- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретическое обоснование проблемы адаптации в психологической науке.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016209 |
Тема: | Теоретическое обоснование проблемы адаптации в психологической науке. |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы адаптации в психологической науке. 1.1 Общая характеристика категории адаптации в психологии 1.2 Понятие школьной адаптации Выводы по первой главе ГЛАВА 2. Особенности школьной адаптации младших подростков 2.1Возрастные особенности младшего подросткового возраста в период школьной адаптации при переходе в среднюю школу. 2.2 Понятие адаптации и дезадаптации младших подростков 2.3 Компоненты психологической адаптации к школе в младшем подростковом возрасте. Выводы по второй главе ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ компонентов психологической адаптации младших подростков при переходе в среднюю школу 3.1 Теоретическое обоснование эмпирического исследования 3.2 Организация эмпирического исследования 3.3 Диагностика уровня школьной тревожности младших подростков 3.4 Диагностика уровня мотивации к обучению младших подростков 3.5 Диагностика сферы межличностных отношений младших подростков 3.6 Разработка психолого-педагогической программы по психологической поддержке младших подростков на этапе адаптации к среднему звену обучения Выводы по третьей главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Успешная адаптация младших подростков при переходе к среднему звену обучения положительно складывается на их личностном развитии и эффективности учебного процесса в среднем и старшем звене школы. Различные трудности и нарушение адаптационного процесса к ситуации предметного обучения приводят к искажению формирования личности младших подростков, отрицательно сказывается на формировании их психического здоровья, существенно повышает риск возникновения психо-социальной дезадаптации в дальнейшем. Эмоциональное состояние школьника проявляется в его переживаниях повышенной тревожностью, относительно школьной среды и определяется особенностями мотивации к обучению, межличностных отношений в школе и за ее пределами, отношением к процессу обучения, его содержанию, и успехами, и неуспехами к самому себе, как к ученику. Изучение проблемы поддержки младших подростков на этапе адаптации к среднему звену обучения предполагает анализ научной литературы. Современное состояние проблемы адаптации характеризуется тем, что понятие адаптации признается многими исследователями в качестве одной из основных категорий психологии (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, Б.Г.Ананьев, Ю.Л.Неймер, И.И.Мамайчук, С.И.Степанова, В.Г.Бушурова и др.) Ддезадаптация является многофакторным процессом, причем дезадаптационные факторы, как правило, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нейтрализация одного или нескольких факторов ожидаемого результата не приносит. В связи с этим возникает проблема разработки программы психологического сопровождения младших подростков способствующей успешной адаптации при переходе к среднему звену обучения в школе. Так как целью психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов, то все выше сказанное подчеркивает актуальность выбранной темы и определяет потребность в ее дальнейшем исследовании. Цель исследования – изучение компонентов психологической адаптации младших подростков при переходе в среднюю школу Объект исследования – дети младшего подросткового возраста. Предмет исследования – особенности психологической адаптации младших подростков при переходе в среднюю школу Гипотезы исследования: – существует взаимосвязь уровня тревожности и уровнем адаптации младших подростков при переходе в среднюю школу – уровень мотивации к обучению влияет на уровень адаптации младших подростков при переходе в среднюю школу – уровень развития межличностных отношений младших подростков во многом влияет на уровень адаптации младших подростков при переходе в среднюю школу Теоретические задачи исследования: 1. Проанализировать основные подходы к изучению проблемы адаптации младших подростков при переходе в среднюю школу 2. Выявить возрастные особенности младшего подросткового возраста в период школьной адаптации при переходе в среднюю школу. 3. Охарактеризовать основные подходы к изучению адаптации младших подростков при переходе в среднюю школу. 4. Рассмотреть компоненты психологической адаптации младших подростков при переходе в среднюю школу Методические задачи исследования: 1. Разработать программу эмпирического исследования. 2. Подобрать диагностический инструментарий для проведения эмпирического исследования. Эмпирические задачи исследования: 1. Проанализировать уровень тревожности младших подростков при переходе в среднюю школу 2. Определить уровень мотивации к обучению младших подростков при переходе в среднюю школу 3. Выявить показатели развития межличностных отношений младших подростков при переходе в среднюю школу 4. Разработать психолого-педагогической программу по психологической поддержке младших подростков на этапе адаптации к среднему звену обучения. Эмпирическая база исследования: Теоретико-методологической основой исследования явились отечественные подходы к изучению проблемы психологической адаптации ( Милославова И.А Ф.Б. Берёзин, А.И. Медведев, А.А. Налчаджян, Е.В. Руденский, Т.Д. Узнадзе.); анализу компонентов психологической адаптации младших подростков (А.М.,Прихожан, И.В. Дубровина И.В С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Узнадзе, Н.И. Гуткина); возрастных особенностей младшего подросткового возраста (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин О.В. Петрова, Ю.Б. Гиппенрейтер). Методы и методики исследования: Теоретический анализ литературы по изучаемой проблематике. Тест школьной тревожности (Р. Филлипс); Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н. Лусканова). Диагностика на выявление сферы межличностных отношений в классе (Опросник Гильбуха "Мой класс") Практическая значимость работы: Разработка психолого-педагогической программы по психологической поддержке младших подростков на этапе адаптации к среднему звену обучения. Апробация работы: Структура работы: Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. 1. Теоретическое обоснование проблемы адаптации в психологической науке. 1.1. Общая характеристика категории адаптации в психологии Адаптация - понятие, имеющее в науке различное смысловое толкование. В самом общем плане адаптация (позднелатинское adaptation - прилаживание, приспособление, от латинского adapto - приспособление) означает процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Вместе с тем любая адаптация есть и результат, т.е. конкретный исторический этап приспособительного процесса - адаптациогенеза, протекающего в определенных местообитаниях (биотопах) и отвечающих им комплексах видов животных и растений (биоценозах). К понятию адаптации в эволюционно-историческом аспекте примыкают ненаследственные адаптивные реакции организма (модификации) на изменение условий существования. В гуманитарном знании термин «адаптация» часто встречается в социологии и психологии, где, как правило, означает процесс приспособления самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. Непосредственно научное изучение адаптации, ее описание зародилось в естественно-научных дисциплинах. Термин «адаптация» в 1865 г. предложил немецкий физиолог Г. Ауберт. Он рассматривал адаптацию как изменение чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей [29] В дальнейшем биологи и физиологи понимали под адаптацией механизм эволюции биологических видов и приспособление отдельных особей к воздействию внешней среды. Поскольку человек имеет социальную среду обитания, то вместе с биологическими механизмами адаптации, естественно рассматривать и социальный аспект этого явления. Понимание адаптации с течением времени менялось, отражая актуальные проблемы, волнующие ученых в разные исторические периоды. Многообразие трактовок термина «адаптация», вероятно, связано с его применением в разных областях знания, задачами, которые ставили перед собой исследователи при его изучении. Современные справочные, научные и научно-популярные издания содержат множество определений категории «адаптация». Все они отличаются характеристикой двух взаимодействующих систем, характером связи между ними, содержанием и результатом процесса адаптации. В психологии термин «адаптация» также находит широкое применение в трудах таких ученых как Г. Айзенк, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон, У. Эшби, а также в работах таких исследователей как Ф.Б. Берёзин, А.И. Медведев, А.А. Налчаджян, Е.В. Руденский, Т.Д. Узнадзе и др. Большой психологический словарь дает такое определение термину адаптация: адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям адаптации человека имеет два аспекта: биологический и психологический Психологический аспект адаптации (частично перекрывается понятием Адаптации социальной ) — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями , мотивами и интересами . Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией . Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе , трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной адаптации. — взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. [20] Анализируя и обобщая концепции адаптации, предлагаемые разными науками, можно утверждать, что она рассматривается как явление, состояние, процесс, свойство, результат и динамическое образование. Адаптация как физиологическое явление представляет собой процесс приспособления к условиям среды, в ходе которого улучшается способность к выживанию индивидов и их групп. Адаптация как состояние представляет собой степень удовлетворения потребностей индивида условиям среды. Адаптация как процесс (адаптирование) есть форма изменения среды и организма путем применения действий, соответствующих ситуации, для достижения одновременного равновесия между средой и организмом [3;10]. Как процесс, адаптирование развернуто во времени: оно начинается с фиксации разницы между наличным и необходимым уровнем адаптированности в данных условиях, и затем развертывается комплекс процессов, ведущих к достижению нового – необходимого – уровня адаптированности. [4] Адаптация как свойство (адаптируемость) – это характеристика саморегулирующейся системы, обеспечивающая ее устойчивость к условиям среды и изменчивость под влиянием этих условий, что предполагает развитие определенных адаптационных способностей. Адаптация как динамическое образование также представляет собой процесс приспособления к условиям среды, но активный, направляемый эмоциональной сферой. Адаптация как результат – адаптированность – наличие приспособленности к некоторому фактору среды [24] Со временем понятие адаптации перешло в русло психологической науки, где оно развивалось под влиянием бихевиоризма, необихевиоризма, психоанализа, гуманистической, когнитивной психологии, психологии труда. При этом трактовки адаптации в зарубежной и отечественной традиции стали расходиться. Так, Ж. Пиаже (J. Piaget), рассматривая адаптацию с точки зрения взаимоотношений индивида и его окружения, описывал адаптацию, определяя ее как процесс гомеостатического уравновешивания. Исходя из такого понимания, он описал два основных механизма адаптации, способствующих приспособлению человека к условиям окружающей среды: ассимиляцию и аккомодацию. Пиаже определяет адаптацию как равное соотношение этих двух векторов интеллектуальной активности индивида, как равновесие между ассимиляцией и аккомодацией, или, что по существу одно и то же, как равновесие во взаимодействиях субъекта и объектов [34]. Второй подход основан на трактовке адаптации как процесса формирования субъектом когнитивных стратегий по преодолению стрессогенной ситуации (С. А. Шапкин, Л. Г. Дикая). Выделение континуума стратегий адаптации между успешной адаптацией и дезадаптацией позволяет адекватнее описывать процесс формирования психологической системы адаптации и наглядно демонстрирует сложность взаимодействия различных регуляторных подсистем, участвующих в данном процессе. В центре внимания бихевиористской трактовки адаптации (Э. Ч. Толмен, К. Халл, Б. Ф. Скиннер, Г. Холмс и М. Масуда) находятся поведенческие акты и их конфигурации, направленные на снятие дезаптогенных факторов, на установление такого поведения, которое позволило бы полнее (шире, быстрее) приспособиться к окружающим условиям. Большое внимание при этом уделяется рассмотрению критериев и аспектов взаимодействия субъекта адаптации с предметным, социальным и профессиональным окружением [37]. Авторы необихевиористской ориентации [6] одним из способов формирования более адаптивных поведенческих реакций рассматривают замещающее подкрепление: поведение, лежащее в основе успешной адаптации, связывается с особенностями субъекта и его взаимодействием с окружающей социальной средой – когнитивно-оценочные образования (например, самоэффективность). В рамках психоаналитического направления адаптация трактуется как результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии личности с требованиями внешнего окружения (среды). Содержание процесса адаптации описывается обобщенной формулой: конфликт – тревога – защитные реакции (З. Фрейд, Э. Эриксон) Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с. Конфликт характеризуется как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной среды. Результатом его является актуализация состояния личностной тревоги. Здесь необходимо подчеркнуть подход Э. Эриксона: процесс адаптации он описывает фомулой: противоречие – тревога – защитные реакции индивида в среде – гармоническое равновесие или конфликт. То есть конфликт – лишь один из возможных исходов взаимодействия личности и среды. Он возникает, когда недостаточны защитные реакции индивида и недостаточны «уступки» среды; другим возможным исходом является сотрудничество и гармония индивида и среды.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996). В этом плане взгляды Э. Эриксона близки к другому направлению исследований – к гуманистическим концепциям взаимодействия личности и среды. В данных работах в качестве цели адаптации указывается достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. В гуманистической психологии, в противовес идее гомеостаза, выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Это состояние оптимальности трактуется как динамическое (то есть возможно и его нарушение), при котором актуализируется стремление к его достижению вновь, но уже, может быть, на ином (более высоком или более низком) уровне. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт – фрустрация – акты приспособления [. Безюлева, Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография / Г. В. Безюлева. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 320 с. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с. Большой интерес представляет подход к исследованию адаптации в рамках когнитивной психологии (Дж. Карлсмит, А. Раппопорт, Л. Фестингер) Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ.Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. –СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – Спб.: Питер, 2002. – 592 с. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фес-тингер: пер. с англ. – А. Анистратенко, И. Знаешева. – Спб.: Ювента, 1999. – 318 с. Данный подход оперирует понятием информационного взаимодействия личности со средой, при этом акцент сделан на активную роль адаптанта. В частности, применяется знакомая формула (конфликт – угроза – реакция приспособления), однако с иным наполнением: предполагается, что, если в процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам, возникает рассогласование между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации. Это расхождение именуемое когнитивный диссонанс переживается как состояние дискомфорта, которое, в свою очередь, стимулирует личность к поиску возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер: пер. с англ. – А. Анистратенко, И. Знаешева. – СПб.:Ювента, 1999. – 318 с. Ряд авторов справедливо акцентирует внимание на том, что процесс адаптации связан не только с окружающими социальными условиями, но и с условиями конкретной деятельности (М. П. Будякина,, В. Я. Тернопол, К. У. Чимбеленге) [Будякина, М. П. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве / М. П. Будякина, А. А. Русалинова // Человек и общество. – Л., 1971. – С. 19–25. 89, 1 Тернопол, В. Я. Психологические закономерности и факторы процесса профессиональной адаптации / В. Я. Тернопол // Матер. Всерос. научно-практ. конф. «Содружество». – Яро-славль, 2001. – С. 73–75., 210] Чимбеленге, К. У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности: дис. ... канд. Психол. наук / К. У. Чимбеленге. – Ярославль, 1996. – 258 с. Т. е. происходит дифференцировка понятия среды по критерию типов деятельности и их смены в онтогенезе человека. Эти предпосылки позволили развить концепции, включающие так же понятия «производственная» и «учебная» адаптация, которые отражают именно тип деятельности, осуществляемый субъектом. Если говорить об адаптации в учебной деятельности, то есть деятельности субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под. Ред. Д.И.Фельдштейна / Вступ. Статья Д.И.Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с. то здесь можно рассмотреть адаптацию как социально-психологическую,так как учебная деятельность проходит в образовательном учреждении так или иначе являющимся институтом социума, общества и затрагивает психологические компоненты личности. В работе И.А. Милославовой отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации «человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни» [Милославова, И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова. - Л., 1984. - 284с. С.132]. С.Д. Артемов определяет социальную адаптацию как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек» Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 12000. - 180с. 135-136 По мнению М.Р. Битяновой, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Следовательно, адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде [Битянова М.Р Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2003г. С. 3]. Понятие школьной адаптации Школьная адаптация определяется в психологии и педагогике как процесс и результат активного приспособления ребенка к условиям новой среды, связанный со сменой ведущей деятельности и социального окружения (Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько; И.В.Дубровина, и др.). Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 2000. - 364с. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. - Психическое развитие детей в норме и патологии: психо логическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480с. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.—— М.: Просвещение, 1991.— 303 с Дубровина И.В. определяет адаптацию как процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т. д. Однако, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. [16.] .Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000 - 3-е изд. перер. и дополн. - С.184При этом важно, чтобы это приспособление произошло без внутренних потерь, ухудшения настроения, самочувствия, снижения самооценки. Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации». Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Длится 5-6 недель. Проблема школьной адаптации рассматривается в тесной взаимосвязи с представлениями о психологической готовности ребенка к школьному обучению, так как сформированность у ребенка данного психологического образования является, с одной стороны, одной из важнейших предпосылок его успешной адаптации, а с другой - определяет этапы и содержание коррекционной работы в начальный период обучения. «Социально-психологическая адаптация - это процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях» . Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.Этот процесс многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой. Основные показатели социально-психологической адаптации: 1) Формирование «внутренней позиции школьника»; Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Готовый к школе ребенок хочет учиться, так как сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». 1. Л.И.Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер. - 2009, с.398. 2) Формирование адекватного поведения. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. 3) Овладение навыками учебной деятельности. Овладение навыками учебной деятельности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. 4) Установление адекватных форм межличностных взаимоотношений в системах «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель». Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться. Так же наряду с социально-психологической адаптацией выделяют адаптацию физиологическую. Физиологическая адаптация (или поведенческая) - совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. Под ред. / Хрипковой Х.Г., М.: Логос, 2001. Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации. Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2-3 недели). Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет». Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, определяется тем, что интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Причем статическая нагрузка для детей 6-7 лет наиболее утомительна, т.к. при удержании определенной позы, например при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма (особенно безотрывного) сопровождается длительным статическим напряжением мышц руки (сгибателей и разгибателей пальцев). Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, а наиболее сложными являются 1-4 недели. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. Под ред. / Хрипковой Х.Г., М.: Логос, 2001. Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми и обществом в целом. В этот период формируются многие важные психологические новообразования; интенсивно развивается регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления. Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий. .Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадрикова. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. Владос. 2002. - с.256. 1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. 2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами. 3 Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности. Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника. Считается, что успешность обучения в школе зависит от индивидуальных особенностей ребенка и специфики учебного материала. Для осознания учебной задачи ребенок должен проявить определенные усилия и показать развитие целого ряда важнейших учебных качеств. Во-первых, желание учиться и выполнять задания учителя. Во-вторых, понимание заданий, стремление к успешному выполнению. В-третьих, подготовленность ребенка, владение элементарными умениями и знаниями. В-четвертых, желание и способность воспринимать, перерабатывать и запоминать различную информацию, получаемую в процессе обучения. В-пятых, восприимчивость к обучению, умение планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность. Психологическая адаптация пройдет тем успешнее, чем выше развиты личностные качества ребенка. В период адаптации к школе поведение ребенка может претерпевать значительные изменения. О сложностях с психологической адаптаций говорят такие изменения в поведении, как возбуждение или заторможенность, агрессивность или депрессия, чувство страха, нежелание ходить в школу. Так же личностная и социально-психологическая готовность ребенка выражается: - отношением к школе - выполнять правила школьного режима и учебные задания в школе и дома, иметь положительное отношение к школе, понять и принять важность школьного обучения; - отношением к учебной деятельности и учителю - правильно воспринимать ситуации урока, профессиональную роль учителя, истинный смысл его действий; - отношением к сверстникам - должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками (уступать или не уступать в различных ситуациях), т.е. должен уметь быть членом детского коллектива и совместно действовать с другими детьми; - отношением к родным и близким - имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика; - отношением к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам - иметь адекватную самооценку. Интеллектуальная готовность включает в себя: - определенный кругозор, запас конкретных знаний об окружающем мире, сформированный в системе; - образное и основы словесно-логического мышления - умение находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы; - рациональный подход к действительности (ослабление роли воображения), но недостаточный уровень развития воображения затрудняет мыслительную деятельность (исследования Н.В.Степановой.Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадрикова. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. Владос. 2002. - с.256. доказали, что дети имеющие низкий уровень воображения испытывают трудности в освоении умений и навыков каллиграфии). - умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности; - интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий, ориентированность познавательных процессов на зону ближайшего развития; - дифференцированное восприятие - овладение эталонами и способами обследования предметов; - звуковая культура речи - звукопроизношение (фонематический слух) и эмоциональность (выразительность); - разговорная речь - выражать мысли ясно, связано; уметь выделять в рассказы главное, пересказывать по плану. Гармоничное познавательное развитие невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Эмоциональная готовность предполагает: - радостное ожидание начала обучения в школе; - - достаточно развитые высшие чувства, нравственные, интеллектуальные и эстетические. сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.). Волевая готовность включает: - способность регулировать свое поведение - уметь ставить цель, принимать решения, намечать планы действия, прилагать усилия к его реализации, контролировать ход и результат своей деятельности, справляться с препятствиями, находить и исправлять ошибки; - развитую организованность, умение организовать рабочее место, поддерживать порядок на нем, начинать работу своевременно; - формируется произвольность психических процессов. Все эти достижения подтверждают переход ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство, и, как правило, все указанные выше компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка. .Практическая психология образования. 4-е изд. Под ред. И.В.Дубровиной. - Спб.: Питер, 2009 - с. 588 2. Особенности школьной адаптации младших подростков 2.1Возрастные особенности младшего подросткового возраста в период школьной адаптации при переходе в среднюю школу. Наиболее важными периодами адаптации для ребенка в период школьного обучения являются начало обучения в школе - первый класс, и окончание начальной школы - период перехода в 5 класс в младшем подростковом возрасте. Здесь важнейшим компонентом адаптационного процесса является соблюдение преемственности между начальной школой и основной школой. Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти -одиннадцатилетнего возраста в основную школу: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все эт....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: