VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретико–методические основы изучения акмеологических технологий внедрения лекарственных препаратов в практику врачебной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000123
Тема: Теоретико–методические основы изучения акмеологических технологий внедрения лекарственных препаратов в практику врачебной деятельности
Содержание
     Введение
     
     Актуальность исследования. Медицина как сфера профессиональной  деятельности субъекта претерпевает сегодня ряд трансформаций, продуцируемых позитивной динамикой отношения к своему здоровью, жизни, имиджу, возрастанием требований к качеству медицинских услуг и условиям их оказания со стороны реальных или потенциальных пациентов. В этом контексте значимым представляется понимание содержательной специфики акмеологических особенностей становления специалистов медицинского профиля. В рамках  современной парадигмы оценки врача как профессионала наряду с профессионализмом, компетентностью в области медицинских технологий рассматривается коммуникативная успешность в профессиональных интеракциях. Соответственно, в системе акмеологических детерминант профессионального успеха  врача коммуникативная компетентность занимает особое место. 
     Вместе с тем, в  системе профессиональной подготовки специалистов в области медицины традиционно делается акцент на освоении технологии, современных способов лечения, развитии профессиональной компетентности; дефицитарной оказывается  коммуникативная сторона подготовки в образовательном процессе вуза. Коммуникативный ресурс будущих специалистов выступает в качестве важного  акмеологического фактора успешного профессионального становления студентов-медиков, что определяется, прежде всего, требованиями профессии, спецификой современной модели со-бытийного пространства «врач – пациент», социальными ожиданиями относительно характера взаимодействия с представителями медицинских профессий. Период обучения в вузе оказывается наиболее  сензитивным к развитию коммуникативного ресурса личности, включающего  коммуникативные способности, коммуникативные, интерактивные и социально-перцептивные умения, коммуникативно-значимые качества субъекта. Сегодня представляется целесообразным использовать развивающий потенциал периода профессионального становления студентов-медиков для формирования  успешности в будущем профессиональном взаимодействии. 
акмеологические технологии внедрения лекарственных препаратов в практику врачебной деятельности.
     Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный подход; комплексный, субъектный, ресурсный и акмеологический  подходы, принцип моделирования (И.Н. Блауберг, А.А. Деркач, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин). Теоретической основой исследования выступили базовые позиции современной концепции мотивационносмысловых ориентаций личности в профессиональной сфере (И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина); современные концепции акмеологических особенностей профессионального развитии субъекта антропоцентрированных специальностей (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Т.Н. Щербакова,  Л.М. Митина), теоретические и прикладные исследования коммуникативных ресурсов человека (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Кидрон, Л.А. Петровская); основные направления исследований развития личности в профессиональной деятельности (Э.Ю. Зеер, А.Е. Климов, Д. Холланд, И. Майерс);  теоретические исследования стадий профессионализации и профессионального  развития (А.А. Деркач, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Н. Пряжников); акмеологическая теория развития личности в деятельности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач); теоретические положения современной психологии успеха (Дж. Аткинсон, Е.В. Дьяченко, Н.С. Глуханюк, М.В. Буянова, М.Г. Грамкова, М.А. Аминов); основные положения исследований психологии успешной деятельности  врачей (В.В. Бойко, Т.Ш. Мчедлидзе, Н.И. Рейнвальд, И. Харди, В.Г. Костенко,  Л.Ф. Смоленко, Т.А. Чебуракова, Б.А. Ясько).
     Работа  основана на подходах:
     - концепция «системной детерминации психики» (Б. Ф. Ломов);
- современные представления о психическом развитии как процессе необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (В. А. Аверин, А. Г. Асмолов, А. А. Реан, Л. А. Регуш, Д. И. Фельдштейн);
- современные рыночно ориентированные теории профессионального и карьерного развития (Н. С. Пряжников, Т. Вахамоттонен, А. Колин, Д.Холл, А. Кескинен, М. Махон, У.Паттон, М. Савичас,
Д. Тидеман, Р.Янг), концепции психологической обусловленности экономической жизни (А.Л.Журавлев, В. Н. Машков) и поведения индивида в сфере хозяйственной деятельности (О. С. Дейнека, Е. К. Завьялова, С. Т. Посохова);
- теоретические основания помогающей психологической деятельности (Е.П. Кораблина), современные представления о психологическом консультировании (Т. Ахола, Р. Нельсон-Джоунс, М. Ролло) и социально-психологическом тренинге (С. И. Макшанов, Б. Д. Парыгин, Л.А. Петровская, Н. Ю. Хрящева).
