующего воздействия импортных пошлин не ограничивается соответствующим повышением цен на импортные товары. Кроме того, более высокие цены на товары отечественного производства до уровня цен на импортные товары, увеличивается на сумму сборов, взимаемых. Таким образом, импортные пошлины влияют промышленные товары, сельское хозяйство и, не в последнюю очередь, на рынках труда, так как достаточная защита от притока иностранных товаров защищает внутренний рынок от резкого падения цен и, как следствие, сокращение производства и рабочих мест. 1.3. Принципы построения таможенного тарифа Размер импортной пошлины взимаются в зависимости от страны происхождения и торгового режима, предоставленного стране. Внешняя торговля режим, установленный на основе двусторонних торговых соглашений и договоров. Базовая ставка импортной пошлины применяются к странам, которые являются сторонами торговых соглашений и соглашений, предусматривающих преференции. Россия предоставляет список предпочтений Объединенных Наций взимать сборы для развивающихся стран (уменьшить налоги) и наименее развитым странам (беспошлинный импорт товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, беспошлинно дважды. Экспорт (экспорт) обязанности. Когда взимание экспортных пошлин преобладают конкретные обязанности, рассчитывается в евро за единицу. Экспортные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами: Пополнение доходной части бюджета; Защита внутреннего рынка, где цены на рублевые многих экспортных товаров намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте. Экспортные пошлины применяются ко всем партнерам в международной торговле. Таможенная пошлина отвечает основные характеристики налога: - уплата таможенных пошлин является обязательным и - обеспечивает государственную властная необходимость; - Таможенная пошлина, не является плата за оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения; С ставки могут влиять на формирование активного сальдо торгового баланса, увеличение притока иностранной валюты, а также развитие некоторых регионах страны. Функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системы, которая частично принимает на элементе тарифа и дополняет. Таможенный тариф по содержанию имеет экономический характер, что предпочтение отдается рыночной экономики, включая создание объективного соотношения внутренних и мировых цен, реального обменного курса. В контексте тарифа дефицитного экономики теряет свою эффективность и заменяется более строгих методов нетарифного. Следует отметить, что таможенный тариф России не отвечает так называемый megatarify, т.е. ставки, ставки, которые превышают 100%. Между тем, это эффективная мера, чтобы защитить внутренний рынок страны. Таким образом, в сумме США таможенном тарифе, используемой на рынке megatarifov агропродовольственного составляет 19, что составляет примерно 2% от общего числа таможенных тарифных линий для сельскохозяйственной продукции. Импорт сельскохозяйственной продукции ограничивается 141 megatarifom ЕС, Японии - 142. Следует отметить, что в большинстве megatarifov ЕС относится к сельскохозяйственной продукции. Анализ показывает, что в странах ЕС высокие средние ставки платы, характерные для таких групп сельскохозяйственных товаров, таких как сахарная свекла, сахарный тростник, сахарозаменители (подсластители), зерна, муки и зерновых продуктов, кормов для животных. Megatarify для этих групп продуктов с высоким из-за того, что большинство ставок на них включены в заголовках установленных на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% будет взиматься с импортируемой измельченной или сухой сахарной свеклы. ЕС имеет очень высокие ставки таможенных пошлин, установленных в виноградном соке, бананы, консервированные грибы и. В Японии, 142 используется megatarifov 49 высоким по сравнению со ставками ЕС. Самая высокая средняя обязанность ложится на молочной группы и 322%. Megatarify применяется почти 2/3 товарных позиций данной группы, и в течение 20 из них ставки пошлины сверх 500%. 2. Формирование единого таможенного тарифа на Единых рынках ЕАЭС 2.1. Единый таможенный тариф в рамках ЕАЭС Создание Таможенного союза и его эффективная работа подготовила почву для перехода к Единому экономическому пространству. Благодаря этому 18 ноября 2011 года президенты России, Казахстана и Беларуси подписали Декларацию о евразийской интеграции, договор о Евразийской экономической комиссии и утвердили регламент ее работы. Главами государств было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного объединения – Единому экономическому пространству. В методологическом плане важно разобраться с сущностью и содержанием категорий «таможенный союз» и «единое экономическое пространство» Таможенный союз – это торгово-экономическое объединение государств, основывающееся на принципах единой таможенной территории государств – участников Таможенного союза: * отмены таможенных пошлин и количественных ограничений; * установления и применения в отношении третьих стран одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли. Единое экономическое пространство – пространство, объединяющее территорию государств – участников договора, на которой функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В таблице 2.1. рассмотрим краткую характеристику стран – участниц Таможенного союза. Таблица 2.1. Краткая характеристика стран – участниц Таможенного союза Беларусь Казахстан Россия Кыргызстан Армения Территория 207,6кв.км 2,7млн.кв.км 17,1млн.кв.км 199, 9кв.км 29,7кв.км Население 9,5млн.чел. 18,05млн.чел. 145млн.чел. 6млн.чел. 2,98млн.чел ВВП 46млрд.$ 126,3 млрд.$ 1306млрд.$ 7млрд.$ 10,5млрд.$ Источник: сайт www.eurasiancommission.org. Россия является лидером среди государств – членов интеграционного образования. Основными целями формирования Единого экономического пространства являются: * эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; * создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики в интересах повышения жизненного уровня населения; * развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; * проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; * создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технической кооперации11. Первое января 2012 года было объявлено началом деятельности Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. При этом определено, что для обеспечения полноформатного функционирования Единого экономического пространства потребуется период с 2011по 2015 годы принять более десятка международных договоров и более сорока иных документов (протоколов, методик и др.). Работу намечено вести в соответствии с календарным планом разработки документов и соглашений, формирующих Единое экономическое пространство. За этот же период правительствам необходимо было выполнить более 70 обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям12. Среди основных обязательств правительств сторон следует выделить такие обязательства, как: * формирование с 1 января 2013 года экономической политики в рамках количественных параметров, определяющих устойчивость экономического развития сторон; * обеспечение годового дефицита госбюджета не выше 3-х процентов; * недопущение государственного долга выше 50 процентов внутреннего валового продукта; * обеспечение уровня инфляции не более, чем на 5 процентов выше уровня инфляции государств-участников Единого экономического пространства с наименьшим ростом цен; * обеспечение с 1 января 2013 года унификации железнодорожных тарифов на перевозки грузов (на территории каждого государства вместо экспортного, импортного и внедренного тарифов будет действовать единый тариф); * введение с 1 января 2014 года во всех государствах – членах Единого экономического пространства национального режима в системе государственных (муниципальных) закупок; * обеспечение до 1 января 2015 года перехода на рыночные цены на природный газ для стран – участниц Единого экономического пространства; * обеспечение с 1 января 2015 года доступа к услугам железнодорожной инфраструктуры для перевозчиков государств – членов Единого экономического пространства. Принятие этих документов и выполнение правительствами обязательств должно обеспечить с 1 января 2016 года полноценное формирование Единого экономического пространства. В соответствии с договоренностями, с 1 января 2012 года начала действовать коллегия ЕЭК – постоянный наднациональный орган, который руководит интеграционными процессами в форматах уже существующего Таможенного союза и Единого экономического пространства. Евразийская экономическая комиссия действует на основе: • Приложения № 1 к Договору о ЕАЭС; • Положения о Евразийской экономической комиссии. Комиссия осуществляет свою деятельность на основе принципов: • обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов государств-членов; • экономической обоснованности принимаемых решений; • открытости, гласности и объективности (Приложение № 1 к Договору о ЕАЭС, Положение о Евразийской экономической комиссии). С 1 января 2015 года также начал свою работу суд ЕАЭС. Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) является постоянно действующим судебным органом Евразийского экономического союза, статус, состав, компетенция и порядок функционирования и формирования которого определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза. Суд ЕАЭС располагается в Минске. К перспективам Единого экономического пространства можно отнести: 1. Формирование единого полноценного наднационального органа, открытого для диалога, динамичного и способного решать подавляющее большинство вопросов. 2. Формирование эффективной транспортной инфраструктуры. 3. Полностью свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг на основании единых правил и норм. 4. Расширение рынков сбыта. 5. Формирование благоприятного инвестиционного климата. 6. Замена механизмов антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер на единые правила в области конкуренции и субсидий. 7. Международные правовые гарантии. 8. Обеспечение устойчивого и сбалансированного развития. Переход от одного этапа формирования ЕЭП к другому осуществляют те государства-участники, которые выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства. Объем преимуществ, предоставляемых государствами-участниками друг другу, определяется соглашениями по формированию ЕЭП, участниками которых они являются. ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции. Разноскоростная интеграция означает, что каждое государство самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному международному договору, что приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия. Переход от Таможенного союза к Единому экономическому пространству позволил создать колоссальный рынок с более чем 180 млн. потребителей, унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг, рабочей силы. ЕЭП может вести по ряду экспортных продуктов и видов сырья торговые войны с другими экономическими блоками – путем повышения пошлин, демпинга, увеличения или снижения поставок. Запуск ЕЭП поспособствовал росту экономик всех трех стран и благосостоянию граждан, так, за пять лет в ЕЭП российская экономика прибавила 16,8 процентов валового внутреннего продукта (далее – ВВП), ВВП Беларуси вырос на 16,1 процент, Казахстана на – 14,7 процентов. Объем внешней торговли товарами Евразийского экономического союза со странами вне ЕАЭС за январь – март 2017 года составил 138,9 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 89,9 млрд. долларов, импорт – 49 млрд. долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года объем внешней торговли возрос на 29,6 процентов, или на 31,8 млрд. долларов. Объем экспорта товаров увеличился на 34,3 процента, или на 23 млрд. долларов, импорта – на 21,9 процентов, или – на 8,8 млрд. долларов. Положительное сальдо внешней торговли товарами увеличилось с 26,7 млрд. долларов в январе – марте 2016 года до 40,9 млрд. долларов в январе – марте 2017 года, более подробно рассмотрим в таблице 2.2. Таблица 2.2. Внешняя торговля товарами Евразийского экономического союза со странами вне ЕАЭС (миллионов долларов США) В % к январю – марту 2016 года Оборот Экспорт Импорт Сальдо оборот экспорт импорт ЕАЭС 138 908,3 89 890,6 49 017,7 40 872,9 129,6 134,3 121,9 в том числе: Армения 855,5 340,6 514,9 -174,3 115,5 111,1 118,5 Беларусь 6 234,0 3 241,0 2 993,0 248,0 115,3 112,4 118,7 Казахстан 13 080,4 9 629,1 3 451,3 6 177,8 120,3 128,9 101,3 Кыргызстан 784,9 269,2 515,7 -246,5 123,4 131,8 119,5 Россия 117 953,5 76 410,7 41 542,8 34 867,9 131,8 136,3 124,3 Источник: Статистика за январь - март 2017 года, об итогах внешней и взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза, сайт www.eurasiancommission.org Объем взаимной торговли Евразийского экономического союза за январь – март 2017 года составил 11,8 млрд. долларов, или 131,3% к уровню соответствующего периода 2016 года. Общий рост объемов взаимной торговли в январе – марте 2017 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 2 802,8 млн. долларов, или 31,3%. По металлам и изделиям из них показатель увеличился на 690,5 млн. долларов (в 1,9 раза), минеральным продуктам – на 599,5 млн. долларов (на 19,4%), машинам, оборудованию и транспортным средствам – на 524,9 млн. долларов (на 40,6%), продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью – на 439,9 млн. долларов (на 32%). В таблице 2.3. рассмотрим экспорт и импорт товаров во взаимной торговле ЕАЭС. Таблица 2.3. Экспорт и импорт товаров во взаимной торговле ЕАЭС (миллионов долларов США) В % к январю – марту 2016 года Оборот Экспорт Импорт Сальдо оборот экспорт импорт Армения 386,7 102,5 284,2 -181,7 123,2 138,5 118,4 Беларусь 7 141,9 2 936,2 4 205,7 -1 269,5 130,1 138,5 124,9 Казахстан 3 747,4 1 181,9 2 565,5 -1 383,6 140,5 139,2 141,1 Кыргызстан 519,2 164,2 355,0 -190,8 113,3 123,5 109,1 Россия 11 331,0 7 381,1 3 949,9 3 431,2 131,3 127,5 139,0 Источник: Экспресс-информация 15 мая 2017 года, об итогах внешней и взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза, сайт www.eurasiancommission.org. В таблице 2.4. показана внешняя торговля товарами государств - членов Евразийского экономического союза. Таблица 2.4. Внешняя торговля товарами государств – членов Евразийского экономического союза (миллионов долларов США) В % к январю – марту 2016 года Оборот Экспорт Импорт Сальдо оборот экспорт импорт Армения 1 242,2 443,1 799,1 -356,0 117,8 116,5 118,5 Беларусь 13 375,9 6 177,2 7 198,7 -1 021,5 122,8 123,5 122,2 Казахстан 16 827,8 10 811,0 6 016,8 4 794,2 124,2 130,0 115,1 Кыргызстан 1 304,1 433,4 870,7 -437,3 119,2 128,5 115,0 Россия 129 284,5 83 791,8 45 492,7 38 299,1 131,8 135,4 125,5 Источник: Объемы внешней торговли товарами со всеми странами мира, сайт www.eurasiancommission.org. Главный смысл Таможенного союза и Единого экономического пространства – это получение синергетического эффекта от объединения потенциалов пяти стран, то есть, работая вместе, каждый получает больше, чем он получил бы в отдельности. Согласно расчетам по межотраслевому балансу, совокупный интеграционный эффект за 10 лет может составить от 17 до 20% дополнительного прироста ВВП для каждой из стран – членов Таможенного союза. В сумме это составит около 700 млрд. долл. США Недостатки перехода к ЕЭП Одна из главных проблем при создании ЕЭП – различия в национальных законодательств в государствах - участниках Таможенного союза. С даты присоединения Российской Федерации к ВТО условия Соглашения ВТО о присоединении стали частью правовой системы ТС. При этом Российская Федерация как первое, присоединившееся к ВТО государство, обязана информировать другие государства и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза. Решением данной проблемы должна быть кодификация международных договоров и адаптация действующего законодательства Таможенного союза к задачам ЕЭП. Следует подчеркнуть, что, несмотря на достаточно серьезные риски и угрозу негативных последствий, главные цели и задачи образования ЕЭП могут быть достигнуты при условии достаточного единства целей у его участников, правильном понимании законов экономики и рынка, а также соблюдения основных принципов и норм международного права. Среди отрицательных последствий необходимо отметить: Усиление конкуренции вследствие устранения оставшихся барьеров между странами (особенно субсидирования, дискриминации при государственных закупках, технических барьеров, в ходе приватизации), а значит, связанные с этим банкротства или поглощения неконкурентоспособных предприятий и вызванные этим социальные издержки, в частности безработица, снижение уровня доходов, «утечка умов». Усиление конкуренции также может быть связано с увеличением притока иностранного капитала из третьих стран. Предприятия с иностранным капиталом могут наладить производство (или сборку) более конкурентоспособных товаров или услуг на рынке стран ЕЭП, которые будут составлять прямую конкуренцию товарам и услугам, происходящим с территории стран ЕЭП. Выравнивание цен: с формированием единого рынка формируется единая цена на данном рынке. В отдельных случаях это может вызвать в Республике Беларусь рост цен, например, на продукты питания, на жилье, коммунальные услуги, энергоносители и их транспортировку и др. С другой стороны, ажиотажный спрос со стороны России на продукты питания, выращенные в Беларуси, может привести к снижению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Рост административных расходов: формирование ЕЭП означает расширение полномочий и сфер интересов ЕЭК далеко за пределы сферы внешней торговли товарами, что повлечет за собой увеличение отчислений в консолидированный бюджет трех стран из бюджета Республики Беларусь. Возрастут и судебные расходы, поскольку все спорные моменты по базовым соглашениям в ЕЭП могут решаться на уровне Суда ЕЭС, а также возникнут штрафные, ответные и компенсационные меры в связи с невыполнением странами взятых на себя обязательств13. Таким образом, ЕЭП - это поэтапно формируемый общий рынок, открытый для вступления новых стран, где учитываются индивидуальные интересы и особенности каждой страны-участницы, где базовые соглашения основаны на нормах ВТО. В ЕЭП выполняется очень важный для современных интеграционных процессов принцип «интеграция плюс развитие», когда параллельно со снятием взаимных барьеров происходит реформирование интегрируемых сфер экономики стран-участниц. В ЕЭП также учитывается принцип поэтапности, постепенности развития интеграционного процесса в отдельных сферах, применяются индивидуальные сроки и подходы к интеграции различных сфер экономических отношений. 2.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности Доминантой современного периода развития мировой экономики является активизация региональных интеграционных процессов, основанная на углубленном развитии финансово-экономического и инвестиционного сотрудничества, научно-производственной кооперации, современных информационно-коммуникационных технологиях. Мировой опыт подтверждает, что реализация эффективной интеграционной политики позволяет участникам интеграционного процесса успешнее отстаивать общие интересы перед очевидной экспансией развитых стран на мировых рынках, способствует росту взаимной торговли и объемов регионального рынка, а в долгосрочной перспективе – благоприятным институциональным изменениям в экономике и росту благосостояния населения. В условиях интеграционных процессов традиционные для всех государств ЕАЭС задачи трансформируются с учетом формирования единой таможенной территории, изменения порядка уплаты таможенных пошлин, унификации законодательства государств-участников интеграционного процесса, что предполагает изменение приоритетных направлений модернизации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. В рамках согласованной модернизации экономик России и других стран ЕАЭС появляется возможность решить проблемы, которые ранее не могли решаться на основе их двустороннего и многостороннего сотрудничества, рассмотрим на (рисунке 2.4.)22. Рисунок 2.4. – Возможности согласованной модернизации экономик ЕАЭС. Источник: составлено автором на основе журнала Таможня. Создание Евразийского экономического союза позволяет обеспечить новые возможности развития национальных экономик государств постсоветского пространства. Вступление в союз обеспечивает, во-первых, гарантированное развитие регионального рынка, смягчающего последствия колебаний мировой экономической конъюнктуры, во-вторых, проведение активной экспортно-импортной политики по обеспечению торгово- экономических интересов общего таможенного пространства в ВТО и других международных организациях, в-третьих, создает предпосылки для формирования экономической модели единого экономического пространства. С созданием ЕАЭС формируется единый масштабный рынок со свободным движением факторов производства, со значительным экономическим потенциалом, дающим новый импульс процессу либерализации условий для ведения ВЭД, и позволяющим государствам-участникам и выйти на более интенсивные темпы экономического роста. Существенными являются различия между государствами-членами ЕАЭС и по отраслевой структуре экономики. Киргизия и Армения относятся к числу аграрных стран, а Беларусь, Казахстан и Россия – индустриальных. Преобладающими отраслями в экономике Армении и Киргизии являются сельское хозяйство, гидроэлектроэнергетика, горнодобывающая и металлургическая промышленность. Казахстан выделяется горнодобывающей и топливной промышленностью, черной и цветной металлургией. В экономике Беларуси преобладают отрасли, производящие продукцию высокой степени обработки, в частности, машиностроение, а также химия и нефтехимия. В российской экономике выделяются отрасли топливно-энергетического комплекса, но при этом в ней представлены все отрасли промышленности. Государства-участники ЕАЭС дополняют друг друга в основном на межотраслевом уровне, что неизбежно создает трудности в развитии взаимной торговли. Торгово-экономическое сотрудничество внутри единого экономического пространства ЕАЭС является крайне несбалансированным. С одной стороны, очевидно экономическое доминирование России в ЕАЭС: 83 процента всей территории, 78,4 процента населения, почти 90 процентов суммарного валового внутреннего продукта и 80 процентов совокупного внешнеторгового оборота, 99 процентов внутрирегиональной торговли и инвестиций формируются с участием России, тогда как другие государства-участники очень слабо взаимодействуют между собой. Более 80 процентов объема внешней торговли приходится на Российскую Федерацию (83 процента), в том числе 81 процент совокупного экспорта и 86,6 процентов импорта товаров. Указанные обстоятельства повышают имеющуюся зависимость национальных экономик от конъюнктуры внешних рынков и темпов экономического развития государств – основных торговых партнеров и обусловливают значимость для России, Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии стран, не входящих в Евразийский экономический союз. Характерной отличительной особенностью процесса модернизации механизма таможенного регулирования в государствах-членах ЕАЭС является необходимость постоянного поиска компромисса между последовательным повышением степени единообразия в таможенном регулировании на всей территории ЕАЭС и обеспечением точного и своевременного исполнения различающихся стратегических задач, которые ставят национальные Правительства в рамках решения стратегических задач социально-экономического развития. Для государств-членов ЕАЭС характерен различный объем обязательств, принятых при присоединении к международным конвенциям, наличие двусторонних договоров с третьими странами, регулирующих двустороннюю торговлю и таможенные правоотношения. На момент образования Таможенного союза и формирования его договорно-правовой базы приоритетом явл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: