- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретико - методологические основы особо - экономических зон
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000527 |
Тема: | Теоретико - методологические основы особо - экономических зон |
Содержание
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 1.1. Сущность, содержание и виды особо - экономических зон Особая экономическая зона (далее – ОЭЗ) – определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.1 Исторически особо экономические зоны начали формироваться как свободные торговые зоны (зоны свободной торговли). Они начали появляться еще в XVII веке для стимулирования внешней торговли. Разновидностью торговых зон являются свободные таможенные зоны. Свободные торговые зоны продолжают действовать и в настоящее время, применяются они и в российской практике внешнеторгового регулирования. Торговыми зонами «второго поколения» являются так называемые торгово-производственные зоны. Особым их отличием является то , что на их территории занимаются не только коммерцией, но и производственной деятельностью.2 В последнее время появилось множественное количество преобразований торгово-промышленных зон: некоторые из них направлены особенно на внутренний рынок принимающей страны, другие же представляют собой смешанные экспортно-импортные зоны (Индия, Южная Корея, Мексика другие развивающиеся страны), а остальные зоны являются импортозамещающими (Бразилия и некоторые другие развивающиеся страны). Новая линия расширения особо – экономических зон - образование технико - внедренческих зон, представляющих собой регион компактного размещения производственных комплексов и научно-исследовательских центров. Регион пользуется системой льгот в целях активизирования разработки новых технологий и производства высокотехнологичной продукции, предназначенной как для экспорта, так и для потребления на внутреннем рынке. Технико-внедренческие зоны функционируют в виде технологических парков, научных парков, технополисов (Япония и др.). Позднее стали появляться свободные экономические зоны, специализирующиеся на оказании определенных услуг и получившие название сервисных зон.3 Наряду с экономическими зонами, ориентированными на какой-то один вид деятельности, создаются также комплексные зоны, т.е. свободные экономические зоны многоотраслевого характера. Из всего многообразия названий экономических зон, встречающихся в зарубежных странах, можно выделить следующие подходы: - свободные экономические зоны, ориентированные на привлечение иностранных инвестиций для социально-экономического развития региона; - особые экономические зоны, основной целью создания которых является привлечение в экономику данного региона инвестиций, безотносительно к тому являются эти инвестиции внутренними или внешними.4 В первую очередь для особо - экономических зон присущно предоставление таможенных и иных внешнеторговых льгот, привлекательных для иностранных инвесторов. В случае с особыми экономическими зонами отсутствует четко обозначенный акцент на создании привлекательного экономического режима преимущественно для иностранных инвесторов. Государство создает общий льготный режим предпринимательской деятельности, пользователями которого могут быть в равной степени как национальные, так и иностранные инвесторы. В определении особой экономической зоны в Российской Федерации, следует выделить следующие характерные черты : 1) Особо – экономическая зона является частью территории Российской Федерации - государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство. 2) Соответствующие решения оформляются постановлениями правительства РФ об образовании ОЭЗ 3) Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности .5 Важное значение имеет последнее определение, поскольку вносит ясность в вопрос действует ли на территории особой экономической зоны российское таможенное законодательство, распространяется ли на особую экономическую зону таможенный суверенитет Российской Федерации. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов (субъектов РФ), внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.6 Границы особой экономической зоны определяются Правительством РФ. Правительство РФ наделяется правом создания особой экономической зоны на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Подходящие решения регистрируются постановлениями Правительства РФ об образовании особой экономической зоны. Территория особой экономической зоны отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная осуществляемая осознанная на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения самостоятельных работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.7 Особый режим предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны проявляется в предоставлении резидентам ОЭЗ при осуществлении ими предпринимательской деятельности различного рода льгот: - таможенных (внешнеторговых); - налоговых; -финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.); - административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда - выезда иностранных граждан и т.п.)8 Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам особой экономической зоны. ОЭЗ предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах. Это означает, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Таким образом, особую экономическую зону можно представить как отечественную разновидность международного института ОЭЗ, специфика которого заключается в предоставлении особого территориального статуса и режимов осуществления предпринимательской деятельности, установленных российским законодательством. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: - промышленно-производственные особые экономические зоны; - технико-внедренческие особые экономические зоны; - туристско-рекреационные особые экономические зоны; - портовые особые экономические зоны.9 Промышленно - производственные особые экономические зоны предназначены для производства высококачественной конкурентоспособной продукции с целью насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке. Формирование промышленно-производственных особо – экономических зон сконцентрированны на привлечение в наиважнейшие отрасли экономики капитальных вложений в целях наполнение внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке. Промышленно-производственные особые экономические зоны в большинстве случаев формируются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров. Технико - внедренческие зоны предназначены для разработки и внедрения продуктов научной деятельности, стимулирования инновационного процесса в них, позволяющего при ограниченном привлечении государственных средств эффективно использовать все финансовые, материальные, научные, природные, информационные и другие ресурсы для укрепления научно-технического потенциала национальной экономики и развития высокотехнологичных производств. Основная цель технико-внедренческих ОЭЗ заключается в создании новых идей, воплощение их в новейших технологиях и товарах путем доставления до опытного, а затем до массового производства и продвижения на рынки, что стимулирует экономику страны в целом. Туристско - рекреационные особые экономические зоны создаются для повышения конкурентоспособности туристской деятельности, развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, по использованию природных лечебных ресурсов. Создание туристско-рекреационных ОЭЗ имеет особое значение в силу того, что туризм - это самая мультипликативная сфера услуг с точки зрения количества занятых в ней работников и создания дополнительных рабочих мест. Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. 10 Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров. Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, имеющие общую границу и чья площадь составляет не более чем пятьдесят квадратных километров. Регулирование вопросов об увеличении указанной площади осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации « Об особых экономических зонах». Особая экономическая зона, за исключением туристско - рекреационной особой экономической зоны и портовой особой экономической зоны, не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований. Особая экономическая зона, за исключением туристско - рекреационной особой экономической зоны и портовой особой экономической зоны, не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. В особой экономической зоне, за исключением туристско – рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда. За исключением портовой особой экономической зоны, все особо - экономические зоны, создаются на двадцать лет, а портовые особые экономические зоны создаются на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит. Также на территории особой экономической зоны не допускается: - разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; - переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов; - производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).11 Особые экономические зоны могут фомироваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. 2. На момент создания промышленно - производственной особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты. 3. На момент создания технико - внедренческой особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно - исследовательских организаций. 4. На момент создания промышленно - производственной особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур. 5. На момент создания технико - внедренческой особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.12 В течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании особой экономической зоны заключается Соглашение о создании особой экономической зоны, в котором устанавливаются объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ, план обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ, перспективный план развития ОЭЗ, размеры принадлежащих Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ, порядок эксплуатации и содержания, владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры ОЭЗ, обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ и др. Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если: 1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта; 3) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты. Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.13 Исходя из всего вышесказанного, следует, что особые экономические зоны как особые международные хозяйственные структуры не только прочно вошли в экономическую реальность XXI века, но и создали тенденцию их широкого практического применения в странах всех континентов. Особые экономические зоны являются одним из форм целесообразной организации территориального экономического пространства в целях осуществления определенных социально-экономических задач, которые ставят государственные органы власти. Особые экономические зоны обозреваются также как элементы инвестиционной политики государства, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности самопривлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, социально – ориентированный; ресурсосберегающий характер экономики. В нашей стране в настоящее время идет процесс улучшения особых экономических зон. Увеличивается количество резидентов в уже действующих зонах, также повышаются объемы производств, распространяются экспортно - импортные потоки, формируются новые условия для привлечения инвестиций, совершенствуются нормативно - законодательные база, регулирующая их деятельность. На сегодняшний день создание особых экономических зон является высокоперспективным направлением и сравнительно новым в экономической политике. Во многих странах мира они проявили себя эффективным механизмом вовлечения иностранного капитала. Также следует отметить, что в настоящее время вместе с экономическими зонами, направленными на какой-то определенный вид деятельности, также формируются комплексные зоны, т.е. особо-экономические зоны многоотраслевого характера (например, экспортно - ориентированные производства, коммуникации, страховые, финансовые и прочие услуги). Согласно Федеральному закону РФ от 22.07.2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» государство на территории ОЭЗ, не зависимо от типа, создает особый льготный режим предпринимательской деятельности, пользователями которого могут быть в равной степени как национальные, так и иностранные инвесторы. Наиболее значительным достоинством является еще то, что особые экономические зоны содействуют стимулированию экономической деятельности страны, способствует усовершествованию благосостояния на сопридельных к ним территориях. Отметим, что законом установлены не только четыре типа особых экономических зон и льготные режимы, которые могут формироваться на территории Российской Федерации, но и ряд ограничений на территории особых экономических зон, запрещение осуществления отдельных видов деятельности, а также запрет на размещение на территории зоны объектов жилищного фонда. 1.2 . Преимущества и недостатки функционирования особо – экономических зон Законодательную основу особых экономических зон — достаточно прозрачную составляет законодательство федерального уровня, которое обеспечивает защиту резидентов ОЭЗ (фирм и компаний, зарегистрированных в этих зонах) от внезапных резких изменений регионального законодательства. Из-за отсутствия в 1990-е годы ХХ в. надежной и устойчивой законодательной базы только несколько крупных компаний решились начать свою деятельность в ОЭЗ: бизнес опасался закрытия зон, что в действительности и произошло. На сегодняшний день создание особого экономического режима в зоне и применение различных льгот в налогообложении приводят к тому, что норма прибыли в зоне оказывается несколько выше, чем в окружающих ее регионах и национальной экономике в целом, что позволяет привлеченному в зону капиталу повысить норму прибыли. Также режим особых экономических зон предлагает инвесторам таможенные преимущества: налоговые и таможенные льготы, а также и другие привилегии, что обеспечивает резидентам зон ряд конкурентных преимуществ.14 Однако в своей существующей реализации российские ОЭЗ не выглядят слишком эффективными: при достаточно большом наборе льгот для инвесторов существует множество проблем и недоработок. Главное, что должно привлекать компании в ОЭЗ – это тот самый «особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Он делится на две основные составляющие: * налоговые льготы; * льготный таможенный режим. Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы: 1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. 2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет. 3. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. 4. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на нее территории.15 В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы: 1. Инвесторы промышленно - производственных и туристско - рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам. 2. В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011-2019 годов для организаций, имеющих статус резидента технико - внедренческой особой экономической зоны. 3.Для резидентов портовых зон предусмотрены преференции по НДС: проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ относится к операциям, не подлежащим налогообложению НДС. Также предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2012-2019 годов для организаций и предприятий, имеющих статус резидента туристско - рекреационной особой экономической зон.16 Следующим преимуществом ОЭЗ для инвесторов являются таможенные льготы. Ввозимые на территорию особых экономических зон иностранные товары размещаются и используются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования. Товары Таможенного союза помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) без уплаты вывозной таможенной пошлины, а также без применения запретов и ограничений. При завершении таможенной процедуры СТЗ товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, а также продукты переработки, изготовленные из таких товаров, помещаются под иные таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, в зависимости от статуса товаров. Определение статуса товаров осуществляется при вывозе продуктов переработки за территорию Таможенного союза. При определении статуса товаров резиденты вправе выбрать критерии достаточной переработки товаров, которые могут выражаться: * изменением классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков; * выполнением условий производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного из иностранных товаров, товаром Таможенного союза, * изменением стоимости изготавливаемых товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли). В случае поставки товаров на таможенную территорию таможенного союза, произведенных на территории особых экономических зон из импортных комплектующих или сырья, инвестор имеет право выбрать ставку таможенной пошлины, которая при этом будет применяться, — т. е. ставку на сырье либо на готовую продукцию.17 Помимо официальных особых льгот и послаблений, зафиксированных в законодательстве, существует также ряд объективных преимуществ, которые следует учитывать при регистрации в качестве резидента ОЭЗ: 1.