        

        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        

     
     1. Теоретико –методические  основы  изучения акмеологических технологий  внедрения лекарственных препаратов в практику врачебной деятельности.

1.1 Состояние исследованности проблемы в  научной  литературе
     
     Проработка теоретико-методологических, методических и практических аспектов дифференциальной акмеологии как области человекознания начата лишь недавно, но подготовлена интенсивным развитием общей акмеологии и комплекса дифференциальной психологии и психофизиологии, психологии личности и индивидуальности. До недавних пор акмеология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей акмеологического развития личности, к разработке проблем с общенаучных позиций. Утрачиваемое при этом своеобразие индивидуального условно принималось за константу. Однако каждый исследователь неминуемо сталкивался с индивидуальными вариациями отражения акмеологических свойств в психике. Сначала подобные факты обычно рассматриваются как источник ошибок наблюдения, как «индивидуальная болтанка» (по - П.Я,Гальперину), а затем возникает проблема вариативности проявления системных свойств зрелого человека в поведении. Логика развития общей акмеологии как научного направления современного человекознания таким образом привела к выделению ее дифференциальных аспектов. Их проработка не является данью времени, а обусловлена сегодняшним этапом развития теории и практики изучения вершинных достижений человека. Дифференциальная акмеология как наука о закономерностях нахождения индивидуально-действенных путей постижения оптимальных траекторий развития человека, о совладании с трудностями на пути к «акме» (как торжестве жизни, гармоничного порядка, творчества, апофеоза жизни) формируется на стыке общей акмеологии и психологии, дифференциальной психофизиологии и психологии в русле законов психологии целостной индивидуальности. ( Поэтому категория целостности, интегративности, системности являются отправными для построения начал дифференциальной акмеологии),
     В построении дифференциальных дисциплин имплицитно имеет значение категория «Феномен», которая, правда, не анализировалась развернуто учеными. Феномен (от греч. cpaivou,evov — являющееся), фи-лос. понятие, означающее 1) явление, постигаемое в чувств, опыте; 2) объект чувств, созерцания, в отличие от его сущностной основы — ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). В истории философии понятие феномена интерпретируется в зависимости от истолкования человеческого опыта: как проявление и выражение сущности или идеи (неоплатонизм, Лейбниц, Шеллинг, Гегель); как познаваемая действительность — мир явлений (феноменов), которые упорядочиваются научными методами и априорными схемами трансцендентального субъекта (Кант и неокантианство); как субъективные переживания, комбинации ощущений, психической ассоциации, к которым сводится опыт и вся реальность (Беркли, Юм, феноменализм). 
     Наряду с толкованием феномена как чувства, данности существует идеалистическая философская традиция (связанная с признанием интеллектуального созерцания в качестве основной предпосылки), которая трактует «чистые сущности», «идеи» как особого рода феномены: платоновская «идея», часто обозначаемая как эйдос; первоявление, «прафеномен» Гёте — идеальный тип, прообраз существ и вещей; явленные «чистому сознанию» смыслы предметов в феноменологии Гуссерля. В марксистской философии понятие феномен отождествляется с понятием «явление» — философской категорией, отражающей внешние свойства и отношения предмета, которые раскрывают его сущность.
     Выделяется особое философское направление - феноменализм -субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувств, данных», сенси-билий и т. п.). Считая, что всё содержание познания может быть редуцировано к чувствам, восприятиям, феноменология признаёт их единство с реальностью, доступной человеку. Существование материальных объектов приравнивается здесь к их наблюдаемости в опыте индивидуального субъекта (положение Беркли: «существовать значит быть воспринимаемым»), толкуется как продукт воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль) или «комплекс ощущений» (махизм).
     Отвергая феноменолизм как доктрину, не соответствующую ре зультатам и методам современного научного познания, отечественная материалистическая философия исходит из того, что познание отражает существвенные свойства и отношения объективной реальности. Между явлением и сущностью нет непереходимои грани: сущность как предмет познания постигается через явление. Все это применимо к рассмотрению свойств ( как индивидуально-стабильных, конституциональных, природных, генотипических симптомов индивидуальности) в дифференциальной акмеологии.
     Отечественные психологи ГШ.Блонский ( 1930), Л.С.Выготский (1931), СЛРубенштейн (1957), А.Н.Леонтьев (1959, 1975), А.Р.Лурия (1962, 1970, 1974), БХ Ананьев (1969), Д.Б.Эльконин (1971) и другие рассматривают онтогенез психического развития с позиций комплексного подхода к человеку, где влияние факторов биологическое-социальное, генотипическое-средовое не уравнивается, и в то же время не акцентируется как доминирующее.
     Эти условия рассматриваются с позиции теории культурно-исторического развития психики (Л.С.Выготский, П.П.Блонский), при которой индивидуально-психологические свойства личности - с позиций деятельностной парадигмы - формируются с учетом различных форм и методов обучения. Даже последствия психоорганической недостаточности мозга больного ребенка, которые сказываются на уровне его психического развития и на социализации в обществе, могут компенсироваться путем оптимальных форм обучения и коррекции, что позволяет ему находиться на определенном, присущем ему, уровне психического и социального развития.
     В процессе взаимодействия биологического и социального можно выделить две стадии: 1) внешние причины действуют через посредство внутренних условий (С.Л.Рубинштейн, 1957); 2) внутреннее действует через внешнее и этим себя изменяет (Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь, 1980). Эти формулы достаточно полно отражают реальное движение личности, постоянное кольцевое взаимодействие, взаимосодействие внутреннего и внешнего.
     Биологическое функционирование организма человека традиционно рассматривают во взаимосвязи с психическим развитием. Исследования А.Н.Леонтьева и его сотрудников показали, что "биологически унаследованные свойства составляют у человека лишь одно из условий формирования его психических функций. Другое условие - это окружающий человека мир предметов и явлений, который несет человеку истинно человеческое. Если в высших психических процессах человека различать, с одной стороны, их форму, то есть зависящие от их морфологической фактуры чисто динамический особенности, а с другой стороны, их содержание, то есть осуществляемую ими функцию и их структуру, то можно сказать, первое определяется биологически, второе - социально. Решающим при этом является содержание" (1965, с.204).
     Теоретические представления отечественной возрастной психологии основываются на признании культурно-исторической обусловленности высших психических функций. При этом обучение и воспитание обоснованно рассматриваются как основные движущие силы психического развития.
     Однако признание детерминированности психического развития социальными факторами не отрицает особой логики этого развития. Как подчеркивал А.В.Запорожец (1986, с.232), диалектико-материалистический подход к психическому развитию ребенка ставит проблему спонтанности развития, наличия в нем определенного самодвижения. Каждая новая ступень психического развития ребенка следует за предыдущей, и переход одной ступени к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними причинами.
     Дальнейшее развитие данная проблема получила в трудах В.С.Мерлина (1970-е - 80-е годы). В них он пытается вывести научную мысль из часто возникающего тупика, движения по кругу: наследственность - среда - воспитание. А именно: теперь ведь уже нельзя отрицать связь личностных свойств с особенностями организма.
     Позиция В.С.Мерлина является, на наш взгляд, хорошей основой для педагогического оптимизма в условиях, когда, в частности, нельзя игнорировать роль фактора наследственности в развитии личности. В.С.Мерлин обосновывает, что осуществление, развитие социально типичного в человеке, в личности невозможно иначе, чем через посредство той реальности, которую он обозначает как интегральная индивидуальность, ибо это и есть реальная форма существования человека, характеризующаяся одновременно признаками разных уровней, начиная от "химии" и кончая "социумом".
     Он рассматривает систему свойств человека (со стороны ее индивидуального своеобразия), где каждое свойство в "в одних своих проявлениях и в зависимости от одних условий типично, то есть присуще какой-то группе людей, в других проявлениях и в зависимости от других условий оно индивидуально-своеобразно, единственно и неповторимо. Поэтому интегральная индивидуальность - это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность - это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека"(1986).
     При изучении индивидуальности и ее взаимодействия с социальной действительностью В.С.Мерлин применил к индивидуальности и ее стилям, как мы уже упоминали выше, принцип системности. Но им не были проанализированы специфические "узлы" системных исследований целостной индивидуальности и следствия системных позиций интегральной индивидуальности. Интегральная индивидуальность показана как самостоятельная система, но логика "поведения" интегральной индивидуальности прерывается в ее взаимоотношениях с внешним окружением.
     Связь между наследственностью и средой в некоторых работах оценивается как взаимодействие. Один и тот же фактор среды будет по-разному проявляться в специфике наследуемого материала, на который он действует (А.Анастази, 1982). Однако, множественность подобных взаимодействий приводит к необходимости исходить из категории взаимосодейстия частей целого получению приспособительного результата поведения (у животных), и реализации целей действий (у человека) (Анохин П.К., 1975).
     При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий [84, с. 568 ], необходимо и существенно опосредующих все внешние причины. Иначе говоря, не личность низводится до уровня якобы пассивных внутренних условий ( как иногда думают), а, напротив, последние все более формируются и развиваются в качестве единой многоуровневой системы - личности, вообще субъекта ( А.В.Брушлинский, 1997). Формируясь и изменяясь в процессе развития, внутренние условия обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данные явление, процесс и т. д. могут подвергнутся. Отсюда важнейшая роль собственной деятельности, вообще активности всех людей в процессе их воспитания и обучения. Реализуя в психологии методологический принцип субъекта, А.В.Брушлинский, как было указано выше, указывает на существенную роль внутренних условий в развитии личности, при этом он отмечает, что благодаря внутренним условиям осуществляется непрерывная взаимосвязь между человеком и миром и вместе с тем создается как бы психологическая самозащита от неприемлемых для данного субъекта внешних воздействий ( видов помощи и т.д.). В таком смысле даже детский и подростковый негативизм - при всех его отрицательных свойствах - может иметь и некоторое положительное значение, обеспечивая в необходимых случаях временную защиту от нежелательных внешних воздействий, в частности, от помощи со стороны взрослых и сверстников.
     На данном этапе развития акмеологии осуществляется интенсивная разработка новых и совершенствование известных акмеологических технологий.
     Как нами отмечалось, на данном этапе становления акмеологии как науки наиболее разработанными являются те ее направления, которые связаны с особым видом прогрессивного развития зрелой личности — личностно-профессиональным развитием. При этом центральной проблемой данного направления стали поиск и определение закономерностей, механизмов, условий и факторов такого развития субъекта труда до уровня профессионала. Представленные в разделе 1.3 описания акмеологических методов, технологий и моделей являются наглядным свидетельством больших возможностей акмеологии в решении данной научной проблемы и решении актуальных практических задач, связанных с нею. К этим практическим акмеологическим задачам в первую очередь относят:
     • акмеологический анализ, то есть преимущественное определение акмеологических условий и факторов, способствующих прогрессивному личностно-профессиональному развитию;
     • прогноз возможностей и перспектив такого развития до уровня профессионализма (акмеологического уровня);
     • разработка акмеографических описаний на уровне общего и особенного акмеологического знания и индивидуальных акмеограмм;
     • разработка программ и планов индивидуального личностно-профессионального развития, в том числе и профессиональной карьеры;
     • выбор методов и акмеологических технологий для осуществления данного развития;
     • реализация данных программ и планов с необходимыми в таких случаях мониторингом и коррективами.
     Как видно из данного перечня, акмеологические задачи сгруппированы таким образом, что совместно представляют собой целенаправленный алгоритм личностно-профессионального развития. Его последовательная реализация создаст необходимый фундамент профессионализма. В то же время данный алгоритм может быть успешно реализован лишь в том случае, когда имеются некие эталонные модели профессионала, которые станут необходимым ориентиром или системообразующим фактором для успешного личностно-профессионального развития. Данные эталонные модели, или «образы-цели», по определению Б. Ф. Ломова, создаются на основе концептуальных представлений об их акмеологической сущности и содержании.
     Поэтому важной составляющей любого акмеологического исследования и практической работы является разработка концепций развития профессионализма или профессионала как единого определяющего замысла, системы аргументированных теоретических взглядов, подтвержденных эмпирическими исследованиями и практикой, представляющих способ решения проблемы. Как отмечалось, многие обобщающие акмеологические исследования отличаются в первую очередь своей концептуальностью, что позволило в короткие сроки разработать теоретико-методологические основы акмеологии. В качестве иллюстрации к сказанному приведем краткое изложение психолого-акмеологической концепции профессионализма деятельности специалистов в особых и экстремальных условиях.
     Данная концепция сформировалась из анализа психологической сущности деятельности в особых и экстремальных условиях, в которых разнообразные действующие экстремальные факторы обусловливают возникновение у субъектов труда негативных функциональных состояний, изменяющих регуляцию деятельности и снижающих ее эффективность и надежность. Выходом из создавшейся ситуации, на первый взгляд, является осуществление внешнего регулирования экстремальных факторов и проведение профессионального отбора. Однако многие экстремальные факторы имеют объективный характер и не подлежат прямому регулированию, а профотбор дает ограниченные результаты. Акмеологический анализ проблемы позволил предложить конструктивный выход, заключавшийся в формировании у субъектов труда функциональных (прежде всего интеллектуальных, деятельностных и эмоционально-волевых) резервных возможностей компенсаторного типа, проявляющихся в виде разнообразных универсальных и целенаправленных профессионально важных качеств и умений. Данные резервные возможности включаются по мере начала действия экстремальных факторов, компенсируя их, правда делая при этом деятельность сложносовмещенной. Однако их высокий уровень развития позволяет основной деятельности быть по существу инвариантной со стабильно высокими показателями качества и надежности. Так был сформулирован принцип инвариантности, являющийся одним из основополагающих в теории профессионализма. Он привел к обоснованию общих и особенных акмеологических инвариантов профессионализма. Таково сущностное содержание данной концепции, которая была сформулирована, подтверждена эмпирически и практически и стала базисной.
     В акмеологии были разработаны и другие концепции, в частности, духовного и нравственного развития личности, культуры мышления, профессионального творчества, акмеологического тренинга программно-целевой направленности, гуманитарно-технологического развития, профессионального становления государственных служащих, развития рефлексивной культуры личности, информационно-психологической безопасности личности и пр. (см. рекомендованную литературу). Некоторые из них стали основой для формирования прикладных направлений акмеологии.
     Обсуждая концептуальность акмеологии, отметим, что в акмеологии и других смежных с ней науках, разрабатывающих проблемы профессионализма, в настоящее время, нами это неоднократно подчеркивалось, преобладают исследования профессионализма деятельности и профессионального мастерства. Существенно меньше работ, связанных с изучением профессионализма личности, и совсем мало — с изучением развития субъекта труда до уровня профессионала. Иными словами, доминируют разработки деятельностного аспекта проблемы, что не в полной мере соответствует важному методологическому принципу единства личности и деятельности, значимость которого нами отмечалась не раз.
     Данная гетерохронность является характерной для многих гуманитарных наук. В результате нарушаются требования комплексности акмеологических исследований, снижается уровень практической значимости работ. Поэтому необходимо усилить внимание к личностному аспекту проблемы профессионализма в дополнение к существующим работам, ориентированным на деятельностный аспект решения проблемы.
     Важной составляющей теоретических основ такого «личностно-деятельностного» направления акмеологических исследований являются психологические и акмеологические работы по изучению развития зрелой личности. Напомним, что в общей проблематике исследований прогрессивного развития зрелой личности особое место принадлежит собственно ее личностно-профессиональному развитию до уровня профессионализма. Кроме того, личность развивается в деятельности, а большинство видов деятельности являются профессиональными. В личностно-профессиональном развитии отмечена устойчивая связь: с одной стороны, особенности личности субъекта труда оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой — само развитие личности происходит под влиянием специфики профессиональной деятельности. В науке накоплено немало фактов, свидетельствующих, что профессиональная деятельность, выполняемая субъектами труда, обязательно приводит к известному сходству их личностных черт и качеств, однонаправленно влияет на систему отношений личности, ее установки, интересы, нормы регуляции поведения и даже в известной степени — на ее образ жизни. Эти данные привели к обоснованию категории «профессиональный тип личности». Поэтому акмеологическая концепция развития профессионала находится в предметном поле психологического феномена «профессионального типа личности». Отмеченные моменты позволяют пояснить предлагаемый подход к проблеме формирования и развития субъекта труда до уровня профессионала.
     Отправными моментами в разработке концепции развития профессионала являлись акмеологические представления о сущности категорий: профессионал, профессионализм личности и личностно-профессиональное развитие, рассмотрение личности в таком развитии с позиций принципа активности и субъектности, отражающих стремление личности к самоорганизации, позволяющей играть роль детерминирующего начала в собственной активности и развитии, разрешать существующие противоречия между существующими возможностями и наличными потребностями.
     Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне - систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
     Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Е.А.Климов, считает, что необходимо рассматривать профессионализм «не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека».
     В настоящее время в научной литературе много говорится о формировании профессионализма в различных видах деятельности. Пути формирования профессионализма могут быть различными.
     Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями и творческий подход к делу, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата.
     Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Акмеологические инварианты профессионализма - это основные качества и умения профессионала (или необходимые условия), обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности независимо от ее содержания и специфики.
     Психолого-акмеологическими факторами развития профессионализма можно считать обучение, взаимоотношения, творчество, критичность и управление, влияющие на продуктивность овладения профессиональными знаниями и компетенциями, выбор стратегий деятельности, формирование сотрудничества с коллегами, творческое обновление традиций, на критичность оценки себя и других, а также на управляемость процесса целедостижения. Выделенные факторы оказывают свое влияние на профессионализм как составная часть общей модели развития этого явления. Развитие профессионала детерминируется психологическими факторами, средой и условиями деятельности.
     Составляющие детерминации профессионализма не исчерпывают всей сложности данного явления, что обусловило необходимость разработать психолого-акмеологическую модель, отражающую совокупность ее составляющих, имитирующих развитие профессионализма работника на разных уровнях его организации. Моделирование значительно расширило возможности других методов исследования профессионализма, как «способ, прием познания, позволяющий посредством системы, искусственно созданной человеком, воспроизвести другую более сложную систему, являющуюся объектом непосредственного исследования» (Б.М. Кедров).
     Модель развития профессионализма необходимо было представить не как идеальное состояние, являющееся целью акмеологического содействия, «самопомощи» личности, а через проектирование соотношения настоящего и будущего, которого еще нет в реальной действительности и, как способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией (М. Вартофский), то есть, как идеальный объект, включающий интеграл наличного состояния личности, деятельности, способа его изменения (развития) и его финишное состояние.
     Акмеология -- наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и 
     Акмеологические факторы - это основные причины, имеющие характер движущих сил, обусловливающие достижение вершин развития биосоциальных и духовных систем, вершин профессионализма человека. Вскрытие факторов, способствующих и препятствующих прогрессивному развитию, позволяет учитывать их в организации управления (самоуправления), функционирования и развития. Различают факторы объективные (проявляющиеся в действительности) и субъективные (связанные с субъективными предпосылками: мотивы, направленность, способности, компетентность, творчество). Анализ этих факторов базируется на методологических принципах: системности, изучения человека в процессе его развития как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности и универсума; изучения человека, организаций людей в деятельности; изучения общего в отдельном и через отдельное; развития и детерминизма; активности, инвариантности.
     Профессионализм специалистов основан на учете акмеологических факторов в специфике подготовки человека к жизни и деятельности. Система подготовки профессионалов является стратегическим фактором развития общества. Совершенствование этой системы с позиций акмеологического подхода происходит через подсистему акмеологического обеспечения управленческой деятельности в организациях и государстве (разработка и внедрение акмеологических технологий в управленческую практику, создание специальных акмеологических служб).
     Акмеологическая служба совместно с психологической должна осуществлять следующие виды деятельности:
     · Социально-диагностические: анализ статистической информации, функциональных и архивных документов, писем, жалоб, заявлений населения, контент-анализ писем и средств массовой информации; целевые социологические и социально-психологические исследования; систематическое изучение проблемных ситуаций жизнедеятельности населения и экспертных оценок; прогнозирование реакции различных групп населения на принятое решение и возможных позитивных и негативных последствий; проектирование, концептуализация, программирование региональной и локальной социальной политики, социального развития региона или локальной территории; создание мониторинга проблемных ситуаций регионального и локального уровней; разработка систем показателей для мониторингового контроля и отслеживания территориально-управленческих проблем.
     · Психологические: выявление сильных и слабых сторон психического типа руководителя; определение психологических особенностей организации личного времени руководителя; развитие творческого потенциала руководителя; составление психологических портретов руководителей и их оппонентов; психологический отбор специалистов по их профессиональным и личным качествам с использованием методов диагностики.
     · Психотерапевтические, коррекционные и тренинговые: организация системы психологической защиты; формирование и коррекция политического имиджа; акмеологический и психологический тренинг поведения руководителей в типичных и экстремальных условиях; проведение индивидуальных психотерапевтических консультаций, занятий по релаксации (снятие напряжения) и психотерапии с целью гармонизации самооценки руководителя, межличностных отношений; использование психологических и акмеологических механизмов регулирования межличностных отношений.
     · Консультативные: оказание психологической поддержки руководителю в решении его профессиональных и личностно-индивидуальных проблем; психологическое обеспечение принятия и реализации политических и управленческих решений; психологическое обеспечение кадровой работы; определение профессионального уровня сотрудников региональных и локальных органов власти. Работники акмеологической службы наделяются правами и обязанностями, соответствующими их профессиональному профилю.
     Анализ сложившейся к настоящему времени практики моделирования профессионального развития, становления специалистов различного профиля обнаруживает ограниченность и невозможность в случае развития профессионализма педагога обойтись либо моделью профессиональной деятельности, либо моделью личности, предполагая моделирование на обоих уровнях, с учетом представленности в них субъектной «ипостаси», где «субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования обстоятельств в соответствии со своими личностными свойствами».
     Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма
     Сколь многогранна и сложна сама личность, столь же велико количество факторов, влияющих на ее прогрессивное развитие и самореализацию в профессиональной деятельности. Поэтому в акмеологии широкое распространение получили исследования психологических, акмеологических и иных условий и факторов, способствующих (или препятствующих) прогрессивному личностно-профессиональному развитию.
     В прикладной акмеологии видное место занимают исследования, направленные на поиск возможностей повышения уровня рефлексивной организации и рефлексивной культуры как факторов развития профессионализма личности.
     Важной задачей акмеологии является помощь в выборе соответствующих эталонов личностно-профессионального развития и ценностных ориентации. Этот процесс должен быть сугубо индивидуальным и динамическим, учитывающим этапы и стадии развития, тогда они будут сильным стимулом, а не тормозом. Данное направление, связанное с выявлением соответствующих условий и факторов, необходимо развивать.
     Важным фактором личностно-профессионального развития и повышения уровня профессионализма личности является рациональное использование и приумножение индивидуальной ресурсности субъектов труда. Данное направление отличается широтой научной проблематики и ярко выраженной практической ориентацией. Отметим лишь некоторые из них.
     Известно, что высокая работоспособность как значимая характеристика профессионализма во многом определяется состоянием здоровья, а данное состояние, в свою очередь, во многом зависит от отношения к нему. В процессе исследований было установлено, что существе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44