VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические и практические предпосылки изучения алтайских народных напевов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001384
Тема: Теоретические и практические предпосылки изучения алтайских народных напевов
Содержание
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего образования
«Алтайский государственный институт культуры и искусств»
Музыкальный факультет
Кафедра музыкального образования


Методика изучения алтайских народных напевов «Данар-кожон»
на уроках музыки в средних классах общеобразовательной школы



                                               Выполнила:
                                               Чедушева А.А.,
                                               студентка 4 курса
                                               очного отделения
                                               гр. МО
                                               
Научный руководитель:
                                               Баскакова Н.П.,
                                               Доцент
                                               
                                               Работа защищена
                                               «____»_________2015
                                               Оценка_____________










Барнаул 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ





























Введение
     Изучение и освоение «данар-кожон» - народных напевов и в частности  песенного репертуара алтайцев в целом неразрывно связано с вопросом о судьбе фольклора. Особую актуальность это приобрело в современный период, когда под влиянием технического прогресса изменились условия труда и быта алтайцев, повысился уровень их общей культуры, что привело к значительному изменению, а порой и к смене художественных вкусов и идейно-эстетических запросов широких слоев населения.
     В настоящее время, когда доля фольклора в бытовой культуре народа неуклонно снижается, становится все более очевидной необходимость исследования музыкально-поэтического репертуара в целом, вне зависимости от генезиса произведений.
     Изучение устной песенной традиции – необходимое звено в исследовании духовной жизни народа, так как он отражает не только уровень культуры его носителей, их эстетические запросы и веяния моды, но и духовный мир людей (их идеалы, нравственный облик, мировоззрение), среду и эпоху, сформировавшие его. Бытовая музыка живо реагирует на социальные изменения в жизни народа.
     Устный песенный репертуар – явление сложное, исторически и социально обусловленное. Мы попытались проследить изменения, происходящие в репертуаре исполнителей народной песни, в манерах исполнения. В ходе исследования было отмечено, что из активного бытования уходят отдельные произведения, часть песен исполняется крайне редко, в основном во время каких-либо обрядовых действиях. На смену им приходят другие, отвечающие изменившимся запросам времени (например, частушки, шуточный куплет, анекдот, - малые жанры, дающие возможность быстро откликаться на события современности).
     Также в дипломной работе был исследован обрядовый фольклор и, связанная с ним песенная поэзия. В семейно-бытовых, производственных, календарных обрядах «данар-кожон» исполнялся в рамках традиционной формы. Было выявлено, что в детский репертуар с небольшими изменениями перешли часть «данар-кожон», которые активно выполняли и дидактические и эстетические функции. В традиционной культуре «данар-кожон» были связаны с древними культами священных гор, перевалов, священных источников. В современной культуре в окказиональном (в церемонии встречи гостей) этикете  наряду с «алкыш с?с» - благопожелениями особенно широко используется «данар-кожон»; а также в календарных праздниках «Чага байрам», «Jылгайак», «Кочо-кан» эта художественная форма переживает второе рождение и в ритуальном качестве, и выполняя эстетические потребности слушателей.
     В программах по музыке в общеобразовательных школах Республики Алтай еще недостаточно уделяется, изучению алтайского музыкального фольклора, и, в частности, народным напевам «данар-кожон». В народных напевах «данар-кожон»  воспевается добро, человеколюбие, справедливость, которые так необходимы сегодня для воспитания их у школьников. Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу, органично сочетающую поэзию, музыку и пластику движений. Вызванное или эмоциональное состояние находит  у исполнителей отклик, проявляющийся в способах передачи через характерные движения. В результате один и тот же напев может иметь разную жанрово-стилевую окраску, зависящую от исполнения того или иного напева «данар-кожон». 
Сбор, публикация произведений устного народного творчества алтайцев начались с середины XVIII века. Первые записи песенного фольклора были сделаны миссионером В.И. Вербицким и ученым В.В. Радловым совместно с алтайским писателем-просветителем М.В. Чевалковым. Из собирателей песенно-музыкального творчества алтайцев можно отметить композитора и этнографа А.В. Анохина. 
     Изучением песенного творчества алтайцев занимались ученые С.С.Суразаков и Т.С. Тюхтенев. Песенный  фольклор алтайцев В.ИВербицкий подразделяет на религиозные, исторические, печальные, плясовые и прочие. В песнях мир познается в связи с человеком и его жизнью духовной и общественной, в его взаимоотношениях со всей чувственно воспринимаемой природой. Песни «данар-кожон» алтайцев имеют глубокую мифологическую основу. Фольклор алтайцев располагает огромным временным диапазоном в своем стадиальном развитии, начиная с древнейших времен, вплоть до современной эпохи. Народные напевы «данар-кожон», как один из основных жанров фольклора алтайцев, издавна находится в сфере внимания исследователей. Первые исследовательские работы В.В.Радлова, В.И.Вербицкого, Г.Н.Потанина, в основном сводились к записи, публикации текстов народной песни «данар-кожон». Первые записи песенной поэзии были сделаны ими совместно с алтайским писателем просветителем М.В. Чевалковым. Эти материалы были опубликованы в работе В.В.Радлова «Образцы народной литературы тюрских племен Южной Сибири» и этнографическом  сборнике  В.И.Вербицкого  «Алтайские инородцы». В них эти авторы отмечают характер исполнения исторических и лирических песен. В.И. Вербицкий в статье о песнях рассматривает  тематические особенности и изучает мастерство исполнителей песен «данар-кожон» алтайских племен. Затем в работах  А.В.Анохина, С.С. Суразакова впервые была предпринята попытка исследования поэтики и тематической классификации алтайской песни «данар- кожон». П.В.Кучияк талантливый алтайский писатель, от своего деда сказителя Шонкора Шунекова воспринял, сказительское умение и сам являлся исполнителем эпоса. 
     В работе С.С. Суразакова  есть, и героические сказание «кай-чорчок» о богатыре «Алтай-Буучай» он издал публикацию «Алтай-Баатырлар» туда включены сказания Н.У.Улагашева и А.К.Галкина.  Вначале ХХ века круг собирателей и исследователей несколько расширился. Начали публиковать небольшие сборники образцов песенного фольклора. Некоторые песни «данар-кожон» в переводе на русский язык были включены в сборник «Творчество народов СССР», изданный в Москве в 1937 году. Самым главным и значительным трудом А.В.  Анохина является его «Материалы по шаманству у алтайцев». К числу собирателей фольклора алтайцев следует отнести алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина. Он знал множество легенд и преданий, исторических песен и сказаний. Сюжеты некоторых из них Г.И. Гуркин использовал в своем художественном творчестве. В 50-70 годы изучением жанра алтайских народных песен «данар-кожон» занимался Т.С.Тюхтенев. Им были составлены сборники текстов алтайских песен: «Народные песни алтайцев»(1959)г. Исследователь в своих работах анализирует идейно-художественные особенности алтайской народной песни «данар-кожон». Выясняет условия бытования, основной песенный репертуар.
Активный интерес к народным напевам «данар-кожон» – наиболее простым по интонационному, ладовому строению и лаконичным по форме, содержащих в себе огромный педагогический потенциал, требует совершенствования условий его использования в музыкальном воспитании и образовании детей в средней общеобразовательной школе. 
     Таким образом, возникает противоречие между потенциальными возможностями изучения «данар кожон» в целях активизации восприятия музыки и недостаточно продуктивным обращением к ним на уроках музыки в средних классах общеобразовательной школы.
     Данное противоречие определило проблему целенаправленного применения напевов «данар кожон» для решения задач активизации процесса восприятия музыки, способствующему комплексному развитию образного восприятия и мышления школьников на уроках музыки.
     Актуальность рассматриваемой проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили выбор предлагаемой темы квалификационной работы: «Методика изучения алтайских народных напевов «данар кожон» на уроках музыки в средних  классах общеобразовательной школы».
     Объект работы -  музыкальное обучение учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.
     Предмет работы -  процесс освоения «данар-кожон» с учащимися средних классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
     Цель работы -  выявить поэтическое своеобразие народных напевов «данар-кожон», разработать тематику уроков и методику их освоения на уроках музыки с учащимися средних классов в общеобразовательной школе.
     Гипотеза: знание учителем педагогического потенциала народных напевов «данар-кожон» поможет целенаправленно разработать тематику уроков для учащихся средних классов и последовательно выстроить процесс их освоения.
     В соответствии с поставленной целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:
-	изучить образно-жанровую характеристику алтайских народных напевов «данар кожон» и особенности их социального функционирования в жизни алтайцев.
-	раскрыть основные принципы, цели и задачи изучения алтайских народных напевов «данар кожон» на уроках музыки в средних классах общеобразовательной школы.
-	 выявить педагогические условия освоения алтайских народных напевов «данар кожон»  учащимися средних классов на уроках музыки.
-	разработать педагогическое проектирование процесса изучения традиционных напевов «данар кожон» учащимися средних классов на уроках музыки.
-	изучить дидактические принципы  и  исполнительские задачи освоения традиционных напевов «данар кожон» на уроках музыки в средних классах.
-	разработать  методические рекомендации учителей по изучению традиционных напевов «данар кожон» на уроках музыки в средних классах общеобразовательной школы.
     Методологическую основу работы составили труды ученых исследователей: В.В. Радлова, В.И. Вербицкого, А.В. Анохина, М.В.Чевалкова, Л.П. Потапова, исследователей песенного творчества алтайцев С.С. Суразакова, Т.С. Тюхтенева. Наследие кайчи А.Г. Калкина, А.Т.Чачиякова, творческое наследие композиторов А.М. Ильина, В.ФХохолкова,А.А. Тозыякова, Б.М. Шульгина. Программа «Музыка в школе» Д.Б. Кабалевского, «Поурочные уроки» В.И. Шелипова, Л.И. Алаева.
В данной  работе были использованы следующие методы:
- теоретические – публикации произведений устного народного творчества алтайцев, фольклорно-этнографические материалы, учебно-методическая литература по ведению уроков музыки в общеобразовательных школах Республики Алтай; 
- эмпирические – наблюдение за процессом уроков, беседа с учащимися и учителями музыки, интервью с исполнителями напевов «данар-кожон», а также обобщение собственного опыта работы по обучению учащихся средних классов «данар-кожон» в общеобразовательной школе №132.
     Изложенная цель, гипотеза и задачи определили структуру данной работы, которая состоит из ведения двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
     Во введении обоснована актуальность работы и методологический аппарат.
     В первой главе раскрываются теоретические и практические предпосылки изучения алтайских народных напевов «данар кожон» на уроках музыки в средних классах общеобразовательной  школы.
     Во второй главе рассматриваются методические основы изучения алтайских народных напевов «данар кожон» на уроках музыки в средних классах общеобразовательной школы.
     Заключение освещается основные выводы и обобщения по изучению алтайских напевов «данар кожон».
     Список литературы сдержит   47 источников. 
     Приложение включает примеры уроков музыки, видео, песни и фотографии.
     Апробация методических материалов и педагогических средств активизации музыки в средних классах проходила на базе « школы 132» в 2015-2016гг. в средних классах.






Глава 1. Теоретические и практические предпосылки изучения алтайских народных напевов «Данар-кожон» на уроках музыки в средних классах общеобразовательной школы.
1.1. Образно-жанровая характеристика алтайских народных напевов «Данар кожон» и особенности их социального функционирования в жизни алтайцев.
     Песенная культура алтайского народа своими истоками уходит в глубокую древность. Она тесно связана с трудовой деятельностью, бытом, мировоззрением народа, его историей. 
     Поэтический символ в обрядовых песнях часто оказывается долговечнее предметного, материального начала. И с отмиранием обряда сохраняется в алкыш с?с (благопожеланиях) и в «данар-кожон» (обрядовой песне) как поэтический образ, переходя с тем же значением в художественную поэзию. Современное состояние обрядовой поэзии представляет малоизученный пласт народной культуры.
     Исследуя проблему происхождения поэзии, А.Н.Веселовский опирался на изучение фольклора, прояснявшее значение первобытного синкретизма. Синкретизм, в его понимании, представляет собой сочетание ритмичных движений с песней – музыкой и элементами слова. Зачатки лирики тоже восходят к первобытному синкретизму, к хоровым кликам, возгласам радости и огорчения, эротического возбуждения в обрядовом действе или весеннем хороводе и т.д. Уже в пору сложения песенного текста, когда он выделялся из обряда, эти хоровые возгласы типизировались, застывая в коротеньких формулах – простейших схемах выражения чувств. Позднее они встречаются как в обрядовой поэзии, так и в запевах и припевах лиро-эпической и эпической песен. Но значительная часть их живет самостоятельно, образуя зачаточные формальные мотивы лирического жанра [7, С. 22-23].
     Алтайские народные песни, напевы «данар-кожон» прошла длительный путь своего развития и вошла в репертуар последующих этапов исторического развития фольклора. По мнению Малинова А.В. «…посредством знакомства с песенной культурой алтайского народа мы – узнаем его взгляды на окружающую действительность, его думы, оценку историческим событиям, его философию и психологию, а также этнопедагогику» [8, С. 15].
      Напевы «данар-кожон» – это всеобщее народно-просветительное достояние, в напевах заложен глубокий идейный смысл, в ней выражен дух народа. В общей системе обучения большое место занимает воспитание художественное, и в частности, музыкальное. Пение напевов данар-кожон», всегда было и остается любимейшим у алтайского народа видом искусства. Напевы «данар-кожон» самая доступная форма активного участия в музыкальном искусстве. Алтайская музыкальная культура представляет огромное художественное наследие. Пословицы, песни «данар-кожон» обрядовые напевы исполненные, героем сказаний «кай-ч?рч?к» как говорит Анохин А.В.: «… давали людям эстетическое наслаждение и одновременно определенный объем жизненно необходимой информации. Знание фольклора осознается современным обществом, как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории. Фольклор отражает особенности исторического развития народа» [3, С. 33-35].
     Но малоизученным остался вопрос исполнительства. Изучение творческой индивидуальности песенника даст ценный материал при решении важной проблемы  - методики освоения традиционной песни.
     Большинство песен и их тематических разновидностей и поныне продолжает свое бытование, играя заметную роль в формировании национального художественного самосознания алтайского народа, доставляя эстетическое наслаждение.
     Поэзия в обрядности представляет собой явление, имеющее отношение к мифологическому, религиозному представлению этноса, и поэтому вызывают особый интерес. Алтайский народ в своих песнях выразил свои мечты и надежды, отразил трудовую деятельность, бытовые факты, исторические события.
     Первоначальная функция напевов «данар-кожон» была магическая, они должны были обеспечить счастье и достаток. Это определяло характер и приемы изображения в них действительности. Как отмечает К.Е. Укачина: «Выразительные «возвышенные» слова в напевах, выполняющие функции восхваления и приветствия природы, свидетельствуют спрашивание у духов в обмен благословения и благополучия»[33, С. 35].
     Алтайцы по своим религиозным убеждениям обожествляли землю  и солнце, горы и реки, верили в добрых и злых духов, которым регулярно приносили в жертву домашних животных. Поэтому, находясь в горах, люди должны были отдать дань признательности хозяину горы. Для этого привязывались на деревья полоски ткани (кыйра, jалама). А чтобы изгнать злых духов, жгли можжевельник (арчын). Произносили благопожелания (алкыш) хозяину горы.Также у алтайцев особо соблюдался культ огня. Он считается  хранителем рода. Огонь в юрте поддерживался с того момента, когда складывалась семья. Когда семья собиралось за трапезой, хозяин или хозяйка угощали  огонь, и пели напевы «данар-кожон».
     У алтайцев существует поверье, каждая гора имеет своего «хозяина» чтобы охота была удачной, не нужно огорчать его. Хозяин горы любит слушать звучание топшура, напевы «данар-кожон», благопожелания, героические сказания (кай чорчок). Кайчи, был почетным гостем охотников, в нем видели человека, способного умилостивить хозяина тайги, заманить зверей в удобные для охотничьего промысла угодья. Перед выходом охотников на промысел кайчи исполнял соответствующее эпическое сказание, предназначенное для этой цели, магически воздействуя на зверей, привлекая их поближе к месту пребывания промысловиков. Заслушавшись их, дух тайги одаривал сказителя за исполнения героического сказания, оставляет зверей без присмотра, и те становятся добычей охотников, а иногда в благодарность за благопожелания сказку и песни сам посылает богатую добычу. Поэтому охотники брали с собой в тайгу певцов и сказителей [28, С. 55].
     Песни, связанные с производственными обрядами одни из наиболее богатых и своеобразных видов алтайской песни – «данар-кожон». В них отражаются лучшие думы, стремления и чувства народа, широко охватываются все стороны его трудовой деятельности. Издревле люди думали, что можно воздействовать на природу с помощью различных поэтических формул, слов, песен. Человек обращается к природе, упрашивает ее, чтобы она способствовала появлению хороших трав, помогла человеку заготовить необходимые корма для скота. Эту мысль он в песне выражает словами: «ар-б?ткенне, аш-курсак, к?п б?тсин» (пусть приумножатся богатства природы).
      История, полная ярких и часто трагических событий, стимулировала рост способности народа к песнетворчеству. Создатели народных песен воспевают добро, мужество, человеколюбие, справедливость. В их творчестве, полном жизни, энергии, простоты и искренности отражается нравственное состояние народа. Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику, с помощью в наиболее доступной форме осуществлялась передача молодым поколениям сложившихся в течение веков эстетических, нравственных, трудовых идеалов, понятий об окружающем мире. Педагогический опыт народа закрепляется в обычаях и обрядах, связанных с рождением и первыми шагами ребенка, с его приобщением к интересам семьи, общества.
     Песенный фольклор связан с различными обычаями,обрядами, праздниками и играми. Игровые песни являются маленькими сценками с пением «данар-кожон» и декорацией, в большинстве случаев связаны с праздником. Плачи сыгыты и прощальные песни «данар-кожон» исполнялись при проводах на войну родственников,сыновей,соседей, друзей. 
     Магическая роль мифоритуальной основы песенной поэзии очевидна. Без превращения желаемых представлений, религиозных понятий  в символ люди  вообще не могли бы обладать совершенными понятиями, способными переделывать действительность. Никакая человеческая жизнь: ни бытовая, ни повседневная, ни обрядовая - невозможна без символов, которыми мы пользуемся. «Так как всякая жизнь всегда есть движение и стремление, и несет в себе  как нагрузку прошлого, так и заряженность для осуществления будущего, а это значит, что каждая вещь, каждое слово по самой своей природе символична»- отмечает Б.М. Шульгин [43, С. 193].
     Словесное искусство восходит к мифу, миф, в свою очередь, неотделим от обряда, который является первоначальным источником всей духовной культуры и содержит синкретическое ядро религии и донаучных представлений, музыки, танца, поэзии.
     Обрядовое (магическое) действие и слово возникают как способ древнего принудительного воздействия на природу и человека. Этой своей стороной обряд и магическое слово отражают еще доисторический и «магический» способ мышления наших далеких предков. Однако в обрядах есть и другая сторона, значительно более важная: они являются  могущественным средством сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом), а также средством связи живущих с предками. Обряд совершается так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединяет народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен [11, С.12].
     В системе народно - поэтических представлений есть определенный фонд предметов и явлений, обладающих свойствами символа. Сами по себе, вне прямой речи, они не выступают, а реализуются в виде различных изобразительно - выразительных средств. В одном случае символические предметы и ситуации присутствуют в песне своей буквальной образной конкретностью, в другом - символические образы как таковые в своей предметной конкретности выступают как средство выражения определенных оценок персонажей, их эмоционального состояния, помогают понять достоинства и отрицательные стороны действующих лиц.
     Самым непосредственным, ни с чемне сравнимым, ничем не заменимым источником для песни представляется окружающий человека мир. Так как песни, прежде всего, отражают чувственное восприятие нужно определить ее значение. Чувство есть основа всякого проявления духа, возбудитель мысли и поступков, корень нравственного бытия. Познать чувство человека - значит познать его сокровенную природу.
     «В новой обрядности без видимой связи его со «старой», основу ритуала и текста составляют все те же  основные символы архаического мироощущения: гора, дерево, река…» - пишет А.М. Сагалаев [12,С.11].
     Более высокий уровень символики отличающейся собирательным комплексным характером, представляет действующее лицо (исполнитель обряда и само ритуальное действо). Их символическая природа формируется из синтеза таких элементов, как слово, атрибут, движение. Символ плодородия «кулфа» или «куча» - козел выступая в качестве метафорического эпитета показывает плодовитость, обилие богатств. Песня поется в хороводе – к?рее биjе, вероятно символически показывающего противопоставление стихии смерти старого и гармонии нового, зарождающегося.
     Обрядовая символика явилась инструментом познания и преобразования природы. Символика природы (гора, дерево, река, озеро), космические символы солнце и луны, символы представленные с точки зрения материальных вещей, цвета, мысли выступают хранителями информации.
     С этим утверждением трудно не согласиться. Достаточно заглянуть в алтайский фольклор, как становится очевидным, что обряды, связанные с деторождением,  занимают в нем ключевую позицию. 
     С исчезновением обряда поэтический символ сохраняется в песнях, сказках, эпосе, малых жанрах как поэтический «образ», «мотив», «сюжет».
     Исследования мифологических, религиозных представлений древности свидетельствуют о том, что художественных мир песен,  как и ряда других жанров, формируется на основе системы бинарных оппозиций, каждый из членов, который обладает символической многомерностью и многозначностью. Все элементы и детали, связанные с пространственными и временными представлениями и их конкретным воплощением, символичны.
     Образ-символ и реальный образ в песне органически связаны между собой по смыслу. Ю. Шейкин  пишет о том, что главными организующими приемами в области народной лирики являются приемы внутреннего сцепления образов, соединение их по определенным стержням. Раз так, то придется признать, что в народной песне смысловой, тематической композиции, покоящейся на приемах сочетания образов, принадлежит особенно большая роль» [41, С.38].
     В песнях «данар-кожон» восприятие цвета имеет свои специфические особенности, цвет имеет разные символические значения и вызывает определенные ассоциации. Основные цвета, описывающие различные явления культуры (жизни) алтайцев – это белый, черный, красный, синий,(зеленый, коричневый), желтый и серый. Один и тот же цвет применительно к явлению и к ситуации может иметь как положительный, так и отрицательный смысл. Вместе с тем имеется множество парных словосочетаний, устойчиво применяемых в фольклоре и в обиходной речи, которые несут положительную или отрицательную нагрузку» [13, С. 60-61].
     В культуре алтайцев, в целом, белому цвету отведена сакральная роль:( “ак малды  судине» - молоком белой кобылы, « ак кайыда тозоло» - с основой в белой березе, « ак бородо кыйралу» – с лентами у белого коня).
     Белая береза – символ мирового дерева, мироздания. Белый конь – символ жертвенности. В ритуале моление, жертвопринашение Алтаю  жертвенным животным являлся именно конь.
     Белый цвет – он первый и главный в палитре, от него произошли все остальные цвета. Белый, чаще всего ассоциируется с религиозными обрядами. Все предметы, окрашенные в белый цвет самым лучшим красителем – самой природой, включают в себе вышеперечисленные качества. В сочетаниях – Ак-Буркан, Ак – Jайык, ак чечек( белый цветок), ак суут (белое молоко) – белый цвет символизирует святость верхнего мира. “Белое” не показывает цвет веры, а скорее всего, говорит о чистоте и высоте души человека, его поступков и помыслов» [35, С. 189].
      В судьбе алтайских народных напевов «данар-кожон» проявились две тенденции. Одна вела к ее сохранению в неизмененном виде, другая заключалась в ее эволюции, перерождении в новых  общественных условиях, ведущих к образованию новых форм. Т.С.Тюхтенев вносит много нового в исследование песенного фольклора Алтая. Он писал: «алтайцы сохранятся как этнос, только при наличии трех условий: при сохранении и развитии своего родного языка; при бережном отношении к своему прошлому, духовному наследию фольклору; при сохранении и развитии алтайских обычаев и традиций» [12, С. 56].
     Т.С.Тюхтенев  отмечает, что в прошлом у алтайцев  преобладало, пение в унисон элементы,двухголосая, чаще всего встречались, в инструментальных наигрышах аккомпанирующего инструмента топшура. Диапазон напевов был весьма ограничен в пределах кварты или квинты, редко расширялся до октавы и более [12, С. 12].
      «Данар-кожон» исполняются индивидуально и коллективно, громко или тихо. Иногда исполняется только мелодия без слов. Изучая быт и историю народа, ученые не могли не обратить внимания на его устное творчество. А.В. Анохин в течение тридцати лет занимался изучением духовной культуры, быта, обычаев, верований, песенного фольклора алтайцев, шорцев, телеутов и других племен. Только у алтайцев им записано более 500 народных песен. По алтайским народным мотивам им написаны музыкальные поэмы "Хан Эрлик" и "Талай-хан", сюита для хора и оркестра "Хан-Алтай" и множество песен. Наиболее популярными и ставшими народными являются "Алтын-коль", "Катунь", "Гусь", "Алтай кожон" ("Алтайская песня"). В них воспевается величие и красота природы Горного Алтая, его озер, рек, лесов на фоне мелодичной музыки, мастерски передающей национальный колорит, народную напевность. Опираясь на алтайский песенный фольклор, автор сумел через эти произведения передать настроение, характер, душу народа [3, С. 68].
     Культура Алтая настолько глубока, всеобъемлюща, человеколюбива, «многожанровая», практична и мудра, что мы со всем основанием можем считать себя богатейшими наследниками. Прекрасные обычаи, начало которым положили древние тюрки, поддерживали алтайцы со времен великого переселения, которое двигалось с Алтая в сторону Европы и продолжалось триста с лишним лет. В первой трети прошлого века Н.К.Рерих, посетивший Горный Алтай, писал, что нужно думать о культуре во все времена жизни. Культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть, красота во всем ее творческом величии… Культура есть утверждение добра во всей его действенности. Культура есть, песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура утверждается в сердце народа и создает, стремление к строительству. Культура защищает, историческое достоинство народа [7, С. 43].
     В напевах «данар-кожон» мы видим отражение алтайцами окружающей действительности с древнейших времен; мировоззренческие элементы различных исторических периодов и даже целых эпох. Самым непосредственным, ни с чем несравнимым, и ничем не заменимым источником для песни представляется окружающий человека мир. Так как песни, прежде всего, отражают чувственное восприятие,нужно определить ее значение. Чувство есть основа всякого проявления духа, возбудитель мысли и поступков, корень нравственного бытия. Познать чувство человека - значит познать его сокровенную природу.
     Календарные обряды, игры и песни связаны с явлениями природы, с годовым кругом солнца, со скотоводческим, охотничьим, земледельческим трудом. В основе этих обрядов лежала вера в магическую силу слова, жеста, действия, способную, по представлениям людей, обеспечить хороший приплод, урожай. Многие произведения календарной поэзии, утратив непосредственную связь с обрядом, тем не менее, сохранились в песенном репертуаре как игровые и лирические напевы «данар-кожон». В обычаи календарного цикла входят: праздники и подготовка к ним, суеверные запреты и магические обряды, гадания, процессии и маскарады, подарки и обрядовый фольклор, клоунады и богослужения, ритуальные огни, культ святых и поверья о нечистой силе. Самая формальная классификация календарных обрядов по сезонам: обычаи зимнего, весеннего, летнего, осеннего циклов. В сущности, все календарные обычаи и поверья тесно связаны с сельским хозяйством, и все они имеют общий смысл и одну цель - обеспечить хороший урожай хлебов и других сельскохозяйственных культур, приплод скота, удачу во всех делах. Поэтическое слово в календарных обрядах наделено было магической, творческой силой [13, С.58].
     Алтай – один из немногих регионов Российской Федерации, где фольклор, горловое пение и героические сказания в живой форме сохранились до сегодняшнего дня. В связи с этим большая ответственность на тех, кто занимается традиционной культурой. Культура Алтая сегодня обязана выходить на международный уровень. Такие коллективы как «Алтай Кай», вошедший в книгу рекордов Гинесса, театр танца «Алтам», ансамбль «Ярманка» или «Бурлер» и некоторые другие коллективы и исполнители заслуживают не только федерального, но и международного признания.
     Объединение людей в рамках своей культуры и передача, сохранение с его помощью этнического стереотипа поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива - эти свойства и позволили обрядам прожить из века в век, позволили им стать важнейшим элементом народной жизни. Все это заставляет нас с максимальной тщательностью изучать народные обряды, как в них  и через них открывается духовная  жизнь нации в ее историческом бытии.
     Таким образом, в заключение можно сказать, что песня "данар кожон" занимает достойное место в современной культуре алтайцев. Этот фольклорный жанр играет большую роль в целостной системе миропонимания и используется как одно из средств обращения к верхнему миру, к богам; для испрошения благодати для народа; восхваления родины; почитаемых природных объектов;при сватовстве и свадьбе; ниспрошения удачной дороги. Посредством песен человек научился выражать свои чувства, мысли, песни стали духовной ценностью всего народа.

1.2 Основные принципы, цели и задачи изучения алтайских, народных напевов «Данар кожон» на уроках музыки в средних классах общеобразовательной школы.
     Культура каждой эпохи неразрывно связано с потребностями и интересами различных классов, социальных слоев и групп.
     Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. На всех этапах истории культура развивается на основе общественных отношений, отражает диалектику общечеловеческих, социально-групповых и классовых интересов и потребностей в материально-практической и духовной деятельности людей. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания и распространения ценностей и достижений.
     Главным сегодня представляется возобновить развитие национальных традиций, сохранение и развитие традиционной культуры, приобщение населения к родному языку, национальной истории, культуре своего народа и многолетнему историко-культурному опыту; обратить интересы подрастающего поколения к древним культурным «корням», привлечь внимание мирового культурного сообщества к проблемам алтайско-теленгитского национального наследия.
     Каждый этнос обладает собственной уникальной и неповторимой культурой, которая включена во всемирную цепь культурных связей. Каждая из национальных, этнических культур является составляющей общенациональной культуры, находясь в постоянном взаимодействии и контактах с другими культурами. Это взаимодействие содержит в себе определенное внутреннее противоречие, связанное с тем, что элементы этнической культуры, обеспечивающие интеграцию и стабилизацию этноса как социально-культурной системы, в то же время имеют дифференцирующие функции.  Каждая отдельная субкультура, каждый этнос отличается от другого своеобразием  элементов и структурой картины мира, которая служит своеобразным ориентиром для поведения людей данной культуры и гарантом его самосохранения [47, 45 с].
     На сегодняшний день остро стоит вопрос о сохранении и развитии культурных особенностей народов, их обычаев и традиций. В век научно технических достижений все «этническое» и «этнокультурное» уходит и может навсегда исчезнуть, тогда мы потеряем жизненно необходимую связь с культурным богатством предшествующих поколений. Там где наиболее остро ощущается утрата традиций, наблюдается дисгармония человека с природой, обществом и даже с самим собой. Практически каждая культура, существующая в любой общественной системе, втянута в общемировой процесс урбанизации со всеми его положительными и отрицательными последствиями. Изучение, сохранение и развитие алтайской культуры представляет большой научный и практ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44