Инфраструктура. В связи с особенностями законодательства, при создании ОЭЗ преимущество отдаётся новым территориям, т.е инфраструктура фактически создаётся с нуля; 2.Синергетический эффект. Фактически создание ОЭЗ приводит к концентрации в одном месте большого количества однотипных, работающих в родственных сферах предприятий. При должном уровне кооперации между этими предприятиями и властными структурами может возникнуть синергетический эффект; 3.Возможность выкупа земли под объектом недвижимости. Законодательство об ОЭЗ допускает выкуп земельного участка, находящегося под объектом недвижимости, принадлежащим резиденту зоны.18 Также в целях создания благоприятного климата для развития бизнеса, упрощения процедур взаимодействия с органами государственной власти и сокращения временных издержек инвесторов при реализации проектов в особых экономических зонах действует система «одного окна». Система «одного окна» предусматривает: * получение комплекса государственных услуг в одном месте; * возможность приема и выдачи документов, а также их предварительное согласование в электронном виде; * обеспечение непрерывного доступа инвесторов к информации о состоянии обработки сданных документов и принятых по ним управленческих решений. Система «одного окна» является единым центром приема документов, необходимых для решения вопросов аренды недвижимости, выкупа земельных участков, учета недвижимого имущества и регистрация прав на него, выдачи разрешений на строительство, получении технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. На основании проводимых опросов среди компаний - инвесторов определяется перечень государственных услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса, в результате чего принимается решение о привлечении к участию в работе системы «одного окна» ряда государственных ведомств. Ведомства оказывают услуги, связанные с приемом и выдачей необходимых документов. Предоставление государственных услуг по принципу «одного окна» осуществляется в специально оборудованном помещении (офис «одного окна»), находящимся в административно-деловых центрах на территории каждой особой экономической зоны.19 Однако даже при условии существования действительно полноценного зонального льготного режима наличие одних только этих налоговых льгот еще отнюдь не гарантирует заинтересованности иностранных компаний в осуществлении инвестиций в России. Иными словами, хотя зональный режим и означает снижение инвестиционного барьера для иностранных инвес торов, одних только этих преимуществ ОЭЗ еще недостаточно для привлечения в Россию инвестиций иностранных фирм. Об этом однозначно свидетельствуют данные о фирмах — резидентах особых экономических зон, среди которых пока отсутствуют ведущие иностранные высокотехнологичные компании. Более того, их массовый приход в Россию крайне маловероятен до тех пор, пока руководство ОЭЗ не начнет серьезную практическую работу по их привлечению в эти зоны (что предполагает гораздо более высокий уровень маркетинговой деятельности), а в стране в целом не будет создан действительно благоприятный климат для прямых иностранных инвестиций. Также, существует ряд проблем системного характера, который, по большому счету, зависит от объёма инвестиций в развитие зон со стороны государства. Наиболее значимые проблемы описаны ниже. 1.Недостаточное количество зон. В настоящее время создано 12 ОЭЗ (за исключением Калининградской и Магаданской), из которых половина относится к туристско - рекреационному типу. 2.Жёсткое разграничение ОЭЗ по 4 типам недостаточно эффективно. Мировой опыт показывает, что гораздо более эффективным является создание комбинированных зон, т. к. это позволяет компаниям экономить на операционных издержках; 3.Дисбаланс между количеством крупных и малых предприятий. В своей существующей реализации, законодательство предполагает, что зоны промышленно - производственного типа будут использоваться только крупными предприятиями; 4.Акцент на создании ОЭЗ на свободной территории. Данный аспект уже упоминался выше в качестве выгоды для инвестора, однако в качестве проблемы его стоит рассматривать следующим образом. На уровне законодательной инициативы проводится форсирование создания ОЭЗ на свободных территориях, что подразумевает создание инфраструктуры и обособление ОЭЗ от окружающих территорий. 20 Однако при этом не учитывается тот факт, что: - во-первых, легкодоступных территорий, можно возвести новые объекты, которые будут находиться недалеко от существующих транспортных и энергетических линий, не так уж много; - во-вторых, в настоящее время при конкурсном отборе не учитываются сложившиеся научно-промышленные комплексы, что приводит в итоге к дублированию имеющихся активов;21 5.Сложность с использованием ОЭЗ для запуска инвестиционных процессов в депрессивных и проблемных регионах. Сложившаяся практика показывает, что предпочтение при создании ОЭЗ в первую очередь отдаётся экономически развитым районам. Тем не менее, одной из изначальных целей создания ОЭЗ было именно поднятие отстающих в развитии регионов. Как показывает мировая практика (в частности, опыт Китая), инвестиции в отстающие регионы имеют сильный положительный эффект на развитие экономики страны в целом, однако в настоящее время в России подобной политики не проводится; 6.Непрозрачность механизма отбора резидентов. Существующий в настоящее время механизм заключения соглашений с резидентами (инвесторами) и их отбор являются недостаточно прозрачными; Невозможность подачи заявки от более чем одного субъекта РФ. Эта проблема актуальна в первую очередь для туристско - рекреационных зон ; 7.Избыточный объём документов при подаче заявки на создание ОЭЗ. В настоящее время в пакет документов, необходимых для подачи заявки, включены заведомо трудновыполнимые, такие как, например, документы территориального ; 8.Противоречие с Конституцией РФ. В настоящее время в Конституции РФ содержится статья 74, согласно которой на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 22 Создание же ОЭЗ со специальным таможенным режимом фактически означает установление внутренних таможенных границ, о чем практически открытым текстом говорится в ст. 37 Закона «Об ОЭЗ в РФ». Также следует отметить и другие недочеты. Российские особые экономические зоны представляют собой не столько реальные центры хозяйственно - коммерческой деятельности, сколько еще одну разновидность «плановых» предприятий советского типа, главный ориентир деятельности которых - выполнение нереальных планов. Реальные макроэкономические результаты функционирования особых экономических зон - прирост внутреннего валового продукта (далее - ВВП) и создание новых рабочих мест, генерирование инноваций и новых патентных заявок - крайне малозначительны. Следует отметить, что фактически лишь нескольким особым экономическим зонам удалось начать свою работу в первоначально запланированные сроки.23 Российские особых экономических зоны не образуют интегрированной сети их скорее можно охарактеризовать как отдельные обособленные инновационно - ориентированные «оазисы» в «пустыне» низко технологичной российской экономики. Инновационная система России находится в крайне вялом, фактически застойном состоянии: взаимодействие между тремя ключевыми субъектами - государством, наукой и частным бизнесом - скорее является продуктом бюрократической координации, нежели ориентировано на стоящие перед бизнесом цели и задачи. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты вместе с соответствующими государственными учреждениями образуют гигантскую национальную сеть научных организаций. Анализ показывает, что Россия не испытывает недостатка в административно - посреднических организациях, призванных содействовать развитию инноваций. Вместе с тем, отмечается дефицит в практической деятельности по созданию новых продуктов и разработке новых технологий. Своеобразным камнем преткновения при разработке стратегии инновационного развития России является определение роли государства в инновационном процессе. 24 Названная проблема требует тщательного изучения и предельно взвешенного решения, с учетом того факта, что российское чиновничество печально знаменито крайней неэффективностью своей деятельности и всепроникающей коррупцией. В этом контексте целесообразно напомнить, что в России лишь 30% расходов на научно-исследовательские работы (далее - НИР) финансируется бизнесом, тогда как аналогичный показатель в европейском союзе (далее - ЕС) превышает 50, в США составляет порядка 60, а в Японии - достигает почти 75%.25 Особые экономические зоны нередко расположены в стороне от крупных городских агломераций, что снижает их привлекательность, как для рабочей силы, так и для бизнеса. Маркетинговая деятельность руководства ОЭЗ весьма слаба на внутри российском рынке и практически полностью отсутствует на рынках зарубежных.26 В действительности, даже зная о существовании зон, крайне сложно найти о них какую бы то ни было доступную информацию в открытых источниках. Администрация свободно экономических зон и федеральное агентство обеспечивающее координацию их деятельности, призваны играть гораздо более активную роль в создании рекламы и продвижении особых зон как на внутри российском, так и на мировом рынке. Особые экономические зоны не предлагают каких-либо особых преимуществ иностранным инвесторам по сравнению с работающими в них российскими фирмами. Что касается портовых зон, то их следует размещать в таких местах, где они когда-нибудь смогут существовать без административных льгот и привилегий. В данный момент такому ключевому критерию отвечает лишь морской порт, расположенный вблизи Японии. Интересно отметить, что в России портовые ОЭЗ отсутствуют именно там, где имеются естественные условия для создания транспортно - логистических центров (Калининград, Краснодар, Санкт-Петербург, Мурманск). Поскольку логистика - это сфера бизнеса, которая базируется на железной логике, поддержка с помощью административных льгот какого-либо алогичного проекта, нарушающего процесс естественной конкуренции, неизбежно окажется делом крайне дорогостоящим и обреченным на банкротство. Более того, мировая практика свидетельствует о том, что именно крупные инфраструктурные проекты, основанные на частно- государственном партнерстве, зачастую поражены коррупцией.27 Именно поэтому государственно частное партнерство ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: