- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретический аспект изучения народных традиций в системе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001617 |
Тема: | Теоретический аспект изучения народных традиций в системе |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет» (КГУ) Кафедра «Профессиональное обучение, технология и дизайн» Допускаю к защите Заведующий кафедрой _______ / С.А.Легких/ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Разработал студент гр. П- 40313 ____________________ /А .И . Зайцева/ Направление 051000.62 «Профессиональное обучение (дизайн)» Направленность «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» Руководитель доцент, канд. пед. наук,____________/ В.С. Медведевских Курган 2017 Содержание Введение…………………………………………………………………….. Раздел 1 Теоретический аспект изучения народных традиций в системе среднего профессионального образования……………………….. 1.1 Понятие и сущность народных традиций……………………… 1.2 Особенности изучения народных традиций в системе среднего профессионального образования………………………………………………. Раздел 2 Разработка авторской творческой работы на основе народных традиций городецкой росписи…………………………………………. 2.1 Народные традиции городецкой росписи 2.2 Этапы выполнения авторской творческой работы «Роспись изделий по мотивам Городца»…………………………………………………… Раздел 3 Разработка методического оснащения кистевой росписи Городца на занятиях междисциплинарного курса «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства»…………………. 3.1 Результаты констатирующего эксперимента……………………... 3.2 Разработка методического оснащения занятий кистевой росписи Городца…………………………………………………………………………….. Заключение………………………………………………………………………. Список использованных источников…………………………………………… Приложение А Иллюстрации материалов по теме «Народные традиции городецкой росписи»……………………………………………………………... Приложение Б Поиски, эскизы и выполнение авторской творческой работы « Роспись изделий по мотивам Городца »……………………………... Приложение В Технология последовательности выполнения городецкой росписи на изделиях набора…………………………………………………….... Приложение Г Тесты по выполнению уровня освоения народных традиций кистевой росписи…………………………………………………………………. Приложение Д Информационный материал «Городецкая роспись»………….. Приложение Е Схемы с выполнением росписи………………………………… Приложение Ж Презентации к занятиям « Городецкая роспись»…………….. Приложение И конспект занятий по городецкой росписи……………………... Введение На всех уровнях образования занимаются проблемой развития и сохранения народных традиций. В законе об образовании в одной из статей отмечается, что с помощью специальных дисциплин направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры русского народа, нравственных принципах, исторических и культурных традициях нужно сохранять духовно-нравственные, социокультурные и народные ценности. Федеральный государственный стандарт гласит, что обучающиеся на занятиях декоративно-прикладного искусства и народных промыслов должны знать основные виды народного художественного творчества, его особенности, народные истоки. Некоторые аспекты данной проблемы нашли отражение в нескольких научных исследованиях. Так, теоретико-методологические основы руководства развитием любительского художественного творчества с учетом локальных социально-культурных традиций разработаны Т.И.Баклановой. Она выдвинула идею создания в России целостной многоуровневой открытой преемственной и вариативной образовательной этнохудожественной системы. В исследовании А.С.Каргина особое внимание уделяется проблемам исторической обусловленности развития народного творчества в конкретной социально – культурной ситуации. Этнохудожественное образование как один из важнейших каналов трансляции в современный социум традиций народной художественной культуры явилось предметом целого ряда педагогических исследований, защищенных в последнее десятилетие в Московском государственном университете культуры и искусств в рамках комплексного межвузовского исследования «Преемственная система этнохудожественного образования», возглавляемого кафедрой теории и истории народной художественной культуры данного вуза. Например, в исследовании М.И.Долженковой рассмотрены механизмы разработки и внедрения региональных моделей этнохудожественного образования в России. М.Е.Ержанова раскрывает тему: «Развитие этнокультурного образования в Казахстане: теоретические основы и практика», где просматривается новый подход автора к решению проблемы непрерывного этнокультурного образования в стране с учетом специфики культурно-исторических и национально-культурных традиций казахского народа. А.В.Нестеренко разработала преемственную модель этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения – начальная школа» и апробировала в Московском регионе. Научный труд Т.Н.Рулиной, посвящен приобщению старшеклассников к традициям народной культуры, выполнен на материалах Саратовской области. Педагогические исследования Н.М.Сокольниковой и Л.А.Рапацкой в области воспитания и развития личности на основе традиций русской художественной культуры стали основой разработанных ими программ и учебников для дошкольных учреждений, средней школы и вузов. Весомый вклад в развитие этнохудожественного образования в России на основе традиций народного декоративно-прикладного творчества внесли труды Т.Я. Шпикаловой, Н.А. Горяевой, а также их последователей были ориентированы на том, чтобы способствовать усвоению разнообразных знаний о специфике видов и жанров профессионального и народного искусства, содействовать воспитанию личности средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях. Стремясь познакомить обучающихся с произведениями крестьянского искусства, истоками его образного языка, рассказав о том, что выражают древние образы и символы и стремились привить любовь к народному искусству [ Теория, методика и организация социально-культурной деятельности?Электронный ресурс? / disserCat — электронная библиотека диссертаций; - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/regionalnaya-sistema-sokhraneniya-i-razvitiya-traditsii-narodnoi-khudozhestvennoi-kultury?. М.С. Соколова утверждает, что в последние десятилетия появилось много работ, посвященных изучению народного искусства. Обращение к истокам национальной культуры, к памятникам народного декоративно-прикладного творчества связано в первую очередь с непреходящим значением для современников этого живого родника. Мы отдаем дань уважения нашим предкам, создавшим эти изумительные произведения, наполненные спокойствием и красотой. В последнее время очень популярным стало преподавание наиболее известных видов росписей в детских творческих объединениях, школах, СПО и Вузах. Цель исследования: разработать методическое обеспечение по освоению народных традиций городецкой росписи на занятиях междисциплинарного курса «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства». Объект исследования: образовательный процесс подготовки художника народных-художественных промыслов в системе среднего профессионального образования (СПО). Предмет исследования: изучение народных традиций кистевой росписи в процессе занятий междисциплинарного курса «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства» в системе СПО. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую, этническую, методическую и специальную литературу. 2. Выявить особенности изучения народных традиций в системе СПО. 3. Определить содержание народных традиций городецкой росписи. 4. Разработать и выполнить авторскую творческую работу «Роспись изделий по мотивам Городца». Методы исследования: * анализ литературы и интернет ресурсов по проблеме исследования; * анкетирование; * статистико-математический расчет; * констатирующий эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное методическое обеспечение может быть внедрено в образовательный процесс среднего профессионального образования в процессе подготовки художника народных - художественных промыслов. База исследования: Государственное бюджетное профессиональное учреждение «Курганский областной колледж культуры» Раздел 1 Теоретический аспект изучения народных традиций в системе среднего профессионального образования в теории и практике 1.1 Понятие и сущность народных традиций Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, например: идеи, взгляды, вкусы, образы действий, обычаи [ Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка?Текст? / С.И. Ожегов – М. : Оникс, 2010. – 736 с]. Традиция – от латинского языка преданье, все, что устно перешло от одного поколения на другое, традиционные обычаи, искони условно принятые [ Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка ?Текст? / В.И. Даль – М. : Дрофа, 2011. – 273 с ]. Традиции сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Роль и функции традиций в обществе и отношение к ним человека служат показателем культурного развития, социальных, политических и идеологических ориентаций того или иного сообщества. Слово «традиция» восходит к латинскому traditio, этиологический термин означает «передачу»[ Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. ?Текст? / Гл. ред. А.М. Прохоров. М. : Сов. Энциклопедия, 1991. – 768 с.]. В русском языке точное знание термина – это «предание» [Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М. : ООО «Вече 2000», 2003-512 с.]. Вслушиваясь в звучание сказа родного языка, А.С. Пушкин пробуждает глубинное звучание слова: « дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», - предания устанавливают отношения свободного взаимного признания между поколениями живыми и ушедшими. В предании предки становятся «вечно живыми», передавая заповедное, с надеждой и верой, что переданное будет принято : «Да ведают потомки православных земли своей минувшую судьбу». Не «ведайте», но «да ведают», подобное «да будет»: слово, обращенное к свободному и ждущее свободного отклика и ответа. В словарных и энциклопедических статьях традицию, как правило, связывают с проблематикой «наследования», интегрируя в это понятие объекты, способы и механизмы наследования, а так же унаследованное содержание. Указывается на важное значение, традиции в обеспечении устойчивости культуры и отмечается, что значение традиции особенно велико на первоначальных ступенях развития общества и уменьшается по мере прогрессивного развития. С.И. Ожегов приводит следующее определение термина: «Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действия, обычаи); « Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту» [Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка (онлайн версия) // http://www.classes.ru/all-russian (25.01.2017)]. Рассматриваемое понятие приобретает специфическое значение в различных отраслях социального знания (таблица 1). Таблица 1 – Значение термина «Традиция» № п/п Область исследования Значение термина «Традиция» 1 Обществоведение Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, убеждения, идеи, обычаи, обряды и.т.д [Большой энциклопедический словарь: в 2-х т./ Гл. ред. А.М. Прохоров. М. : Сов. Энциклопедия, 1991. – 768 с.]. 2 Искусство Традиция - передача духовных ценностей от поколения к поколению, на традиции основана духовная жизнь[Гофман, А.Б. Традиция?Текст? / В кн.БСЭ. – т. 26. – М. : Академия. – 1977. – 496 с.]. 3 Этнография Традиция - есть некое связующее звено между культурным наследием и творчеством, осуществляющее не только преемственность культур, но и их диалог. Традиция рождается во встречном движении обеих тенденций культуры [Вавилов, С.И. Большая Советская Энциклопедия. Том 21 ?Текст? / С.И. Вавилов – М : Большая советская энциклопедия, 1953. – 628 с.]. 4 Науковедение Традиция - это социальна сфера(форма), которая опосредует отношения между живым познанием и его опредмеченным результатом, может быть названа познавательной традицией[Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии?Текст? / Б.И.Кононенко – М. : ООО «Вече 2000», 2003. -512 с.]. Исследование значения термина «традиция» позволяет лучше узнать его во всех областях жизни, деятельности и творчества человека. Анализируя данные определения, можно выявить как сходства, так и различия в понимании традиции. Роль традиций неодинакова в различных сферах социальной жизни. В меньшей степени традиция проявляется в экономике, достигает максимума в религии. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, потому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается) [Гофман, А.Б. Традиция ?Текст? / в кн. БСЭ. – т. 26. М. : Академия, 1977. – 496 с.]. Это одни из многих существующих классификаций. Основанием может быть любой варьирующийся параметр традиции (таблица 2). Таблица 2 – Классификация традиций Параметры Деление внутри параметра Традиции Социальная направленность Прогрессивные Реакционные Позитивные Негативные Нейтральные Степень развития Нарождающиеся Устоявшиеся Отмирающие Способы передачи Устные Письменные Авторские и др. Традиции Сфера общественной жизнедеятельности Политические Нравственные Эстетические Религиозные Народные Педагогические и др. Культурно-временные Античная Римская Византийская и др. В работах Э.С. Маркаряна, И.А. Баргесяна, А.И. Першица имеются подходы к созданию общей классификации традиций, интегрирующей все формы их проявления. Однако пока это только первые шаги, которые сдерживаются многими факторами, в частности недостаточно четким пониманием структуры общества. Создание общей классификации традиий является сложной задачей в связи с наличием множества параметров традиции (основа классификации). Поэтому в каждом отдельном случае в соответствии с конкретными целями исследования можно успешно пользоваться тем или иным типом классификации и числа имеющихся. Одной из сфер общественной жизнедеятельности имеющих более узкое направление в изучении, является понятие «народные традиции». Народные традиции – это «коллективная память» народа, тот «резервуар» нетленных образов, к которым обращаются из поколения в поколении люди [Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе ?Текст? / С.Б. Рождественская. - М . : Наука, 1989. – 163 с.]. Таким образом, можно выявить структуру народных традиций: предметный компонент, процессуальный и рефлексивный. Рассмотрим их подробнее. В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные традиции. Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснутся с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые традиции в своей жизни отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Другими словами это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию мы ни взяли, исследовав ее корни, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам претензионной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Традиции любого народа, это его «приданное» при вступлении в огромную семью человечества живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает ее и совершенствует. Наследие выступает как предметный компонент, объект традиции, включающий ценности материального и духовного порядка (веру, ритуалы, знания, символы, вещи, оценки, установки, идеалы) [Лазарев, А.И. Народоведение: о русском народе, его обычаях и художественном творчестве ?Текст? / А.И. Лазарев – М. : Южно-Уральское книжное издательство, 1997. – 256 с.]. Так наследием русских народных традиций можно считать сказки, песни, народные праздники, предметы декоративно-прикладного искусства и.т.д. Под процессуальным компонентом нужно принимать принцип коллективности и преемственности, характеристики способов передачи наследия. Традиции образуют «коллективную память» русского народа, тот «резервуар» нетленных образов, к которым обращаются из поколения в поколение люди. Тем самым обеспечиваются самотождественность и преемственность в развитии отдельных индивидов и целого сообщества. С понятием коллективности и преемственности связана такая проблема, как противопоставление индивидуальности традиции. В качестве субъекта культуры человека может быть характеризован с позиции общего и особенного, то есть как представитель некой социокультурной совокупности, и как неповторимая автономность. Проявление индивидуальности теснейшим образом связано со свободой выбора и самоопределения. Между тем внешняя, нормативная сторона человеческой деятельности во многом определяется характером социальной и культурной организации общества. В значительной степени процесс социализации и инкультурации личности основывается на традиции. Именно традиция выступает тем культурным каноном, который предлагается усвоить и реализовать индивиду в его жизни. Таким образом, она представляет собой форму коллективного опыта и означает факт наследования. Через нее индивид подключается к групповой памяти народа, укореняется в прошлом, что позволяет ему ориентироваться в настоящем. Народные традиции - стереотипно организованный опыт - некоторые типические нормы, ценности, модели поведения, навыки организации жизни, коммуникативные стандарты, именно их можно передавать, транслировать от поколения к поколению, ибо это усвоение базируется на подражании образцу. И действительно, сила народных традиций как раз в том и состоит, что мы постоянно производим одни и те же действия, один и тот же способ поведения все снова при разных обстоятельствах. Но сейчас зачастую это сознательно игнорируется, что провоцирует утрату индивидуальной и коллективной культурной идентичности и создает реальную угрозу стабильности существования всего человеческого сообщества. Ученые называют такую ситуацию разрывом поколений, нарушение преемственности. Обществу, культуре необходимо хранить социальную память. Для этого стандартизируется коллективный опыт, насаждаются его образцы. В то же время как реакция на давление со стороны традиции развивается и реакция, отстаивающая возможность добровольного и суверенного избрания индивидуальностью собственного пути. Если процесс самоопределения индивида не ограничить традицией, он грозит целостности и стабильности всего общества, всей культуры. Способ разрешения этого противоречия заключается в синтезе, снимающем каждую из выделенных крайностей, конкретно-исторически применяющем обе противоположные тенденции. Такая проблема наблюдалась и у нас. На всем протяжении советского периода истории России по-разному относились к народным традициям, считая их частью императорской эпохи. Официальное отрицание традиций этого времени, сознательное их игнорирование контрастировали с уважительным, порой сентиментально-умилительным отношениям к ним на повседневно-бытовом уровне, где они воспринимались как синонимы правильности, благородства, честности [Некрасова, М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности ?Текст? / Некрасова – М. : Коллекция М, 1983. – 187 с.]. Сейчас же возвращается понимание важности преемственности народных традиций, они служат объектом особенно государственного патронажа и охраны в качестве реликтовых свидетельств истории народа. И традиции, и инновации равно необходимы культуре для прогрессивного развития. Выдвижение на первый план одной и игнорирование другой чревато катастрофами и срывами. Рефлексивный компонент включает отношение людей к самой традиции, осознание включает в нее, сознательный выбор той или иной традиции. «Каждое поколение, с необходимостью воспринимая ряд традиций, вместе с тем в определенной мере осуществляет выбор тех или иных традиций, в этом смысле оно выбирает не только свое будущее, но и прошлое» [Гофман А.Б. Традиция ?Текст? / А.Б. Гофман. – М. : Академия, 1977. – 496 с.]. С этим связано то, что многие народные традиции забыты, а другие по сей день, находят место в нашей жизни. Изложенные элементы структуры относятся к внутренним, что касается внешних, то среди них выделяют так называемые социальные основания традиции, которые включают объективные и субъективные, материальные и идеальные факторы зарождения и развития той или иной традиции. Большинство традиций рождается прецедентным путем( на основании частого случая из чьей-то жизни); и хотя в последующем происходит неизбежный процесс их селекции с отбраковкой социально малозначимых казусов в общественной памяти, как правило, не сохраняется подлинная информация о прецедентах, породивших ту или иную традицию. Напротив, традиции обрастают массой легенд, связанных с известными личностями, что в подавляющем большинстве случаев не имеет никакого отношения к действительности. То не единственный механизм сложения традиций; нередко за ним стоит многовековой опыт повторения типовых жизненных ситуаций, зафиксированной народной мудростью [Гофман А.Б. Традиция ?Текст? / А.Б. Гофман. – М. : Академия, 1977. – 496 с.]. Народные традиции можно рассматривать с точки зрения различных сфер жизни русского народа. Развитие народного творчества связано со свободной преемственностью накопленного материала от одного поколения к другому. Это касается как духовных ценностей - идей, представлений, образов, так и быта, его вещественной, обрядовой и производственной стороны[Шпикалова, Т.Я. Детям – о традициях народного творчества?Текст? / Т.Я. Шпикалова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 272с.]. Многие идеи, образы, сюжеты, орнамент, технические приемы и формы предметов народного искусства возникли в очень отдаленные эпохи и устойчиво сохраняются в творчестве народа, иногда вплоть до нашего времени. Это не проявление консерватизма, а живая и органичная преемственность, когда каждое новое поколение усваивает наследие предыдущего не по инерции, а в силу искренних, непредвзятых побуждений [Лазарев, А.И. Народоведение: о русском народе, его обычаях и художественном творчестве ?Текст? / А.И. Лазарев – М. : Южно-Уральское книжное издательство, 1997. – 256 с.]. А.В. Бакушинский отмечал что традиции находятся постоянно в движении, правда, в медленном, но могучем. Это как рост растения: незаметно из ростка появляется стебель, вот и листья распустились, а скоро густая зелень покроет могущественное дерево. Важно увидеть эти ростки, не выполоть их и помочь им [ Золотарева, Л.Р., Золотарева, Я.А. Искуствоведческие и педагогические идеи ?Текст? / А.В. Бакушинского Л.Р. Золотарева, Я.А. Золотарева – М. : Вестник Карагандинского гос.,университета, 2010. – 248 с.]. Народные традиции так же нашли свое отражение в фольклоре и в народной песне. Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, возрения и идеалы. Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют ее сжатость и мудрость. Например, народная песня как один из видов фольклора существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь. Народная песня - музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Существенная черта большинства традиционных жанров — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Создание слов и музыки — единый творческий процесс, в котором решающее значение имеет традиция: песня возникает на основе законов, эстетически действенных в каждом данном песенном коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические), на основе которых познаётся вариантность песен. Наряду с варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых текстов [Большой энциклопедический словарь: Народная песня ?Электронная версия? / http://window.edu.ru/resource/408/4408 (25.01.2017)]. Так же народные традиции выражались в различных праздниках и обрядах. Следование народным традициям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам. В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях. В массовых гуляньях, как в городе, так и сельской местности все участники представляют нацию, народ в целом своей страны. Люди раскрепощаются, становясь не только зрителями, но и активными участниками праздничного действа. Народные праздники - это давнее народное наследие наших предков, из глубины веков явившееся нам. Многие детали забыты и истерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Поэтому по крупицам собирается все, что связано с обычаями и обрядами нашего народа, ученые и фольклористы стараются возобновить, преумножить, дополнить своими современными традициями. Все чаще и чаще люди возвращаются и обращаются к истории возникновения и существования народного праздника, пытаются осмыслить, исследовать, сделать определенные выводы о том, что народный праздник — это многогранный источник духовного и эстетического развития людей. Периоды времени и главные характеристики обрядового действия рассмотрены в таблице 3. Таблица 3. Характеристика традиционных празднеств [Научный форум: Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках ?Электронный источник?/ (3.02.2017) URL: http://nauchforum.ru/node/4382]. Период времени Главная характеристика обрядового действия В древние времена * не было деления на артистов и публику; * каждый участник был задействован; * состояние пассивности не одобрялось; * праздник — социальный механизм укрепления национальной сплоченности. Современность * деление на организаторов, ведущих, артистов и публику; * состояние большинства участников праздника — сторонние наблюдатели праздничного действа; * праздник — дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре. Таким образом можно сделать вывод о том, что с течением времени меняется как форма проведения праздника, так и отношения народа к нему. С точки зрения времени проведения праздников традиции их проведения в древнем и современном варианте так же изменились (таблица 4). Таблица 4. Календарно-обрядовые традиции в разные периоды времени[Научный форум: Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках ?Электронный источник?/ (3.02.2017) URL: http://nauchforum.ru/node/4382]. Характер обрядовых действий В древнее время В современное время Праздник зимнего солнцеворота – коляда, новый год Новый год, колядки Масленица Проводы зимы Праздник Герасима Врачевника и сорока мучеников Праздник прилета птиц Выход в поле, первая запашка Праздник первой борозды Семицко – троицкие праздники, проводы Ярилы Праздник русской березки Купальская неделя Праздник Ивана Купалы Зажиточные и дожиночные праздники Праздники урожая Таким образом, анализ литературы позволил выявить понятие термина «народные традиции», а так же их сущность, которая заключается в устоях жизни и быта народа, составляющих национальную культуру, праздниках, пище, фольклоре, песнях каждого народа и выступают сложным, многоуровневым явлением, определяющим функционирование социальных процессов общественной жизни не только в прошлом, но и в настоящем и в будущем. Сегодня в идеологическом процессе России наряду с идеями глобализации отчетливо звучит лейтмотив «восстановления»: восстановления разрушенных форм жизни, восстановление исторической памяти, достоинства и самопознания, восстановление преемственности в культуре. 1.2Особенности изучения народных традиций в системе СПО Среднее профессиональное образование – это образовательные программы, которые направлены на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей экономики. Среднее профессиональное образование часто выбирают как первый шаг в получении профессии и удобный мостик между школой и вузом. На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации», согласно статье 3 отмечается, что основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, должно быть единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. На уровне среднего профессионального образования в соответствии с федеральным государственным стандартом ( утвержденным 27 октября 2014 года) на специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), квалификации «Художник народных художественных промыслов» профессионального модуля методического дисциплинарного курса «01.01.Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства» студенты изучают народные традиции.В соответствии с тематическим планом специальности изучение курса «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства» включает в себя 607 часов из них 405 часов на лабораторные и практические занятия и 202 часа на самостоятельную работу обучающегося. Он основывается на дисциплинах «История мировой культуры», «Технология изготовления изделий декоративно-прикладного и народного искусства», «История искусств», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».Подготовкой данных специалистов занимаются такие учебные заведения СПО как: Курганский областной колледж культуры, Челябинский колледж культуры и искусства, Шадринский государственный педагогический колледж. Перечень и состав профессий и специальностей по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки квалификационных рабочих, служащих и специалистов среднего звена на 2017 год, изучающих народные традиции показаны в таблице 5. Таблица 5 - Перечень профессий и специальностей подготовки квалификационных рабочих и служащих подготовки в системе СПО. Коды укрупненных групп профессий Наименование укрупненных групп профессий Коды профессий Наименование профессий 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ 54.01.04 Мастер народных художественных промыслов 54.01.05 Изготовитель изделий из тканей с художественной росписью 54.01.06 Изготовитель художественных изделий из металла 54.01.07 Изготовитель художественных изделий из керамики 54.01.08 Художник декоративной росписи по металлу 54.01.09 Художник росписи по эмали 54.01.10 Художник росписи по дереву 54.01.11 Художник росписи по ткани 54.01.12 Художник миниатюрной живописи 54.01.13 Изготовитель художественных изделий из дерева 54.01.14 Резчик 54.01.18 Реставратор тканей, гобеленов и ковров 54.01.19 Реставратор памятников каменного и деревянного зодчества 50.00.00 Искусствознание 50.02.01 Мировая и художественная культура 51.00.00 Культуроведение и социокультурные профессии 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) 53.00.00 Музыкальное искусство 53.02.05 Сольное хоровое и народное пение 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) Таким образом, обучающиеся имеют полное представление о народных традициях не только разных народов но и о традициях своего края, своей культуры.Модернизация профессионального образования происходит под определяющим воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда. Рыночные преобразования изменили не только спрос на рабочую силу, но и востребовали новые качества человеческого капитала. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (17 ноября 2008 г. № 1662-р) отмечено, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь[Михащенко, А.Л. История начального и среднего профессионального образования России.Учебное пособие [Текст] / М. : Курганский государственный университет, 2002. – 157с]. Ведущей стратегией модернизации профессионального образования стала ориентация потенциала и ресурсов профессиональной школы на формирование будущего специалиста как личности, способной к самоопределению, самообразованию, самоактуализации, обладающей общекультурными и профессиональными компетенциями. Совокупность этих компетенций обусловливает формирование и развитие профессионального мировоззрения как системы профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального от....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: