- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретический анализ особенностей интернет-среды и психологических характеристик современной молодежи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000264 |
Тема: | Теоретический анализ особенностей интернет-среды и психологических характеристик современной молодежи |
Содержание
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 1.1 Структура личности интернет-пользователя Исследование структуры личности в социальной психологии - задача многозначная и зависит от исходной концептуальной модели исследователя. Но в любом случае, она базируется на фундаментальных работах отечественных и зарубежных социальных психологов. Под структурой личности мы будем понимать взаимосвязь и взаимодействие базовых психологических механизмов человека как объекта и субъекта развития общества. Человек - понятие самое общее. Оно означает вид в биологической классификации («хомо сапиенс») и потому представляет собой по преимуществу биосоциальную категорию. На биологическом уровне мы можем выделить пары понятий по категориям «вид» - «индивид». Здесь можно отметить, что М. С. Каган отметил в русском языке закрепление за биологическим индивидом понятия «особь», а за человеческим - «индивидуум». Человеческий индивид, или индивидуум, есть представитель рода, а именно биологического вида «хомо сапиенс» [21]. Анализ структуры личности в её динамическом аспекте, предполагает такое базовое понятие как «субъект деятельности». В широком смысле субъект активности есть источник деятельности, её движущее начало. Согласно Б. Г. Ананьеву, человек выступает источником (субъектом) познания, труда и общения, то есть основных видов деятельности, присущих развитому человеческому индивиду. Чтобы стать субъектом деятельности, индивидуум должен социализироваться, то есть сформироваться в социальной культуре, воспринять её требования и нормы, «обжиться» в социальной среде. В ином случае его субъектность (активное начало) не будет продуктивной, его действия не будут восприняты общественной средой, а напротив, встретят противодействие как «асоциальные» [9]. Субъектность - это высший уровень развития человека, проявляющийся в активном преобразовании окружающего мира и самого себя в соответствии с собственными намерениями. Человек как субъект действует, противопоставляя или гармонизируя свои устремления и возможности с воздействием окружающей среды. Согласно определению А.В. Брушлинского, "Субъект - это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство, целостность всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д." [18]. Говоря о необходимости психологического изучения среды Интернета как результата реализации личностных аспектов человека, важно отметить, что, при изучении личности в отдельном её аспекте, не отсекается в произвольном порядке изучаемая характеристика (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от её направленности, от системы её отношений с окружающим миром. То есть, в процессе психологического изучения пользователей сети Интернет как носителей и создателей этих свойств нужно помнить, какую функцию изучаемое психологическое явление выполняет в сложной системе взаимодействия человека с окружающей его действительностью, в нашем случае - интернет-среды (системы «человек-машина (-ы) -человек»), в процессе его сетевой активности. 1.1.1 Концептуальные подходы к структуре личности в западной социальной психологии Один из самых популярных подходов к структуре личности в западной социальной психологии среди психологов-практиков - это кластерный подход (теории черт). Человек обладает некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени в разнообразных жизненных моментах. Поверхностные качества (черты личности) объединяются в кластеры, основу которых составляют глубинные черты. Индивидуумы здесь различны по своим характерологическим признакам. Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека - проприум. Эта концепция обозначает «Я как познаваемое» и включает все аспекты индивидуума, участвующие в создании внутреннего чувства целостности. Теоретики факторного анализа Раймонд Кеттел и Ганс Айзенк в своих исследованиях использовали факторый анализ для выявления черт, лежащих в основе структуры личности. Факторный анализ – инструмент для определения степени ковариации среди большого ряда переменных, измеренных у большого числа людей. Эта процедура была изложена как последовательный ряд действий: сбор показателей переменных на большой выборке, создание таблиц взаимодействий между измеренными переменными (корреляционные матрицы), определение нагрузок на каждый фактор и присвоение названий получаемым факторам [5]. Кеттел рассматривает личность как то, что позволяет нам предопределить действия человека в указанной ситуации. Также исходные черты могут подразделяться на конституциональные и сформированные окружающей средой. Умение, или способность, темперамент и динамические черты представляют собой дополнительные категории квалификаций черт личности в системе Кеттела, различаются также общие черты и уникальные [5]. Теория типов личности Айзенка также основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой континуумы, на которых между двумя экстремумами располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными и что большинство людей не подпадает под крайние категории. Психоаналитическая теория Фрейда является примером психодинамического подхода к структуре личности. Здесь считается, что поведение человека контролируется неосознаваемыми психологическими конфликтами. Фрейд выделял три уровня сознания - сознание, предсознательное и бессознательное - с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном, которое имеет инстиктивную природу и отграничено от реальности. Структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго. «Оно». Примитивная материя, она отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, куда входят желания, удовольствия и либидо человека. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Представляет собой рациональную часть личности. Здесь вырабатываются механизмы, позволяющие составлять план действий, адаптироваться к окружающему миру. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. Сюда входят нормы поведения, правила, запреты и табу, являющиеся продуктом влияния других людей. Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врождённое состояние возбуждения, которое ищет разрядки [47]. Не находя возможности реализовать себя в реальном социальном окружении в силу запретов и моральных границ, личность может сублимировать свою первичную энергию в виде активности, проявляемой в интернет-среде, которая лишена многих ограничений. Согласно другому яркому представителю психоанализа, А. Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья. Эрих Фромм утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека. Здоровый путь освобождения состоит в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности. Спонтанная активность - это не вынужденная активность, навязанная индивиду его изоляцией и бессилием; это не активность робота, обусловленная некритическим восприятием шаблонов, внушаемых извне. Спонтанная активность - это свободная деятельность личности; в ее определение входит буквальное значение латинского слова sponte - сам собой, по собственному побуждению. Под деятельностью мы творческую активность, которая может проявляться в эмоциональной, интеллектуальной, чувственной жизни человека и его воле. Спонтанная активность возможна лишь в том случае, если человек принимает собственную личность, не подавляет ее, если разные сферы жизни сливаются воедино [47]. Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих только человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность в системе взглядов и преданности. Карен Хорни охарактеризовала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них. Таким образом, психоаналитические концепции подводят нас к выводу, что «уход» в Интернет может объясняться или разрядкой бессознательной психической энергии в творчестве, или проявлением невротизма в виде бегства от людей при ощущении угрозы со стороны реального окружения и своей беспомощности. Личность находит новое состояние равновесия в универсальной интернет-среде. А наиболее важным элементов структуры личности, в соответствии с нашей проблемой, становится мотивационная сфера личности. Социально-когнитивное направление, напротив, подчеркивает роль осознаваемых компонентов психики, а именно, когнитивных структур. Наиболее яркие представители этого направления - Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Основная теоретическая концепция Бандуры - моделирование или научение через наблюдение. А это предполагает хорошее осознание жизненных целей личности. Саморегулирование, или то, как люди регулируют свое поведение, также является важной чертой социально-когнитивной теории. В саморегулировании важное значение придаётся основным процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке. Теория социального научения Джулиана Роттера также подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций. В частности, Роттер выделяет четыре важные переменные: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическая ситуация. Формула показывает, что потенциал данного поведения в специфической ситуации является функцией ожидания того, что подкрепление последует за этим поведением, плюс ценность ожидаемого подкрепления. Роттер использует более общую формулу для прогноза поведения в каждодневных ситуациях, с которыми сталкивается человек. Эта формула показывает, что потенциал потребности есть функция от свободы деятельности и ценности потребности. И в данном отношении интернет-среда такую возможность свободы предоставляет в полной мере. Но, что нам кажется особенно важным, это то, что основным конструктом Джулиан Роттер считает локус контроля, или обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. К. Роджерс подчеркивал, что единственная реальность — это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место в структуре личности занимает Я-концепция. В его теории все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства - тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя в своём социальном окружении. Эта тенденция: побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как Я- интенсифицирующис, и избегают тех переживаний, которые воспринимаются как Я-отрицающие. В данном смысле, интернет-среда для ряда людей оказывается предпочтительней реальной социальной среды. В его системе элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Реализация этой потребности и определяет мотивацию конкретного поведения личности. В концепции А. Маслоу структура личности представлена иерархией потребностей. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала. Маслоу различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста (также называемая метамотивацией) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей, и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях так же, как и дефицитарные потребности. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение - вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей. Таким образом, мы можем особо выделить четыре направления западной социальной психологии, которые следует учесть в ходе исследования избранной нами проблемы. Это признание системы индивидуальнопсихологических черт как важного элемента структуры личности (кластерный подход). Это проблема блокирования потребностей и мотивация поведения в виде компенсации неосознаваемой первичной энергии в социально приемлемой форме (психоаналитические концепции). Это проблема осознания мотивов и целей в конкретной социальной ситуации и субъективной ответственности за результаты собственного поведения личности (когнитивный подход). И, наконец, утверждение проявления свойства социальности человека в любом акте его поведения и стремления к наиболее полной реализации этого свойства (гуманистические концепции). 1.1.2 Проблема структуры личности в отечественной социальной психологии В отечественной психологии, как отмечает А. К. Болотова, многообразие подходов к изучению личности, к выявлению и определению компонентов, составляющих её психологическую структуру, позволяет выделить различные аспекты психологического исследования личности [13]. Исходя из общепсихологической трактовки личности как «системного» (общественного) качества человека (А. Н. Леонтьев) и конкретизируя это качество как субъектный уровень включённости человека в мир, мы можем выделить в отечественной психологии следующие направления: исследований. Это исследования личности как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути человека (В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. А. Абульханова); это исследования личности как субъекта предметной деятельности (Б. Ф. Ломов); исследования личности как субъекта общения (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, Г. М. Андреева, А. А. Леонтьев и другие). В отечественной психологии общепризнанными являются несколько подходов к изучению личности [47]. Основатель подхода к личности как к субъекту жизнедеятельности Б. Г. Ананьев рассматривает человека в единстве четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества. «Формирование личности путем интериоризации — присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует её социальную структуру. Приведём ряд характеристик личности, её основных параметров. Личность - прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество её социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в структуре общества. Личность как общественный индивид всегда выполняет определённую совокупность общественных функций. Каждая из них осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития» [8]. К. А. Абульханова рассматривает личность как субъекта жизненного пути и субъекта деятельности. В основе личностного развития лежит формирование таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление. «Способности, потребности, сознание, характер и так далее, не просто сосуществуют в безличностной структуре, сама личность есть способ соединения её настроений, способностей, мотивов и так далее, с её возможностями и способностями в соответствии с её характером в процессе их реализации, воплощения в действительности. В этом смысле личность - не столько интегральная индивидуальность, как полагал В. С. Мерлин, а интегрирующая индивидуальность, то есть присущий данному человеку способ осуществления жизни, деятельности, общения, доступный ему в силу его характера, потребностей и способностей. Активность личности - это её функционально-динамическое качество, которое интегрирует всю её психологическую структуру (определённым образом связывая потребность, способность, сознание и волю), что, в свою очередь, обеспечивает личности возможность по-своему структурировать жизнедеятельность (общение, деятельность, познание), жизненный путь. Последние по-разному связаны у разных людей, а способы их связи образуются постольку, поскольку они активно воспроизводятся личностью в решении жизненных задач. Активность - это такой способ самовыражения личности в жизни, при котором в большей или меньшей мере сохраняется целостность, автономность, индивидуальность личности и тем самым одновременно обеспечивается возможность её развития. Активность - способ самовыражения и самоосуществления личности, при котором обеспечивается или сохраняется её субъектность. Присущий личности способ организации и регуляции жизни на основе интеграции её потребностей, способностей, отношений к жизни - так или иначе учитывает требования, обращенные к личности со стороны общества и обстоятельств. В. Н. Мясищев рассматривал ядро личности как систему её отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. «Личность - высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни были, каждое , из них всегда остается личностным. С психологической проблемой личности и её отношений тесно связан ряд интегральных психологических понятий. Прежде всего, сюда относится идущее от В. Штерна (Stern W.) понятие направленности (Richtungsdipositionen). У нас довольно широко применяется в психологии, и в особенности в связи с учением о личности, термин «направленность». Этот термин в применении к психологии означает доминирующее отношение. Отношение целостно, как и сама личность. Исследование личности является, в значительной степени, её исследованием в её отношениях. Б. Ф. Ломов обозначает категорию личности как базовую в психологической науке; подчеркивает необходимость изучения психических свойств личности как системных образований, основаниями которых являются формирующиеся отношения в системе «индивид-общество» общественные отношения); утверждает формально-логическое равноправие понятий «личность» и «человеческий индивид» как относящихся к одному и тому же классу объектов; рассматривает направленность как системообразующее свойство личности; подчеркивает важнейшую роль в развитии индивида как личности процесса индивидуализации и формирования субъективных отношений; считает, что проблему индивидуальности необходимо рассматривать как одну из ключевых проблем психического развитая человека. По мнению К. К. Платонова, личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: 1) направленность, 2) опыт, 3) особенности психических процессов и 4) биопсихологические свойства [5]. 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как её моральные черты. Направленность, в свою очередь, включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Изучение этой подструктуры требует социально-психологического уровня: 2 – я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретённые в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше её кратко называть опытом. Активность опыта проявляется через волевые навыки, а его изучение требует психологопедагогического уровня. 3 – я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, .чувств, воли. 4 - я подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, как теперь говорят вслед за Б. М. Тепловым, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и её патологические, так называемые «органические» изменения. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности» [20]. С. JI. Рубинштейн отмечал, что личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. В своём труде «Основы общей психологии» он развёртывает основные положения подхода, который теперь принято называть личностным [35]. И если на первых этапах разработки этого подхода С. JI. Рубинштейн видел свою задачу в установлении принципов объединения личности через её проявления в деятельности, то есть его интересовала, прежде всего, роль деятельности в развитии личности, то в 40-5 0-е годы он больше стремился дать детерминистическое объяснение активности личности, понимая личность как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, то есть его интересовало деятельностное начало личности, роль её внутреннего мира, мотивации, сознания в осуществлении деятельности. Эта интегрирующая целостность включает в себя все свойства, которые затрагивались выше рассмотренными социально-психологическими: концепциями. Обобщая их в соответствии с задачей нашего исследования, мы можем заключить, что в структуре личности пользователей научноинформационными сайтами мы должны учесть как своеобразие индивидуально-психологических черт личности, так и специфику её биопсихических особенностей. Но центральным звеном структуры должны стать характеристики мотивационной направленности личности, которые затрагивали практически все рассмотренные концепции, как явления, отражающие социальную суть человека, то есть его важнейшие социальнопсихологические отношения. Здесь важны не только формы реализации такой направленности, но и степень её осознания, и энергетический потенциал для её осуществления. Но все же отечественные концепции структуры личности отличает идея её формирования под влиянием жизнедеятельности и как субъекта жизнедеятельности. А сетевая активность может рассматриваться как аспект жизнедеятельности. Только при таком подходе, на наш взгляд, мы можем говорить о существовании не просто совокупностей, а различных сообществ пользователей Интернета. Аспект жизнедеятельности должен быть неразрывно связан со смыслом жизни личности. Резюмируя краткий обзор теоретических оснований нашего исследования, следует ещё раз подчеркнуть тот факт, что в последние годы, наряду с понятием «информационное» общество все чаще используется термин «виртуальное» сообщество. Однако, как мы предполагаем, если информационное общество использует новые информационные технологии прежде всего, для перестройки своей реальной жизни, то есть использует их как инструмент овладения внешним миром, то приверженцами «виртуального» сообщества являются люди, серьезно перестраивающие свою личную жизнь (учебную, профессиональную, интимную и прочее), переведя многие её аспекты в виртуальную реальность. Но в обоих случаях интернет-активность пользователей следует рассматривать как определенный аспект их жизнедеятельности, играющий важную роль в процессе формирования и развития личности. Несмотря на различие трактовок личности, в большинстве подходов в качестве её ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая целостность» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (Д. А. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н Мясшцев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили). Справедливость использования такого понятия как направленность, а в нашем случае — мотивационная направленность, во многом подтверждается тем, что в процессе жизни в обществе у каждого индивида формируется сложнейшая - многомерная, многоуровневая и динамическая - система субъективно-личностных отношений. Её можно было бы описать как многомерное «субъективное пространство», каждое из измерений которого соответствует определённому субъективно-личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и так далее). Эти измерения и представляют собой то, что Э. Эриксон называл «радиусами значимых отношений». «Субъективное пространство» далеко не всегда совпадает с «пространством» общественных отношений, в которые личность включена объективно. Нередко можно встретить факты «смещения» субъективных отношений личности относительно тех общественных отношений, в которые она включена объективно. Изменение объективного положения личности в обществе необходимо требует перестройки и её субъективных отношений. Если этого не происходит, то могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, конфликты с окружающими людьми или «внутренний разлад» [12]. В ходе развития субъективных отношений формируются специфические «образования»: система предпочтений, мнений, вкусов, интересов.. Складывается также определенная система образов, в которых с позиций данной личности, то есть субъективно и пристрастно, репрезентируются различные стороны и компоненты действительности, в которой она живет (образ других личностей, общностей, общества в целом и так далее). Как отмечал Б. Ф. Ломов, субъективные отношения выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности [56]. Было бы неверно субъективность, пристрастность связывать обязательно с искажениями или иллюзорностью этих отношений. Субъективность и субъективизм — это не одно и то же. Если отношения личности адекватны прогрессивным тенденциям развития общества, то их субъективность не только не является препятствием во взаимоотношениях с другими людьми, но, напротив, способствует развитию этих взаимоотношений. Однако при определённых условиях пристрастность может выступить и в форме субъективизма (предрассудков, предвзятости, ригидности в поведении и мнениях и тому подобное), препятствующего нормальным взаимоотношениям личности с другими людьми, а значит, и её собственному развитию. Таким образом, то, что иногда называют интернет-зависимостью, то есть длительное пребывание в интернет-пространстве, нельзя, на наш взгляд, называть исключительно отрицательным феноменом. Она может выступать, при определенных условиях, средством гармонизации социальнопсихологических отношений личности с окружающей её реальностью. 1.2 Интернет-среда как опосредующее звено в процессе развития личности По подсчётам науковедов, с начала нашей эры для того, чтобы удвоить знания, потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье к 1950 году, иначе говоря - уже за 50 лет, при росте объёма информации за эти полвека в 8-10 раз. Причём эта тенденция все более усиливается, так как объём знаний в мире к концу XX века возрос вдвое, а объём информации увеличился более чем в 30 раз. Это явление, получившее название «информационный взрыв», указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации. Во второй половине 60-х годов в докладе японской группы по научным, техническим и экономическим исследованиям впервые был произнесен термин «информационное общество». Так был назван один из вероятных вариантов развития человечества, связанный с компьютерными и информационными нововведениями. Основным признаком нового информационного общества было определено наличие в изобилии высокой по качеству информации и всех необходимых средств для её распределения [10]. «Понятие «информационное общество» отражает одну из наиболее характерных и заметных особенностей современного этапа социального развития, а именно бурное, революционное развитие во второй половине прошлого столетия так называемых информационных технологий. Данное понятие было введено в научный оборот Ф. Махлупом в 1962 году в работе «Производство и распределение знания в США», положив тем самым начало изучению «экономики знаний». Впоследствии содержание данного понятия было признано весьма размытым и в некоторых отношениях не вполне корректным» [16]. Более корректно говорить о том, что «информационной», как и «постиндустриальной», может быть хозяйственная система, экономика, но не общество. Другими словами, необходимо подчеркнуть, что концепция «информационного общества» строится на доминирующей роли информационных технологий в экономике и социальной жизни. Концепция информационного общества достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д. Беллом, Дж. Гелбрейтом, Дж. Мартином, И. Масудой, Ф. Полаком, О. Тоффлером, Ж. Фурастье и другими. Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Среди отечественных учёных, внёсших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В. М. Глушкова, Н. Н. Моисеева, А. И. Ракитова, А. В. Соколова, А. Д. Урсула и других. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г. Т, Колин К. и другие. Специалистами отмечается, что, к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных, социальных структур и процессов. Информатизация должна быть «слита» с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и её информационной среды. Говоря о характерных чертах информационного общества, в первую очередь обращают внимание на универсальный охват информационными технологиями всех его сфер (экономика, государственное управление, образование, быт и прочее). Сегодня сложно представить мир без глобальной сети Интернет, без энциклопедических, электронных поисковых систем, посредством которых человек имеет возможность активно участвовать в политической, государственной, экономической, социальной жизни общества. Постепенно в процессе исследований сформировались ведущие характеристики информационного общества, а именно: - наличие персонального компьютера, подключенного к Интернету; - тотальный и постоянный доступ к информации любого вида и назначения из любой точки географического пространства; - возможность коммуникации в режиме реального времени с каждым членом сетевого сообщества; - качественное изменение способов сбора и распространения информации; - возникновение новых средств массовой информации, полностью ориентированных на сетевую аудиторию и функционирующих при её активном участии; - исчезновение географических и геополитических границ при сохранении национальных культур; - свободный доступ к распространению и потреблению информации; - появление новых форм деятельности, связанных с функционированием Интернета и некоторые другие. В философии набирает силу тенденция к осмыслению всей истории общества как одной, единой гипермысли. С философской точки зрения, виртуальная реальность обладает рядом специфических черт: она порождена внешней реальностью, актуальная только в процессе её активного порождения, автономна во времени и пространстве и интерактивна, то есть обладает возможностью взаимодействия с другими реальностями. В психологической науке прочно утвердилось положение, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, - от его потребностей и мотивов, интересов и установок, то есть, в целом, от системы его социально-психологических отношений к действительности. Таким образом, чтобы определить, какую функцию свойства сети Интернет выполняют в процессе адаптации и социализации личности, необходимо рассмотреть эти свойства в аспекте психических свойств пользователей сети. Другими словами, для психологического изучения Интернета необходимо исследование соотношений свойств Интернет-активности с психологическими свойствами пользователей. Строго говоря, в случае сети Интернет мы имеем дело с системой «чело век – машина (-ы) - человек». то есть антропотехнической системой [79], где среднее звено является особой средой взаимодействия в системе «человек- человек» и инструментом создания этой среды (среды Интернеа). Таким образом, мы приходим к выводу о том, что при любом понимании среды Интернета - как антропотехнической системы (П. Рабардель) или как особой семиосферы (М. Ю. Лотман) - она является, с одной стороны, продуктом деятельности пользователей (в широком смысле, то есть включая разработчиков) и, с психолог....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: