VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития муниципального образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001971
Тема: Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития муниципального образования
Содержание
Тема Разработка направлений стратегического развития муниципального образования на примере Рузского Муниципального района
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 
 3    
        ГЛАВА 1.        
Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития муниципального образования
8
  7
                    1.1         

1.2
	

1.3
Сущность, задачи, специфика и методологические подходы стратегии развития муниципального образования
Характеристика процесса разработки стратегии развития муниципального образования: основные этапы, технология разработки
 Нормативно-правовая основа стратегического развития Муниципального Образования
  7 

21                          


27
        ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РУЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1. 
34
                     2.1

 2.2 
             2.3     
Характеристика социально-экономического развития Рузского Муниципального района
Основные направления стратегического развития МО
Механизм реализации направлений стратегического развития Рузского Муниципального района

34

51
54
        ГЛАВА 3.  

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.2. 

57
        3.1

3.2.

3.3
Проблемы формирования и реализации стратегии развития на современном этапе 
Меры, направленные на совершенствование формирования стратегии развития муниципального образования
Предложения по совершенствованию реализации направлений стратегии развития Рузского Муниципального района

57

48

74
        ЗАКЛЮЧЕНИЕ
83
        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   И ЛИТЕРАТУРЫ
  86           
        ПРИЛОЖЕНИЯ
91
        



ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и средств, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
     Более полный учёт территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. 
     Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально – экономического развития, в профильности и специализации территории. 
     Без научного обоснованного учёта этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы невозможны.
     В связи с данным обстоятельством особое значение сегодня имеет создание правовой и социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территории. Заметной вехой в решении конкретно этой задачи является инициирование процесса возрождения местного самоуправления.
     Для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы планового регулирования территории, основу которой составляет муниципальное стратегическое планирование. 
     Муниципальные планы стратегического развития определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации.
     Степень разработанности темы. 
     Исследованиями различных аспектов стратегического планирования и управления территориальными образованиями разного масштаба, таких как регион и муниципалитет, занимаются многие российские и зарубежные ученые, в трудах которых заложены теоретические и методологические основы данной проблемы в области:
     - теории региональной экономики, развития территориальных систем: Л. И. Абалкин А. Г., Аганбегян Е. Г., Анимица А. М. Бабич, В. Н. Белкин, О. И. Боткин, В. С. Бочко, Е. М. Бухвальд, Л. А. Велихов, А. Г. Гранберг, М. Д. Загряцков, В. Г. Игнатов, А. А. Куклин, В. Н. Лаженцев и др.;
     - стратегического управления развитием муниципальных образований: Т. Т. Авдеева, Р. В. Бабун, А. Г. Воронин, С. Ю. Глазьев, А. Г. Гранберг, С. Ф. Жилкин, В. Б. Зотов, А. Е. Когут, Л. П. Кураков, В. А. Лапин, В. Н. Лексин, В. В. Пленкина, А. Н. Пыткин, О. М. Рой, А. И. Татаркин, К. В. Харченко, А. Г. Шеломенцев, С. Н. Юркова и др.
     Вместе с тем, анализ степени научной разработанности темы диссертационного исследования позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на наличие большого числа работ и публикаций по стратегическому планированию и управлению, отсутствует механизм формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, который позволял бы одновременно учитывать  интересы муниципального образования и региона, бизнеса и населения, сконцентрировать стратегические цели развития муниципального образования с текущими задачами управления и ресурсами, а также проводить мониторинг достижения целей на всех уровнях управления.
     Объектом исследования является стратегия развития муниципального образования.
     Предметом исследования являются особенности формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования на примере Рузского Муниципального района.
     Целью исследования является разработка направлений стратегического развития Рузского Муниципального района.
     Достижение цели требует решить следующие задачи:
     – выявить сущность, назначение и функции местного самоуправления, а также общие свойства муниципального образования;
     – определить особенности формирования и реализации стратегии развития в муниципальном образовании;
     – провести анализ развития Рузского Муниципального района, включая социальное и экономическое развитие;
     - проанализировать существующие проблемы в рамках формирования и реализации стратегии развития Рузского Муниципального района;
     - выделить приоритетные направления и механизмы стратегического развития Рузского Муниципального района;
     – разработать предложения, направленные на совершенствование процесса формирования и реализации стратегии развития органами местного самоуправления.
     Информационную и аналитическую базу исследования составили: труды ведущих российских и зарубежных ученых, нормативно-правовая документация, проекты и концепции стратегии развития муниципальных образований, материалы периодических изданий, статистические материалы, касающиеся социально-экономических процессов в Рузском Муниципальном районе.
     Методическим инструментарием дипломного проекта стали методы системного анализа, методы прогнозирования, включая сценарный и процессный подход.
     С практической точки зрения, результаты исследования могут быть использованы органами местного самоуправления в качестве рекомендаций при формировании и реализации стратегии развития Рузского Муниципального района.
     Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
     
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность, задачи, специфика и  методологические подходы стратегии развития муниципального образования
        
     Понятие «муниципальное образование» впервые появилось в ГК РФ1.
     В Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постулируется, что «муниципальное образование это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения»2.
      Оно характеризуется территориально, как некоторое объединение, в границах которого осуществляется местное самоуправление, направленное на решение задач местного значения.
     При этом местное самоуправление может осуществляться самими гражданами, проживающими на данной территории, либо их уполномоченными представителями, имеющие право от лица местного населения принимать решения в пределах своей зоны ответственности и прав в соответствии с действующим законодательством РФ и соответствующими нормативно-правовыми актами, действующими на данной территории..
     Статус муниципального образования (далее МО) может получить любое территориальное образование, подходящее под определение МО, однако оно должно обладать рядом свойств, которые позволят ее относительно независимое социально-экономическое существование.
     Автономность или относительная независимость подразумевает наличие достаточного количества хозяйствующих субъектов, которые, в силу своей деятельности приносят выделенной территории доход, который можно использовать для решения вопросов местного значения. 
     Особое внимание уделяется также количеству заинтересованных в развитии образования лиц и сообществ, цели которых коррелируют с целями местного населения. Однако последнее утверждение не всегда является корректным, поскольку главная цель заинтересованных сторон, например, предпринимателей, получить выгоду, за счет использования местных ресурсов, не отдавая взамен обществу практически ничего. Их вклад в развитие территории иногда выражается лишь в виде налоговых отчислений в местный бюджет, которые большинство из них стремиться свести нулевому уровню.
     Второй аспект, являющийся отправной точкой для создания муниципального образования, это возможность и способность относительно самостоятельного управления выделенной территории, осуществляемого выборными органами местного самоуправления.
     Выделенная зона территориально должна быть интересна для инвесторов, которые также являются заинтересованными сторонами только с позиции внешнего окружения. Это можно читать третьим необходимым свойством муниципального образования.
     Последним свойством, которое можно отметить в рамках исследования, это наличие дохода в региональный бюджет. 
     Социально-экономическая ориентация муниципального образования позволяет характеризовать его как институт, формирующий исторические и общественные условия его существования, акцентируя внимание на организационных аспектах его сложившейся структуры, и, воспринимая с точки зрения экономической и социальной эффективности.
     Муниципальное образование можно рассматривать как корпорацию, имеющую свои законы, алгоритмы перевода имеющихся или привлеченных ресурсов в продукт, обладающим заданными свойствами, и удовлетворяющим стандартам качества. Под продуктом, выпуск которого контролирует регулирует и планирует орган местного самоуправления можно считать некоторый интегральный показатель, характеризующий уровень развития производства, качество жизни населения, экологическая обстановка и т.п. От того каким образом построена система взаимоотношений между участниками процесса воспроизводства, какова специфика управления зависит результат функционирования СЭЭС, цель которой занять наиболее выгодное и устойчивое положение в общей структуре более высокого уровня, обеспечив, тем самым, стабильное развитие, направленное на к главному ориентиру – благополучие общества и человека.
     В этом смысле муниципальное управление, являясь относительно новой формой хозяйствования, является, в настоящее время основным инструментом обеспечения местного населения общественными благами, что является, в некоторых случаях, экономически оправданной и целесообразной3.
     Исторический анализ показывает, что влияние природно-экологических факторов проявлялись на всем протяжении развития государственного устройства, начиная от создания первобытных общин до создания современных общественных устройств, включая федеративное государство. На современном этапе природно-экологический фактор влияет на характер жизнедеятельности местного населения, включая такие как: наличие месторождений полезных ископаемых, плодородных участков земли, исторически сложившийся узловой центр транспортных потоков и торговых путей, центр промышленности и т.п.
     Естественно предположить, что эффективная система муниципального управления может сформироваться только на основании выделенных черт муниципального образования, характерных для данного типа выделенной территории с учетом природно-экологических факторов, а также культурно-исторического наследия и менталитета местных сообществ. Экономическая составляющая управления подразумевает зависимость от комплекса факторов, которые, как уже отмечалось, имеют также помимо природных и географических особенностей социальную специфику в сочетании с присущей данной системе условиями хозяйствования.
     Экономически эффективным механизмом управления муниципальным образованием может считаться такой, который при воздействии комплекса существенных факторов приводит объект управления к наиболее выгодному, с точки зрения экономической, экологической и социальной составляющей, к равновесному состоянию при минимальных затратах на реализацию управляющих воздействий.
     При этом источники формирования доходов населения, улучшения общей социально-экономической обстановки в муниципальном образовании должны быть образованы за счет объединения средств местного бюджета и предприятий, осуществляющих свою деятельность на выделенной территории4.
     То есть можно считать, что система местного самоуправления является обособленной системой относительно органов государственного управления.
     Органы местного самоуправления действуют в рамках помимо своих нормативно-правовых актов, в пределах НПА, принятых государственной властью. При этом они не должны противоречить региональному и федеральному законодательству, что нередко встречается в практике управления муниципальным образованием. Очевидно, что это является недопустимым.
     Отличительной чертой муниципального образования является наличие собственных ресурсов, имущества и местного бюджета, которым могут управлять только выборные органы.
     Как ранее было представлено значительная часть муниципальных образований не могут существовать без взаимосвязи с региональными и федеральными бюджетами, которые оказывают им финансовую поддержку. Следовательно, система управления на местном уровне тесно связано с системами регионального и федерального уровней.
     Основными функциями, которые лежат в зоне ответственности органов местного самоуправления являются: анализ, планирование и прогнозирование, контроль и регулирование5.
     К общим функциям органов местного самоуправления относят осуществление прогнозирования и планирования развития МО, а также контроль над реализацией программных мероприятий; организация деятельности органов местного самоуправления; учет актов гражданского состояния; мониторинг и контроль цен и тарифов на предоставляемые муниципальные услуги; управление денежными потоками с целью регулирования экономических и социальных процессов в МО, а также контроль над предоставляемыми услугами местному населению6.
     Частные функции разделены по отраслям и сферам деятельности, включая развитие малого и среднего предпринимательства, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территорий и т.д. Каждые выделенные функции находятся в зоне ответственности соответствующих структурных подразделений администрации муниципального образования.
     Также, система муниципального управления включает функции обеспечения ресурсами, в том числе, финансовыми, правовыми, информационными и др.7.
     Можно заключить, что назначение функций органов местного самоуправления заключается в оптимизации жизнедеятельности СЭЭС, каким является муниципальное образование.
     При этом следует учитывать, что реализация функций управления должна происходить в четкой взаимосвязи со стратегией развития муниципального образования в сочетании со стратегическими планами регионального и федерального уровней8.
     Все это требует изучение особенностей формирования стратегии на различных уровнях управления.
     Методология разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования, наиболее приемлемая на современном этапе, строится на сочетании трёх подходов (рис. 1.)9.
      Сочетание данных подходов позволяет учесть как объективные, так и субъективные факторы развития, преодолеть ограничения, связанные с задержкой предоставления, неполнотой и недостоверностью отдельных количественных данных и субъективностью качественных оценок. Что позволит в конечном итоге получить документ – «Стратегию социально-экономического развития МО», – который будет в полной мере отвечать сложившейся ситуации, и принят субъектами муниципального сообщества, а также разработать программу действий администрации, позволяющую учитывать факторы неопределенности его развития и управлять рисками, обусловленными действием внешних сил.
      
     
Три подхода
        1. Экономико-математический подход, предполагающий анализ существующих статистических данных о социально-экономическом развитии МО, планов и программ развития хозяйствующих субъектов, выявление тенденций и ограничений развития с использованием многопараметрических экономико-математических моделей;
        
        
        
        
        2. Социолого-коммуникативного подхода, предполагающего за счёт социологических процедур получить недостающую информацию, обеспечить вовлечение в процесс сбора информации, выявления проблем и перспектив развития муниципального образования, выработку решений активной части сообщества и хозяйствующих субъектов;
        
        
        
        
        3. Сценарного подхода, предполагающего проведение качественного и количественного анализа возможных отклонений и альтернатив развития МО, определение наиболее вероятных сценариев его социально-экономического и пространственного развития, а также программы действий органов местного самоуправления, направленных на реализацию наиболее выгодных для муниципалитета сценариев развития и снижения рисков неблагоприятных сценариев. 
        
        
        
        
        
             
     Рис. 1. Разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования
     
     Если первые два подхода в той или иной степени стали традиционными при разработке стратегии развития муниципальных образований в России, то сценарный подход часто реализуется в крайне упрощенном виде, что значительно снижает его полезность.
     Фактически сценарный подход – не что иное, как вариант имитационного моделирования без применения жестких формализованных методов анализа. В частности, здесь не требуется увязывания всех гипотез в математическую модель. Многие необходимые оценки ситуации могут быть получены на уровне вербальных обобщений. Это делает работу по исследованию ситуации, сложившейся в том или ином конкретном образовании, более гибкой.
     С учетом того, что стратегия есть продукт деятельности всего сообщества МО, она должна являться координирующим началом для всех других его субъектов – бизнеса, общественных структур, а также служить ориентиром для внешних контрагентов МО – органов государственной власти регионального и федерального уровня, инвесторов и т.д.
     Принципиально важно при этом отметить, что сценарный подход позволяет выстроить систему приоритетности муниципальных программ, проектов и мероприятий.
     Основной проблемой, с которой сталкиваются органы местного самоуправления при реализации разработанной стратегии, это проблема использования существующих административных методов, которые подразумевают набор мероприятий, которые должны осуществлять органы исполнительной власти и административные органы управления.
     В данном случае теряется главная отличительная особенность стратегических решений, а именно: согласованная деятельность не только органов местного самоуправления, но и активная поддержка принимаемых решений и непосредственное участие в них местных сообществ, представителей бизнеса, некоммерческих организаций и местного населения.
     Для выполнения стратегических решений в структуре администрации не предусмотрено отдельное подразделение, в зоне ответственности которой лежало бы решение стратегических задач.
     Также отсутствует системность в вопросах достижения стратегических целей, недостаточная согласованность действий муниципальных органов управления с региональной властью. Разработанные отраслевые или долгосрочные целевые программы не сочетаются с общими стратегическими задачами развития муниципального образования.
     Также органы местного самоуправления сталкиваются с проблемой отсутствия четко отработанных механизмов реализации стратегии, а также недостатком финансирования из бюджетов различных уровней. Методическая поддержка отсутствует, так же как и эффективный механизм взаимодействия администрации и бизнеса.
     При реализации стратегии на первый планы выходит вопрос эффективного управления как устойчивого рационального воздействия на объект управления с целью придания ему желаемого состояния.
     При реализации стратегии следует учитывать следующие основные положения.
     1. Технологичность реализации. Данный принцип предполагает использовать специально разработанные алгоритмы, позволяющие достигнуть цели с минимальными затратами, при этом обладающие понятностью их действий и наиболее простой организованностью. По сути, это представление технологии в виде совершенной минимальной нормальной форме.
     2. На этапе реализации стратегии должен быть инициирован комплекс организационных процессов, позволяющих запустить подпроцессы по каждой сфере деятельности, отраженной в стратегии. При этом очевидным фактом является невозможность ее реализации в требуемой форме без запуска одного из подпроцессов, поскольку они являются взаимосвязанными.
     3. Компетентность организаторов реализации стратегии в вопросах планирования и управления в долгосрочной перспективе. К сожалению, на данный момент таких специалистов начитываются единицы.
     4. Обеспечение взаимосвязи между органами местного самоуправления и местными сообществами. Предполагается вовлечение наиболее активных представителей населения в процесс реализации стратегии10.
     На основании представленных положений можно осуществить их преобразование к требованиям, которые должны предъявляться к процессу реализации стратегии и его исполнителям.
     Во-первых, это глубокое и четкое знания муниципального образования и понимания его характерных особенностей и свойств.
     Во вторых, существование главной стратегической цели, дерева целей и механизма достижения каждого листка.
     Третье требование предполагает наличие и освоенность инструментария, который позволит достигнуть каждого листка и пройти по каждой ветке построенного дерева.
     В четвертых, реализация стратегии должна быть обеспечена компетентным кадровым составом, действующий в рамках эффективной организационной структуры с четким разделением функциональных обязанностей и зон ответственности.
     Для реализации стратегии развития муниципального образования также следует оговорить и обозначить круг задач, которые должны включать в себя: формирование рациональной структуры, имеющей требуемые ресурсы и обладающей заданными полномочиями; оптимальное распределение имеющихся ресурсов по веткам дерева целей, а также разработку новой политики и внедрение реинжиниринга в процесс осуществления мероприятий с соответствующими рабочими процедурами.
     Также необходимо использовать комплекс организационных мер, присущих процессу принятия решений.
     К числу таких мероприятий можно отнести:
     - Выбор инициатора реализации, организатора и исполнителей.
     - Определение круга заинтересованных лиц, к числу которых можно отнести местное население представителей бизнеса и местных сообществ, некоммерческие организации (НКО), а также представителей администрации и органов исполнительной власти.
     - Четкая и конкретная формулировка назначения реализуемой стратегии. То есть выстраивается схема направлений развития, определяется ожидаемый результат, ставятся конкретные цели и задачи.
     - Следующим должно считаться создание содержания работ по каждому из направлений, которое предполагает ответ на вопрос: что именно надо делать.
     - Определение времени, периода, в течение которого необходима реализация разработанных мероприятий, их последовательность и взаимосвязь по времени. Данная мера предполагает формирование плана работ в виде сетевого графика или диаграммы Ганта.
     - Определение имеющихся и необходимых ресурсов (источников финансирования), реализационных механизмов и средств реализации стратегии.
     В настоящее время специфических средств реализации стратегии развития, особенно в муниципальном образовании, не разработано. Поэтому, в большинстве случаев используются организационные средства управления, которые и являются механизмами реализации.
     При анализе запуска процессов реализации стратегии по направлениям и сферам деятельности муниципального образования нетрудно заметить их взаимосвязь и взаимное влияние друг друга. Очевидна их сильная корреляция. При этом можно выделить основные (ключевые) процессы, которые можно идентифицировать, определить сферу их принадлежности, а также выявить организационные механизмы их реализации.
     Сфера управления и администрирования позволяет запустить процессы принятия решений, координации и регулирования, подразумевающие использование административно-управленческого механизма.
     Правовая сфера подразумевают инициацию процессов законодательного, нормотворческого характера с применением нормативно-правовой механизм.
     Экономическая сфера является источником формирования бюджетных отношений, инвестиционных процессов и финансовых операций, реализуемых через финансово-экономический механизм реализации.
     Социальная сфера, основанная на социальных механизмах организации, предполагает запуск таких процессов как социальная поддержка и защита, социальное обеспечение граждан определенной категории, реабилитация и т.п.
     Особая сфера информации и коммуникации обеспечивает обмен информацией между участниками процесса реализации стратегии посредством информационно-коммуникативного механизма.
     Представленные механизмы в процессе реализации могут быть разбиты на комплекс взаимосвязанных процедур в рамках алгоритма их использования.
     Процедурный подход к процессу конфигурирования обеспечивает возможность пошагового режима реализации стратегии по веткам дерева целей. При этом появляется возможность использования циклов, применение которых может оптимизировать процесс реализации стратегии.
     Обозначим процедуры, которые входят в каждый из механизмов.
     Процедуры административно-управленческого механизма.
     Использование средств управления проектом (например, Microsoft Project).
     Процедура адаптации стратегии и возможность ее корректирования.
     Реструктуризация аппарата управления по функциям, реализуемым в стратегии развития, закрепление их за структурными подразделениями и делегирование полномочий ответственным лицам.
     Согласование текущей деятельности с концепцией сформированной стратегии.
     Обеспечение взаимодействия структурных подразделений администрации муниципального образования в рамках предусмотренной стратегии развития.
     Формирование нормативно-правового обеспечения реализуемой стратегии.
     Управление денежными потоками в рамках, предусмотренных бюджетом муниципального образования, во взаимодействии с региональным и федеральным бюджетами.
     Процедура организации информационной и коммуникативной поддержки стратегии, а также работы, направленные на вовлечение представителей местного населения в процесс реализации стратегии развития МО.
     Нормативно-правовой механизм. Его можно разбить на следующие процедуры. Внесение изменений в Устав муниципального образования с целью его согласования со стратегией развития.
     Создание нормативно-правового обеспечения, регламентирующего процесс управления реализации стратегии, информационной поддержки и участие заинтересованных сторон.
     Создание положения программного характера о реализации стратегии развития МО в сочетании с конкурсной документацией на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
     Финансово-экономический механизм подразумевает наличие следующих процедур.
     Процедура финансово-экономических расчетов показателей эффективности и нормативных значений показателей реализации стратегии.
     Процедура формирования бюджета на долгосрочную перспективу с учетов инфляционных процессов и возможных сценариев развития.
     Процедура муниципального маркетинга, предполагающая привлечение инвесторов и средств из регионального и федерального бюджетов в рамках реализуемых на данном уровне целевых программ, а также стимулирование развития малого и среднего бизнеса.
     Социальный механизм включает процедуру регулярного взаимодействия органов местного самоуправления с активными представителями местных сообществ, общественный мониторинг и контроль, проведение экспертиз реализуемых проектов в рамках проводимых конкурсов инициативных проектов.
     Информационно-коммуникационный механизм должен содержать следующие процедуры.
     Процедура формирования информационных потоков между участниками реализации стратегии и общественностью на основании разработанных регламентов.
     Процедура оптимизации деятельности пресс службы аппарата управления, обеспечивающих поступление и обработку информации о ходе реализации стратегии развития муниципального образования.
     Процедура информационного обмена между муниципальным образованием и внешним окружением (ближним и дальним), включая соседние МО, представителей власти регионального и федерального уровней11.
     Такой процессный подход полностью освещает процесс реализации стратегии развития муниципального образования.
     На основании представленного анализа теоретических аспектов формирования и реализации стратегии муниципального образования можно заключить, что в их основе должна лежать главная цель, присущая любому гражданскому обществу, – обеспечение благополучия населения и его повышение за счет разработанных мероприятий, осуществляемых в течение длительного периода рациональными способами в сочетании с эффективным управлением.
     В качестве объекта управления выступает муниципальное образование, а наличие в нем проблем, нерациональных или негативных тенденций служит предпосылкой и источником формирования стратегии развития.
     Формирование стратегии осуществляется на основании потребностей местного населения, местных сообществ, представителей бизнеса и власти в четкой согласованности с региональными и федеральными уровнями. Стратегия должна содержать в себе все направления развития муниципального образования, затрагивать все сферы общественной жизни, поскольку они являются взаимосвязанными и взаимодополняющими. Должны быть также выделены приоритеты развития МО.
     Процесс реализации стратегии также представляется довольно сложным и проблемным, однако, использование комплекса механизмов и методик его осуществления позволяет перевести его на более высокий качественный уровень, посредством процедурного подхода.
        
1.2 Характеристика процесса разработки стратегии развития муниципального образования: основные этапы, технология разработки
        
     Формирование стратегии развития муниципального образования основано на принципах, характерных для классического стратегического менеджмента, широко применяющихся, в последнее время, для определения приоритетных направлений следования бизнеса.
     Следовательно, под стратегией можно понимать объединенную модель действий, направленной на достижение некоторой глобальной цели или миссии ее существования12.
     Технология ее создания базируется на анализе потребностей заинтересованных сторон в долгосрочной перспективе, включая местные сообщества, хозяйствующие субъекты, органы управления. При этом они должны сочетаться или быть согласованными с потребностями общества в целом, а также коррелировать со стратегией развития региона, округа и государства.
     Рассматривая муниципальное образование как систему, которая обладает характерными свойствами, которые должны быть учтены при формировании стратегии развития: организованностью, функциональностью, структурностью, а также специфическими свойствами иерархичностью, многомерностью, эквифинальностью (конечное состояние системы может быть достигнуто множеством различных путей), мультифинальностью (одинаковые исходные условия могут привести к различным результатам) и контринтуитивностью (действия, направленные на достижение желаемого результата, могут иметь противоположный исход).
     При этом, используя системный подход, можно представить формирование стратегии в виде следующих этапов:
     1. Формулирование проблемы и определение системы, в деятельности которой она существует.
     2. Формирование проблематики.
     3. Конфигурирование проблемы.
     4. Постановка задачи.
     5. Определение цели.
     6. Определение критериев и ограничений.
     7. Генерирование альтернатив.
     8. Моделирование.
     9. Синтез решения.
     10. Реализация решения.
     Последний из этих пунктов предполагает реализацию мероприятий сформированной стратегии в течение периода, на который она рассчитана.
     Остановимся подробнее на каждом из этих этапов, отметив, что заказчиком или инициатором формирования стратегии развития является, в большинстве своем, органы государственного управления или местного самоуправления.
     В большинстве своем формулирование проблемы предполагает, по сути, только сферу деятельности, хотя внешне она выглядит, как вполне конкретная.
     Второй этап подразумевает рассмотрение проблемы как части взаимосвязанных проблем, которые оказывают влияние на решение рассматриваемой задачи. В этом смысле необходимо изучать, то есть проводить анализ ближнего и дальнего окружения, определять заинтересованные стороны – лиц на кого повлияет решение проблемы. В качестве таких лиц будут выступать органы местного самоуправления, население, представители бизнеса и т.п.
     Следующий этап конфигурирования представляет собой набор языков или конфигураторов, с помощью которой будет описываться система и полностью представлять интересы или точки зрения всех заинтересованных сторон. При этом возникает трудность, которая связана с большим количеством точек зрения, что приводит к необходимости агрегирования или сниж.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44