- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретический анализ научной литературы по теме исследования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000696 |
Тема: | Теоретический анализ научной литературы по теме исследования |
Содержание
ГЛАВА I. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования 1.1. Мировоззренческие аспекты проблем формирования здорового образа жизни. Проблема здорового образа жизни имеет древние философские корни, связанные с рассмотрением таких вопросов, как отношение человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, наслаждение и аскетизм, потребление и обладание, разумное и неразумное, рациональное и иррациональное, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению счастью (Соловьев Г.М. 1999) (38). Великий метафизик и философ Пифагор, философы Сократ и Платон в своих произведениях касались в определенной степени проблемы здорового образа жизни, гармонии духовного и телесного в человеке. Еще древние греки высказывали мысли о том, что в здоровом теле, здоровый дух. Подтверждением этому являются слова Демокрита о том, что телесная красота животна, если за ней нет ума. По этому поводу английский философ Ф. Бэкон писал, что тело и душа – это две различные сущности, однако взаимодействующие и «раскрывающие друг друга», что можно кое-что узнать о теле, исходя из состояния духа, и кое-что о духе, исходя из состояния тела. Высказывание Ф. Бэкона о том, что телесное здоровье во многом определяет состояние духа, звучит современно и является лаконичным выражением философских воззрений Демокрита (Соловьев М.Г., 1999)(38). С давних времен известно, что физическое состояние тела действует на психофизическое здоровье человека. Это же наблюдение лежит в основе и многих религиозных предписаний, касающихся выбора той или иной пищи и питья, соблюдение постов и плотского воздержания. Невежество есть зло, говорил английский философ М. Гоббс, ибо оно не приносит нам никакой пользы. Поэтому поводу французский философ Б. Паскаль писал, что если бы последующее поколение людей ничего нового не прибавляли к знаниям и опыту предыдущих поколений, никакой прогресс в жизни, в науках был бы просто невозможен. При этом он считал, что человек менее всего знает и понимает самого себя, коренные условия своего бытия, смысл своей жизни, свое истинное право. В понимании Ф. Вольтера, французского философа, просветителя, жившего XVII веке, люди жалки и несчастны в смысле их естественной подверженности болезням и их смертельности, но они в состоянии успешно противодействовать этому «физическому злу». Шарль-Луи Монтескье, выдающийся французский мыслитель энциклопедического склада, живший в этой же эпохе, что и Ф. Вольтер, утверждал, что здоровый и крепкий человек питает большое доверие к самому себе, т.е. имеет большое мужество, большую уверенность в своей безопасности, больше прямоты, меньше подозрительности, политиканства и хитрости. Практически все философы затрагивали вопросы категории здоровья в бытие человека. Еще с древности в сказаниях и легендах разные народы славили сильных, смелых, находчивых людей, а обжор, пьяниц, лентяев высмеивали (Соловьев М.Г., 1999) (38). Ответ на вопрос, почему люди, несмотря на то, что некоторые поступки, действия, которые наносят вред их здоровью и все равно совершают их, найти нелегко. Человек, являясь продуктом общества и одновременно явлением природы и делая свой выбор между полезными и дурными привычками, нездоровьем и здоровьем, человек находится в душевном напряжении. В таком выборе должны оказывать влияние сформированные установки на здоровый образ жизни. С детства формируемые, начиная с семьи, целевые установки и жизненные интересы на здоровый образ жизни приводят к тому, что при любой ситуации человек будет однозначен в своем поведении, своем выборе. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется не только отсутствием болезни, но и как состояние полного комфорта – физического, психического и социального (Соловьев М.Г., 1999)(38). Политическое и экономическое состояние государства, семейные и корпоративные традиции, мнение товарищей могут оказывать влияние на поступки человека в отношении выбора между здоровьем и нездоровьем. Но также и личностные качества человека оказывают влияние на этот выбор: отсутствие знаний, недостаточное воспитание, фаталистические взгляды на жизнь, неверие в свои возможности создавать свое будущее, слабая воля, неумение управлять собой, чрезмерная эмоциональность при восприятии различного рода ситуаций личного и общественного характера (Дубровский В.И., 1999)(18). Однако каждый должен знать и понимать с детства, что природа изначально заложила в человека высокое предназначение и конкретно определенные каждому потенции развития и самосовершенствования. В какой степени и в каком направлении человек использует эти возможности, зависит от его мировоззрения, как он представляет себе мир в целом и свое место в нем, как в его сознании отражаются причинно-следственные связи, социальные и личностные факторы. От понимания сущности бытия, гармонии, единства функционирования разума, духа и тела, ценности здоровья, накопленного опыта и знаний, а в целом уровня культуры зависит, какой путь развития, какой образ жизни определяет себе личность (Соловьев Г.М., 1999)(38). Если у человека личные интересы и цели совпадают с интересами общества, то человек чувствует, что он счастлив. Человек становится социально значимой личностью, когда проявление счастья характеризуется для него пониманием ценности здоровья. 1.2. Современные аспекты формирования здоровья и здорового образа жизни обучающихся. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ за 2014 год 43 % обучающихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63 % - имели нарушения осанки; 18 % старшеклассников – повышенное давление. Количественные показатели по этим заболеваниям увеличиваются из года в год. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как ожирение, диабет, гипертония, атеросклероз (Дубровский В.И., 1999)(18). Как отмечено в «Концепции физического воспитания и здоровья детей и подростков» показатели в процентном соотношении по состоянию здоровья людей распределяются так, образу жизни: 50 – 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 – 15 % зависит от здравоохранения. Приоритетное направление в развитии современной образовательной школы – воспитание и развитие свободной личности, имеющей знаний в области естественных и социально-экономических наук, готовой к творческой деятельности и высоконравственному поведению. Достижение целей данного направления возможно лишь при условии сформированности показателей здорового образа жизни у обучающихся. Главенствующими задачами школы на современном этапе являются: развитие интеллектуальных способностей, формирование нравственности, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями, отраженными в статьях Федерального закона «Об образовании в РФ», в которых на одном из важнейших мест стоит здоровье обучающихся. Школьное образование в своей деятельности ориентируется на необходимость развития личности, ее интеллектуальных, психических и физических способностей, а также социальному самоопределению. По мнению Трещевой О.Л., все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы (41). Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений обеспечения и укрепления здоровья обучающихся. Ценностно-мотивационные установки на здоровый образ жизни занимают центральное место в формировании здорового образа жизни. В последнее время в школах повсеместно используются различные оздоровительные программы, которые способствуют формированию здорового образа жизни обучающихся, укреплению здоровья, как в учебной деятельности, так и вне учебной деятельности обучающихся, ориентированной на здоровый образ жизни. Между необходимостью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и технологии формирования здорового образа жизни на сегодняшний день не разрешено имеющееся в науке и практике противоречие (Айзман Р.И., 2000)(3). Для разрешения данного противоречия необходимо рассмотрение здоровья человека в его целостности. Р.И. Айзман провел анализ компонентов здоровья человека для выявления содержательной характеристики категории здоровья. В данном вопросе необходимо опираться на определение, данное Всемирной организацией здравоохранения, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов". Исходя из данного определения мы можем говорить о таких уровнях категории здоровья как, физический (соматический), социальный и психический. Тем не менее, здоровье должно определяться и личностными проявлениями человека, потому как оно будет зависеть от личностных качеств человека, типа его поведения, укрепляющего либо наносящего вред собственному здоровью. Категорию «здоровье» возможно, представить в виде четырехкомпонентной модели. По данным Трещевой О.Л., духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу (41). Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме. Влияние данных компонентов друг на друга и их иерархия на различных этапах возрастного развития человека может меняться, потому выделение компонентов здоровья условно. Выделение данных компонентов показывает с одной стороны многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования организма в целом, с другой характеризует различные стороны жизни человека. При формировании здорового образа жизни необходим учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов и индивидуальных особенностей развития человека. 1.3. Компоненты здорового образа жизни На организм человека оказывает воздействие много внешних факторов, некоторые из них являются отрицательными. К ним относятся: недолжный уровень медицинского обслуживания, нарушение правил гигиены, требований режима дня, несбалансированный режим питания, режим учебного процесса, нарушения экологического состояния окружающей среды, вредные привычки, отягченная или неблагополучная наследственность. Как отмечает в своих исследованиях Лукьяненко В.П., сохранение и укрепление здоровья людей только на 50 % определяют независящие от человека причины, такие как экология (20 %), здравоохранение и медицина (10 %) и наследственность (20 %). Остальные 50 % состояния здоровья напрямую зависят от образа жизни человека и режима его двигательной активности (30 %) (Лукьяненко В.П., 2001)(27). Высокий уровень работоспособности в учебной деятельности, приспособление к условиям окружающей среды, сохранение здоровья возможно в процессе соблюдения норм, правил и ограничений в повседневной жизни человека, т.е. соблюдение принципов здорового образа жизни (Лукьяненко В.П., 2001)(27). Здоровый образ жизни представляет собой режим ограничений в соответствии с оптимальным режимом физических нагрузок, то есть для успешного решения проблемы сохранения здоровья необходимо наряду с правильно организованной двигательной активностью систематически выполнять и другие заповеди его укрепления: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать (7). Единственный способ сохранить здоровье – есть то, что не хочешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится. Поэтому следование основным нормам организации здорового образа жизни является неотъемлемым составляющим сохранения и укрепления здорового генофонда нашей страны (18). Человек характеризуется личностными и мотивационными особенностями, возможностями и склонностями, т.е. своим стилем. В отношении здорового образа жизни, стиль предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья. Каждый конкретный человек обладает своим индивидуальным стилем здорового образа жизни, включающим в себя способ организации своей жизнедеятельности, индивидуальные интересы, потребности и возможности личности, во взаимосвязи со всеми видами его деятельности (Лукьяненко В.П.,2001)(38). Основные компоненты здорового образа жизни: рациональное питание, плодотворный труд, закаливание организма, оптимальный режим двигательной активности, отношение к вредным привычкам, знания о здоровом образе жизни, положительные эмоции. Рис 1. Основные компоненты здорового образа жизни. На современном этапе развития нашего общества многие ученые выделяют и другие компоненты ЗОЖ. Так, Дуркин П.К., Лебедева М.П. (2002) выделяют в своих работах потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движениях, в физическом совершенствовании, в сохранении и укреплении здоровья – вот психологические основы мотивации формирования здорового образа жизни (19). Лаптев А.П., Полиевский С.А. (1990) к основным компонентам здорового образа жизни относят: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха, отношение к вредным привычкам (26). По данным Бальсевича В.К., Лубышевой М.П., основным компонентом здорового образа жизни является личная физическая культура. Это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональной использование человекам одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего духовного и физического состояния (8). Помимо этих основных компонентов в системе формирования здорового образа жизни многими учеными выделяется еще и образовательный компонент, как учащихся, так и учителей и родителей (Лукьяненко В.П., 2000, Трещева О.Л., 2001, Абаскалова Н.П., 2000, Соловьев Г.М.), котором можно выделить следующие основные знания: * о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека; * о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения; * о целенаправленном применении разнообразных форм физической культуры; * о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; * об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе; * активная пропаганде по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества. Рациональное питание По определению Лаптева А.П., рациональное питание – важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни (26). Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма (6). Напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии. У человека мозг составляет около 2 % от общей массы тела и потребляет примерно 20 % всей энергии, расходуемой организмом в покое (37). При этом пополнение запаса питательными веществами мозга происходит за счет расщепления глюкозы на АТФ и криотинфосфаты. Понижение содержания глюкозы и кислорода в артериальной крови ниже определенного уровня ведет к уменьшению интенсивности клеточного дыхания и нарушению мозговых функций (Волков И.И., 2001) (16). Это может стать одной из причин снижения умственной работоспособности и ухудшения восприятия учебного материала учащимися при неправильной организации рабочего дня и питания в школе. Чтобы предотвратить подобное нежелательное развитие событий, следует перейти к "дробному" приему углеводов, распределяя большую часть их суточной дозы на промежуточные приемы пищи в течение школьного дня (это могут быть фруктовые или специально приготовленные углеводные напитки, чай, кофе, различные булочки, печенье, конфеты и т.п.), что обеспечит постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будет стимулировать повышенную умственную активность школьников (Волков И.И., 2001) (16). Следует сказать, что правильное питание обучающихся должно давать возможность растущему организму поступление всех необходимых веществ и в нужных количествах и пропорциях. По приведенным данным Волкова Н.И., помимо простых сахаров, к которым относится глюкоза, с пищей в организм поступают также и сложные формы углеводов, такие, как крахмал, декстрины, клетчатка и т.п. Общее количество углеводов, необходимых школьникам в течение одного дня, составляет от 300 до 400 г, или в среднем около 10 г углеводов на 1 кг веса тела. Относительная доля углеводов в общих энергозатратах организма, обеспечиваемых за счет продуктов питания, достигает у школьников 60-65% (16). По данным Дубровского В.И., второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии. Но жиры используются не только в энергетических целях, они также являются необходимым элементом при построении клеточных мембран, ферментов и гормонов, служат средой для растворения витаминов А, D, E, K (18). Другой важный компонент пищи - белки. На их долю в суточном рационе школьников обычно приходится не более 10-12% от общего количества энергии, получаемой из пищи. Но основное назначение белков не сводится к удовлетворению энергетических потребностей. Белки - это основной строительных материал нашего организма, необходимый для роста и поддержания структурной целостности важнейших органов и тканей. Белки - это полимерные соединения, состоящие из различных аминокислот. В состав белков человеческого организма входят 24 аминокислоты, которые подразделяются на две группы - заменимые и незаменимые. При правильном питании школьники должны получать весь набор незаменимых аминокислот, так как их недостаток в пище ведет к ослаблению важнейших функций организма и развитию болезненных состояний (Марков В.В., 2001) (30). Чтобы обеспечить поступление аминокислот в необходимых количествах и оптимальных соотношениях, пища школьника должна быть разнообразной и содержать белки как животного, так и растительного происхождения. Основными источниками белка в питании человека являются мясо, молоко, яйца, рыба, а также фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи. Белки животного происхождения более полезны для растущего организма школьников, так как их аминокислотный состав в большей мере отвечает его метаболическим требованиям. Средняя дневная потребность в белках составляет у школьников около 1,1 г белка на 1 кг веса тела (Волков И.И., 2001)(16). Следует отметить, что из-за различий в метаболической активности и функциях отдельных аминокислот обеспечить их оптимальные соотношения в пище довольно трудно. К тому же само по себе содержание какой-либо аминокислоты в пищевых продуктах еще не означает, что после пищеварения, всасывания и усвоения аминокислот в тканях достигаемой концентрации данной аминокислоты будет достаточно для удовлетворения метаболических потребностей организма. Из-за этого в питании лиц, испытывающих интенсивные физические и умственные нагрузки, широко применяются различные белковые препараты и аминокислотные смеси, в которых соблюдены оптимальные соотношения всех необходимых аминокислот (Виноградов П.А., 1996) (15). Растущий организм школьников требует не только основных элементов пищи таких как белки, жиры, углеводы, но и витамины и микроэлементы. Если организм ребенка недополучает витамины, то развивается болезнь – авитаминоз. Он приводит к нарушениям процессов роста, снижению внимания и ухудшению памяти. Переизбыток витаминов также нежелательно, так как развивается – гиперавитаминоз, что приводит к нарушениям в функционировании организма. Таким образом витамины следует употреблять в количествах прописанных в рекомендациях(Волков И.И., 2001) (16). Особым вопросом в питании школьников является применение при приготовлении пищи так называемых пищевых добавок, к которым обычно относят консерванты (противомикробные агенты), антиоксиданты (противоокислители), смесители, стабилизаторы и красители. Эти вещества добавляются в пищу, чтобы придать ей необходимую консистенцию, вкус и запах. Но они никогда не употребляются отдельно и не являются составной частью пищи. Многие из применяемых в настоящее время пищевых добавок, такие, как соль, уксус, желатин, перец, используются на протяжении многих веков, они всем известны, и их безвредность при приготовлении пищи ни у кого не вызывает сомнений. В то же время многие из пищевых добавок, которые стали применяться лишь в последнее время в связи с развитием промышленных технологий приготовления пищи, часто вызывают определенные возражения из-за опасности возникновения болезненных и аллергических реакций на пищу у детей (Марков В.В., 2001) (30). По поводу этих сомнений следует отметить, что использование пищевых добавок строго регламентируется, и прежде чем получить разрешение на использование какой-либо пищевой добавки, каждая из них проходит тщательную проверку в компетентных медицинских и правительственных органах, таких, как Всемирная организация здравоохранения, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Европейского Союза и пр. Проведенные к настоящему времени исследования показывают, что аллергические реакции на допущенные к употреблению пищевые добавки крайне редки (не более одного случая на тысячу), и, как правило, они не превышают числа случаев болезненных реакций на обычные продукты питания (Волков И.И., 2001) (16). Это следует иметь в виду при организации питания учащихся в наших школах. Добиться кардинальных изменений к лучшему в этой сфере можно только на пути промышленного приготовления стандартизированных школьных завтраков, а также специальных продуктов и напитков, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека. Надо помнить, что правильное питание наших детей в наиболее ответственный период их роста и формирования как личностей - это, прежде всего, путь к здоровью нации и залог эффективного усвоения каждым новым поколением школьников накопленных знаний. Оптимальный режим двигательной активности Для гармоничного развития детского организма необходимым условиям является достаточная двигательная активность. Организм, находящийся в фазе роста, испытывает потребность в движениях, как наиважнейшим условиям его жизнедеятельности. Двигательная активность для детей – это главный фактор физического развития, фактор механизмов адаптации к окружающей среде, а также фактор биологической стимуляции. (Егоров С.М., 2000) (21). По данным Антроповой М.В., Лукьяненко В.П. и др. уровень сохранения и укрепления здоровья школьников находится в тесной взаимосвязи от оптимального режима двигательной активности (4,27). По данным Всемирной организации здравоохранения каждый ребенок на пути своего развития должен совершать в младшем школьном возрасте 12 – 13 тысяч локомоций, в среднем школьном возрасте 14 – 15 тысяч, а в старшем до 17 – 17 тысяч соответственно(Марков В.В., 2001) (30). Большинство школьников не поддерживают свою двигательную активность на должном уровне по последним данным исследований медиков, физиологов и специалистов физической культуры. По литературным данным только 40 % двигательной активности реализуется через уроки физической культуры и спортивные секции, а остальные 60 школьник реализовывает самостоятельно, через проведение активного отдыха после школы и в выходные дни. Однако как показали исследования Беляева Н.Г., Суворова О.В. большинство школьников проводят выходные дни, лежа у телевизора. Гиподинамия наблюдается у 50 % школьников 6 –8 лет, у 60 % школьников 9 – 12 лет, и у 75 –80 % детей старшего школьного возраста, то есть гиподинамия свойственна всем возрастным группам детского населения (39). При этом по мере взросления дефицит движений наблюдается чаще у девочек, чем у мальчиков. Такое положение во многом обуславливает снижение состояния здоровья современных учащихся, развития и прогрессирования хронических заболеваний, таких как ожирение, нарушение зрения, нарушение осанки, сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Следует отметить, что при влиянии школьной гиподинамии у детей не отмечается отставания в росте, и в половом созревании. Они даже обгоняют своих сверстников. Но данная группа детей, как правило, имеет низкие показатели физической подготовленности и особенно мышечной силы (Беляев Н.Г., 1998) (10). Гиподинамия вызывает и микрофункциональную перестройку структур организма. Недостаточная двигательная активность способствует формированию функциональных систем организма с пониженными резервными возможностями. Изменения, которые происходят в растущем организме, - это своего рода адаптационная перестройка систем. Гиподинамия способствует не только снижению энергетических запасов и падению скорости синтеза АТФ за счет ослабления процессов окислительного фосфорилирования, но и делает организм неспособным противостоять любому повреждающему фактору (Беляев Н.Г., 1998) (10). Необходимо учесть, что дети большую часть своего времени проводят в школе, поэтому и основная профилактика недостатка двигательной активности должна реализовываться через средства физической культуры в режиме учебного дня. Именно физическая нагрузка в нормативных для каждого возраста пределах является фактором, обладающим защитными действиями против различного рода неблагоприятных влияний (Антропова М.В., 1998) (4). В связи с этим, укрепление здоровья занимающихся включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Задача, стоящая перед педагогами, заключается в том, чтобы обеспечить как можно большему числу детей, а в идеале - всем, возможности для укрепления здоровья средствами физической культуры (Нилуашев С., 1993) (33). Знания о здоровом образе жизни В последние время большинство ученых, работающих в области здорового образа жизни выделяют в основополагающий компонент формирования здорового образа жизни специальные знания, психологические установки и мотивации, которые являются стержнем личной физической культуры (Лубышева Л.И., Дуркин П.К., Лукьяненко В.П. и др.) (8,19, 27). Личная физическая культура – это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональной использование человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния (Лубышева Л.И., Дуркин П.К., Лукьяненко В.П. и др.) (8,19, 27). То есть личная физическая культура воспитывается и проявляется в физкультурно-спортивной деятельности (Лубышева Л.И., Дуркин П.К., Лукьяненко В.П. и др.) (8,19, 27). Для того, чтобы знания о здоровом образе жизни были усвоены детьми необходимо применение соответствующих методических условий и принципов формирования информированности учащихся о здоровом образе жизни и здравосберегающего стиля поведения на основе интеграции учебных дисциплин (Кабаян О.С., 2001). Для того чтобы ребенок выполнял упражнения и сдавал нормативы, которые не являются для него деятельностью, необходимо развитие мотивационного компонента. Только специальные знания о значении двигательной активности в жизни человека могут привить потребности в движении, физическом совершенствовании, а соответственно в сохранении и укреплении здоровья. По мнению Дуркина К.П., знания - вот психологическая основа мотивации занятий физической культурой и спортом (19). Мотивация может быть как внешней, так и внутренней (19). Внутренняя мотивация формирует активный интерес к занятиям физической культурой и спортом. И это возможно у детей, если внешние мотивы соответствуют реализуемым возможностям (7,8,19). Именно успешная реализация таких целей и мотивов вызывает у обучающихся желание заниматься физической культурой и спортом. Появление этих мотиваций позволяет школьнику включаться в процесс познания и формирования у него индивидуальной культуры здоровья (8). По данным Лукьяненко В.П., Трещева О.Л., Абаскалова Н.П., Соловьев Г.М. в формировании индивидуальной философии здоровья можно выделить следующие основные знания: * о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека; * о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения; * о целенаправленном применении разнообразных форм физической культуры; * о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; * об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе; * активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества (27,41, 1,38) . Именно этот образовательный компонент, на наш взгляд, и лежит в основе обучения, привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни. 1.4. Занятия физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Он включает в себя систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей школьников, сохранения здоровья и двигательных навыков. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания: систематические занятия физическими упражнениями и спортом дисциплинируют человека, способствуют преодолению вредных привычек и укреплению здоровья. Наиболее важное значение занятия физической культурой и спортом имеют для работников умственного труда. Человек, ведущий малоподвижный образ жизни, даже если он молод, при небольших физических нагрузках будет испытывать одышку и сердцебиение. Человек же систематически занимающийся физической культурой справиться с значительными физическими нагрузками. Развитие сердечной мышцы находится прямой зависимости от развития и силы всей мускулатуры, поэтому физическая тренировка укрепляет сердечную мышцу. Если у человека неразвита мускулатура, мышца сердца слабая, что проявляется даже при небольшой физической нагрузке. Занятия физической культурой и спортом также показаны и лицам, занимающихся физическим трудом, потому как зачастую физическая нагрузка приходится на один вид мышц. А для гармоничного развития и функционирования организма необходима оптимальная работа всех систем и органов (50,49). Для всестороннего физического развития, для оптимальной работы организма и его оздоровления используют систему специально подобранных упражнений для физической подготовки и методических приемов, которые называются гимнастикой. Одним из ее видов является зарядка. "Лучшего средства от хвори нет — делай зарядку до старости лет", — гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10—15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую после сна. Такой вид гимнастики дает заряд энергии, положительные эмоции и помогает поднять работоспособность для начала рабочего дня. Поэтому на некоторых производствах используются гимнастические упражнения также в течение дня. Давая отдых нервной системе, упражнения снимают утомляемость и способствуют высокой работоспособности. Совсем иное дело — профессионально-прикладная гимнастика: регулярные занятия специально подобранными упражнениями предусматривают преимущественно развитие тех групп мышц и двигательных навыков, которые необходимы для более быстрого овладения трудовым мастерством в определенных профессиях. А во всех школах и учебных заведениях есть обязательный предмет — основная гимнастика. В ее программе — обучение прикладным двигательным навыкам (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метания, преодоление различных препятствий, равновесия, переноска груза), а также несложным гимнастическим и акробатическим упражнениям. К основной гимнастике относится и так называемая оздоровительная гимнастика, предназначенная для самостоятельных занятий на досуге. Она необходима тем, кто не может почему-либо посещать занятия группы здоровья. Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости. Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Кроме того, в качестве самостоятельной двигательной активности можно использовать ходьбу: по лестнице, прогулки на свежем воздухе и т.д. Прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: