- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретическое и методическое исследование возможности применения проектной технологии в системе школьного литературного образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013550 |
Тема: | Теоретическое и методическое исследование возможности применения проектной технологии в системе школьного литературного образования |
Содержание
Введение Актуальность выпускной работы. В современной школе от обучающихся требуются многосторонние знания, которые опираются на творческое мышление личности способной быстро и правильно принимать решения в окружающей обстановке. Стратегия современного урока такова, что знания – только лишь содержание урока, а главным его результатом является интеллектуальное и духовное обогащение участников образовательного процесса. Профессиональный багаж каждого учителя включает большое количество приемов и средств, позволяющих поддерживать преподавание на высоком уровне. Но требования к современному уроку в школе вносят свои коррективы в образовательный процесс. Именно поэтому методический арсенал любого педагога непрерывно пополняется. Появилась потребность в современных подходах к обучению, построенной на основе новых педагогических технологий. Это повлекло за собой изменения в планировании урока, его структуре и содержании в зависимости от цели. Несомненно, изменилась и роль педагога на уроке. Отношения в системе «учитель - ученик» уже не имеют прежнего облика. Теперь они требуют установления атмосферы доверия, сотрудничества, где учитель становится не источником готовых знаний, а проводником, помогающим их найти, открыть и применить на практике, осмыслить постигнутую истину. Владение современными образовательными технологиями, внедрение их в свою педагогическую деятельность является непременным условием успешности учителя. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. Педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную само - концепцию, стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования [13, с. 31]. Использование проектных технологий на уроках литературы способствует развитию самостоятельных умений и навыков, творческого потенциала школьников и активизирует их коммуникативные способности, а также повышает интерес к учебному процессу. Степень изученности. Изучению педагогических технологий посвящены труды следующих авторов: Беспалько В.П., Гузеева В.В., Ившиной Г.В., Мижерикова В.А., Калееве Т.Н., Кругловой И.В. и др. В широком контексте проектный метод освещал С.Т. Шацкий [1; 6; 13; 15; 22]. Тема применения проектных технологий неоднократно попадала в поле зрения таких исследователей, как Ксензова Г.Ю., Кульневич С.В., Маканина С., Пахомовой Н.Ю., Поповой Е.И. З.С., Селевко Г.К., и многих других [23; 24; 31; 37; 43; 45]. Объект исследования: процесс применения проектных технологий в общеобразовательной школе. Предмет исследования: методика применения проектной технологии на уроках литературы. Целью работы является теоретическое и методическое исследование возможности применения проектной технологии в системе школьного литературного образования. Для достижения заявленной цели в работе решаются задачи: 1) изучить требования ФГОС к современному уроку литературы и его структуре; 2) охарактеризовать новые педагогические технологии, применяемые в гуманитарном образовании; 3) исследовать возможные варианты применения проектной технологии на уроках литературы в школе. Методы исследования: - теоретические (изучение литературы по проблеме исследования, теоретическое сравнение и обобщение); - эмпирические (обобщение педагогического опыта, наблюдение); - описательный; - сравнительный. Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в практике преподавания литературы в школе, на практических занятиях по методике обучения литературе и семинарских занятиях в педагогических вузах. Апробация работы. Доклад по теме исследования был заслушан на методическом семинаре учителей, а также на научной конференции преподавателей и студентов в Борисоглебском филиале Воронежского государственного университета (апрель 2017 года). Структура работы представлена введением, двумя главами и пятью параграфами, выводами по главам, заключением, списком литературы. Общий объем работы составляет 78 страниц. Во Введении обосновывается выбор данной темы, определяется актуальность её исследования, а также ставятся цель и задачи данной выпускной квалификационной работы. В первой главе мы представили требования и критерии к планированию современного урока литературы в условиях перехода на ФГОС, а также рассмотрели наиболее актуальные педагогические технологии. Во второй главе нами подробно раскрыта проектная технология, представлены различные виды работы и планы-конспекты уроков с их применением. Заключение содержит выводы по работе. В списке литературы наименований. Глава I. Новые педагогические технологии в системе гуманитарного образования 1.1. Требования ФГОС к современному уроку литературы Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта обусловлена временем. В первую очередь она связана с процессом информатизации общества, социальным расслоением в общественной сфере, переходом экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития, слабой практической применимостью и авторитарностью российского образования. Поэтому, появилась необходимость в подготовке поколения свободных, критически мыслящих, уверенных в себе людей, умеющих переносить теоретические знания в практическую область применения. Достижение этой цели потребовало новой парадигмы образования. Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [20, с. 24]. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе. Согласно ФГОС, изучение предметной области «Филология», лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить: формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов [53, с. 10]. Предметные результаты обучения литературе по ФГОС должны отражать: 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; 3) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 4) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного (художественного) текста от научного, делового, публицистического и т. п. [53, c. 11]. Урок, как основная форма организации обучения, является основной единицей организации учебного процесса. В современной педагогической литературе встречаются различные определения понятия «урок». Но самое полное и верное определение, на наш взгляд, дано Сластениным: «Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» [47, с. 83]. Сложились определенные виды уроков, но в условиях ФГОС картина меняется, меняется направление к наполнению урока, т.к. меняются требования к обучению ребёнка. Рассмотрим, какие же требования предъявляются к современному уроку литературы в условиях введения ФГОС [20]: 1. Урок обязан иметь личностно-ориентированный характер. 2. Урок должен быть проблемным и развивающим. 3. Учитель нацелен на сотрудничество с учениками. В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя. 4. Осуществляется практический, деятельностный подход. 5. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. 6. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизируя, тем самым, деятельность учащихся. 7. Содержание урока должно подводить учащихся к самостоятельной формулировке выводов. 8. В центре внимания урока — ученики. В современной школе необходимо активизировать мотивацию школьника к изучении литературы, показать ему, обучение – это не обретение отвлечённых знаний, а подготовка к жизни, возможность применения полученных знаний в реальной действительности. Структура урока должна быть иной. На современном уроке акцент должен делаться на взаимодействие обучающегося и учителя, а также общение самих учеников. Каждый школьник дожжен стать активным участником образовательного процесса. Объяснительно-иллюстративный метод, который демонстрировал подробное объяснение учителем нового материала, а затем опрос учеников, должен использоваться на уроке лишь частично. Системно-деятельностный подход предполагает иные принципы построения урока, типологию уроков и критерии оценивания [20, с.18]. Концепция ситемно-деятельностного подхода включает следующие положения: 1. Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию, следовательно, соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. 2. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Необходимо изучить каждую составляющую системы, чтобы уловить их соподчинительные связи. Включение системного подхода в обучение школьников преобразует его в системно-деятельностный метод. Использование технологии данного метода в практическом обучении обеспечивается системой дидактических принципов [6, с. 149]: 1) принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, поэтапно выполняя учебные действия под руководством педагога; 2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения; 3) принцип целостности; 4) принцип минимакса; 5) принцип психологической комфортности – подразумевает, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы; 6) принцип вариативности; 7) принцип творчества; Рассмотрим таблицу, отражающую сущность традиционного подхода в обучении и инновационного. Традиционное обучение Инновационное обучение базируется на принципе доступности опирается на зону ближайшего развития учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности ориентировано на усвоение определенной суммы знаний нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа: Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Сообщает учитель Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование УД Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. При тщательном анализе традиционного и современного подходов к планированию и организации урока, становится понятно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» [52, с. 167]. Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В свете новых требований учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д.; призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок [34, с. 68]. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим структуру урока как системного элемента. Урок литературы по ФГОС должен включать следующие шесть основных этапов [45]: 1. Мобилизация: приветствие, проверка подготовленности, организация внимания) 2. Целеполагание - самостоятельная формулировка учащимися цели урока по плану: - что вспомним; - что узнаем; - чему научимся. 3. Конструирование проблемной ситуации. Необходимо подвести ученика к тому, чтобы он смог самостоятельно сформировать проблему урока в виде вопроса, цели или темы. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса. 4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе). На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. 5.Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. в-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке) [24, с. 211]. В зависимости от типа урока, в его структуру могут быть включены также некоторые другие этапы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике. Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей: Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Цели: Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Тип №2. Урок рефлексии Цели: Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости. Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели: Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. Тип №4. Урок развивающего контроля Цели: Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников. Мы видим, что в основу урока литературы каждого из типов положена учебно-познавательная деятельность обучающихся. Она направлена на активизацию познавательного интереса обучающихся. Таким образом, урок литературы по ФГОС должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Поэтому структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. 1.2. Роль новых педагогических технологий в системе образования В связи с введением стандартов второго поколения появилась необходимость в новых подходах к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках. Разночтения понятия «педагогическая технология» появились сразу же, после его возникновения, причем как в назывании понятия, так и в понимании его сути. Этот факт связан с тем, что у педагогических технологий в образовательном процессе сравнительно недолгий жизненный путь, так как возникли лишь в XX веке. Многие детали и сейчас уточняются, систематизируются и приводятся в систему. На наш взгляд, наиболее конкретными и глубокими определениями понятия образовательной технологии являются следующие: образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств [47, с. 36]. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: 1. Информационно – коммуникационная технология Одна четвёртая часть услышанного материала, по данным исследований, остаётся в памяти человека, увиденного – одна третья часть, услышанного и увиденного – одна вторая часть, но три четвёртой части материала, если обучающийся активно участвует в процессе обучения. Таким образом, компьютер создаёт условия для активизации процесса обучения: совершенствование организационных форм и методов, главное – содержания. Г.К. Селевко отмечает, что «богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей, и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, мировым уровнем науки, техники и культуры общественного сознания» [45, с. 116]. С помощью информационных технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разно уровневого и группового обучения и т.д. Компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения. Технология развития критического мышления Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления через интерактивное включение учащихся в познавательный процесс. Ориентация на критический тип мышления помогает любые утверждения не принимать на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам, впоследствии каждый ученик вырабатывает свое мнение в контексте определенной учебной задачи [26 с. 209]. Основой технологии критического мышления являются вопросы различных типов: * простые, которые требуют знания фактов; * уточняющие; * вопросы-интерпретации, помогающие школьникам осознавать причины определенных действий и поступков; * оценочные, направленные на эмоциональную сферу; * творческие, активизирующие развитие творческого мышления; * практические, развивающие практические умения. Этапы урока в рамках технологии развития критического мышления: I. Вызов (актуализация знаний, субъектного опыта). II. Осмысление. III. «Чтение с пометками». IV. Рефлексия [29, с. 212]. Критическое мышление способствует продуктивному взаимодействию между партнерами, облегчает понимание различных взглядов на мир, помогает строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. 2. Проектная технология Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика: -способствует достижению высокой коммуникативности; -предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; -основана на цикличной организации учебного процесса. Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме [29, с. 158]. 3. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения В данной технологии важная роль отводится такому фактору развития, как субъектный опыт, имеющийся у ребенка. Важной особенностью методики является то, что обучение стоится на конструктивном диалоге учителя с учеником. Также педагог обязательно должен учитывать индивидуальность ученика при выборе содержания, вида, формы учебного материала, его мотивацию к работе. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие данных личности. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создаёт зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. Надо сказать, что современный урок литературы не может быть не личностно-ориентированным. Учитель должен идти рядом со своими учениками, прислушиваясь к их чувствам и мыслям [24, с. 5]. 4. Здоровьесберегающие технологии Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий предполагает: соблюдение санитарно-гигиенических, правил техники безопасности, четкую организация учебного труда и нагрузки, смену видов деятельности, построение урока с учетом возможностей учащихся, организацию благоприятного психологического климата в коллективе, профилактику стрессов, проведение физкультминуток. 5. Технология проблемного обучения Проблемное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при котором под руководством учителя создаются проблемные ситуаций, а учащиеся организуют активную самостоятельную деятельность по их разрешению [47, c. 140]. Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. В ходе поиска учитель координирует и направляет движение мысли в необходимом направлении. 6. Игровые технологии Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Не всегда ребенок может удовлетворить ожидания и надежды, возлагаемые на него, что может привести к нервным расстройствам и срывам у ребенка. Для того, чтобы помочь сохранить ребенку свое физическое и психическое здоровье достаточно включить в образовательный процесс учебно-познавательную игру [39, c. 47]. Применение игровой технологии в обучении выполняет следующие функции: 1. Развивает общеучебные умения и навыки. 2. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 3.Способствует объединению и сплочению учащихся. Результатом применения методов игрового обучения является достижение таких целей как стимулирование познавательной деятельности, активизация мыслительной деятельности, самопроизвольное запоминание сведений, формирование ассоциативного запоминания, усиление мотивации к изучению предмета. 7. Модульная технология Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности [41, с. 287]. Рассмотрим алгоритм построения учебного модуля: -формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы; -выявление учебных элементов темы; -выявление связей и отношений между учебными элементами темы; -определение уровней усвоения учебных элементов темы; -определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы; -определение осознанности усвоения учебных элементов темы; Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.д. [38]. 8. Технология мастерских Данная технология основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, психологии гуманизма Л.С. Выгодского, Ж. Пиаже, К. Роджера. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Технология мастерских предполагает возможность продвижения к истине своим путем, причем ученик имеет право на ошибку, которая считается неотъемлемой ступенью процесса познания. Организуя творческую мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать готовые знания, он дает возможность ученику проявить себя в качестве творца. Сам же мастер незаметно, демократично руководит работой ребенка [27, c. 237]. 10. Кейс – технология Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. 9. Технология интегрированного обучения Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Применение данной технологии помогают учителю формировать разносторонне развитую, гармоничную личность. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся. 10. Технология сотрудничества. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. С тех пор идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира [41, c. 92]. Главная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Технологии уровневой дифференциации Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: - по возрастному составу; - по половому признаку; - по области интересов; - по уровню умственного развития (уровню достижений); -по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.); - по уровню здоровья. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Групповые технологии. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. [41, с. 247]. Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой); динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу. Так же возможно применение взаимопроверки и самопроверки после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Методическое обеспечение формирования выразительной речи учащихся начальной школы на уроках литературного и внеклассного чтения
- Проблемы реализации потенциала всеобщей истории в системе школьного исторического образования
- Теоретическое и практическое исследование технологии подготовки и реализации управленческого решения ,на примере Федерального агентства воздушного транспорта